Методические разработки к уроку обществознания по теме: "Культура и духовная жизнь общества"
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

Яшина Татьяна Петровна

Методические разработки к уроку обществознания по теме: "Культура и духовная жизнь общества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon dukhovnaya_kultura_1.zip2.93 МБ

Подписи к слайдам:

ТЕМА:«Культура и духовная жизнь общества» 10 класс
Выполнила: Яшина Т.П. Учитель истории и обществознания, ГБОУ № 276 Красносельского района
Санкт- Петербург2013
ЦЕЛЬ:1.ОТРАБОТАТЬ ПОНЯТИЯ: ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА, НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА, МАССОВАЯ КУЛЬТУРА, ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА.2. УМЕНИЕ ВЕСТИ ДИАЛОГ НА ОСНОВЕ РАВНОПРАВНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВЗАИМНОГО УВАЖЕНИЯ И ПРИНЯТИЯ; КОНСТРУКТИВНО РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ; УМЕНИЕ СОТРУДНИЧАТЬ.3. УСВОИТЬ, ЧТО ДИАЛОГ КУЛЬТУР - ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ.4. ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО И УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДУХОВНЫМ ЦЕННОСТЯМ КАЖДОГО НАРОДА.
Технология урока: технология развития критического мышления.Приемы: работа в группах «Зигзаг»; таблица «Толстые и тонкие вопросы»; «Синквейн»Организация групповой работы – «Обучение сообща».
Фазы технологии развития критического мышления.Первая фаза- стадия вызова: пробуждения имеющихся знаний, интереса к получению новой информации.Вторая фаза-стадия осмысления: получение новой информации.Третья фаза- стадия рефлексии (размышления).
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Учащиеся выполняют данные задания
Внимательно ознакомитесь со слайдом №2; учащимся предлагается сгруппировать иллюстрации и сформулировать критерии отбора
Учащиеся формулируют тему урока
Учитель предлагает назвать тему урока
Соотношение с высказываниями учеников
Показ слайдов №3,4
Записи в тетрадях. Прием: таблица «Толстые и тонкие вопросы»
Какие вопросы можно поставить к данной теме урока, используя иллюстрационный материал
Идет формирования групп
Предлагается создать группы (5-7человек)
Ход работы урокаI.Стадия вызова
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Каждый учащийся работает со своим текстом, выделяет главное, составляя опорный конспект.
Группе выдаются тексты различного содержания.(используется материал учебного пособия под редакцией Л.Н.Боголюбова. Тема: «Культура и духовная жизнь общества») -текст о понятии культура, духовная культура, о традициях и новаторстве в культуре.-функции культуры-народная культура-массовая культура-элитарная культура- субкультуры-текст о диалоге культуры (Последующие слайды презентации)
По окончанию работы учащиеся переходят в другие группы- группы экспертов (т.е. «специалисты» по отдельным вопросам объединяется в экспертные группы)
Консультация учащихся
II.Стадия осмысления
Итог урока: творческая работа - написания « Синквейна»
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Новые группы - «экспертные» группы –специалисты по одной теме. Обсуждая, в процессе обмена вопрос, готовят презентационную схему рассказа по своей теме. Решают вопрос, кто будет проводить итоговую презентацию
Консультация учащихся. ( Последующие слайды презентации)
Вернувшись в «рабочие» группы, эксперты отвечают на «свои» вопросы, знакомя других учащихся со своей темой, используя общую презентационную схему
При необходимости - консультация
«Второе слушание» темы – презентация сведений
Дополнительные вопросы учащимся
III.Фаза - стадия рефлексии (размышления).
11
Иссак Ньютон
А.Д.Сахаров Архимед
Искусство
Образование
Мораль
Религия
Наука
Элементы духовной культуры
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1.Духовная деятельность.2.Что такое культура.3.Традиции и новаторство в культуре.4.Функции культуры.5.Многообразие культур:-историческое и этническое многообразие культур;-диалог культур;-народная культура;-массовая культура, СМИ;-элитарная культура;-экранная культура;-субкультуры.6.Практические выводы
ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА
Культура (лат. cultura, от корня colere — «возделывать») — обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура — это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «Культура Древней Руси», «современная культура», и т.п. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура и др. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: массовая культура, художественная культура, и т.п.культура –это совокупность материальной и духовной культуры. к материальной относят всё, что создаётся в процессе материального производства (техника, производство). к духовной- всё созданное человеком в процессе духовного творчества (совокупность знаний, форм мышления, сфера мировоззрения и т.д.)
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕСТВЕ. ИХ СУЩНОСТЬ
Адаптационная (приспособления человека и общества к условиям среды)Накопление, хранение и передача культурных ценностей (установление непрерывной связи поколений и непрерывность развития общества)Социализация (усвоение новыми поколениями созданной в обществе системы ценностей)Коммуникативная (обеспечение взаимодействия между отдельными людьми и общностями)Целеполагание и регулирование общественной жизни и человеческой деятельности (создание ценностей, образцов и ориентиров человеческой деятельности).
ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В КУЛЬТУРЕ
Хокку, или хайку (начальные стихи), - жанр японской поэзии: нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5+7+5). Искусство писать хокку - это прежде всего умение сказать многое в немногих словах. Танка (короткая песня) - древнейший жанр японской поэзии (первые записи - 8-й век). Нерифмованные пятистишия из 31 слога (5+7+5+7+7). Выражает мимолетное настроение, полно недосказанности, отличается поэтическим изяществом, зачастую - сложной ассоциативностью, словесной игрой. Старый пруд.Прыгнула в воду лягушка.Всплеск в тишине.Роса на цветах шафрана!Прольется на землю онаИ станет простой водою...На летнем лугу,Раздвигая густые травы,Блуждает олень,И беззвучно, безмолвноСыплются капли росы.
ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В КУЛЬТУРЕ
Исикава Такубоку (1886 – 1912)КукушкаУже рассвета теплятся лучи. Ночь тоже на исходе, как весна. Дрожит и меркнет огонек свечиУ моего раскрытого окна. Но в этом мире тишины и сновЧей одинокий голос вдруг проникВ мое окно? Зари победный зов? Прощанье ночи? Нет, кукушки крик! О голос на рассвете! Что даноТебе сказать? Зовешь ли ты кого? Откуда ты? Ах, знаю лишь одно! (Пусть ты лишь отзвук сердца моего:
ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В КУЛЬТУРЕ

Картина Шишкина Утро в сосновом лесу.
ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В КУЛЬТУРЕ
Кандинский Василий - галерея картин - Живопись 20 века.
МНОГООБРАЗИЯ КУЛЬТУР.НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
Народная культура- особый пласт национальной культуры создаваемая народом и бытующая в народных массах.Она анонимна: есть исполнители но нет авторов, она плод коллективного творчества.Важнейшей составляющей являются нравы и обычаи, бытовая фразеология, способы ведения хозяйства, домашний уклад.Отличительная особенность состоит в том, что она находится в постоянном употребленииНародная культура как целое постоянна и неуничтожима, но частицы составляющие её хрупки и требуют бережного и внимательного отношения
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
«НА-НА»
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
Массовая культура-явление в истории человечества достаточно молодое, сложилось оно в XX- веке в условиях индустриального обществаУсловия для появления:- достаточный уровень образования масс, наличие у потребителя свободного времени, свободных средств, чтобы оплатить досуг, средства коммуникации способных тиражировать и доносить культурную продукцию до масс.Особенности в массовой культуры: коммерческая направленность -приносить прибыль при продажи.Основная черта массовой культуры- ориентация на вкусы и запросы массового потребителя;- доступность, простота, развлекательность и стандартизация.Массовая культура- неотъемлема от средств массовой информации, благодаря им обеспечивается систематическое распространение культурной продукции через печать, радио, телевидение, интернета.
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА

— Эскизы.Хореографическая фантазия по мотивам Гоголя. Балет в одном действии. Либретто А. Петрова. На Невском проспекте Хлестаков и Городничий Столичный жених Страшный сон Чичикова ШНИТКЕ –композитор 20 века
Фильмы кинорежиссёра А. Тарковского -Зеркало;-Иваново детство;-Сталкер;-Соляриис;-Андрей Рублёв.
С. ГобайдулинаКомпозитор-"Фацелия" по поэме М. Пришвина (1956); кантаты "Ночь в Мемфисе" (1968) и "Рубайят" (1969) на ст. восточных поэтов; оратория "Laudatio pacis" (на ст. Я. Коменского, в соавт. с М. Копелентом и П. X. Дитрихом - 1975); ".
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
Сальвадор Дали. Горное озеро
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
Пётр Первый (скульптор М. Шемякин)
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
Элитарная культура-(франц.- лучшее, избранное) явление рассчитанное на узкий круг потребителей (элиту), подготовленных к восприятию сложных по содержанию произведений культуры.Коммерческая выгода не является целью элитарной культуры.Элитарная культура обеспечивает прогресс, без её оценки не возможно любое творчество в области высокого искусства.Элитарная культура-это стремление к самовыражению и воплощению своих идей.Девиз элитарной культуры “Искусство ради искусства”.
ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА
- культура, базирующаяся на микропроцессорной информационной технологии; порожденный компьютерной революцией принципиально новый тип культуры, основным материальным носителем текстов которой является не письменная речь, а "электронная книга", "Экранная речь". Для экранной культуры характерна экранная форма общения людей (свободный вход в мир информации), экранное мышление (строгая логика, быстрота, гибкость, реактивность. образность), экранная система обучения и управления. Экранная культура - культура будущего.
СУБКУЛЬТУРА
Молодёжная субкультура - для нее свойственный особый стиль общения, музыка, мода, нравственный климат. Зачастую она способна оказывается в оппозиции к обществу, отрицая его идеалы и ценности. Примеры:-панки;-рейверы;-рокеры;-скины;-готы;-футбольные фаны и т.д.
СУБКУЛЬТУРА
Молодёжная;Религиозных организаций;-преступных группировок;-национальных меньшинств (цыгане);-профессиональные.Субкультура-(лат.суб-под, культура возделывания - культура какой либо социальной или демографической группы. Закрепляется и проявляет себя в особых чертах поведения людей, сознания, языка, внешний вид и система ценностей.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
Культура - сложное явление ,для освоения которого нужен определенный опыт и систематическая работа, обывательские представления о культуре зачастую искажают ее смысл.Сложные формы культуры требуют умения компетентно оценивать ее явления. Научитесь не отвергать то ,что вам не понятно с первого взгляда,, попробуйте в этом разобраться. Культурный человек терпим и толерантен,
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
Старайтесь определять свою личную позицию в отношении любых явлений культуры, но при этом стремитесь избегать однозначных выводов. Это не только противоречит самому духу культуры, но часто выглядит просто глупо.Помните, что терпимость к проявлениям чужих форм культуры - отличительная черта культурного человека.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ДЛЯ 11 КЛАССА Тема: Духовное развитие общества.

Цели и задачи:Познакомить с сущностью материальной и духовной культуры, показать способы развития духовной культуры, проблемы, связанные с многообразием культур;Развивать умения объяснять внутре...

медиа-презентация к уроку обществознания по теме: "Роль экономики в жизни общества"

презентацию можно использовать на уроках обществознания по теме: "Экономика" в восьмом классе...

Методическая разработка межпредметного урока "Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве"

Тема раскола - одна из центральных тем в истории России XVII века. Церковный раскол стал расколом и социальным, и нравственным, нанес глубокую травму русскому обществу, стал началом целого ряда трагич...

Методическая разработка итогового урока обществознания в 10 классе. Тема урока: «Парламентаризм в России. Роль политических партий в формировании демократической системы власти».

Развитие способности понимать общественную обусловленность данного политического периода, критически анализировать полученную политико-социальную информацию, определять собственную позицию и соотносит...

Методическая разработка. Интегрированный урок обществознания (экономики) и английского языка по теме: "Деньги"

Класс: 11 АОсновной метод – защита презентацийТип урока - обобщение и закрепление знаний по теме “Деньги”Цель урока - Использование метапредметных связей в обучении обществознанию (экономики) для сове...

Методические разработки к уроку обществознания по теме: "Человек в системе социальных связей"

Методические разработки к уроку обществознания по теме: "Человек в системе социальных связей"...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине История ОГСЭ.02 "Духовные ориентиры современной молодёжи"

Открытый урок в форме круглого стола направлен на духовно-нравственное развитие личности студента. Разработка содержит методические рекомендации и сценарий круглого стола....