Технология РКМЧП в преподавании истории
методическая разработка по истории по теме
Кратко раскрыта суть технологии РКМЧП, приведены примеры её использования на уроках истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_rkmchp_v_prepodavanii_istorii.docx | 42.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы к дистанционному семинару
«Способы подготовки к ЕГЭ и ГИА: образовательные технологии деятельностного подхода»
Подготовила: Джебко Г.П.,
учитель истории и обществознания
Сахаптинской СОШ
Современное образование – компетентностно ориентированное, то есть нацелено на результаты обучения, выходящие за пределы образования, на решение жизненных проблем. Одной из первых в списке ключевых компетенций, содержащихся в рекомендациях ЮНЕСКО и в Концепции модернизации российского образования, значится информационная компетентность. Информационная компетентность определяется, как умение владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
Информационная компетентность выражается в умениях:
- самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию;
-организовывать и преобразовывать её;
-в нужный момент приобретать знания, эффективно работать с текстом;
-критически мыслить и распознавать пропаганду, ложные лозунги, правильно интерпретировать провокационные материалы, отвечающие интересам узкой группы лиц, их создающих.
Умение критически мыслить особенно актуально при изучении таких учебных предметов, как история и обществознание. Учащиеся должны учиться делать объективные выводы, более или менее соответствующие истине, давать объективные оценки событиям. (А в истории истина – только в критически осмысленных источниках). Кроме того, учащиеся и сейчас, и в дальнейшем, будучи уже взрослыми людьми, должны учитывать исторический опыт. Иными словами, очень важно, чтобы критически мыслящий человек, прежде чем принять или отбросить общепринятое представление, внимательно подумал, поискал опору в истории.
В современной практике образования данное умение (как, впрочем, и другие умения, относящиеся к информационной компетентности) позволяет успешно формировать РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо)
Суть технологии РКМЧП.
Данная технология разработана Международной ассоциацией и Консорциумом гуманистической педагогики. Основана на идеологии открытого общества и современном понимании культуры, актуализирует значимость субъективной позиции каждого члена общества, важность конструктивных взаимоотношений между ними и существование различных мировоззрений в условиях единой, жестко заданной нормы восприятия и поведения. Технология распространена в 29 странах мира. Применение технологии РКМЧП предполагает получение обучающимися следующих результатов:
- умение работать с увеличивающимся и обновляющимся потоком информации в разных областях знаний;
- умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно, корректно;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- умение решать проблемы;
- умение самостоятельно заниматься своим обучением;
- умение сотрудничать и работать в группе;
- способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Стратегия и приемы технологии РКМЧП включают интеллектуальную деятельность и общение участников учебного процесса. Имеется большое количество методических приёмов, которые можно сгруппировать в области:
- обучение устной речи – чтению;
- обучение письменной речи – письму;
- обучение сообща (формы групповой деятельности).
В технологии РКМЧП основными являются пять приёмов:
- кластеры;
- инсерт;
- ключевые слова;
- верные и неверные утверждения;
- синквейн.
При умелом применении они обладают большим потенциалом и возможностями для реализации образовательных целей.
Урок по технологии РКМЧП проводится этапами (стадиями) в соответствии с технологической цепочкой: Вызов – Осмысление – Рефлексия.
В ходе стадии Вызова происходит актуализация имеющихся знаний по поставленной теме, формируется личный интерес, возникает ценностное отношение к предмету изучения; в целом – активизация субъекта образовательной деятельности.
В ходе Осмысления происходит получение новой информации, соотнесение новых и имеющихся знаний, систематизация полученной информации, отслеживается собственное понимание.
В ходе стадии Рефлексии происходит суммирование знаний по теме, систематизация информации, возникает собственное отношение к теме, возникают вопросы для дальнейшего и самостоятельного изучения; в целом – анализ собственных мыслительных операций в ходе урока.
Использованная литература:
Технология РКМЧП: учебно-методическое пособие по курсу «Современные педагогические технологии»/Сост. Б.Е. Андюсев; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2011. – 64 с.
Урок на основе технологии РКМЧП
Предмет: история
Класс: 7
Учитель: Джебко Г.П.
Тема урока. Преобразования Петра I
Предполагаемые результаты урока:
- формирование регулятивных УУД: умения ставить себе конкретную цель, планировать свою деятельность на конкретный отрезок времени и на перспективу;
- формирование познавательных УУД: овладевать не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией), но и логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация)
- формирование коммуникативных УУД: совершенствовать умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.
- формирование личностных УУД: осознавать свою сопричастность к стране, в которой живешь и, как следствие, появление потребности в изучении истории своего государства.
Оборудование:
Учебник «История России» (авт: Данилов, Косулина)
Подборка текстов к уроку для каждой группы
Подборка иллюстраций с изображением Петра Первого (как вариант может быть презентация)
Учебная картина «Строительство Петербурга»
Ход урока.
Приложение 1.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Приложение 2.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
- Петр строил корабли -Петр брил бороды; - заставил всех носить европейскую одежду; - построил Петербург; - ввез в Россию картофель; - выиграл войну со шведами | - почему Петр решил строить флот? - был ли флот до Петра? - как строился флот? - можно ли было не стричь бороду? - как люди относились к нововведениям в быту? - почему Петр решил построить Петербург? - почему именно в таком месте? | - у России не было флота, а чтобы стать сильной морской державой, Россия должна была построить флот. Петр учился строить корабли за границей. Там он узнал много нового, в том числе о быте людей (ввез картофель, кофе, табак); - к нововведениям в быту люди относились настороженно, преобразования приживались с трудом (сам брил бороды, отрезал платья). Бояре могли заплатить налог за бороду; - Чтобы укрепиться на Балтике, нужен был надежный форпост. Им стал Петербург. Расширение информации: Еще узнал, что Петр -создал армию; -ввел новые налоги; -создал новые органы управления страной; -провел экономические реформы |
Задания с применением технологии РКМЧП по теме «Преобразования Петра Первого» при подготовке к ГИА по истории
Задание «Ключевые слова»
Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, «ключевые слова».
- Придумать рассказ, используя следующие ключевые слова: меркантилизм, протекционизм, коллегии, Сенат, Синод, подушная подать, рекрутские наборы, гражданский шрифт
- Разбить предложенные ключевые слова на определенные группы (принцип систематизации объяснить): протекционизм, коллегии, новое летоисчисление, ассамблеи, Сенат, Синод, подушная подать, рекрутские наборы, гражданский шрифт, меркантилизм, цифирные школы.
(В старших классах этот метод можно использовать по ряду тем, например: Культ личности; Оттепель; Стагнация общественного развития; Путч, Перестройка и другие. Учащимся предлагается на уровне рефлексии записать кратко в ключевых словах все, что им известно о данных понятиях. А затем на уровне осмысления и получении новой информации расширить свои знания по данным вопросам. Более уместно далее использовать кластеры).
Задание «Пятиминутное эссе»
Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме и дать учителю понять, что происходит в головах его учеников.
- Написать, что вы узнали по данной теме и задать один вопрос, на который вы не получили ответа.
- Составить краткую характеристику Петра I с указанием времени правления, основных направлений деятельности и значении его деятельности
Отслеживание результатов обучающихся по технологии РКМЧП за 2012-2013 уч. год.
Изложение собственных мыслей: 1. высокий уровень 2. средний уровень 3. низкий уровень | 15% 65% 20% |
Взаимодействие в учебной группе: 1. высокий уровень 2. средний уровень 3. низкий уровень | 35% 50% 15% |
Способность отвечать на вопросы: 1. высокий уровень 2. средний уровень 3. низкий уровень | 30% 42% 28% |
Способность задавать вопросы: 1. высокий уровень 2. средний уровень 3. низкий уровень | 10% 30% 60% |
Ведение дискуссии: 1. высокий уровень 2. средний уровень 3. низкий уровень | 5% 20% 75% |
Задания для коллег на применение данной технологии
Прием «Фишбоун»
Данный прием позволяет выявить причинно–следственные связи изучаемой темы, факта, события. Схема фишбоуна представляет собой “рыбью кость”, в голове которой записывается проблемный вопрос темы, по боковым косточкам напротив друг друга – причины и следствия (или причины и конкретные факты, подтверждающие их наличие), в хвосте – формулируемый вывод.
Составьте схему-фишбоун по теме «Распад СССР. Причины. Следствия. Итоги».
Прием «Кластер»
________________________________________________________________________________
«Кластеры» («грозди»), выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде «грозди» (кластера). Кластеры могут стать как ведущим приёмом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. « Грозди» – графический прием систематизации материала.
Составьте кластер по теме «Первая мировая война» (только основные «грозди»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы "Читай, размышляя" в 7 классе с использование методов и приемов технологии группового обучения и технологии РКМЧП (по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")
Урок литературы в 7 классе использованием приемов разных технологий...
Активные технологии обучения и преподавания истории и обществознания в основной школе
Активные технологии обучения и преподавания истории и обществознания в основной школе...
Карамзин Н.М. "История одной любви" (урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП)
Урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП...
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное направление модернизации российского школьного образования.
Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное нап...
Статья "Использование современных информационных технологий в процессе преподавания истории и обществознания"
Дополнительная информация по историческому стандарту...
Когнитивная образовательная технология в преподавании истории на примере урока истории в 6 классе
Когнитивная образовательная технология в преподавании историина примере урока истории в 6 классе...
Инновационные технологии в рамках преподавания истории и обществознания
Мир, в котором мы живем, становится сложным и противоречивым. Изменяются социально-экономические и социально-политические системы, приобретают новые измерения наука, техника и культура. Характерное дл...