Элективный курс "Конституция РФ"
элективный курс по истории (9 класс) по теме
Уважительное отношение подрастающего поколения к символам и эмблемам своего государства является показателем сформированности у него гражданственности и патриотизма. По тому, как относятся к символам граждане, можно судить об их отношении к политике, своему государству и своей Родине, поэтому важно знакомить учащихся с государственными символами своей страны. Юному гражданину России очень важно хорошо знать историческую и современную символику государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Российская государственная символика»
Учитель истории
МБОУ «Мари-Суксинская средняя
общеобразовательная школа» Актанышского муниципального района РТ
Усманова Лилия Руслановна
2013 год
Пояснительная записка
Все современные государства имеют свои главные отличительные знаки – символы их суверенитета. Знать и понимать их значение – долг каждого гражданина.
В каждой стране существует триединство символов: герб, флаг, гимн. Это триединство начинает складываться в XIX веке. Тогда же символы государственного суверенитета постепенно закрепляются законодательно. Но это не означает, что гербы и флаги государств не существовали ранее. В Российской империи каждый из трех символов появился в определенный исторический период, хронологически далеко отстоящий друг от друга.
Российская государственная символика находится в ряду тех проблем, которые еще не так давно казались малозначащими, и не вызывали особого интереса у историков. Ныне многие проявляют внимание к незнакомым им символам и эмблемам, когда-то низвергнутыми, но теперь вернувшимся в наше общество как исконные знаки русской государственности.
Важность проблемы изучения государственных символов не вызывает сомнения, поскольку последнее десятилетие XX века и начало XXI века в России связано с восстановлением российской государственности и соответственно с восстановлением российской символики.
Уважительное отношение подрастающего поколения к символам и эмблемам своего государства является показателем сформированности у него гражданственности и патриотизма. По тому, как относятся к символам граждане, можно судить об их отношении к политике, своему государству и своей Родине, поэтому важно знакомить учащихся с государственными символами своей страны. Юному гражданину России очень важно хорошо знать историческую и современную символику государства.
Данный элективный курс является предметно-ориентированным (предпрофильным), входит в такие образовательные области, как «Политология», «Правоведение», «История» и рассчитан на 12 часов. Основные формы работы: лекция, семинар, круглый стол, практикум, сообщения учащихся.
Курс наиболее эффективен и необходим при углубленном изучении истории, политологии и правоведения, и может включаться в образовательный процесс как курс по выбору для девятиклассников, чей познавательный интерес по истории и правоведению выходит за рамки общеобразовательных программ и стандартов.
В данном курсе освещается история российских государственных символов в соответствии с сегодняшними научными представлениями о каждом из них. Материал изучается в трех разделах:
I раздел – «Российский государственный герб»
II раздел – «Российский государственный флаг»
III раздел –«Российский государственный гимн»
Цель курса: познакомить учащихся предпрофильных классов с российскими государственными символами, которые являются ярким отражением исторического пути России.
Задачи: - углублять представления учащихся об истории государственной символики, с ее назначением и ролью в жизни гражданина;
- способствовать принятию личностью государственной символики как общечеловеческой и государственной ценности;
- расширять общий кругозор учащихся;
- воспитывать любовь к Отечеству и чувство патриотизма.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны:
- Знать историческую и современную символику государства;
- Владеть терминами по теме курса;
- Определять связи прошлого, настоящего, будущего;
- Входить в дискуссии и вырабатывать свое мнение;
- Владеть навыками работы с источниками, научно-популярной и справочной литературой.
Тематическое планирование элективного курса
«Российская государственная символика»
№ п/п | Темы разделов, занятий | Кол-во часов | Формы и методы обучения | Формы контроля |
1. 2. 3. 4.. | I раздел «Российский государственный герб» Версии о происхождении российского герба Святой Георгий в российском гербе Российский герб в XVII-XIX вв. Российский герб в XX в. | 4 1 1 1 1 | Урок-лекция Семинар Урок-лекция Круглый стол | беседа сообщения учащихся практикум «Все мы немного герольды» |
5. 6. 7. 8. | II раздел «Российский государственный флаг» Что изучает вексиоллогия Новое в русских знаменах XVII в. Петр 1 и знамена Государственные флаги в XIX-XX вв. | 4 1 1 1 1 | Урок-лекция Семинар Семинар Круглый стол | беседа сообщения учащихся беседа сообщения учащихся |
9. 10. 11. | Ш раздел «Российский государственный гимн» Что такое государственный гимн Гимн Российской империи Гимны России в XX в. | 3 1 1 1 | Урок-лекция Семинар Круглый стол | беседа беседа сообщения учащихся |
12. | Итоговое занятие | 1 | Урок-практикум | творческая работа |
I раздел «Российский государственный герб»
Тема: Версии о происхождении российского герба
Цель: дать представление о происхождении российского герба
- Версии о происхождении российского герба.
- Иностранцы-современники о российском гербе.
- Сомнения в официальной версии происхождения российского герба.
- происхождение двуглавого герба.
Вопросы:
- когда и почему в гербе России появился двуглавый орел?
- Какое значение имело принятие двуглавого орла в качестве нового российского государственного символа?
- Какое значение имели городские гербы?
Тема: Святой Георгий в российском гербе.
Цель: сформировать представление об образе Святого Георгия
- Кто такой всадник-драконоборец?
- Святой Георгий.
- Святой Георгий в российском гербе.
- Другие изображения Святого Георгия.
Вопросы:
- Почему именно в XIII веке изображение всадника распространилось среди русских князей?
Тема: Российский герб в XVII-XIX вв.
Цель: проследить за эволюцией российского герба в XVII-XIX вв.
- Герб России в XVII в.
- Российский герб в эпоху Петра I.
- Российский герб в правление Павла I.
- Эволюция российского герба в первой половине XIX в.
- Государственный герб России и Б.В. Кене.
Вопросы:
- Что означают короны в гербе России? Как они трактовались прежде?
- В чем существовали различия между гербами Российской империи?
- В чем разница в толковании жезла и золотого шара в лапах орла?
Тема: Российский герб в XX в.
Цель: ознакомить учащихся с государственными гербами XX в., набором эмблем, историей их создания, художественными вариантами новых знаков, их исполнителями.
- Герб России при Временном правительстве.
- Советские гербы.
- Герб новой России.
Вопросы:
- Что представляет собой государственный герб Российской Федерации?
- Какое значение он имеет для государства и для человека?
- Где используется государственный герб РФ?
II раздел «Российский государственный флаг»
Тема: Что изучает вексиллология?
Цель: ознакомить учащихся с историей возникновения первых флагов, их назначением и ролью.
- Стяги Древней Руси.
- Как выглядели русские средневековые знамена?
- Какую роль играют знамена.
Вопросы:
- как возникли первые флаги и что означали их цвета?
- Какие флаги были первоначально на Руси?
- Какую роль выполняли первые русские флаги?
Тема: Новое в русских знаменах.
Цель: дать основные знания о появлении государственного флага.
- Новое в русских знаменах XVII в.
- предпосылки появления государственного знамени России.
- Знамена первого русского корабля «Орел».
Вопросы:
- Какие флаги были первоначально на Руси?
- Как возникли государственные флаги и почему?
Тема: ПетрI и знамена.
Цель: показать роль Петра I в распространении пропагандистского и воспитательного значения знаменам.
- Какую роль отводил Петр I знаменам?
- Андреевский флаг.
- Петровские знамена.
- Штандарт.
- Знамена XVIII в.
Вопросы:
- Когда появился бело-сине-красный флаг?
Тема: Государственные флаги России в XIX-XX вв.
Цель: дать разностороннее представление о государственном флаге в XIX-XX вв.; показать государственный флаг как государственный символ.
- Государственные флаги России в XIX –начале XX вв.
- Обострение вопроса о государственном флаге в начале XX в.
- Победа красного знамени.
- Возвращение трехцветного флага.
Вопросы:
- В связи с чем Александр II изменил цвет государственного флага?
- Какие цвета государственных флагов были у нашей страны в различные периоды ее истории?
- Оправдано ли возвращение бело-сине-красного флага в современной России?
- Где размещается государственный флаг РФ?
- Примеры использования и защиты Государственного флага РФ.
III раздел «Российский государственный гимн»
Тема: Что такое государственный гимн?
Цель: ознакомить учащихся с историей возникновения национальных гимнов, их ролью в жизни народа.
- Истоки гимнов.
- Первые национальные гимны.
- Гимны на Руси.
- Преображенский марш.
- «Гром победы…»
Вопросы:
- Почему в России в качестве национальной музыки первоначально были религиозные песнопения?
- Какие мысли были заложены в «Преображенском марше» и почему он стал музыкальным символом России?
Тема: Гимн Российской империи.
Цель: способствовать формированию знаний о гимнах Российской империи.
- «Коль славен наш Господь…»
- Гимн Российской империи.
Вопросы:
- Что провозглашался гимном «Коль славен наш Господь…»?
- Почему гимн «Боже, царя храни…» был очень кратким?
Тема: Гимны России XX в.
Цель: ознакомить учащихся с содержанием гимнов России, показать их роль в жизни людей, и что гимн государства – одна из святынь Отечества.
- Рабочая Марсельеза.
- Интернационал.
- Гимн партии большевиков.
- Гимн РФ.
Вопросы:
- Почему после Октябрьской революции новая власть не стала использовать никакой из традиционных российских гимнов?
- С какой целью был принят в 1944 г. гимн СССР и какие черты государства в нем прославлялись?
- Какие рубежи отечественной истории находят отражение в государственных гимнах?
- Какие правила поведения гражданина по отношению к государственным символам?
- Как связана гражданская позиция человека и его отношение к государственной символике?
Итоговое занятие
Цель: развитие самостоятельного мышления, систематизация знаний.
Вопросы:
- Какие идеи должны отражать современные российские символы?
- Насколько велика роль государственных символов в современной России?
Творческая работа
Класс разделить на 3 группы. Каждая из групп будет представлять отдельное государство.
Задание: Обсудите форму правления в вашей стране, особенности географического положения, протяженность границ, наличие природных ресурсов, соотношение горожан и сельских жителей, основные занятия, культуру, бытовые условия жизни, господствующие цвета и т.д.
Обсудите, какие символы могли бы быть официально приняты в этом государстве: придумайте герб, флаг и возможные слова из гимна. Представляя результаты своей работы, вы должны объяснить, почему выбор оказался именно таким. Попробуйте сначала рассказать о символах, а другие группы по ним постараются выделить особенности устройства представляемого государства.
Литература для учителя:
- Вилинбахов Г.В., Вилинбахова Т.Б. Святой Георгий Победоносец – СПб., 1995.
- Герб, флаг и гимн России: Изучение государственных символов РФ в школе. Методические рекомендации/ Сост. М.Л.Антошин – М.: Айрисс-пресс, 2003. – 80 с.
- Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие для общеобразовательных учреждений / И.В. Можейко, Н.А. Сивова, Н.А. Соболева. – М.: ЦНСО, 2003. – 224 с.: илл.
- Государственная символика России и Татарстана / Методическое пособие. – Казань: РИЦ «Школа», 2003.
- Конституция РФ. Государственный герб РФ. Государственный флаг РФ. Государственный гимн РФ. – М., 2006.
- Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Основы православной культуры"
Элективный курс "Основы православной культуры". Программа курса предлагается учащимся 9 – 10 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связан...
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...