Методическая разработка урока-игры на тему «Сложение и вычитание дробей»
методическая разработка по математике (5 класс)
Цели урока: знание правил сложения и вычитания обыкновенных дробей, умение применять их на практике.
Образовательная:
- Формирование знаний, умений, навыков действий с долями и дробями;
- Повторение основных понятий по теме, закрепление навыков выполнения сложение, вычитание дробных чисел
Воспитательная:
- Воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, аккуратности, дисциплины.
Развивающая:
- Развитие логического мышления, внимания, воображения, речи, математических навыков вычисления;
- Развитие навыков общения в процессе групповой деятельности, навыков реализации теоретических знаний в практических ситуациях.
Задачи урока:
- организовать ситуации для закрепления навыков решения примеров и задач на сложение и вычитание обыкновенных дробей каждым учеником (соответственно его уровня обучаемости); обучение самоконтролю и взаимоконтролю;
- создать условия для развития логического мышления при выполнении заданий практического характера;
- способствовать воспитанию культуры умственного труда, положительной мотивации к учёбе, углубление интереса к предмету.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»
Вид урока: урок-игра «Путешествие по стране дробных чисел»
Форма работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: карточки с заданиями, плакаты, схемы, формулы, рисунки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Русская гимназия»
Методическая разработка урока-игры
на тему «Сложение и вычитание дробей»
5 класс
Автор: Супрядкина Ольга Ивановна,
учитель математики муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Русская гимназия»
Сыктывкар 2022
Аннотация к уроку
Цели урока: знание правил сложения и вычитания обыкновенных дробей, умение применять их на практике.
Образовательная:
- Формирование знаний, умений, навыков действий с долями и дробями;
- Повторение основных понятий по теме, закрепление навыков выполнения сложение, вычитание дробных чисел
Воспитательная:
- Воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, аккуратности, дисциплины.
Развивающая:
- Развитие логического мышления, внимания, воображения, речи, математических навыков вычисления;
- Развитие навыков общения в процессе групповой деятельности, навыков реализации теоретических знаний в практических ситуациях.
Задачи урока:
- организовать ситуации для закрепления навыков решения примеров и задач на сложение и вычитание обыкновенных дробей каждым учеником (соответственно его уровня обучаемости); обучение самоконтролю и взаимоконтролю;
- создать условия для развития логического мышления при выполнении заданий практического характера;
- способствовать воспитанию культуры умственного труда, положительной мотивации к учёбе, углубление интереса к предмету.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»
Вид урока: урок-игра «Путешествие по стране дробных чисел»
Форма работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: карточки с заданиями, плакаты, схемы, формулы, рисунки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Чтобы подготовить организм к восприятию учебного материала, активизировать мышление, память, внимание, с целью профилактики простудных заболеваний, проведем психогимнастику «Путешествие в страну знаний».
─ Включить зажигание ! (активно растираем ладони, чтобы они стали горячими);
─ Включить сцепление ! (сцепив пальца в замок, делаем волнообразные движения, при этом активно прорабатываются суставы: кистевые, локтевые, плечевые);
─ Включить центр памяти ! (активно растираем центр лба, 5 – 7 раз по часовой и 5 – 7 раз против часовой стрелки);
─ Включить компьютеры ! (растираем мочки ушей, завиток, ушную раковину);
─ Включить центр успеха ! (четырьмя пальцами обеих рук поглаживаем надбровные дуги, область лба от центра к вискам и мысленно произносим формулы успеха: «Я – сильный, я – добрый, я – умный, я – здоровый, я – счастливый. Я могу хорошо учиться. Я – успешен! Я выполню сегодня все задания»);
─ Включить моторы! (снова растираем ладони до тех пор, пока они не станут тёплыми);
─ Три, два, один – пуск ! (все вместе хлопаем в ладоши 1 раз при слове пуск);
─ Экипаж к полету в страну Математики готов !
Сегодня на уроке мы работаем на подготовленных мною листочках, в конце урока вы их сдаете и каждый получит отметку за урок.
Конкурс лучший знаток анаграмм.
Разгадайте анаграммы и составьте из них название темы нашего урока
желосине
тавычниеи
рьбдо
внрао
мезантнаьле
составляем тему урока. Знакомая тема?
Сегодня у нас урок - повторение. В народе
говорят: “Повторение – мать учения”.
Задача сегодняшнего урока – доказать, что дроби не смогут поставить вас в
трудное положение.
Стихотворение читает учитель:
Каждый может за версту,
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую – непременно,
Надо звать обыкновенной.
2. Актуализация знаний.
Конкурс теоретиков.
Учитель. А чтобы отправиться в путешествие, проверим вашу готовность к уроку, проведем конкурс теоретиков. Игра называется «Один -ноль» Я буду читать определение какого то понятия. Если верно, вы пишете на листочках 1, а если нет, то 0
Вопросы для конкурса:
#1086;быкновенная дробь- это дробь, состоящая из числителя и знаменателя.
#1095;исло, стоящее над чертой называется знаменатель.
#1101;лементы обыкновенной дроби числитель, знаменатель, дробная черта
#1095;исло под чертой называется числитель
#1095;тобы сложить две дроби с одинаковыми знаменателями, надо сложить числители и знаменатели и записать новую дробь.
#1076;роби бывают правильные и неправильные
7. если числитель равен знаменателю, то дробь правильная.
#1074; правильной дроби числитель меньше знаменателя.
Ответ: 00100101
3. Входной контроль «Истина где – то рядом…».
У вас на партах лежат листочки для ответов, а задания на экране, на их выполнение дается 5 минут.(6 примеров и уравнений на применение правил сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.) пишете только ответы.
- Ответ:
- Ответ:
- Ответ:
Решите уравнение:
4. Ответ:
5. Ответ:
6. Ответ:
4. «Хлопушки» Учитель. Вспомним определение правильных и неправильных дробей. Я буду читать дроби, а вы, услышав неправильную дробь, хлопаете в ладоши.
15/17, 5/9, 20/19, 50/51, 100/200, 4/9, 75/57, 53/23, ½, 6/534, 3/7.
Привал “Веселые вопросы”.
1. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на десяти руках?
Ответ: 50.
2. Яйцо вкрутую надо варить 5 минут. Сколько времени надо варить 6 яиц вкрутую?
Ответ: 5 минут.
#1059; Мамеда было десять овец. Все, кроме девяти, околели. Сколько овец осталось у Мамеда?
Ответ: 9 овец.
4. Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, которая может вместить лишь одного, но оба переправились. Как это могло случиться?
Ответ: Они подошли к разным берегам.
5. Палку распилили на 12 частей. Сколько сделали распилов?
Ответ: 11.
6. Вы – пилот самолета. Самолет летит в Лондон через Париж. Высота полета 8 тысяч метров, температура за бортом минус 40 градусов, средняя скорость 900 км/ч. Сколько лет пилоту?
Ответ: Столько, сколько отвечающему.
Физминутка инфоурок.
Учитель: Отдохнули и снова в путь. Конкурс «Практиков»
- В два вагона погрузили 112 тонн зерна. В первый вагон погрузили часть всего зерна. Сколько тонн зерна погрузили во второй вагон? Ответ: 64 т
- В общем вагоне 81 сидячих мест, причём из них занято. Сколько мест в вагоне свободно? Ответ: 36 мест
- Бригада строителей должна отремонтировать 210 км дороги. В первую неделю отремонтировали дороги. Сколько километров дороги осталось отремонтировать? Ответ: 150км
Самостоятельная работа « И один в поле - воин!»
(на презентации)
Учащиеся обмениваются листочками и проверяют работы друг друга. Правильные ответы на доске.
Рефлексия.
«Микрофон» (Учащиеся по очереди дают аргументированный ответ на один из вопросов)
На уроке я работал….
Материал урока мне показался ….
Я не знал… - Теперь я знаю
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
Учитель: Закончить урок мне хочется словами Л.Н. Толстого: «Человек подобен дроби. Числитель – это то, кем он является. В знаменателе то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь»”. Благодарю всех.
Домашнее задание: Сделать цветную аппликацию из долей квадратов, разрезанных на части тремя различными способами.
Приложение 1
Рабочий лист к уроку
Фамилия Имя _______________________________
Анаграммы:
1.
2.
3.
4.
5.
Конкурс теоретиков. ______________________
Истина где-то рядом….
Решите уравнение:
4.
5.
6.
Практики:
1.
2.
3.
И один в поле воин …
1.
2.
3.
Рефлексия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
желосине тавычниеи рьбдо внрао мезантнаьле Конкурс «Анаграммы»:
Ответ: Сложение Вычитание Дробь Равно Знаменатель
Тема урока: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Каждый может за версту, Видеть дробную черту. Над чертой – числитель, знайте, Под чертою – знаменатель. Дробь такую – непременно, Надо звать обыкновенной.
Конкурс теоретиков: 1. обыкновенная дробь- это дробь, состоящая из числителя и знаменателя. 2. число, стоящее над чертой называется знаменатель. 3. элементы обыкновенной дроби числитель, знаменатель, дробная черта 4. число под чертой называется числитель 5. чтобы сложить две дроби с одинаковыми знаменателями, надо сложить числители и знаменатели и записать новую дробь. 6. дроби бывают правильные и неправильные 7. если числитель равен знаменателю, то дробь правильная. 8. в правильной дроби числитель меньше знаменателя.
Правильный ответ: 00100101
Истина где-то рядом ….. Вычислить. Решить уравнение:
Ответы: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ:
Хлопушки
Веселые вопросы:
Физкультминутка
Конкурс практиков: В два вагона погрузили 112 тонн зерна. В первый вагон погрузили часть всего зерна. Сколько тонн зерна погрузили во второй вагон? В общем вагоне 81 сидячих мест, причём из них занято. Сколько мест в вагоне свободно? Бригада строителей должна отремонтировать 210 км дороги. В первую неделю отремонтировали дороги. Сколько километров дороги осталось отремонтировать ?
Правильные ответы: Ответ: 64 т Ответ: 36 мест Ответ: 150км
Самостоятельная работа «И один в поле воин…» 1 вариант 1 . Выполните действия: 2. Решите уравнение: 3. Маша прошла км , а Толик км . На сколько км больше прошел Толик ? (Ответ выразите в метрах) 2 вариант 1. Выполните действия: 2. Решите уравнение: 3. Расстояние от дома до озера равно км , а от озера до станции км . На сколько км одно расстояние больше другого? (Ответ выразите в метрах)
Проверяем ответы: 1 ВАРИАНТ 1. 2. 3. 2 ВАРИАНТ 1. 2. 3.
Одно задание – оценка « 3 » Два задания – оценка « 4 » Три задания – оценка « 5 » Оцениваем сами!
Микрофон: На уроке я работал…. Материал урока мне показался …. Я не знал… - Теперь я знаю сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую…
Рефлексия Я доволен своей работой на уроке . На уроке я работал неплохо . На уроке мне было трудно.
Домашнее задание : Сделать цветную аппликацию из долей квадратов, разрезанных на части тремя различными способами.
: Закончить урок мне хочется словами Л.Н. Толстого: «Человек подобен дроби. Числитель – это то, кем он является. В знаменателе то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь»”. Благодарю всех.
Спасибо за активную работу на уроке !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида в 7 классе. Тема: "Сложение и вычитание дробей и смешанных чисел"
Данная разработка предназначена для обучающихся 7специального класса. Содержит конспект урока....
Разработка урока по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
Конспект урока по математике. 5 класс. Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» Цели урока: 1.Закрепить у учащихся вычислительные приемы сложени...
Методическая разработка урока по теме "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"
Предлагается сценарий урока, технологическая карта, план- конспект урока, презентация, приложение....
разработка урока по теме "Сложение и вычитание дробей"
Систематизировать знания по теме "Сложение и вычитание дробей"...
Разработка урока по теме: "Сложение и вычитание дробей", 5 класс
Данный урок проводится в форме внеклассного занятия и ориентирован на систематизацию и обобщение знаний по теме "Сложение и вычитание дробей"...
Авторская методическая разработка урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием краеведческого материала. (5 класс)
С понятием десятичной дроби в школе мы знакомимся в 5 классе. Однако, материал данной темы изложен очень сухо и многим учащимся кажется «нудным» и «скучноватым». Проблема повышения и сохранения ...
Методическая разработка урока по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Цели урока:образовательная (создать условия для применения алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей); развивающая (создать условия для развития мыслительных операций: наблюдения, ср...