Рабочая программа по истории для 6 класса
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древности до конца XVI в. для 6 класса составлена на основе программ:
1. История России с древности до конца XVI в. Авторы программы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Программа рассчитана на 34 часа. Программа подкреплена учебником: Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца XVI в.: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2008.
2. История средних веков. Автор программы: В.А. Ведюшкин. Программа рассчитана на 34 часа.
Используются учебники: Агибалова Е.В. История средних веков: учеб. для 6 класса общеобразоват. учреждений /Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
Ведюшкин В. А. История средних веков: учеб. для 6 класса общеобразоват. учреждений /В.А. Ведюшкин; под ред. А.О. Чубурьяна; Рос. акад. наук, рос. акад. образования, изд. «Просвещение». – 5-е изд, перераб. – М.: Просвещение, 2006.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_6_kl.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древности до конца XVI в.
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древности до конца XVI в. для 6 класса составлена на основе программ:
1. История России с древности до конца XVI в. Авторы программы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Программа рассчитана на 34 часа. Программа подкреплена учебником: Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца XVI в.: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2008.
2. История средних веков. Автор программы: В.А. Ведюшкин. Программа рассчитана на 34 часа.
Используются учебники: Агибалова Е.В. История средних веков: учеб. для 6 класса общеобразоват. учреждений /Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
Ведюшкин В. А. История средних веков: учеб. для 6 класса общеобразоват. учреждений /В.А. Ведюшкин; под ред. А.О. Чубурьяна; Рос. акад. наук, рос. акад. образования, изд. «Просвещение». – 5-е изд, перераб. – М.: Просвещение, 2006.
В цели курса входит:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерны причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
Историческое образование играет важную роль в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план. тезисы, конспекты. на уроках истории учащиеся могут овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение) , приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Ведущая технология, используемая на уроках – технология развития критического мышления.
Методы работы на уроке: рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, иллюстрациями и историческими источниками, беседа по прочитанному.
Формы и методы контроля: устный ответ, письменные ответы на задания тестового типа, сообщение.
Методы и приемы формирования компетенций
№ п/п | Тема | Компетенция | Методы и приемы формирования |
1 | Древние германцы и Римская империя. | Информационная | Анализ заголовков параграфа, поиск объяснения в тексте |
2 | Культура раннего Возрождения в Италии. | Общекультурная | Обсуждение анализ информации |
3 | Что англичане считают началом своих свобод. | Ценностно-смысловая | Анализ информации |
4 | Обобщение «Русь в IX – первой половине XII в.» | Коммуникативная | Выполнение и обсуждение заданий |
5 | Московское княжество и его соседи в к. XIV – середине XV века | Информационная | Работа с картой |
№ ур | Раздел, глава, тема урока | Форма организации деятельности | Основные изучаемые понятия | Дата провед. | Коррек-ция |
1 | Введение. Живое средневековье. | Работа с текстом учебника (схема), лентой времени | Средние века, исторические источники, хроники | сент | |
Становление средневековой Европы (VI–XI века) (4 часа) | |||||
2 | Древние германцы и Римская империя. | Работа с картой, текстом учебника | Вестготы, остготы, франки, вандалы, англы, саксы, Великое переселение народов | ||
3 | Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках. | Анализ информации, работа с текстом учебника | Граф, зависимые крестьяне, духовенство, миряне, монастырь, феод, феодал | ||
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. | Работа с картой, текстом учебника | Феодальная раздробленность, король, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал | ||
5
| Западная Европа в IX – XI веках. Культура Западной Европы в раннее Средневековье. | Работа с картой, сообщения, анализ информации (краткие записи) | Норманны, Каролингское Возрождение, богословие, Пергамен, жития святых | ||
Византийская империя и славяне в VI – XI веках. (2 часа) | |||||
6 | Византийская империя в 6-11 вв. | Работа с картой, текстом учебника, иллюстрациями, беседа | Крестово-купольный храм, фреска, мозаика | ||
7 | Образование славянских государств. | Работа с картой, текстом учебника | Вече, князь, печенеги | ||
Арабы в VI – XI веках. (1 час) | |||||
8 | Арабы в 6-11 вв. | Работа с картой, иллюстрациями, анализ информации | Ислам, халифат, бедуины, шариат, Коран, эмират, медресе | ||
Феодалы и крестьяне. (2 часа) | |||||
9 | В рыцарском замке. | Беседа, работа с текстом учебника, иллюстрациями | Рыцарь, замок, турнир, кодекс рыцарской чести | окт | |
10 | Средневековая деревня и её обитатели. | Анализ информации (краткие записи), беседа | Феодальная вотчина (поместье), община, барщина, оброк, натуральное хозяйство | ||
Средневековый город в Западной и Центральной Европе. (2 часа) | |||||
11 | Формирование средневековых городов. | Беседа, работа с текстом учебника, иллюстрациями | Город, мастер, подмастерье, ученик, шедевр, цех, товарное хозяйство | ||
12 | Горожане и их образ жизни. | Беседа, работа с текстом учебника, иллюстрациями | Бюргер, ратуша, интеллигенция | ||
Католическая церковь в XI – XIII веках. (2 часа) | |||||
13 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | Анализ информации (краткие записи. схема) | Сословие, десятина, мощи, индульгенция, католичество, православие, еретик, орден | ||
14 | Крестовые походы. | Работа с картой, текстом учебника, иллюстрациями | Крестовые походы, крестоносцы. | ||
Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века). (6 часов) | |||||
15 | Объединение Франции. | Работа с картой, текстом учебника | Генеральные штаты, сословная монархия | ||
16 | Что англичане считают началом своих свобод. | Работа с картой, текстом учебника, иллюстрациями | Великая хартия вольностей, парламент | ||
17 | Столетняя война. | Работа с картой, текстом учебника, беседа | Столетняя война | ||
18 | Крестьянские восстания во Франции и в Англии. | Анализ информации (таблица), синквейн | Жакерия | ||
19 | Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии. | Работа с картой, текстом учебника, беседа | Централизованное государство | нояб | |
20 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | Работа с картой, текстом учебника. | Реконкиста, инквизиция | ||
Германия и Италия в XII – XV веках. Славянские государства и Византия в XIV – XV веках. (3 часа) | |||||
21 | Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов. | Работа с картой, текстом учебника, беседа | «Золотая булла», гвельфы и гибеллины, тирания | ||
22 | Гуситское движение в Чехии. | Работа с картой, текстом учебника, беседа | Гуситы, табориты | ||
23 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | Работа с картой, анализ информации (краткие записи) | Турки-османы | ||
Культура Западной Европы в XI – XV веках. (3 часа) | |||||
24 | Образование и философия. Средневековая литература и искусство. | Сообщения, анализ информации (краткие записи) | Корпорация, схоластика, диспут, рационализм, мистика, трубадуры, романский и готический стиль, витраж | ||
25 | Культура раннего Возрождения в Италии. | Сообщения, анализ информации (краткие записи) | Возрождение, гуманист | дек. | |
26 | Научные открытия и изобретения. | Сообщения, анализ информации (таблица) | Астрология, алхимия | ||
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. (3 часа) | |||||
27 | Средневековый Китай. | Работа с картой, анализ информации (краткие записи) | Великий шелковый путь, улус | ||
28 | Индия: государства и культура. | Работа с картой, анализ информации (краткие записи) | Брахманы, касты, раджи | ||
29 | Государства и народы доколумбовой Америки. Африка. | Работа с картой, анализ информации (краткие записи) | Майя, ацтеки, инки | ||
30 | Наследие Средних веков в истории человечества. | Сообщения, выполнение заданий различного типа | |||
31 | Введение. Что изучает история Отечества. | Анализ информации, краткие записи | Археология, культурный слой, палеография, топонимика, геральдика, сфрагистика, нумизматика, метрология | янв. | |
Восточные славяне – 2 часа | |||||
32 | Восточные славяне | Работа с картой, текстом учебника и историческим источником | Индоевропейская группа народов, славянская языковая семья, род, родовая община, племя, союзы племен, кочевники, язычество, идол, святки | ||
33 | Соседи восточных славян | Работа с картой, текстом учебника | Колонизация, городище, каган, каганат, иудаизм, ислам | ||
Русь в IX – первой половине XII в. – 7 часов | |||||
34 | Формирование Древнерусского государства | Работа с картой, текстом учебника, анализ информации | Государство, варяги, полюдье, уроки, погосты | ||
35 | Первые киевские князья | Работа с таблицей, анализ информации (видеофрагмент) | Уроки, погосты | ||
36 | Владимир Святославич. Принятие христианства | Работа с картой, текстом учебника и историческим источником | Былина, печенеги, православие, митрополит, епископ, епархия, монастырь, десятина | ||
37 | Расцвет государства при Ярославе Мудром | Работа с текстом учебника и историческими источниками | Усобицы, половцы | февр. | |
38 | Культура, быт и нравы Древней Руси | Сообщения, анализ информации (краткие записи) | Летопись, проповедь, крестово-купольное строение, фольклор, былины | ||
39 | Начало раздробления Древнерусского государства | Работа с текстом учебника и историческими источниками | Феодальная раздробленность | ||
40 | Обобщение «Русь в IX – первой половине XII в.» | Выполнение и обсуждение заданий различного типа, работа с таблицами | |||
Русь во второй половине XII – XIII в. – 8 часов | |||||
41 | Главные политические центры Руси | Работа с картой, анализ информации | Бояре, вече, Боярская дума, отрок, дружина, дворяне | ||
42 | Главные политические центры Руси | Работа с картой, текстом учебника и историческим источниками | Удел | ||
43 | Нашествие с Востока | Работа с картой, анализ информации | Тумен | ||
44 | Борьба Руси с западными завоевателями | Работа с картой, текстом учебника и историческим источниками | Орден, крестовый поход | ||
45 | Русь и Золотая Орда | Анализ информации (видеофрагмент) | Улус, баскак, «ордынский выход», ярлык, иго | март | |
46 | Русь и Литва | Работа с картой, текстом учебника | |||
47 | Культура русских земель в XII – XIII веках | Сообщения, анализ информации (краткие записи), работа с иллюстрациями | Культура, икона, фасад, фрески, скоморохи, летопись, летописный свод | ||
48 | Обобщение «Русь во второй половине XII - XIII веках» | Заполнение таблиц, выполнение заданий | |||
49 | Родной край в древности – 1 час | ||||
Образование единого русского государства – 8 часов | |||||
50 | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. | Работа с картой, текстом учебника, анализ информации (видеофрагмент) | |||
51 | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. | Работа с картой, текстом учебника, анализ информации (видеофрагмент) | апрель | ||
52 | Московское княжество и его соседи в к. XIV – середине XV века | Работа с картой, заполнение таблицы, составление схемы | Служилые люди | ||
53 | Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества | Работа с картой, текстом учебника | Государь, латинство, централизация | ||
54 | Московское государство в конце XV – начале XVI века | Работа с картой, текстом учебника (краткие записи) | Герб, Судебник, наместник, волостель, кормление, местничество, Юрьев день, закрепощение | ||
55 | Церковь и государство в конце XV – начале XVI века | Работа с текстом учебника | Нестяжатели, иосифляне, «Москва – третий Рим», ересь «жидовствующих» | ||
56 | Культура и быт в XIV - начале XVI века | Сообщения, анализ информации (краткие записи), работа с иллюстрациями | |||
57 | Обобщение «Образование единого русского государства» | Заполнение таблиц, выполнение заданий | |||
Московское государство в XVI веке – 4 часа | |||||
58 | Реформы Избранной рады | Работа с текстом учебника (краткие записи), анализ схемы | Царь, шапка Мономаха, «черные люди», сословия, сословная монархия, волость, стрельцы, Избранная рада | ||
59 | Внешняя политика Ивана IV | Работа с картой, текстом учебника (краткие записи) | Ясак, Речь Посполитая, казаки, заповедные годы | ||
60 | Опричнина | Анализ информации | Приказы, опричнина, земщина | май | |
61 | Культура и быт в XVI веке | Сообщения, анализ информации , работа с иллюстрациями(краткие записи) | Печатник | ||
62 | Родной край в XIV – XVI веках – 1 час | ||||
63 | Итоговое повторение | Выполнение и обсуждение заданий различного типа, работа с таблицами | |||
64 | Контрольная работа | Выполнение заданий различного типа | |||
65-68 | Резервные уроки |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории ученик должен
знать/ понимать
- основные этапы и ключевые события истории России и мира; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ ( в том числе сочинений), рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Учебно-методическое обеспечение
Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца XVI в.: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2008.
Соловьев К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI в.: 6 класс. – М.: ВАКО, 2006.
Агибалова Е.В. История средних веков: учеб. для 6 класса общеобразоват. учреждений /Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
Ведюшкин В. А. История средних веков: учеб. для 6 класса общеобразоват. учреждений /В.А. Ведюшкин; под ред. А.О. Чубурьяна; Рос. акад. наук, рос. акад. образования, изд. «Просвещение». – 5-е изд, перераб. – М.: Просвещение, 2006.
Несмелова М.Л. Конспекты уроков по истории средних веков: 6-7 кл.: Методическое пособие: в 2-х ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС_ПРЕСС, 2001.
Атлас по истории средних веков.
Атлас и контурные карты по отечественной истории с древнейших времен до конца XVI IIв.
Список литературы
Ключевский в.О. Краткое пособие по русской истории. – М.: ТЕРРА; «Книжная лавка – РТР», 1996.
Культура Древней Руси. Пособие для учителей. – Л.: Просвещение, 1967.
Пятецкий Л.М. Справочник по истории России с древнейших времен. – 2-е издание. – М.: издательство «Московский лицей», 1995.
Рассказы начальной русской летописи/ Пер. с древнерусск. и пояснения Т.Н. Михельсон; научн. ред., сост. и автор послесл. Д.С. Лихачев; художн. И. Архипов. Переизд. – М.: Детская литература., 1987.
Сборник нормативных документов. История /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...