Инновационные технологии в рамках преподавания истории и обществознания
статья по истории

Мир, в котором мы живем, становится сложным и противоречивым. Изменяются социально-экономические и социально-политические системы, приобретают новые измерения наука, техника и культура. Характерное для человеческой цивилизации быстрое усложнение целей, средств и условий деятельности делает необходимым наращивание усилий людей по формированию динамичного ценностного основания для решения сложных проблем, для выработки новых смыслов жизнедеятельности. Решать такие задачи может понимающий человек, способный свободно и сознательно осуществлять выбор способов и средств деятельности при достижении целей. В образовании одними из таких методов являются инновационные технологии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Инновационные технологии в рамках преподавания истории и обществознания".

Мир, в котором мы живем, становится сложным и противоречивым. Изменяются социально-экономические и социально-политические системы, приобретают новые измерения наука, техника и культура. Характерное для человеческой цивилизации быстрое усложнение целей, средств и условий деятельности делает необходимым наращивание усилий людей по формированию динамичного ценностного основания для решения сложных проблем, для выработки новых смыслов жизнедеятельности. Решать такие задачи может понимающий человек, способный свободно и сознательно осуществлять выбор способов и средств деятельности при достижении целей. В образовании одними из таких методов являются инновационные технологии.

Инновационный процесс в образовании тесно связан с исследовательской деятельностью. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским и проектным методам обучения. Как развить у ребенка потребность и способность искать новое? Как научить его видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определение понятиям? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Я согласна с мнением Александра Ильича Савинкова, что используя различные варианты включения в собственную исследовательскую деятельность или проектирование, школьник сам научится тому, как вести исследовательский поиск. И если специально не развивать его исследовательские способности, то взяться им будет просто неоткуда.

Другими инновационными направлениями моей деятельности являются разработка и использование опорных конспектов, а также использование информационно - коммуникационных технологий на уроках, как обществоведческого цикла. В своей работе я отдаю предпочтение опорным конспектам с элементами условно-графической наглядности, построению и созданию мультемидийных презентаций.

Данные технологии позволяют развивать:

- умения классифицировать;

- умения и навыки наблюдения;

- навыки экспериментирования;

- умения высказывать суждения, делать умозаключения и выводы;

- умения и навыки работы с имеющейся информацией, её нахождение и ранжирование;

- формирование и развитие у школьников умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования;

- познавательных потребностей и способностей;

- умения создавать тексты опорных конспектов;

- умению использовать и перерабатывать информацию с использованием средств современных технологий;

- созданию мультемидийных презентаций в системе Power Point.

Цели и задачи работы по инновационным технологиям:

 социализация учащихся;

 развитие аналитической деятельности учащихся в истории, обществознании;

1) формирование компетенций на основе осознанного восприятия окружающего мира через внутренний субъектный опыт;

2) развитие творческой активности, исследовательской и проектной деятельности;

3) формирование активной гражданской позиции и чувства гордости за свою страну, край, город.

Использование технологий проектной деятельности в преподавании истории, обществознания.

Главный принцип проектных технологий: ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора» (Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. М.: Сентябрь, 2008г. с. 121.).

Социальное проектирование – особый вид деятельности подростка. Я согласна с мнением некоторых авторов, что это ведущий вид деятельности подростка, в ходе которого и благодаря которому происходит его наиболее интенсивное развитие. Я считаю, что именно социальное проектирование позволяет подростку решать основные задачи возраста: формировать свои Я-концепцию и мировоззрение, устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.

Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

 социальные явления («социальные негативы» - курение, сквернословие, алкоголизм);

 социальные отношения (отношение к старикам, молодежи; отношение к клиенту, потребителю, заказчику и др.);

 социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);

 социальная среда: ландшафт (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.).

Социальное проектирование и проектная деятельность в целом – цельное комплексное явление, и её элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом. В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики – проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности – преобразование социального объекта, явления, ситуации.

Как и любая другая деятельность, социальное проектирование не может быть освоено подростком вдруг, одномоментно. Навыки межличностного взаимодействия, приобретенные подростком в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития – те критерии. Параллельно с этим должна быть специально организована учебная деятельность подростка, целью которой является освоение содержания понятия «социальное проектирование» и основных навыков его проведения. В 5 классе (с учетом возрастных особенностей учащихся) на начальном этапе работы предлагается построение «Дерева идей», которое позволяет в доступной форме разрабатывать тему проекта, основываясь на ассоциациях.  Также в оформлении работ различны требования к учащимся 5-7 и 8-9 классов, что позволяет переходить на новый качественный уровень в проектной деятельности.

Так как предметом деятельности на этапе пробы является информация, то продуктом может быть действие по применению этой информации (круглый стол, пресс-конференция), материальный носитель информации (аналитическая справка, материал для печати, Web- страничка). План действий, таким образом, описывает шаги по получению информации, которая может быть преобразована в «продукт». Также в план действий включаются те мероприятия, которые учащиеся предполагают осуществить на этапе анализа полученной информации (пресс-конференция, круглый стол и т.п.)

Формирование групп. Основанием для распределения ребят по разным группам можно считать направленность интересов конкретного подростка (что ему интересно делать) и конкретные социальные навыки, которыми он владеет.

Этап действий. Это те реальные, конкретные шаги, которые предпринимают подростки, собирая и анализируя информацию. Такими формами организации этапа практических действий могут быть:

 экскурсия (Например, экскурсионный проект. Более характерна данная форма для учащихся 5-6 классов. Каждая экскурсия – проект детально планируется. Перед ребятами ставятся конкретные вопросы, итоги обязательно обсуждаются. Цель – поиск ответа на один конкретный вопрос: Как проводятся выборы в школьные советы?

 интервью (Кто такой Иван Кожедуб? (в результате проведения интервью был реализован проект, посвященный героям СССР);

 встреча с компетентным представителем;

 анкетирование;

 пресс-конференция, круглый стол (в основном данная форма используется по результатам проведенной работы);

 наблюдение (проект – наблюдение. Наблюдения за природой можно связать с историей города, края, страны. Например, как процессы глобализации современного Мира затронули РФ, Курскую область,

 социологическое исследование или исследование исторической направленности.

Важно, чтобы придуманы они были сами подростками, какими бы примитивными, простыми и, наоборот, нереальными, чрезмерно усложненными ни казались вам их предложения. Например, что из себя будет представлять модель мира в ближайшии 10 лет в связи с тенденциями современного политического развития? Данная тема была реализована учащимися в мультемидийном проекте: "Модель Мира" и представлена в рамках урока по обществознанию: "Глобализация и её последствия".  

Групповое обсуждение – это этап групповой рефлексии своей деятельности в рамках социальной пробы. В это время предметом обсуждения становится не содержание социального объекта (темы действий подростков, их эффективность, отношение к совершенным шагам и полученным результатам.)

Также необходимо обязательно проведение обсуждения по итогам работы в группе. Для этого учащиеся следуют правилам групповой работы и общения.

Позиция обучения – предметом взаимодействия учителя с подростком становится содержание понятия «социальная проба» и содержание деятельности в рамках социальной пробы. Учащиеся 5, 6, 7 классов должны уметь различать (именно различать, но ещё не реализовывать самостоятельно) разные виды работ и разные виды ответственности за них. Они постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению проектного замысла. Психолого-педагогические особенности возраста учащихся 7-9 классов позволяют отрабатывать технологии и способы деятельности в отрыве от конкретного содержания. Поэтому набор модулей для учащихся разных возрастов отличается. То есть в некоторых случаях учащимися более старшего возраста нужно освоить базовые для работы над проектами способы деятельности, причем они сразу могут сделать это на более высоком (по сравнению с младшими школьниками) уровне.

Позиция поддержки в рамках социальной пробы выражается в готовности и способности учителя к обсуждению действий подростка в рамках социальной пробы. Целью этого обсуждения является не оценивание деятельности по критериям «правильно – неправильно», а выражения мнения учителя о шагах подростка, совместное определение его эффективности, выявления проблемных. Трудных вопросов, определения перспектив. Проведение экспертизы деятельности подростов на различных этапах социальной пробы является одной из форм осуществления взрослым поддержки. Помимо позиции поддержки-обучения, учитель в ходе социальной пробы стоит на позициях организатора и внешнего координатора.

Примером социальной пробы может служить работа учащихся, например, по таким направлениям – «Убивает ли капля никотина лошадь?» (по проблеме подросткового курения, «Детское адвокатское бюро» (права детей). Социальный проект – вид социального проектирования, наиболее сложная форма организации социального действия. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта, который является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно-значимая, и потребностью личности.

Сейчас встречается очень разное понимание проектной деятельности. На мой взгляд, одна из обязательных отличительных черт – исследовательская деятельность учащихся сопровождается использованием имеющихся школьных знаний и поиском необходимо новых. На конкретных примерах механизм работы над проектом можно представить следующим образом: на начало учебного года ребятам предлагаются различные проектные темы, в течение месяца создаются группы. Обычно в состав проектной группы входит от 6-7 учеников до 15-17. Уточняются формулировки тем, добавляются новые названия. Группа обсуждает возможный ход работы, планируемый результат, форму презентаций, распределяют роли. Так, в проекте «Пифагор – философ и ученый» «Архимед и развитие науки в Древней Греции»,  «Письмо солдата» ключевой идеей была идея поиска взаимосвязей, связанных с различными направлениями. Вся информация была размещена на сайте школы, проведена презентация для учащихся 11-х классов.

В принципе проектная деятельность начинается на уроках истории в 5 классе. Здесь используется технология А.И. Савенкова, с учетом возрастных особенностей ребят.  Так, например, в начале ребятам предлагается знакомство с видами тем исследований. Все возможные темы можно условно разделить на три группы:

- фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах, явлениях;

- экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;

- теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных источниках. (Например, кто строил курганы? Какая была Земля в представлении людей древности? и т.п.)

Результатам этой деятельности также становиться презентация работы перед учащимися. Поэтому же принципу строится и работа в группах.

В среднем звене (5-8 классы) проектная деятельность постепенно усложняется с учетом возрастных особенностей учащихся. Проекты на базе информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) являются интегрированными и ведутся совместно с учителем информатики. Такая форма работы наиболее продуктивна для учащихся старших классов (9-11 кл.) Учащиеся имеют возможность выбрать конкретное содержание в рамках целостной темы, на базе которого должно проходить освоение информационных технологий. Ребята сами могут выбрать предметную область (история, обществознание). Обязательным для всех является поисковая составляющая работы, обзор информационных ресурсов с аннотированием, создание текстового материала и публичная защита с презентацией. В качестве примеров можно привести следующие проекты: «Антиглобалисты" , высший командный состав времён ВОВ".

Опыт преподавания с использованием проектных технологий на уроках в течение ряда лет, сравнение результатов обучения в экспериментальных и контрольных классах, где преподавание велось с применением традиционной методики, показало, что этот вид обучения имеет преимущества. Ребята свободно оперируют знаниями, лучше усваивают причинно-следственные, хронологические и другие связи. Разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес учащихся к предмету, формирует их историческое сознание.

Идея кодирования знаний возникла ещё в 60-е годы в зарубежной школе и нашла отражения в школьных учебниках. В конце разделов учебников по естественно-математическим дисциплинам были помещены схемы, отражавшие содержание изученного материала. Затем схемы такого же характера появились в методических пособиях и по истории. Содержание учебных тем в них отражалось в форме зрительных образов и условных символов. В учебниках в конце разделов помещается «вид классной доски» со схемами, чертежами и записями, которые при объяснении должен воссоздать учитель. Так постепенно развивается идея обучения на основе компактных опорных конспектов. Богатые ассоциации вызывают у учеников условные изображения – символы исторических событий и явлений. Исторические явления, изображенные в схематических пособиях в виде условных знаков, символов, служат ученику опорой в его мыслительной деятельности. Знаки как бы фиксируют мысленные образы. Как показывают исследования, наблюдения предмета, явления оставляют в памяти учеников в среднем 90% воспринятого.

Проектная деятельность с использованием ИКТ сегодня развивается достаточно активно и более уместна в старшей школе, где учащиеся уже имеют все необходимые уменя и навыки. Построение проектов - это боле6е высокая ступень ступень, и взначительной степени, её усвоению помогает навык работы с графическими схемами.

Как известно, хорошо продуманная графическая схема дает возможность разбить сложный вопрос на несколько детальных пунктов, изобразить их в условной форме, с тем чтобы сконцентрировать внимание слушателей на существе проблемы, помочь охватить все выделенные моменты в целостности. Значительно помогает ученикам зрительная опора в усвоении базовых знаний. Главные факты в виде опорных сигналов скомпонованы в блоки, в них выделено самое главное. Такой опорный конспект представляет собой условно-графические знаковые изображения учебного материала, позволяющего обращать внимание на логику его изложения, на главные факты и легко запоминать их.

Методика работы с конспектами-схемами на уроках.

Материал, предназначенный для изучения, учитель представляет в виде особых конспектов с опорными сигналами. Опорные символы помогают ученику запоминать единицы информации – факты главные и неглавные. Для идентификации в опорном конспекте они выделены разным цветом. Суть же самой системы работы заключается в усвоении знаний на основе их многократного повторения и ежедневного контроля над качеством знаний при помощи самих же учащихся.

В своей работе я использую памятку, разработанную В.Ф.Шаталовым:

1. Внимательно читайте главу или раздел учебника, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.

2. Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком следуют в тексте.

3. Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.

4. Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.

5. Объедините сигналы в блоки.

6. Обособьте блоки в контуры и графически отобразите связи между ними.

7. Выделите значимые элементы цветом.

Работа с опорными конспектами включает несколько основных и дополнительных этапов, реализуемых в классе на уроках и дома:

1. Развернутое объяснение учителем нового материала.

2. Повторное сжатое объяснение по листу с опорными сигналами, расшифровка символов.

3. Изучение опорных сигналов каждым учеником по раздаточному материалу, вклеивание учениками листов в свои альбомы .

4. Самостоятельная домашняя работа ученика с учебником и листом с опорными сигналами.

5. Письменное воспроизведение опорных сигналов по памяти в тетрадях, хранящихся в кабинете истории.

6. Во время выполнения работы проходит индивидуальная проверка опорных конспектов учеников.

7. Воспроизведение несколькими учениками одного-двух блоков опорного конспекта на доске.

8. Постоянное повторение и углубление изученного материала по опорным конспектом на повторительно-обобщающих уроках.

При разработке конспектов с опорными сигналами могут применяться знаки символическо-словесные (буквы, слоги, цифры, знаки сложения и вычитания); рисуночные (пиктограммы); условно-графические (фрагменты планов местности, карт, схем).

Таким образом, актуальность опыта состоит в том, что он позволяет решить проблему обеспеченности учащихся соответствующей литературой и параллельно позволяет продолжить формирование навыков логического мышления, развития навыков работы с дополнительной литературой и реализации эгоистории, разработанной Троицким Ю.А., что способствует выведению изучения истории родного края на личностно-смысловой уровень. В этом случае восприятие патриотизма, бережливого отношения к природе и памятникам старины строится на конкретной исторической почве.

Как уже было сказано ранее - идея кодирования знаний возникла ещё в 60-е гг. И вполне естественно, что идея обучения на основе опорных конспектов с использованием элементов условно-графического изображения получила развитие давно. Были проведены определенные исследования, которые показали, что исторические явления, изображенные в схематических пособиях в виде условных знаков, символов, служат ученику опорой в его мыслительной деятельности. Работа с опорными конспектами описана в трудах многих учителей - новаторов – Шаталова В.Ф., Шевченко С.Д., Мирошниченко Н.П., Латышева Ю.И. и др.

На мой взгляд, преимущество использования опорных конспектов с элементами условно-графического изображения состоит в том, что в зависимости от того, какие перед собой ставит задачи учитель на конкретном уроке и уровня класса, возможно гибкое применение условных обозначений. В данном случае цель одна - развитие познавательного интереса учащихся к истории малой родины, перерастающее в твердые знания. Следует отметить, что опорный конспект выполняется на доске мелом по ходу устного изложения материала и служит его зрительной опорой. При помощи схематического изображения учитель раскрывает явление в его логической последовательности, определяя темп и в нужный момент прерывая или возобновляя изобразительный ряд. Так как не все понятия можно изобразить в рисунке в опорном конспекте используются и слова, зачастую в сокращенном варианте, но понятном для учащихся (ребята часто сами предлагают тот или иной вариант кодирования слова).

Работая дома с изученным материалом на уроке ребятам рекомендуется использовать памятку работы с опорным конспектом, разработанную В.Ф.Шаталовым исключая момент повторения по учебнику, заменив его работой с дополнительной литературой. В начале такой системы возникают трудности, но впоследствии ребята выполняют такую работу с удовольствием, включая в этот процесс элементы исследовательской работы, основанной на субъектном опыте. В ходе реализации работы с опорным конспектом я использую частично-поисковый метод - включение поиска в познавательные и практические задания и задачи, а также эвристический и проблемный методы. Например, работа с контурной картой по истории России, работа с документами их анализ и синтез и т.п. В данном случае преобладающей деятельностью учащихся будет познавательная деятельность («мозговой штурм»).

3. Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках обществознания:

Развертывание научно-технического прогресса с неизбежностью ведет к все более широкому внедрению информационно - коммуникационных технологий в учебный процесс. На уроках обществознания я использую следующие виды презентаций: вспомогательная презентация (используется «одномоментно» в ходе урока); линейная (иллюстративная) презентация; презентация - урок-лекция, урок изучение нового материала, проверка домашнего задании, урок обобщение (закрепление) или итоговый урок. Также используются мультимедийные уроки по обществознанию. (Приложение № 1 урок в 11Б классе "Глобализация и её последствия")

Поскольку компьютеры функционируют автономно, то учитель имеет возможность использовать время на занятии для индивидуальной работы с отдельными учащимися, «отключенными» от самостоятельной работы. Возможен и самостоятельный выбор учащимися объема учебной информации: изучение не только основного материала учебника, а также и дополнительной информацией по интересующему историческому сюжету (документ, персоналии и т.п.) Помимо этого возрастает интерес учащихся к изучаемому материалу. Учащиеся самостоятельно проводят исследовательскую работу по интересующему их материалу с целью создания презентаций своих работ.

Заключение.

Опыт работы по данной теме показал, что использование технологий проектной и исследовательской деятельности, использование опорных конспектов с элементами условно-графической наглядности, информационно-коммуникационных технологий позволяет учащимся развить навыки межличностного взаимодействия, приобретенные подростками в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития. Ребята свободно оперируют знаниями, лучше усваивают причинно-следственные, хронологические и другие связи. Разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес учащихся к предмету, формирует их историческое сознание.

Библиографический список.

1. Анисимов Н.М. Современное представление об изобретательской и инновационной деятельности. / школьные технологии, 1999 г.

2. Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А. и др. «Мой выбор». М., 2002 г.

3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Дневник проектной деятельности. 5-7 класс. Самара: Издательство «Учебная литература», 206 г.

4. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Дневник проектной деятельности. 8 - 9 класс. Самара: Издательство «Учебная литература», 2006 г.

5. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология комплексно-ориентированного образования. Самара, 2006 г.

6. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника. Самара, 2006 г.

7. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Рабочая тетрадь. 5 – 7 класс. Самара., 2006 г.

8. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Коммуникативный практикум 5 – 9 класс. Самара: Издательство «Учебная литература», 2006 г.

9. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Рабочая тетрадь. 8 - 9 класс. Самара., 2006 г.

10. Журнал «Преподавание истории в школе» за 2000-2008 гг.

11. Историческое образование в современной России. М., «Русское слово», 2002 г.

12. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994 г.

13. Романовская Метод проектов в образовательном процессе. М., 2006 г.

14. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников. М., 2005 г.

15. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., 2004 г.

16. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., «Владос», 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология как одно из средств совершенствования качества преподавания истории и обществознания.

Статья об организации проектной деятельности на уроках истории и обществознания, в краеведческой деятельности....

Активное обучение: использование кейс - технологии в преподавании истории и обществознания

  Нынешняя ситуация в образовании характеризуется переходом от системы «знаниевого» обучения к системе развивающего обучения. Усвоение содержания обучения и развитие ученика должны происхо...

«Современные методы преподавания истории и обществознания. Кейсы как эффективный проблемный метод преподавания истории и обществознания».

Человек, живущий в государстве, неизбежно включается в политическую жизнь. В ней можно участвовать активно (целенаправленно добиваться влияния на власть) или пассивно (целенаправленно или неосоз...

Активные технологии обучения и преподавания истории и обществознания в основной школе

Активные технологии обучения и преподавания истории и обществознания в основной школе...

Современные подходы в преподавании истории и обществознания в рамках реализации ФГОС

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения – новый шаг в образовании.  Отличительной особенностью нового стандарта является ...

Использование новых (инновационных) технологий обучения на уроках истории и обществознания (информационно- коммуникативных)

Что такое инновации в современной школе? Это новые образовательные технологии. Это урок и внеурочная деятельность в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом. Инновации...