Педагогический проект
проект по истории (10 класс) на тему
Педагогический проект
«Использование компетентностного подхода на занятиях элективного курса
по истории в ОУ»
Содержание
Введение
Глава 1. Методологические основы использования компетентностного подхода
- Проблема формирования компетенций в современной школе
- Концепция компетентностного подхода как методологическая основа реализации ФГОС
Глава 2. Содержательные и методические аспекты использования компетентностного подхода на предметном материале элективного курса «Сам себе архивариус» по истории
2.1. Содержание курса «Сам себе архивариус» как условие использования
компетентностного подхода на занятиях по истории
2.2. Формы и методы использования компетентностного подхода на
занятиях элективным курсом по истории
Заключение
Литература
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Компетенции | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №2 муниципального района Безенчукский
п.г.т. Безенчук Самарской области
Педагогический проект
«Использование компетентностного подхода на занятиях элективного курса
по истории в ОУ»
Автор-составитель:
Сомова Ю.В.
учитель истории
2013
Содержание
Введение
Глава 1. Методологические основы использования компетентностного подхода
- Проблема формирования компетенций в современной школе
- Концепция компетентностного подхода как методологическая основа реализации ФГОС
Глава 2. Содержательные и методические аспекты использования компетентностного подхода на предметном материале элективного курса «Сам себе архивариус» по истории
2.1. Содержание курса «Сам себе архивариус» как условие использования
компетентностного подхода на занятиях по истории
2.2. Формы и методы использования компетентностного подхода на
занятиях элективным курсом по истории
Заключение
Литература
Введение
Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Для этого необходимо использование в обучении компетентностного подхода в обучении.
Начиная работу по реализации принципа метапредметности, необходимо тщательно изучить все документы по стандартам.
Федеральный государственный стандарт второго поколения, внедряемый в школьную жизнь с 2010 года, кардинально меняет подходы к общему образованию в современной школе. Он «акцентирует свое внимание на обеспечение условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей» Во II разделе: « Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», сформулированы основные требования к итоговым навыкам и умениям учеников по истории, а именно:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве[1].
Таким образом, мы - педагоги вынуждены отказаться от традиционных технологий и перейти на системно-деятельностный подход, когда цель образования определяется как развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Работа по формированию и развитию универсальных учебных действий на уроках истории способствует познавательной деятельности школьника в области других наук, а так же его адаптации в обществе.
Моя работа не является одним из первых исследований данного вопроса, за три года было много написано и опубликовано, но задаваясь этим вопросом и отвечая на него, каждый учитель сам проживает все изменения. Которые произошли в системе образования при принятии Нового стандарта образования.
Целью моей работы является понять, как использовать компетентностный подход на уроках истории.
Предметом исследования является - понимание новой системы образования в целом, а объектом исследование является – способность формирования познавательных УУД на уроках истории.
1.1.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию[2].
Стандарт включает в себя требования:
- к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья[3] и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся.
2. Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени основного общего образования.
3. Стандарт разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
4. Стандарт направлен на обеспечение:
- формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
- единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
- доступности получения качественного основного общего образования;
- преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;
- духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья;
- развития государственно-общественного управления в образовании;
- формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
- условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.
5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
7. Стандарт должен быть положен в основу деятельности:
- работников образования, разрабатывающих основные образовательные программы основного общего образования с учетом особенностей развития региона Российской Федерации, образовательного учреждения, запросов участников образовательного процесса;
- руководителей образовательных учреждений, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы основного общего образования;
- сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества образования, в том числе общественных организаций, объединений и профессиональных сообществ, осуществляющих общественную экспертизу качества образования в образовательных учреждениях;
- разработчиков примерных основных образовательных программ основного общего образования;
- сотрудников учреждений основного и дополнительного пофессионального педагогического образования, методических структур в системе общего образования;
- авторов (разработчиков) учебной литературы, материальной и информационной среды, архитектурной среды для основного общего образования;
- руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающих и контролирующих финансирование образовательных учреждений общего образования;
- руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, контроль и надзор за соблюдением законодательства в области общего образования;
- руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти, обеспечивающих разработку порядка и контрольно-измерительных материалов итоговой аттестации выпускников основной школы;
- руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих разработку положений об аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений[4].
1.2
Результатом школьного образования на современном этапе должно стать формирование у ребенка целостной картины мира, отношения подростка к себе, к другим людям. И формирование такого отношения возможно только в том случае, если есть интеграция того, что человек изучает, чем он занимается. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.
Кроме того, современное информационное общество требует от нас подготовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть важны не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать»[5].
Именно поэтому перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Таким образом, принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Есть мнение, с которым нельзя не согласиться, что существенных изменений в практику работы учителя истории перечень универсальных учебных действий, представленных в проекте нового образовательного стандарта, не внесет. Учителя-практики всегда работали на уроках истории и с документами, и с проблемными задачами, организовывали дискуссии по наиболее значимым проблемным вопросам. Как назвать формируемые умения - это всего лишь вопрос терминологии.
Тем не менее, познакомимся с теорией этого вопроса.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Одной из особенностей УУД является их универсальность, которая проявляется в том, что они:
- носят надпредметный, метапредметный характер;
- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
К основным функциям УУД относятся:
-обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:
- Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
- Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
- Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
В качестве психолого-педагогической платформы УУД можно рассматривать развитие личности в системе образования, которое обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Качество усвоения знания определяется характером и многообразием видов универсальных действий
Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:
1.Личностный.
2.Регулятивный.
3.Познавательный.
4.Коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
- личностное, жизненное самоопределение;
- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.
Критериями сформированности личностных УУД следует считать:
1) структуру ценностного сознания;
2) уровень развития морального сознания;
3) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;
4) полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:
• выбирать средства для организации своего поведения;
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
• начинать и заканчивать действие в нужный момент;
• тормозить ненужные реакции.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
К общеучебным универсальным действиям относятся:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Важно отметить такое общеучебное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
Логическими универсальными действиями являются:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
В УУД постановки и решения проблем входят следующие:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.
Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
• произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
• ориентироваться на разнообразие точек зрения и мнений;
• учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, документов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
• уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• уметь устанавливать причинно-следственные связи;
• уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• уметь устанавливать аналогии;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины).
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе.
Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя:
- желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);
- умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.
Для того, чтобы обучающемуся дать толчок к тому, чтобы он начал саморазвиваться, необходимо его заинтересовать. Использование творческих домашних заданий – это первый шаг в этом направлении. Можно вместо параграфа использовать для самоподготовки – ментальные карты по темам, ссылки на фильмы по изучаемой теме и т.п.
Элективный курс по истории «Сам себе архивариус»[6] как раз и рассчитан на метапредметные и надпредметные компетенции.
Во время работы над элективным курсом обучающиеся получают на занятии лишь посыл, а сами его находят: кто в библиотеке, кто в архиве, кто в интернете.
2.2.
САМ СЕБЕ АРХИВАРИУС
Программа элективного курса по Истории России
10 класс
Автор-составитель:
Сомова Юлия Владимировна, учитель истории ГБОУ СОШ № 2 п.г.т. Безенчука, Самарской области
Пояснительная записка
В школьном курсе истории не предусмотрено время для ознакомления учеников с учреждениями, которые профессионально занимаются сохранением исторической памяти народа.
В обыденной жизни человек слабо ориентируется в том, где можно получить сведения об участи конкретных лиц в конкретных событиях; не имеет навыков работы с фондами хранения, с историческими источниками. Особое пренебрежение проявляется к сохранению собственно семейных реликвий, архивов, что влечет за собой утрату исторической памяти.
Сегодня вся жизнь поворачивает человека к изучению собственной истории, сопоставлению истории семьи (рода) с историей России, ведь частная жизнь семьи – составная часть истории Родины.
Цель курса:
воспитание грамотного исторически образованного ученика, знакомого с методами хранения исторической памяти, подготовленного к созданию домашнего архива и к участию во введение в исторический оборот новых документов истории Родины.
Задачи курса:
знакомство со специфическими формами хранения исторической памяти (музеи, архивы, библиотеки);
изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности;
изучение принципов создания домашнего архива;
изучение принципов создания домашнего музея;
обучение методам классификации исторических источников.
Базовыми науками для курса являются история, социология, демография, религиоведение, география.
В результате работы по программе ученики смогут глубже овладеть знаниями и умениями по истории, что определено «обязательным минимумом»:
1. Хронологические знания и умения
1.1. Соотносить даты важнейших событий семейного календаря и событий в стране.
1.2. Составлять хронологические и синхронистские таблицы истории семьи (рода) на фоне событий в стране.
1.3. Сопоставлять периоды в истории страны с масштабом событий в семье (роду).
2. Знание фактов
2.1. Называть места, обстоятельства, результаты важных событий, участниками которых являлись члены семьи (рода).
3. Работа с источниками
3.1. Проводить поиск необходимой информации для создании собственного семейного архива.
3.2. Высказывать суждение о назначении, ценности исторического источника информации для истории.
4. Описание (реконструкция)
4.1. Рассказывать устно и письменно об участии членов семьи с исторических событиях.
4.2.Составлячть биографическую справку, характеристику деятельности члена семьи (рода).
5. Анализ, объяснение
5.1. Соотносить события в семье и общие процессы истории России.
5.2. Самостоятельно классифицировать исторические события и процессы в семье (роду) – миграции, образование, сфера деятельности, межнациональные браки и т.д.
5.3. Объяснять мотивы, цели, результаты деятельности членов семьи (рода), в важные исторические периоды.
6. Версии, оценки
6.1. Сравнивать предлагаемые в литературе исторические версии и оценки с семейными версиями и оценочными суждениями, выявляя их сходство и различия.
6.2. Формулировать собственную версию, выдвигать гипотезу развития событий в семье на фоне исторического действия в стране.
Курс имеет практическую направленность.
Прогнозируемый результат:
ознакомить с основными теоретическими положениями архивоведения, ученик сумеет собрать исторические источники, систематизировать их, создать домашний музей либо написать новую страницу в истории страны.
Курс является фундаментом для самоопределения в гуманитарных специальностях: истории, архивист, журналист, социолог, филолог, музейный работник, библиотекарь.
Программа определяет главный способ деятельности ученика – самостоятельная поисковая, исследовательская работа, которая позволит продолжить формирование устойчивого интереса к истории как семьи, так и страны.
Программа предполагает контроль специфических знаний и умений по темам и в виде итоговой творческой работы.
Курс предполагает проведение лекций, экскурсий, собеседование, индивидуальную исследовательскую деятельность ученика.
В работе используются возможности типового образования школы.
Курс рассчитан на учащихся 9-х классов, в рамках предпрофильной подготовки, на гуманитарное образование.
Программа использовалась на занятиях научного общества «Юный историк».
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов, форма занятия | |||
Школьная лекция | Лабораторная, (практическая) работа | Исследование | Экскурсии | ||
1 | Введение | 3 | |||
2 | Формы хранения исторической памяти | 6 | 5 | 6 (городской архив, отдел загс, городской музей, городская биб- лиотека; школьные: архив, библиотека) | |
3 | Твой домашний архив | 6 | 4 | ||
4 | Расскажи нам о себе | 4 | |||
Итого: | 3 | 16 | 9 | 6 | |
34 |
ЛИТЕРАТУРА
1. Борисов И.Б. Родовые гербы России. Янтарный сказ, 1997.
2. Гербы городов, губерний, областей Российской империи. – М., Планета, 1990.
3. Савелов Л.М. Лекции по генеалогии. – М, 1994.
4. Словари, справочники, энциклопедии по истории России, по обществоведению.
2.2
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Введение
Цель:
создать положительную мотивацию на овладение содержанием курса, взяв за главную задачу создание семейного архива.
Основные понятия:
науки, изучающие общество;
образ жизни;
человеческая деятельность;
знание;
сознание;
цели и методы научного исследования.
Оборудование:
карта мира;
карта России;
таблица «Методы научного исследования»;
учебная литература со сносками на архивы.
Формы организации деятельности учащихся:
беседа;
школьная лекция.
Творческое задание:
Выяснить у родителей, когда и при каких обстоятельствах человек обращается в архивы, в иные «фонды хранения исторической памяти?»
2. Формы хранения исторической памяти
Цели:
ознакомить со специфическими формами хранения исторической памяти (музеи, библиотеки, архивы);
ознакомить с методами описания (реконструкции) исторических объектов;
ознакомить с методами классификации исторических источников.
Основные понятия:
музей;
архив;
библиотека;
обычай;
традиция;
историческое знание;
экспозиция;
фонд хранения;
запасник.
Оборудование:
таблица Архива России;
телефонные книги;
различные типы справочников;
таблица «классификация по группам»;
«классификация по разделам»;
перечень «Что составляет домашний архив».
Формы организации деятельности учащихся:
лабораторная работа;
экскурсии;
исследования.
Задание (прогнозируемый результат):
Установить, какие из полученных знаний, можно использовать при работе над созданием домашнего архива.
Установить различия и специфику хранения исторической памяти в:
а) городском архиве;
б) школьном архиве;
в) городском музее;
г) городской библиотеке;
д) школьной библиотеке;
е) в отделе ЗАГС.
3. Твой домашний архив
Цели:
обучать методам классификации документов, хранимых в семье.
обучать методам создания семейного архива.
Основные понятия:
хронология;
классификация исторических источников;
фольклор.
Формы организации деятельности учащихся:
лабораторная работа;
исследование.
Контролируемые задания (прогнозируемый результат):
Составь опись хранящихся в доме документов.
Заведи регистрационную книгу этих документов.
Заведи и подпиши папки для различных групп материалов.
Определи наиболее ценные (с точки зрения истории) вещи в твоем доме, выясни историю их происхождения.
Запиши предания, связанные с вещами.
Составь семейный хронологический календарь.
Запиши услышанные тобой рассказы:
а) о свадьбах, похоронах, семейных праздниках … ;
б) о событиях, отмеченных наградами (дипломами, грамотами …).
.Составь сборник семейного фольклора (песни, частушки, байки, пословицы, поговорки …).
4. Расскажи нам о себе…
Цели:
подведение итогов собственной работы в избранном тобой жанре.
получение общественно значимой оценки результатов своего труда.
Оборудование:
творческие работы учащихся в различных жанрах.
Формы организации деятельности учащихся:
участие в выставке работ;
конференции;
заседания с результатами творческой исследовательской работы.
Заключение
Образование на современном этапе требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения. Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Школьное образование является фундаментом всего последующего образования. В этом и видна неотъемлемая роль компетенций в образовании.
В чём заключается роль педагога по истории в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам? Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Учитель должен не только дать какую-то сумму знаний, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у учащихся мотивацию к обучению.
Таким образом, формирование универсальных учебных действий возможно на уроках истории при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с обучающимися и другими учителями - предметниками.
Список используемой литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года.
- Доклад ЮНЕСКО «В новое тысячелетие».www.yunesko.ru
- А.Г. Асмолова. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение 2011.
- Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М.2006.
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года
[2] При этом при реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты (пункт 5 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070).
[4] Глава 2 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года
[5] из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие».www.yunesko.ru
[6] «Сам себе архивариус». Элективный курс по истории. Сост . Сомова Ю.В. 2007 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект учителя физики Макаровой Татьяны Николаевны «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии»
Тема проекта: « Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 кла...
Тема педагогического проекта: «Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики»
Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математичес...
Педагогический проект "«Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению биологии»"
В результате накопления собственного педагогического опыта, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег-учителей, чтения и осмысления современной педагогической и естественно...
Педагогический проект "Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики"
Проект описывает систему работы учителя математики по повышению положительной мотивации к преедмету. В проекте описаны используемые технологии, результаты педпроекта....
Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.
Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...
Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»
Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в образовании как средства развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...
Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".
Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....