Говорят: доверчивы, как дети. Говорят: нет горя у детей (дети и война)
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Сидорова Светлана Юрьевна

Вероятно, многие люди вспоминают свое детство как счастливую пору познания мира и самого себя, общения с добрыми и заботливыми родителями, перед ними возникают картины семейных и школьных праздников, лица любимых учителей. А детская дружба! Иногда она продолжается многие годы и даже всю жизнь. И первая любовь нередко начинается в детстве. Но иногда начинается детство и не так, бывает и иное детство, когда нравственное и физическое здоровье ребенка подвергается реальной опасности.

       Война оставила след почти в каждой семье. 20 млн своих сыновей и дочерей недосчиталась наша страна за годы Великой Отечественной войны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzhestva.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок мужества.

Говорят: доверчивы, как дети.

Говорят: нет горя у детей (дети и война)

        Цель: сформировать представление учащихся о пагубности вооруженных конфликтов для жизни и здоровья детей.

Ход урока

  1. Организация класса. Постановка цели.

      На доске записаны высказывания великих людей о детях и войне:

      «Дети- живые цветы земли».

                                                                                                    А.М. Горький

      «Дети будут лучше нас, и жить им будет лучше».

                                                                                                    А.М. Горький

      «Война в одинаковой мере облагает данью мужчин, женщин и детей; но только с первых взимает кровь, со вторых - слезы, а с третьих - и слезы, и кровь».

                                                                                                                    У. Теккерей

      « Да будет свет!» - господь провозгласил,

      «Да будет кровь!» - провозгласили люди…

      Война вредит и кронам, и ветвям».

                                                                                                                Дж. Г. Байрон

  1. Работа по теме урока.

   

         Вероятно, многие люди вспоминают свое детство как счастливую пору познания мира и самого себя, общения с добрыми и заботливыми родителями, перед ними возникают картины семейных и школьных праздников, лица любимых учителей. А детская дружба! Иногда она продолжается многие годы и даже всю жизнь. И первая любовь нередко начинается в детстве. Но иногда начинается детство и не так, бывает и иное детство, когда нравственное и физическое здоровье ребенка подвергается реальной опасности.

       Война оставила след почти в каждой семье. 20 млн своих сыновей и дочерей недосчиталась наша страна за годы Великой Отечественной войны.

        1-й ученик      Его я узнал не из книжки-

                                  Жестокое слово – война!

                                  Прожекторов яростной вспышкой

                                  К нам в детство ворвалась она.

                                  Смертельными тоннами стали,

                                  Сиреной тревоги ночной.

                                  В те дни мы в войну не играли –

                                  Мы просто дышали войной.

        Люди встречали войну  в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

                                 

         2-ученик.       Все это называется – блокада.

                                 И детский плач в разломанном гнезде…

                                 Детей не надо в городе, не надо,

                                 Ведь Родина согреет их везде.

                                 Детей не надо в городе военном,

                                 Боец не должен сберегать паек,

                                 Нести домой. Не смеет неизменно

                                 Его преследовать ребячий голосок,

                                 И в свисте пуль, и в завыванье бомбы

                                 Нельзя нам слышать детских ножек бег.

                                 Бомбоубежищ, катакомбы

                                 Не детям бы запоминать навек.

                                 Они вернутся в дом. Им страх не нужен

                                 Мы защитим, мы сбережем их дом.

                                 Мать будет матерью. И муж вернется мужем.

                                 И дети будут здесь. Но не сейчас,

                                 Потом.

         Вооруженные конфликты последних десятилетий стали настоящей трагедией для гражданского населения.

        Число жертв среди мирных жителей в Первой мировой войне составило 5% от всех погибших, во Второй мировой войне- до 50%, в ряде последних вооруженных конфликтов – 95%.

        Но самыми беззащитными среди гражданских лиц являются дети.

        Есть поговорка: «На войне детей не бывает; те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова»

        Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Должен рассказать. Потому, что и сейчас где-то рвутся бомбы, свистят пули и рассыпаются от снарядов  на крошки, на пыль дома и горят детские кроватки.

        Можно спросить, что героического в том, чтобы в 5, 10, 12 лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое! Что помнят о матери? Об отце? Только их смерть. Вслушайтесь в воспоминания детей о войне:

         «Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба».

         «Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите. Сына уведите, чтобы не смотрел…»

         «Не прячьте мою маму в ямку, она проснется, и мы с ней пойдем домой», - умоляет солдата маленькая девочка.

        Дети военной поры могут рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило 1 сентября 1941 года, и не надо было идти в школу. Как  в десять – одиннадцать лет, только встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки. Как получали на погибших отцов похоронки. Как усыновляли их чужие люди. Как даже сейчас их ранит вопрос о маме. Как, увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому, что за 4 года забыли, что такое белый хлеб.

       Многие из детей набавляли себе года и уходили на фронт. Даже девчонки.

           

        3-й ученик.     А мы не станем памяти перечить

                                 И вспомним дни далекие, когда

                                 Упала нам на слабенькие плечи

                                 Огромная не детская беда,

                                 Была земля и жесткой, и метельной

                                 Была судьба у всех людей одна.

                                 У нас и детства не было отдельно,  

                                 А были вместе детство и война.

                                 И нас большая Родина хранила,

                                 И нам Отчизна матерью была

                                 Она детей от смерти заслонила,

                                 Своих детей для жизни сберегла.

                                 Года пройдут, но эти дни и ночи

                                 Придут не раз во сне тебе и мне

                                 И пусть мы были маленькие очень,

                                 Мы тоже победили на войне.    

   

           Вот одно из воспоминаний, послушайте:

«В немецком окружении остался детский дом. Партизаны узнали, что детей там плохо кормят, берут у них кровь, и спасли их. Молодой пилот Саша Мамкин сделал 8 вылетов и переправил на Большую землю около200 детей. Оставался последний вылет. Но в этот раз над линией фронта его атаковали хорошо вооруженные вражеские истребители и подожгли. Летчик вел самолет, а сам горел: и комбинезон, и унты – все было в огне.

          У летчика был парашют, он мог бы спастись. Но парашют был один, а в самолете 13 жизней. Сам весь в огне, раненый летчик вел самолет через фашистские территории и дотянул до родной стороны, посадил самолет и потерял сознание. Дети все остались живы, а Александр Петрович Мамкин умер.        

         Во время Второй мировой войны на Земле погибло 13 млн детей.

Что есть у нас дороже наших детей?

Что есть у любого народа дороже?

У любой матери?

У любого отца?

На Земле самый лучший народ – дети.

        Как сохранить нам его в тревожном XXI веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним  - и наше прошлое, и настоящее, и наше будущее.

        Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, все равно это военные дети. Их рассказы тоже длиной в целую войну.

        Сегодня они – последние свидетели тех трагических дней. За ними больше никого нет.

    4-й ученик.    Я родом не из детства –

                             Из войны.

                             И потому, наверное,

                             Дороже,

                             Чем ты

                             Ценю и счастье тишины,

                             И каждый новый день,

                             Что мною прожит.

                             Я родом не из детства –

                             Из войны.

                             Раз, пробираясь партизанской тропкой,

                             Я понял навек

                             Что мы должны

                             Быть добрыми

                             К любой травинке робкой.

                             Я родом не из детства –

                             Из войны.

                             И может, потому –

                             Незащищенный.

                             Сердца фронтовиков обожжены,

                             А у тебя шершавые ладони.

                             Я родом не из детства –

                             Из войны.

                             Прости меня –

                             В том нет моей вины.

          Ребята! Я предлагаю каждому написать сочинение о земляке – герое, и лучшее сочинение мы поместим  в школьной газете к Дню Великой Победы!

   5-й ученик.      О чем мечтают дети?

                              У нас мечта одна:

                              Пусть будет на планете

                              Мир добрый, как весна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Почему дети говорят неправду"

Ложь может стать точкой личностного роста ребенка, если взрослый поможет ему разрешить конфликтную ситуацию. Ложь – типичная проблема детства. Любой взрослый может окунуться в мир своих восп...

Дети страшной той войны, дети гнева и печали ...

Стендовая выставка, посвящённая 70летию годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов...

Программа для детей с общим недоразвитием речи «Говорим красиво» (возраст детей: 5-7 лет, срок реализации: 2 года)

Программа включает содержание методического пособия «Развитие речемыслительных способностей детей с ОНР на логопедических занятиях,  как одно из условийформирования предпосылок к учебной деятельн...

Родительское собрание "Учите детей говорить правильно" в группе детей 4-5 лет

Материал содержит конспект родительского собрания на тему "Учите детей говорить правильно". Данный материал поможет познакомить родителей с развитием речи у детей в норме, а также позво...

«Дети говорят о войне» Внеурочное занятие( 5-9 классы)

В преддверии праздника День Победы мы вновь говорим о войне. К сожалению, мало ветеранов осталось рядом с нами, нет тех, кому мы можем сказать спасибо за жизнь, но говорить об этих людях и помнить их ...