Урок обществознания Культура и духовная жизнь общества
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

Васюхина Юлия Константиновна

Методическая разработка урока построена на основе технологи развития критического мышления через чтение и письмо.

 

Цель: систематизировать и теоретизировать знания обучающихся о культуре, функциях и типологии культур.

Задачи:

Дать определение культуры, выявить её признаки, типы, функции;

Формировать умение работать с разными видами текстового материала: авторским и учебным текстом, схемой.

Отрабатывать умения извлекать из текста  фактическую информацию, сопоставлять и анализировать ее; умение переводить информацию из одной формы в другую.

Воспитывать толерантность, нравственность, патриотизм.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культура и духовная жизнь общества

Предмет- Обществознание (включая экономику и право)

Автор- Васюхина Ю.К.

Методическая разработка урока построена на основе технологи развития критического мышления через чтение и письмо.

Цель: систематизировать и теоретизировать знания обучающихся о культуре, функциях и типологии культур.

Задачи:

Дать определение культуры, выявить её признаки, типы, функции;

Формировать умение работать с разными видами текстового материала: авторским и учебным текстом, схемой.

Отрабатывать умения извлекать из текста  фактическую информацию, сопоставлять и анализировать ее; умение переводить информацию из одной формы в другую.

Воспитывать толерантность, нравственность, патриотизм.

План урока

1. Духовная деятельность

2. Культура

3. Функции культуры

4. Сохранение культуры.

Ход урока

  1. Повторение. Введение в тему.

Что такое общество? Заполните части кластера.

Духовная сфера жизни человека и общества охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так творческое созидание новых.

Часто ученые рассматривают отдельно духовную жизнь общества и духовную жизнь личности.

При этом духовная жизнь общества включает в себя духовно- теоретическую и духовно- практическую деятельность людей. Используя текст учебника( П.8,с. 78-79) продолжите кластер.

Проверка задания на доске.

  1. Стадия вызова.

Приведите примеры результатов духовно- теоретической и духовно- практической деятельности.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.

образцы поведения , мораль,  ценности , знания,  символы, традиция, культура, нормы социальные, произведения искусства, памятники архитектуры, научные открытия

Определите тему урока.

Предложите вопросы данной темы.

Что такое культура?

Какая бывает культура?

Зачем нужна культура?...

Запись на доске…. Что ?  … какая ?…зачем? (план)

  1. Стадия осмысления

                                                         * Понятие культуры.

Запишите в левой части таблицы всё, что вы знаете на данный момент о культуре ( «Бортовой журнал»)

Знаю

Узнал новое

……..

Что? Определение

Какая?

Зачем? Для чего?

В ходе урока вам следует заполнять правую часть таблицы.

Работа с текстом

Прочитайте текст. Подчеркните все определения, относящиеся к понятию «культура». Найдите общее во всех этих определениях.

К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Например, культура — это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую — те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура — социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она — продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение.

Такова палитра разногласий в определении культуры и понимании ее природы. Можно видеть, что в культуру включают все, что создано человеческим разумом и руками,— одежду и книги, сигареты и прокатные станы, симфонии и обычаи, оружие и проездные билеты,— а также все, что делает человек как существо разумное: манеру одеваться, передвигаться, питаться, трудиться, отдыхать, общаться и т. д.

В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях.

Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).

Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи, культура рабочего класса и др.).

В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»). «Уровневый» смысл мы вносим в понятие «культура», когда культуру противопоставляем бескультурью — отсутствию культуры. Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры.

Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов.— 3-е изд. М.: Академический Проект, 2002.— 496 с.

Сформулируйте определение термина культура.

Определение культуры ( с. 80)

Культура- это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все её результаты.

Выделяют материальную и духовную культуру. Материальная культура- то, что создано трудом человека: дома, мебель…. К материальной культуре также относятся культура быта, культура ухода за телом, физическая культура. Духовная культура- это все, что связано с жизнью человеческого духа, процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

(Религия, наука, философия, мифы, мораль,… деятельность научных, образовательных, религиозных, правовых организаций и т.д.)

Исследователи культуры выделяют различные формы и типы культур: восточную и западную, массовую и элитарную, светскую и религиозную, народную и т.д.

Для чего нужна культура?

  ЛОТО «Функции культуры»

Задание: составить лото, объединив название функции культуры и ее описание.

Оформить запись в тетради в виде схемы. Проверка в форме фронтальной беседы.

 

Каким образом общество может содействовать сохранению и распространению культуры?

Для чего нужно сохранять памятники культуры? ( чтобы сохранить её для потомков)

Работа с текстом.

Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим.

Память — преодоление времени, преодоление смерти.

В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» — это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.

Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все будет позабыто.

Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.

Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной...

Подобно тому как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким — родным и друзьям, старым друзьям... так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ. Может быть, можно было бы подумать, не строить ли нравственность на чем-либо другом: полностью игнорировать прошлое с его порой ошибками и тяжелыми воспоминаниями и быть устремленным в будущее, строить это будущее на «разумных основаниях» самих по себе, забыть о прошлом с его темными и светлыми сторонами.

«Разрыв текста»

Беседа. Обучающимся предлагается ответить на вопрос автора.

Это не только не нужно, но и невозможно. Память о прошлом прежде всего «светла» (пушкинское выражение), поэтична. Она воспитывает эстетически.

Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это память по преимуществу. Культура человечества — это активная память человечества, активно же введенная в современность.

Лихачев Д. С. Нравственные вершины // Книга беспокойств,— М„ 1991,— С. 328, 329. 

Д. С. Лихачев (1906—1999) — российский филолог, культуролог, академик Российской академии наук.

Как вы понимаете последнее предложение? ( необходимо не только сохранять памятники культуры, но и распространять культуру, творить)

Культура- явление сложное, многогранное и динамичное. Развитие культуры- процесс двуединый. Она требует, с одной стороны, суммирования, накопление опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, а с другой стороны, преодоления этих традиций путем приращения культурного богатства, т.е. новаторства.

4. Рефлексия.

Создание своего определения «Культура» в виде синквейна.

1. (сильные) Создайте синквейн КУЛЬТУРА.

Пример

Культура

Материальная, духовная

Регулирует, производит. Создает

Все виды преобразовательной деятельности человека и её результаты

Духовная жизнь

2. (слабые) на основе таблицы сформулируйте вопросы, на которые вы хотите получить ответы.

Пример

Как реализуются функции культуры

Типы и виды культур

В Древней Греции существовал миф о Прометее, обманом и хитростью добывшим у богов огонь для людей. При помощи этого огня и тех навыков, которые передал им Прометей, люди начали культурное восхождение. Каждый народ пошел своим путем, создавая культурные ценности и передавая их своим потомкам. В процессе развития народы знакомились с культурными достижениями друг друга, национальные культуры взаимно обогащались, культура все более превращалась в общечеловеческую.

Домашнее задание П 8, в. 1-4,з.2

Сегодня мы с радостью воспринимаем  достижения культуры других народов, не всегда задумываемся о последствиях.

Дома вам предстоит подготовить развернутый план ответа по теме «Современные угрозы культуре, духовному развитию человека».

Индивидуальное опережающее : дрим борд «типы культур»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовная жизнь человека и общества Культура

Слайд 2

ПЛАН Что такое культура 2. Функции культуры 3. Проблема сохранения культуры

Слайд 3

Знаю Узнал новое Определение Какая? Зачем?

Слайд 4

Прочитайте текст 1. Подчеркните все определения, относящиеся к понятию «культура». Найдите общее во всех этих определениях. Сформулируйте свое определение понятия «культура»

Слайд 5

Культура- это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все её результаты .

Слайд 8

Функции культуры Приведите в соответствие карточки с названиями функций культуры и их сущностью.

Слайд 9

Функция Их сущность Адаптационная Приспособление человека и общества к условиям среды Целеполагание и регулирование общественной жизни и человеческой деятельности Установление непрерывной связи поколений и непрерывность развития общества Социализация Создание ценностей, образцов человеческой деятельности Коммуникативная Усвоение новыми поколениями созданной в обществе системы ценностей Накопление, хранение и передача культурных ценностей Обеспечение взаимодействия между отдельными людьми и общностями

Слайд 10

Может быть, можно было бы подумать, не строить ли нрав­ственность на чем-либо другом: полностью игнорировать прошлое с его порой ошибками и тяжелыми воспоминаниями и быть устрем­ленным в будущее, строить это будущее на «разумных основани­ях» самих по себе, забыть о прошлом с его темными и светлыми сторонами…

Слайд 11

… Это не только не нужно, но и невозможно. Память о прошлом прежде всего «светла» (пушкинское выражение), поэтична. Она воспитывает эстетически. Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это память по преимуществу. Культура человечества — это активная память человечества, активно же введенная в современность . Лихачев Д. С. Нравственные вершины // Книга беспокойств,— М„ 1991,— С. 328, 329. Д. С. Лихачев (1906—1999) — российский филолог, куль­туролог, академик Российской академии наук.

Слайд 12

Синквейн Существительное Два прилагательных Три глагола Предложение Синоним ( антоним)

Слайд 13

«Современные угрозы культуре, духовному развитию человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Дидактический материал для проведения  промежуточной аттестации по итогам Iполугодия на I курсе....

"Культура и духовная жизнь общества".

Презентация к уроку обществознания в 10 классе....

Разработка урока по теме "Культура и духовная жизнь общества"

Подробна разработка урока+презентации....

Методические разработки к уроку обществознания по теме: "Культура и духовная жизнь общества"

Методические разработки к уроку обществознания по теме: "Культура и духовная жизнь общества"...

презентация к уроку "Культура и духовная жизнь общества" ч 1

презентация к уроку "Культура и духовная жизнь общества"...

презентация к уроку "Культура и духовная жизнь общества" ч 2

презентация к уроку "Культура и духовная жизнь общества"...

Презентация по обществознанию на тему "Культура и духовная жизнь общества"

Данная презентация поможет учителю провести наглядный урок обществознания  на тему  "Культура и духовная жизнь общества". Благодаря визуализации основные понятий и терминов темы он...