Рабочая программа, История, 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) по теме

В связи с психолого-возрастными особенностями учащихся 6 класса и  частичным несоответствием хронологических рамок  предполагается параллельное изучение  истории России и всеобщей  истории  (протокол № 15 от 25 июня   2012 г.   МО учителей русского языка, литературы, истории и обществознания)

Рабочая программа по истории России составлена в соответствии с  Федеральным  компонентом государственного стандарта основного общего образования по истории, на основе Примерной программы основного общего образования по истории (http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/di...) и авторской программы: Данилов А.А., Косулина В.Г. «История России. 6-9 классы» (Данилов А.А., Косулина В.Г, Программы общеобразовательных учреждений. История России. 6-11 классы - М.:«Просвещение», 2009 г.).

Рабочая программа включает материал по истории России с древнейших  времен до конца XVI в. и  рассчитана  на 40  часов,  включая модуль «Народы и государства нашей страны в древности». Стандарт 2004 года устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 классе по XV в. Учебники 6 класса включают материал по XVI в., тематическое планирование составлено по XVI век.

Рабочая программа будет осуществляться с помощью учебника: Данилов, А. А, Косулина, Л. Г. История России: С древнейших времен до конца XVI века: Учеб .для 6 класса общеобразовательных учреждений/ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2011.- 287.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_6_kl._istoriya.doc283.5 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

Оглавление  программы

Страницы

1.

Пояснительная записка

2

2.

Требования к уровню подготовки учащихся

4

3.

Учебно-тематический план. Календарно-тематическое планирование.

6

4.

Содержание программы

11

5.

Формы и средства контроля. Критерии оценивания.

14

6.

Перечень учебно- методических средств обучения

16

7.

Лист корректировки  календарно-тематического планирования рабочей программы

18

1.Пояснительная записка

В связи с психолого-возрастными особенностями учащихся 6 класса и  частичным несоответствием хронологических рамок  предполагается параллельное изучение  истории России и всеобщей  истории  (протокол № 15 от 25 июня   2012 г.   МО учителей русского языка, литературы, истории и обществознания)

Рабочая программа по истории России составлена в соответствии с  Федеральным  компонентом государственного стандарта основного общего образования по истории, на основе Примерной программы основного общего образования по истории (http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist1.asp) и авторской программы: Данилов А.А., Косулина В.Г. «История России. 6-9 классы» (Данилов А.А., Косулина В.Г, Программы общеобразовательных учреждений. История России. 6-11 классы - М.:«Просвещение», 2009 г.).

Рабочая программа включает материал по истории России с древнейших  времен до конца XVI в. и  рассчитана  на 40  часов,  включая модуль «Народы и государства нашей страны в древности». Стандарт 2004 года устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 классе по XV в. Учебники 6 класса включают материал по XVI в., тематическое планирование составлено по XVI век.

Рабочая программа будет осуществляться с помощью учебника: Данилов, А. А, Косулина, Л. Г. История России: С древнейших времен до конца XVI века: Учеб .для 6 класса общеобразовательных учреждений/ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2011.- 287.

Цель рабочей программы:

формирование у учащихся целостного представления об историческом пути развития России и судьбах населяющих её народов,

об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории с древнейших времен до конца XVI века.

Задачи данной рабочей программы:

- способствовать воспитанию патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

- помочь учащимся в освоении знаний о важнейших событиях в истории нашей страны  с древнейших времен до конца XVI века, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

-познакомить с историей родного края с древнейших времен до конца  XVI века

- способствовать овладению элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

- формировать ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

– применять  знания и представления об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участвовать в межкультурном взаимодействии, формировать  толерантное отношение к представителям других народов и стран.

Рабочая программа по всеобщей истории  разработана в соответствии с  Федеральным  компонентом государственного стандарта основного общего образования по истории,  на основе Примерной программы основного общего образования по истории (http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist1.asp). Прохождение программа будет осуществляться с помощью учебника:  Е.В.Агибалова, Г.М.Донской  под редакцией д-ра ист. наук А.А.Сванидзе «История Средних веков»  (М.: Просвещение, 2008).

Основные цели курса:

знакомство с  самобытными  чертами  Средневековья, его непохожестью на современный мир, с тем ,чтобы помочь ученикам  понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям;

выявление  огромной  роли Средневековья в складывании основ  современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков,  которые  так или иначе  вошли в современную цивилизацию;

освещение взаимодействия человека с окружающей природой средой, экономическим развитием средневековых обществ, различных форм социального и политического строя;

знакомство с наиболее яркими личностями Средневековья и их роль в истории и культуре.

Задачи данной рабочей программы:

сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;

показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали);

Изменения, внесенные в авторскую программу:

Распределение учебных часов по истории России и всеобщей истории в школах Белгородской области ведется в соответствии с требованиями ФГОС, примерных программ и методического письма Министерства образования и науки РФ 2005 г. «О преподавании учебного предмета «История» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования».  Общее количество времени, отводимое на изучение истории в 6 классе- 70 часов: на историю России - 40 часов, на всеобщую историю – 30 часов.

       Примерная программа основного общего образования по истории отводит на изучение истории средних веков не менее 30 часов.  Календарно-тематическое планирование данного курса осуществляется  на основе  Примерной программой основного общего образования по истории.  Тема «Африка» предполагается для самостоятельного изучения учащимися, так как она не предусмотрена Федеральным  компонентом государственного стандарта основного общего образования по истории.

                     Изменения по истории России. На модуль «Народы и государства нашей страны в древности» отводится 4 часа. Авторская программа по истории России  с 34 часов увеличена до 36часов. Время, отведенное на изучение тем «Русь во второй половине XII-XIII» и «Московское государство в XVI в.»  увеличено на 1 час, по мнению учителя,  этот материал насыщен фактами и событиями, интересными и одновременно сложными для усвоения учащимися 6 –х классов. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрено контрольное тестирование по основным темам курса; также запланирован входной, промежуточный, итоговый контроль по курсу «История» (в форме контрольного тестирования). Входной контроль знаний проводится в начале учебного года для выявления уровня знаний, умений учащихся по изученному курсу предыдущего учебного года. Цели проведения промежуточного контроля: оценка успешности продвижения учащихся в изучении учебного предмета, подведение промежуточных итогов обучения. Цель проведения итогового контроля – подведение итогов очередного года обучения. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Учебно-методический комплект

по всеобщей истории

Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл.  –М.: Просвещение, 2008

Поурочные планы по учебнику Е.В.Агибаловой, Г.М. Донского История Средних веков. Н.Ю. Колесниченко. -Волгоград, Учитель, 2007 г.

Атлас: История Средних веков. – М: Роскартография, 2011 г

 по истории России

Данилов, А. А, Косулина, Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2011.- 287.

Данилов А.А., Косулина В.Г, Программы общеобразовательных учреждений. История России. 6-11 классы - М.:«Просвещение», 2009 г.

Данилов А.А., Косулина В.Г, История России с древнейших времен до конца  XVI века. Рабочая тетрадь. - М.:«Просвещение», 2011 .

Соловьев К.А., Серов Б.Н.,  Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс. М.: «ВАКО», 2011,208 с.

Атласы. История России с древнейших времен до конца XVI века. – М.: Роскартография, 2011 г.

Количество учебных часов

Программа рассчитана на 70 часов: 2 часа в неделю.

Формы организации учебного процесса и их сочетание:

При определении варианта проведения занятия учитель ориентируется на широкий   спектр форм и способов раскрытия содержания урока:

уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;

работа с иллюстрированным материалом;

объяснение учителя и беседа с учащимися;

самостоятельная работа школьников с учебником, картами,  в том числе групповые задания;

написание сочинений

заслушивание сообщений учащихся с последующим обсуждением и др

2. Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения истории Средних веков  ученик должен: знать/понимать

основные этапы и ключевые события истории Средних веков; выдающихся деятелей истории Средних веков;

важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития данного времени;

изученные виды исторических источников истории Средних веков;

уметь

соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми разных культур, национальной и религиозной принадлежности.

В результате изучения истории России с древнейших времен до конца XVI  века ученик должен

Знать/понимать

основные этапы и ключевые события истории России с древнейших времен до конца XVI  века; выдающихся деятелей истории;

важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

изученные виды исторических источников;

Уметь:

 работать с хронологией:

 указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

работать с фактами:

характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших   исторических событий;

 группировать факты по различным признакам.

 работать  с историческими источниками:

 читать историческую карту с опорой на легенду;

проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

 сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие;

 описывать:

 исторические события и их участников;

 условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

 на основе текста и иллюстраций учебника составлять описание исторических   объектов, памятников.

анализировать, объяснять:

     различать факт и его описание;

    соотносить единичные исторические факты и общие явления;

     раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

     излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

    работать с версиями, оценками:

     приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

      определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.

  применять  знания и умения в общении, социальной среде:

  способствовать сохранению памятников истории и культуры;

   использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.

Рабочая программа учитывает индивидуальные особенности Терентьевой Екатерины, учащейся 6-Б класса, которая  обучается по. по индивидуальному плану коррекционно-развивающей направленности

Для нее характерен недостаточный уровень развития логического мышления, затруднения в установлении причинно-следственных связей, сниженная память, слабое развитие речи. В связи с этим учащаяся замедленно овладевают необходимыми обобщенными представлениями и понятиями. Требования, предъявляемые к знаниям по истории в целом соответствуют требованиям, предъявляемым к ученикам массовой школы, за исключением знания дат. Дети  должны запомнить даты самых крупных исторических событий и общую историческую периодизацию.

3. Учебно - тематический план

Название раздела

Количество часов

Всеобщая история. Средние века

30

Народы и государства нашей страны в древности

4

История России с древнейших времен до конца XVI века:

36

Введение

1

Тема 1. Восточные славяне

2

Тема 2. Русь в IX- первой половине XII в

6

Тема 3. Русь во второй половине    XII-XIII

9

Тема 4. Образование единого русского государства

8

Тема 5. Московское государство в XVI в.

6

Родной край  в древности

2

Итоговое повторение

2

Календарно – тематическое   планирование

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

Примечание:

 

Всеобщая история (30ч.) Введение

1

1

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.

2.09

Глава 1. Становление средневековой Европы

5

2

1. Древние германцы и Римская империя.

5.09

3

2.Королевство Франков и христианская церковь в VI-VIII веках. (Входной контроль. Контрольное тестирование №1)

9.09

4

3.Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. Тестирование.

12.09

5

4. Западная Европа в IX-XI веках.

16.09

6

5. Культура Западной Европы в раннее Средневековье.

19.09

Глава 2. Византийская империя и славяне в VI–XI вв.

2

7

1. Византия при Юстиниане. Культура Византии.

23.09

8

2. Образование славянских государств.

26.09

Глава 3. Арабы в VI–XI вв.

1

9

1.Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Культура стран халифата.

30.09

Глава 4. Феодалы и крестьяне

2

10

1.В рыцарском замке.

3.10

11

2. Средневековая деревня и ее обитатели.

7.10

Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

2

12

1. Формирование средневековых городов.

14.10

13

Горожане и их образ жизни. Промежуточный контроль. Контрольное тестирование №2

17.10

Глава 6 .Католическая церковь в XI - XIII веках. Крестовые походы.

2

14

1. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

21.10

15

2. Крестовые походы.

24.10

Глава 7 Образование централизованных государств в  Западной Европе (XI XV века).

6

16

1.Как происходило объединение Франции

7.11

17

2.Что англичане считают началом своих свобод

11.11

18

3.Столетняя война

14.11

19

4. Крестьянские восстания во Франции и в Англии.

18.11

20

5.Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии.

21.11

21

6. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

25.11

Глава 8.Германия и Италия в XII-XV веках

1

22

1.Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов.

28.11

Глава 9. Славянские города и Византия в XIV-XV веках

2

23

1.Гуситское движение в Чехии.

2.12

24

2.Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

5.12

Глава10. Культура Западной Европы в XI XV

3

25

1.Образование и философия . Средневековое искусств

9.12

26

2.Культура раннего Возрождения Италии

12.12

27

3.Научные открытия и изобретения

16.12

Глава11. Страны Азии и Америки  в Средние века

2

28

1.Страны Азии в эпоху средневековья (V-XV вв.). Особенности средневековой культуры народов Востока

19.12

29

2.Государства  и народы доколумбовой Америки.

23.12

Обобщение материала

1

30

Наследие истории Средних веков в истории. . Итоговый контроль

26.12

Народы и государства нашей страны в древности».

4

31

1.Народы и государства на территории нашей страны в древности. Заселение Евразии

30.12

32

2.Города государства Северного Причерноморья

13.01

33

3.Язычество.

16.01

34

4.Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности

20.01

История России с древнейших времен до конца XVI века»

36 час.

35

Введение. История России – часть всемирной истории. Исторические источники о прошлом нашей Родины

1

23.01

Тема 1. Восточные славяне

2час

36

1. Древние люди на территории нашей страны.  Влияние ГП и природных условий на занятия и образ жизни людей.

27.01

37

2. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян.

30.01

Тема 2. Русь в IX- первой половине XII в .

6 час

38

1.Формирование древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян.

3.02

39

2 Первые русские князья. Характер древнерусской державы.. Походы Святослава.

6.02

40

3. Князь Владимир. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

10.02

41

4. Рассвет древнерусского государства при Ярославе Мудром. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

13.02

42

5. Культура Древней Руси

17.02

43

6. Быт и нравы Древней Руси

20.02

Тема 3. Русь во второй половине    XII-XIII в.

9

44

1.Раздробленность Древнерусского государства. Социально-экономические и политические  причины раздробления  и его последствия.

24.02

45

2. Владимиро-Суздальское княжество. Князь Юрий Долгорукий.  Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.

27.02

46

3.Великий  Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Галицко-Волынское княжество, его особенности

3.03

47

4. Монгольские завоевания в Азии. Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингизхана.

6.03

48

5. Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Князь Александр Ярославович. Невская битва.

13.03

49

6. Русь и Орда. Образование Золотой орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения.

17.03

50

7.Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства.

20.03

51

8. Культура русских земель.   Идея единства Русской земли  в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве»

31.03

52

9. Культура русских земель. Живопись. Зодчество.

3.04

Родной край  в древности

1

53

Родной край в древности

7.04

Тема 4. Образование единого русского государства

8

54

1.Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Правление Ивана Калитвы. Причины возвышения  Москвы.

10.04

55

2. Куликовская битва и её историческое значение.

14.04

56

3.Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XVв. Василий I. Московская усобица, её значение для процесса объединения  русских земель.

17.04

57

4. Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве.

21.04

58

5.Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства.

24.07

59

6. Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви.

28.04

60

7. Культура и быт в XIV- началеXVI в.

5.05

61

8. Основные социальные слои Российского государства в вXIV- началеXVI в.

8.05

Тема 5. Московское государство в XVI в.

6

62-63

1-2. Начало правления  Ивана IV.. Реформы Избранной рады 50-х г.XVI в. Социально-экономические и политические итоги развития .

12.05

64

3. Внешняя политика Ивана IV.  Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Итоги Ливонской войны.

12.05

65

4. Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.

15.05

66

5. Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы  в начале 60-х гг. Падение Избранной рады.

15.05

67

6.Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Живопись. Быт и нравы. «Домострой»

19.05

Родной край в XIV-XVI в.

1

68

Родной край в XIV – XV. Родной край в XVI в.   Строительство Белгородской черты.

22.05

.

Итоговое повторение и обобщение

2

69

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы. Итоговый контроль. Контрольное тестирование №3.

26.05

70

Игра «Аукцион знаний»

29.05

4.Содержание программы учебного предмета

Содержание курса по всеобщей истории «Средние века» (30ч.)

Введение (1 час)

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

Глава1. Становление средневековой Европы (VI–XI вв.) (5 час.)

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература.

Глава2. Византийская империя и славяне в VI–XI (2час.)

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий. Культурное наследие Византии

Глава3. Арабы в VI–XI вв. (1час.)

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Глава 4. Феодалы и крестьяне (2 часа)

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.

Глава5. . Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2час.)

Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Глава 6. Католическая церковь в XI - XIII веках. Крестовые походы (2 час.)

Образование двух ветвей христианства ­– православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов.

Глава 7.Образование централизованных государств в Западной Европе (XI  - XV века) (6 час.)

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV–XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV–XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры.

Глава 8.Германия и Италия в XII-XV веках (1 час)

Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV–XV вв. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Глава 9. Славянские города и Византия в XIV-XV веках (2 час.)

Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Глава10. Культура Западной Европы в XI – XV веках (2 час.)

Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Глава 11. Страны Азии и Америки  в Средние века (2 час.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).      

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Обобщение материала (1 час)

Наследие Средних веков в истории человечества

Содержание курса по истории России (40ч.)

Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 часа)

Народы и государства на территории нашей страны в древности. Заселение Еврази. Города - государства Северного Причерноморья.  Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.

История России с древнейших времен до конца XVI века (36 час.)

Введение (1 час)

Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории.  Исторические источники о прошлом нашей Родины.

Тема 1. Восточные славяне (2 час.)

Древние люди на территории нашей страны.  Влияние ГП и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами

Тема 2. Русь в IX – первой половине XII в.(6час.) 

Формирование древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава. Князь Владимир. Крещение Руси. Значение принятия христианства. Рассвет древнерусского государства при Ярославе Мудром. Внешняя политика Ярослава Мудрого. «Русская правда». Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Князь Владимир Мономах. Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Устное народное творчество. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Быт и нравы Древней Руси

Тема 3. Русь во второй половине XII-XIII в.(9 час.)

Раздробленность Древнерусского государства. Социально-экономические и политические  причины раздробления  и его последствия. Владимиро-Суздальское княжество. Князь Юрий Долгорукий.  Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Владимиро-Суздальское княжество. Князь Юрий Долгорукий.  Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Великий  Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Галицко-Волынское княжество, его особенности Монгольские завоевания в Азии. Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингизхана. . Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Русь и Орда. Образование Золотой орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба  русского народа  против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Культура русских земель.   Идея единства Русской земли  в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве.

Тема 4. Образование единого русского государства (8 час.)

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения  Москвы. Куликовская битва и её историческое значение. Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XVв. Василий I. Московская усобица, её значение для процесса объединения  русских земель. Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви.

Культура и быт в XIV- началеXVI в.

Основные социальные слои Российского государства в  XIV- начале XVI в.

Тема 5. Московское государство в XVI в. (6 час.)

Начало правления  Ивана IV.. Реформы Избранной рады 50-х г.XVI в. Социально-экономические и политические итоги развития1-2. Начало правления  Ивана IV.. Реформы Избранной рады 50-х г.XVI в. Социально-экономические и политические итоги развития

Внешняя политика IV.  Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Итоги Ливонской войны. Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири. Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири. Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Живопись. Быт и нравы. «Домострой»

Родной край в древности (1 час.)

Родной край в XIV-XVI в. (1 час.)

Итоговое повторение и обобщение (2 час.)

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.

5. Формы и средства контроля.

Формы контроля знаний – выполнение заданий  лабораторных работ, заполнение контурных карт, подготовка сообщений, заполнение рабочих тетрадей.

Одна из форм контроля –входной контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль,тестирование по темам. Подбор тестовых заданий будет осуществляться по книгам:

Максимов, Ю.И. Тесты по истории Средних веков: 6 класс: к учебникам по истории Средних веков Федерального перечня /Ю.И. Максимов.- М.: Издатедьство «Экзамен», 2010. – 159, [ 1] с.

Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс /сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2010.- 112 с.

Критерии оценивания устного ответа по истории

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

      3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении          проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

 4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5. Полностью не усвоил материал.

6. Перечень учебно-методических средств обучения

Литература основная:

  • Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. –М.: Просвещение, 2008.
  • Примерная программа основного общего образования по истории (http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist1.asp).
  • Атлас: История Средних веков. – М,: Роскартография, 2011
  • Данилов, А. А, Косулина, Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2011.- 287.
  • Данилов А.А., Косулина В.Г. «История России. 6-9 классы» (Данилов А.А., Косулина В.Г, Программы общеобразовательных учреждений. История России. 6-11 классы - М.:«Просвещение», 2009 г.).
  • - Данилов А.А., Косулина В.Г, История России с древнейших времен до конца  XVI века. Рабочая тетрадь. - М.:«Просвещение», 2011 .
  • - Соловьев К.А., Серов Б.Н.,  Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс. М.: «ВАКО», 2011,208 с.
  • Атласы. История России с древнейших времен до конца XVI века. – М.: Роскартография, 2011 г

Литература дополнительная:

  • Всеобщая история. Энциклопедия для детей. - М.: Аванта+, 2007. - Т.1. - 687с.
  • Скороспелов А.И. Кроссворды для школьников. История. – Ярославль: «Академия развития», 2006 . – 128с.
  • Поурочные планы по учебнику Е.В.Агибаловой, Г.М. Донского.  История Средних веков. Н.Ю. Колесниченко. - Волгоград, Учитель, 2007 г.
  • Скороспелов А.И. Кроссворды для школьников. История. – Ярославль: «Академия развития», 2007. – 128с.;
  • Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс. /сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2010.- 112 с.
  • Энциклопедия для детей: т.5 ч.I  ( История России и ее ближайших соседей).  -   М.: Аванта +, 2007. – 670 с.  .  
  • Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. – М.: Современник, 2006 – 575

Материально - техническое, учебно-методическое, информационно-техническое обеспечение     образовательного процесса истории.

К

Л

А

С

с

Пред-мет

Реализуемая программа

Необходимое обеспечение в соответствии с реализуемой программой

Фактическое оснащенность

%

% оснащенности

6

История

Примерная программа основного общего образования по истории (http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist1.asp) и авторская программа:  А.А.Данилова Л.Г.Косулиной   «История России с древности до конца XVI в.».

Комплект таблиц по истории России

Комплект картин по истории Средних веков

Комплект таблиц по истории Средних веков

Аппликации по истории Средних веков

Таблицы «Факторы формирования Российской цивилизации»

Карты по истории Средних веков

Карты по истории России с древнейших времен до  XV в.

Хрестоматия по истории Отечества

Видеофильмы

Раздаточные атласы

учебник

 Е.В. Агибалова

Г.М. Донской. История средних веков. М.: «Просвещение»,

2008

УМК Поурочные планы по учебнику Е.В.Агибаловой, Г.М. Донского История Средних веков. Н.Ю. Колесниченко. -Волгоград, Учитель, 2007 г.

Атлас: История Средних веков. – М,: Роскартография, 2011 г.

Учебник

А.А. Данилов

Л.Г. Косулина.  История России с древности до конца XVI века.

Просвещение,  2011

УМК

Данилов А.А., Косулина В.Г, История России с древнейших времен до конца  XVI века. Рабочая тетрадь. - М.:«Просвещение», 2011 .

Соловьев К.А., Серов Б.Н.,  Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс. М.: «ВАКО», 2011,208 с.

Атласы. История России с древнейших времен до конца XVI века. – М.: Роскартография, 2011 г.

имеется

имеется

имеетс

имеется

отсутствует

имеется

имеется

имеются

отсутствует

имеются

имеется

имеется

имеется

имеется

имеются

имеется

имеются

 

60%

1 экз.

100%

100%

100%

100%

1 экз.

100%

100%

100%

1 экз.

100%

100%

100%

1 экзэм.

100%

Итого 91,6 %

7. Лист корректировки  календарно-тематического планирования

рабочей программы по истории ( 6А, 6Б классы)

Плановая дата проведения урока

Фактическая дата  проведения урока

Причина корректировки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 5 класс история

Рабочая программа история 5 класс...

Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"

В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история"

Рабочая программа  ФГОС "История"...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы

Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...