Рабочая программа по истории
рабочая программа по истории по теме
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям начального профессионального образования 150709.02 «Сварщик», 190631.01 «Автомеханик»,. 260807.01 «Повар, кондитер», 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (по отраслям), примерной программы учебной дисциплины «История» для профессий начального профессионального образования, одобрена ФГУ «Федеральный институт развития образования».
Программа учебной дисциплины «История» предназначена для изучения истории в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: социально – экономическая.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
1. Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
2. Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
3. Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
4. Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
5. Формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Предполагаемые результаты освоения программы к концу освоения: учащиеся должны показать углубленный уровень знаний по предмету, а именно, прочное усвоение содержание курса «История России с древнейших времен до наших дней» и курса «Всеобщей истории»:
1. знание исторических терминов, дат, фактов;
2. умение оперировать знаниями, применять их для решения проблем с привлечением научных принципов, понятий и данных;
3. способность устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы с применением научных методов познания.
Итоговым показателем должно стать успешное выполнение тестовых и контрольных заданий, профильный уровень знаний на выпускных и вступительных экзаменах по истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istorya_prog.doc | 90 КБ |
ist_tem_nov.doc | 358.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»
Методическая комиссия Зав.учебной частью Зам. директора по УПР
____ Мирошник Л.В. _____ Бахарева Г.А. _________Лень.Т.М.
«___»_________2013г. «____»__________2013г. «____»__________2013г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «история»
для профессий начального профессионального образования:
150709.02 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы);
140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (по отраслям)
Учебная нагрузка:
максимальная - 205
самостоятельная – 68
обязательная аудиторная – 137
в т. ч. лабораторные и практические занятия - 20
1 курс – 78 часов
2 курс – 59 часов
3 курс – 0 часов
нормативный срок обучения – 2 года 5 месяцев
профиль получаемого профессионального образования – технический
190631.01 «Автомеханик»»
Учебная нагрузка:
максимальная - 171
самостоятельная – 57
обязательная аудиторная – 114
в т. ч. лабораторные и практические занятия - 30
1 курс – 74 часа
2 курс – 40 часов
3 курс – 0 часов
нормативный срок обучения – 2 года 5 месяцев
профиль получаемого профессионального образования – технический
260807.01 «Повар, кондитер»;
Учебная нагрузка:
максимальная - 234
самостоятельная – 78
обязательная аудиторная – 156
в т. ч. лабораторные и практические занятия - 32
1 курс – 78 часов
2 курс – 78 часов
3 курс – 0 часов
нормативный срок обучения – 2 года 5 месяцев
профиль получаемого профессионального образования – естественнонаучный.
СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка.
- Тематический план.
- Основное содержание учебной дисциплины.
- Требования к результатам обучения
- Рекомендуемая литература (для студентов, для преподавателей)
- Методическое обеспечение предмета.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям начального профессионального образования 150709.02 «Сварщик», 190631.01 «Автомеханик»,. 260807.01 «Повар, кондитер», 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (по отраслям), примерной программы учебной дисциплины «История» для профессий начального профессионального образования, одобрена ФГУ «Федеральный институт развития образования»
Авторы примерной программы: Гладышев А.В., доктор исторических наук, Чудинов А.В., доктор исторических наук. Рецензенты: Орлова Н.Б., руководитель отдела качества общеобразовательной подготовки и ЕГЭ ГОУ ДПО «Учебно-методический центр по профессиональному образованию» Департамента образования г. Москвы, кандидат педагогических наук,Крылова Ю.П., научный сотрудник ИВИ РАН, кандидат исторических наук.
Глобальные перемены в России последнего десятилетия, растущий информационный поток создали необходимые предпосылки для изменения, как всей системы исторического образования, так и его содержания.
Программа учебной дисциплины «История» предназначена для изучения истории в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена. Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО: 150709.02 «Сварщик», 190631.01 «Автомеханик»,. 260807.01 «Повар, кондитер», 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (по отраслям), 270802.10 «Мастер отделочных строительных работ».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: социально – экономическая.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- Формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Предполагаемые результаты освоения программы к концу освоения: учащиеся должны показать углубленный уровень знаний по предмету, а именно, прочное усвоение содержание курса «История России с древнейших времен до наших дней» и курса «Всеобщей истории»:
- знание исторических терминов, дат, фактов;
- умение оперировать знаниями, применять их для решения проблем с привлечением научных принципов, понятий и данных;
- способность устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы с применением научных методов познания.
Итоговым показателем должно стать успешное выполнение тестовых и контрольных заданий, профильный уровень знаний на выпускных и вступительных экзаменах по истории.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Особенность изучения истории как профильного учебного предмета заключается в увеличении глубины рассмотрения тем, входящих в базовое содержание, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся, различных форм творческой работы (подготовки и защиты рефератов, проектов).
Содержание учебного материала для учреждений НПО структурировано по проблемно-хронологическому или проблемному принципу с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе.
Так, учебный материал по истории России подается в контексте всемирной истории. Отказ от «изоляционизма» в изучении истории России позволяет формировать у обучающегося целостную картину мира, глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом. Кроме того, предлагается интегрированное изложение отечественной и зарубежной истории, преемственность и сочетаемость учебного материала «по горизонтали».
Особое значение придается роли нашей страны в контексте мировой истории XX—XXI вв.
Значительная часть материала посвящена роли географической среды и климата, путей и средств сообщения, особенностям организации поселений и жилищ, одежды и питания, то есть тому, что определяет условия жизни людей. Обращается внимание на формы организации общественной жизни (от семьи до государства) и «механизмы» их функционирования. Знакомство с религиозными и философскими системами осуществляется с точки зрения «потребителя», то есть общества их исповедующего, показывается, как та или иная религия или этическая система определяла социальные ценности общества.
Данная программа включает в себя региональный компонент «История Дальнего Востока», которая изучается в соответствии с нормативными документами. Это комплексный обзор важных страниц исторического прошлого и настоящего региона ДВ и конкретно Приморья, от появления первых людей до настоящего времени.
Важным условием освоения материала учащимися является подведение их к пониманию закономерностей, фактов исторического развития ДВ и создание конкретных представлений и отношений к историческим, социальным процессам на территории ДВ и Приморья, влияние их на судьбы людей.
При изучении каждой темы следует уделять особое внимание месту региона, а историческом процессе всей России и мира, его вкладе в культуру России.
Углубленное изучение истории предполагает ознакомление с различными взглядами на события прошлого. В этом плане, курс призван способствовать формированию у учащихся навыков самостоятельного осмысления реальностей окружающего мира, без чего невозможна активная гражданская позиция молодежи.
По итогам усвоения программы у учащихся развивается общеисторическое мышление, позволяющее применять знания на практике, а также успешно подготовиться к выпускным и вступительным экзаменам.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
для профессий 150709.02 «Сварщик», 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 205 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 137 |
в том числе: | |
практические занятия | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 68 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
для профессии 190631.01 «Автомеханик»
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 171 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 114 |
в том числе: | |
практические занятия | 30 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 57 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
для профессии 260807.01 «Повар, кондитер»
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 234 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 156 |
в том числе: | |
практические занятия | 32 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 78 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «История и обществознание»;
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийный проектор, телевизор.
Требования к результатам обучения.
Результаты обучения (усвоенные умения и освоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов |
Умения: | |
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; | самостоятельная работа |
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); | подготовка сообщений |
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); | работа с картой |
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; | самостоятельная работа |
структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро; | написание рефератов |
дать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и отечественную историю; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; | самостоятельная работа |
определять историческое значение явлений и событий прошлого; устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы; | написание рефератов |
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии; | самостоятельная работа |
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России. | самостоятельная работа |
Знания: | |
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории | тестирование |
основные исторические термины и даты; периодизацию всемирной и отечественной истории; | тестирование, составление конспектов |
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных общественных процессов; | написание рефератов |
Рекомендуемая литература (для студентов, для преподавателей)
Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2006.
Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. — М., 2006.
Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2004.
История. 11 класс. Тематический контроль. — М., 2004.
Кишенкова. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа. 10—11 кл. — М., 2006.
Волковский Н.Л. История информационных войн. — М., 2003.
Галактионов М. Париж 1914. — М., 2001.
Дуршмид Э. Победы, которых могло не быть. — М., 2000.
Зайончковский А.М. Первая мировая война. — М., 2000.
Ивашко М.И. История России в таблицах и схемах в 3 ч.: учеб. пособие. — М., 2006.
Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. Т. 1—3. — М., 1994—2000.
Павленко Н. И. Екатерина I. — М., 2004.
Павленко Н. И. Екатерина Великая. — М., 2003.
Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола, 1555—1648. — СПб., 2002.
Смирнов А. Арабо-израильские войны. — М., 2002.
Сьюк У. Корейская война. — М., 2003.
Типельскирх К. Вторая мировая война (любое издание).
Тольятти П. Лекции о фашизме. Ч. 1—3. — М., 1991.
Черников И. Гибель империи. — М., 2002.
Чудинов А.В. Французская революция: история и мифы. — М., 2007.
Шатохина-Мордвинцева Г.А. Нидерланды в новое и новейшее время. — М., 2002.
Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург, 2005.
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
150709.02 140446.03 | 260807.01 | 19063101 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Введение. | Историческое знание, его достоверность и источники. Концепции исторического развития. Цивилизации, варианты их типологии. Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Раздел 1. | Древнейшая стадия истории человечества. | 6 | 6 | 3 | 2 |
Тема 1.1. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. | Выделение человека из животного мира. Проблема антропогенеза. Расселение людей по земному шару. Археологические памятники каменного века на территории России. | 2 | 2 | 1 | |
Тема 1.2. Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. | Мировоззрение первобытного человека. Возникновение религиозных верований. Искусство. Последствия для человека глобальных климатических изменений. | 2 | 2 | 1 | 2 |
Тема 1.3. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. | Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации, протоцивилизации. | 2 | 2 | 1 | 2 |
Практическая работа учащихся по составлению карты «Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете». | 1 | 1 | 1 | ||
Самостоятельная работа учащихся по составлению таблицы «Древнейшая история человечества». | 2 | 2 | 1 | 2 | |
Раздел 2. | Цивилизации Древнего мира. | 8 | 8 | 5 | 2 |
Тема 2.1. Ранние цивилизации, их отличительные черты. | Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Традиционное общество: специфика социальных связей, экономической жизни, политических отношений. Социальная пирамида. Политический строй. Типы государств древности. Общее и особенное в развитии древних цивилизаций. | 2 | 2 | 1 | 2 |
Тема 2.2.Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока. | Новоегипетская держава: экономика, общество, государство. Шедевры древнеегипетской культуры. Вавилон времен Хаммурапи. Эгейский мир эпохи бронзы. Минойская цивилизация на Крите. Ассирийская военная держава и ее преемники в Передней Азии. | 2 | 2 | 2 | 2 |
Тема 2.3. Античная цивилизация. | Античная цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Великая колонизация, ее причины, направления и последствия. Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме. Повседневная жизнь в эпоху Античности. Практическая работа – составление таблицы «Особенности Античной цивилизации». | 2 | 2 | 1 | 2 |
2 | 1 | ||||
Тема 2.4. Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций. | Религии Древнего мира. Язычество на Востоке и на Западе. Мифологическое сознание и его специфические черты. «Осевое время». Возникновение мировых религий. Буддизм. Конфуцианство. Религия древних евреев. Раннее христианство. Культурное наследие древних цивилизаций. Роль древности в становлении современного мира. | 2 | 2 | 1 | 2 |
Самостоятельная работа учащихся по написанию реферата «Мировые религии». | 4 | 6 | 2 | 2 | |
Раздел 3. | Цивилизации Запада и Востока в Средние века. | 10 | 10 | 8 | |
Тема 3.1 Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века. | Асинхронность развития средневековых обществ, роль кочевников, хронологические рамки периода для разных стран. Сохранение традиционных устоев в религиозно-культурной, государственной, социальной, экономической жизни как главная черта восточных цивилизаций. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Тема 3.2. Китайско – конфуцианская цивилизация. | Периодизация средневековой истории Китая. Роль Конфуция и суть конфуцианских принципов. Эпоха Тан. Нашествия на Китай в ІV—ХІІІ вв.: варварство и цивилизация. Культура средневекового Китая. | 2 | 2 | 1 | 2 |
Тема 3.3. Буддизм на Востоке в Средние века. | Сущность буддизма. Священные места, связанные с Буддой. Этапы превращения буддизма в мировую религию. Особенности распространения буддизма в Китае. Проникновение буддизма в Японию и его роль как государственной религии. Практическая работа – составление карты «Распространение буддизма на Востоке в средние века.» | 2 | 2 | 1 | 2 |
1 | 1 | 1 | |||
Тема 3.4. Арабо – мусульманская цивилизация. | Возникновение ислама. Мухаммед. Коран как религиозно-культурный памятник. Обряды мусульман. Особенности государственного и общественного строя арабов. Арабские завоевания. Исламизация. Арабская культура. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Тема 3.5. Становление западноевропейской средневековой цивилизации. | Хронологические рамки западного Средневековья. Встреча античной цивилизации и варварского мира. Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. — V в. н.э.). Великое переселение народов и его исторические результаты. Процесс христианизации германских народов. Государства Европы VIII—XІ вв. Практическая работа – составление таблицы «Исторические итоги раннесредневекового периода.» | 1 | 1 | 1 | 2 |
1 | 1 | 1 | |||
Тема 3.6. Основные черты и этапы развития восточнохристианской цивилизации. | Роль античных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации. Византийские государство, церковь, общество. Пути и этапы распространения православия. Соприкосновение разных цивилизаций в пределах Византийской империи. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Тема 3.7. Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации. | Социально-экономические особенности периода. Складывание средневековых классов и сословий. Отношения собственности. Аграрный характер средневековой цивилизации. Основные формы государственной власти. Социальные конфликты в Средние века. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Тема 3.8. Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья: особенности развития и контактов. | Средиземноморье как главный ареал цивилизационных контактов. Крестовые походы. Встреча восточнохристианской, мусульманской и западнохристианской цивилизаций. Запад и цивилизации Дальнего Востока. Практическая работа - составление карты «Крестовые походы». | 1 | 1 | 1 | 2 |
2 | 1 | ||||
Самостоятельная работа учащихся составление кроссвордов, сканвордов по темам раздела. | 4 | 6 | 4 | 2 | |
Раздел 4. | История России с древнейших времен до конца XVII века. | 26 | 26 | 23 | |
Тема 4.1. Восточная Европа: природная среда и человек. | Влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей. Выделение языковых семей. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Тема 4.2. Племена и народы Восточной Европы в древности. | Заселение Восточной Европы. Племена и народы Северного Причерноморья в I тысячелетии до н. э. Споры о происхождении и прародине славян. Славяне и Великое переселение народов (IV—VI вв.). Империя и славянство: мир цивилизации и мир варваров. Практическая работа – составление карты «Расселение древнеславянских племен». | 1 | 1 | 1 | 2 |
1 | 1 | 1 | |||
Тема 4.3. Восточные славяне в VII – VIII веках. | Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды. | 2 | 2 | 1 | 2 |
Тема 4.4. Формирование основ государственности восточных славян. | Предпосылки образования государства у восточных славян. Разложение первобытнообщинного строя. Формирование союзов племен. Славяне в Восточной Европе. Вече и его роль в древнеславянском обществе. Князья и дружинники . Карта Восточной Европы к началу IX в. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Тема 4.5. Рождение Киевской Руси. | Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Религия и мифологические представления о природе и человеке. Хозяйство и быт, повседневная жизнь. «Путь из варяг в греки». Первые русские князья и их деятельность. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Самостоятельная работа учащихся – написание рефератов по теме «Первые русские князья». | 2 | 4 | 2 | 2 | |
Тема 4.6. Крещение Руси. | Этнополитические особенности Древней Руси..Владимир Святой. Введение христианства. Синтез язычества и православия как особенность культуры и мировоззрения Древней Руси. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Тема 4.7. Русь и её соседи в XI – начале XII века. | Взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв. Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние. Право в Древней Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Истоки русской культуры. Практическая работа – составление таблицы «Русская правда». | 2 | 2 | 1 | 2 |
1 | 1 | 1 | |||
Тема 4.8. Древняя Русь в контексте мировой истории. | Сходное и различное в экономических, социальных, политических и культурных тенденциях в развитии Западной и Восточной Европы. | 2 | 2 | 1 | 2 |
Тема 4.9. Древняя Русь в эпоху политической раздробленности. | Причины раздробленности. Древняя Русь и Великая степь. Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности. Великий Новгород. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Объединение княжества при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком. | 2 | 2 | 2 | 2 |
Тема 4.10. Борьба Руси с иноземными завоевателями. | Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь. Образование Золотой Орды. Русь под властью Золотой Орды. Прибалтика в начале XIII в. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Распространение католицизма. Практическая работа – составление карты – схемы «Ледовое побоище». | 1 | 1 | 1 | 2 |
1 | 1 | ||||
Тема 4.11. Русь на пути к возрождению. | Политическая и конфессиональная карта Восточной Европы в XIV–XV вв. Восстановление экономического уровня после нашествия монголо-татар. Русь и Золотая Орда в XIV в. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и ее значение. Церковь в период объединения Руси. Обособление западных территорий Руси. Особое положение Новгородской республики. | 2 | 2 | 2 | 2 |
Тема 4.12. От Руси к России. | Социальная структура русского общества. Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение образования единого Русского государства. Судебник 1497 г. Церковно-политическая теория «Москва — третий Рим». | 1 | 1 | 1 | 2 |
Тема 4.14. Россия в царствование Ивана Грозного. | Территория и население России в XVI в. Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Опричнина и причины ее введения. Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Ливонская война (1558–1583 гг.). Народы Урала и Приуралья. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства. Практическая работа – составление таблицы «Внутренняя политика Ивана Грозного». | 2 | 2 | 2 | 2 |
1 | 1 | 1 | |||
Самостоятельная работа учащихся по написанию сообщений по теме. | 6 | 8 | 6 | 3 | |
Тема 4.15. Смута в России начала XVII века. | Предпосылки Смуты в России. Династический вопрос. Борис Годунов и его политика. Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания. Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Тема 4.16. Россия в середине и второй половине XVIII века. | Территория и население. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания середины XVII столетия. Политический строй России. Реформы Никона и церковный раскол. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Основные направления внешней политики России. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Тема 4.16. Русская культура в XIII – XVII веках. | Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика. «Домострой». Социальная роль женщины. Быт и нравы. «Обмирщение» русской культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западной Европой. Создание школ. Славяно-греко-латинская академия. Практическая работа – составление таблицы по теме. | 1 | 1 | 1 | 2 |
1 | 1 | 1 | |||
Тема 4.17. Приморье в древности. | Приморье в каменном и железном веках. Первые поселения. Кроуновская культура. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Тема 4.18. Бохай – первое государство в Приморье. | Административное деление. Образование, расцвет и падение государства Бохай. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Тема 4.19. Империя джурдженей. | Монгольские завоевания. Завоевание и разорение империи. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Тема 4.20. Освоение Приморья в XV веке. | Появление неравенства и сословий, развитие земледелия и ремесел. Политика «самоизоляции». | 1 | 1 | 1 | 2 |
Самостоятельная работа учащихся составление план – конспекта по теме, составление кроссворда. | 5 | 6 | 5 | 2 | |
Раздел 5. | Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI – XVIII веках. | 14 | 14 | 12 | |
Тема 5.1. Модернизация, как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. | Запад и Восток в XVI–XVII вв.: многообразие цивилизаций, их сходства и различия. Россия — «мост» между Западом и Востоком. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона. Понятие «Новое время». Практическая работа – составление схемы – таблицы «Особенности индустриального общества». | 2 | 2 | 1 | 2 |
1 | 1 | 1 | |||
Тема 5.2. Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации. | Социальный смысл феномена Возрождения. Гуманизм. Европа в период Реформации и Контрреформации. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Тема 5.3. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. | Причины и предпосылки Великих географических открытий. Освоение «ближней Атлантики». Карта мира. Начало межцивилизационного диалога и его воздействие на судьбы участников. Формирование нового пространственного восприятия мира. Практическая работа – работа с картой. | 1 | 1 | 1 | 2 |
1 | 1 | ||||
Самостоятельная работа учащихся работа по карте. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Тема 5.4. Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации. | Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм. Сходство и различия абсолютных монархий в России и Западной Европе. Судьбы сословно-представительных институтов в условиях абсолютизма. Английская революция XVII в. и ее значение для Европы. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Тема 5.5. Эволюция системы международных отношений в раннее время Новое время. | Две «концепции Европы». «Непобедимая армада». Вестфальский мир 1648 г. Возникновение постоянных армий. Войны религиозные, династические, торговые. Дипломатия. Система коалиций. Участие России в общеевропейских конфликтах. «Османский фактор» европейской политики; вклад России в борьбу с турецкой угрозой. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Тема 5.6. Научная революция и изменение в образе жизни в раннее Новое время. | Основные научные открытия и технические изобретения. Появление экспериментальной науки. Научная революция в Европе. Леонардо да Винчи, Андреас Везалий, Николай Коперник. Углубление разрыва между наукой и церковью. Складывание новой системы ценностей. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Тема 5.7. Европа XVII века: новации в хозяйствовании, образе жизни и социальных нормах. | XVII век эпоха всеобщего европейского кризиса. Синхронность кризисных ситуаций в разных странах. Процесс модернизации западного мира. Секуляризация общественного сознания. Практическая работа – составление схемы – таблицы «Европа XVII века». | 2 | 2 | 1 | 2 |
1 | 1 | 1 | |||
Тема 5.8. Век Просвещения. | Понятие «Просвещение» и его содержание. Теория естественного равенства. «Общественный договор». «Народный суверенитет». Культ Разума. Идея прогресса. Пути, способы и степень распространения идей Просвещения. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Тема 5.9. Технический прогресс и Великий промышленный переворот. | Технические изобретения и изменение отношения к ним в обществе. Изобретатели и предприниматели. Работающие машины. Паровой двигатель. От мануфактуры к фабрике. Развитие транспортно-коммуникационной системы. Начало промышленного переворота в Англии: проявления процесса в экономической и социальной жизни. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Тема 5.10. Революции XVIII века и их значение для утверждения индустриального общества. | Война за независимость североамериканских колоний. Образование США. Французская революция XVIII в. Возникновение политической культуры индустриального общества. Практическая работа – составление таблицы «Революции XVIII века». | 1 | 1 | 1 | 2 |
1 | 1 | 1 | |||
Тема 5.11. Освоение Сибири и Дальнего Востока. | Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVI – XVII веках. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Самостоятельная работа учащихся составление сообщений по теме. | 6 | 7 | 4 | 2 | |
Тема 5.12. Переселение на Дальний Восток. Первые экспедиции. | Первые переселенцы: причины и стимуляция переселенческой политики. Экспедиции. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Раздел 6. | Россия в XVIII веке. | 8 | 8 | 8 | |
Тема 6.1. Россия в период реформ Петра I. | Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России. Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей. Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное государство». Культурный переворот петровского времени. Просвещение и наука. Архитектура и градостроительство. Искусство. Реформа быта. Восприятие «преображенной России» современниками. Практическая работа – составление таблицы: «Реформы Петра и их историческое значение». | 2 | 2 | 2 | 2 |
1 | 1 | ||||
Тема 6.2. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725 – 1762гг.) | Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. Воцарение Анны Иоанновны. «Бироновщина». Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II. | 2 | 2 | 2 | 2 |
Тема 6.3. Россия во второй половине XVIII века. | «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Характер и направленность реформ Екатерины Великой. Оценка личности императрицы и итоги екатерининского царствования. Павел I — характеристика личности и основные направления его политики. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи. | 2 | 2 | 2 | 2 |
Тема 6.4. Культура России в середине и во второй половине XVIII века. | Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России. Быт и нравы, повседневная жизнь различных слоев общества. Итоги развития русской культуры в XVIII в. Практическая работа – составление плана – конспекта по теме. | 2 | 2 | 2 | 2 |
1 | 1 | 1 | |||
Самостоятельная работа учащихся по написанию рефератов по темам раздела. | 6 | 6 | 6 | 3 | |
Раздел 7. | Становление индустриальной цивилизации. | 7 | 7 | 5 | |
Тема 7.1. Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу. | Варианты политического переустройства общества: реформа или революция. Европейские революции середины XIX в. Движения за реформы: требования, формы организации, результативность. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Объединительные процессы в Европе и Америке. Объединение Германии и Италии. Гражданская война в США. Славянское Возрождение и Россия. | 2 | 2 | 1 | 2 |
Тема 7.2. Становление гражданского общества. | Торжество «договорной» теории. Конституционные документы. Представительные органы. Расширение представительства. Возникновение идейно-политических течений. Консерватизм, либерализм, социализм: идейные платформы и социальная база. Становление партий и формы партийной деятельности. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Тема 7.3. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX веке. | Социальный состав общества: старые и новые составляющие. Дворянство. Средний класс. Крестьянство. Пролетариат. Деревенское общество. Городское население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности. Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан. | 2 | 2 | 1 | 2 |
Самостоятельная работа учащихся – составление схемы – таблицы «Социальный состав индустриального общества XIX века. | 2 | 2 | 2 | 3 | |
Тема 7.4. Особенности духовной жизни нового времени. | Мировосприятие человека индустриального общества. Вера в прогресс и культ «положительных» знаний. Формирование классической научной картины мира. Научные открытия: количественная и качественная характеристики. Дарвин и дарвинизм. История — «муза века». Расцвет книжной культуры. Развитие образования: университеты, школы, формы самообразования. Художественные стили: романтизм, реализм, «исторические» стили, импрессионизм. Практическая работа – составление плана – конспекта по теме. | 2 | 2 | 2 | 2 |
1 | 1 | 1 | |||
Раздел 8. | Процесс модернизации в традиционных обществах Востока. | 3 | 4 | 2 | |
Тема 8.1. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. | Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй, формы их организации. «Освоение» Африки. Судьба Индии в «короне» Британской империи. Практическая работа – составление таблицы «Страны Востока в условиях европейской колониальной экспансии. | 2 | 2 | 1 | 2 |
1 | 1 | ||||
Тема 8.2. Попытки модернизации в странах Востока. | «Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога. Проблема Суэцкого канала. Попытки модернизации в Османской империи. Япония: от самоизоляции к практике модернизации. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица». | 1 | 2 | 1 | 2 |
Раздел 9. | Россия в XIX веке. | 12 | 19 | 10 | |
Тема 9.1. Россия в первой половине XIX века. | Территория и население империи. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России. Национальный вопрос. Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями. Аристократическая культура и «культура безмолвствующего большинства». | 1 | 2 | 1 | 2 |
Тема 9.2. Власть и реформы в первой половине XIX века. | Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Россия в 1815–1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра I. А.А.Аракчеев. Военные поселения. Общественное движение. Декабристы. Николай I. Кризис идеологии самодержавия. | 1 | 2 | 1 | 2 |
Тема 9.3. Внешняя политика Александра I и Николая I. | Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 г. Европа после Наполеона. «Священный союз» и идеалы легитимизма. Финская автономия и польская Конституция. Борьба с Османской империй. Россия и христианские народы Балканского полуострова. Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская война. Вхождение Закавказья в состав России. Россия и европейские революции 1830–1831 гг., 1848–1849 гг. Крымская война и крах «Венской системы». | 2 | 2 | 1 | 2 |
Тема 9.4. Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIX в. | Российский феномен: философия, литература и литературная критика вместо политической борьбы. Общественно-политическая борьба и поиск национально-политической идентичности. Славянофилы. Западники. Правительственная идеология и рождение теории «официальной народности». Развитие науки и техники в России в первой половине XIX в. Открытия и технические изобретения. Литература и книгоиздание. Место России в мировой художественной культуре. | 1 | 2 | 1 | 2 |
Тема 9.5. Россия в эпоху реформ Александра II. | Россия после Крымской войны. Александр II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение. Власть и общество. Формы общественного движения. Основные направления общественной мысли. Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия. Практическая работа – составление таблицы « Реформы Александра II и их историческое значение». | 2 | 2 | 1 | 2 |
1 | 1 | 1 | |||
Самостоятельная работа учащихся по составлению таблицы « Реформы 1960-1870-х. гг. и их последствия». | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Тема 9.6. Пореформенная Россия. | Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Консервативный курс Александра III. Идеология самодержавия. К.П. Победоносцев и официальный консерватизм. | 1 | 2 | 1 | 2 |
Тема 9.7. Россия в системе международных отношений второй половины XIX века. | Геополитические интересы империи и международные противоречия. Отмена условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Россия и Восток. Россия и славянский вопрос. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и ее результаты. Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке. | 1 | 2 | 1 | 2 |
Тема 9.8. Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России. | Великие реформы и русская культура. Перемены в системе образования: училища, школы, гимназии, университеты. Женское образование. Книгоиздание. Рост национального самосознания народов империи. Развитие науки и техники. Университеты и научные общества. Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр. | 1 | 2 | 1 | 2 |
Тема 9.9. Повседневная жизнь населения России в XIX веке. | Крестьянство. Крестьянская община. Роль городов в культурной жизни страны. Городское население. Численность и социальная структура. Пролетариат: быт, воззрения, психология. Формирование русской буржуазии. Духовенство. Правовое и материальное положение. Дворянство. Права, привилегии, обязанности. Столичное и поместное дворянство. Дворянская семья. Офицерство. Значение дворянской культуры в истории России. Чиновный мир. Обычаи и нравы народов России. Практическая работа – составление плана – конспекта по теме. | 1 | 1 | 1 | 2 |
1 | 1 | 1 | |||
Тема 9.10. Хозяйственное освоение и общественная жизнь населения Дальнего Востока и Приморья в XIX веке. | Особенности хозяйственного освоения и общественной жизни населения Дальнего Востока и Приморского края. Особенности быта. Переселенческая политика и её особенности. | 1 | 2 | 1 | 2 |
Самостоятельная работа учащихся по подготовке сообщений по теме «Хозяйственное освоение и общественная жизнь населения Дальнего Востока и Приморья в XIX веке». | 4 | 4 | 4 | 2 | |
Раздел 10. | От новой истории к новейшей. | 11 | 18 | 10 | |
Тема 10.1 Международные отношения в начале XX века. | Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX—XX вв. Колониальные империи Великобритании и Франции. Возвышение Германии и США. Территориальная экспансия Японии. Россия в системе международных отношений. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Начало борьбы за передел мира. | 1 | 2 | 1 | 2 |
Тема 10.2. «Прекрасная эпоха»: западное общество в начале XX века. | Перемены в социальной структуре индустриально развитых стран. Урбанизация. Снижение доли аграрного населения. Рост экономического веса сферы услуг. Повышение образовательного уровня населения. Новшества в повседневной жизни. Изменения в положении рабочих. Профсоюзное движение. | 1 | 2 | 1 | 2 |
Тема 10.3. Научно – технический прогресс на рубеже XIX – XX веков. | Энергетическая революция. Новая физика и распад «неделимого атома». Расширение границ познаваемого мира. Новые скорости информационных потоков. Транспорт — кровеносная система индустриального общества. Достижения естественных наук. Новые отношения науки и производства. Индустрия и среда обитания. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Тема 10.4. Россия в начале XX века. | Социальный и демографический состав российского общества. Российская правовая система. Свод законов Российской империи. Государство. Особенности российской монархии. Общественная жизнь. Либерализм и консерватизм. Революция 1905–1907 гг.: социальный заказ на модернизацию или протест против нее. Экономические реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Русско-японская война. Военно-политические блоки. | 1 | 2 | 1 | 2 |
Самостоятельная работа учащихся составление таблицы по теме. | 3 | 3 | 2 | 3 | |
Тема 10.5. Первая мировая война. | Истоки и причины. Особенности военных конфликтов в XX в.: техносфера против человечества. Тотальный характер войны. Гибель традиционных военно-административных империй. Версальская система. Первый общий кризис либерализма. Трансформация традиционных идеологий в тоталитарные. Практическая работа – работа по карте. | 1 | 2 | 1 | 2 |
1 | 1 | 1 | |||
Тема 10.6. Россия в Первой мировой войне. | Влияние войны на общество. Изменения в социальной структуре. Диспропорции в государственной системе, экономике и национальной политике. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях. Государство и общественные организации: попытки взаимной интеграции; замыслы и результат. Изменение правовой системы. Чрезвычайное законодательство и его восприятие обществом. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Тема 10.7. Февральская революция в России. | Причины и ход революции. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Причины радикализации общества. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат. | 1 | 2 | 1 | 2 |
Тема 10.8. Приход большевиков к власти в России. | Споры об Октябре 1917 г. Первые шаги советской власти. Трансформация дореволюционных идей большевиков: государственное управление, армия, экономика. Формирование однопартийной системы. Становление новой правовой системы: от первых декретов до Конституции 1918 г. Государственное устройство. Экономика. «Военный коммунизм»: чрезвычайная мера или форсированная модернизация? Экономические, социальные и политические аспекты политики «военного коммунизма». | 2 | 2 | 1 | 2 |
Самостоятельная работа учащихся составление схемы – конспекта по теме. | 2 | 2 | 1 | 2 | |
Тема 10.9. Гражданская война и военная интервенция | Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Красный и белый террор. Причины поражения антибольшевистских сил. Российская эмиграция. Советская Россия на международной арене. Брестский мир. Военная интервенции стран Антанты. Изоляция Советской России. Коминтерн. «Экспорт революции». Советская Россия и бывшие окраины Российской империи. Практическая работа – составление плана – конспекта по теме. | 1 | 2 | 1 | 2 |
1 | 1 | 1 | |||
Тема 10.10. Гражданская война и военная интервенция на Дальнем Востоке. | Гражданская война и военная интервенция на Дальнем Востоке. Особенности. Основные участники. Партизанское движение. | 1 | 2 | 1 | 2 |
Самостоятельная работа учащихся написание реферата « Участники «красного» и «белого» движения на ДВ.» | 6 | 6 | 4 | 3 | |
Раздел 11 | Между мировыми войнами. | 6 | 8 | 6 | |
Тема 11.1. Страны Европы в 20-е годы XX века. | Послевоенный кризис Запада. Социальные теории. Упадок консерватизма. Малые страны перед необходимостью ускоренной модернизации. Система догоняющего развития. Возникновение фашизма. Триумфальное шествие авторитарных режимов. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Тема 11.2. Запад в 30-е годы XX века. | Мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие, последствия. Военная конъюнктура и стихийная реструктуризация экономики ведущих мировых держав. НТП — «локомотив перепроизводства». Различные пути преодоления кризиса. Кейнсианство и компромиссная схема Рузвельта. Крушение Веймарской республики и германский национал-социализм. Тоталитаризм. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Тема 11.3. Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX века. | Основы функционирования колониальных систем в индустриальную эпоху. Первая мировая война и процесс «старения» традиционных военно-административных империй. США и доктрина «открытых дверей». Мандатная система. Китай: путь к обретению самостоятельности. Антиколониальная борьба народов Азии и Африки. Практическая работа – составление таблицы «Страны Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX века.» | 1 | 2 | 1 | 2 |
1 | 1 | ||||
Тема 11.4. Международные отношения в 20 – 30-е годы XX века. | Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Лига Наций. СССР как новый фактор мировой политики. Последствия мирового экономического кризиса на международной арене. Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии. Американский нейтралитет и бессилие европейских гарантов мира. Возникновение и консолидация реваншистского блока. Политика «умиротворения» агрессоров. Пакт Молотова—Рибентропа. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Тема 11.5. Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма. | Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика (нэп): сущность и направления. Постепенный отход от идей «мировой революции. Приоритеты внутригосударственного строительства. Образование СССР. Выбор путей объединения. Конституция СССР 1924 г. Основные направления общественно-политического и государственного развития СССР в 20–30-е годы. Внутрипартийная борьба: дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Становление единоличной власти И.В. Сталина. Культ личности. Переход от революционной идеологии к традиционалистским принципам. Ритуализация коммунистической идеологии. Борьба с инакомыслием. Массовые репрессии. Индустриализация. Коллективизация. Соотношение традиционализма в социальной жизни и модернизма в экономике. Успехи и недостатки экономического курса. | 1 | 2 | 1 | 2 |
Самостоятельная работа учащихся составление схемы – конспекта по теме. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Тема 11.6. Коллективизация и индустриализация в Приморье. | Причины свертывания нэпа. Индустриализация. Коллективизация. Соотношение традиционализма в социальной жизни и модернизма в экономике. Успехи и недостатки экономического курса. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Раздел 12. | Вторая мировая война. | 6 | 6 | 5 | |
Тема 12.1. Вторая мировая война: причины, ход, значение. | Причины и ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Война технологий. Миропорядок Ялты и Потсдама. Возникновение биполярного мира. Практическая работа – работа с картой. | 2 | 2 | 2 | 2 |
1 | |||||
Тема 12.2. СССР в годы Великой Отечественной войны. | Общество в годы войны. Пропаганда и контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и политических стереотипов. Советская культура и идеология в годы войны. Повседневная жизнь на фронте и в тылу. Население на оккупированных территориях. Партизанское движение. Национальная политика. Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла. Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне. Практическая работа – работа с картой. | 3 | 3 | 2 | 2 |
1 | 1 | 1 | |||
Самостоятельная работа учащихся составление таблицы по основным сражениям Великой Отечественной войны. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Тема 12.3. Приморцы в боях за Родину. | Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Самостоятельная работа учащихся написание реферата по теме. | 4 | 4 | 2 | 3 | |
Раздел 13. | Мир во второй половине XX века. | 7 | 7 | 6 | |
Тема 13.1 «Холодная война». | Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы — два мира. Распад колониальной системы. Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны». Информационные войны. Техногенная цивилизация «на тропе войны». Крах биполярного мира. Последствия «холодной войны». Практическая работа – составление плана – конспекта по теме. | 2 | 2 | 2 | 2 |
1 | 1 | ||||
Тема 13.2 К «общему рынку» и «государству всеобщего благоденствия». | Европейская интеграция. «Государство благоденствия». Роль политических партий. Христианская демократия. Массовые движения: экологическое, феминистское, молодежное, антивоенное. Мир потребителей. Культура как способ стимуляции потребления. Новый взгляд на права человека. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Тема 13.3 Научно – технический прогресс. | Транспортная революция. Качественно новый уровень энерговооруженности общества, ядерная энергетика. Прорыв в космос. Развитие средств связи. Компьютер, информационные сети и электронные носители информации. Современные биотехнологии. Автоматизированное производство. Индустрия и природа. Формирование новой научной картины мира. Дегуманизация искусства. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в. | 2 | 2 | 1 | 2 |
Тема 13.4 Страны Азии, Африки и Латинской Америки. | Вторая мировая война — кризис метрополий. Американский «Великий проект» и «старые» империи. Разрушение колониального мифа. Исчерпание мандатных сроков в странах Ближнего Востока. Китай в числе победителей. Национально-освободительная борьба в японской «сфере сопроцветания» и ее последствия в бассейне Тихого океана. Освобождение Индии. Практическая работа – составление таблицы «Страны Азии, Африки и Латинской Америки». | 2 | 2 | 2 | 2 |
1 | 1 | 1 | |||
Раздел 14. | СССР в 1945 – 1991 годы . | 7 | 9 | 6 | |
Тема 14.1 СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе. | Восстановление хозяйства. ГУЛАГ в системе советской экономики. Советский человек в послевоенный период. Быт, культура, образование. Восприятие своей роли в обществе. Государство и личность. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы. Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику. Советский Союз и «сталинизация» стран «народной демократии». Позиция СССР в локальных конфликтах. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Тема 14.2 Советский Союз в период либерализации режима. | Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Культурная жизнь общества. «Оттепель». Экономические реформы 1950–1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве. Внешняя политика СССР. Социалистический лагерь. Конфликты из-за различий в восприятии курса «десталинизации»: Венгрия, Польша, Китай, Албания. | 1 | 2 | 1 | 2 |
Тема 14.3 СССР в конце 1960 – начале 1980-х годов. | Общественно-политическое развитие СССР. Диссидентское и правозащитное движение. «Самиздат». Советский человек: быт, интересы, самоидентификация. Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В. Андропов и попытка административного решения кризисных проблем. Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений в конце 70-х — начале 80-х годов. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны». | 1 | 2 | 1 | 2 |
Самостоятельная работа учащихся составление схемы – конспекта по теме. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Тема 14.4 СССР в период перестройки. | Причины реформ М.С. Горбачева.. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма. Советская культура. Новые ориентиры. Литература. Кинематограф. СССР системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира. Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия. Практическая работа – составление плана – конспекта по теме. | 2 | 2 | 1 | 2 |
1 | 1 | 1 | |||
Тема 14.5 Приморье в 50 – 60-е годы. | Специфика развития региона. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Тема 14.6 Приморье и международные отношения в Азиатско – Тихоокеанском регионе. | Международное сотрудничество: успехи и проблемы. Практическая работа – составление плана – конспекта по теме. | 1 | 1 | 1 | 2 |
1 | 1 | ||||
Раздел 15. | Россия и мир на рубеже XX – XXI веков. | 5 | 5 | 4 | |
Тема 15.1. Российская Федерация на современном этапе. | Особенности развития государства на современном этапе. | 2 | 2 | 1 | 2 |
Самостоятельная работа учащихся составление схемы – конспекта по теме. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Тема 15.2. Мир в XXI веке. | Процессы интеграции и глобализации на планете. Проблемы и особенности. Практическая работа – составление таблицы «Мир в XXI веке.» | 2 | 2 | 2 | 2 |
1 | 1 | 1 | |||
Тема 15.3. Приморье на современном этапе. | Планы развития региона. | 1 | 1 | 1 | 2 |
Итого | 137 | 156 | 114 | ||
Самостоятельная работа | 68 | 78 | 57 | ||
Практическая работа | 20 | 32 | 30 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...