Борьба за власть в партии большевиков
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Презентация и конспект к уроку истории России 9 класс "Борьба за власть в партии большевиков".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta.docx22.43 КБ
Файл borba_za_vlast_v_partii_bolshevikov.pptx55.34 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: История России.

Класс: 9.

Учитель: Соломатина Лариса Александровна.

УМК: История России. XX – начало XXI века». Данилов А.А., Косулина Л.Г., 2012 г.

Тема урока: «Борьба за власть в партии большевиков».

Тип урока: проблемный.

Оборудование: ноутбук, выход в интернет, проектор, исторические документы, схема «Внутрипартийная борьба 1920-х гг.»

Цели: дать представления о противоречивости развития страны в 1920-1930 гг. XX в.; объяснить причины и сущность внутрипартийной борьбы 1920-х гг.; охарактеризовать политические процессы 1920-х гг.; рассказать об особенностях политической системы СССР в 1920-х гг., о роли коммунистической партии; выяснить предпосылки установления в стране культа личности Сталина; познакомить с датами основных исторических событий: 21 января 1924 г., декабрь 1925 г., июнь 1928 г., 1928-1932 гг.; рассказать о современных версиях и трактовках деятельности И.В. Сталина, Л.Д. Троцкого, Л.Б. Каменева; познакомить с понятиями и терминами: коррупция, «чистка» партии, троцкизм, бюрократия, партноменклатура.

Формировать УУД:

- Метапредметные: сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность; анализировать и обобщать факты, составлять таблицу, формулировать и обосновывать выводы, использовать современные источники информации; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности; проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, осваивать основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении. 

- Личностные: осознавать свою идентичность как граждан страны; осваивать гуманистические традиции и ценности общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знают понятия коррупция, «чистка» партии, троцкизм, бюрократия, партноменклатура;
  • умеют пользоваться понятиям;
  • знают и понимают ход исторических событий.

Личностные:

  • учатся оценивать чужие и свои поступки;
  • формулируют свою точку зрения на ход и итоги событий;
  • умеют делать выводы.

Метапредметные:

  • умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
  • умеют слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
  • умеют ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Межпредметные связи: Всеобщая история, литература, информатика.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа.

Информационное обеспечение урока: Презентация «Борьба за власть в партии большевиков».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Организационный этап

Приветствие учителя и определение отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Ответное приветствие

Готовность и уроку

Готовность класса к восприятию знаний, установление доброжелательной обстановки урока

Мотивационно-целевой этап

Создать условия для

возникновения у ученика внутренней

потребности включения в учебный процесс.

Учитель ставит проблемный вопрос: До сих пор не смолкают споры: почему в борьбе за власть победу одержал И.В. Сталин?

Слайд 1.

Объявляет план урока:

  1. Смерть Ленина
  2. Коммунистическая партия в 1920-е гг.
  3. Внутрипартийная борьба за власть.

Просит записать в тетрадь.

Записывают в тетрадь дату, план урока.

Умение выражать свои мысли и доводы в устной форме, на поставленный вопрос

Желание узнать версии о победе Сталина И.В. в борьбе за власть, и формирование личного отношения к данным событиям.

Актуализация знаний

М.П. Томский в марте 1922 г. Заявил: «нас упрекают за границей, что у нас режим одной партии…у нас много партий. Но в отличии от заграницы у нас одна партия власти, а остальные в тюрьме». Почему же этот факт радовал партийца? Что происходило в то время в рядах партии? В политическом развитии страны? Обсудим эти вопросы на уроке.

Беседа, высказывают свои мнения.

- уметь выражать свои мысли устно, слушать и слышать друг друга

- давать определение понятиям.

 Уровень подготовки обучающихся к уроку.

Целеполагание (постановка учебной задачи)

Подведение обучающихся к постановке цели и задач урока.

В декабре 1922 г. Лидер партии большевиков В.И. Ленин тяжело заболел. До марта 1923 г. Он продиктовал ряд статей: «О кооперации», «О нашей революции», «Лучше меньше, да лучше», «Как на преобразовать РАБКРИН», в которых пытался показать свое видение будущего социалистического общества. Отношение к этим работам неоднозначное. Что же предлагал лидер партии?

Изучите и прокомментируйте схему.

Изучают и дают комментарии к схеме.

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

Определение целей и задач урока

Практическая деятельность по изучению нового материала

1.Смерть Ленина. В январе 1924 г. В.И. Ленин умер. Его смерть и болезнь породили борьбу за власть в руководстве партии. Будучи тяжело больным В.И. Ленин написал в 1922 г. «Письмо к съезду», в нем он давал оценку самым близким своим соратникам.

Слайд 3.

2. Коммунистическая партия в 1920 годы.

Международная обстановка в 1922 г. Изменилась после поражения коммунистического восстания в Германии и прихода к власти фашистов в Италии. Стало понятно, что СССР остается в одиночестве, в окружении враждебных стран. Перед партией встал вопрос: возможно ли построение социализма в одной стране и каким он будет? Дальнейшая стратегия и выбор пути развития зависит от обстановки в партии.

Предположите, какие последствия для страны могли иметь подобные явления в партии?

Слайд 4.

3.Внутрипартийная борьба за власть. Вы убедились, что изменения, произошедшие в партии, предполагали поиск единственного лидера, который мог бы сосредоточить власть в своих руках. После смерти Ленина начинается внутрипартийная война.

Проверка выполнения задания и составление схемы. Слайд 5.

Знакомство с документом, ответы на вопрос: «Кто и почему мог стать лидером в стране?», осмысливание полученной информации, ответы на поставленный вопрос, формулировка выводов.

Работают с текстом параграфа, дают характеристику коммунистической партии. (проверка выполненного задания и составление схемы).

Ответы на вопрос.

Работают с материалами параграфа и письменно

 отвечают на вопросы:

  1. Причины внутрипартийной борьбы.
  2. Ход и итоги внутрипартийной борьбы.

Составляют схему.

- Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

- давать определение понятиям;

 - устанавливать причинно-следственные связи;

Усвоение нового материала, расширение словарного запаса,

приобретение навыка работы в сети.

Включение в систему знаний и повторение

Организация теста.

Выполнение теста.

Взаимопроверка.

- готовность к получению нового опыта;

- планирование своей работы,

- контроль своего процесса деятельности,

Определение уровня усвоения нового материала.

Получение первых результатов изучения темы.

Рефлексия, подведение итогов

Как вы думаете, почему в борьбе за власть победу одержал И.В. Сталин?

Оцените высказывание Г. Зиновьева на XIII съезде РКП(б) в 1924 г.

Учитель подводит итоги.

Учащиеся высказываются. Анализ проделанной работы на уроке.

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Подведение итогов занятия, определение уровня успешности деятельности учащегося на занятии.

Домашнее задание

Конспект в тетради.

Подготовить сообщение о политических деятелях 1920 гг.

Воспринимают информацию учителя о домашнем задании.

Задают уточняющие вопросы.

- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Выравнивание знаний, умений и навыков учащегося по теме занятия, стимулирование интереса, развитие самостоятельности, усидчивости и ответственности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Борьба за власть в партии большевиков (схемы к уроку) Соломатина Л.А. МБОУ Анопинская СОШ

Слайд 2

До сих пор не смолкают споры: почему в борьбе за власть победу одержал И.В. Сталин? П лан урока: Смерть Ленина Коммунистическая партия в 1920-е гг. Внутрипартийная борьба за власть.

Слайд 3

Смерть В.И. Ленина В своих последних письмах и статьях В.И. Ленин Возлагает надежды на административные методы борьбы с бюрократизмом, коррупцией (улучшение работы рабочекрестьянской инспекции, увеличение числа рабочих ЦК.) Указывает на главные направления развития страны , выражающиеся в росте цивилизованности, культуры; увеличение различных форм кооперации на добровольной основе. Пишет об опасности раскола партии. Ее единство и сохранение монополии на власть – основное условие движения к социализму.

Слайд 4

Коммунистическая партия в 1920-е гг. Военизированная организация Рост партийного аппарата Ужесточение партийной дисциплины Борьба с проявлением инакомыслия Привилегии для партийцев становятся системой Благополучие работников аппарата зависит от: Занимаемой должности Готовности неуклонно исполнять директивы вышестоящих органов Остается подозрительность к лицам дворянского происхождения, интеллигенции, духовенству, «мелкой буржуазии» Формируются группы по принципу личной преданности определенному лидеру партии. «Чистка» партии (1921 г.) – из партии исключено 25% состава. «Ленинский призыв» (1924 г.) в партию вступили 240 тыс. чел. В партию пришли и те, кто рассчитывал получить хорошую работу, сделать карьеру Решения принимаются узким кругом политической элиты. Назначение на должности утверждается партийным органом

Слайд 5

Внутрипартийная борьба за власть Причины внутрипартийной борьбы Борьба между политическими лидерами -Личное соперничество политических лидеров за власть в партии и в стране. - Различие взглядов на пути развития СССР. - Отсутствие легальной оппозиции. Фазы внутрипартийной борьбы. Сталин, Каменев, Зиновьев против Троцкого (1923-1925 гг.) Сталин, Бухарин и Рыков против Каменева и Зиновьева (1925-1927 гг.). Исключение Каменева и Зиновьева из партии Сталин против Бухарина и Рыкова (1927-1930 гг.). Удаление Бухарина и Рыкова с руководящих постов. Организация против Каменева, Зиновьева, Бухарина, Рыкова в 1935-1938 гг. публичных политических процессов. Осуждены и расстреляны. Итог внутрипартийной борьбы – И.В. Сталин одержал решительную победу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Политическое развитие страны в 20-гг Политическая борьба за власть

Складывание однопартийной политической системы. Сталин против Троцкого. «Правый уклон». Причины победы Сталина в борьбе за власть....

Перезентация к уроку истории "Этапы борьбы за власть после смерти Сталина"

Указаны хронологические рамки борьбы, краткая характеристика исторических личностей, решения XX съезда КПСС, результаты борьбы....

Борьба за власть после смерти сталина

презентация и доклад на тему борьба за власть после смерти сталина...

Тема: «Политическая борьба за власть после смерти И.В.Сталина» урок в 10 классе

Урок с использованием технологии развития критического мышления (РКМ)   В 10 классе .Тема: «Политическая борьба за власть после смерти И.В.Сталина». Оборудование: мультимедийная презентация, порт...

Презентация 9 класс "Борьба за власть в партии большевиков"

Презентация по истории России 9 класс (учебник Данилов, Косулина). Содержит материал о борьбе в партии большевиков в 20-е гг. ХХв....

Методическая разработка урока истории Приход к власти партии большевиков

Комбинированный урок с использованием технологии развивающего обучения. На уроке используется презентация. Цель урока: сформировать представление о предпосылках и обстоятельствах перехода власти к...