Рабочая программа по истории для 5 класса
рабочая программа по истории (5 класс) по теме
Рабочая программа по истории древнего мира для 5 класса составлена на основе программы «История Древнего мира». Авторы программы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Программа рассчитана на 68 часов. Программа подкреплена учебником «История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2009».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_5_kl.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по истории Древнего мира
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса составлена на основе программы «История Древнего мира». Авторы программы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Программа рассчитана на 68 часов. Программа подкреплена учебником «История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2009».
В цели курса входит:
- освещение взаимодействия человека с окружающей природной средой, экономического развития древних обществ, различных форм социального и политического строя;
- показ наиболее ярких личностей Древнего мира и их роли в истории и культуре;
- характеристика становления идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий – буддизма и христианства);
- раскрытие на конкретном материале положения о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Задача курса: формировать историческое мышление. Исходя из задачи курса дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от современного.
Ведущая технология, используемая на уроках – технология развития критического мышления.
Основные методы работы на уроке: рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, иллюстрациями и историческими источниками, беседа по прочитанному,
Основные формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, в парах.
Формы и методы контроля: устный ответ, письменные ответы на задания тестового типа, сообщение.
Методы и приемы формирования компетенций
№ п/п | Тема | Компетенция | Методы и приемы формирования |
1 | Введение в историю Древнего мира | Информационная учебно-познавательная | Анализ видеофрагмента беседа и обсуждение в музее |
2 | Возникновение земледелия и скотоводства | Общекультурная | Высказывание суждений |
3 | Военные походы фараонов | Информационная | Работа с картой |
4 | Библейские сказания | Ценностно-смысловая информационная | Анализ информации работа с текстом учебника |
5 | Зарождение демократии в Афинах | Ценностно-смысловая | Оценка деятельности исторической личности |
6 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье | Информационная учебно-познавательная | Работа с картой формулирование выводов |
№ ур | Раздел, глава, тема урока | Цель | Основные понятия, термины, формы организации деятельности | ОУУН | Домаш. задание | Дата про- вед. | Коррекция |
1 | Введение в историю Древнего мира ( 1 ч) | Сформировать первичные представления об истории как науке | Археология, исторический источник, история, всеобщая (Всемирная) история. Рассказ учителя, чтение учебника, просмотр видеофрагмента о работе археологов, беседа с классом, посещение музея | Воспроизведение информации, анализ источника информации, работа со справочным аппаратом учебника | С.6 | сент | |
Р.1 Жизнь первобытных людей (6 ч + 1ч повторения). Гл. 1 Первобытные собиратели и охотники. (3 ч) | |||||||
2 | Древнейшие люди | Показать роль труда в жизни людей | Собирательство, орудие труда, палка-копалка, рубило, человеческое стадо. Работа с картой (с.7), текстом и иллюстрациями учебника | Выделение сходства и различия, связное изложение информации | П.1 | ||
3 | Родовые общины охотников и собирателей | Подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей. | Гарпун, родовая община. Работа с текстом и иллюстрациями учебника | Формулирование несложных выводов, сравнение и описание орудий труда | П.2 | ||
4 | Возникновение искусства и религиозных верований | Ознакомить с понятиями «религия» и «искусство», причинами их появления | Религия, искусство, пещерная живопись, Альтамира. Работа с текстом и иллюстрациями учебника, алгоритм решения творческих задач | Элементарный анализ исторических фактов, изложение своих мыслей | П.3 | ||
Гл.2 Первобытные земледельцы и скотоводы. (2 ч) | |||||||
5 | Возникновение земледелия и скотоводства | Подвести к пониманию того, что скотоводство и земледелие – величайшие открытия человечества. | Старейшина, племя, производящее хозяйство, присваивающее хозяйство, зернотерка, мотыга. Работа с текстом и иллюстрациями учебника | Высказывание суждений, пересказ, описание фактов (орудия труда, условия жизни, способы охоты) | П.4 | ||
6 | Появление неравенства и знати | Подвести к пониманию причин появления неравенства между людьми | Ремесло, плуг, неравенство, знать, вождь, государство. Беседа с классом | Раскрытие содержания иллюстрации | П.5, повт. 1-4 | ||
7 | Повторение «Жизнь первобытных людей» ( 1 ч) | Систематизация и контроль качества знаний учащихся | Ответы на вопросы, решение творческих задач | Развернутый ответ, анализ информации: выводы, сходство, различие | С. 28-30 | ||
Гл.3 Счет лет в истории (1 ч) | |||||||
8 | Счет лет в истории | Сформировать представления о хронологических датах как части исторических знаний | Хронология, система летоисчисления. Практические задания на количество, перевод, хронологию | Счет лет в истории ( умение оперировать историческими датами) | С.30 (вопросы и задания) | ||
Р. 2 Древний Восток. (18 ч + 2 ч повторения) Гл. 4 Древний Египет. (7 ч + 1 ч повторения)) | |||||||
9 | Государство на берегах Нила | Ознакомить учащихся с местоположением и природными условиями Египта, подвести к пониманию причин появления цивилизации | Цивилизация, папирус, дельта, оазис, фараон. Работа с картой, текстом и иллюстрациями учебника | Чтение исторической карты, анализ исторического источника | П.6 | окт. | |
10 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | Ознакомить учащихся с жизнью земледельцев и ремесленников | Вельможи, писцы, земледельцы, ремесленники. Работа с историческими источниками. Памятка для оценки устного ответа | Анализ исторического источника, отзыв на ответ, формулирование несложных выводов | П.7 | ||
11 | Жизнь египетского вельможи | Ознакомить учащихся с жизнью египетских вельмож | Самостоятельная работа с текстом учебника, беседа по прочитанному, решение творческой задачи | Анализ исторических фактов, выделение существенных признаков | П.8 | ||
12 | Военные походы фараонов | Подвести к пониманию причин последствий характера военных походов фараонов; формировать умения читать истор. карту, определять местоположение историко-географ. объектов | Колесница, наемное войско. Работа с картой, текстом учебника и историческим источником | Анализ исторического источника, чтение исторической карты | П.9 | ||
13 | Религия древних египтян | Ознакомить с религиозными верованиями древних египтян | Жрецы, мумия, саркофаг. Работа с текстом учебника и историческим источником | Анализ исторических фактов на элементарном уровне, формулирование несложных выводов, пересказ содержания текста учебника | П.10 | ||
14 | Искусство Древнего Египта | Ознакомить с древнеегипетской культурой: архитектурой, скульптурой | Чудеса света, пирамида, храм, культура. Работа с текстом учебника, иллюстрациями, видео -фрагментом «Пирамиды» | Пересказ содержания текста учебника, раскрытие содержания иллюстрации, рассказ на основе разных источников информации | П.11 | ||
15 | Письменность и знания древних египтян | Охарактеризовать развитие письменности и науки в Древнем Египте | Иероглиф, папирус. Работа с текстом учебника, иллюстрациями | Воспроизведение информации, раскрытие содержания иллюстрации | П.12. повт. 6-11 | ||
16 | Повторение «Древний Египет» ( 1 ч) | Систематизация и контроль качества знаний учащихся | Выполнение теста | Повт.пп. 6-12 | |||
Гл. 5 Западная Азия в древности (7 ч ) | |||||||
17 | Древнее Двуречье | Ознакомить с природой, климатическими условиями, местоположением Д.Д. | Двуречье, Междуречье, клинопись. Работа с картой, текстом учебника и историческим источником | Анализ исторического источника, сравнение географической среды Египта и Двуречья | П.13 | ноя брь | |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | Ознакомить с содержанием законов царя Хаммурапи и их значением | Закон. Работа с картой, текстом учебника и историческим источником | Анализ исторического источника, формулирова- ние несложных выводов | П.14 | ||
19 | Финикийские мореплаватели | Ознакомить с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев | Колонии. Работа с картой, текстом учебника | Чтение исторической карты, оценка исторических явлений | П.15 | ||
20 | Библейские сказания | Ознакомить с библейскими сказаниями, показать вклад евреев в мировую культуру – создание первой монотеистической религии | Библия, Ветхий Завет, миф, предание, единобожие. Комментированное чтение | Пересказ, воспроизведе-ние информации | П.16 | ||
21 | Древнееврейское царство | Познакомить с библейскими сказаниями о героях | Работа с картой, текстом учебника и историческим источником | Составление рассказа на основе текста учебника и исторического источника | П.17 | ||
22 | Ассирийская держава | Подвести к пониманию причин возникновения и гибели Ассирии | Работа с картой, текстом учебника и историческим источником | Формулирование несложных выводов | П.18 | ||
23 | Персидская держава «царя царей» | Ознакомить с политической историей создания Персидс- кой державы и ее государс.- административным устройством | Работа с картой, текстом учебника и историческим источником | Чтение исторической карты, формулирование несложных выводов | П.19 | ||
Гл. 6 Индия и Китай в древности (4 ч) | |||||||
24 | Природа и люди Древней Индии | Ознакомить с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии | Джунгли Работа с картой, текстом учебника и историческим источником | Сравнение природных условий разных стран, составление рассказа | П.20 | дек. | |
25 | Индийские касты | Помочь усвоить понятие «каста»; подвести к пониманию того, что неравенство было закреплено религией | Каста, брахманы, буддизм, неприкасаемые. Работа с текстом учебника и историческим источником | Пересказ, составление рассказа на основе 1-2 источников знаний | П.21 | ||
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | Ознакомить со взглядами Конфуция | Бамбук. Работа с картой, текстом учебника и историческим источником | Чтение исторической карты, формулирование несложных выводов, выделение главного | П.22 | ||
27 | Первый властелин единого Китая | Подвести к пониманию значения образования единого Китая и изобретений китайцев | Великая Китайская стена. Работа с картой, текстом учебника и историческим источником | Составление рассказа, чтение исторической карты, формулирование несложных выводов | П.23, индивид. задания к ур. 28 | ||
28 | Повторение «Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру» (1 ч) | Систематизация и контроль качества знаний учащихся | Выполнение творческих заданий, тестов | Связное изложение информации, формулирование несложных выводов | Повт. пп. 13-23 | ||
Р. 3 Древняя Греция (17 ч + 2 ч повторения) Гл. 7 Древнейшая Греция (4 ч) | |||||||
29 | Греки и критяне | Ознакомить с географическими и природными условиями Древней Греции, древнейшим периодом греческой истории | Греки, критяне. Работа с картой, текстом учебника, иллюстрациями и историческим источником | Показ исторических объектов на карте, сравнение природных условий разных стран, формулирование несложных выводов | П. 24 | ||
30 | Микены и Троя | Ознакомить с микенской культурой Д.Г., подвести к пониманию причин Троянской войны | Троянцы, яблоко раздора. Работа с картой, текстом учебника, иллюстрациями и историческим источником, решение задачи | Анализ исторического источника, пересказ текста учебника | П.25 | ||
31 | Поэмы Гомера | Ознакомить с содержанием поэм Гомера | Комментированное чтение, работа с текстом учебника | Составление рассказа, формулирование выводов, извлечение знаний из исторических источников, оценка событий, явлений, личностей | П. 26, п. 27 | ||
32 | Религия древних греков | Изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить уч-ся с мифами о них; подвести к пониманию общей законо- мерности: религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы | Религия Работа с иллюстрацией, текстом учебника, заполнение таблицы | Выделение главного, пересказ, составление рассказа | П. 28, инд. зад. О подвигах Геракла | янв. | |
Гл. 8 Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (6 ч) | |||||||
33 | Зарождение демократии в Афинах | Подвести к пониманию причин возникновения полисов; обеспечить усвоение новых понятий | Полис, демос, ареопаг, архонт, долговое рабство, Народное собрание, реформы, демократия. Работа с картой, текстом учебника, иллюстрациями и историческим источником, решение задачи | Извлечение знаний из исторических источников, оценка событий и их участников | П. 29, п. 30 | ||
34 | Древняя Спарта | Ознакомить с общественным и гос-ным устройством Спарты, сравнить его с Афинским государством | Лаконичный Работа с картой, текстом учебника и историческим источником, объяснение терминов | Формулирование выводов, составление рассказа, сравнение исторических явлений, их оценка | П. 31 | ||
35 | Греческие колонии | Ознакомить с основными направлениями греческой колонизации | Колонизация, скифы. Работа с картой, текстом учебника и историческим источником | Показ исторических объектов на карте, чтение карты, составление рассказа | П. 32 | ||
36 | Олимпийские игры в древности | Ознакомить с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями | Олимпийские игры, атлет, ипподром. Пятиборье Работа с картой, текстом учебника, иллюстрациями и историческим источником. | Выделение главного, составление рассказа | П. 33 | ||
37 | Греко-персидские войны. Марафонская битва. | Показать героическую борьбу греков против персидской агрессии, подвести к пониманию причин победы греков в Марафонской битве | Стратег, фаланга. Работа с картой, текстом учебника, иллюстрациями и историческим источником, заполнение таблицы | Составление рассказа, формулирование несложных выводов, чтение исторической карты | П. 34 | ||
38 | Нашествие персов на Элладу | Ознакомить с завершением героической борьбы греческих полисов с державой персов | Заполнение таблицы, работа с картой, текстом учебника, иллюстрациями и историческим источником | Показ историч. объектов на карте, чтение карты, составление рассказа, выделение главного, формулирование выводов | П. 35 | фев. | |
Гл. 9 Возвышение Афин в V в до н. э. и расцвет демократии (4 ч) | |||||||
39 | В гаванях афинского порта Пирей | Показать роль Афин в истории Д.Г., углубить знания о демократии | Граждане, демократия Тест по главе 8 Работа с текстом учебника, иллюстрациями и историческим источником | Формулирование несложных выводов, воспроизведение информации | П. 36 Инд.зад. об Акрополе | ||
40 | В городе богини Афины | Познакомить с жизнью Афин | Керамик, агора, Акрополь Работа с текстом учебника, иллюстрациями и историческим источником, сообщение уч-ся | Составление рассказа, описание памятника культуры | П. 37 | ||
41 | В афинских школах и гимнасиях. Театр Диониса. | Познакомить с особенностями древнегреческого воспитания и образования, развитием театра | Педагог, палестра, гимнасия, трагедия, комедия Работа с текстом учебника. иллюстрациями и историческим источником | Сравнение взглядов, явлений, составление рассказа, изложение своего мнения | П. 38, п. 39 | ||
42 | Афинская демократия при Перикле | Углубить знания о демократии | Оратор, первый стратег Работа с текстом учебника, заполнение таблицы, работа с историческим источником | Формулирование несложных выводов, выделение главного | П. 40 | ||
Гл. 10 Македонские завоевания в IV в до н. э. (3 ч) | |||||||
43 | Города Эллады подчиняются Македонии | Подвести к пониманию причин подчинения городов Эллады Македонии | Работа с текстом учебника, картой | Формулирование несложных выводов, составление рассказа | П. 41 | ||
44 | Поход Александра Македонского на Восток | Ознакомить учащихся с восточным походом; подвести к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы А. Македонского | Работа с картой, текстом учебника и историческим источником | Оценка исторической личности, чтение исторической карты, воспроизведение информации | П. 42 | ||
45 | В Александрии Египетской | Познакомить с распространением греческой культуры | Музей Работа с текстом учебника. иллюстрациями | Формулирование несложных выводов, составление рассказа | П. 43, С. 202 (вопросы и зад.) | ||
46 | Повторение «Древняя Греция» (1 ч) | Систематизация знаний по истории Д.Г. | Ответы на вопросы, работа с картой, лентой времени, объяснение терминов, решение задач | Чтение исторической карты, формулирование несложных выводов, выделение главного | март | ||
47 | Повторение «Древняя Греция» (1 ч) | Контроль качества знаний учащихся | Выполнение теста | ||||
Р. 4 Древний Рим (15 ч + 2 ч повторения) Гл. 11 Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч) | |||||||
48 | Древнейший Рим | Изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима | Латины, патриции, плебеи, сенат, народное собрание Работа с картой, текстом учебника и историческим источником | Сравнение природных условий разных стран, составление рассказа, чтение исторической карты | П. 44 | ||
49 | Завоевание Римом Италии | Обеспечить понимание понятия «республика», рассказать о победах римлян | Республика, консулы, народные трибуны, галлы, вето Анализ схемы, работа с текстом учебника | Формулирование несложных выводов, чтение исторической карты | П. 45 | ||
50 | Устройство римской республики | Подвести к пониманию управления в Римской республике, расширить знания о государстве | Республика, консулы, Форум, Сенат, легион Работа с текстом учебника. иллюстрациями | Выделение существенных признаков | П. 46 | ||
Гл. 12 Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (2 ч) | |||||||
51 | Вторая война Рима с Карфагеном | Подвести к пониманию причин, характера войны Рима с Карфагеном | Пуны Работа с картой, текстом учебника, просмотр видеофрагмента | Чтение исторической карты, составление рассказа, выделение главного | П.47 | апр. | |
52 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье | Изучить историю римских завоеваний в восточной части Средиземного моря, а также подвести итог по образованию Римской державы | Император, провинция Работа с картой, текстом учебника и историческим источником | Формулирование несложных выводов, обобщение отдельных событий, чтение исторической карты | П. 48 | ||
Гл. 13 Гражданские войны в Риме (4 ч) | |||||||
53 | Земельный закон братьев Гракхов | Ознакомить учащихся с борьбой римских крестьян за землю под руководством братьев Гракхов | Гражданская война Работа с текстом учебника, анализ рассказа учителя, решение задач | Воспроизведение информации, выделение существенного | П. 50 | ||
54 | Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака | Ознакомить с положением рабов в Д.Р., подвести к пониманию причин начала восстания Спартака и поражения | Имение, амфитеатр, гладиатор Работа с картой, текстом учебника и историческим источником | Оценка исторических явлений, характеристика событий и их участников, формулирование выводов, составление рассказа | П. 49, п. 51 Сообщ. о гибели Цезаря (с.242) | ||
55 | Единовластие Цезаря | Подвести к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме | Диктатор Работа с текстом учебника и историческим источником, сообщение уч-ся | Оценка исторической личности, воспроизведе- ние информации | П.52 | ||
56 | Установление империи | Подвести к пониманию причин падения республика- нского строя в Риме | Империя Работа с текстом учебника и историческим источником Просмотр видеофрагмента об Октавиане Августе | Сравнение исторических явлений, пересказ текста учебника, оценка исторической личности | П. 53 | ||
Гл. 14 Римская империя в первые века нашей эры (4 ч) | |||||||
57 | Соседи Римской империи | Охарактеризовать правление Октавиана Августа, отношения с соседями | Парфяне, германцы, славяне (венеды) Работа с картой, текстом учебника | Составление сложного плана параграфа, чтение исторической карты | П. 54 | ||
58 | В Риме при императоре Нероне | Ознакомить с особенностями правления императора Нерона | Работа с текстом учебника и историческим источником | Оценка деятельности исторической личности | П. 55 | ||
59 | Первые христиане и их учение | Рассказать о возникновении мировой христианской религии и образовании христианской церкви | Христиане, апостолы, священники Работа с текстом учебника и историческим источником, комментированное чтение | Оценка исторических явлений, высказывание суждений | П. 56 | ||
60 | Расцвет империи во II в. | Охарактеризовать жизнь в империи во 2 в., правление императора Траяна | Термы, Пантеон Работа с текстом учебника и историческим источником | Формулирование выводов, составление рассказа, сравнение правления Нерона и Траяна | П. 57, п. 58 | май | |
Гл. 15 Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч) | |||||||
61 | Римская империя при Константине | Подвести к пониманию изменения императорской власти при Константине, рассказать об изменении отношения к христианству | Работа с картой, текстом учебника и историческим источником | Формулирование несложных выводов, чтение исторической карты, сравнение исторических явлений | П. 59 | ||
62 | Взятие Рима варварами | Подвести к пониманию причин падения Римской империи | Работа с картой, текстом учебника | Чтение исторической карты, формулирование выводов, выделение существенного | П. 60, с.281 (вопросы и зад.) | ||
63 | Повторение «Древний Рим» (1 ч) | Систематизация знаний по истории Д.Р. | Выполнение теста | С.282, с. 284-287 | |||
64 | Итоговое повторение (1 ч) | Систематизация и контроль качества знаний учащихся по истории древнего мира | Ответы на вопросы, работа с картой, лентой времени, объяснение терминов, решение задач и т.д. | Чтение исторической карты, оценка историчес- ких явлений, событий, личностей, оперирование историческими датами, сравнение исторических явлений в разных странах | |||
65-68 | Резервные уроки (4 ч) | Развитие творческих способностей | Выполнение творческих заданий, решение задач | Оценка исторических явлений, событий, личностей, оперирование историческими датами, сравнение исторических явлений в разных странах |
Требования к уровню подготовки учащихся.
При изучении курса формируются следующие умения:
- умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;
- умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;
- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
- умения спорить и отстаивать свои взгляды;
- умения анализировать исторический источник;
- умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Р.Х., выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;
- умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.
Учебно-методическое обеспечение
Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. - З-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 512 с. – (В помощь школьному учителю).
Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира: 5 класс: к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой «История Древнего мира»/Ю.И.Максимов. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – (Серия «Учебно-методический комплект»).
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. В 2 выпусках. – 12-е издание. – М.: Просвещение, 2008.
Атлас «История Древнего мира». 5 класс.- М.: Дрофа, 2008.
Контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс. – М.: Дрофа, 2007.
Список литературы
Сборник нормативных документов. История/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.Дрофа, 2007.
Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. – М.: Просвещение, 2007.
Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история: Книга для учителя. – М.: Издательство «первое сентября», 1999. – 304 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...