Технология РКМЧП в преподавании истории
методическая разработка по истории по теме

 Кратко раскрыта суть технологии РКМЧП, приведены примеры её использования на уроках истории 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_rkmchp_v_prepodavanii_istorii.docx42.51 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы к дистанционному семинару

«Способы подготовки к ЕГЭ и ГИА: образовательные технологии деятельностного подхода»

                                   

Подготовила: Джебко Г.П.,

учитель истории и обществознания

Сахаптинской СОШ

        Современное образование – компетентностно ориентированное, то есть нацелено на результаты обучения, выходящие за пределы образования, на решение жизненных проблем. Одной из первых в списке ключевых компетенций, содержащихся в рекомендациях ЮНЕСКО и  в Концепции модернизации российского образования, значится информационная компетентность. Информационная компетентность определяется,  как  умение  владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.

      Информационная компетентность выражается в умениях:

- самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию;

-организовывать и преобразовывать её;

-в нужный момент приобретать знания, эффективно работать с текстом;

-критически мыслить и распознавать пропаганду, ложные лозунги, правильно интерпретировать провокационные материалы, отвечающие интересам узкой группы лиц, их создающих.

      Умение критически мыслить  особенно актуально при изучении таких учебных предметов, как  история и обществознание. Учащиеся должны учиться делать объективные выводы, более или менее соответствующие истине,  давать объективные оценки событиям. (А в истории истина – только в критически осмысленных источниках). Кроме того, учащиеся и сейчас, и в дальнейшем, будучи уже взрослыми людьми, должны учитывать исторический опыт. Иными словами, очень важно, чтобы критически мыслящий человек, прежде чем принять или отбросить общепринятое представление, внимательно подумал, поискал опору в истории.

      В современной практике образования данное умение (как, впрочем, и другие умения, относящиеся к информационной компетентности) позволяет успешно формировать РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо)

Суть технологии РКМЧП.

       Данная технология разработана Международной ассоциацией и Консорциумом гуманистической педагогики. Основана на идеологии открытого общества и современном понимании культуры, актуализирует значимость субъективной позиции каждого члена общества, важность конструктивных взаимоотношений между ними и существование различных мировоззрений в условиях единой, жестко заданной нормы восприятия и поведения. Технология распространена в 29 странах мира. Применение технологии РКМЧП предполагает  получение обучающимися следующих результатов:

  • умение работать с увеличивающимся и обновляющимся потоком информации в разных областях знаний;
  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно, корректно;
  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • умение решать проблемы;
  • умение самостоятельно заниматься своим обучением;
  • умение сотрудничать и работать в группе;
  • способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

         Стратегия и приемы технологии РКМЧП включают интеллектуальную деятельность и общение участников учебного процесса. Имеется большое количество методических приёмов, которые можно сгруппировать в области:

  1. обучение устной речи – чтению;
  2. обучение письменной речи – письму;
  3. обучение сообща (формы групповой деятельности).

        В технологии РКМЧП основными являются пять приёмов:

  • кластеры;
  • инсерт;
  • ключевые слова;
  • верные и неверные утверждения;
  • синквейн.

При умелом применении они обладают большим потенциалом и возможностями для реализации образовательных целей.

      Урок по технологии РКМЧП проводится этапами (стадиями) в соответствии с технологической цепочкой: Вызов – Осмысление – Рефлексия.

      В ходе стадии Вызова происходит актуализация имеющихся знаний по поставленной теме, формируется личный интерес, возникает ценностное отношение к предмету изучения; в целом – активизация субъекта образовательной деятельности.

     В ходе Осмысления происходит получение новой информации, соотнесение новых и имеющихся знаний, систематизация полученной информации, отслеживается собственное понимание.

     В ходе стадии Рефлексии происходит суммирование знаний по теме, систематизация информации, возникает собственное отношение к теме, возникают вопросы для дальнейшего и самостоятельного изучения; в целом – анализ собственных мыслительных операций в ходе урока.

Использованная литература:

Технология РКМЧП: учебно-методическое пособие по курсу «Современные педагогические технологии»/Сост. Б.Е. Андюсев; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2011. – 64 с.

Урок на основе технологии РКМЧП

Предмет: история

Класс: 7

Учитель: Джебко Г.П.

Тема урока. Преобразования Петра I

Предполагаемые результаты урока:

  • формирование регулятивных УУД: умения  ставить себе конкретную цель, планировать свою деятельность  на конкретный отрезок времени и на перспективу;
  • формирование познавательных  УУД: овладевать не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией), но  и   логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация)
  • формирование коммуникативных УУД: совершенствовать умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.
  • формирование личностных УУД: осознавать свою сопричастность к стране, в которой живешь и, как следствие, появление  потребности  в изучении истории своего государства.

Оборудование:

Учебник «История России» (авт: Данилов, Косулина)

Подборка текстов к уроку для каждой группы

Подборка иллюстраций с изображением Петра Первого (как вариант может быть презентация)

Учебная картина «Строительство Петербурга»

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вызов

Осмыс-ление

Рефлексия 

На доске подборка иллюстраций с изображением  Петра Первого.

Раздает таблицу для последующей графической организации материала

(см. Приложение 1)

Нацеливает учащихся на то, чтобы они вспомнили, что им  уже известно о реформах Петра, то есть определили уровень собственных знаний, к которым могут быть добавлены новые.

Ответы учащихся  кратко записывает на доске

Далее организует работу со второй частью таблицы, которая состоит из двух граф: категории информации и источники информации.

Спрашивает у учащихся, откуда у них сведения, отображенные в первой графе таблицы.

Подводит предварительный итог: «Таким образом, источниками информации явились книги, кинофильмы, рассказы взрослых, но главным источником станет текст, с которым мы будем работать»

Предлагает учащимся второе задание: «Сведения, которые мы записали в первую графу таблицы, касаются разных сторон жизни общества. Попробуем их систематизировать, выделить категории информации».

 

Категории информации (план урока)

Источники информации

  1. Создание флота
  2. Изменения в быту
  3. Строитель-ство Петербурга  

Книги

Кинофильмы

Рассказы взрослых

Просит учеников задать вопросы о том, что бы они хотели узнать о петровских преобразованиях до работы с текстом? Эти вопросы заносятся во вторую графу таблицы.

Делит  учащихся на группы.  Дает задание по работе с текстом.  (Это может быть параграф учебника, подборка документальных источников и т. д.)

После прочтения текста учитель возвращает учащихся к таблице и спрашивает, могут ли они ответить на вопросы, которые сами поставили перед прочтением?  Расширилась ли информация о петровских преобразованиях? (Работа в группе: взаимоопрос)

Спрашивает, как расширились представления учащихся о преобразованиях Петра после прочтения текста. Что удивило? Что хотелось бы узнать подробнее?

Домашнее задание: подготовить краткое сообщение о любом из преобразований Петра.

 Узнавание исторического деятеля. Получение дополнительной информации из иллюстративного ряда  

Привлекая имеющиеся знания, называют преобразования Петра

(Возможные ответы учащихся:

- Петр строил корабли

-Петр брил бороды;

- заставил всех носить европейскую одежду;

- построил Петербург;

- ввез в Россию картофель;

- выиграл войну со шведами и т. д. )

Свои ответы учащиеся заносят в таблицу, в графу «Знаю»

Учащиеся отвечают, например:

- я читал книгу;

- я смотрел кино;

- мне папа рассказывал и т. д.

Под  руководством  учителя  ребята  заполняют вторую часть таблицы

Возможные ответы учащихся:

- почему Петр решил строить флот?

- был ли флот до Петра?

- как строился флот?

- можно ли было не стричь бороду?

- как люди относились к нововведениям в быту?

- почему Петр решил построить Петербург?

- почему именно в таком месте?

Чтение  и осмысление текста.  Применение ИНСЕРТ. (Инсерт – это система маркировки текста.  «Галочкой» помечается то, что уже известно, «минусом» - то, что не знал, «плюсом» - то, что вызвало удивление, «вопросительным знаком»- то, о чем хотелось бы узнать подробнее).  

Заполняют третью графу таблицы, дополняют вторую

Проводят взаимоопрос.  

Отвечают на вопросы:

-Что я думаю об этом сейчас?

- Как это соотносится с тем, что я знал раньше?

- Как меняются мои представления?

Почему я думаю так, а не иначе?  

Приложение 1.

Знаю

Хочу узнать

Узнал  

Приложение 2.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

- Петр строил корабли

-Петр брил бороды;

- заставил всех носить европейскую одежду;

- построил Петербург;

- ввез в Россию картофель;

- выиграл войну со шведами

- почему Петр решил строить флот?

- был ли флот до Петра?

- как строился флот?

- можно ли было не стричь бороду?

- как люди относились к нововведениям в быту?

- почему Петр решил построить Петербург?

- почему именно в таком месте?

- у России не было флота, а чтобы стать сильной морской державой, Россия должна была построить флот. Петр учился строить корабли за границей. Там он узнал много нового, в том числе о быте людей (ввез картофель, кофе, табак);

- к нововведениям в быту люди относились настороженно, преобразования приживались с трудом (сам брил бороды, отрезал платья). Бояре могли заплатить налог за бороду;

- Чтобы укрепиться на Балтике, нужен был надежный форпост.  Им стал Петербург.

Расширение информации:

Еще узнал, что Петр

-создал армию;

-ввел новые налоги;

-создал новые органы управления страной;

-провел экономические реформы

Задания с применением технологии РКМЧП  по теме «Преобразования Петра Первого» при подготовке к ГИА по истории

Задание «Ключевые слова»

Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, «ключевые слова».

  1. Придумать рассказ, используя следующие ключевые слова:  меркантилизм, протекционизм, коллегии, Сенат, Синод, подушная подать, рекрутские наборы, гражданский шрифт

  1. Разбить  предложенные ключевые слова на определенные группы  (принцип систематизации  объяснить): протекционизм, коллегии, новое летоисчисление, ассамблеи, Сенат, Синод, подушная подать, рекрутские наборы, гражданский шрифт, меркантилизм, цифирные школы.  

(В старших классах этот метод можно использовать по ряду тем, например: Культ личности; Оттепель; Стагнация общественного развития; Путч, Перестройка  и другие. Учащимся предлагается на уровне рефлексии записать кратко в ключевых словах все, что им известно о данных понятиях. А затем на уровне осмысления и получении новой информации расширить свои знания по данным вопросам. Более уместно далее использовать кластеры).

Задание «Пятиминутное эссе»

Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме и дать учителю понять, что происходит в головах его учеников.

  1. Написать, что вы узнали по данной теме и задать один вопрос, на который вы не получили ответа.
  2. Составить краткую характеристику Петра I  с указанием времени правления, основных направлений деятельности и значении его деятельности

Отслеживание результатов  обучающихся по технологии РКМЧП за 2012-2013 уч. год.

Изложение собственных мыслей:

1. высокий уровень

2. средний уровень

3. низкий уровень

15%

65%

20%

Взаимодействие в учебной группе:

1. высокий уровень

2. средний уровень

3. низкий уровень

35%

50%

15%

Способность отвечать на  вопросы:

1. высокий уровень

2. средний уровень

3. низкий уровень 

30%

42%

28%

Способность задавать вопросы:

1. высокий уровень

2. средний уровень

3. низкий уровень

10%

30%

60%

Ведение дискуссии:

1. высокий уровень

2. средний уровень

3. низкий уровень

5%

20%

75%

Задания для коллег на применение данной технологии

Прием «Фишбоун»                

   Данный прием позволяет выявить причинно–следственные связи изучаемой темы, факта, события. Схема фишбоуна представляет собой “рыбью кость”, в голове которой записывается проблемный вопрос темы, по боковым косточкам напротив друг друга – причины и следствия (или причины и конкретные факты, подтверждающие их наличие), в хвосте – формулируемый вывод.

Составьте  схему-фишбоун по теме  «Распад СССР. Причины. Следствия. Итоги».

Прием «Кластер»

________________________________________________________________________________

«Кластеры» («грозди»), выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде «грозди» (кластера). Кластеры могут стать как ведущим приёмом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. « Грозди» – графический прием систематизации материала.

Составьте кластер по теме «Первая мировая война» (только основные «грозди»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные технологии обучения и преподавания истории и обществознания в основной школе

Активные технологии обучения и преподавания истории и обществознания в основной школе...

Карамзин Н.М. "История одной любви" (урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП)

Урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП...

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное направление модернизации российского школьного образования.

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное нап...

Когнитивная образовательная технология в преподавании истории на примере урока истории в 6 классе

Когнитивная образовательная технология в преподавании историина примере урока истории в 6 классе...

Инновационные технологии в рамках преподавания истории и обществознания

Мир, в котором мы живем, становится сложным и противоречивым. Изменяются социально-экономические и социально-политические системы, приобретают новые измерения наука, техника и культура. Характерное дл...