Урок истории в 7 классе по теме "Отечества достойный сын" ("Внешняя политика Екатерины II" )
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Селянина Флорида Фауиловна

Урок посвящен личности генералиссимуса А.В.Суворова и взятии турецкой крепости Измаил.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Отечества достойный сын»

Цели:   1.Сформировать представление о личности А.В. Суворова, его полководческом искусстве, углубить представление о возможностях и силе русской армии в конце 18 века.

2. Развитие устной речи, памяти, логического мышления.

3. Воспитание чувства гордости за славу побед русского оружия.

Оборудование:

Портрет А.В.Суворова, 2 схемы-рисунка, карта, схема «Послужной список А.В.Суворова», кроссворд « Суворов».

Литература:

1.Бутанов В.И. История России конца17-18в. М.,1995 2.Ворожейкина Н.И. и др. Рассказы по родной истории. М.,93 З.Ишимова А. История России для детей. М.,2001 4,Лубченков Ю, Русско-туретткие войны М..2001

5. Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. История Отечества. Учебник для 6-7 классов. М.,1996

6. Уразов Ф. Генералиссимусы мира 16-20 веков. Исторические портреты. Уфа, 1993

7. Юрганов А.Л. История России 16-18 вв. М., 96

8. Я иду на урок ... Истории. М., 2001

План:

1.  Детство и юность А.В. Суворова

2.  Послужной список

3.  Штурм Измаила

4.  Воинская слава России.

Ход урока:

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Проверка знаний,

На протяжении многих уроков мы говорили о том, как развивалось и совершенствовалось русское воинское искусство. Познакомились с талантливыми русскими полководцами, узнали, как они действовали в сражениях.

Сейчас постараемся вспомнить некоторые страницы боевого прошлого нашей страны.

Для этого вы должны выполнить 2 задания:

Задание 1. « Историческая зарядка» По карточкам назвать дату и событие.

1700-1721       Северная война

1714             Сражение при Гангуте

1670-1671      Восстание под предводительством С.Разина

1773-1775    Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева

Задание 2.

Предлагаю второе задание

Выберите  из  набора карточек  имена только  русских  полководцев, назовите год сражения, битвы, название. Работаем по цепочке.

Фронтальная устная проверка Карточки:

1)А.Невский                         1242

Мамай Я. Мудрый Батый

2) Петр!                                 1709 Карл 7

Лжедмитрий

3) Пожарский                          1612

4) Дмитрий Донской                1380

5)  Минин                              1612

1)  Ледовое побоище

2)  Полтавская битва

3)  Освобождение Москвы народным ополчением

4)  Куликовская битва

-Вы хорошо справились с предложенными заданиями. А теперь давайте

подумаем и скажем, что их объединяет?

+ Все вопросы были о войнах, сражениях, полководцах России.

Изучение нового материала,

-Да, ответ правильный. Действительно, много талантливых полководцев дала русская земля.

-Сегодня разговор пойдет еще об одном из них . Запишите тему урока « Отечества достойный сын» Это А.В. Суворов (показ портрета) Вот так выглядел полководец. Постановка цели урока

Мы познакомимся

1)  с детством и юностью Суворова

2)  рассмотрим его послужной список

3)  поговорим о взятии турецкой крепости Измаил

4)  и в конце урока ответим на вопрос «Почему Суворова действительно можно назвать «Отечества достойным сыном»

Составление схемы.

24 ноября 1730 года в Москве, в доме у Никольских ворот, родился

Александр Васильевич Суворов.

Учитель рассказывает о детстве и юности Суворова по схеме:

Судьбу Суворова решил приезд А. Ганнибала. Он поговорив

с мальчиком сказал его отцу: «Если бы был жив батюшка Петр Алексеевич,

поцеловал бы его в лоб и определил бы обучаться военному делу.»

Так была решена судьба Суворова

-О каком Петре Алексеевиче говорил Ганнибал?

+ Это Петр 1.

-Кто правил в России в 60-90-е гг 18 века? +  В эти годы правила Екатерина 2 - В каком возрасте дворяне начинали военную службу? + В 16-17 лет они начинали службу и получали 1-е офицерское звание. - А как так получалось?

+Дворянские дети при рождении записывались в полки. -Правильно, теперь предположим с какого чина Суворов начал военную службу?

+ Суворов начал службу солдатом. - А почему так произошло?

+ Отец думал, что слабое здоровье не позволит ему стать военным. Рассмотрим послужной список Суворова. Солдат- 17 лет Офицер- 24 года

-    Сколько лет прошло, прежде чем Суворов стал офицером? + 7 лет.

Полковник-32 года Генерал-майор-Полный генерал

Суворов был хорошим и старательным солдатом. Службу начал солдатом гвардейского Семеновского полка. Оружие у него всегда блестело. Зная солдатскую жизнь, он стал хорошим офицером Участвовал в Семилетней войне, а в Русско-Турецкой кампании 1768-1774 гг командовал дивизиями в звании генерала .В бою сам врубался на коне в строй врагов.

-    О чем говорит такой стремительный взлет карьеры Суворова?

-    Он был смелым и храбрым.

За особые заслуги перед Отечеством Суворов  был удостоен звания фельдмаршала, а потом -генералиссимуса. Объяснение слова - генералиссимус + Высшее воинское звание.

-    Суворов не только сам хорошо воевал, но учил и других. Им была написана книга «Наука побеждать»

-    Часто мы применяем в своей речи слова и выражения, сказанные Суворовым. Они стали пословицами и поговорками.

Вспомните их.

+ Тяжело в учение, легко в бою. Пуля дура, штык - молодец. Умирай за матушку-Россию...

-    Все  они точно  характеризуют  Суворова.  А как он  относился  к солдатам?

Чему учил их?

+ Суворов их берег, ценил их жизнь, призывал быть храбрыми. В походах он ел из одного котла с солдатами.

Он учил их разведке, ценил смекалку, применял с ними новую тактику.

-    Это было необходимо, так как во второй половине 18 века Россия вела долгую и изнурительную войну на юге страны.

-    С какой страной воевала Россия?

-    Покажите это по карте.

+ В 1787-1791 гг Россия воевала с Турцией.

-    За что боролась Россия?

+ Россия вела борьбу за выход в Черное море.

-    Турция делала опустошительные набеги на юг России.

-    Да, правильно. У Турции был Крым, Северный берег Черного моря. Русские войска продвигались к Черном}7 морю. На их пути стояла хорошо укрепленная турецкая крепость Измаил.

Русские осадили крепость, но никто не решался на штурм.  Суворов получил приказ- идти под Измаил и решить- брать его или нет. Работа по карте.

 Рассмотрение схемы

-2 декабря 1790 г Суворов прибыл под Измаил. Осмотрел крепость.

Вокруг Измаила был ров шириной 12 м и глубиной 10м, далее шел вал, на

валу стояло 260 орудий.

Суворов располагал 31 тысячей человек. Крепость защищали 35 тысяч

человек.

Суворов собрал военный совет.

-   Прежде чем узнаем, что предпринял полководец, проведем игру

« Военный совет».

Предложите свою тактику взятия крепости.

+ 1) отправить разведку.

2) нападать ночью

3) использовать орудия

4) сделать обманный маневр, искать слабые места противника.

-    Теперь   перед вами ставится задача: сравнить подготовленные вами планы и то, как решил эту задачу Суворов.

Работа по схеме

-Суворов отправил разведку и обнаружил, что наиболее уязвима южная сторона крепости. Она примыкала к Дунаю. Суворов сделал предложение сдаться- получив отказ, решил идти на штурм. Турки не ожидали удара со стороны реки. Здесь и расположил полководец половину своих войск- они должны были нанести основной удар.

Задача остальных заключалась в том, чтобы заставить противника рассеять свои силы по всему 6 км протяжению крепостного вала. Штурм был решительным. На левом фланге выступал М.И. Кутузов. Бой продолжался 9 часов.

« Не было крепости крепче, не было обороны отчаяннее, чем оборона Измаила. Но Измаил взят», - писал Суворов в своем рапорте. Суворов принес военную славу России, из 60-ти проведенных им сражений он победил в 60-ти! 

Просмотр видео о взятии Измаила-ссылка:

http://video.sibnet.ru/video18337-Vzyatie_kreposti_Izmail/

 

Закрепление

Мы познакомились с биографией Суворова, его послужным списком,

узнали о взятии Измаила.

Проверим усвоенные вами знания с помощью кроссворда.

Вопросы

1.  Где родился Суворов? (Москва)

2.  Вставь слово:

Тяжело в ... , легко в бою (учение)

3.  Чин Суворова в 32 года? (полковник)

4.  Кем Суворов начал военную службу? (солдат)

5.   Страна, противник России в конце 18 века (Турция)

6.  К выходу в какое море препятствовала крепость Измаил? (Черное море)

7. Что принес России Суворов? (Слава)

Решение кроссворда показало, что вы поняли материал сегодняшнего урока.

Вывод

- Почему Суворов действительно Отечества достойный сын?

+ Суворов принес очень много побед и славу России, он не жалел себя и своих сил в бою за Отечество. Отечество может по праву им гордиться.

-    Чему учит жизнь Суворова?

+ Глядя на него мы учимся быть смелыми, добиваться поставленной цели, быть самоотверженными.

-    Слава Суворова живет и в наши дни. Во время Великой Отечественной войны по всей стране были открыты   училища для детей- сирот. В память о полководце они были названы Суворовскими. Эти училища есть и сегодня.

Жизнь, опыт великого полководца говорят о том, что каждый из нас может добиться всего, приложив к желанию терпение, труд, старательность. Сегодня па уроке все работали хорошо и получают оценку «5».

Домашнее задание

Прочитать параграф 25, написать сочинение-миниатюру «61 -я победа Суворова»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку истории 6 класс по теме "Куликовская битва"

Презентация позволяет красочно рассказать учащимся о куликовской битве и её историческом значении для русского народа....

разработка урока (в рамках конкурса профессионального мастерства "Компетентностно-ориентированный урок") истории 5 класс на тему "Греки и критяне"

данный урок предусматривает знакомство учащихся с Древнейшей Грецией. При этом применяются разные формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в пара...

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Разработка урока истории 7 класс по теме Внешняя политика России первой трети XVI века

Данный материал содержит технологическую карту, презентацию и приложение к уроку по теме "Внешняя политика России во второй половине XVI века....

Технологическая карта урока истории 8 класс по теме "Внешняя политика Екатерины II".

Технологическая карта урока истории 8 класс по теме "Внешняя политика Екатерины II"....

Урок истории 8 класс по теме "Россия во 2 половине 18 века. Золотой век Екатерины II. Павел I".

Тема данного урока рассчитана на 2 часа и позволяет провести анализ внутренней политики Екатерины II и Павла I. Сопоставить политику «просвещенного абсолютизма» в России. Рассмотреть с исп...

Презентация к уроку истории 5 класс на тему "Всеобщая история. Введение в курс"

Данная презентация разработана к уроку Всеобщей истории в 5 классе....