Разработка урока по теме "Культура и духовная жизнь общества"
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме
Подробна разработка урока+презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_s_ikt.doc | 89 КБ |
prezentatsiya1.ppt | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 города Ершова Саратовской области»
III межмуниципальный дистанционный сетевой творческий конкурс "Любители искусства"
Номинация: Лучшая разработка урока с использованием ИКТ.
Работа подготовлена учителем истории и обществознания
МОУ «СОШ № 3» Громадюк Т. Н.
Ершов, 2013 г.
Учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 3 г Ершова Громадюк Т.Н.
Тема урока. «Культура и духовная жизнь».
Технологическая карта урока.
- Методическое обоснование темы урока.
Ступень образования: среднее (полное) общее образование.
Курс: обществознание.
Класс: 10
В содержательной линии программы по обществознанию в 10 классе на изучение раздела «Духовная культура» отводится 9 часов, в том числе 2 часа на изучение темы: «Культура и духовная жизнь». Таким образом, изучение параграфа № 8 делится на два урока.
На первом уроке рассматривается вопрос о роли культуры, вводятся понятия: духовная жизнь, культура, культурология, новаторство. Кроме того, данный урок предполагает изучение функций культуры.
Второй урок формирует представление о многообразии культуры, диалоге культур, вводит понятия: массовая культура, народная культура, элитарная культура.
Планируемые результаты:
Одним из планируемых результатов изучения материала, должно быть умение учащихся доказывать роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры, культурного наследия в России, проблемах его сохранения.
Способ достижения:
Добиться выполнения данной задачи можно только путем сильного эмоционального воздействия. Данный урок разработан с использованием различных средств ИКТ, Интернет-ресурсов, которые способствуют рациональному использованию времени на уроке и позволяют добиться желаемого результата.
Активные формы и методы обучения, преобладающие при проведении данного урока, позволяют развивать у учащихся творческие способности, формировать самостоятельность в отборе материала, создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку обществознания путём вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать потребность оценивать свою деятельность.
Методы и формы работы на уроке:
- Создание ситуации успеха.
В.Ф.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы ни был огурец, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится»
Как создать такой «рассол»?
Словесная похвала и поддержка педагога. Рецензирование учителем. Скрытая помощь.
- Создание проблемной ситуации.
Цель и назначение проблемного обучения вижу в преодолении механического усвоения знаний, в активизации мыслительной деятельности учащихся, ознакомлении их с методами научного исследования, усвоении способов самостоятельной деятельности, развитии познавательных и творческих способностей.
- Игровая форма работы. «Вакансия работника музея (экскурсовода)
Как правило, у школьников во время такого урока, возникает игровое состояние – специфическое, эмоциональное отношение к исторической действительности. Они, как бы перевоплощаются в людей из прошлого или современности, применяют на себе роль взрослых людей, через понимания мыслей, чувств и поступков моделируют историческую реальность. А знания, полученные на уроке, становятся для них личностно-значимыми. Тем самым учащиеся осваивают и углубляют новые знания, а также овладевают целым комплексом важных «взрослых» умений, в первую очередь, коммуникативных, развивают способности к восприятию, сопереживанию.
Учебник: Обществознание 10 класс, автор Л.Н. Боголюбов.
- Форма проведения: урок-исследование.
Тема урока. Культура и духовная жизнь.
Цели урока по линиям развития личности:
- Продолжить знакомство учащихся с понятием культура; создание условий для формирования у учащихся целостного представления о взаимосвязи искусства и духовной жизни человека.
- Нравственное, культурное, гражданско-патриотическое самоопределение. Научить давать собственную оценку. Формировать уважительное отношение к материальным и духовным ценностям, к культурным ценностям прошлого и настоящего.
Планируемые результаты:
- Личностные: осмысление опыта предшествующих поколений; уважение к ценностям семьи, любовь к природе; потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности
- Метапредметные: овладение умением организовывать и регулировать свои действия; извлекать необходимую информацию из различных источников
- Предметные: овладение понятийным аппаратом; основам реализации проектно-исследовательской деятельности.
Учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 3 г Ершова Громадюк Т.Н.
Формы работы учащихся: коллективная, работа в парах, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, Интернет.
Структура урока.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания. |
1 | Определение темы урока, осознание темы. | Учитель называет тему урока и предлагает ученикам назвать слова ассоциации к словам «искусство», «духовная жизнь». Давайте проверим правильность наших суждений. http://slovari.yandex.ru/синонимы Предложите название нашего сегодняшнего урока. | Ученики называют слова-ассоциации, высказывают различные точки: Искусство – живопись, скульптура, архитектура и другие. Духовная жизнь – ценности, мировоззрение, идеология и другие. Обращение к словарю Работая с ссылкой, ребята знакомятся с этимологией слова, словами-синонимами, словами-гипонимами Ученики предлагают названия. Учитель просит записать то название урока, которое больше всего понравится, в тетрадь. Учитель может подвести учащихся к названию: Творческий опыт поколений. | 1. На данном этапе урока учитель должен постараться вовлечь всех детей в работу. 2.Важно не затянуть эту часть урока. Она рассчитана на 3-5 минут. 3.Работая со ссылками необходимо помочь детям в выборе информации, чтобы сэкономить время. 4.При записи названия урока учитель не должен навязывать определенную версию. Его задача заключается в том, чтобы в момент предложения детьми названий, отметить удачные. |
2 | Актуализация опорных знаний. | Я предлагаю вам посмотреть презентацию с последующим обсуждением. Попробуйте найти факты, подтверждающие или опровергающие важность изучения вопросов искусства и духовной жизни для современного человека. Демонстрация презентации. Обсуждение. Итак, в чем важность изучения вопросов культуры для современного человека? Какие возможности открывает перед современником существующий демократический режим, мобильность современного человека. | Учащиеся перечисляют известные факты влияния политической власти, государства на развитие культуры. Учащиеся говорят о возможностях познания истории человечества посредством туристических поездок, проведения фестивалей творчества и т.д. | Презентация для актуализации не должна превышать 7-10 слайдов. Информация должна быть насыщенной, краткой, позволяющей ответить на вопрос. Учитель может подводить ребят к необходимым ответам посредством наводящих вопросов. Например: - Кто был инициатором строительства пирамид, Великой китайской стены? - Как в средние века государство контролировало мировоззрение человека? Таким образом, учитель заставит ребят использовать знания известные из уроков истории. |
3 | Создание проблемной ситуации | Итак, вы определили, что культура общества связана с его развитием: социальным, политическим, экономическим. Я предлагаю вам поработать с двумя высказываниями. Найдите противоречие, которое они содержат. «Современную эпоху по-настоящему можно оценить в свете тысячелетий». «Письма о добром и прекрасном» Дмитрий Сергеевич Лихачев. Культура - это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом. Фридрих Вильгельм Ницше Я предлагаю вам сформулировать проблему урока. | Ребята отмечают, что первое высказывание доказывает связь культурных традиций, великую роль культуры, а второе – отрицает роль культуры, ссылаясь на то, что суть бытия не меняется. Ребята предлагают несколько версий. Учитель помогает сформулировать проблему. | Главная задача учителя заключается в том, чтобы создать ситуацию успеха и выслушать как можно больше оценочных суждений учащихся. Для этого он может использовать различные приемы. В.Ф.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы ни был огурец, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится» Как создать такой «рассол»? Словесная похвала и поддержка педагога. Рецензирование учителем. Скрытая помощь. |
4 | Целеполагание. | Скажите, кем вы мечтаете быть, и как знания о культуре могут помочь вам? | Обычно учащиеся приводят охотно примеры. | На данном этапе урока при такой постановке вопроса могут работать даже ученики с низким уровнем активности. |
5 | «Открытие» нового знания | Давайте попробуем проверить: правы ли мы? Я предлагаю вам принять участие в небольшой игре. Ситуация. В городском музее экскурсовод уезжает отдыхать на две недели. Требуется человек на замещение ее в этой должности. Нам с вами дали задание подготовить лист-опросник для конкурсанта на замещение вакантной должности. Давайте разделимся на три группы. 1 – используя материал параграфа, придумает небольшой тест из 5-6 вопросов, который позволит понять общие знания о культуре. 2 – выяснит знания конкурсанта о функциях культуры, подготовив мини-интервью 3 – проверит личностные качества конкурсанта. Сформулируйте, какими качествами он должен обладать? | Используя материал параграфа, учащиеся 10 класса легко составляют тест из 5-6 вопросов. Учащиеся, используя содержание 2 пункта и раздаточного материала, составляют интервью и дают предполагаемые ответы. Конечно же, учащиеся называют: - уважительно относится к культурным, духовным, нравственным ценностям прошлого и настоящего; - любовь и умение ценить прекрасное. - интеллигентность - толерантность | Пример одного из таких тестов приведен в приложении к уроку № 1. В первую группу чаще всего объединятся ученики с низкими знаниями и низкой мотивацией. Задание не носит творческого характера. Вторая группа имеет творческое задание. Учитель должен контролировать работу группы. Вариант работы приведен в приложении к уроку № 2 |
6 | Учебные действия по реализации новых знаний. | Кто хочет попробовать себя в качестве конкурсанта на вакантную должность? Давайте попросим трех представителей по одному от каждой группы. Пожалуйста, представьте нам свои работы. | Конкурсанты представляют свои работы, проверяя подготовку каждого. По жребию или по желанию определяется: кто будет решать тест, кто давать интервью и т.д. | Обычно эта часть урока проходит в свободной форме. Учитель и учащиеся внимательно следят за выступающими и могут вносить свои замечания только после выступления. Тест проверяется учителем и дается в конце урока в качестве домашнего задания всем учащимся. |
7 | Рефлексия. | Спасибо. Я вижу каждый из вас готов взять на себя эту должность. Я попрошу вас присесть на места. Ребята у меня есть еще одна презентация. Посмотрите ее и определите, с какой целью я включила ее в этот урок. Выскажите свое мнение об увиденном. Презентация № 2 | Идет просмотр презентации, которая чаще всего вызывает чувство восторга и желание посетить города мира. Дети делают вывод о необходимости сохранения памятников культуры. Какое из высказываний Лихачева, прозвучавших на сегодняшнем уроке, вам показалось наиболее злободневным? Аргументируйте свой ответ. | |
8 | Подведение итогов. Самооценка работы на уроке. | Ребята. Я хочу узнать, как вы оцениваете свою работу на уроке. Вы можете начать со слов: Я знаю Я умею Я хочу узнать Я хорошо работал Мне есть к чему стремиться. | ||
9 | Домашнее задание | Параграф 8. Решить тест. Ответить на вопросы 1-2 стр. 89 Подготовить сообщения о народных традициях. |
Учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 3 г Ершова Громадюк Т.Н.
Приложение к уроку № 1.
Тест, подготовленный учащимися 10 «Г» класса.
А 1. Духовной культурой называется
1) культура чтения
2) религиозный культ
3) процесс и результат духовного производства
4) устойчивое преобладание духовных потребностей над материальными
А 2. Многообразие культур служит в современном мире проявлением
1) национальной изолированности
2) национальной дифференциации
3) культурного застоя
4) культурной глобализации
А 3. Искусство от других форм духовной деятельности отличает
1) объяснение фактов вмешательством сверхъестественных сил
2) решение фундаментальных проблем бытия
3) обеспечения развития отдельных отраслей производства
4) образное восприятие окружающего мира
А 4. Духовная сфера связана с:
1) производством
2) художественным творчеством
3) управлением государством
4) национальными отношениями.
А 5. Найдите лишний термин в логическом ряду:
1) писатель
2) художник
3) архитектор
4) композитор
5) слесарь
А 6. Соотнесите понятия и их определения:
Культура а. Процесс социализации личности.
Образование б. Основа мифологического мышления.
Наука в. Мышление в художественных образах.
Религия г. Мышление в законах и понятиях.
Искусство д. Материальные и духовные ценности общества.
Культура | Образование | Наука | Религия | Искусство |
Приложение № 2.
Учащимся предложены раздаточные листы с высказываниями, памятка «как правильно брать интервью»
Лист 1. Высказывания.
Высказывания Д. С. Лихачева
- «Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой»
- «Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным»
- «О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет. Благожелательность к любому народу, самому малочисленному! Эта позиция самая верная, самая благородная. Любая недоброжелательность всегда воздвигает стену непонимания»
Биографическая справка. Дмитрий Сергеевич Лихачев родился в Петербурге в 1906 г. В 1923-1928 г.г. Лихачев учился на факультете общественных наук Ленинградского университета. Занимался одновременно древнерусской и английской литературой, написал две дипломные работы: одну – о повестях, посвященных патриарху Никону, другую – о восприятии творчества Шекспира в России конца 18 – начала 19 веков.
3 февраля 1928 г. на заседании «Космической Академии наук» (куда входили студенты нескольких институтов) Лихачев сделал доклад, в котором полушутливо доказывал преимущества старой орфографии. Текст выступления был написан по отмененным правилам и представлял собой пародийное подражание ученым сочинениям средневекового книжника. В частности, говорилось, что реформу правописания внушил дьявол. Но в докладе он открыто сказал о притеснении советской властью Русской Православной Церкви. Спустя несколько дней Лихачева арестовали. Как и некоторых других «академиков», его отправили в Соловецкий лагерь. В 1931 г. перевели на строительство Беломорско-Балтийского канала, а спустя год освободили досрочно. В 1936 г. с него сняли судимость.
Несколько лет после возвращения из заключения он работал редактором и корректором. Устроиться на другое место было невозможно. В 1938 г. был принят на работу в Институт русской литературы Академии наук (Пушкинский Дом). Вскоре в 1941 г. защитил кандидатскую диссертацию по истории новгородского летописания. В 1947 г. за диссертацию «Очерки по истории литературных форм летописания 11 -16 веков» Лихачеву было присвоена степень доктора наук. С 1970 г. Д.С. Лихачев академик Академии наук СССР. Он является автором десятков книг и сотен научных статей.
Памятка «Как правильно брать интервью».
- информирование. Интервью должно быть информативным, т.е. содержащим ряд интересных фактов, новых вопросов и ответов, иначе сам смысл интервьюирования теряется;
- идеологическая функция (т.е. пропаганда ценностей, принятых в конкретный период). Она будет обязательно присутствовать, пусть даже и в завуалированной форме;
- функция воздействия, когда журналист, который берёт интервью, сознательно вовлекает аудиторию в процесс выработки положительного/отрицательного отношения к тому, что происходит.
Интервью, подготовленное учащимися 10 «Г» класса.
- Здравствуйте. Мы очень рады видеть вас в качестве сотрудника нашего музея. Д.С. Лихачев однажды сказал: «О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет. Благожелательность к любому народу, самому малочисленному! Эта позиция самая верная, самая благородная. Любая недоброжелательность всегда воздвигает стену непонимания». Как вы думаете, почему работнику музея важно быть толерантным?
- Спасибо. «Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным», - вы наверняка знаете это утверждение Лихачева. Скажите, в чем для вас заключается необходимость сохранения культурных ценностей?
- Дмитрий Сергеевич Лихачев родился в Петербурге в 1906 г. В 1947 ему было присвоена степень доктора наук. С тех пор прошло 66 лет. Как вы думаете, какое значение в наши дни имеют слова Лихачева: «Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нельзя написать историю какой — либо эпохи или цивилизации без истории ее искусства, которое, как и наука, всегда составляло непременное и существенное звено всей системы. http://referatyi.ru http://history.rin.ru/ http://www.anothertravelguide
Отношения между континентами, странами, городами и регионами, не были бы такими интенсивными, плодотворными обоюдными, если бы искусство не было сильнодействующим средством обмена и связи.
Города остались бы лишь местом проживания и работы, если бы искусство не привнесло в них своеобразия, не сделало их традиции живыми и наглядными.
Мощное идеологическое воздействие искусства объясняет интерес к нему со стороны властей, что может иметь и негативные последствия .
Так, древнеримское монументальное искусство стремилось прежде всего к зримому воплощению авторитета государства. http://sanzak.mylivepage.ru/bl…
Средневековое учение было нацелено на утверждение религиозных истин . http://2krota.ru/2010/08/07/sr…
В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста и историка Пуфендорфа (1632—1694). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе http://www.zaebali.net/kartink…
Во всех цивилизованных странах существуют законы о защите художественного наследия и порядке хранения произведений. http://stroicompas.ru/news/lis…
Проблема: «Современную эпоху по-настоящему можно оценить в свете тысячелетий». «Письма о добром и прекрасном» Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом». Фридрих Вильгельм Ницше http://www.slovonevorobei.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме :«Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура.
Методическая разработка является попыткой применить технологию проблемного обучения при рассмотрении темы «Оттепель»: духовная жизнь, наука и культура....
Методические разработки к уроку обществознания по теме: "Культура и духовная жизнь общества"
Методические разработки к уроку обществознания по теме: "Культура и духовная жизнь общества"...
презентация к уроку "Культура и духовная жизнь общества" ч 1
презентация к уроку "Культура и духовная жизнь общества"...
презентация к уроку "Культура и духовная жизнь общества" ч 2
презентация к уроку "Культура и духовная жизнь общества"...
Духовная жизнь общества: исследование космоса - интегрированный урок для 8 класса
методическая разработка - конспект и приложения. История, обществознание , английский язык...
Урок истории в 11 классе «Мы думали – это весна, а это – оттепель» или «Духовная жизнь общества в 40-60-х годах».
Тип урока - урок-образ, является примером использования личностно-ориентированной технологии. Урок - образ, отвечая за самодвижение детского сознания, представляет собой модуль, который от...
Урок обществознания Культура и духовная жизнь общества
Методическая разработка урока построена на основе технологи развития критического мышления через чтение и письмо. Цель: систематизировать и теоретизировать знания обучающихся о культуре, функциях...