Рабочая программа по истории для 6 класса
рабочая программа по истории (6 класс) по теме
Рабочая программа по учебникам "История Средних веков" Агибалова Е.В., Донской Г.М., "История России с древнейших времён до конца XVI века" А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_6_klass.docx | 85.48 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вольно-Донская средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНА: УТВЕРЖДЕНА:
Зам. Директора по УВР Директором
«29» августа 2013г. МБОУ Вольно - Донской СОШ
________ С.И. Гриценко
___________С.А. Кореньковой Приказ № 174 от 30.08.2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2013 – 2014 учебный год
учителя Украйченко П.И.
« Рассмотрена и рекомендована
к утверждению
методическим объединением
Протокол № 1 от «______»
2. Пояснительная записка
Рабочая программа по истории разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы Л.Н. Алексашкиной «Всеобщая история» 2004 года, «Программы общеобразовательных учреждений по истории 5-11 классы» М.:Просвещение,2008.
На изучение всеобщей истории по программе дается 34 часов, на историю России 36 часов. Программа скорректирована согласно учебного плана и расписания МБОУ Вольно-Донской СОШ на 68 часов, всеобщая история 34, история России-34 часа. Тематическое планирование предполагает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, дидактические материалы (контрольные задания, тесты, учебно-познавательные задачи разного уровня сложности) М.В. Короткова; О.В. Давыдова по истории средних веков.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера.
Курс ставит целью:
- Ознакомление учащихся с событиями истории, фактами, биографиями исторических деятелей;
- Формирование целостного представления об историческом пути России
- Изучение материальной и духовной культуры русского народа;
- Воспитание патриотизма и гражданственности, привитие интереса к Отечественной истории.
Цель учителя:
- Сформировать знания в рамках программы;
- Сформировать умения работы с источниками, исторической картой, умение называть характерные, существенные черты, сравнивать исторические события, хронологические умения;
- Воспитать интерес к истории и культуре народов стран мира и России, ценностные ориентиры и убеждения.
3. Содержание учебного курса. История.
3.1. Наименование разделов учебной программы.
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | в т.ч. для повторения и контроля |
1. | Введение | 1 | |
2. | Становление средневековой Европы (VI – XI в) | 6 | |
3. | Византийская империя и славяне в VI –XI веках | 3 | |
4. | Арабы в VI – XI вв. | 2 | |
5. | Феодалы и крестьяне | 2 | |
6. | Средневековый город в Западной и Центральной Европе | 2 | |
7. | Католическая церковь в XI –XIII вв. Крестовые походы | 2 | |
8. | Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV) | 6 | |
9. | Германия и Италия в XII –XV вв | 1 | |
10. | Славянские государства и Византия в XIV – XV веках | 2 | |
11. | Культура Западной Европы в XI –XV веках | 4 | |
12. | Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | 3 | 1 |
13. | Введение | 1 | |
14. | Русь древняя | 8 | |
15. | Политическая раздробленность на Руси | 9 | |
16. | Русь Московская. | 17 | 1 |
| Итого: | 70 | 2 |
Характеристика основных содержательных линий.
Средние века: понятие и хронологические рамки.
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.
Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.
Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распростра-нение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.
Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возник-новения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в ХП—XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образо-вание централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в ХП—XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии.
Культура средневековой Европы. Представления средневекового челове-ка о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.
Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покорённых народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племён, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчинёнными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремёсла.
Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.
Историческое и культурное наследие Средневековья.
История России
Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона—часть истории России. Источники по российской истории.
Древнейшие народы на территории России. Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племён. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия.
Древняя Русь в VIII — первой половине XII в. Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотно-шения с соседними народами и государствами.
Образование Древнерусского государства: предпосылки, причины, значение. Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси: причины и значение. Владимир Святославич. Христианство и язычество.
Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Древнерусские города, развитие ремёсел и торговли. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и её соседи.
Древнерусская культура. Былинный эпос. Возникновение письменности. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись (мозаики, фрески). Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоёв населения.
Русь Удельная в 30-е гг. XII—XIII вв. Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития. Идея единства русских земель в памятниках культуры.
Русь в системе международных связей и отношений: между Востоком и Западом. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на Калке. Нашествие монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь и страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и Запад; отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
Русь и Золотая Орда. Зависимость русских земель от Орды и её последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.
Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Культура Руси в 30-е гг. XII—XIII вв. Летописание. Каменное строительство (храмы, города-крепости) в русских землях. Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля.
Московская Русь в XIV—XV вв. Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва, её значение.
Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV в., её итоги. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Иван III. Образование единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Судебник 1497 г.
Экономическое и социальное развитие Руси в XIV—XV вв. Система землевладения. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания феодально-крепостнической системы.
Религия и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели. «Москва — Третий Рим».
Культура и быт Руси в XIV—XV вв. Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Важнейшие памятники литературы (памятники куликовского цикла, сказания, жития, хождения). Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи (Ф. Грек, А. Рублёв).
Московское государство в XVI в. Социально-экономическое и политическое развитие. Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х гг. и их значение. Стоглавый собор. Опричнина: причины, сущность, последствия.
Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Расширение территории государства, его многонациональный характер. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, её итоги и последствия.
Россия в конце XVI в. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян.
Культура и быт Московской Руси в XVI в. Устное народное творчество. Просвещение. Книгопечатание (И. Фёдоров). Публицистика. Исторические повести. Зодчество (шатровые храмы). Живопись (Дионисий). Быт, нравы, обычаи. «Домострой».
Россия на рубеже XVI—XVII вв. Царствование Б. Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъём народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых.
3.2. Планируемые результаты.
История Средних веков
Выпускник научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.
3.3. Система оценки планируемых результатов.
При оценивании устного ответа учащегося на 2 и 3 ступени обучения оценка ставится:
- за устный ответ на обобщающем уроке; за устные индивидуальные ответы учащегося на уроке
- за участие во внеурочных мероприятиях по предмету
- за исправление ответов учащихся
- за умение использовать в ответе различные источники знаний ( текст учебника, рассказ учителя, наглядные материалы)
- за работу с историческими источниками и их анализ
- за выполнение домашней работы;
- за работу в группах по какой-либо теме;
- за самостоятельную, практическую, творческую, фронтальную работы;
- за ролевую игру или викторину
- за выполнение учебной презентации, доклада или сообщения по теме;
При оценивании письменных ответов оценка ставится:
- за выполнение заданий в рабочей тетради самостоятельно
- за составление плана - простого, развернутого, тезисного, плана-конспекта
- за исторический диктант
- за сочинение по определённой теме (1-2 страницы)
- за тестовую работу
- за письменный реферат
Критерии оценивания
Оценивание устных ответов:
1.Оценка «5» ставится за полный, развёрнутый ответ, умение применять знания и излагать их логично.
2.Оценка «4» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но при наличии некоторой неполноты знаний или мелких ошибок.
3.Оценка «3» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки.
4.Оценка «2» ставится за существенные недостатки и ошибки, а результат ответа соответствует частично требованиям программы
Оценивание письменных ответов:
Оценка «5» - 100-90 %
Оценка «4» - 89-70 %
Оценка «3» - 69-45 %
Оценка «2» - 44-0 %
- Календарно-тематическое планирование
Средние века | |||||||||
№ | Кол-во часов | Темы урока | Тип урока | Виды учебной деятельности | Термины и понятия | Оборудование | Дом. задание | Дата | |
План | Факт | ||||||||
I . Введение (1 час) | |||||||||
1. | 1 | Что изучает история средних веков | Лекция | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Происхождение понятия «Средние века». Географические и хронологические рамки Периодизация истории Средних веков.. Источники по истории Средних веков | Презентация по теме | С.6-11 | 04.09 | |
II . Становление средневековой Европы (VI – XI в)(6 часов) | |||||||||
2. | 1 | Древние германцы и Римская империя | .Комбинир. урок | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. | Карта «Великое переселение народов» | П.1 | 05.09 | |
3. | 1 | Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII в. | Самост. работа в группах | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация и управление государством. «Салическая правда». | Карты учебника, стр.36. 38 1. с.19-22 | П.2 | 11.09 | |
4. | Возникновение и распад империи Карла Великого. | Комбинир. урок | Составление таблицы, беседа. | Франкское государство в 5-8 вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его реформа. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. Верденский раздел, его причины и значение. | Презентация по теме | П.3 | 12.09 | ||
5. | Феодальная раздробленность. Западная Европа в IX –XI в | Комбинир. урок | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Слабость королевской власти во Франции. Династия Капетингов. Домен. Усиление королевской власти в Германии и образование Священной Римской империи. | Презентация по теме | П.4 | 18.09 | ||
6. | Англия в период раннего Средневековья | Комбинир. урок | Составление таблицы, беседа. | Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия. | П.4. В. С.44 | 19.09 | |||
7. | Культура Западной Европы в раннее Средневековье | Урок-презентация | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Истоки средневековой культуры. Система образования. «Каролингское возрождение». Книга в раннее Средневековье. Историческая роль раннесредневековой культуры Западной Европы. | Иллюстрации по теме 1. с.25-28 | П.5. | 25.09 | ||
III. Византийская империя и славяне в VI –XI веках(3 часа) | |||||||||
8. | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами | Комбинирован. урок | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной. Территория и население. Константинополь – столица Византии и воплощение её могущества. Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Борьба с внешними врагами. | Карты «Рим.импе-рия в IV-VI вв»., «Византийская им перия в VI-XI вв.» 1. с.28-31 | П.6. | 26.09 | ||
9. | Культура Византии | Урок-экскурсия | работа в группах, проблемные задания. | Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Византийская иконопись. Культурные связи Византии. | Иллюстрации па-мятников Визан-тии. 1. с.32-35 Презентация по теме | П.7. В.4. письменно | 02.10 | ||
10. | Образование славянских государств | Комбинирован. урок | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Значение принятия христианства. Создание славянской письменности. Кирилл и Мефодий. | Карта «Болгария и Великая Моравия в VII-IX вв» 1. с.35-38 | П.8. | 03.10 | ||
IV. Арабы в VI – XI вв. (2 часа) | |||||||||
11. | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад | Комбинир. урок | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммеда Хиджра. Победа новой веры. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Сунниты и шииты. Распад Халифата. | Карта «Арабы в VII-IX вв.» 1. с.38-41 | П.9. | 09.10 | ||
12. | Культура стран халифата | Комбинир. урок | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни. | Презентация по теме | П.10. | 10.10 | ||
V . Феодалы и крестьяне (2 часа) | |||||||||
13. | В рыцарском замке | Урок-турнир | работа в группах, игра | Понятие феодального общественного строя. Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Кодекс рыцарской чести. | Схема «Феодаль-ная лестница» 1. с.44-47 | П.11. | 16.10 | ||
14. | Средневековая деревня и её обитатели | Комбинир. урок | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Понятие феодальной вотчины. Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, её функции и значение. | Схема «Феодаль-ная лестница» 1. с.44-47 | П.12, | 17.10 | ||
VI. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 часа) | |||||||||
15. | Формирование средневековых городов | Заочное путешествие | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Упадок городской жизни в раннее Средневековье. Причина возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. | Карта «Развитие ремесла и торго-влив Европе в XIV в.», стр.140 1. с.54-58 | П.13. | 23.10 | ||
16. | Горожане и их образ жизни | Комбинир.урок | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Социальная структура города. Патрициат. Организация управления. Облик города. Жизнь и быт горожан. | Карта «Развитие ремесла и торго-влив Европе в XIV в.», стр.140 1. с.54-58 | П.14. вопросы | 24.10 | ||
VII. Католическая церковь в XI –XIII вв. Крестовые походы.(2 часа) | |||||||||
17. | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | Комбинир. урок | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Складывание нового устройства общества. Сословия. Материальное богатство церкви, их источники. Разделение церквей. Различия между католицизмом и православием. Еретики. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в укреплении католической церкви. | Карты «Рим.импе-рия в IV-VI вв». 1. с.63-65 | П.15. | 30.10 | ||
18. | Крестовые походы. | Видеоурок | Просмотр фильма, обсуждение | Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и результаты. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых походов. | Карты «Крестовые походы», «Гос-ва крестоносцев в XI-XII вв.». стр. 166 уч 1. с.66- | П.16. записи в тетради | 31.10 | ||
VIII. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV)( 6 часов) | |||||||||
19. | Как происходило объединение Франции | Самостоят.работа в группах | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, её союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Cвятом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и «авиньонское пленение». | Карта «Англия и Франция в XI-начале XIVвв.»; с.187 1. с.73-77 | П.17. составить план параграфа | 13.11 | ||
20. | Что англичане считают началом своих свобод | Комбинир. урок | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Воздействие нормандского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии. Могущество королевской власти в конце XI-XII вв. Реформы Генриха II Плантагенета. Столкновение с церковью. Великая хартия вольностей, её историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента. | Карта «Англия и Франция в XI-начале XIVвв.»; с.187 1. с.73-77 | П.18. прочитать балладу о Робин Гуде | 14.11 | ||
21. | Столетняя война | Комбинир. Урок | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Причины и начало Столетней войны. Главные события. Жанна д Арк и перелом в ходе войны. Конец Столетней войны и её итоги. | Карта уч-ка «Анг-лия и Франция во времена Столет-ней войны», Хрон. схема «Осень Средневековья», с.232 1. с.97-102 | П.19. В. С. 171. | 20.11 | ||
22. | Крестьянские восстания во Франции и в Англии | Урок-портрет | Беседа, проблемные задания. | Причины крестьянских восстаний. Жакерия. Уот Тайлер. Итоги крестьянского движения. | Презентация по теме | П.20. | 21.11 | ||
23. | Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии | Комбинир. Урок | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Завершение объединения Франции и его последствия. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти при Генрихе VII Тюдоре. | Карта уч-ка «Анг-лия и Франция во второй половине XV в.» с.253, «Реконкиста и объединение Испа нии». с.257 1. с.103-106 | П.21. | 27.11 | ||
24. | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | Самостоят. работа в группах | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Объединение Испании и завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы. | Иллюстрации, презентация по теме | П.22. | 28.11 | ||
IX. Германия и Италия в XII –XV вв.(1 час) | |||||||||
25. | Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов | Комбинир. урок | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Государства Германии. Политика Фридриха I Барбароссы Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине XII – XIV вв. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции. | Презентация по теме | П.23. | 04.12 | ||
X .Славянские государства и Византия в XIV – XV веках (2 часа) | |||||||||
26. | Гуситское движение в Чехии | Комбинир. урок | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Чехия в XIV веке. Ян Гус. Причины гуситского движения, его участники: умеренные и табориты. Ян Жижка. Значение гуситского движения. | Карты «Развитие ремесла и торгов-ли в Европе», с.140; «Чехия и Польша в XIV-XV вв»., с.263 1. с.106-110 | П.25. Сообщения учащихся. | 05.12 | ||
27. | Завоевание турками-османами Балканского полуострова | Комбинир. урок | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Страны Балканского полуострова перед османским завоеванием. Битва на Косовом поле. Ослабление Византии, Болгарии, Сербии. Усиление Османской империи. | Карты уч-ка «Ви-зантийская импе-рия в VI-IX вв», с.60, «Османская империя в XIV-XV вв», с.271 1. с.111-114 | П.26. | 11.12 | ||
XI. Культура Западной Европы в XI –XV веках | |||||||||
28. | Образование и философия | Самостоят. Работа в группах | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Возникновение университетов. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке.. Схоластика. | Иллюстрации, презентация по теме | П.27. Сообщения учащихся | 12.12 | ||
29. | Средневековая литература и искусство | Интегрир. урок | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Литература: рыцарская и городская. Трубадуры, миннезингеры. Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты. | Иллюстрации, презентация по теме | П.28. с. 228 в.5 письменно | 18.12 | ||
30. | Культура раннего Возрождения в Италии | Заочная экскурсия | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Франческо Петрарка. Джованни Боккаччо. Сандро Боттичелли. | Иллюстрации, презентация по теме | П.29. | 19.12 | ||
31. | Научные открытия и изобретения | Самостоят работа в группах | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний. Усовершенствование водяного двигателя, появление огнестрельного оружия., изобретение книгопечатания и его значение. | Иллюстрации, презентация по теме | П.30. | 25.12 | ||
XII. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | |||||||||
32. | Средневековый Китай. | Комбинир. урок | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Великий шёлковый путь. Борьба с северными кочевниками. Монгольское владычество и его свержение. Императорская власть и чиновничество. Достижения китайской науки, литературы, искусства. | Карты уч-ка «Индия и Китай в XI-XV вв», «За-воевания Чингис-хана», с.308, «Рас-пад державы Чин-гисхана» с.310, «Завоевания Ти-мура", с.312 1. с. 123-126 | П.31. | 26.12 | ||
33. | Индия. Государства и культура. Государства и народы доколумбовой Америки. Африка | Комбинир. урок | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Природные условия Индии, её богатства. Занятия населения. Индийская община. Варны и касты. Роль кастовой системы в индийском обществе. Делийский султанат. Религии Индии. Достижения индийской культуры. Майя, ацтеки, инки. Занятия населения. Жизнь, быт, самобытность культуры народов. | Карты уч-ка «Индия и Китай в XI-XV вв», «За-воевания Чингис-хана», с.308, «Рас-пад державы Чин-гисхана» с.310, «Завоевания Ти-мура", с.312 1. с. 123-126 | П.32-33 | 15.01 | ||
34. | Контрольная работа «Мир в Новое время» | Тест | Тест | 16.01 | |||||
История России | |||||||||
I . Введение (1 час) | |||||||||
1. | История России – часть всемирной истории | Лекция | Лекция, проблемные задания. | Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История Дона – часть истории России. Исторические источники по истории нашей страны. | Политическая карта | 22.01 | |||
II. Русь древняя | |||||||||
2. | Восточные славяне. Р/к. Эпоха неолита на территории Дона | Комбинированный урок | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Древние люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт, верования. Родоплеменные отношения. Присваивающее и приобретающее хозяйство, пашенное земледелие, соседская община, вече, дань, язычество | Карта, презентация по теме | П.1. | 23.01 | ||
3. | Соседи восточных славян | Комбинир. урок | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами. | Карта, презентация по теме | П.2. | 29.01 | ||
4. | Формирование Древнерусского государства | Комбинир. урок | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Предпосылки и причины образования, Совершенствование приёмов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов.. Варяги. Новгород и Киев – центры восточнославянской государственности. Норманнский вопрос. | Таблица: Формирование Древнерусского государства | П.3,В.2. С.27. | 30.01 | ||
5. | Первые русские князья | Видеоурок | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению положения Древнерусского государства. Походы Святослава. | Видеофильм | П.4. | 05.02 | ||
6. | Князь Владимир. Крещение Руси. | Комбинир. урок | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Значение принятия христианства. | Иллюбстрации по теме | П.5. сообщения учащихся | 06.02 | ||
7. | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. | Комбинир. урок | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Князь Ярослав. Внутренняя политика. Русская Правда. Земельные отношения. Зависимые категории населения. Политический строй. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Система местного управления. Внешняя политика. | Карта, презентация по теме | П.6. | 12.02 | ||
8. | Культура Древней Руси | Урок-путешествие | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Особенности развития культуры. Устное народное творчество. Былины. Возникновение письменности.. Летописи. Жития. Зодчество и изобразительное искусство.. Фрески. Мозаика.. Икона. Художественное ремесло. | Иллюстрации по теме | П.7. сообщения учащихся | 13.02 | ||
9. | Быт и нравы Древней Руси. . Р/к. Наш край в IX-XII в | Сюжетно-ролевая игра | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Формирование древнерусской народности.. Образ жизни князей и бояр. Быт и образ жизни горожан. Быт и образ жизни земледельческого населения. | Иллюстрации по теме, презентация | П.8. | 19.02 | ||
III. Политическая раздробленность на Руси | |||||||||
10. | Начало раздробления Древнерусского государства | Урок-характеристика (История –35,2004) | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Причины раздробления государства. Любечский съезд князей. Правление Владимира Мономаха. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. | Карта, презентация по теме | П.9. | 20.02 | ||
11. | Владимиро-Суздальское княжество | Комбинир. урок | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти. Юрий Долгорукий. Внутренняя и внешняя политика князей. | С.84-89 | 26.02 | |||
12. | Новгородская и Галицко-Волынская земля. | Самостоят работа в группах | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Территория, природные и хозяйственные особенности. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли. Республика. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий. | С.89-95 | 27.02 | |||
13. | Нашествие с Востока. | Комбинир. урок | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение на Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. | Карта, презентация по теме | П.12. | 05.03 | ||
14. | Борьба Руси с западными завоевателями. | Комбинир. урок | Фронтальный опрс, работа в группах, проблемные задания. | Походы шведов и крестоносцев. Ливонский и Тевтонский ордена.. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. | Карта, презентация по теме | П.13. | 06.03 | ||
15. | Русь и Золотая Орда. | Комбинир. урок | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Золотой Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. | Карта, презентация по теме | П.14. | 12.03 | ||
16. | Русь и Литва. | Комбинир. урок | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве. | Карта, презентация по теме | П.15. | 13.03 | ||
17. | Культура русских земель в XII-XIII вв. | Видеоурок | Фронтальный опрс, работа в группах, проблемные задания. | Особенности культуры. Накопление научных знаний. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игоре». | Иллюстрации по теме | П.16. | 19.03 | ||
18. | Р/к. Дон во времена Московского удельного княжества. | Урок-экскурсия | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Общественно-экономическое и культурное развитие Донской земли. | Записи в тетради | 20.03 | |||
IV. Русь Московская. | |||||||||
19. | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества | Комбинир. урок | Фронтальный опрс, работа в группах, проблемные задания. | Предпосылки и причины объединения. Вотчинное землевладение. Политическая система Руси. Борьба Москвы и Твери Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. | Карта, презентация по теме | П.17. | 02.04 | ||
20. | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. | Комбинир. урок | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Борьба Москвы за политическое первенство Куликовская битва и её политическое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша. | Карта, презентация по теме | П.18. | 03.04 | ||
21. | Р/к. Дон во времена Ордынского владычества | Лекция | Лекция, проблемные задания. | Экономическое развитие. Участие в борьбе с монголо-татарами. | 09.04 | ||||
22. | Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV в. | Комбинир. урок | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Василий 1. Московская усобица. Р/к. Феодальные войны. Распад Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, украинской и белорусской народностей. | Карта, презентация по теме | П.19. | 10.04 | ||
23. | Создание единого русского государства | Самостоят работа в группах | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода , Твери к Москве. Завершение объединения земель. | П.20. в. 3,4 письменно | 16.04 | |||
24. | Московское государство в конце XV - начале XVI в. | Комбинир. урок | Фронтальный опрос, работа в группах, проблемные задания. | Возвышение великокняжеской власти. Органы управления. Боярская дума. Кормление. Судебник 1497 г. Преобразования в войске. Изменения в порядке владения землёй. Поместье | Карта, презентация по теме | П.21. | 17.04 | ||
25. | Церковь и государство. | Комбинир. урок | Беседа, работа в группах, проблемные задания. | Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с властью. Ереси.. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – третий Рим». | Иллюстрации по теме, видеофильм | П.22. | 23.04 | ||
26-28. | Правление Ивана IV | Видеоурок Комбинир. урок | Беседа, работа в группах, проблемные задания, просмотр фидеофильма | Реформы Избранной рады. Боярское правление Укрепление центральной власти. Земский собор Реформа местного управления. Военная реформа. Завоевание Казанского ханства. Присоединение Астраханского ханства. Покорение Западной Сибири. Ермак. Ливонская война Этапы войны. Её последствия. Опричнина, её смысл, методы осуществления, влияние на судьбы страны. Спор об опричнине. Итоги царствования Ивана Грозного. | Карта, презентация по теме | П.23-24. | 24.04 30.04 | ||
29- 30. | Культура в XIV-XVI вв. | Урок - презентация Видеоурок | Беседа, работа в группах, проблемные задания, просмотр фидеофильма | Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Фёдоров. Литература. (исторические повести, жития, публицистика) Архитектура. Строительство шатровых храмов. Аристотель Фиорованти. Собор Василия Блаженного Оборонное зодчество. Живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв Дионисий | Иллюстрации по теме | П.26-27. | 07.05 08.05 | ||
31-32. | Быт XV-XVI вв. | Комбинир. урок | Беседа, работа в группах, проблемные задания | Домострой. Россия и русские глазами иностранцев. Русские горожане. | Иллюстрации по теме | П.28. | 14.05 15.05 | ||
33-34 | .Р/к. Дон в XV-XVI вв. | Урок-экскурсия. | Беседа, работа в группах, проблемные задания | Общественно-экономическое и культурное развитие в данный период. | 21.05 22.05 | ||||
35. | Повторительно-обобщающий урок. | Комбинир. урок | Беседа, работа в группах, проблемные задания | Россия и мир в Средние века Усиление черт деспотической власти. | Карта | Подготовка к контрольной работе | 28.05 | ||
36. | Контрольная работа по истории России за курс 6 класса | Контрольный урок | Тест | 29.05 |
5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Учебные программы на CD-ROM |
Уроки Отечественной истории XIX-XX вв. |
Всемирная история. Новейшее время. К и М. |
Всемирная история. Новое время. К и М. |
Всемирная история. Средние Века. К и М. |
Всемирная история. Древний мир. К и М. |
Отечественная история до XIX в. |
История. Древний мир. 5 класс. |
История Мировых цивилизаций. Доиндустриальная эпоха. |
История Мировых цивилизаций. Эпоха модернизации. |
Мифы Древней Греции |
Оружие II –й Мировой войны. Артиллерия. |
Оружие II –й Мировой войны. Оружие пехоты. |
Оружие II –й Мировой войны. Авиация. |
Оружие II –й Мировой войны. Бронетехника. |
Оружие II –й Мировой войны. Надводные корабли. |
Оружие II –й Мировой войны. Униформа. |
Войны люди сражения. |
Единый государственный экзамен. История. |
Всемирная история в датах. |
Экспресс-подготовка к экзамену. 9-11. История. |
Большая энциклопедия России. Правители России. |
Большая энциклопедия России. Современная Россия. |
Большая энциклопедия России. История России. |
История. 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ. |
Тесты по истории России. |
История России ч.1-3 |
2. Учебные программы на DVD |
История государства Российского X-XII в. |
Романовы. Начало династии. |
Древний Рим. |
Древний Египет. |
Мифы народов мира. |
История России. |
Древняя Греция. |
Великий храм России. |
Две революции 1917 г. |
А.Н. Сахаров. История России с древнейших времён до XVI в. |
Древняя Русь. Рюрик и его братья. |
3. Учебные видео фильмы |
Россия XX век. Россия на рубеже веков. |
Россия XX век. Социальная структура России. |
Россия XX век. Общественное движение на рубеже веков. |
Россия XX век. Первая русская революция. |
Россия XX век. Изменения в политической жизни России. |
Россия XX век. Первая Мировая война. |
Россия XX век. Россия в Первой Мировой войне. |
История государства Российского. |
Путешествие по России ч.1-2 |
Москва. Страницы истории XX век. |
Уроки истории. |
Москва. Страницы истории. XII-XIXвека. |
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. |
Древняя Греция. |
История морских сражений. |
Храм Покрова на Красной площади. |
4. Исторические карты. |
Карта «Древнерусское государство в 9-10вв.»; |
карта «Киевская Русь»; |
карта «Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в 13 в.» |
Карта «Раздробленность русских земель» |
карта « Российское государство в перв.полов.18 века» |
карта « Российское государство во втор.полов.18 века» |
карта « Российская империя в первой половине 19 века»; |
карта « Российская империя во второй половине 19 века»; |
Политическая карта мира |
Карта «Великие географические открытия» |
Карта «Северная война» |
Карта «Российская Федерация» |
Карта «Стоянки первобытных людей» |
Карта «Древний Египет» |
Карта «Древний Восток» |
Карта «Древнее Двуречье» |
Карта «Передняя Азия в III-нач.I тыс. до н.э.» |
Карта «Падение Ассирии и Вавилона, образование Персидского государства» |
Карта «Древний Китай» |
Карта «Древняя Греция» |
Карта «Греция и греческие колонии» |
Карта «Походы Александра Македонского» |
Карта «Древний Рим» |
Карта «Римская империя и вторжение варваров» |
Карта «Империя Карла Великого» |
Карта «Англия и Франция в ХI- ХIV вв.» |
Карта «Россия конца XIX — начала XX в.» |
Карта «Россия в 1907—1914 гг.» |
Карта «Первая мировая война 1914—1918 гг.» |
Карта «Европа после Первой мировой войны» |
Карта «Западная Европа в 1924—1939 гг.» |
Карта «Великая Отечественная война 1941—1945 гг.» |
Карта «Российская Федерация» |
5. Таблицы демонстрационные |
« Географические факторы формирования Российской цивилизации» |
«Колонизация земель» |
«Верования Восточных славян» |
«Языческие обычаи в Русской культуре» |
«Ценностные ориентации в Русской культуре» (1-я система ценностей) |
«Ценностные ориентации в Русской культуре» (2-я система ценностей) |
«Древняя Русь в IX-XIII вв.» |
«Становление Московского государства в XIII- начале XVI вв.» |
«Формирование Русского централизованного государства» |
«Развитие Российской абсолютной монархии в 1725-1855 гг.» |
«Россия в 1917-1945 гг.» |
«СССР в 1945-1985 гг.» |
«СССР в 1985-1991»» |
«Россия в 1992-2005 гг.» |
6. Учебники, печатные пособия |
6.1 Для учащихся |
А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая История Древнего Мира 5 класс, «Просвещение» |
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России с древнейших времён до конца XVI века 6 класс, «Просвещение» |
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России конец XVI-XVIII век 7 класс, «Просвещение» |
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России XIX век 8 класс, «Просвещение» |
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт История России XX-начало XXI века 9 класс, «Просвещение» |
А.Н. Сахаров, В.И. Буганов История России с древнейших времён до конца XVII века 10 класс, «Просвещение» |
В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров История России конец XVII-XIX век 10 класс, «Просвещение» |
А.А. Левандовский, Ю. А. Щетинов История России XX-начало XXI века 11 класс, «Просвещение» |
Е.В. Агибалова, Г.М. Донской История средних веков 6 класс «Просвещение» |
А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина История нового времени 1500-1800 7 класс, «Просвещение» |
А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина История нового времени 1800-1913 8 класс, «Просвещение» |
Л.Н. Алексашкина Всеобщая история 9 класс, «Мнемозина» |
Л.Н. Алексашкина, В.А. головкина Всеобщая история 10 класс, «Мнемозина» |
Л.Н. Алексашкина Всеобщая история 11 класс, «Мнемозина» |
Г.И. Годер рабочая тетрадь по истории древнего мира ч.1,2 5 класс «Просвещение» |
Е.А. Крючкова рабочая тетрадь по истории средних веков 6 класс «Просвещение» |
А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина рабочая тетрадь по Новой истории 7 класс ч.1,2 «Просвещение» |
А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина рабочая тетрадь по Новой истории 8 класс ч.1,2 «Просвещение» |
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина рабочая тетрадь История России с древнейших времён до конца XVI века 6 класс, «Просвещение» |
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина рабочая тетрадь История России конец XVI-XVIII век 7 класс, «Просвещение» |
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России конец XIX век 8 класс, «Просвещение» |
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина рабочая тетрадь История России XX-начало XXI века 9 класс, «Просвещение» |
6.2. Для учителя |
О.В. Арсланова Поурочные разработки по История древнего мира 5 класс, «Вако» |
О.В. Арсланова Поурочные разработки по История средних веков 6 класс, «Вако» |
А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина Поурочные разработки по Новой истории 7 класс, «Просвещение» |
А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина Поурочные разработки по Новой истории 8 класс, «Просвещение» |
К.А. Соловьёв Поурочные разработки по Новейшей истории 9 класс, «Вако» |
Л.Н. Алексашкина Поурочные разработки Всеобщая история 10 класс, «Мнемозина» |
Л.Н. Алексашкина Поурочные разработки Всеобщая история 11 класс, «Мнемозина» |
Б.Н. Серов, А.М. Гаркуша Поурочные разработки по Истории России 6 класс, «Учитель» |
Н.Ю. Колисниченко Поурочные планы Истории России 7 класс, «Учитель» |
Е.В. Колганов, Н.В. Сумакова Поурочные разработки по Истории России 8 класс, «Вако» |
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина поурочные разработки к учебнику «История России XX век» 9 класс, «Просвещение» |
Б.Н. Серов, А.Р. Лагно Поурочные разработки по истории России 10 класс, «Вако» |
Т.А. Корнева История России поурочные планы 11 класс, «Учитель» |
Сборник нормативных документов. История, «Дрофа», 2008. |
Рабочие программы по истории 5-11 классы, «Глобус», 2008 |
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории, «Дрофа», 2004. |
История. Схемы и таблицы. «Тригон». 2008 |
- Контрольно-измерительные материалы (КИМы).
Контрольная работа №1 Мир в новое время, урок № 34 (дата 16.01)
Вариант -I
1. Выдающиеся мореплаватели, участники Великих географических открытий (укажите лишнее):
а) А. Веспуччи в) Васко да Гама
б) Ф. Магеллан г) Б. де Лас Касас
2. Первыми странами, вставшими на путь Великих географических открытий, были:
а) Англия и Португалия в) Нидерланды и Англия
б) Португалия и Франция г) Португалия и Испания
3. Начало европейской Реформации связано с деятельностью:
а) Ж.Кальвина б) Т.Мора в) М.Лютера г) Генриха VIII
4. Реформация – это:
а) широкое движение за переустройство католической церкви
б) деятельность, направленная на совершенствование системы управления в абсолютистских государствах
в) борьба за сохранение сложившихся в обществе порядков
г) борьба за сохранение сложившихся в католической церкви обычаев и догматов
5. Европейская Реформация началась в:
а) Англии б) Италии в) Германии г) Женеве
6. По итогам Тридцатилетней войны был(а) заключен(а):
а) Вестфальский мир; в) Парижский мир;
б) Ништадтский мир; г) Утрехтская уния.
7. «Владычицей морей» в XVII в. начали называть:
а) Францию; б) Португалию; в) Англию; г) Италию.
8. Приведите в соответствие:
а) О.Кромвель; 1. руководитель освободительной войны Нидерландов против Испании;
б) И.Ньютон; 2. король Франции;
в) Генрих IV; 3. лидер Английской революции;
г) Вильгельм Оранский; 4. ученый, открывший закон всемирного тяготения.
9. Обязательным признаком абсолютизма является:
а) формирование централизованной системы управления
б) прекращение деятельности представительных органов
в) преследование религиозных меньшинств
г) проведение политики веротерпимости
10. Реформация в Англии произошла:
а) по инициативе короля в) в соответствии с учением Ж.Кальвина
б) под давлением «снизу» г) с согласия Папы Римского
11. Основными участниками религиозных войн второй половины XVI в. во Франции были:
а) католики и лютеране в) гугеноты и лютеране
б) католики и гугеноты г) сторонники и противники абсолютизма
II- Вариант
1. Промышленный переворот – это:
а) возникновение мануфактурного производства
б) переход от мануфактуры к фабрике
в) возникновение разделения труда
г) переход от крепостного труда к наемному
2. Промышленный переворот начался:
а) во Франции в середине XVIII века
б) в Англии в середине XVIII века
в) в Нидерландах в начале XVIII века
г) в английских колониях в Северной Америке в конце XVIII века
3. В процессе промышленного переворота впервые:
а) в производство было внедрено разделение труда
б) был применен труд наемных рабочих
в) были широко использованы машины
г) производство было собрано под одной крышей, в одном здании
4. К событиям Нидерландской революции относится:
а) иконоборческое движение в) Варфоломеевская ночь
б) разгром Долгого парламента г) разгром «Непобедимой армады»
5. Первые колонии Англии в Северной Америке были основаны:
а) бежавшими от религиозных преследований пуританами
б) бежавшими от религиозных преследований католиками
в) новыми дворянами
г) лицами, стоявшими вне сложившихся социальных групп (бедняками, нищими и пр.)
6. Автором Декларации независимости США был:
а) Т. Джеферсон в) Б. Франклин
б) Дж. Вашингтон г) Т. Пейн
7. Выдающийся философ эпохи Просвещения:
а) И. Ньютон в) И. Гутенберг
б) Н. Коперник г) Ж.Ж.Руссо
8. В эпоху Просвещения был сформулирован принцип:
а) «разделения властей» в) «цель оправдывает средства»
б) «чья страна – того и вера» г) «спасения только верой»
9. Началом Великой французской революции является:
а) созыв Генеральных штатов
б) взятие Бастилии
в) принятие Декларации прав человека и гражданина
г) провозглашение Учредительного собрания
10.Великая французская революция была направлена против:
а) развития капитализма в) абсолютизма
б) частной собственности г) третьего сословия
11. В XVI-XVIII вв. в Индии, Китае, Японии (укажите лишнее):
а) сохранялось традиционное общество
б) государство являлось верховным собственником земли
в) утвердилось европейское влияние
г) существовал сословный строй
Контрольная работа №2 Контрольная работа по истории России за курс 6 класса. Урок №70 (Дата 29.05)
Вариант -I
1 .В каком веке князь Олег захватил Киев?
а)8 век; б)9 век; в)10 век
2. В каком году впервые в летописи упомянута Москва?
а)1147 год ; б)1174 год ; в)1223 год ; г)1051 год
3.Сколько длилась Ливонская война?
а)15 лет; б)20 лет; в) 25 лет; г) 30 лет
4.В каком году произошла Куликовская битва?
а)1350 год; б)1370 год; в)1380 год ; г)1390 год
5.В какой город пришел княжить варяг Рюрик?
а) Киев; б ) Новгород; в ) Изборск; г) Ладога
6.Назовите город, который сопротивлялся семь недель Батыю?
а) Москва; б) Киев ; в ) Козельск; г) Смоленск
7.Кто такой холоп?
а ) временно зависимый крестьянин;
б) слуга ( по положению близок к рабу);
в) управляющий княжескими имениями;
8.Что такое вотчина?
а) земля, отдаваемая во временное пользование за службу;
б) неотчуждаемое имение, переходящее от отца к сыну;
в) имущество, которое отец завещал сыну;
9.Укажите основные виды хозяйственной деятельности славян?
а) садоводство и виноделие
б) виноделие и выращивание маслин;
в) скотоводство и земледелие;
10.Как называлось собрание восточных славян?
а ) тинг;
б) коло;
в) вече;
г) круг;
11.Конец зависимости Руси от Орды связан с :
а) Куликовской битвой;
б) стоянием на реке Угре;
в) битвой на реке Шелони?
12.Что относится к жанру героического эпоса?
а ) летописи;
б) сказки;
в ) пословицы и поговорки;
г) былины;
13.Какая форма политического устройства была в Новгороде?
а) абсолютная монархия;
б )ограниченная монархия;
в) республика;
14.Первое упоминание о Москве связано с князем:
а) Андреем Боголюбским;
б ) Юрием Долгоруким;
в ) Симеоном Гордым;
15.Что такое Боярская Дума?
а) совещательный орган при князе;
б ) судебный орган при князе;
в) правительственный орган при князе;
16.Что было целью опричнины?
а) уничтожение вотчинного землевладения;
б) установление неограниченной царской власти;
в) уничтожение поместного(дворянского) землевладения;
17.Что изучает нумизматика?
а) печати;
б) гербы;
в) монеты;
18. Что такое полюдье?
а) собрание крестьян – общинников;
б) название славянской общины;
в) объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани;
19.Картина, написанная красками по сырой штукатурке –
а) мозаика;
б) фреска;
в) миниатюра;
Вариант -II
1.В каком веке состоялось первое столкновение русских с монголо – татарами?
а) 9 век;
б) 12 век;
В) 13 век;
г)14 век;
2.В каком году происходило Крещение Руси?
а) 900 год;
б) 980 год;
в) 988 год;
3.Когда имело место стояние на реке Угре?
а) 1410 год;
б)1470 год;
в)1480 год;
г) 1500год;
4.В каком году Александр Невский разбил шведов на Невских берегах?
а) 1235 год;
б) 1240 год;
в)1242 год;
г) 1245 год;
5.При каком великом князе началось освоение Сибири?
а) Иван грозный;
б) Ярослав Мудрый;
в) Владимир Красное Солнышко
6.Как называлась столица древлян, сожженная княгиней Ольгой в качестве мести за убийство ее мужа князя Игоря?
а) Переяславль;
б) Любег;
в) Искоростень;
г) Чернигов;
7.Какой первый из русских городов пал в период Батыева нашествия?
а) Рязань;
б) Козельск:
в) Владимир;
г) Киев;
8.Что изучает геральдика?
а) печати;
б) монеты;
в) гербы;
г) старые рукописи;
9.Кто такой баскак?
а) сборщик дани для татар;
б) наместник монгольского хана на Руси;
в) почетный титул ханского родственника;
10.Что такое миниатюра?
а) картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке;
б) живописное художественное произведение малых размеров;
в) картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков;
11.Как называлась славянская азбука?
а) буквица;
б ) скоропись;
в) латиница;
г) кириллица;
12.В чем особенность христианства по сравнению с язычеством?
а) многобожие;
б) трехбожие;
в) единобожие;
13.Запись происходивших событий, составленная по годам –
а) былина;
б) житие;
в) летопись;
14.Ярлык – это
а) дань Золотой Орде;
б) ханская грамота, дающая право на великое княжение;
в) монгольское карательное войско;
15. Какая форма политического устройства была в Галицко – Волынской земле?
а) республика;
б) абсолютная монархия;
в) ограниченная монархия;
16. Что такое Земский Собор?
а) судебный орган при князе;
б) собрание представителей всех земель;
в) законодательный орган;
17. С какого князя началось объединение земель вокруг Москвы?
а) Ивана Калиты;
б) Юрия Долгорукого;
в) Дмитрия Донского?
18. Как назывались верования древних славян?
а) христианство;
б) ислам;
в) язычество;
19) Что такое поместье?
а) имущество, которое отец завещал сыну;
б) земля, даваемая во временное пользование за службу;
в) неотчуждаемое имение, переходящее от отца к сыну;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...