Урок по теме "Русско-японская война"
план-конспект урока (история, 9 класс) по теме

Шелудякова Инна Владимировна

Конспект урока в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_istorii_9_klass.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

Тема: Русско-японская война.

 Цели урока:

1.   образовательная: познакомить учеников с основными событиями и ходом Русско-японской войны;

2.  развивающая: формировать у учащихся картографические умения; умение анализировать исторические события; делать самостоятельные выводы на основе имеющихся фактов;

3.   воспитательная:   сформулировать   негативное   отношение   к  войне   как средству     решения     проблем;     подвести     учеников     к     пониманию исторической ответственности государственных деятелей за судьбу своей страны, своего народа, за последствия своих поступков; помочь ребятам сформулировать личное отношение к войне, исходя из общечеловеческих ценностей и норм морали.

Тип урока: урок смешанного типа (комбинированный урок).

Оборудование урока:

Карта «Русско-японская война 1904 - 1905г.г.»;

Карта «Территориальный раздел мира 1870 - 1914г.г.»;

Таблица «Соотношение сил на Дальнем Востоке накануне войны»;

План «Характеристика войны»;

Документ: песня «Варяг».

Ход урока:

I.     Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята. Тема нашего сегодняшнего урока «Русско-японская война». Но, прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним, о чем вы узнали на прошлом занятии. (Опрос домашнего задания по предыдущей теме «Общественно-политическая жизнь России и образование политических партий в начале XX века».)

1.   Опрос кольцом - два учащихся на один вопрос: расскажите, что ваг известно об антиправительственном движении в начале XX века и что такое «Зубатовский социализм ».

2.   Три карточки с заданием. Напишите, что вызнаете о:

1)  Правительственных политических лагерях в России в начале XX века

2)  Либеральных политических лагерях в России в начале XX века.

3)  Революционных политических лагерях в России в начале XX века.

3.    Основные идеологические направления общественно-политической борьбы. (Фронтальная беседа с учащимися всего класса.)

П. Учитель:

Итак, ребята, приступим к изучению нового материала.   Напоминаю, что тема нашего урока: «Русско-японская война». Представьте, что вы политик, от которого зависит решение применять силу против какого-либо государства или нет. Как бы вы на него ответили?

а) Применил бы в любом случае;

б) Не применил бы ни при каких обстоятельствах;

в) Применил бы, если бы были веские причины к этому.

(Опрос учащихся в классе).

•    Почему вы выбрали такой вариант ответа?

•    Какие, по-вашему, должны быть веские причины, чтобы вы пошли на такой шаг?

•    Давайте с вами предположим, что эти веские причины надуманны или их вообще не существует,  но вы об этом не

знаете.  Чем обернется такое решение для миллионов ваших сограждан?

•    Какие выводы мы можем с вами сделать?

(Ученики совместно с учителем приходят к выводу, что, принимая решение, человек должен осознавать последствия, которым они могут привести, должен чувствовать ответственность за свои поступки).

Учитель:

Давайте сегодня обратимся к истории одного события и посмотрим, чему оно нас может научить. Это событие — Русско-японская война 1904-1905 годов. Мы посмотрим, как вели люди себя в тех обстоятельствах, какие они принимали решения? и к чему это привело, как их решения отразились на всей последующей истории Российской империи, как они влияют на нас с вами. Главная наша цель - проанализировать те события и вынести для себя как можно больше уроков, которые пригодятся нам в нашей будущей жизни.

(Работа с картой).

Учитель: Назовите и покажите на карте ведущие мировые державы начала XX века.

•    Почему их называют странами «первого эшелона»?

•    Какие государства относятся ко «второму эшелону»?

•    Как складывались отношения между странами первого, второго эшелона и остальными государствами мира?

Учитель:

Существовали внешние и внутренние причины войны. Основная внешняя причина - столкновение российских и японских интересов на Дальнем Востоке. Быстро развивающаяся Япония была заинтересована в расширении своего экономического пространства, новых рынков сбыта. Японские милитаристы выдвинули программу создания «Великой Японии», в которую, кроме территории многих азиатских стран, должны были войти также российские территории: Приморье, Забайкалье, Сахалин, Камчатка. Но были и внутренние причины. Давайте вспомним, к каким положительным последствиям привела крестьянская реформа 1861 года? (Учитель приводит факты: 1891 год - строительство Транссиба, 1895 год - заем китайскому правительству 150 миллионов рублей, 1896 год -договор об обороне с Китаем, строительство КВЖД, 1897 год - протекторат над Кореей, 1898 год - аренда Ляодунского полуострова, Порт-Артур, Дальний, 1900 год - оккупация Манчжурии и тому подобное).

Учитель:

Какие социальные группы населения России вам известны? Как строились между ними отношения? (Учитель приводит факты: 1895-1904 года - около 500 тысяч рабочих приняли участие в забастовках, 1903 год -всеобщая стачка (200 тыс. человек), 1901-1904 года - произошло 670 крестьянских выступлений, в 1902 году в них приняли участие 150 тыс. крестьян).

•    О чем говорят эти факты?

•    Какие выводы можно сделать?

•    Что можно было предпринять, чтобы изменить ситуацию?

Из двух правительственных линий: Витте - мирное внедрение на Дальнем Востоке, Плеве - агрессивный курс политики - победила вторая. «Нам нужна маленькая победоносная война» В.К. Плеве. Объясните его высказывание.

Обобщение:

1.  Попробуйте назвать основные причины Русско-японской войны.

2.   Считаете ли вы их вескими, чтобы начать войну?

3.  Как теперь, зная причины, мы будем относиться к этой войне? Учитель: По характеру эта война была захватнической с обеих сторон.

   Но вот какой парадокс: несправедливая война осталась в памяти народа как самая героическая и трагическая страница российской истории. Вот только несколько примеров: крейсер «Варяг», оборона Порт-Артура, Цусимское сражение. (Звучит песня «Врагу не сдается наш гордый «Варяг»).

•    Оправданы ли такие жертвы?

•    Ради чего они?

•    Можно ли вообще стать героем в несправедливой войне?

Учитель: 

Хотя по  общей численности сухопутных и морских сил

Россия в целом превосходила Японию, она была плохо подготовлена к этой войне. Они были разбросаны на большой территории от Порт-Артура до Владивостока. Японская армия была лучше вооружена. Военное руководство российской армии в большинстве своем не отличалось ни высокими моральными качествами, ни военными способностями. Генштаб России недооценил сил Японии.

 (Работа с источниками) - таблица 1-3

Учитель:

Ход военных действий: нападение на порт-артурскую эскадру и крейсер «Варяг» у мыса Чемульпо; сражение под Ляояном на реке Шахе (генерал А.Н. Куропаткин); действия русского флота (командующий СО. Макаров); оборона Порт-Артура; Мукденское сражение; поражение русского флота в Цусимском проливе.

(Работа с картой «Русско-японская война»).

Итоги войны: заключение мирного договора (Портсмут, США, август 1905 года). Зафиксировано поражение России в войне: уступлено Японии Порт-Артур и Южный Сахалин.

Учитель:

Итак, к каким выводам мы пришли к концу урока?

Выводы учеников:

1.  Мы ответственны за свои поступки и их последствия.

2.  Война безнравственна и противоречит здравому смыслу.

3.  Мы   должны   сформировать   свою   позицию,   чтобы   оценивать решение других и не дать свершиться плохому.

III. Домашнее задание: Используя план «Характеристика войны» и материал параграфа, составить развернутый ответ по теме «Русско-японская война».

План «Характеристика войны».

1.  Международная обстановка накануне войны.

2.  Причины войны. Повод к началу военных действий. Хронологические рамки.

3.  Воюющие стороны и коалиции.

4.  Цели сторон.

5.   Соотношение сил воюющих сторон.

6.   Ход военных действий (по этапам):

а) планы сторон в начале каждого этапа;

б) основные сражения и события;

в) военные и политические итоги этапа.

7.  Характер войны.

8.  Герои и полководцы.

9.  Новинки стратегии, тактики, военной техники, использованные на войне.

10. Условия мирного договора, перемирия.

11. Военные и политические итоги.

12.  Составление исторических аналогий с ранее изученным.

Таблица 1. Соотношение сил в целом.

Россия

Япония

Армия в мирное время:1,08 млн.чел.

Армия в мирное время:150 тыс.чел.

Резерв: 3,5 млн. чел.

Резерв: 300 тыс. чел.

Численность населения: 150 млн.чел.

Численность населения: 46 млн.чел.

Флот: 200%

Флот: 100%

Ресурсы: максимальные

Ресурсы: минимальные

Таблица 2. Соотношение сил на Дальнем Востоке.

Россия

Япония

Армия: 150 тыс. человек

Армия: 400 тыс. человек

Горная артиллерия: 72  единицы

Горная артиллерия: 401 единица

Таблица 3.  Соотношение военно-морских флотов на Дальнем Востоке к началу Русско-японской войны.

Классы кораблей

Россия

Япония

Эскадренные броненосцы

7

6

Броненосные крейсеры

4

8

Легкие крейсеры

7

12

Канонерские лодки

7

14

Эскадренные миноносцы

25

28

Малые миноносцы

10

19

Миноносные крейсеры

2

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока « Итоги Великой Отечественной войны. Война и судьбы людей»

Тема урока: «А нам нужна всего одна Победа, одна на всех....

Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.

Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...

Урок литературы в 5 классе. Лермонтов М.Ю. "Бородино". Вводный урок по истории Отечественной войны 1812 года.

Урок по теме М.Ю.Лермонтова "Бородино" требует исторического экскурса в историю  России. Даный урок с презентацией поможет учащимся познакомиться с событиями Отечественной войны 1812 го...

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...

Уроки о Великой Отечественной Войне на английском языке. Образовательный проект "Самый важный человек. Урок памяти". Методическая разработка.

Урок о войне, песня о войне, сценка о войне, грамматические упражнения с военной тематикой. Описание цикла уроков английского языка для 8 класса общеобразовательных школ по программе "Спотлайт&qu...

Методическая разработка урока"перевернутый урок" по теме Северная война

Перевёрнутое обучение — это когда классную работу ученики делают дома, а домашнюю — в классе. Чтобы познакомить с темой, ученикам дают материалы для самостоятельно...

Урок литературы. Строки, опалённые войной: лирика периода Великой Отечественной войны.

Цели урока:1.Познакомить обучающихся с разными жанрами лирики периода ВОВ.2.Развивать умение слушать учителя, выступления одногруппников. Развивать умение конспектирования основного материала уро...