план- конспект урока по истории древнего мира
план-конспект урока по истории (5 класс)
Предварительный просмотр:
Урок развивающего контроля.
Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия.
На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки.
Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объему в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в два этапа:
1) написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание;
2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.
Эти этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1-2 дней).
В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии), различают следующие формы организации уроков развивающего контроля: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.
Уроки развивающего контроля имеют следующую структуру:
1)этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап локализации индивидуальных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап решения заданий творческого уровня;
9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
Урок развивающего контроля «Общий взгляд на первобытную историю».
Ф.И.О | Варыпаева Ирина Алексеевна |
Место работы | Саратовская обл., г. Петровск, МБОУ СОШ №2 |
Должность | Учитель истории и обществознания |
Предмет | История |
Класс | 5 |
Цели урока:
- Научить выявлять главное в первобытной истории человечества, связывая различные исторические факты и понятия в целостную картину.
- Научить ориентироваться в историческом времени, используя «ленту
времени всемирной истории».
- Научить выявлять логическую последовательность процесса развития человеческого общества (от простого к сложному) и делать выводы о прогрессивности развития истории человечества.
План урока:
I. Проблема урока: заметен ли прогресс в истории человечества?
II. Поиск решения проблемы:
1. Определение основных этапов развития человеческого общества.
Примерный вывод по проблеме: развитие обезьяноподобных животных в «человека разумного», появление первых земледельцев и скотоводов, образование городов-государств свидетельствуют о прогрессивности развития истории человечества.
2. Изменения знаний, умений и навыков на протяжении развития
первобытной истории.
Примерный вывод по проблеме: умение «человека разумного» изготавливать орудия труда, переход от присваивающего хозяйства к производящему, появление новых изобретений, например колеса, указывают на прогресс в истории человечества.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД, технология оценивания |
I. Этап мотивации Диалог, подводящий диалог к теме урока. Формулировка проблемы.
| – Сегодня у нас непростой урок – мы должны повторить обязательные факты и понятия, которые узнали, изучая первобытную историю, и подготовиться к контрольной работе. – Подумайте и объясните, как вы понимаете слово «прогресс». – Знакомы ли вы с такими примерами в жизни? – Посмотрите на предметы, изображённые на этих иллюстрациях. Показывает иллюстрацию - гусиное перо – авторучка – компьютер. – Можем ли мы назвать это прогрессом? – Что проще устроено: авторучка или компьютер? Фиксирует на доске: Прогресс – это развитие от простого к сложному. – Как выдумаете, можем ли мы применить понятие «прогресс» к эпохе первобытной истории? – Вот сегодня на уроке мы с вами и попытаемся доказать: Заметен ли прогресс в истории человечества? | Ответ на вопрос – Прогресс – это развитие в лучшую сторону. Новые знания, умения, усовершенствование чего-либо. Появление телефонов, компьютеров и т.д. Когда мы пришли учиться в школу, многие из нас знали только буквы, а теперь мы умеем читать и писать. Ответ на вопрос – Да, мы можем назвать это прогрессом, так как здесь показано, как усовершенствовалось средство для письма. – Авторучкой пользоваться проще, чем компьютером. – В первобытной истории был определённый прогресс в знаниях и умениях первобытных людей, например усовершенствование орудий труда. | Познавательные УУД 1. Работать с информацией, самостоятельно находить, осмысливать, использовать её. 2. Обобщать, делать выводы. Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в деятельности. 2. Планировать деятельность. 3. Оценивать степень и способы достижения цели, находить и исправлять ошибки. |
II. Планирование деятельности. (актуализация пробного учебного действия) | – Какие факты, понятия нам надо проанализировать, чтобы ответить на вопрос: «Заметен ли прогресс в истории человечества?» – Итак, нам надо проанализировать этапы развития первобытного человека и проследить, как изменялись знания и умения первобытного общества на протяжении первобытной истории. Фиксирует на доске: План действий: 1. Этапы развития первобытной истории. 2. Знания и умения первобытного общества. | – Когда появился первобытный человек? – Как он развивался? – Какими знаниями и умениями он овладел в первобытную эпоху?
| |
III. Поиск решения проблемы. Этап построения проекта .. | – Сейчас мы разделимся на группы . Каждая группа получит свое задание 1 группа – Вспомните, чем отличался «человек разумный» от обезьяноподобных животных. Сделайте вывод: заметен ли прогресс в развитии первобытных людей? 1 запись на доске От обезьяно-подобных к «человеку разумному» – это прогресс в истории человечества. 2 группа – Вспомните, какие занятия мы относим к присваивающим, а какие – к производящим. – Я предлагаю вам немного поиграть. – Я буду называть занятия, а вы будете хором отвечать – присваивающее или производящее: собирание ягод, выращивание пшеницы, рыбная ловля, охота на мамонта, разведение диких коз, пахать землю, собирание съедобных корешков – По ленте времени определяют, когда появились первые земледельцы и скотоводы. и запись на доске: 10 тыс. лет назад – первые земледельцы и скотоводы.
| Работают в группах заполняют таблицу.
Работают в группах, отвечают на вопросы, работают с линией времени
| |
3 группа Вспомните, что мы называем городом и что такое государство?. Когда появились первые города-государства?. – Отметьте на «ленте времени» эту дату. запись на доске: 5 тыс. лет назад – первые города-государства.
| Индивидуально, самостоятельно работают со словарём. Во фронтальном диалоге ученики дают определение понятию «город», перечисляют признаки государства. Дети индивидуально, самостоятельно работают с учебником, отмечают на «ленте времени» дату 5 тыс. лет назад.
| ||
IV. Выражение решения проблемы. V. Применение нового знания. Этап решения заданий творческого уровня | – Сравните этапы развития первобытной истории: заметен ли прогресс в истории человечества? Задания в рабочей тетради или тест с самопроверкой. | Подводят итоги – Я считаю, что в истории человечества заметен прогресс, потому что, во-первых, обезьяноподобные животные развились в «человека разумного». Во-вторых, «человек разумный» научился сам производить продукты, а не только присваивать их у природы. В-третьих, со временем посёлки первобытных людей превращаются в города-государства, а значит, люди сделали шаг к цивилизации. | |
VI. Домашнее задание.
| 1 Повторить основные даты и понятия, изученные в первой главе. 2 Нарисовать рисунок по теме «создаем музей древности» Какие экспонаты мы в него поместим? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по истории Древнего мира 5 класс с использованием ЭОР
План-конспект урока по истории Древнего Египта 5 класс с использованием ЭОР по теме: "Искусство Древнего Египта". Комбинированный тип урока изучения нового материала....
План-конспект урока по Истории Древнего мира 5 класс
Разработка плана-конспекта урока по Истории Древнего мира в 5 классе по теме: "Древнее Двуречье", "Искусство Древнего Египта"...
Конспект урока по истории древнего мира 5 класс. Тема "Древнейшие люди"+презентация
К конспекту урока прилагаются: презентация по теме урока (Приложение 1), форма индивидуальной карточки для проверки домашнего задания (Приложение 2), флеш-ролик "Сцены из жизни дре...
План-конспект урока по Истории Древнего мира в 5классе тема" Олимпийские игры в древности"
План конспекты урока...
План-конспект урока по истории Древнего мира с использованием ИКТ на тему "Победа греков над персами в Марафонской битве", 5 класс.
Цель: проследить основные события греко-персидских войн, поддержать интерес учащихся к теме; продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с исторической картой, понятиями и датами...
План конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе "Зарождение демократии в Афинах"
План-конспект урока "Зарождение демократии в Афинах"...
План-конспект урока по истории Древнего Мира "Государство на берегах Нила"
Цели для ученика1. Научиться работать с контурной картой;2. Развивать навыки работы с текстом параграфа и дополнительного источника (Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу);3. Закрепление навыков самоо...