Элективный курс "Конституция РФ"
элективный курс по истории (9 класс) по теме

Усманова Лилия Руслановна

Уважительное отношение подрастающего поколения к символам и эмблемам своего государства является показателем сформированности у него гражданственности и патриотизма. По тому, как относятся к символам граждане, можно судить об их отношении к политике, своему государству и своей Родине, поэтому важно знакомить учащихся с государственными символами своей страны. Юному гражданину России очень важно хорошо знать историческую и современную символику государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Российская государственная символика»

Учитель  истории

МБОУ «Мари-Суксинская средняя

общеобразовательная школа» Актанышского муниципального района РТ

Усманова Лилия Руслановна

2013 год

Пояснительная записка

Все современные государства имеют свои главные отличительные знаки – символы их суверенитета. Знать и понимать их значение – долг каждого гражданина.

В каждой стране существует триединство символов: герб, флаг, гимн. Это триединство начинает складываться в XIX веке. Тогда же символы государственного суверенитета постепенно закрепляются законодательно. Но это не означает, что гербы и флаги государств не существовали ранее. В Российской империи каждый из трех символов появился в определенный исторический период, хронологически далеко отстоящий друг от друга.

Российская государственная символика находится в ряду тех проблем, которые еще не так давно казались малозначащими, и не вызывали особого интереса у историков. Ныне многие проявляют внимание к незнакомым им символам и эмблемам, когда-то низвергнутыми, но теперь вернувшимся в наше общество как исконные знаки русской государственности.

Важность проблемы изучения государственных символов не вызывает сомнения, поскольку последнее десятилетие XX века и начало XXI века в России связано с восстановлением российской государственности и соответственно с восстановлением российской символики.

Уважительное отношение подрастающего поколения к символам и эмблемам своего государства является показателем сформированности у него гражданственности и патриотизма. По тому, как относятся к символам граждане, можно судить об их отношении к политике, своему государству и своей Родине, поэтому важно знакомить учащихся с государственными символами своей страны. Юному гражданину России очень важно хорошо знать историческую и современную символику государства.

Данный элективный курс является предметно-ориентированным (предпрофильным), входит в такие образовательные области, как «Политология», «Правоведение», «История» и рассчитан на 12 часов. Основные формы работы: лекция, семинар, круглый стол, практикум, сообщения учащихся.

Курс наиболее эффективен и необходим при углубленном изучении истории, политологии и правоведения, и может включаться в образовательный процесс как курс по выбору для девятиклассников, чей познавательный интерес по истории и правоведению выходит за рамки общеобразовательных программ и стандартов.

В данном курсе освещается история российских государственных символов в соответствии с сегодняшними научными представлениями о каждом из них. Материал изучается в трех разделах:

I раздел – «Российский государственный герб»

II раздел – «Российский государственный флаг»

III раздел –«Российский государственный гимн»

Цель курса: познакомить учащихся  предпрофильных классов с российскими государственными символами, которые являются ярким отражением исторического пути России.

Задачи: - углублять представления учащихся об истории государственной     символики, с  ее назначением и ролью в жизни гражданина;

- способствовать принятию личностью государственной символики как общечеловеческой и государственной ценности;

- расширять общий кругозор учащихся;

- воспитывать любовь к Отечеству и чувство патриотизма.

Требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны:

  • Знать историческую и современную символику государства;
  • Владеть терминами по теме курса;
  • Определять связи прошлого, настоящего, будущего;
  • Входить в дискуссии и вырабатывать свое мнение;
  • Владеть навыками работы с источниками, научно-популярной и справочной литературой.

Тематическое планирование элективного курса

«Российская государственная символика»

п/п

Темы разделов, занятий

Кол-во часов

Формы и методы обучения

Формы контроля

1.

2.

3.

4..

I раздел «Российский государственный герб»

Версии о происхождении российского герба

Святой Георгий в российском гербе

Российский герб в XVII-XIX вв.

Российский герб в XX в.

4

1

1

1

1

Урок-лекция

Семинар  

Урок-лекция

Круглый стол

беседа

сообщения учащихся

практикум

 «Все мы немного герольды»

5.

6.

7.

8.

II раздел «Российский государственный флаг»

Что изучает вексиоллогия

Новое в русских знаменах XVII в.

Петр 1 и знамена

Государственные флаги в XIX-XX вв.

4

1

1

1

1

Урок-лекция

Семинар

Семинар

Круглый стол

беседа

сообщения

учащихся

беседа

сообщения

учащихся

9.

10.

11.

Ш раздел «Российский государственный гимн»

Что такое государственный гимн

Гимн Российской империи

Гимны России в XX в.

3

1

1

1

Урок-лекция

Семинар

Круглый стол

беседа

беседа

сообщения учащихся

12.

Итоговое занятие

1

Урок-практикум

творческая работа

I раздел «Российский государственный герб»

Тема: Версии о происхождении российского герба

Цель: дать представление о происхождении российского герба

  1. Версии о происхождении российского герба.
  2. Иностранцы-современники о российском гербе.
  3. Сомнения в официальной версии происхождения российского герба.
  4. происхождение двуглавого герба.

Вопросы:

  • когда и почему в гербе России появился двуглавый орел?
  • Какое значение имело принятие двуглавого орла в качестве нового российского государственного символа?
  • Какое значение имели городские гербы?

Тема: Святой Георгий в российском гербе.

Цель: сформировать представление об образе Святого Георгия

  1. Кто такой всадник-драконоборец?
  2. Святой Георгий.
  3. Святой Георгий в российском гербе.
  4. Другие изображения Святого Георгия.

Вопросы:

  • Почему именно в XIII веке изображение всадника распространилось среди русских князей?

Тема: Российский герб в XVII-XIX вв.

Цель: проследить за эволюцией российского герба в XVII-XIX вв.

  1. Герб России в XVII в.
  2. Российский герб в эпоху Петра I.
  3. Российский герб в правление Павла I.
  4. Эволюция российского герба в первой половине XIX в.
  5. Государственный герб России и Б.В. Кене.

Вопросы:

  • Что означают короны в гербе России? Как они трактовались прежде?
  • В чем существовали различия между гербами Российской империи?
  • В чем разница в толковании жезла и золотого шара в лапах орла?

Тема: Российский герб в XX в.

Цель: ознакомить учащихся с государственными гербами XX в., набором эмблем, историей их создания, художественными вариантами новых знаков, их исполнителями.

  1. Герб России при Временном правительстве.
  2. Советские гербы.
  3. Герб новой России.

Вопросы:

  • Что представляет собой государственный герб Российской Федерации?
  • Какое значение он имеет для государства и для человека?
  • Где используется государственный герб РФ?

II раздел «Российский государственный флаг»

Тема: Что изучает вексиллология?

Цель: ознакомить учащихся с историей возникновения первых флагов, их назначением и ролью.

  1. Стяги Древней Руси.
  2. Как выглядели русские средневековые знамена?
  3. Какую роль играют знамена.

Вопросы:

  • как возникли первые флаги и что означали их цвета?
  • Какие флаги были первоначально на Руси?
  • Какую роль выполняли первые русские флаги?

Тема: Новое в русских знаменах.

Цель: дать основные знания о появлении государственного флага.

  1. Новое в русских знаменах XVII в.
  2. предпосылки появления государственного знамени России.
  3. Знамена первого русского корабля «Орел».

Вопросы:

  • Какие флаги были первоначально на Руси?
  • Как возникли государственные флаги и почему?

Тема: ПетрI и знамена.

Цель: показать роль Петра I в распространении пропагандистского и воспитательного значения знаменам.

  1. Какую роль отводил Петр I знаменам?
  2. Андреевский флаг.
  3. Петровские знамена.
  4. Штандарт.
  5. Знамена XVIII в.

Вопросы:

  • Когда появился бело-сине-красный флаг?

Тема: Государственные флаги России в XIX-XX вв.

Цель: дать разностороннее представление о государственном флаге в XIX-XX вв.; показать государственный флаг как государственный символ.

  1. Государственные флаги России в XIX –начале XX вв.
  2. Обострение вопроса о государственном флаге в начале XX в.
  3. Победа красного знамени.
  4. Возвращение трехцветного флага.

Вопросы:

  • В связи с чем Александр II изменил цвет государственного флага?
  • Какие цвета государственных флагов были у нашей страны в различные периоды ее истории?
  • Оправдано ли возвращение бело-сине-красного флага в современной России?
  • Где размещается государственный флаг РФ?
  • Примеры использования и защиты Государственного флага РФ.

III раздел «Российский государственный гимн»

Тема: Что такое государственный гимн?

Цель: ознакомить учащихся с историей возникновения национальных гимнов, их ролью в жизни народа.

  1. Истоки гимнов.
  2. Первые национальные гимны.
  3. Гимны на Руси.
  4. Преображенский марш.
  5. «Гром победы…»

Вопросы:

  • Почему в России в качестве национальной музыки первоначально были религиозные песнопения?
  • Какие мысли были заложены в «Преображенском марше» и почему он стал музыкальным символом России?

Тема: Гимн Российской империи.

Цель: способствовать формированию знаний о гимнах Российской империи.

  1. «Коль славен наш Господь…»
  2. Гимн Российской империи.

Вопросы:

  • Что провозглашался гимном «Коль славен наш Господь…»?
  • Почему гимн «Боже, царя храни…» был очень кратким?

Тема: Гимны России XX в.

Цель: ознакомить учащихся с содержанием гимнов России, показать их роль в жизни людей, и что гимн государства – одна из святынь Отечества.

  1. Рабочая Марсельеза.
  2. Интернационал.
  3. Гимн партии большевиков.
  4. Гимн РФ.

Вопросы:

  • Почему после Октябрьской революции новая власть не стала использовать никакой из традиционных российских гимнов?
  • С какой целью был принят в 1944 г. гимн СССР и какие черты государства в нем прославлялись?
  • Какие рубежи отечественной истории находят отражение в государственных гимнах?
  • Какие правила поведения гражданина по отношению к государственным символам?
  • Как связана гражданская позиция человека и его отношение к государственной символике?

Итоговое занятие

Цель: развитие самостоятельного мышления, систематизация знаний.

Вопросы:

  • Какие идеи должны отражать современные российские символы?
  • Насколько велика роль государственных символов в современной России?

Творческая работа

Класс разделить на 3 группы. Каждая из групп будет представлять отдельное государство.

Задание: Обсудите форму правления в вашей стране, особенности географического положения, протяженность границ, наличие природных ресурсов, соотношение горожан и сельских жителей, основные занятия, культуру, бытовые условия жизни, господствующие цвета и т.д.

Обсудите, какие символы могли бы быть официально приняты в этом государстве: придумайте герб, флаг и возможные слова из гимна. Представляя результаты своей работы, вы должны объяснить, почему выбор оказался именно таким. Попробуйте сначала рассказать о символах, а другие группы по ним постараются выделить особенности устройства представляемого государства.  

Литература для учителя:

  1. Вилинбахов Г.В., Вилинбахова Т.Б. Святой Георгий Победоносец – СПб., 1995.
  2. Герб, флаг и гимн России: Изучение государственных символов РФ в школе. Методические рекомендации/ Сост. М.Л.Антошин – М.: Айрисс-пресс, 2003. – 80 с.
  3. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие для общеобразовательных учреждений / И.В. Можейко, Н.А. Сивова, Н.А. Соболева. – М.: ЦНСО, 2003. – 224 с.: илл.
  4. Государственная символика России и Татарстана / Методическое пособие. – Казань: РИЦ «Школа», 2003.
  5. Конституция РФ. Государственный герб РФ. Государственный флаг РФ. Государственный гимн РФ. – М., 2006.
  6. Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Основы православной культуры"

Элективный курс "Основы православной культуры". Программа курса предлагается учащимся 9 – 10 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связан...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...