Рабочая программа по истории для 6 класса
рабочая программа по истории по теме

 

    Цели курса:

  1. сформировать у учащихся целостное представление об истории средних веков как закономерном и необходимом периоде истории всемирной, истории России и родного края;
  2. осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России, основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
  3. охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и различия;
  4. показать возникновение и  развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама;
  5. сформировать умения: связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
  6. анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических событий и явлений;
  7. сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходства и различия;
  8.  давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
  9. полемизировать и отстаивать свои взгляды;
  10. самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;
  11. работать с исторической картой;

 оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность

 событий и явлений.  

Задачи курса – показать самобытные черты Средневековья, средневековой Руси их особенности, с целью понимания его учащимися и уважительного отношения к традициям своим и чужим.

    Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья,  и  особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Курс включает: историю Европы, Азии, Африки, Америки, при этом основное внимание уделяется Европе и  истории развития     Русского государства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_istoriya_6_klass.doc304.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Пояснительная записка

             Настоящая рабочая программа по предмету «История»  разработана  на основе:

  • Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по истории (ФКГОС 2004 г.);
  • Приказа департамента  образования, культуры и  молодежной  политики  Белгородской области от 23 марта 2010 г. № 819 « Об  утверждении  положения  о рабочей программе  учебных курсов, предметов , дисциплин ( модулей)  общеобразовательных  учреждений»;
  • Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)  МБОУ«Великомихайловская СОШ», принятого на заседании педагогического совета  МБОУ«Великомихайловская СОШ»протокол №1 от 30.08.2011г. и введенного в действие  приказом  директора  МБОУ « Великомихайловская СОШ» № 27 от  01 .09.2011 г., а также:  
  • Примерной программы основного общего образования по истории ;
  • Авторской программы: История. История России. 6 -9 классы общеобразовательных учреждений./ А.А. Данилов - М: «Просвещение» 2010.

  • Учебного плана МБОУ «Великомихайловская СОШ»на 2013-2014 учебный год.

  • Календарного учебного графика МБОУ «Великомихайловская СОШ»на 2013-2014 учебный год.

  • С учётом рекомендаций Инструктивно-методического письма Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «О преподавании истории и обществознания в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».

    Цели курса:

  1. сформировать у учащихся целостное представление об истории средних веков как закономерном и необходимом периоде истории всемирной, истории России и родного края;
  2. осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России, основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
  3. охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и различия;
  4. показать возникновение и  развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, номы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама;
  5. сформировать умения: связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
  6. анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических событий и явлений;
  7. сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходства и различия;
  8.  давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
  9. полемизировать и отстаивать свои взгляды;
  10. самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;
  11. работать с исторической картой;

 оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность

 событий и явлений.  

Задачи курса – показать самобытные черты Средневековья, средневековой Руси их особенности, с целью понимания его учащимися и уважительного отношения к традициям своим и чужим.

    Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья,  и  особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Курс включает: историю Европы, Азии, Африки, Америки, при этом основное внимание уделяется Европе и  истории развития         Русского государства.

Изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование:

     Основное содержание тематического планирования по истории России с древнейших времен до конца  XVI   и его структура совпадают с содержанием программы под редакцией А.А. Данилова. За счёт резервного времени в программе добавлены 2 часа на краеведческий материал по теме: Родной край в древности и родной край в  XIV-XVI веках, с целью воспитания патриотизма и любви к родным местам, чувства гордости за историю родной Белгородчины (рекомендации в инструктивно-методическом письме «О преподавании истории и обществознания в 2006-2007 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»). А также по 1 дополнительному часу добавлено на изучение темы  «Быт и нравы Древней Руси» в  разделе «Русь Древняя» и  темы  «Главные политические центры Руси» в разделе «Политическая раздробленность Руси».

Учебно-методический комплект:

  Учебники:

     История Средних веков: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Е.В. Агибалова, Г.М. Донской - М. : Просвещение, 2007.

   История России: С древнейших времен до конца XVI века: Учеб для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина –М. : Просвещение, 2007.

   Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она  рассчитана на 70 учебных часов из расчёта 2 учебных часа в неделю,  из них 38 часов отводится на изучение истории России, 32 часа отводится на всеобщую историю. Тематическое планирование составлено синхронно-параллельно. Цель изучения курса  истории синхронно-паралельно состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом,  социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.

Программа «Всеобщая история (история Средних веков)» скоординирована с курсом «История России (с древнейших времен до конца XVI в.)»,  поэтому в календарно-тематическом планировании в номерах  тем по всеобщей истории   ставится буква  ВИ., а  по истории России – буква ИР. 

В программе предусмотрены часы для текущего и итогового повторения и обобщения (5).

Запланированы следующие виды контроля: тестирование (8), самостоятельные работы(3).

       Требования к уровню подготовки ОБУЧАЮЩИхся

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

                                                 

           

Календарно-тематическое планирование 

п/п

Наименование

 раздела и тем

Вид контроля, самостоятельной работы

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Подготовка к ГИА, ЕГЭ

Примечание

1.-ВИ

Введение. Что изучает история средних веков.

1

2-ИР

Введение.Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории.

Текущий контроль (опрос)

1

Р.I

Раннее средневековье.

      22

13ВИ+9ИР

Т.1

Западная и Центральная Европа в V-XIII веках. Русь Древняя.

17

3. -ВИ

Древние Германцы и Римская империя.

Входной контроль (тестирование)

1

4-ИР

Восточные славяне и их соседи.

Текущий контроль (работа со схемой)

1

А13.11 11

5-ИР

Соседи восточных славян.

1

6. -7 ВИ

Франкское государство и его распад.

Текущий контроль (работа с текстом)

2

8. -ВИ

Христианская церковь и королевство Франков в VI-VIII веках.

Текущий контроль (работа со схемой)

1

9. -ВИ

Феодальная раздробленность.

Текущий контроль (устный опрос)

1

10. -ВИ

Англия в период раннего средневековья.

1

11. -ВИ

Образование славянских государств.

Тест: «Западная и Центральная Европа в V- VIII веках.».

1

12-ИР

Формирование Древнерусского государства.

1

С4.11 12

13-ИР.

Первые киевские князья.

Текущий контроль (опрос, работа с датами)

1

А4.11 10

14. -ИР

Князь Владимир. Крещение Руси.

Текущий контроль (работа с документом)

1

15. -ИР

Древнерусское государство при Ярославе Мудром.

Текущий контроль Самостоятельная

работа

1

А3.1109    В2.11 09

В3.11 12

16. -ВИ

Культура Западной и Центральной Европы.

Текущий контроль (работа с сообщениями)

1

17. -ИР

Культура Древней Руси.

Текущий контроль (работа с сообщениями)

1

А2.11 09

В3.11 10

18-ИР

Быт и нравы Древней Руси.

1

19-ИР

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Русь Древняя». Основные итоги развития древнерусского общества и государства.

Тест : «Древнерусское государство»

1

Т.2.

Византия и арабский мир.

4

20-ВИ

Византия при Юстиниане.

1

21-ВИ

Возникновение ислама и объединение арабов.

Текущий контроль (опрос)

1

22. -ВИ

Культура Византии.

Текущий контроль (работа с сообщениями)

1

23. -ВИ

Культура стран Арабского Халифата.

Текущий контроль (работа с презентацией)

1

24. -ВИ

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Раннее средневековье».

Тест :«Раннее средневековье».

1

РII.

Расцвет средневековья

      45

18ВИ+27ИР

Т.3.

Средневековое европейское общество. Крестовые походы. Политическая раздробленность  Руси.

16

25-ВИ

Крестьяне и феодалы

Текущий контроль (опрос)

1

26 -27-ВИ

Средневековый город и его обитатели.

Текущий контроль (работа с понятиями)

2

28-29-ВИ

Церковь и духовенство.

Текущий контроль (работа с терминами, опрос)

2

30-ИР

Начало дробления Древнерусского государства.

Промежуточный контроль (тестирование)

1

А1.11 09

31-ИР

Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество.

1

32-ИР

Новгородская земля.

Текущий контроль (опрос)

1

33-ИР

Галицко-Волынское княжество.

1

34-ИР

Нашествие с Востока.

Текущий контроль (работа с картой)

1

В8.В9.В10.В11. 11 13

35-ИР

Отражение удара с Запада.

Текущий контроль (работа с картой, документом)

1

36-ИР

Русь и Золотая Орда.

1

37-ИР

Русь и Литва.

1

38-ИР

Культура русских земель в XII-XIII веках.

Текущий контроль (работа с сообщениями)

1

39-ИР

Родной край в древности.

1

40-ИР

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Политическая раздробленность Руси». Основные итоги развития русского общества и государства в XII-XIII веках.

Тест:«Политическая раздробленность  Руси».

1

Т.4.

Государства Европы в XIV-XV веках. Культурное наследие средневековья. Русь Московская.

24

41-

42. -ВИ

Франция и Англия накануне Столетней войны.

2

43-ВИ

Столетняя война.

Текущий контроль (опрос)

1

44-ВИ

Восстания крестьян Франции и Англии во времена Столетней войны.

Текущий контроль (работа с таблицей)

1

45-ВИ

Образование централизованных государств в Западной Европе.

Текущий контроль (опрос)

1

46-ВИ

Государства Южной и центральной Европы.

1

47-ВИ

Гуситское движение в Чехии.

Текущий контроль (работа с текстом)

1

48-ВИ

Культура Западной Европы в XI-XV веках.

Текущий контроль. Самостоятельная работа

1

49-ИР

Усиление Московского княжества.

1

А2.1111  В3.11 09

50-ИР

Москва-центр борьбы с ордынским владычеством.Куликовская битва.

Текущий контроль (работа с картой, схемой)

1

А2.11 10

А1.11 12

А5.11 12

51-ИР

Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV веков.

1

В2.11 12

52-

ИР

Создание единого русского государства.

Текущий контроль (работа со схемой)

1

А4.11 09

В2.11 10

53-54ИР

Московское государство в конце XV —начале XVI вв.

2

55- ИР

Церковь и государство.

Текущий контроль (викторина)

1

56-57-ИР

Реформы Избранной Рады .

Текущий контроль (работа с понятиями, опрос)

2

А3.11 10

А4.11 11

В11.11 12

58-ИР

Внешняя политика Ивана IV.

Текущий контроль (работа с картой)

1

А2.11 12

59-ИР

Опричнина и итоги правления Ивана IV.

Текущий контроль. Самостоятельная работа

1

А3.11 08

60 -ИР

Русская культура в XIV - XVI  вв.

Просвещение, устное народное творчество. Литература

Текущий контроль (работа с сообщениями)

1

А3.9 09

61-ИР

 Русская культура в XIV - XVI  вв. Архитектура и живопись.

Текущий контроль (работа с сообщениями)

1

62-ИР

Быт XV-XVI веков.

Текущий контроль (работа с сообщениями)

1

63-ИР

Родной край в XIV-XVI веках.

Тест: «Образование единого централизованного государства на Руси».

1

64-ИР

Повторительно-обобщающий урок по теме:

Русь Московская. Основные итоги развития русского общества и государства в XIV-XVI вв.

Текущий контроль (опрос, работа с датами, понятиями)

1

Т.6

Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)

4

65-ВИ

Османская империя.

1

66-ВИ

Индия в средние века. Средневековая Япония.  Государства Центральной Азии в средние века.

Текущий контроль (опрос)

1

67-ВИ

Китай в средние века.

Текущий контроль (блиц-опрос)

1

68-ВИ

Доколумбова Америка.

Текущий контроль (работа с таблицей)

1

69-ВИ

Обобщающий урок по теме: «Расцвет средневековья»

Итоговый контроль 

1

70-ИР

Итоговое повторение по теме: «Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы».

Текущий контроль (работа по карте, с датами, понятиями).

1

                            Содержание программы учебного предмета

                                        Содержание тем учебного курса

                                          по всеобщей истории (32 часа)

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

 Введение.  Что изучает история средних веков. Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.- 1 ч.

Раздел 1 . Раннее средневековье-  22 ч. (13 ВИ + 9 ИР)

Западная и Центральная Европа в У-ХШ вв. – 8 ч.

       Древние германцы и Римская империя. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств.
       Франкское государство и его распад. Расселение франков, занятия, общественное устройство. Создание и распад империи Карла Великого

       Христианская церковь и королевство Франков в VI-VIII веках. Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

      Феодальная раздробленность. Образование государств в Западной Европе.

      Англия в период раннего средневековья. Король Артур. Норманнские завоевания. Борьба англосаксов с норманнами.

     Образование славянских государств.  Ранние славянские государства. Просветители славян- Кирилл и Мефодий.

       Культура Западной и Центральной Европы. Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос.

Византия и арабский мир. – 4 ч.

       Византия при Юстиниане. Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

      Возникновение ислама и объединение арабов. Арабские племена: расселение, занятия.. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания  в Азии, Северной Африке, Европе.

     Культура Византии. Научные знания. Архитектура.  Тип крестово-купольного храма. Храм Святой Софии. Фрески. Мозаики. Культурные связи Византии.

    Культура стран Арабского халифата. Образование. Медресе. Развитие медицины. Авиценна. Литература. Фирдоуси («Шах-наме»). Архитектура: Альгамбра. мечети и минареты, арабески.

Повторение и обобщение.

Раздел 11 . Расцвет средневековья -45 ч. (18 ВИ+ 27 ИР)

Средневековое европейское общество. Крестовые походы. -5 ч.

         Крестьяне и феодалы. Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Власть духовная и светская.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян        

       Средневековый город и его обитатели. Жизнь и быт, горожан. Цехи и гильдии.    

       Церковь и духовенство.  Образование двух ветвей христианства — православия и католицизма. Римско-католическая Церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в  крестовых походах.

 Государства Европы в Х1V-ХV вв. Культурное наследие Средневековья- 8 ч.

       Англия и Франция накануне Столетней войны. Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент.

     Столетняя война. Причины и итоги. Жанна Д, Арк.

    Восстания крестьян Франции и Англии во времена Столетней войны. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

     Образование централизованных государств в Западной Европе. Кризис европейского сословного общества в Х1У-ХУ вв. Война Алой и Белой розы.

     Государства Южной и центральной Европы. Священная Римская империя германской нации. Германские государства. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

      Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Кризис католической церкви. Папы и императоры.

     Культура Западной Европы в XI-XV веках. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Архитектура и поэзия.

Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)-  4 ч.

    Османская империя. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии.

     Индия в средние века. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.  Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

    Китай в средние века. Распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествие кочевников. Создание империи Мин.

      Доколумбова Америка. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.        

Повторение и обобщение.

                                     Содержание тем учебного курса

по истории России с древнейших времен до конца XVI  века (38 часов)

Введение. -1 ч.

Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. История региона — часть истории России. Исторические источники по истории нашей Родины. -

Русь древняя – 9 ч.

  Восточные славяне и их соседи.

Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Эволюция родо-племенных отношений. Особенности управления и Военной организации.

  Соседи восточных славян. Жители лесной полосы Восточной Европы, их занятия, образ жизни, верования. 'Взаимоотношения восточных славян с автохтонными племенами Восточно-Европейской равнины. Формирование Тюркского и Аварского каганатов, их политические особенности, проблема влияния на восточное славянство. Хазарский каганат и восточные славяне. Волжская Булгария. Восточные славяне и Византия. Великий Торговый путь «из варяг в греки».

Формирование Древнерусского государства.

 Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе. Характер Древнерусского государства. Князь и дружина. Полюдье. Вечевая организация. Народное ополчение

Первые киевские князья.

Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава. Изменения в управлении Древнерусским государством.

Князь Владимир. Крещение Руси.

 Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Русская православная церковь.

Древнерусское государство при Ярославе Мудром. 

Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление Княжеской власти. Лествичная система передачи княжеской власти и ее противоречия. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества.. Зависимые категории населения. Формирование древнерусской народности»

Культура Древней Руси.

 Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Быт и нравы Древней Руси.

Быт и образ жизни земледельческого населения. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Образ жизни князей и бояр. Особенности древнерусской одежды. Русские воины.

  Основные итоги развития древнерусского общества и государства.

Политическая раздробленность Руси – 11 ч.

 

Начало дробления Древнерусского государства. 

Причины раздробления Древнерусского государства. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Княжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха. Образование Самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Последствия раздробления Древнерусского государства. Идея единства Руси.

Главные политические центры Руси.

Владимиро-Суздальское княжество: освоение Северо-Восточной Руси; характер княжеской власти в северо-восточных землях; князь Юрий Долгорукий; внутренняя и внешняя политика Андрея Боголюбского; возвышение Владимиро-Суздальского княжества; Всеволод Большое Гнездо.

Новгородская земля. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси; особенности социальной Структуры. Занятия населения. Рост вотчинной собственности на землю.

     Галицко-Волынское княжество. Объединение Волыни и Галича. Роман Мстиславич. Взаимоотношения между боярами и князем. Правление Даниила Галицкого.

Нашествие с Востока.

Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Первый поход Батыя на Русь. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение. Причины поражения Руси от монголов.

   Отражение удара с Запада. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордена. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение побед Александра Невского.

    Русь и Золотая Орда. 

Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Русь и Орда при Александре Невском. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

   Русь и Литва. 

Создание Литовского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Великого княжества Литовского. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

    Культура русских земель в XII—XIII вв. 

Особенности культуры ХП-ХШ вв.: общерусское культурное единство и формирование местных художественных школ. Накопление научных знаний. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Местное летописание. Возникновение новых литературных жанров. «Поучение детям» Владимира Мономаха. «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве». Памятники русского зодчества. Церковь Святого Георгия в Ладоге. Церковь Спаса на Нередице под Ладогой. Успенский собор во Владимире. Храм Покрова Богородицы на Нерли. Княжеская резиденция в Боголюбове. Дмитриевский собор во Владимире. Резьба по камню. Живопись. Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

   Родной край в древности.

  Основные итоги развития русского общества и государства в XII-XIII веках.

Русь Московская – 16 ч.

   Усиление Московского княжества. 

Предпосылки и причины объединения русских земель. Социально-экономическое развитие Северо-восточной Руси.

Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь.

   Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. 

Куликовская битва. Борьба Москвы за политическое первенство при потомках Ивана Калиты. Митрополит Алексей. Дмитрий Донской. Взаимоотношения Москвы с Тверью и Литвой. Русь и Орда накануне решающего столкновения. Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

    Московское княжество и его соседи в конце XIV середине XV в.

Завещание Дмитрия Донского. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

   Создание единого Русского государства. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства.

   Московское государство в конце XV —начале XVI в.

 Возвышение великокняжеской власти. Начало формирования органов центральной власти и управления. Боярская дума. Административно-территориальное деление. Система кормлений. Местничество. Судебник 1497 г. Зарождение поместной системы. Преобразования в войске. Вотчинное и церковное землевладение. Ограничение свободы крестьян. Категории крестьянства. Появление казачества.

   Церковь и государство. 

Становление русской автокефальной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатёли и иосифляне. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Теория «Москва — Третий Рим» — попытка духовного обоснования русской самодержавной власти.

  Реформы Избранной рады.

Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство; Восстание 1547 г» Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало 3емских соборов; Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

Внешняя политика Ивана IV. 

Основные направления внешней политики. Внешнеполитические успехи России в 50*е гг. XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.

Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири. Превращение России в многонациональную державу.

Опричнина и итоги правления Ивана IV. 

Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. XVI в. Разрыв Ивана IV с Избранной радой. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Похол Ивана IV на Новгород. Отмена опричнины.

    Русская культура в XIV - XVI  вв. Просвещение, устное народное творчество. Литература.

Исторические условия и особенности русской культуры. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва – центр великорусской народности. Развитие научных знаний.

Отражение в литературе политических тенденций. Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература. Начало книгопечатания. Иван Фёдоров. Публицистика. Исторические повести.

    Архитектура и живопись в XIV-XVI веках.

Главные сооружения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублёв. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства.

   Быт XIV – XVI  веков.

Основание новых городов. Сельская Россия. Быт русского крестьянина. Особенности русского костюма. Русская трапеза.

  Родной край в XIV-XVI веках.

Основные итоги развития русского общества и государства в XIV-XVI вв.

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной

Европы. – 1 ч

                             

                              Формы и средства контроля 

          Рабочая программа предусматривает следующие формы контроля: Входной, промежуточный и  итоговый в форме тестирования в течение 20 минут урока, а также 15-20- минутные тесты по основным разделам курса: «Западная и Центральная Европа в V- VIII веках», «Русь Древняя», «Раннее средневековье», «Политическая раздробленность Руси», «Образование единого централизованного государства на Руси». Кроме того предусмотрен текущий контроль (различного вида опросы, самостоятельные работы (3)).

    Наиболее распространёнными  формами  контроля являются тесты (8), соответствующие той или иной изученной теме.

         Входной контроль позволяет проверить наличие знаний, сформированных в предыдущем учебном году (знание исторических событий и фактов, хронологии, исторических личностей). Это позволяет определить степень готовности учащихся к изучению нового материала.

     Текущий  контроль позволяет видеть процесс формирования исторических знаний, становления умений и навыков. Основным объектом текущего контроля будет знание отдельных исторических событий, дат, исторических личностей, относящихся к той или иной теме. В процессе текущего контроля используются устный и письменный опросы, самостоятельные работы, работа в парах, по группам, работа по карте, со схемой, таблицей,  карточкам, датами, документами, понятиями.

     Промежуточный контроль проводится после цепочки занятий, посвященных какой-либо теме или блоку. Объектом контроля в этом случае будет знание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность и системность отечественной и всемирной истории, умение анализировать историческую информацию, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений, однако проверке подвергается частично изученный материал. Формами промежуточного контроля являются тесты, соответствующие этапу обучения.

      Итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за весь курс,  и выполняет оценочную функцию. Цель итогового контроля - определение способности обучаемых к использованию исторических знаний и умений в практической деятельности. В ходе проверки используются преимущественно тесты, поскольку при проверке этих навыков и умений можно в полной мере предугадать ответы обучаемых. Среди многочисленных типов заданий, которые могут быть использованы для составления тестов, можно выделить следующие: перекрестный выбор; альтернативный выбор; множественный выбор; упорядочение.

          Перечень учебно-методических средств обучения

                                        Литература

Основная:

1. Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков: 7 класс. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1992

2. Запорожец Н.И. Книга для чтения по истории средних веков.-М.: Просвещение, 1990.

 3. История Средних веков: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Е.В. Агибалова, Г.М. Донской - М. : Просвещение, 2007.

4. История России: С древнейших времен до конца XVI века: Учеб для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина –М. : Просвещение, 2007.

5.Кириллов В. В. Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2008.

6.Колесниченко Н.Ю. История России с древнейших времен до конца XVI века : поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной. 6 класс. – Волгоград: Учитель, 2005.

7. Симонова Е. История России. 6 класс. Поурочные разработки. М., «Экзамен», 2006 .

8. Снегирев С.Ф., Фирсов А.Г. Отечественная история в схемах и комментариях – СПб: Питер, 2008.

9. Шаповал В.В. Дидактический материалы по истории России с древнейших времен до конца XVI века.- М.: Издательство «Экзамен», 2007 г.

Дополнительная:

1.Балязин В.Н.. 1000 занимательных сюжетов из русской истории.- М.: Просвещение, 1995.

2.Васильев А.А.. История средних веков. – М.: Республика, 1993.

3. Драхмер А.Б. Сборник кроссвордов по истории средних веков.- М.: Новая школа, 1996 г.

4.Кудрявцева И.А. Шпаргалка по всемирной истории – Изд.5-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

5. Нянковский М.А. Неизвестное  об извесном. Интеллектуальные игры для школьников.- Ярославль: «Академия развития».1999 г.

6. Федорчук И.А. История. Интеллектуальные игры для школьников. –  Ярославль: « Академия развития»,1999 г.

 

7.  1000 вопросов и ответов по истории . Учебное пособие .Под редакцией Л.Н. Алексашкиной – М: АСТ, 2006 г.

                                               Наглядный материал

                          по курсу история 6 класс

                      1. Исторические карты:

                                               История России

1.  Первобытнообщинный строй и древнейшие государства на территории нашей страны.-1 шт.- 100%

2.  Древнерусское государство . Киевская Русь в  IX – начале XII в. - 1 шт.- 100%

3.  Феодальная раздробленность Руси в XII – первой трети XIII в. 1 шт.- 100%

4.  Борьба народов нашей страны  с иноземными завоевателями в XIII в. 1 шт.- 100%

5.  Образование Российского централизованного государства. 1 шт.- 100%

                                                 История средних веков

1.  Китай в средние века. - 1 шт.- 100%

2.  Европа в XIV – XV вв.-  1 шт.- 100%

3.  Арабы в VII-XI вв.-  1 шт.- 100%

4.  Франкское государство в V- сер. IX вв.- 1 шт.- 100%

5.  Византийская империя и славяне в VI –XI вв. 1 шт.- 100%

               

                                          2. УЧЕБНЫЕ КАРТИНЫ

                                                  История России

 1. Древние земледельцы (Трипольское поселение IV-III тыс. до н.э.) - 1 шт.- 100%

2. Славянский посёлок - 1 шт.- 100%

3. Народное восстание в Киеве в 1116 г. - 1 шт.- 100%

4. Суд в Московском государстве- 1 шт.- 100%

5. На государеву службу- 1 шт.- 100%

6. Оборона г. Владимира от монголо-татар. - 1 шт.- 100%

7. Утро на Куликовом поле- 1 шт.- 100%

                                         История средних веков

1. В хижине средневекового крестьянина- 1 шт.- 100%

2. Сдача оброка феодалу- 1 шт.- 100%

3. Право охоты феодала- 1 шт.- 100%

4. Приём иностранных послов императором Византии- 1 шт.- 100%

5. В мастерской оружейника- 1 шт.- 100%

6. Средневековый город (XIV век) - 1 шт.- 100%

7. Штурм города- 1 шт.- 100%

8. Средневековая ярмарка- 1 шт.- 100%

9. Жакерия- 1 шт.- 100%

10. Вступление Жанны Д, Арк в Орлеан- 1 шт.- 100%

11. Восстание Уота Тайлера- 1 шт.- 100%

12. Ян Гус на Константском соборе- 1 шт.- 100%

13. Вступление Мюнцера в Франкенхауз- 1 шт.- 100%

14. Осада Лейдена- 1 шт.- 100%

            3. Альбомы по истории культуры:

  1. Памятники русской архитектуры  и скульптуры. - 1 шт.- 100%

                 4. Электронные образовательные ресурсы:

                                                     1 . CD:

1. «История России с древнейших времен»- издательство «Учитель» - 1 шт.- 100%

2. «Художественная Энциклопедия зарубежного классического искусства» - 1 шт.- 100%

3. «Шедевры русской живописи» - 1 шт.- 100%

                                       2 .Электронные схемы и таблицы:

1. Зарождение государственности у восточных славян- 1 шт.- 100%

2. Земледелие на Руси- 1 шт.- 100%

3. Восточные славяне в древности- 1 шт.- 100%

4.Древнейшие славянские памятники на территории России (I тыс. до н.э.) - 1 шт.- 100%

5. Особенности южных и северо-восточных земель Древней Руси- 1 шт.- 100%

6. Предпосылки образования Древнерусского государства- 1 шт.- 100%

7. Славянский календарь- 1 шт.- 100%

8. Владимир Мономах- 1 шт.- 100%

9. Власть Великого князя – XI век. - 1 шт.- 100%

10. Город, торговля и ремесло в Древней Руси- 1 шт.- 100%

11. Государственная власть на Руси -XI век- 1 шт.- 100%

12. Киевская Русь- 1 шт.- 100%

13. Структура вооружённых сил Древнерусского государства- 1 шт.- 100%

14. Политическая система Древнерусского государства XI- XII века- 1 шт.- 100%

15. Централизованное государство- Киевская Русь. - 1 шт.- 100%

16. Ярослав Мудрый- 1 шт.- 100%

17. Архитектура Древней Руси- 1 шт.- 100%

18. Древнерусская литература- 1 шт.- 100%

19. Принятие христианства Древней Руси- 1 шт.- 100%

20. «Русская Правда» - 1 шт.- 100%

21. Язычество на Руси- 1 шт.- 100%

22. Последствия введения христианства- 1 шт.- 100%

23. Древнерусские города X-XIII век- 1 шт.- 100%

24. Торговля на Руси X-XIII вв. - 1 шт.- 100%

25. Причины политической раздробленности Древнерусского государства- 1 шт.- 100%

26. Династия Рюриковичей- 1 шт.- 100%

27. Первые русские князья- 1 шт.- 100%

28. Борьба Руси с агрессией немецких и шведских рыцарей в XIII веке. - 1 шт.- 100%

29. Завоевания монголов. - 1 шт.- 100%

30. Монголо-татарское иго на Руси- 1 шт.- 100%

31. Монголо-татарское нашествие на Русь- 1 шт.- 100%

32. Причины поражения Руси в борьбе с монголо-татарами- 1 шт.- 100%

33. Раздробленность Руси- 1 шт.- 100%

34. Великий Новгород- 1 шт.- 100%

35. Владимиро- Суздальское княжество- 1 шт.- 100%

36. Галицко-Волынское княжество- 1 шт.- 100%

37. Куликовская битва- 1 шт.- 100%

38. Причины возвышения Московского княжества- 1 шт.- 100%

39. Образование единого Российского государства в XIV-нач. XVI. в. - 1 шт.- 100%

40. Иван III Васильевич- 1 шт.- 100%

41. Объединение земель вокруг Москвы- 1 шт.- 100%

42. Предпосылки объединения русских земель в единое государство- 1 шт.- 100%

43. Реформы Ивана Грозного в сер. XVI века. - 1 шт.- 100%

44. Россия в XVI веке. Правление Ивана Грозного- 1 шт.- 100%

45. Введение опричнины- 1 шт.- 100%

46. Итоги опричнины- 1 шт.- 100%

47. Внешняя политика Ивана IV- 1 шт.- 100%

                       

3.Образовательные модульные системы (ОМС):

1. Художественная культура средневековья. Музыка Западной Европы- 1 шт.- 100%

2. Музыка средневековья- 1 шт.- 100%

3. Религиозная живопись Западной Европы- 1 шт.- 100%

4. Наша страна в древности- 1 шт.- 100%

5. Культура Киевской Руси- 1 шт.- 100%

6.Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель- 1 шт.- 100%

7. Феодальная раздробленность- 1 шт.- 100%

8. Князья и земли- 1 шт.- 100%

9. Расцвет культуры домонгольской Руси- 1 шт.- 100%

10. Икона «Богоматерь Владимирская». Константинополь. Первая треть XII века. (Россия) - 1 шт.- 100%

11. Древнерусская иконопись- 1 шт.- 100%

12. Русь в борьбе с монголо-татарским нашествием- 1 шт.- 100%

13. Предпосылки объединения русских земель- 1 шт.- 100%

14.  Борьба против ордынского ига. Куликовская битва- 1 шт.- 100%

15. Завершение процесса объединения. Иван III – государь всея Руси. - 1 шт.- 100%

16. Россия во 2 пол. XV-XVI вв. - 1 шт.- 100%

17. Иван Грозный. Исторический портрет- 1 шт.- 100%

18. Опричнина и её итоги- 1 шт.- 100%

4. Демоверсии ЕГЭ - 2005-2013 гг. – 9 шт. - 100%

           5. Дидактический материал:

  1. Аппарович Н.И., Запорожец Н.И.. Раздаточный материал по истории средних веков – М.: -   «Просвещение», 2005. – 3 шт. -100%.

                   Оборудование

                        1.Портативный компьютер-1 шт.  – 100%

                            2. Цифровой проектор-1 шт.  – 100%

                            3.Экран на штативе -1 шт.  – 100%

                                            Приложение

                         6 класс. Входной контроль (тестирование)

А1. Что помогло первобытному человеку выжить в ледниковое время

1. охота

2. изобретение плуга

3. овладение огнём

4. появление скотоводства

А2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу?

1. гарпун

2. лук

3. рубило

4. палка-копалка

А3. Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?

1. охота

2. скотоводство

3. собирательство

4. ремесло

А4. Кто управлял родовой общиной?

1. цари

2. жрецы

3. старейшины

4. воины

А5. Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда?

1. медь

2. бронза

3. железо

4. олово

А6. Что называется религией?

1. вера человека в сверхъестественные существа

2. наука о сотворении мира

3. наука о появлении человека

4. наука об обществе

А7. Община свободных собственников в Древней г реции, имевшая свои органы власти, законы, систему управления, называлась

1. кантон

2. полис

3. район

4. область

А8. Численность рабов в Древнем Риме пополнялась главным образом за счёт

1 попавших в кабалу земледельцев

2. римлян, лишённых свободы за преступления

3. пленников, захваченных в войнах и походах

4. потомков коренных жителей Италии

А9. Хаммурапи, Солон,  Юстиниан известны в истории как

1. законодатели

2. полководцы

3. учёные

4. легионеры

А10. В каком году произошло падение Западной Римской империи

1. 500 г

2. 372г.

3. 476 г.

4. 71 г.

В1.Сгруппируйте имена древнегреческих и древнеримских богов

А- Юпитер, Б-Афина, В-Зевс, Г-Марс, Д-Афродита, Е-Вакх, Ж-Венера, З-Веста

Отметьте лишнее название в приведённом ряду

1. гунны 2. готы 3. франки 4.вандалы

                  6 класс . Тест  «Западная и Центральная Европа в 5-8 вв.»

А1. Когда было образовано государство франков?

1.  800 г.

2. 1100 г.

3.  500 г.

4.   843 г.

А2. Как назывался земельный участок, дававшийся за военную службу и передававшийся по наследству?

1. сеньор

2. колон

3. феод

4.  надел

А3. Люди, населявшие Скандинавский полуостров, острова Северного моря

1. готы

2. бритты

3. саксы

4. норманны

А4. Какое занятие древние германцы предпочитали больше всего?

1. собирательство

2. земледелие

3.скотоводство

4. ремесло

А5. Как называлась  династия, правившая в Европе в 8-9 вв?

1. Меровинги

2. Каролинги

3. Капетинги

4. Августинги

А6. Титул Карла Великого

1. герцог

2. барон

3. император

4. граф

А7. Организация класса феодалов в Западной Европе

1. христианская церковь

2. феодальная лестница

3. отдача под покровительство

4. королевский двор

А8. Кто руководил монастырём?

1. монах

2. жрец

3. аббат

4. епископ

А9. Владелец земельного участка, дававшийся за военную службу

1. король

2. феодал

3. епископ

4. граф

А10. Когда произошёл раздел империи Карла Великого?

1. 800 г.

2. 500 г.

3. 732 г.

4. 843 г.

                6 класс. Тест: «Древнерусское государство».

А1. Первая русская летопись называлась

  1. «Повесть временных лет»
  2. «Слово о полку Игореве»
  3. «Слово о погибели земли русской»
  4. «Задонщина»

А2. Ежегодные записи исторических событий на Руси назывались

  1. Житиями
  2. Летописями
  3. Поучениями
  4. Былинами

А3. В Среднем Поднепровье  к VIII веку сложился мощный союз племён:

1.кривичи

2.словене

3.древляне

4.поляне

А4. Главным божеством языческого пантеона восточных славян был

  1. Даждьбог  
  2. Перун
  3. Вий  
  4. Велес

А5. Первый свод законов Древней Руси назывался:

   1.«Повесть временных лет»

   2.«Слово о полку Игореве»

   3.«Русская Правда»

   4.«Слово о законе и благодати»

А6. Создателями  Древнерусского государства считаются:

   1.Рюрик и его братья

   2.Ярослав мудрый и Владимир  Мономах

   3.Олег и Игорь

   4.Святослав и Святополк

А7. Название религии восточных славян

  1. индуизм
  2. язычество
  3. ислам
  4. христианство

 А8.  Как назывался объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани?

1.  осмотр

2. полюдье

3. поход

4. парад

А9.Кто из древнерусских князей предупреждал: «Иду на вы!»

1. Игорь

2. Олег

3. Мстислав Удалой

4. Святослав

А10. Какой из названных памятников  русской архитектуры был создан в 11 веке?

1. Софийский собор в Новгороде

2. Церковь Покрова на Нерли

3. Успенский собор Московского Кремля

4. Дмитриевский собор во Владимире

                             6 класс. Тест «Раннее средневековье».

А1. Какое занятие древние германцы предпочитали больше всего?

1. собирательство

2. земледелие

3.скотоводство

4. ремесло

А2. Кого называли рыцарями?

1. княжеских управителей

2. служилых людей , составляющих постоянное войско, вооружённое огнестрельным оружием

3. конных воинов

4. торговцев.

А3. Основатель ислама-

1. Юстиниан

2. Муххамед

3. Авицеценна

4. Фирдоуси

А4. Как назывался земельный участок, дававшийся за военную службу и передававшийся по наследству?

1. феод

2. колон

3. сеньор

4.  надел

А5. Когда было образовано государство франков?

1.  800 г.

2. 1100 г.

3.  500 г.

4.   843 г.

А6. При Юстиниане был составлен

1. кодекс законов

2. Судебник

3. Стоглав

4. Салическая Правда

А7. Разделение христианской церкви на Западную и Восточную  произошло в

1. 475 г.

2. 800 г.

3. 1054 г.

4. 1453 г.

А8. Братья Кирилл и  Мефодий были

1. легендарными основателями Рима

2. священниками, обращавшими в христианство язычников

3. болгарскими князьями – мучениками

4. первыми славянскими просветителями

А9. Как называли кочевых арабов

1. кади

2. галлы

3. бедуины

4. мусульмане

А10. Имя графа, который погиб вместе со своим отрядом во время отступления Карла Великого из Испании

1. Хлодвиг

2. Роланд

3. Адам Бременский

4. Артур

                      6 класс Промежуточный контроль (тестирование)

А1. Двумя центрами образования Древнерусского государства были

1. Владимир и Киев

2. Киев и Новгород

3. Москва и Киев

4. Новгород и Чернигов

А2. Ежегодные записи исторических событий на Руси назывались

  1. Житиями
  2. Летописями
  3. Поучениями
  4. Былинами

А3. В Среднем Поднепровье  к VIII веку сложился мощный союз племён:

1.кривичи

2.словене

3.древляне

4.поляне

А4. Создателями  Древнерусского государства считаются:

   1.Рюрик и его братья

   2.Ярослав мудрый и Владимир  Мономах

   3.Олег и Игорь

   4.Святослав и Святополк

А5. Свободный крестьянин- общинник в Древней Руси назывался

1. смердом

2. холопом

3. изгоем

4. рядовичем

А6. Первым  правителем Руси, принявшим христианство был

1. Ярослав

2. Олег

3. Ольга

4. Владимир

А7. Кто из древнерусских князей предупреждал: «Иду на вы!»

1. Игорь

2. Олег

3. Мстислав Удалой

4. Святослав

А8. Владелец земельного участка, дававшийся за военную службу

1. король

2. феодал

3. епископ

4. граф

А9. Организация класса феодалов в Западной Европе

1. христианская церковь

2. феодальная лестница

3. отдача под покровительство

4. королевский двор

А10. Кто руководил монастырём?

1. монах

2. король

3. аббат

4. епископ

А11. Кого называли рыцарями?

1. княжеских управителей

2. служилых людей, составляющих постоянное войско, вооружённое огнестрельным оружием

3. конных воинов

4. торговцев.

А12. Назовите один из видов крестьянских повинностей в средневековой Европе в 9-10 вв.

1. ярмо

2. оброк

3. турнир

4. тягло

А13. Основатель ислама-

1. Юстиниан

2. Муххамед

3. Авицеценна

4. Фирдоуси

А14. Братья Кирилл и Мефодий были

1. легендарными основателями Рима

2. священниками, обращавшими в христианство язычников

3. болгарскими князьями – мучениками

4. первыми славянскими просветителями

А15. В крестовые походы отправлялись

1. римские священники для обращения германцев-язычников в христианство

2. первые христиане для распространения своей веры в Римской империи

3. короли франков для присоединения соседних земель

4. европейские рыцари и простолюдины для освобождения Святой земли

          6 класс. Тест: «Политическая раздробленность Руси»

А1. Как называется хозяйство, при котором продукты и вещи изготавливаются не на продажу, а для собственного потребления?

1. товарное

2. Ремесленное

3. домашнее

 4. натуральное

А2. К последствиям раздробленности относится:

  1. Расцвет и развитие отдельных княжеств
  2. Усиление обороноспособности Руси
  3. Рост товарного хозяйства
  4. Подчинение единому территориальному центру

А3. Ярлык – это

1 . ханский наместник  

2. особая ханская грамота на княжеские владения

3.  сбор дани  

4. территориальное образование

А4. В битве на реке Неве в 1240 г. Александр Невский нанес поражение

  1. немцам
  2. Шведам
  3. Литовцам
  4. Полякам

5. Назовите один из видов крестьянских повинностей в средневековой Европе в 9-10 вв.

1. погост

2. тягло

3. барщина

4. ярмо

     А6. В битве на Чудском озере в 1242 г. Александр Невский нанес поражение

  1. немцам
  2. Шведам
  3. Литовцам
  4. Полякам

А7.С именем какого князя связано первое летописное упоминание о Москве?

1. Андрея Боголюбского

2. Юрия Долгорукого

3. Александра Невского

4. Владимира Мономаха

А8. Нашествию монголо-татар на русские земли предшествовало

  1. сражение на реке Калке
  2. Ледовое побоище
  3. Невское сражение
  4. вторжение Батыя в Польшу и Венгрию

А9. Имя внука Чингисхана, возглавившего походы на Русь и Европу

  1. Кучум
  2. Тохтамыш
  3. Едигей
  4. Батый

А10. Баскак – это

1 . ханский наместник  

2. особая ханская грамота на княжеские владения

3.  размер дани

4. территориальное образование

6 класс. Тест: «Образование единого централизованного государства на Руси».

А1. Форма землевладения , возникшая в 15 веке и предоставлявшаяся за службу

  1. Вотчина
  2. Удел
  3. Поместье
  4. Кормление

А2. В15-16 вв. Боярская дума была

  1. Приказом, ведавшем внешней политикой
  2. Приказом, ведавшем дворцовым хозяйством
  3. Приказом, ведавшим вооруженными силами
  4. Высшим совещательным органом при великом князе

А3 . Стояние на реке Угре произошло в

  1. 1223 г.
  2. 1380 г.
  3. 1480г.
  4. 1550 г

А4.  Порядок назначения  должностных лиц по знатности рода , появившийся на Руси в 15 в.

  1. Местничество
  2. Кормление
  3. Пожилое
  4. Уложение о службе

А5. В результате Куликовской битвы

  1. Был положен конец зависимости  Руси от Орды
  2. Русь окончательно попала в зависимость от Золотой Орды
  3. Была уничтожена Золотая Орда
  4. Монголо-татарам было нанесено первое крупное поражение

А6. Время перехода крестьян от одного владельца к другому , согласно Судебнику 1497 г. . носило название

1.Юрьев день

2. «Урочные лета»

3. «Заповедные лета»

4. «Отходничество»

А7. Какое из названных событий  произошло в 16 веке?

  1. Венчание  Ивана 4 на царство
  2. Присоединение Тверского княжества к Москве
  3. Освобождение Руси от ордынского ига
  4. Поход Лжедмитрия 1 на Москву

А8. Как назывался царский наместник в русских городах в 16-17 вв.?

1.дьяк

2. воевода

3. посадник

4. тысяцкий

А9. В  Московском государстве приказы- это

         1.Сословные объединения дворян

        2.Органы государственного управления

        3.Профессиональные объединения ремесленников

        4.  Подразделения стрелецкого полка

А10.  Первый Земский Собор был созван в :

  1. 1642 г.
  2. 1549 г.
  3. 1380 г.
  4. 1497 г.

А11. Кто из царей был  писателем, шахматистом, сочинителем церковной музыки и знал несколько иностранных языков?

1.Борис Годунов

2. Петр 1

3. Алексей  Михайлович

4. Иван 4 Грозный

А12. Главная задача Ливонской войны:

  1. Не допустить проникновения Швеции в Прибалтику
  2. Ослабление  Речи Посполитой
  3. Уничтожение  Ливонского ордена
  4. Выход России к Балтийскому морю

А13. Во время  опричнины страна была разделена на две части:

  1. Опричнину и боярщину
  2.  Уезды и губернию
  3. Воеводства и уезды
  4. Земщину и опричнину

                      6 класс. Итоговый контроль (тестирование)

А1. Основателем Древнерусского государства летописи называют

1. Олега

2. Рюрика

3. Игоря

4. Святослава

А2. Значение Куликовской битвы состояло в том, что она привела к

1. падению ордынского ига

2. объединению русских земель

3. разгрому главных сил Орды

4. распаду Орды

А3. Крупнейшим политическим центром Древнерусского государства был

1. Киев

2.Новгород

3. Чернигов

4. Перемышль

А4. Опричнина – это

1. меры, направленные на установление самодержавной власти Ивана Грозного

2. территория, выведенная из-под управления Земского Собора и Боярской Думы

3. личная охрана царя

4. правительство, составленное из приближённых Ивану IV людей

А5. Карл Великий был

1. императором Франкского государства

2. королём Англии

3. императором Западной Римской империи

4. византийским императором

А6. Объединение ремесленников в средневековых городах Европы называлось

1. гильдией

2. мануфактурой

3. орденом

4. цехом

А7. Князь Святослав был наиболее известен как

1. выдающийся дипломат

2. талантливый военачальник

3. законодатель

4. градостроитель

А8. Период феодальной раздробленности для русских земель был временем

1. экономического и культурного подъёма

2. экономического подъёма и культурного упадка

3. экономического упадка и культурного подъёма

4. экономического и культурного упадка

А9. Посадником называли главу государства

1 в Новгороде Великом

2. во Владимиро-Суздальском княжестве

3. в Галицко-Волынском княжестве

4. в Золотой Орде

А10. Самыми грамотными людьми в средние века были

1. короли

2. знать

3. рыцари

4. монахи

А11. Древнерусское государство достигло расцвета в период правления князя

1. Игоря

2. Святослава

3. Владимира

4. Ярослава

А12. Крестьянин- общинник, заключивший с феодалом договор о найме, назывался

1. смердом

2. холопом

3. изгоем

4. рядовичем

А13. Ледовым побоищем назвали сражение русских войск

1. с монголо-татарами в 1237 г.

2. с немцами-крестоносцами в 1242 г.

3. со шведскими крестоносцами в 1240 г.

4. с датскими рыцарями в 1201 г.

А14. Условной датой начала политической  раздробленности Руси считается

1. 1097 г.

2. 1132 г.

3. 1054 г.

4. 1111 г.

А15. Формирование единой территории Российского государства завершилось при

1. Иване III

2. Василии III

3. Иване IV

4. Василии II

А16. Техника напаивания на металлическую поверхность узора из золотой или серебряной проволоки называлась

1. зернью

2. чернью

3. финифтью

4. сканью

А17. Известную икону Троица написал

1. Феофан Грек

2. Андрей Рублёв

3. Андрей Чохов

А18. Венеция, Генуя, Любек, Гамбург в средние века были городами

1. республиками

2. монархиями

3. удельными княжествами

4. кантонами

А19. Противник господствующего вероучения церкви

1. иезуит

2. доминиканец

3. еретик

4. францисканец

А20.Первым русским царём был

1. Иван III

2. Василий III

3. Иван IV

4. Михаил Романов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...