Урок по теме "Русско-японская война"
план-конспект урока (история, 9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Русско-японская война.
Цели урока:
1. образовательная: познакомить учеников с основными событиями и ходом Русско-японской войны;
2. развивающая: формировать у учащихся картографические умения; умение анализировать исторические события; делать самостоятельные выводы на основе имеющихся фактов;
3. воспитательная: сформулировать негативное отношение к войне как средству решения проблем; подвести учеников к пониманию исторической ответственности государственных деятелей за судьбу своей страны, своего народа, за последствия своих поступков; помочь ребятам сформулировать личное отношение к войне, исходя из общечеловеческих ценностей и норм морали.
Тип урока: урок смешанного типа (комбинированный урок).
Оборудование урока:
Карта «Русско-японская война 1904 - 1905г.г.»;
Карта «Территориальный раздел мира 1870 - 1914г.г.»;
Таблица «Соотношение сил на Дальнем Востоке накануне войны»;
План «Характеристика войны»;
Документ: песня «Варяг».
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята. Тема нашего сегодняшнего урока «Русско-японская война». Но, прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним, о чем вы узнали на прошлом занятии. (Опрос домашнего задания по предыдущей теме «Общественно-политическая жизнь России и образование политических партий в начале XX века».)
1. Опрос кольцом - два учащихся на один вопрос: расскажите, что ваг известно об антиправительственном движении в начале XX века и что такое «Зубатовский социализм ».
2. Три карточки с заданием. Напишите, что вызнаете о:
1) Правительственных политических лагерях в России в начале XX века
2) Либеральных политических лагерях в России в начале XX века.
3) Революционных политических лагерях в России в начале XX века.
3. Основные идеологические направления общественно-политической борьбы. (Фронтальная беседа с учащимися всего класса.)
П. Учитель:
Итак, ребята, приступим к изучению нового материала. Напоминаю, что тема нашего урока: «Русско-японская война». Представьте, что вы политик, от которого зависит решение применять силу против какого-либо государства или нет. Как бы вы на него ответили?
а) Применил бы в любом случае;
б) Не применил бы ни при каких обстоятельствах;
в) Применил бы, если бы были веские причины к этому.
(Опрос учащихся в классе).
• Почему вы выбрали такой вариант ответа?
• Какие, по-вашему, должны быть веские причины, чтобы вы пошли на такой шаг?
• Давайте с вами предположим, что эти веские причины надуманны или их вообще не существует, но вы об этом не
знаете. Чем обернется такое решение для миллионов ваших сограждан?
• Какие выводы мы можем с вами сделать?
(Ученики совместно с учителем приходят к выводу, что, принимая решение, человек должен осознавать последствия, которым они могут привести, должен чувствовать ответственность за свои поступки).
Учитель:
Давайте сегодня обратимся к истории одного события и посмотрим, чему оно нас может научить. Это событие — Русско-японская война 1904-1905 годов. Мы посмотрим, как вели люди себя в тех обстоятельствах, какие они принимали решения? и к чему это привело, как их решения отразились на всей последующей истории Российской империи, как они влияют на нас с вами. Главная наша цель - проанализировать те события и вынести для себя как можно больше уроков, которые пригодятся нам в нашей будущей жизни.
(Работа с картой).
Учитель: Назовите и покажите на карте ведущие мировые державы начала XX века.
• Почему их называют странами «первого эшелона»?
• Какие государства относятся ко «второму эшелону»?
• Как складывались отношения между странами первого, второго эшелона и остальными государствами мира?
Учитель:
Существовали внешние и внутренние причины войны. Основная внешняя причина - столкновение российских и японских интересов на Дальнем Востоке. Быстро развивающаяся Япония была заинтересована в расширении своего экономического пространства, новых рынков сбыта. Японские милитаристы выдвинули программу создания «Великой Японии», в которую, кроме территории многих азиатских стран, должны были войти также российские территории: Приморье, Забайкалье, Сахалин, Камчатка. Но были и внутренние причины. Давайте вспомним, к каким положительным последствиям привела крестьянская реформа 1861 года? (Учитель приводит факты: 1891 год - строительство Транссиба, 1895 год - заем китайскому правительству 150 миллионов рублей, 1896 год -договор об обороне с Китаем, строительство КВЖД, 1897 год - протекторат над Кореей, 1898 год - аренда Ляодунского полуострова, Порт-Артур, Дальний, 1900 год - оккупация Манчжурии и тому подобное).
Учитель:
Какие социальные группы населения России вам известны? Как строились между ними отношения? (Учитель приводит факты: 1895-1904 года - около 500 тысяч рабочих приняли участие в забастовках, 1903 год -всеобщая стачка (200 тыс. человек), 1901-1904 года - произошло 670 крестьянских выступлений, в 1902 году в них приняли участие 150 тыс. крестьян).
• О чем говорят эти факты?
• Какие выводы можно сделать?
• Что можно было предпринять, чтобы изменить ситуацию?
Из двух правительственных линий: Витте - мирное внедрение на Дальнем Востоке, Плеве - агрессивный курс политики - победила вторая. «Нам нужна маленькая победоносная война» В.К. Плеве. Объясните его высказывание.
Обобщение:
1. Попробуйте назвать основные причины Русско-японской войны.
2. Считаете ли вы их вескими, чтобы начать войну?
3. Как теперь, зная причины, мы будем относиться к этой войне? Учитель: По характеру эта война была захватнической с обеих сторон.
Но вот какой парадокс: несправедливая война осталась в памяти народа как самая героическая и трагическая страница российской истории. Вот только несколько примеров: крейсер «Варяг», оборона Порт-Артура, Цусимское сражение. (Звучит песня «Врагу не сдается наш гордый «Варяг»).
• Оправданы ли такие жертвы?
• Ради чего они?
• Можно ли вообще стать героем в несправедливой войне?
Учитель:
Хотя по общей численности сухопутных и морских сил
Россия в целом превосходила Японию, она была плохо подготовлена к этой войне. Они были разбросаны на большой территории от Порт-Артура до Владивостока. Японская армия была лучше вооружена. Военное руководство российской армии в большинстве своем не отличалось ни высокими моральными качествами, ни военными способностями. Генштаб России недооценил сил Японии.
(Работа с источниками) - таблица 1-3
Учитель:
Ход военных действий: нападение на порт-артурскую эскадру и крейсер «Варяг» у мыса Чемульпо; сражение под Ляояном на реке Шахе (генерал А.Н. Куропаткин); действия русского флота (командующий СО. Макаров); оборона Порт-Артура; Мукденское сражение; поражение русского флота в Цусимском проливе.
(Работа с картой «Русско-японская война»).
Итоги войны: заключение мирного договора (Портсмут, США, август 1905 года). Зафиксировано поражение России в войне: уступлено Японии Порт-Артур и Южный Сахалин.
Учитель:
Итак, к каким выводам мы пришли к концу урока?
Выводы учеников:
1. Мы ответственны за свои поступки и их последствия.
2. Война безнравственна и противоречит здравому смыслу.
3. Мы должны сформировать свою позицию, чтобы оценивать решение других и не дать свершиться плохому.
III. Домашнее задание: Используя план «Характеристика войны» и материал параграфа, составить развернутый ответ по теме «Русско-японская война».
План «Характеристика войны».
1. Международная обстановка накануне войны.
2. Причины войны. Повод к началу военных действий. Хронологические рамки.
3. Воюющие стороны и коалиции.
4. Цели сторон.
5. Соотношение сил воюющих сторон.
6. Ход военных действий (по этапам):
а) планы сторон в начале каждого этапа;
б) основные сражения и события;
в) военные и политические итоги этапа.
7. Характер войны.
8. Герои и полководцы.
9. Новинки стратегии, тактики, военной техники, использованные на войне.
10. Условия мирного договора, перемирия.
11. Военные и политические итоги.
12. Составление исторических аналогий с ранее изученным.
Таблица 1. Соотношение сил в целом.
Россия | Япония |
Армия в мирное время:1,08 млн.чел. | Армия в мирное время:150 тыс.чел. |
Резерв: 3,5 млн. чел. | Резерв: 300 тыс. чел. |
Численность населения: 150 млн.чел. | Численность населения: 46 млн.чел. |
Флот: 200% | Флот: 100% |
Ресурсы: максимальные | Ресурсы: минимальные |
Таблица 2. Соотношение сил на Дальнем Востоке.
Россия | Япония |
Армия: 150 тыс. человек | Армия: 400 тыс. человек |
Горная артиллерия: 72 единицы | Горная артиллерия: 401 единица |
Таблица 3. Соотношение военно-морских флотов на Дальнем Востоке к началу Русско-японской войны.
Классы кораблей | Россия | Япония |
Эскадренные броненосцы | 7 | 6 |
Броненосные крейсеры | 4 | 8 |
Легкие крейсеры | 7 | 12 |
Канонерские лодки | 7 | 14 |
Эскадренные миноносцы | 25 | 28 |
Малые миноносцы | 10 | 19 |
Миноносные крейсеры | 2 | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока « Итоги Великой Отечественной войны. Война и судьбы людей»
Тема урока: «А нам нужна всего одна Победа, одна на всех....
Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.
Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...
Урок литературы в 5 классе. Лермонтов М.Ю. "Бородино". Вводный урок по истории Отечественной войны 1812 года.
Урок по теме М.Ю.Лермонтова "Бородино" требует исторического экскурса в историю России. Даный урок с презентацией поможет учащимся познакомиться с событиями Отечественной войны 1812 го...
Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»
Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...
Уроки о Великой Отечественной Войне на английском языке. Образовательный проект "Самый важный человек. Урок памяти". Методическая разработка.
Урок о войне, песня о войне, сценка о войне, грамматические упражнения с военной тематикой. Описание цикла уроков английского языка для 8 класса общеобразовательных школ по программе "Спотлайт&qu...
Методическая разработка урока"перевернутый урок" по теме Северная война
Перевёрнутое обучение — это когда классную работу ученики делают дома, а домашнюю — в классе. Чтобы познакомить с темой, ученикам дают материалы для самостоятельно...
Урок литературы. Строки, опалённые войной: лирика периода Великой Отечественной войны.
Цели урока:1.Познакомить обучающихся с разными жанрами лирики периода ВОВ.2.Развивать умение слушать учителя, выступления одногруппников. Развивать умение конспектирования основного материала уро...