Методическая разработка урока-игры на тему «Сложение и вычитание дробей»
методическая разработка по математике (5 класс)

Цели урока: знание  правил сложения и вычитания обыкновенных дробей, умение применять их на практике.

Образовательная:

  • Формирование знаний, умений, навыков действий с долями и дробями;
  • Повторение основных понятий по теме, закрепление навыков выполнения сложение, вычитание дробных чисел

Воспитательная:

  • Воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, аккуратности, дисциплины.

Развивающая:

  • Развитие логического мышления, внимания, воображения, речи, математических навыков вычисления;
  • Развитие навыков общения в процессе групповой деятельности, навыков реализации теоретических знаний в практических ситуациях.

Задачи урока:

  • организовать ситуации для закрепления навыков  решения  примеров  и задач  на сложение и вычитание  обыкновенных дробей каждым учеником  (соответственно  его уровня обучаемости); обучение самоконтролю и взаимоконтролю;
  • создать условия для  развития логического мышления при выполнении заданий практического характера;
  • способствовать   воспитанию культуры умственного труда, положительной мотивации к учёбе, углубление интереса к предмету.

 

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»

Вид урока: урок-игра «Путешествие по стране дробных чисел»

Форма работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

 

Оборудование: карточки с заданиями, плакаты, схемы, формулы, рисунки.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Русская гимназия»

Методическая разработка урока-игры

на тему «Сложение и вычитание дробей»

5 класс

Автор: Супрядкина Ольга Ивановна,

учитель математики муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Русская гимназия»

Сыктывкар 2022

Аннотация к уроку

Цели урока: знание правил сложения и вычитания обыкновенных дробей, умение применять их на практике.

Образовательная:

  • Формирование знаний, умений, навыков действий с долями и дробями;
  • Повторение основных понятий по теме, закрепление навыков выполнения сложение, вычитание дробных чисел

Воспитательная:

  • Воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, аккуратности, дисциплины.

Развивающая:

  • Развитие логического мышления, внимания, воображения, речи, математических навыков вычисления;
  • Развитие навыков общения в процессе групповой деятельности, навыков реализации теоретических знаний в практических ситуациях.

Задачи урока:

  • организовать ситуации для закрепления навыков решения примеров и задач на сложение и вычитание обыкновенных дробей каждым учеником (соответственно его уровня обучаемости); обучение самоконтролю и взаимоконтролю;
  • создать условия для развития логического мышления при выполнении заданий практического характера;
  • способствовать воспитанию культуры умственного труда, положительной мотивации к учёбе, углубление интереса к предмету.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»

Вид урока: урок-игра «Путешествие по стране дробных чисел»

Форма работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: карточки с заданиями, плакаты, схемы, формулы, рисунки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Чтобы подготовить организм к восприятию учебного материала, активизировать мышление, память, внимание, с целью профилактики простудных заболеваний, проведем психогимнастику «Путешествие в страну знаний».

─ Включить зажигание ! (активно растираем ладони, чтобы они стали горячими);

─ Включить сцепление ! (сцепив пальца в замок, делаем волнообразные движения, при этом активно прорабатываются суставы: кистевые, локтевые, плечевые);

─ Включить центр памяти ! (активно растираем центр лба, 5 – 7 раз по часовой и 5 – 7 раз против часовой стрелки);

─ Включить компьютеры ! (растираем мочки ушей, завиток, ушную раковину);

─ Включить центр успеха ! (четырьмя пальцами обеих рук поглаживаем надбровные дуги, область лба от центра к вискам и мысленно произносим формулы успеха: «Я – сильный, я – добрый, я – умный, я – здоровый, я – счастливый. Я могу хорошо учиться. Я – успешен! Я выполню сегодня все задания»);

─ Включить моторы! (снова растираем ладони до тех пор, пока они не станут тёплыми);

─ Три, два, один – пуск ! (все вместе хлопаем в ладоши 1 раз при слове пуск);

─ Экипаж к полету в страну Математики готов !

Сегодня на уроке мы работаем на подготовленных мною листочках, в конце урока вы их сдаете и каждый получит отметку за урок.

Конкурс лучший знаток анаграмм.

Разгадайте анаграммы и составьте из них название темы нашего урока

желосине

тавычниеи

рьбдо

внрао

мезантнаьле

составляем тему урока. Знакомая тема?

Сегодня у нас урок - повторение. В народе

говорят: Повторение – мать учения”.

Задача сегодняшнего урока – доказать, что дроби не смогут поставить вас в

трудное положение.

Стихотворение читает учитель:

Каждый может за версту,

Видеть дробную черту.

Над чертой – числитель, знайте,

Под чертою – знаменатель.

Дробь такую – непременно,

Надо звать обыкновенной.

2. Актуализация знаний.

Конкурс теоретиков.

Учитель. А чтобы отправиться в путешествие, проверим вашу готовность к уроку, проведем конкурс теоретиков. Игра называется «Один -ноль» Я буду читать определение какого то понятия. Если верно, вы пишете на листочках 1, а если нет, то 0

Вопросы для конкурса:

#1086;быкновенная дробь- это дробь, состоящая из числителя и знаменателя.

#1095;исло, стоящее над чертой называется знаменатель.

#1101;лементы обыкновенной дроби числитель, знаменатель, дробная черта

#1095;исло под чертой называется числитель

#1095;тобы сложить две дроби с одинаковыми знаменателями, надо сложить числители и знаменатели и записать новую дробь.

#1076;роби бывают правильные и неправильные

7. если числитель равен знаменателю, то дробь правильная.

#1074; правильной дроби числитель меньше знаменателя.

Ответ: 00100101

3. Входной контроль «Истина где – то рядом…».

У вас на партах лежат листочки для ответов, а задания на экране, на их выполнение дается 5 минут.(6 примеров и уравнений на применение правил сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.) пишете только ответы.

  1. Ответ:
  2. Ответ:
  3. Ответ:

Решите уравнение:

4. Ответ:

5. Ответ:

6. Ответ:

4. «Хлопушки» Учитель. Вспомним определение правильных и неправильных дробей. Я буду читать дроби, а вы, услышав неправильную дробь, хлопаете в ладоши.

15/17, 5/9, 20/19, 50/51, 100/200, 4/9, 75/57, 53/23, ½, 6/534, 3/7.

Привал “Веселые вопросы”.

1. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на десяти руках?

Ответ: 50.

2. Яйцо вкрутую надо варить 5 минут. Сколько времени надо варить 6 яиц вкрутую?

Ответ: 5 минут.

#1059; Мамеда было десять овец. Все, кроме девяти, околели. Сколько овец осталось у Мамеда?

Ответ: 9 овец.

4. Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, которая может вместить лишь одного, но оба переправились. Как это могло случиться?

Ответ: Они подошли к разным берегам.

5. Палку распилили на 12 частей. Сколько сделали распилов?

Ответ: 11.

6. Вы – пилот самолета. Самолет летит в Лондон через Париж. Высота полета 8 тысяч метров, температура за бортом минус 40 градусов, средняя скорость 900 км/ч. Сколько лет пилоту?

Ответ: Столько, сколько отвечающему.

Физминутка инфоурок.

Учитель: Отдохнули и снова в путь. Конкурс «Практиков»

  1. В два вагона погрузили 112 тонн зерна. В первый вагон погрузили часть всего зерна. Сколько тонн зерна погрузили во второй вагон? Ответ: 64 т
  2. В общем вагоне 81 сидячих мест, причём из них занято. Сколько мест в вагоне свободно? Ответ: 36 мест
  3. Бригада строителей должна отремонтировать 210 км дороги. В первую неделю отремонтировали дороги. Сколько километров дороги осталось отремонтировать? Ответ: 150км

Самостоятельная работа « И один в поле - воин!»

(на презентации)

Учащиеся обмениваются листочками и проверяют работы друг друга. Правильные ответы на доске.

Рефлексия.

«Микрофон» (Учащиеся по очереди дают аргументированный ответ на один из вопросов)

На уроке я работал….

Материал урока мне показался ….

Я не знал… - Теперь я знаю

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

Учитель: Закончить урок мне хочется словами Л.Н. Толстого: «Человек подобен дроби. Числитель – это то, кем он является. В знаменателе то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь»”. Благодарю всех.

Домашнее задание: Сделать цветную аппликацию из долей квадратов, разрезанных на части тремя различными способами.

Приложение 1

Рабочий лист к уроку

Фамилия Имя _______________________________

Анаграммы:

1.

2.

3.

4.

5.

Конкурс теоретиков. ______________________

Истина где-то рядом….

Решите уравнение:

4.

5.

6.

Практики:

1.

2.

3.

И один в поле воин …

1.

2.

3.

Рефлексия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок- игра по математике в 5 классе «Путешествие в страну дробей» Выполнила: учитель математики МАОУ «Русская гимназия» Супрядкина О.И.

Слайд 2

желосине тавычниеи рьбдо внрао мезантнаьле Конкурс «Анаграммы»:

Слайд 3

Ответ: Сложение Вычитание Дробь Равно Знаменатель

Слайд 4

Тема урока: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Слайд 5

Каждый может за версту, Видеть дробную черту. Над чертой – числитель, знайте, Под чертою – знаменатель. Дробь такую – непременно, Надо звать обыкновенной.

Слайд 6

Конкурс теоретиков: 1. обыкновенная дробь- это дробь, состоящая из числителя и знаменателя. 2. число, стоящее над чертой называется знаменатель. 3. элементы обыкновенной дроби числитель, знаменатель, дробная черта 4. число под чертой называется числитель 5. чтобы сложить две дроби с одинаковыми знаменателями, надо сложить числители и знаменатели и записать новую дробь. 6. дроби бывают правильные и неправильные 7. если числитель равен знаменателю, то дробь правильная. 8. в правильной дроби числитель меньше знаменателя.

Слайд 7

Правильный ответ: 00100101

Слайд 8

Истина где-то рядом ….. Вычислить. Решить уравнение:

Слайд 9

Ответы: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ:

Слайд 10

Хлопушки

Слайд 11

Веселые вопросы:

Слайд 12

Физкультминутка

Слайд 13

Конкурс практиков: В два вагона погрузили 112 тонн зерна. В первый вагон погрузили часть всего зерна. Сколько тонн зерна погрузили во второй вагон? В общем вагоне 81 сидячих мест, причём из них занято. Сколько мест в вагоне свободно? Бригада строителей должна отремонтировать 210 км дороги. В первую неделю отремонтировали дороги. Сколько километров дороги осталось отремонтировать ?

Слайд 14

Правильные ответы: Ответ: 64 т Ответ: 36 мест Ответ: 150км

Слайд 15

Самостоятельная работа «И один в поле воин…» 1 вариант 1 . Выполните действия: 2. Решите уравнение: 3. Маша прошла км , а Толик км . На сколько км больше прошел Толик ? (Ответ выразите в метрах) 2 вариант 1. Выполните действия: 2. Решите уравнение: 3. Расстояние от дома до озера равно км , а от озера до станции км . На сколько км одно расстояние больше другого? (Ответ выразите в метрах)

Слайд 16

Проверяем ответы: 1 ВАРИАНТ 1. 2. 3. 2 ВАРИАНТ 1. 2. 3.

Слайд 17

Одно задание – оценка « 3 » Два задания – оценка « 4 » Три задания – оценка « 5 » Оцениваем сами!

Слайд 18

Микрофон: На уроке я работал…. Материал урока мне показался …. Я не знал… - Теперь я знаю сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую…

Слайд 19

Рефлексия Я доволен своей работой на уроке . На уроке я работал неплохо . На уроке мне было трудно.

Слайд 20

Домашнее задание : Сделать цветную аппликацию из долей квадратов, разрезанных на части тремя различными способами.

Слайд 21

: Закончить урок мне хочется словами Л.Н. Толстого: «Человек подобен дроби. Числитель – это то, кем он является. В знаменателе то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь»”. Благодарю всех.

Слайд 22

Спасибо за активную работу на уроке !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Конспект  урока по математике.  5 класс.    Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» Цели урока: 1.Закрепить у учащихся вычислительные приемы сложени...

Методическая разработка урока по теме "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"

Предлагается сценарий урока, технологическая карта, план- конспект урока, презентация, приложение....

разработка урока по теме "Сложение и вычитание дробей"

Систематизировать знания по теме "Сложение и вычитание дробей"...

Разработка урока по теме: "Сложение и вычитание дробей", 5 класс

Данный урок проводится в форме внеклассного занятия и ориентирован на систематизацию и обобщение знаний по теме "Сложение и вычитание дробей"...

Авторская методическая разработка урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием краеведческого материала. (5 класс)

С понятием десятичной дроби в школе мы знакомимся в 5 классе. Однако, материал данной темы изложен очень сухо и многим учащимся кажется «нудным» и «скучноватым».  Проблема повышения и сохранения ...

Методическая разработка урока по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Цели урока:образовательная (создать условия для применения алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей); развивающая  (создать условия для развития мыслительных операций: наблюдения, ср...