Игра-путешествие "Страна молодых избирателей
план-конспект занятия по истории (5 класс) по теме

Носкова Ирина Юрьевна

Данный материал может помочь в проведении занятий по избирательному праву или классных часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra-puteshestvie_strana_molodykh_izbirateley.doc290.5 КБ
Файл nedelya_istorii.docx985.89 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия №2»

г.Кимры,  Тверская обл.

Носкова Ирина Юрьевна

Цели:

помочь учащимся осознать свое отношение к политической сфере жизни общества;

формирование чувства личной ответственности за свою гражданскую позицию и свой политический выбор;

дать учащимся первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества;

Задачи:

выявить в процессе игры уровень правовой грамотности учащихся в вопросах избирательного права, назначения выборов и референдума, агитации и проведения выборов и референдума, порядка голосования;

активизировать интерес учащихся к изучению избирательного права РФ.

Содержание игры: Командам в ходе игры нужно преодолеть этапы, в которых рассматриваются вопросы избирательного права. Продвижение по нему осуществляется поэтапно путем ответов на предлагаемые по схеме задания.

«Голосуй за человека, который обещает меньше всех, меньше всех будешь разочарован». Барух

«Неосведомленность одного избирателя в демократичном обществе наносит ущерб безопасности всех». Дж.Кеннеди.

Организация игры-путешествия:

участниками игры-путешествия становятся ученики 9-11  классов;

перед началом игры проводится сбор-старт игры;

от станции к станции команды движутся по путеводителю (маршрутному листу);

время работы на станции 15 минут;

игра рассчитана на 1,5 часа, включая сбор-старт и подведение итогов игры.

                      Ход игры

Старт–сбор игры. На нем ребята узнают о правилах игры, получают путеводители.

Вопрос 1: Понятие “одномандатный округ” характерно для, какой избирательной системы: мажоритарной, пропорциональной, прямого делегирования или многопартийной? ( Мажоритарной)

Вопрос 2: При подготовке выборов главы местного самоуправления в списки избирателей было внесено 25000 фамилий. При подсчёте голосов оказалось, что на выборы явилось и проголосовало только 5000 человек. Считаются ли выборы состоявшимися? (Нет)

Вопрос 3: С какого возраста, согласно Избирательного кодекса Тверской области, можно стать депутатом Законодательного собрания Тверской области? (21 год)

Вопрос 4: В 18 лет вы станете избирателями. Согласно Избирательного кодекса Тверской области, С какого возраста можно стать депутатом городской Думы города Кимры? (21 год)

Вопрос 5: Гражданин Иванов 1988 года рождения решил выдвинуть свою кандидатуру в депутаты Законодательного собрания Тверской области на выборах 2009 года. Имеет ли он на это право?  (Да, если на день выборов ему исполнилось 21 год. Нет, если на день выборов ему исполнилось полных 21 год. )

Вопрос 6: Имеет ли право гражданин Иванов 1988 года рождения , проживающий в г.Кимры, выдвинуть свою кандидатуру на должность главы города Ржева на выборах 2008 года?  (Нет)

Вопрос 5: Какую из названных должностей не выбирают всенародным голосованием?  

Президента,

депутата Думы,

Председателя Правительства,

главу муниципального образования.

1.Станция «Кроссворд». На ней ребята разгадывают кроссворд из 10 слов . Его надо решить за 5-7 минут. За каждый правильный ответ ученики получают по 1 баллу. Баллы выставляются в их отчетные листы.

Кроссворд.

1.Народная форма правление, при которой народ облачен высшей властью (демократия).

2.Форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решения (референдум).

3.Высший представительный орган власти, который был впервые созван в Англии в 1265 году (парламент).

4.Документ, удостоверяющий права и полномочия какого – либо лица (мандат).

5.Основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан (конституция)

6.Выборный глава государства в странах с республиканской формой правления (президент).

7.Официальный документ, удостоверяющий личность гражданина и содержащий сведения о его возрасте, поле, семейном положении, месте жительства (паспорт).

8.Выбранный представитель, член представительного государственного учреждения, органа законодательной власти (депутат).

9. Человек, обладающий политической и правовой культурой, от волеизлияния которого зависит развитие страны, ее настоящее и будущее (гражданин).

10.Политическая организация, выражающая и защищающая наиболее общие, коренные интересы определенного социального слоя и руководящая деятельность ее членов (партия).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2.Станция «Составь состав поезда»

Ученикам предлагается «отцепить лишние вагоны» Из правильных слов-терминов необходимо составить состав.

 В каждой строке задания слова сгруппированы по определенному признаку, но одно слово в каждой строке не  имеет этого признака и поэтому является лишним.

 Задание.

ИЗБИРАТЕЛЬ,    ПАСПОРТ,    ЯЩИК,   СПИСОК

ИЗБИРАТЕЛЬ,   КАНДИДАТ,   ЗНАК,  НАБЛЮДАТЕЛЬ

УЧАСТОК,    КОМИССИЯ,    БЮЛЛЕТЕНЬ,    ВРЕМЯ

3.Станция «Вехи истории»

А в какой стране в древнее время проходили выборы?

Действительно, в Афинах.

Вспомните, можно ли те выборы назвать демократичными?

Нет, не все жители Афин могли принимать участие в выборах, голосовать могли только граждане Афин, то есть те, чьи родители были уроженцами Афин. В Афинах перед выборами проводилась сверка списков граждан. В законе говорилось: «Имена тех, кто не был рожден от отца – гражданина и матери – гражданки, должны быть вычеркнуты…»

Кто был лишен права голоса?

(Женщины, чужеземцы, рабы, и те, кто не достиг 21 года).

Напомните, каким образом проходил процесс выборов в Афинах и в Спарте.

(в Афинах голосовали белыми и черными камешками, которые опускали в кувшин кандидата; а в Спарте громким криком).

Всегда ли выборы были справедливыми, как кандидаты старались привлечь на свою сторону избирателей?

(были известны случаи подкупа, старались накормить, предлагали красивую одежду, другие подарки).

В какой стране древнего мира тоже проходили выборы?

Нет, потому что консулов выбирали патриции, а трибунов выбирали плебеи. Это уже говорит о том, что не было равенства в стране между ее гражданами.

Сословный английский парламент XIII – XV вв. являл собой пример зарождения представительной демократии.

Вспомните, что предполагает данная форма правления?

Граждане избирают официальных лиц для принятия политических решений, формулирования законов и проведения в жизнь различных программ усовершенствования общества. Эти официальные лица действуют от имени избравшего их народа, подотчетны ему.

В истории нашей страны также были города, где власть принадлежала народному вече. Это города: Новгород и Псков, которые в древней Руси назывались боярскими республиками.

В Риме выбирали консулов, трибунов.

Ребята, а можно ли их назвать демократичными?

Нет, потому что все наиболее важные вопросы решали бояре, простые посадники просто присутствовали на собрании Народного вече.

А после присоединения этих городов к Москве, о выборах не могло быть и речи.

Вспомнили о возможности сделать выбор только в 1598 году, после смерти Федора Иоанновича. Земский собор избрал на русский трон его шурина - Бориса Годунова.

В состав Земского собора входили: духовенство – 99 человек; бояре, дворяне, дьяки – 277; выборные от городов – 33; стрелецкие головы – 7; гости – 22; старосты гостиных сотен – 5 и др.

Представители всех ли сословий России принимали участие в работе Земских соборов?

Действительно, не все сословия были представлены в Земской соборе, считалось, что интересы крестьян должны были выражать и защищать их хозяева.

Последний раз на Земском соборе в русские цари выбирали Михаила Федоровича Романова в 1613 году, что завершило Смутное время.

Затем наступило время монархического правления, когда о выборах не могло быть и речи.

В Европе и Америке в XVIII – XIX веках выборы тоже сложно назвать демократичными. В США после Войны за независимость, право голоса было только у белых мужчин, не имели право голоса женщины, индейцы, чернокожие рабы. Причем некоторые штаты устанавливали ценз грамотности, благонадежности и добропорядочности.

Кроме того, был введен имущественный ценз. Томас Пейн, известный публицист писал: «Вы требуете, чтобы у избирателя было имущество стоимостью в 60 долларов. У человека есть осел, стоимостью 60 долларов и он имеет право голоса, он избиратель. Но завтра осел сдох и человека не пускают к избирательной урне. Скажите мне, кто голосует в этой стране: осел и его хозяин?»

Только в 1971 году в США право голоса получили все жители, достигшие 18 – летнего возраста.

4.Станция «Геральдийск»

Назовите гербы  каких городов здесь изображены. За каждый правильный ответ по 1 баллу.

1.Герб Твери

2.Герб г. Кимры

3.Герб Бежецка

4.Герб Вышнего Волочка

Нарисуйте герб страны молодых избирателей.

Работа оценивается в конце игры

5.Станция «Выборы в России»

В России Положением о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. была установлена куриальная система выборов. Создавались три избирательные курии:

1 - уездных землевладельцев, куда входили дворяне - помещики с высоким имущественным цензом;

2 – городская, участники которой должны были иметь купеческое свидетельство или предприятие определенного размера;

3 – сельская, в которой не был установлен имущественный ценз, но была введена трехступенчатая система выборов: сначала крестьяне на волостном сходе избирали выборщиков, а те в свою очередь – земских гласных. Конечно, это была система неравных выборов.

В 19 веке появилась еще одна курия – рабочая. Избирательное право принадлежало практически всему мужскому населению страны в возрасте старше 25 лет, за исключением солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников. Куриальные выборы позволяли регулировать численность депутатов от той или иной группы депутатов.

В 1907 году число выборщиков от земледельческой курии выросло с 31 до 50 %, а от крестьянской сократилось с 42 до 22 %.

Всеобщее равное прямое тайное голосование с 18 лет возраста было введено Конституцией СССР 1936 г., когда были уничтожены основные противники коммунистического режима.

Скажите, пожалуйста, а можно ли выборы в советское время назвать свободными?

Нет, потому что партийные органы назначали одного единственного кандидата, за которого потом 99,9 % населения отдавали свои голоса.

Кстати, таким образом, проходили выборы во всех тоталитарных государствах.

Какой документ в нашей стране гарантирует гражданам право выбора?

Правильно. Конституция РФ, принятая в 1993 году. Статья 32, п.2 «Граждане российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а так же участвовать в референдуме…»

Избирательное право граждан бывает активным и пассивным. Объясните, чем эти права отличаются?

Активное избирательное право – это право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.

Пассивное избирательное право – право граждан быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Вспомните основные принципы участия граждан РФ в выборах.

Гражданин РФ участвует в выборах на основе:

Всеобщего

Равного

Прямого

Добровольного избирательного права

При тайном голосовании

Участие в выборах добровольно, никто не имеет права принуждать гражданина участвовать или не участвовать в выборах против его воли.

Всеобщее избирательное право означает то, что избирать могут все, достигшие к моменту выборов 18 лет, кроме граждан, специально оговоренных в законах (недееспособных, отбывающих наказание по приговору суда).

Равное избирательное право означает, что каждый имеет только один голос, при этом никакого значения не имеют должность, деньги, круг знакомств и т.п.

Прямое избирательное право дает каждому избирателю голосовать на выборах «за» или «против» кандидатов непосредственно.

Тайное голосование исключает какой-либо контроль над волеизлиянием избирателей.

Назовите основные признаки демократической избирательной системы.

Требование конкурентности;

Требование периодичности;

Требование представительности;

Требование окончательности;

Требование конкурентности заключается в том, что и правящая партия и оппозиционные партии пользуются свободой слова, собраний, передвижения.

Требования периодичности. Выборы президента проходят через определенное время. У нас в стране и в США выборы президента проходят через четыре года, во Франции через семь лет.

Требования представительности, так как правительство, избранное маленькой группой не является демократическим. Вы знаете, что если на избирательный участок не пришло необходимое число избирателей, то выборы считаются недействительными.

Требование окончательности подчеркивает, что только граждане могут определить тех, кому будет доверено управление страной. Никто не вправе отстранить избранных народом депутатов от власти. Результаты выборов признаются окончательными, если в их ходе не было зафиксировано нарушений. Вот почему за процедурой голосования очень тщательно наблюдают.

Каким образом нужно организовать выборы, чтобы исключить нарушения?

Кабинки для тайного голосования, приглашение независимых наблюдателей, специальная процедура вскрытия избирательной урны, правила подсчета голосов.

Скажите, пожалуйста, как развивается государство, если избирательная активность общества высока?

А как будет развиваться государство, если граждане пассивны на выборах?

Значит можно сделать вывод: если вы хотите жить в демократичном обществе, которое будет защищать ваши права, которое будет экономически стабильно развиваться, и к которому на мировой арене будут прислушиваться, необходимо участвовать в выборах.

Лист результатов

Результаты игры

Количество баллов

1.Станция «Кроссворд».

2.Станция «Составь состав поезда»

3.Станция «Вехи истории»

4.Станция «Геральдийск»

5.Станция «Выборы в России»



Предварительный просмотр:

Неделя истории.

21-29 октября 2010 год

В МОУ «Гимназия №2» прошла неделя истории. Девиз: «История никого не учит. Но она наказывает за незнание ее уроков». Предмет истории один из самых интересных и любимых предметов гимназистов. Инициаторами этого дела были учителя истории и обществознания Носкова Ирина Юрьевна и Суслова Светлана Владимировна. Началась неделя с торжественного мероприятия Дня Тверского герба и флага. Урок-презентацию готовили ученики  11 «Г» класса для 5 классов. После ярких выступлений Верника Д., Соловьева И., Анохиной Н., Масловой Д.. Воробьева О. провела викторину. Ребята активно отвечали на вопросы. Эмоционально, задорно и весело прошел КВН в 7 классах. Суслова С.В. приглашала участников  на разные испытания. Командам пришлось разгадывать письмо составленное иероглифами, путешествовать во времени, с помощью пантомимы рассказать об экспедиции археологов и т.д . Смекалку, задор, находчивость проявили все, но ярче всех был 7 «Г» класс. С первого дня недели была объявлена викторина для 5-11 классов. С вопросами викторины ученики могли познакомиться на сайте гимназии, который очень оперативно освещал каждый день предметной недели. Второй год победительницей викторины стала Ямщикова Т., ученица 7  «А» класса. Конкурс кроссвордов выявил знатоков истории среди 6 и 8 классов ( Денисова А., Зорина А., Костыгова В.-6 «Б» класс)  10-11 классы ждало интерактивное мероприятие «Своя игра» по истории 20 века. Да, материал оказался сложным, но очень интересным. Игру разрабатывала Носкова И.Ю.Вперед вышли выпускники. Большая заслуга в этом ученика 11 «Г» класса Верника Дмитрия, победителя городской олимпиады по истории. Завершилась неделя истории экскурсией в музей школы 14. Рыбкина Л.В. гостеприимно встретила 6 «Г» класс (кл.рук. Куликова Л.А.) и рассказала о 88 дивизии и истории школьного музея. История  родного края всегда интересна. Предметные недели в гимназии будут продолжаться. Впереди неделя математики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я -будущий избиратель

Данная викторина по обществознанию может быть использована в урочной и внеурочной деятельности....

Разработка урока по обществознанию для 8 класса "Ты будущий избиратель"

Урок дает представление обучающимся 8 класса о системе выборов в нашем государстве, в форме ролевой игры пройти все этапы выборов. Вызвать у учащихся интерес к выборам как краеугольному институту...

Я будущий избиратель

Презентации для внеклассного мероприятия к параграфу 7 учебника Обществознание для 9 класса А.И. Кравченко "Голосование, выборы, референдум"...

Политические выборы (ко Дню молодого избирателя), ролевая игра для школьников

Это ролевая игра может использоваться во внеучебное время и как урок- практикум по обществознанию к темам "Выборы в демократическом обществе",  "Процедура выборов"  и "Политическая культура ...

Сценарий День Молодого избирателя 2012

традициооное мероприятие, направленное на повышение правовой грамотности учащихся...

Социальный проект "Я - избиратель"

Целью социального проекта "Я - избиратель" является - вовлечение молодых людей в демократический процесс, существенным признаком которого являются выборы; - помочь школьникам уяснить, что гражданска...

Мы - избиратели XXI века!

Внеклассное мероприятие по избирательному праву для учащихся 9-11 классов....