Говорят: доверчивы, как дети. Говорят: нет горя у детей (дети и война)
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме
Вероятно, многие люди вспоминают свое детство как счастливую пору познания мира и самого себя, общения с добрыми и заботливыми родителями, перед ними возникают картины семейных и школьных праздников, лица любимых учителей. А детская дружба! Иногда она продолжается многие годы и даже всю жизнь. И первая любовь нередко начинается в детстве. Но иногда начинается детство и не так, бывает и иное детство, когда нравственное и физическое здоровье ребенка подвергается реальной опасности.
Война оставила след почти в каждой семье. 20 млн своих сыновей и дочерей недосчиталась наша страна за годы Великой Отечественной войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzhestva.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок мужества.
Говорят: доверчивы, как дети.
Говорят: нет горя у детей (дети и война)
Цель: сформировать представление учащихся о пагубности вооруженных конфликтов для жизни и здоровья детей.
Ход урока
- Организация класса. Постановка цели.
На доске записаны высказывания великих людей о детях и войне:
«Дети- живые цветы земли».
А.М. Горький
«Дети будут лучше нас, и жить им будет лучше».
А.М. Горький
«Война в одинаковой мере облагает данью мужчин, женщин и детей; но только с первых взимает кровь, со вторых - слезы, а с третьих - и слезы, и кровь».
У. Теккерей
« Да будет свет!» - господь провозгласил,
«Да будет кровь!» - провозгласили люди…
Война вредит и кронам, и ветвям».
Дж. Г. Байрон
- Работа по теме урока.
Вероятно, многие люди вспоминают свое детство как счастливую пору познания мира и самого себя, общения с добрыми и заботливыми родителями, перед ними возникают картины семейных и школьных праздников, лица любимых учителей. А детская дружба! Иногда она продолжается многие годы и даже всю жизнь. И первая любовь нередко начинается в детстве. Но иногда начинается детство и не так, бывает и иное детство, когда нравственное и физическое здоровье ребенка подвергается реальной опасности.
Война оставила след почти в каждой семье. 20 млн своих сыновей и дочерей недосчиталась наша страна за годы Великой Отечественной войны.
1-й ученик Его я узнал не из книжки-
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство ворвалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.
Люди встречали войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
2-ученик. Все это называется – блокада.
И детский плач в разломанном гнезде…
Детей не надо в городе, не надо,
Ведь Родина согреет их везде.
Детей не надо в городе военном,
Боец не должен сберегать паек,
Нести домой. Не смеет неизменно
Его преследовать ребячий голосок,
И в свисте пуль, и в завыванье бомбы
Нельзя нам слышать детских ножек бег.
Бомбоубежищ, катакомбы
Не детям бы запоминать навек.
Они вернутся в дом. Им страх не нужен
Мы защитим, мы сбережем их дом.
Мать будет матерью. И муж вернется мужем.
И дети будут здесь. Но не сейчас,
Потом.
Вооруженные конфликты последних десятилетий стали настоящей трагедией для гражданского населения.
Число жертв среди мирных жителей в Первой мировой войне составило 5% от всех погибших, во Второй мировой войне- до 50%, в ряде последних вооруженных конфликтов – 95%.
Но самыми беззащитными среди гражданских лиц являются дети.
Есть поговорка: «На войне детей не бывает; те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова»
Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Должен рассказать. Потому, что и сейчас где-то рвутся бомбы, свистят пули и рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детские кроватки.
Можно спросить, что героического в том, чтобы в 5, 10, 12 лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое! Что помнят о матери? Об отце? Только их смерть. Вслушайтесь в воспоминания детей о войне:
«Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба».
«Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите. Сына уведите, чтобы не смотрел…»
«Не прячьте мою маму в ямку, она проснется, и мы с ней пойдем домой», - умоляет солдата маленькая девочка.
Дети военной поры могут рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило 1 сентября 1941 года, и не надо было идти в школу. Как в десять – одиннадцать лет, только встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки. Как получали на погибших отцов похоронки. Как усыновляли их чужие люди. Как даже сейчас их ранит вопрос о маме. Как, увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому, что за 4 года забыли, что такое белый хлеб.
Многие из детей набавляли себе года и уходили на фронт. Даже девчонки.
3-й ученик. А мы не станем памяти перечить
И вспомним дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная не детская беда,
Была земля и жесткой, и метельной
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей для жизни сберегла.
Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне тебе и мне
И пусть мы были маленькие очень,
Мы тоже победили на войне.
Вот одно из воспоминаний, послушайте:
«В немецком окружении остался детский дом. Партизаны узнали, что детей там плохо кормят, берут у них кровь, и спасли их. Молодой пилот Саша Мамкин сделал 8 вылетов и переправил на Большую землю около200 детей. Оставался последний вылет. Но в этот раз над линией фронта его атаковали хорошо вооруженные вражеские истребители и подожгли. Летчик вел самолет, а сам горел: и комбинезон, и унты – все было в огне.
У летчика был парашют, он мог бы спастись. Но парашют был один, а в самолете 13 жизней. Сам весь в огне, раненый летчик вел самолет через фашистские территории и дотянул до родной стороны, посадил самолет и потерял сознание. Дети все остались живы, а Александр Петрович Мамкин умер.
Во время Второй мировой войны на Земле погибло 13 млн детей.
Что есть у нас дороже наших детей?
Что есть у любого народа дороже?
У любой матери?
У любого отца?
На Земле самый лучший народ – дети.
Как сохранить нам его в тревожном XXI веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним - и наше прошлое, и настоящее, и наше будущее.
Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, все равно это военные дети. Их рассказы тоже длиной в целую войну.
Сегодня они – последние свидетели тех трагических дней. За ними больше никого нет.
4-й ученик. Я родом не из детства –
Из войны.
И потому, наверное,
Дороже,
Чем ты
Ценю и счастье тишины,
И каждый новый день,
Что мною прожит.
Я родом не из детства –
Из войны.
Раз, пробираясь партизанской тропкой,
Я понял навек
Что мы должны
Быть добрыми
К любой травинке робкой.
Я родом не из детства –
Из войны.
И может, потому –
Незащищенный.
Сердца фронтовиков обожжены,
А у тебя шершавые ладони.
Я родом не из детства –
Из войны.
Прости меня –
В том нет моей вины.
Ребята! Я предлагаю каждому написать сочинение о земляке – герое, и лучшее сочинение мы поместим в школьной газете к Дню Великой Победы!
5-й ученик. О чем мечтают дети?
У нас мечта одна:
Пусть будет на планете
Мир добрый, как весна!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности по английскому языку "Хочешь ли ты научиться говорить по-английски?" (для детей 6-7 лет, срок реализации 1 год)
Приобщение детей к иноязычной речи в 1 классе....
Презентация "Почему дети говорят неправду"
Ложь может стать точкой личностного роста ребенка, если взрослый поможет ему разрешить конфликтную ситуацию. Ложь – типичная проблема детства. Любой взрослый может окунуться в мир своих восп...
Дети страшной той войны, дети гнева и печали ...
Стендовая выставка, посвящённая 70летию годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов...
Программа для детей с общим недоразвитием речи «Говорим красиво» (возраст детей: 5-7 лет, срок реализации: 2 года)
Программа включает содержание методического пособия «Развитие речемыслительных способностей детей с ОНР на логопедических занятиях, как одно из условийформирования предпосылок к учебной деятельн...
Родительское собрание "Учите детей говорить правильно" в группе детей 4-5 лет
Материал содержит конспект родительского собрания на тему "Учите детей говорить правильно". Данный материал поможет познакомить родителей с развитием речи у детей в норме, а также позво...
«Дети говорят о войне» Внеурочное занятие( 5-9 классы)
В преддверии праздника День Победы мы вновь говорим о войне. К сожалению, мало ветеранов осталось рядом с нами, нет тех, кому мы можем сказать спасибо за жизнь, но говорить об этих людях и помнить их ...