«Достижения российской науки и образования во второй половине XIX»
учебно-методический материал по истории (8 класс) на тему

Тодорова Анастасия Николаевна

Данная разработка содержит конспект урока по истории науки и образования в восьмом классе, а также необходимые материалы: презентацию, раздаточный материал.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Достижения российской науки и образования во второй половине XIX

Слайд 2

Цель изучения темы: учащийся должен овладеть способностью использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при составлении кроссворда на основе: • знаний основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность и системность развития науки и образования в отечественной истории конце XIX; • понимания периодизации открытий и достижений науки в конце XIX века; • умений представлять результаты изучения исторического материала в форме кроссворда

Слайд 3

Ситуативное задание . Для исторической игры между 8 классами вам необходимо составить кроссворд не менее, чем из 10 понятий о просвещение и науки в конце XIX

Слайд 4

План урока 1 . Развитие образования 2.Успехи естественных наук 3. Развитие географических знаний

Слайд 5

Вопросы Вспомните основные принципы системы образования первой половины XIX века Каким был уровень грамотности в первой половине XIX в.?

Слайд 6

Р еформы в области образования. В школах по-прежнему обучались только мальчики, хотя теперь они были открыты для детей всех сословий и вероисповеданий. Обучение в гимназиях было платным. Земские школы были наиболее распространенным видом начальной школы. Помимо чтения, письма, арифметики и закона Божия, ученик там получал элементарные знания по природоведению, географии, истории. Образование в церковно-приходских школах включала в себя чтение, письмо, закон Божий, церковнославянское чтение и церковное пение. Но по своему уровню это образование было ниже, чем в земской школе.

Слайд 7

Система образования России во второй половине XIX века Высшие женские курсы Университеты Высшие технические учебные заведения Высшее образования Гимназии (мужские и женские) Реальные училища Прогимназии (=4 года гимназии) Среднее образование Церковно-приходские школы Земские школы Воскресные школы для взрослых Государственные школы Начальное образование

Слайд 8

Проведите линии в схеме. Средний уровень грамотности населения России 4 % Грамотность среди мужчин 13, 1% Населения со средним образованием 21,1 % Населения с высшим образованием 1% Грамотность среди женщин 29,3

Слайд 9

Проведите линии в схеме. Объясните, почему уровень грамотности к концу второй половины XIX в. повысился, но по-прежнему оставался низ­ким по сравнению с Западной Европой? 21,1 % Средний уровень грамотности населения России Грамотность среди мужчин 29,3 Грамотность среди женщин 13,1 Населения со средним образованием 4 % Населения с высшим образованием 1 %

Слайд 10

Приведите в соответствие таблицу «Русские путешественники второй половины XIX в.» № Фамилия № Район исследования 1 Н.Н. Миклухо-Маклай Камчатка, Чукотка, о-ва северной части Тихого океана 2 Ф.П. Литке Юго-восточная Азия, Австралия, Новая Гвинея 3 Н.М. Пржевальский Центральная Азия 2 1 3

Слайд 11

Рефлексия Задание 1(самоанализ) Дополните предложение: 1. Я считаю, что изучение данной темы было нужно и полезно, потому что Задание 2 (самооценка) Дополните предложения. 1. Я доволен (льна) своей работой на уроке, потому что _____________ . Я оцениваю свою работу по теме на ____(отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что ______

Слайд 12

Домашнее задание Составить кроссворд не менее, чем из 10 понятий о просвещение и науки в конце XIX



Предварительный просмотр:

Рабочий лист на тему «Достижения российской науки и образования во второй половине XIX»

Задания№ 1.

1. Вспомните основные принципы системы образования первой половины XIX века (З)

2. Каким был уровень грамотности в первой половине XIX в.? (З)

3. Соотнесите процентный состав населения страны (стр. 253-254) (П )

Средний уровень грамотности населения России

 4 %

Грамотность среди мужчин

13, 1%

Населения со средним образованием

21,1 %

Населения с высшим образованием

1%

Грамотность среди женщин

29,3

4. Объясните, почему уровень грамотности к концу второй половины XIX в. повысился, но по-прежнему оставался низким по сравнению с Западной Европой?(П)

5. Что, с вашей точки зрения, нужно было предпринять, чтобы все население страны стало грамотным? (У)

 На основе материала учебника &36, п. 2 Успехи естественных наук

1. Дайте определения естественным наукам (З)

2. На основе п. Успехи естественных наук, приведите примеры, доказывающие, что открытия русских ученых имели прикладной характер и широко использовались в практических целях. (П)

3. На основе материала учебника &36, п. 2 Успехи естественных наук, заполните таблицу «Развитие естественных наук во второй половине XIX в.» (У)

Ученый

Отрасль науки

Открытие

 И.И. Мечников

 Физиология и медицина

 Фагоцитоз, эволюционная эмбриология

А.С. Попов



Периодический закон

  И.М. Сеченов

Физиология



    Физиология

    Высшая нервная деятельность

П.Н. Яблочков

Физика

 

Математика, Физика

Арифмометр

На основе п. Развитие географических знаний, 256-257 и видеоролика.

Посмотрите видеоролик и ответьте на вопросы:

1. Назовите научные заслуги Н.М. Пржевальского

2. Приведите аргументы подтверждающие необходимость географических открытий во второй половине  XIX в

3. Соотнесите фамилии путешественников и район исследования «Русские путешественники второй половины XIX в.».

Фамилия

Район исследования

1

  Н.Н. Миклухо-Маклай

  Камчатка, Чукотка, о-ва северной части Тихого океана

2

  Ф.П. Литке

  Юго-восточная Азия, Австралия, Новая Гвинея

3

  Н.М. Пржевальский

  Центральная Азия

Дополните предложение:

Отечественная наука второй половины XIX в. вышла на ………………………………….

Русские ученые внесли ………….вклад в развитие мировой научной мысли.



Предварительный просмотр:

Тема урока:  Достижения российской науки и образования во второй половине XIX

Цель изучения темы: учащийся должен овладеть способностью использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при  составлении кроссворда на основе:

•         знаний основных  фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность и системность развития науки и образования в отечественной истории конце XIX;

•         понимания периодизации  открытий и достижений науки в конце XIX века;

•        умений представлять результаты изучения исторического материала в форме кроссворда

Ситуативное задание. Для исторической игры между 8  классами  вам необходимо составить кроссворд не менее, чем из 10 понятий о просвещение и науки в конце XIX

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ

Личностный:

- определять потребности в освоении учебной темы;

- проявлять интерес к учебной теме;

- проявлять творчество при выполнении задания;

- проявлять отношение к основным моральным нормам;

- осознавать успешность своей деятельности.

Метапредметный:

 Познавательные умения:

  - осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием;

  - оптимизировать информацию;

  - переводить информацию в разные формы предъявления;  

  - предъявлять информацию в различных языковых формах;

  - определять значение и смысл термина;

  - формулировать вопросы и ответы, однозначно адекватные друг другу;

  - устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения,

    выводы, доказательства;

  - создавать творческий продукт.

 Регулятивные умения:

   - принимать и сохранять учебное задание;

   - устанавливать последовательность действий по выполнению задания;

   - преодолевать затруднения;

   - контролировать выполнение результата.

 Коммуникативные умения:

   - адекватно передавать информацию собеседнику;

   - внимательно слушать и слышать партнёра;

   - участвовать в диалоге;

   - корректно взаимодействовать с другими людьми.

Вспомните основные принципы системы образования первой половины XIX в.

План урока

1. Развитие образования

2.Успехи естественных наук

3. Развитие географических знаний

Этапы

урока

Деятельность учащихся

Задания для учащихся на этапах урока

1. Орг. этап

Приветствие, настрой на плодотворную работу

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку, положительный настрой на восприятие материала урока

2. Актуализация знания

Ситуативное задание. Для исторической игры между 8  классами  вам необходимо составить кроссворд не менее, чем из 10 понятий о просвещение и науки в конце XIX

3. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

Ответы детей:

  • Образование носило сословный характер. У представителей крестьянского сословия, ремесленников, мещан почти не было возможности даже при желании расширять образование. Образование же помещичьих крестьян целиком и полностью зависело от помещиков, которые не заботились о крестьянском образовании.

К 50-м годам XIX века уровень грамотности в среднем по стране не превышал 1 % ; в некоторых, прежде всего столичных губерниях, он составлял от 1,5 % до 2 %

1. Вспомните основные принципы системы образования первой половины XIX века (З)

2. Каким был уровень грамотности в первой половине XIX в.? (З)

4. Освоение нового учебного материала

Ответы детей:

1. (С одной стороны,  потребности роста промышленности, торговли, транспорта, сельского хозяйства, внедрение в эти отрасли машинной техники, необходимость при-влечения в эти производственные сферы бывших крепостных крестьян, их участие в хозяйственной и общественной жизни страны делало необходимым обучение последних. С другой стороны,  образование всегда рассматривалось как важный инструмент воспитания народных масс в духе преданности «вере, царю и отечеству». Если раньше крепостная зависимость контролировала крестьянские умонастроения, то теперь эту контролирующую функцию должно было взять на себя государство.)

2. Средний уровень грамотности населения России — 21,1%

Грамотность среди мужчин — 29,3%

Грамотность среди женщин — 13,1%

Население со средним образованием — 4%

Население с высшим образованием — 1%

Уровень грамотности ограничивался лишь начальной шкодой. 95% грамотных окончили только начальную школу. Причины этого явления: платное среднее образование, отсутствие времени обучения у детей крестьян, ремесленников. Грамотных мужчин в два раза больше, чем женщин. Если в начальной школе могли учиться и мальчики и девочки, то далее доступ девушек к образованию был ограничен. В немногочисленных женских гимназиях обучались девочки из семей дворян, чиновников.

2. Успехи естественных наук

1. Естественные науки – науки, изучающие природу

2. Попов – радио, открытия И.П. Павлова, которые использовались в медицине.

Почему с отменой крепостного права возникла необходимость в проведении реформы образования? (П)

2. Проведите линии в схеме (П )

Объясните, почему уровень грамотности к концу второй половины XIX в. повысился, но по-прежнему оставался низким по сравнению с Западной Европой? (П )

Что, с вашей точки зрения, нужно было предпринять, чтобы все население страны стало грамотным?

2. Успехи естественных наук

1. Дайте определения естественным наукам (З)

2. На основе п. Успехи естественных наук, приведите примеры, доказывающие, что открытия русских ученых имели прикладной характер и широко использовались в практических целях. (П)

3. На основе материала учебника &36, п. 2 Успехи естественных наук, заполните таблицу «Развитие естественных наук во второй половине XIX в.» (У) См. приложение 1.

3. Развитие географических знаний

Посмотрите видеоролик и ответьте на вопросы:

1. Назовите научные заслуги Н.М. Пржевальского

2. Приведите аргументы подтверждающие необходимости географических открытий во второй половине  XIX в

3. Приведите в соответствие таблицу «Русские путешественники второй половины XIX в.» См. приложение 2.

5. Диагностика освоения темы

Ответ ученика.

Отечественная наука второй половины XIX в. вышла на передовые рубежи.

Русские ученые внесли весомый вклад в развитие мировой научной мысли.

Дополните предложение:

Отечественная наука второй половины XIX в. вышла на ………………………………….

Русские ученые внесли ………….вклад в развитие мировой научной мысли.

6. Рефлексия

Задание 1(самоанализ)

Дополните предложение:

1. Я считаю, что изучение данной темы было нужно и полезно, потому что

Задание 2 (самооценка)

Дополните предложения.

1. Я доволен (льна) своей работой на уроке, потому что _____________ .

Я оцениваю свою работу по теме на ____(отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что ______

7. Домашнее задание.

Составить кроссворд не менее, чем из 10 понятий о просвещение и науки в конце XIX

Приложение 1. Соотнесите процентный состав населения страны

Средний уровень грамотности населения России

 4 %

Грамотность среди мужчин

13, 1%

Населения со средним образованием

21,1 %

Населения с высшим образованием

1%

Грамотность среди женщин

29,3

Приложение 2. Заполните таблицу «Развитие естественных наук во второй половине XIX в.»

Ученый

Отрасль науки

Открытие

 И.И. Мечников

 Физиология и медицина

 Фагоцитоз, эволюционная эмбриология

А.С. Попов



Периодический закон

  И.М. Сеченов

Физиология



    Физиология

    Высшая нервная деятельность

П.Н. Яблочков

Физика

 

Математика, Физика

Арифмометр

Приложение 2. Заполните таблицу «Развитие естественных наук во второй половине XIX в.» Ответ.

Ученый

Отрасль науки

Открытие

 И.И. Мечников

 Физиология и медицина

 Фагоцитоз, эволюционная эмбриология

А.С. Попов

Физика

Радио

Д.И. Менделеев

Химия

Периодический закон

  И.М. Сеченов

Физиология

Рефлексы головного мозга

И.П. Павлов

    Физиология

    Высшая нервная деятельность

П.Н. Яблочков

Физика

 Дуговая электрическая лампочка

П.Л.Чебышев

Математика, Физика

Арифмометр

Приложение 3.  Приведите в соответствие таблицу «Русские путешественники второй половины XIX в.»

Фамилия

Район исследования

1

  Н.Н. Миклухо-Маклай

  Камчатка, Чукотка, о-ва северной части Тихого океана

2

  Ф.П. Литке

  Юго-восточная Азия, Австралия, Новая Гвинея

3

  Н.М. Пржевальский

  Центральная Азия

Приведите в соответствие таблицу «Русские путешественники второй половины XIX в.» Ответ.

Фамилия

Район исследования

1

  Н.Н. Миклухо-Маклай

2

  Камчатка, Чукотка, о-ва северной части Тихого океана

2

  Ф.П. Литке

1

  Юго-восточная Азия, Австралия, Новая Гвинея

3

  Н.М. Пржевальский

3

  Центральная Азия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект учебного занятия по истории 8 класс "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX в."

Конспект учебного занятия  Класс: 8Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России, XIXвекУчебная тема: Россия во второй половине XIXв.Тема урока: Достижения российской науки и образо...

Классный час: "Достижения российской науки!"

Презентация для классного часа по теме: "Достижения российской науки!" знакомит обучающихся с историей возникновения Дня науки. Подобранный материал углубляет знания о деятелях российской науки, об их...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX века"

Урок изучения нового материала в 8 классе с применением ЭОР.    Цель  урока: познакомить обучающихся с системой образования и достижениями науки России во второй половине XIX в.;За...

Наука и культура во второй половине XIX века

Русская культура, искусство и научные открытия второй половины   XIX века получили признание во всем мире. XIX век по праву считается в истории России веком науки и культуры. Именно в этот п...

Кроссворд "Достижения науки и образования во второй половине XIX века"

Кроссворд создан по материалам учебника "История России. XIX век". 8 класс...

Презентация по истории России 8 класс на тему "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX в. (§36)" (по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной)

Презентацию по истории России 8 класс на тему "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX  в. (§36)" (по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной) рекомендуется использовать с р...

Российская империя в середине и второй половине 18 века

контрольная работа по теме "Российская империя в середине и второй половине 18 века"...