Открытый урок в 5 классе
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
На уроках мы приступили к изучению цивилизации Древний Египет. Давайте вспомним:
Что такое цивилизация?
Как называли правителей Египта?
На какие группы делилось население Египта?
Решение творчеcких задач
1.В поучении отец наставляет сына:» Обрати свое сердце к книгам. Нет ничего выше книг. Если у писца есть должность в столице, он не будет там нуждаться. Должность писца лучше всех других должностей. Смотри: нет должности выше начальника. Только у писца нет начальника, кроме фараона.»
Чему учит отец сына? Как, по его мнению ,можно стать писцом?
Почему эта должность очень почетна?
2. Стихотворение В. Брюсова
Я-раб царя. С восхода до заката
Среди других свершаю рабский труд.
И ку гнилой- единственная плата
За стон , за пот, за тысячи минут.
Я- раб царя, и жребий мой безвестен;
Как тень зари исчезну без следа.
Меня с земли судьба сотрет, как плесень;
Но след не минет скорбного труда,
И простоит у озера Мерида
Века веков святая пирамида.
О ком идет речь в стихотворении. Кого прославляет его автор?
Ремесленники, земледельцы, вельможи — все подчинялись фараону. Самому могущественному человеку Древнего Египта. Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах.
Тема урока-« Военные походы фараонов»
Мы знаем, что такое цивилизация, признаки цивилизации. На уроке должны узнать? Зачем правители Египта совершали военные походы, какой была армия Египта, чем прославился Тутмос III , каковы результаты военных походов, как военные походы повлияли на развитие Египта?. Эти вопросы соответствуют целям . В конце урока проверим, как вы усвоили материал. Сегодня на уроке будет проведена игра «Чистая доска». Посмотрите на доску- она совсем нечистая, наоборот, она заполнена различными вопросами. Время от времени я буду спрашивать, готовы ли ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, - этот вопрос стирается..Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой.
Записанные на доске вопросы:
1.Причины военных походов
2.Бронза
3.Олово+ медь
4.1500 г. до н. э.
5.Тутмос III- кто он
6.Кто становился рабом?
7.Дышло
8.Возничий
9.Пехота
Переходим к изучению 1-го вопроса.
- Причины военных походов.
Вопрос не записываем. Перед вами отрывок из стихотворения о жизни древних египтян. Прочитайте и определите причины походов фараонов.
Это войско вернулось благополучно,
Разорив соседнюю страну,
Это войско вернулось благополучно,
Вырубив его деревья и виноградники,
Это войско вернулось благополучно,
Захватив много пленных,
Его величество хвалил меня за это чрезвычайно
Назовите причины военных походов фараонов
На какой вопрос, записанный на доске вы можете ответить?
2.Египетская армия
Чтобы организовывать военные походы необходимо было войско: большое и хорошо обученное войско. Что представляла собой армия?
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ АРМИЯ
ТЕЛОХРАНИТЕЛИ А ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОИНЫ
ПЕХОТА КОЛЕСНИЧЬЕ ВОЙСКО
тяжеловооруженная легковооруженная
а) Телохранители - личная охрана фараона, которая в основном состояла из чужеземцев - наёмников, которые за свою службу получали плату из казны и подарки от самого фараона.
- А почему фараон не использовал египтян? (Боялся заговоров).
б) Профессиональное войско - это войско, которое состояло из наиболее опытных, знающих свое дело воинов, которые не только ходили с фараоном в военные походы, но и обучали новобранцев военному делу. Они так же, как и телохранители, получали за свою службу плату из государственной казны.
в) Пехота - самая большая часть египетской армии. Воины-пехотинцы получали плату из казны. Государством выдавалось оружие, которое в мирное время хранилось на складах. Египетская пехота в мирное время использовалась, как простая рабочая сила на тяжелых работах - на каменоломнях. Принцип отбора был таков: египетские цари брали на военную службу одного из 10 молодых людей, способных носить оружие. Такой способ отбора в армию использовал русский царь Петр I.. По вооружению пехотинцы делились на легковооруженную, у которой были лук и стрелы. Тяжеловооруженную - имевшие копье, топорики и щит. При изготовлении оружия широко использовали бронзу. Бронза это сплав олова и меди. Старейший род сухопутных войск.
Фараоны уделяли огромное внимание своему войску Опытные командиры обучали воинов маршировать и бегать шеренгами, стрелять из оружия. Ленивых безжалостно избивали палками, раны от побоев на голове и теле долго не заживали, всячески поощряли нелегкий солдатский труд, раздавали земли наиболее отличившимся, золотые и серебряные знаки отличия. Воины, трудившиеся на каменоломнях, получали от государства ежедневно - около двух килограммов хлеба, кусок жареного мяса, два пучка зелени. Военноначальники за особую доблесть получали особый знак-« золотая похвала».Записи, в которых упоминается этот знак сделаны в 18 в. До н.э. Это знак можно считать самым старым военным орденом. Пехоту сопровождали колесницы.
г) Колесница. В I тыс. до н.э. в Египте начинают разводить лошадей, привезенных из Азии. Появляется колесничье войско.). Колесница представляет собой двухколесную повозку, запряженную двумя лошадьми. Лошади выдавались из государственных конюшен. Колесница была легкая и подвижная, так как вся состояла из дерева. У неё были два колеса со спицами. На оси между колесами укреплена площадка, где стояли двое - возница, который управлял конями, ему и принадлежала колесница, другой - стрелок, который бросал в противника дротики (короткое копье) или стрелы. Площадка была защищена бортиком. Она крепилась к длинной палке - дышлу, за которое два коня везли колесницу. Колесницы стоили очень дорого , поэтому колесничими могли быть только знатные люди. В бою фараоны всегда сражались, стоя в одной из колесниц.
- В чем преимущество колесниц перед пехотой? (Скорость, стремительность, внезапность)
На какие вопросы, записанные на доске , вы можете ответить?
Египетская армия состояла из нескольких соединений по 5 тыс. человек в каждом. 4 тыс. - пехота и 1 тыс. - колесничих. При Тутмосе было 12 соединений.
- Сколько же воинов насчитывала его армия? ( 60 тыс чел)
Как проходили сражения?
Прочитать учебник стр.48, 1 абзац
Физкультминутка
Представьте, что вы- древнеегипетские воины. Вы идете в поход. Спокойно шагаем.
Но вот армия переходит в наступление. Мы- бежим.
Оружие египетских воинов- меч. Воины бьют врагов, мечом, стреляют из лука и c победой довольные возвращаются домой. Идем шагом.
А мы садимся за парты и рассматриваем следующий вопрос.
3.Походы египетских фараонов.
Работа с атласом, стр.6
Каким знаком отмечены направления походов фараонов?
В какие части света они направляли свою армию?
Какие территории ими были захвачены?
Самые крупные завоевания были сделаны в 1500 г. до.н.э. фараоном Тутмосом III. . Его имя переводится как «Тот родил его». При жизни отца он был жрецом в Карнакском храме и наследником не считался, т.к. был рождён от наложницы.
22 года фараон Тутмос III жил не в Египте, которым должен был править. Царица Хатшепсут, его мачеха, захватила власть ещё в 1525 году до н.э. , она объявила себя фараоном и носила накладную бородку, правила Египтом мирно и спокойно. Снаряжала торговые экспедиции в разные страны, строила богатые храмы. При ней Тутмос стоял во главе египетской армии и проявил себя способным полководцем. Хатшепсут умерла в 1503 году, и уже в этот год Тутмос III собрал большое войско и отправился в Сирию. Ему было непросто: Египет не воевал более 20 лет - старые воины одряхлели, молодые были неопытны. Но не смотря на это египтяне одержали победу над сирийцами и палестинцами, которые превосходили их по численности у крепости Мегиддо.
Фрагмент фильма
Почему Тутмос III одержал победу у крепости Мегиддо? Почему Тутмос III не сразу сокрушил противника, а дал возможность ему скрыться?
Тутмос III совершил 17 походов: территория Египта простиралась от р. Евфрата на севере до 4 нильского порога на юге. Его называли египетским Наполеоном, он как и Наполеон умел вести за собой воинов, захватывал новые земли, но в отличии от Наполеона не проиграл ни одного сражения. Именно при Тутмосе впервые в истории человечества появились военные корреспонденты, которые описывали ход сражений. Но своей пирамиды не имел, только подземную гробницу.
На какие вопросы вы можете ответит ь ? Смотрим на доску
Каковы же результаты военных походов?
4 вопрос. Результаты военных походов.
Из каждой страны египтяне привозили то, что им было необходимо. Из Нубии- золото, Ливии-скот, Палестины и Финикии- шерстяные ткани, серебро. Но, один товар они привозили обязательно из всех стран.
Какой товар они привозили всегда из всех завоеванных стран?
Рабов Их называли живой- убитый.
Как выдумаете почему? Они были главной добычей.
. Почему пленники считались главной добычей на войне?
Ответ: Пленники становились рабами, то есть полностью принадлежали хозяину. Они могли трудиться, что-то создавать, обогащать хозяина, при этом, платить им было не нужно).
На какой вопрос вы можете сейчас ответить ?
Составить рассказ
1-е отделение-от имени фараона
2- отделение- от имени вельможи
3- отделение –от имени рядового воина
При подготовке рассказа использовать материал, который у вас лежит на столе.
Крестьянин. Я участвую уже во втором военном походе. Посмотрите на мои шрамы. Этот я заработал при взятии крепости Мегиддо, а при штурме другой крепости я чуть не погиб от меча противника. И что же я получил за все тяготы и опасности похода? Все мое имущество умещается вот в этой котомке, домой приду с пустыми руками. А дома ждут меня жена и дети. Как они справляются с хозяйством без мужчины? Ведь уже давно началось время сева, а женщине и малым детям трудно управлять быками, тяжело работать с плугом. А если в этом году по воли бога Хапи вода поднялась высоко в Ниле, то надо вывести воду с поля, иначе зерно сгниет в земле. И сборщикам налогов не объяснишь, что воевал, а не работал. Они все равно будут кричать: «Давай зерно!» Не столько у меня раны болят, сколько душа изболелась за близких.
Вельможа. Ну, а я полностью доволен результатами похода. Во время взятия крепости я командовал отрядом колесниц. «Большой дом» остался мною доволен. За храбрость я получил 50 пленников, 300 голов скота, несчетное количество украшений. Посмотрите на мой новый кинжал, украшенный драгоценными камнями. Я сорвал его с пояса раненого в бою противника. А кроме того мне пожаловали большой участок земли в завоеванной стране. Вернувшись домой, я прикажу высечь на стенах гробницы стихи о моих славных подвигах. И довольный владыка возможно назначит меня на новую более высокую должность.
Фараон. А я имею власть, данную мне богом. У меня всегда порядок, мои поданные живут в страхе, если они будут нарушать мои законы, значит прогневят бога. А я иду на своих соседей всей армией и забираю все, что мне необходимо. Власть и богатство - вот моя цель и я ее достиг.
Что получали фараоны в результате военных походов?
Что получали вельможи в результате военных походов?
Что получали рядовые воины в результате военных походов?
Итак, военные походы фараонов в другие страны расширяли территорию Египта, приводили к обогащению рабовладельцев, но вместе с тем войны постепенно вели к ослаблению царства. Длительные войны надолго отрывали земледельцев от их полей. Они возвращались с войны к разорённым полям и домам. Войны разоряли земледельцев - главное население страны, платившее налоги. Поэтому фараоны постепенно перешли к набору в войско наёмников, хорошо подготовленных, но не всегда надёжных в бою. Превращение армии в наёмную ослабило Египетское царство, и оно потеряло владения в Азии, Нубии и с трудом оборонялось от соседей.
Закрепление
Учащимся предлагается опрос в виде детской игры “Морской бой”. Предварительно учитель объясняет, как следует заполнять таблицу - номер вопроса записан над таблицей по горизонтали, возможные ответы по вертикали, при нахождении правильного варианта ответа, напротив него в клеточке с номером вопроса ставится крестик или любой другой знак.
Вопросы:
1. Что составляло основную ударную силу войска древнего Египта?
2.Как звали фараона, который одержал победу при Меггидо
3. Как звали фараона, который совершил множество походов в Азию, раздвинув границы Египта до реки Евфрат?
4. Именно они составляли основные пехотные части египетского войска.
5. Какая естественная преграда ограждала Египет с юга и запада?
6 Их называли “живыми убитыми”
7. Кто стоял во главе армии древнего Египта
8.Именно они покровительствовали египетской армии.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Пехота | |||||||||
Пустыня | |||||||||
Боги | |||||||||
Фараон | |||||||||
Крестьяне | |||||||||
Раб | |||||||||
ТутмосIII |
Задание на самоподготовку: Параграф 9 читать , стр. 45-49 , выполнить задание по контурной карте стр.2 задание 5.
Написать сочинение от имени Тутмоса III на тему « Почему я так любил войну?»
Ход урока:
№ п/п | Этапы урока | Время | Работа суворовцев |
1 2 3 4 5 | Проверка подготовленности суворовцев к занятию (опрос по пройденному материалу) Объявление темы и целей урока Изложение нового материала по вопросам: -1.Причины военных походов 2. Египетская армия 3. Походы египетских фараонов 4.Результаты военных походов Самостоятельная работа суворовцев (решение проблемной ситуации) Задание на самоподготовку и т.д. | 7 мин 2 мин | Отвечают на поставленные вопросы Записывают Анализируют документ и делают записи в тетради Слушают преподавателя Работают с атласом, слушают преподавателя, смотрят кинофрагмент, отвечают на вопросы, делают записи в тетради Составляют рассказ от имени фараона, вельможи, крестьянина, формулируют результаты военных походов. Отвечают на вопрос преподавателя, играют в игру « Морской бой» Читать &9 , стр. 45-49, выполнить задание по контурной карте стр.2 задание 5. Написать сочинение от имени Тутмоса III « Почему я так любил войну?» |
Преподаватель ____Курочкина И. А._______________________
(подпись, и.о. фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»
Цель: 1. Проверка знаний учащихся по теме; 2. Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3. Правильная запись решений....
Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»
Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....
Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”
Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"
Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...
Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»
Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....
Открытый урок 6 класс. Тема урока: "Черты характера человека".
Сформировать у учащихся знание основной лексики , включающей синонимы и антонимы , основные префиксы,придающие словам отрицательное значение....