Борьба за власть в партии большевиков
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Презентация и конспект к уроку истории России 9 класс "Борьба за власть в партии большевиков".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta.docx | 22.43 КБ |
borba_za_vlast_v_partii_bolshevikov.pptx | 55.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учебный предмет: История России.
Класс: 9.
Учитель: Соломатина Лариса Александровна.
УМК: История России. XX – начало XXI века». Данилов А.А., Косулина Л.Г., 2012 г.
Тема урока: «Борьба за власть в партии большевиков».
Тип урока: проблемный.
Оборудование: ноутбук, выход в интернет, проектор, исторические документы, схема «Внутрипартийная борьба 1920-х гг.»
Цели: дать представления о противоречивости развития страны в 1920-1930 гг. XX в.; объяснить причины и сущность внутрипартийной борьбы 1920-х гг.; охарактеризовать политические процессы 1920-х гг.; рассказать об особенностях политической системы СССР в 1920-х гг., о роли коммунистической партии; выяснить предпосылки установления в стране культа личности Сталина; познакомить с датами основных исторических событий: 21 января 1924 г., декабрь 1925 г., июнь 1928 г., 1928-1932 гг.; рассказать о современных версиях и трактовках деятельности И.В. Сталина, Л.Д. Троцкого, Л.Б. Каменева; познакомить с понятиями и терминами: коррупция, «чистка» партии, троцкизм, бюрократия, партноменклатура.
Формировать УУД:
- Метапредметные: сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность; анализировать и обобщать факты, составлять таблицу, формулировать и обосновывать выводы, использовать современные источники информации; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности; проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, осваивать основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
- Личностные: осознавать свою идентичность как граждан страны; осваивать гуманистические традиции и ценности общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Планируемые результаты
Предметные:
- знают понятия коррупция, «чистка» партии, троцкизм, бюрократия, партноменклатура;
- умеют пользоваться понятиям;
- знают и понимают ход исторических событий.
Личностные:
- учатся оценивать чужие и свои поступки;
- формулируют свою точку зрения на ход и итоги событий;
- умеют делать выводы.
Метапредметные:
- умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
- умеют слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
- умеют ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Межпредметные связи: Всеобщая история, литература, информатика.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа.
Информационное обеспечение урока: Презентация «Борьба за власть в партии большевиков».
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
Организационный этап | Приветствие учителя и определение отсутствующих, проверка готовности к уроку. | Ответное приветствие | Готовность и уроку | Готовность класса к восприятию знаний, установление доброжелательной обстановки урока |
Мотивационно-целевой этап | Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. Учитель ставит проблемный вопрос: До сих пор не смолкают споры: почему в борьбе за власть победу одержал И.В. Сталин? Слайд 1. Объявляет план урока:
Просит записать в тетрадь. | Записывают в тетрадь дату, план урока. | Умение выражать свои мысли и доводы в устной форме, на поставленный вопрос | Желание узнать версии о победе Сталина И.В. в борьбе за власть, и формирование личного отношения к данным событиям. |
Актуализация знаний | М.П. Томский в марте 1922 г. Заявил: «нас упрекают за границей, что у нас режим одной партии…у нас много партий. Но в отличии от заграницы у нас одна партия власти, а остальные в тюрьме». Почему же этот факт радовал партийца? Что происходило в то время в рядах партии? В политическом развитии страны? Обсудим эти вопросы на уроке. | Беседа, высказывают свои мнения. | - уметь выражать свои мысли устно, слушать и слышать друг друга - давать определение понятиям. | Уровень подготовки обучающихся к уроку. |
Целеполагание (постановка учебной задачи) | Подведение обучающихся к постановке цели и задач урока. В декабре 1922 г. Лидер партии большевиков В.И. Ленин тяжело заболел. До марта 1923 г. Он продиктовал ряд статей: «О кооперации», «О нашей революции», «Лучше меньше, да лучше», «Как на преобразовать РАБКРИН», в которых пытался показать свое видение будущего социалистического общества. Отношение к этим работам неоднозначное. Что же предлагал лидер партии? Изучите и прокомментируйте схему. | Изучают и дают комментарии к схеме. | - умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; - устанавливать причинно-следственные связи; - целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; | Определение целей и задач урока |
Практическая деятельность по изучению нового материала | 1.Смерть Ленина. В январе 1924 г. В.И. Ленин умер. Его смерть и болезнь породили борьбу за власть в руководстве партии. Будучи тяжело больным В.И. Ленин написал в 1922 г. «Письмо к съезду», в нем он давал оценку самым близким своим соратникам. Слайд 3. 2. Коммунистическая партия в 1920 годы. Международная обстановка в 1922 г. Изменилась после поражения коммунистического восстания в Германии и прихода к власти фашистов в Италии. Стало понятно, что СССР остается в одиночестве, в окружении враждебных стран. Перед партией встал вопрос: возможно ли построение социализма в одной стране и каким он будет? Дальнейшая стратегия и выбор пути развития зависит от обстановки в партии. Предположите, какие последствия для страны могли иметь подобные явления в партии? Слайд 4. 3.Внутрипартийная борьба за власть. Вы убедились, что изменения, произошедшие в партии, предполагали поиск единственного лидера, который мог бы сосредоточить власть в своих руках. После смерти Ленина начинается внутрипартийная война. Проверка выполнения задания и составление схемы. Слайд 5. | Знакомство с документом, ответы на вопрос: «Кто и почему мог стать лидером в стране?», осмысливание полученной информации, ответы на поставленный вопрос, формулировка выводов. Работают с текстом параграфа, дают характеристику коммунистической партии. (проверка выполненного задания и составление схемы). Ответы на вопрос. Работают с материалами параграфа и письменно отвечают на вопросы:
Составляют схему. | - Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; - давать определение понятиям; - устанавливать причинно-следственные связи; | Усвоение нового материала, расширение словарного запаса, приобретение навыка работы в сети. |
Включение в систему знаний и повторение | Выполнение теста. Взаимопроверка. | - готовность к получению нового опыта; - планирование своей работы, - контроль своего процесса деятельности, | Определение уровня усвоения нового материала. Получение первых результатов изучения темы. | |
Рефлексия, подведение итогов | Как вы думаете, почему в борьбе за власть победу одержал И.В. Сталин? Оцените высказывание Г. Зиновьева на XIII съезде РКП(б) в 1924 г. Учитель подводит итоги. | Учащиеся высказываются. Анализ проделанной работы на уроке. | Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. | Подведение итогов занятия, определение уровня успешности деятельности учащегося на занятии. |
Домашнее задание | Конспект в тетради. Подготовить сообщение о политических деятелях 1920 гг. | Воспринимают информацию учителя о домашнем задании. Задают уточняющие вопросы. | - готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; - устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. | Выравнивание знаний, умений и навыков учащегося по теме занятия, стимулирование интереса, развитие самостоятельности, усидчивости и ответственности. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
До сих пор не смолкают споры: почему в борьбе за власть победу одержал И.В. Сталин? П лан урока: Смерть Ленина Коммунистическая партия в 1920-е гг. Внутрипартийная борьба за власть.
Смерть В.И. Ленина В своих последних письмах и статьях В.И. Ленин Возлагает надежды на административные методы борьбы с бюрократизмом, коррупцией (улучшение работы рабочекрестьянской инспекции, увеличение числа рабочих ЦК.) Указывает на главные направления развития страны , выражающиеся в росте цивилизованности, культуры; увеличение различных форм кооперации на добровольной основе. Пишет об опасности раскола партии. Ее единство и сохранение монополии на власть – основное условие движения к социализму.
Коммунистическая партия в 1920-е гг. Военизированная организация Рост партийного аппарата Ужесточение партийной дисциплины Борьба с проявлением инакомыслия Привилегии для партийцев становятся системой Благополучие работников аппарата зависит от: Занимаемой должности Готовности неуклонно исполнять директивы вышестоящих органов Остается подозрительность к лицам дворянского происхождения, интеллигенции, духовенству, «мелкой буржуазии» Формируются группы по принципу личной преданности определенному лидеру партии. «Чистка» партии (1921 г.) – из партии исключено 25% состава. «Ленинский призыв» (1924 г.) в партию вступили 240 тыс. чел. В партию пришли и те, кто рассчитывал получить хорошую работу, сделать карьеру Решения принимаются узким кругом политической элиты. Назначение на должности утверждается партийным органом
Внутрипартийная борьба за власть Причины внутрипартийной борьбы Борьба между политическими лидерами -Личное соперничество политических лидеров за власть в партии и в стране. - Различие взглядов на пути развития СССР. - Отсутствие легальной оппозиции. Фазы внутрипартийной борьбы. Сталин, Каменев, Зиновьев против Троцкого (1923-1925 гг.) Сталин, Бухарин и Рыков против Каменева и Зиновьева (1925-1927 гг.). Исключение Каменева и Зиновьева из партии Сталин против Бухарина и Рыкова (1927-1930 гг.). Удаление Бухарина и Рыкова с руководящих постов. Организация против Каменева, Зиновьева, Бухарина, Рыкова в 1935-1938 гг. публичных политических процессов. Осуждены и расстреляны. Итог внутрипартийной борьбы – И.В. Сталин одержал решительную победу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Политическое развитие страны в 20-гг Политическая борьба за власть
Складывание однопартийной политической системы. Сталин против Троцкого. «Правый уклон». Причины победы Сталина в борьбе за власть....
Перезентация к уроку истории "Этапы борьбы за власть после смерти Сталина"
Указаны хронологические рамки борьбы, краткая характеристика исторических личностей, решения XX съезда КПСС, результаты борьбы....
Борьба за власть после смерти сталина
презентация и доклад на тему борьба за власть после смерти сталина...
Тема: «Политическая борьба за власть после смерти И.В.Сталина» урок в 10 классе
Урок с использованием технологии развития критического мышления (РКМ) В 10 классе .Тема: «Политическая борьба за власть после смерти И.В.Сталина». Оборудование: мультимедийная презентация, порт...
Презентация 9 класс "Борьба за власть в партии большевиков"
Презентация по истории России 9 класс (учебник Данилов, Косулина). Содержит материал о борьбе в партии большевиков в 20-е гг. ХХв....
Методическая разработка урока истории Приход к власти партии большевиков
Комбинированный урок с использованием технологии развивающего обучения. На уроке используется презентация. Цель урока: сформировать представление о предпосылках и обстоятельствах перехода власти к...