Урок обществознания Культура и духовная жизнь общества
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему
Методическая разработка урока построена на основе технологи развития критического мышления через чтение и письмо.
Цель: систематизировать и теоретизировать знания обучающихся о культуре, функциях и типологии культур.
Задачи:
Дать определение культуры, выявить её признаки, типы, функции;
Формировать умение работать с разными видами текстового материала: авторским и учебным текстом, схемой.
Отрабатывать умения извлекать из текста фактическую информацию, сопоставлять и анализировать ее; умение переводить информацию из одной формы в другую.
Воспитывать толерантность, нравственность, патриотизм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_i_duhovnaya_zhizn_obshchestva.doc | 63.5 КБ |
urok_kultura_i_duhovnaya_zhizn_10_kl.ppt | 298.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Культура и духовная жизнь общества
Предмет- Обществознание (включая экономику и право)
Автор- Васюхина Ю.К.
Методическая разработка урока построена на основе технологи развития критического мышления через чтение и письмо.
Цель: систематизировать и теоретизировать знания обучающихся о культуре, функциях и типологии культур.
Задачи:
Дать определение культуры, выявить её признаки, типы, функции;
Формировать умение работать с разными видами текстового материала: авторским и учебным текстом, схемой.
Отрабатывать умения извлекать из текста фактическую информацию, сопоставлять и анализировать ее; умение переводить информацию из одной формы в другую.
Воспитывать толерантность, нравственность, патриотизм.
План урока
1. Духовная деятельность
2. Культура
3. Функции культуры
4. Сохранение культуры.
Ход урока
- Повторение. Введение в тему.
Что такое общество? Заполните части кластера.
Духовная сфера жизни человека и общества охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так творческое созидание новых.
Часто ученые рассматривают отдельно духовную жизнь общества и духовную жизнь личности.
При этом духовная жизнь общества включает в себя духовно- теоретическую и духовно- практическую деятельность людей. Используя текст учебника( П.8,с. 78-79) продолжите кластер.
Проверка задания на доске.
- Стадия вызова.
Приведите примеры результатов духовно- теоретической и духовно- практической деятельности.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.
образцы поведения , мораль, ценности , знания, символы, традиция, культура, нормы социальные, произведения искусства, памятники архитектуры, научные открытия
Определите тему урока.
Предложите вопросы данной темы.
Что такое культура?
Какая бывает культура?
Зачем нужна культура?...
Запись на доске…. Что ? … какая ?…зачем? (план)
- Стадия осмысления
* Понятие культуры.
Запишите в левой части таблицы всё, что вы знаете на данный момент о культуре ( «Бортовой журнал»)
Знаю | Узнал новое |
…….. | |
Что? Определение | |
Какая? | |
Зачем? Для чего? |
В ходе урока вам следует заполнять правую часть таблицы.
Работа с текстом
Прочитайте текст. Подчеркните все определения, относящиеся к понятию «культура». Найдите общее во всех этих определениях.
К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Например, культура — это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую — те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура — социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она — продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение.
Такова палитра разногласий в определении культуры и понимании ее природы. Можно видеть, что в культуру включают все, что создано человеческим разумом и руками,— одежду и книги, сигареты и прокатные станы, симфонии и обычаи, оружие и проездные билеты,— а также все, что делает человек как существо разумное: манеру одеваться, передвигаться, питаться, трудиться, отдыхать, общаться и т. д.
В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях.
Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).
Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи, культура рабочего класса и др.).
В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»). «Уровневый» смысл мы вносим в понятие «культура», когда культуру противопоставляем бескультурью — отсутствию культуры. Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры.
Сформулируйте определение термина культура.
Определение культуры ( с. 80)
Культура- это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все её результаты.
Выделяют материальную и духовную культуру. Материальная культура- то, что создано трудом человека: дома, мебель…. К материальной культуре также относятся культура быта, культура ухода за телом, физическая культура. Духовная культура- это все, что связано с жизнью человеческого духа, процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
(Религия, наука, философия, мифы, мораль,… деятельность научных, образовательных, религиозных, правовых организаций и т.д.)
Исследователи культуры выделяют различные формы и типы культур: восточную и западную, массовую и элитарную, светскую и религиозную, народную и т.д.
Для чего нужна культура?
ЛОТО «Функции культуры»
Задание: составить лото, объединив название функции культуры и ее описание.
Оформить запись в тетради в виде схемы. Проверка в форме фронтальной беседы.
Каким образом общество может содействовать сохранению и распространению культуры?
Для чего нужно сохранять памятники культуры? ( чтобы сохранить её для потомков)
Работа с текстом.
Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим.
Память — преодоление времени, преодоление смерти.
В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» — это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все будет позабыто.
Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.
Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной...
Подобно тому как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким — родным и друзьям, старым друзьям... так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ. Может быть, можно было бы подумать, не строить ли нравственность на чем-либо другом: полностью игнорировать прошлое с его порой ошибками и тяжелыми воспоминаниями и быть устремленным в будущее, строить это будущее на «разумных основаниях» самих по себе, забыть о прошлом с его темными и светлыми сторонами.
«Разрыв текста»
Беседа. Обучающимся предлагается ответить на вопрос автора.
Это не только не нужно, но и невозможно. Память о прошлом прежде всего «светла» (пушкинское выражение), поэтична. Она воспитывает эстетически.
Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это память по преимуществу. Культура человечества — это активная память человечества, активно же введенная в современность.
Лихачев Д. С. Нравственные вершины // Книга беспокойств,— М„ 1991,— С. 328, 329.
Д. С. Лихачев (1906—1999) — российский филолог, культуролог, академик Российской академии наук.
Как вы понимаете последнее предложение? ( необходимо не только сохранять памятники культуры, но и распространять культуру, творить)
Культура- явление сложное, многогранное и динамичное. Развитие культуры- процесс двуединый. Она требует, с одной стороны, суммирования, накопление опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, а с другой стороны, преодоления этих традиций путем приращения культурного богатства, т.е. новаторства.
4. Рефлексия.
Создание своего определения «Культура» в виде синквейна.
1. (сильные) Создайте синквейн КУЛЬТУРА.
Пример
Культура
Материальная, духовная
Регулирует, производит. Создает
Все виды преобразовательной деятельности человека и её результаты
Духовная жизнь
2. (слабые) на основе таблицы сформулируйте вопросы, на которые вы хотите получить ответы.
Пример
Как реализуются функции культуры
Типы и виды культур
В Древней Греции существовал миф о Прометее, обманом и хитростью добывшим у богов огонь для людей. При помощи этого огня и тех навыков, которые передал им Прометей, люди начали культурное восхождение. Каждый народ пошел своим путем, создавая культурные ценности и передавая их своим потомкам. В процессе развития народы знакомились с культурными достижениями друг друга, национальные культуры взаимно обогащались, культура все более превращалась в общечеловеческую.
Домашнее задание П 8, в. 1-4,з.2
Сегодня мы с радостью воспринимаем достижения культуры других народов, не всегда задумываемся о последствиях.
Дома вам предстоит подготовить развернутый план ответа по теме «Современные угрозы культуре, духовному развитию человека».
Индивидуальное опережающее : дрим борд «типы культур»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПЛАН Что такое культура 2. Функции культуры 3. Проблема сохранения культуры
Знаю Узнал новое Определение Какая? Зачем?
Прочитайте текст 1. Подчеркните все определения, относящиеся к понятию «культура». Найдите общее во всех этих определениях. Сформулируйте свое определение понятия «культура»
Культура- это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все её результаты .
Функции культуры Приведите в соответствие карточки с названиями функций культуры и их сущностью.
Функция Их сущность Адаптационная Приспособление человека и общества к условиям среды Целеполагание и регулирование общественной жизни и человеческой деятельности Установление непрерывной связи поколений и непрерывность развития общества Социализация Создание ценностей, образцов человеческой деятельности Коммуникативная Усвоение новыми поколениями созданной в обществе системы ценностей Накопление, хранение и передача культурных ценностей Обеспечение взаимодействия между отдельными людьми и общностями
Может быть, можно было бы подумать, не строить ли нравственность на чем-либо другом: полностью игнорировать прошлое с его порой ошибками и тяжелыми воспоминаниями и быть устремленным в будущее, строить это будущее на «разумных основаниях» самих по себе, забыть о прошлом с его темными и светлыми сторонами…
… Это не только не нужно, но и невозможно. Память о прошлом прежде всего «светла» (пушкинское выражение), поэтична. Она воспитывает эстетически. Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это память по преимуществу. Культура человечества — это активная память человечества, активно же введенная в современность . Лихачев Д. С. Нравственные вершины // Книга беспокойств,— М„ 1991,— С. 328, 329. Д. С. Лихачев (1906—1999) — российский филолог, культуролог, академик Российской академии наук.
Синквейн Существительное Два прилагательных Три глагола Предложение Синоним ( антоним)
«Современные угрозы культуре, духовному развитию человека».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
Дидактический материал для проведения промежуточной аттестации по итогам Iполугодия на I курсе....
"Культура и духовная жизнь общества".
Презентация к уроку обществознания в 10 классе....
Разработка урока по теме "Культура и духовная жизнь общества"
Подробна разработка урока+презентации....
Методические разработки к уроку обществознания по теме: "Культура и духовная жизнь общества"
Методические разработки к уроку обществознания по теме: "Культура и духовная жизнь общества"...
презентация к уроку "Культура и духовная жизнь общества" ч 1
презентация к уроку "Культура и духовная жизнь общества"...
презентация к уроку "Культура и духовная жизнь общества" ч 2
презентация к уроку "Культура и духовная жизнь общества"...
Презентация по обществознанию на тему "Культура и духовная жизнь общества"
Данная презентация поможет учителю провести наглядный урок обществознания на тему "Культура и духовная жизнь общества". Благодаря визуализации основные понятий и терминов темы он...
- Мне нравится (1)