«Дети говорят о войне» Внеурочное занятие( 5-9 классы)
методическая разработка
В преддверии праздника День Победы мы вновь говорим о войне. К сожалению, мало ветеранов осталось рядом с нами, нет тех, кому мы можем сказать спасибо за жизнь, но говорить об этих людях и помнить их мы будем всегда. Наверняка, каждый из вас слышал о «детях войны». А кто же это такие, и как им жилось?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie.docx | 29.84 КБ |
rabota_1.docx | 32 КБ |
deti_govoryat_o_voyne.pptx | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.Для работы над историческими фактами
1.Дневник Таны Рудыковской
«Февраль, 1942 год.
4. Папа не встает с восьмого числа. На завтрак студень из клея (не знаю из какого). К обеду встал папа. В обед суп с клецками (жидкий), клецки выловили из супа и ели отдельно с маслом, мне 3- чайные ложки киселя, Геле – 4, остальное мама разделила бабиньке, папе и себе. Нам с Гелей дали меньше, т. к. бабинька видела, как Геля таскал кисель. Пасмурно, холодно, тихо. Папа опять стал вставать с нами кушать. На ужин немного такого же студня из клея, как утром. Бабинька ходила к Дарье Андреевне. Приходила т. Анфиса сказать, что увели Нэльку (ее собаку).
11. Завтрак: 4 ст. ложки жидкой каши из ржаной муки, а папе пол черной миски. Бабиньке, когда супы на завтрак, ей не дают, а сегодня была каша, и ей не дали. ПРИБАВИЛИ ХЛЕБА!!! Иждивенцам 300 гр, служащим 400 гр, детям 300 гр. Мы будем получать 1 кг 600 гр хлеба. К обеду папа не вставал, т. к. ему утром было худо. Обед: суп с пшенной крупой. Теперь, пока мама стала брать из школы, в столовой, а мы дома подбавляем немного корешков и зелени, получается довольно хороший суп, мама кладет масла. Ясно, солнце, ветер, снег, к вечеру ветер стал слабее, а утром сильный-сильный был. Мама ходила в Шувалово за хлебом, ушла в шестом часу, а пришла в десятом. Хлеб принесла. У меня пропал кусок хлеба и кусочек сахара. Ужин: ничего.
27. В 40 минут девятого утра УМЕР ПАПА. Геля ходил за Савиной (это наш знакомый доктор), она пришла, но папа уже умер. Когда мама пришла с дежурства, она сразу пошла к папе. Целовала и ласкала его, он сделал попытку улыбнуться, но не смог, а из глаз покатились слезы.
Завтрак: горох (жидкий), пол ст. в. пшенной каши (ее мама оставляла папе), хлеб с маслом. Бабинька ни супу, ни каши не ела. Достали в кооперативе сахар и вместо сахара кофе. Мороз, ясно, солнце, ветер с метелью. Обед: суп с гречневой крупой, без корешков, только лук и чуть-чуть зелени. Геля ходил к Алеше Лукичу, а он эвакуировался. К вечеру Геля собрался в Шувалово, зачем, не знаю, а пришел и сказал, что в Шувалово не ходил, а зашел в наш магазин и достал кило двести клюквы и хлеб. У нас спилили нашу березу, но мы макушку её всё-таки отняли. Ужин: пшенная каша, хлеб с маслом.
МАРТ 1942 год
1. Я лежала, болел бок и была рвота.
2. Я встала, но была слаба и не могла записывать. Помню, что была Кузнецова Нина.
4. Завтрак жареная лапша. Мороз, солнце, ветер. Мама и Геля после обеда спилили две березы. Обед: брюквенный суп, 1 сарделька. Ночью мама дежурит в детдоме. В школе заболели все учителя, и потому работы много, осталось только 2 или 3 учителя и мама. Ужин: хлеб с маслом. Всё.
5. Завтрак: котлета (очень вкусная). Мороз, -27, жесткий ветер, но не сильный, ясно, солнце. Я ходила в кооператив, и мы достали мясо. Обед: суп с лапшой. Маме никуда не надо было идти, и она была дома, так хорошо, когда мы все вместе. Ужин: пшенная каша с маслом».[1]
2. Дневник Тамары Лазерсон
«Октябрь 18 (воскресенье). Тревожные дни. Опять оханье, плач. Опять разделяют семьи, отделяют мужчин от женщин. Прямо страшно, что здесь творится. Мы живем недалеко от кутузки, откуда раздаются душераздирающие крики младенцев. Никто из отправляемых в Ригу не надеется возвратиться, так же как и мы не надеемся когда-либо их увидеть. Однако нужного числа людей (300) все еще нет. Дело в том, что многих освобождают по протекции, а на их место ищут других. (Сказка без конца.) (...)
Октябрь 28 (среда). Годовщина. (28 октября 1941 года в Каунасском гетто была проведена так называемая «Большая акция». Во время этой «акции» угнали из гетто почти 10 000 узников и 29 октября 1941 года расстреляли их на IX форте, расположенном недалеко от гетто. - Прим.) Нет! Не верится, что так скоро, словно в мгновение ока, может промчаться год. Печальная годовщина. Но нельзя жаловаться. Я почти рада, что все это было в прошлом году, что уже произошло то, что должно было произойти. Правда, мы не можем знать, что ждет нас в будущем, но об этом лучше не думать, братцы. Пусть свершится то, что неизбежно, а пока мы довольны куском сухого хлеба и теплой кроватью. (...)
Ноябрь 14 (суббота). Немцы уже устали стоять у Сталинграда. Гетто призывает жертвовать стулья, чтобы они могли там посидеть (один из новейших анекдотов). Много смешного придумывают наши люди по поводу Сталинграда. Однако русские показали большое упорство, отстаивая матушку-Волгу. (...)
Ноябрь 16 (пон.). Ну, говорили люди и накликали беду. Вчера вечером один не совсем нормальный спекулянт стрелял в коменданта. Была страшная ночь, все приготовились умереть. Стрелявшего арестовали, также арестовали трех ответственных людей из комитета и взяли еще 20 заложников. Ночью в гетто никто не спал. Все были уверены, что за такое дело нас ожидает смерть. Но, слава Богу, ночь прошла спокойно, а с утра поползли утешительные слухи, будто он выстрелил только в воздух и поэтому гетто не угрожает никакая опасность.
Ноябрь 17 (втор.). Заложников освободили. Сегодня вывешено объявление от имени СД, что никакой акции в гетто не будет. Предупреждают, чтобы не смели поднимать панику, а кто посмеет поднимать панику - будет повешен. И второе объявление, требующее сдать имеющееся в гетто оружие, так как у стрелявшего были найдены два пистолета, полный портфель золотых часов и колоссальная сумма денег. После того как вывесили объявление, люди успокоились.
Ноябрь 18 (среда). Несчастный преступник после страшных мучений был сегодня публично повешен. Виселицу соорудили возле комитета. Сам комендант выгонял из домов людей, чтобы посмотрели на это жуткое зрелище. Я, эта взбалмошная девчонка, не смогла преодолеть любопытство и тоже пошла посмотреть виселицу. Картина вовсе не такая жуткая. Только жалость охватывает, глядя на человека, столь много выстрадавшего. Хотя другие говорят, что не надо его жалеть, ибо своим глупым поступком он мог погубить все гетто. (...)»[2]
3. Дневник Владика Бердникова
«26 июня 1941 г. Идёт война! Сегодня вернулся из пионерлагеря. 22-го там прибежал посыльный из Троицы и сообщил, а потом нас построили у флага, объявили, что фашистская Германия напала на нас, не объявляя войны. Начальник и вожатые, которые комсомолки, после отправились, а Антонина осталась с нами. 16 февраля 1942 г. Снова болею. А ещё совсем нечего кушать. Мама плачет и советует, мол, вы, детки, лежите и тёплую водичку пейте, все-таки полегче будет...
8 марта. По календарю и праздник и воскресенье. Сидим дома тихо. Топим, печём картошку. Папа отсыпается за все дни.
Весна-лето 1942 г. В палисаднике и то картошки насадили.
В кино стали показывать как нам помогают Англия и Америка. Топят немецкие корабли. Даже в пустынях воюют. А ещё из американского яичного порошка вкусный омлет, особенно с луком и крапивой.
11 сентября 1943 г. Поступил в мехтех. На практические занятия - на № 10. Сперва проходили по разовым пропускам, а сейчас выписали постоянные. Заходил в цех к папе. Кое-чему бы и у него поучиться. Нам дополнительно к карточкам выдают талоны в столовую. И ещё мне Селивановская - наша фельдшерица, после медосмотра, написала, чтобы ещё на месяц доппитание дать.
22 декабря 1944 г. Решил идти на завод и переводиться на вечернее отделение. Ещё одна рабочая карточка нам не лишняя.
Февраль 1945 г. Наконец-то, работаю. Выдали мне телогрейку, штаны, кирзовые ботинки на войлочной подошве. Изделие у нас - с ним надо осторожно-преосторожно, особенно когда на тачке перевозишь от участка к участку.
Меня перевели в КБ чертёжником. Но карточки по-прежнему получаю рабочие. Начальник надо мной Борис Соломонович Тарасюк - эвакуированный одессит. Весёлый, добрый. Всегда поможет, подскажет. Но и требовательный, особенно когда чертежи на копировку готовятся.
9 мая! Победа! Как прозвучало сообщение, мы все закричали от радости, выскочили на улицу. Собрался митинг и тов. Далингер нас поздравлял. По репродукторам музыка, песни. Отпустили домой пораньше. Иду, а по всему городу люди, кто поёт, кто обнимается, кто смеётся - все такие радостные! И дома тоже сестрёнки и братик от радости прыгают. Принялись меня обнимать. И папу, когда он поздно-поздно пришёл, тоже дождались и обнимали.»[3]
2. Для работы по деятельности детей в военное время
19 сентября. Не писал долго. Было некогда. Отличнейшая новость. Приехала из Чернигова сестра Маня с Аликом и Мэльсаной. Привезла пуда 2 сала, часы карманные, противогаз... Вечером ходил в Маниной шинели. (...)
23/10. У нас нынче кризис на бумагу. Будем писать на газетах. У меня пока есть тетради. Наши войска сдали Одессу. (...)
30. Был осмотр. Я здоров, только нервный. Врач так сказал. Прорабатываем «Ревизор» Гоголя. Скоро будем читать в лицах. Я - в роли Хлестакова. Насчет нервов я сам замечаю, что шатаются. (...)
3.12. Пришла телеграмма от Вани. Его взяли в Армию. (Иван - старший брат Володи. - Прим.) (...)
21. Выходной. Морозюка! Свыше 40°. Утром сходили в баню, а потом целый день сидел на полатях. Мы с мамой расчистили там, и хорошо. Я там теперь сплю...
26. Не учились 3 дня из-за морозов. А сейчас вышел приказ, что нам (семиклассникам) учиться и в морозные дни... Прочитал «Труженики моря». Мировая. Виктора Гюго. «Восемь рассказов» Матильды Юфит, тоже хорошая. Сейчас читаю Эмиля Золя «Чрево Парижа»... (...)
1942 г.
26.1. (...) За эти дни чего-то хандрю, не учу уроки, нахватал плюшек. Мама уехала еще 24-го. Она однажды ходила в школу и разревелась там при всех учителях. Теперь пускай лучше исключат из школы, но мать не пойдет! Сегодня, например, не захотел идти на физкультуру, училка просила - не пошел...
2.2. Приехала мама. Привезла хорошие часы (настольные). Сегодня подрался с Колькой Цуцурюком. Дрался ничего... Я два дня не ходил в школу. Получал карточки... (...)
18. Ходил в кино на «Дети капитана Гранта». Хорошая. Понравился образ Роберта Гранта: смелого, мужественного мальчика, для которого перебраться по веревке через пропасть дело чести. Прочитал «Близкое и далекое» Черноокова и «Степь в огне».
Погода сегодня испортилась: ветер, буран, снег, мороз... Я состою в пионерах. Выписал «Пионерскую правду»... Я сейчас хожу каким-то блатом: гимнастерка нараспашку, а на груди матросская тельняшка, штаны из сапогов навыпуск, широкие, руки в карманах, чуб... (...)
12.3. (...) Газет все нет. Взял книги «Два романса» и «Хитрые глаза». Сегодня военрук пробирал нас за то, что не хотим участвовать в игре «Тыл врага». Я не хочу тоже. В бурках не пойдешь по снегу лазить. Мне хочется поиграть, но обуви нет. Сегодня писали диктант. Я написал на «хор». Текст: хоть брось. Предложения бессодержательные, выражения - ни к черту. Вот этот диктант еще больше укрепил во мне настойчивость и веру в то, что со временем я буду писателем. Я знаю, что это трудно, но я смогу добиться этого не для славы и известности, а потому, чтобы люди могли читать хорошие слова и хорошие мысли. (Это не списано, это мои слова). Я на днях попробую свои силы и напишу маленький рассказик и постараюсь подбирать хорошие предложения. Ну вот, например, на тему из своей жизни летом...
16. Вчера был выходной. Ездил в лес. Вычистил стайку. Скоро отелится корова. Тогда немного отдохнем, а сейчас хлеба не хватает. Ешь не досыта. По большей части чай да хлеб... Разговаривали с Борькиным отцом, начальником Промкомбината. Он хочет взять наш класс к себе на учет и, как только кончится учеба, заберет его на подсобное хозяйство. Вот где будет мирово: хлеба по 600 гр., помещение дадут хорошее, а главное - пахать не будем, не успеем к пахоте. Работа будет: собирать колбу или черемшу, березовый сок, прополка, ягоды, грибы. (...)
25. Отелилась корова. Телочка красивенькая! У нас все ребята курят. Маня принесла из госпиталя две осьмушки табаку. Я стырил и курю. Все!
27. Получили табеля. У меня все «хорошо», за исключением агротехники - «пос.». Меня в школе кличут по-разному: Володька, Чивилихин, Вовка, Чиля, Чиль... (...)
3.4. Не пошел в школу. Натаскал воды. Ходил на базар. Все дорого. Лук, одна луковица - 1 рубль, одна чесночина - полтора рубля. Телятина - 60-70 рубл. Отнес в детсад Мэльсану. Мама натерла ноги до крови. Я хожу кругом за нее.[4]
Май 1941 г. Владивосток. Тепло, ярко светит солнце, и я с Лёней уже купаемся. На берегу много людей. Иностранцы с немецкого посольства, дети просят достать морских ежей, звездочки, нанырялись.
Июнь 1941, 22 число. На берегу купаются одни мальчишки. Немок с девочками нет. Идём домой. Флаги немцев сняты. Узнали, что фашисты неожиданно напали на нашу страну. (...)
Июль, 21 число. Пришла повестка, отца забрали. Мы с мамой не знали, куда уехал отец. Сегодня пришёл человек и сообщил, что отец служит у японской границы, недалеко от Владивостока. (...)
Сентябрь, 14 число. Едем по Уссурийску. Все в военной форме. Загружают танки, орудия. Много военных. Ехали очень долго. Попутка довезла до места, где стояли блиндажи. Смогли увидеться с отцом.
Сентябрь, 15 число. Отец повёл меня к специальному прибору, через который я увидел японских солдат совсем близко. Очень интересно смотреть, как маршируют солдаты туда-сюда, танки едут вдоль границы, было видно, что японцы очень сильные.
Июль, 1942 год. Получили записку от отца. Пишет, что находится под Сталинградом. Собираются в бой.
Приехал сослуживец отца, говорит, что он тяжело ранен, находится в госпитале.
Отца я больше не видел. Мама получила похоронку. Она очень плакала. Мне её очень жаль.
Июль, 1942 год. Слышал, что детей, чьи отцы погибли на фронте, принимают на пароходы работать и учиться морскому делу.
Август, 1942 год. Отказали. Говорят, что мал.
Сентябрь, 1942 год. Ходил в порт, загружал пароход, покормили, но в море не взяли. Голодно. Ходили с мальчишками по дворам около порта. Там, под брезентом, лежали горы продуктов для фронта. Пару баночек тушёнки раздобыл. Был в отделе кадров. Послали в порт на пароход, чистить танки. Задыхались от запаха, угара, затхлости. Покормили.
Июнь, 1943 год. В кадрах дали согласие на работу на судах Дальневосточного и Арктического пароходств. С бумажкой в руках прибежал на пароход. «Куда таких маленьких посылают, совсем ребёнок», - сказал боцман. Но взяли и сразу накормили.
1942-1943 годы. Получил мореходную книжку! Могу ходить за границу.
1 мая - 12 июля. Работали, стояли на руле, дежурили, красили, наводили порядок, готовили судно к приёмке. Американцы говорили, что советские суда самые чистые.
Октябрь-ноябрь. Жестокие шторма. Идём из США, Канады. Переход в Арктику. Выгрузка Севморпуть. Дальше на Владивосток. (...)
Ноябрь, 23 число. Ветер усиливается. Пока держимся. Пароход трещит по швам. Но нам такая погода на руку. Подводные лодки врага не появляются. Торпед можно не опасаться. (...)
Август, 5 число, 1945 г. Идём с опаской мимо японского острова Хоккайдо. Надо догнать конвой советских судов и вместе с ними пройти пролив Лаперуза и далее во Владивосток. (...)
Август, 7 число, 1945 г. Движемся к Южному Сахалину и Курильским островам. Высадили разведывательную группу на Курильские острова, шлюпка вернулась к пароходу.
Август, 8 число, 1945 г. Ночью подошло военное судно и пересадили еще одну разведывательную группу на наш пароход. Так как мы были торговым судном, нас не трогали. Таким образом, мы произвели несколько высадок краснофлотцев и разведгрупп на Южный Сахалин и Курильские острова.
Август, 9 число, 1945 г. Стою у руля. Не достаю, чтобы управлять. Ставлю ящик от снарядов. Движение на пароходе. Идём к северной части о. Хоккайдо.
Август, 10-11 число. Получили приказ блокировать северное побережье о. Хоккайдо. Боевая тревога! Торпеда идёт на пароход. Сосредоточили огонь малокалиберных пушек на след торпеды и изменили её траекторию.
Сентябрь, 1945 год. 27 дней длился наш рейс у берегов Южного Сахалина, Курильских островов, вблизи о. Хоккайдо, подвергаясь то обстрелам с берега зенитными орудиями противника, то обстрелам японских субмарин, то обстрелам самолётов, сбрасывающих на суда торпеды.[5]
3. Дневник Тимуровской Команды
29/I-44 года. Хизниченко и Левшунова ходили на дежурство к О. Я. Сердюковой, они насыпали опилок, вымыли пол, принесли воды и сходили на базар за содой.
30/I-44 года. Власова, Родионова и Мурушкина убрали комнату, вымыли и вычистили посуду, подмели двор, сходили за водой. Помогли выстирать белье.
31/I-44 года. Золоторенко и Агапова подмели пол, сходили за водой, три раза подмели весь двор. За что О. Я. поблагодарила их. Жукова и Мурушкина получили обед и отнесли.
31/I-44 года. Жукова и Мурушкина разыскали бухгалтерию, получили обед, разыскали палату в больнице, где лежит больной отец О. Я., отнесли ему обед. Помогли О. Я. разыскать отца в больнице Мурушкина и Жукова. Получили хлебные карточки.
2/II-44 года. Жукова, Рыжкова, Сопина шли из школы. Шла бабушка с дочерью, несли большой чемодан. Бабушка шла спотыкалась, ей было тяжело. Они помогли им донести чемодан. Бабушка благодарила их со слезами.
2/II-44 года. Мурушкина вымыла пол, вычистила посуду, сходила за водой, нарубила дров, сходила в больницу. Выстирала костюм и кальсоны.
9/II-44. Мурушкина получила обед и отнесла дедушке. Выстирала немного белья. Рыжкова отвела и привела Ниночку.
10/II-44. Агапова и Золоторенко вымыли пол, постирали белье. Сопина повесила всё белье, принесли воды. Мурушкина и Жукова отнесли обед. Рыжкова отвела и привела Ниночку. Мурушкина играла с Ниночкой в то время, когда мама Нины занималась, обшила куклу.
10/II-44. Все ученицы отказались от завтрака и отнесли их дедушке и бабушке.[6]
[1] Детская книга войны – Дневники 1941-1945.
[2] Детская книга войны – Дневники 1941-1945.
[3] Детская книга войны – Дневники 1941-1945.
[4] Детская книга войны – Дневники 1941-1945.
[5] Детская книга войны – Дневники 1941-1945.
[6] Детская книга войны – Дневники 1941-1945.
Предварительный просмотр:
- Ф.И.О. автора работы, должность, место работы: Фёдорова Карина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 17 города Благовещенска»
2.Название работы: « Дети говорят о войне»
3.Предметная область: русский язык и литература
4.Цель работы: изучить детские дневники периода Великой Отечественной войны, показать учащимся историческое значение данных дневников и восприятие детьми военного времени.
Задачи: познакомиться с теоретическими сведениями понятия «дневник»; рассмотреть исторические сведения, которые могут содержать детские дневниковые записи; проанализировать и сравнить дневниковые записи детей. Актуальность: сведения о войне мы узнаём из исторических источников, тексты учёных и писателей, но дневниковым записям не уделяется такое внимание, хотя они несут в себе описание исторических событий и душевные переживания детей.
5. Методическая разработка:
«Дети говорят о войне»
1. Вводное слово учителя.
В преддверии праздника День Победы мы вновь говорим о войне. К сожалению, мало ветеранов осталось рядом с нами, нет тех, кому мы можем сказать спасибо за жизнь, но говорить об этих людях и помнить их мы будем всегда. Наверняка, каждый из вас слышал о «детях войны». А кто же это такие, и как им жилось? А теперь представьте, что ребята вашего возраста попали в такие страшные обстоятельства и выживали во время войны.(1 слайд) У них не было игрушек и время для этих игр, у них была одна мечта – это победа. Дети встречали войну в разном возрасте, в разных городах и деревнях, но всех их объединяло одно – это страх и ужас войны. Кто-то остался без родителей, кто-то рано увидел смерть, остался без крова, а кто-то ушёл на фронт, будучи подростком. Сегодня мы с вами узнаем, как жили эти дети и каково им была. Узнаем об их чувствах, переживаниях, о поступках. Часто в детстве или подростковом возрасте мы пишем дневник, в котором описываем всю свою жизнь, выражаем чувства и эмоции, каждый из вас знаком с таким видом деятельности. Вот и сегодня мы познакомимся с дневниковыми записями детей, которые жили во время войны. (2 слайд) Кто-то из вас знаком с такими дневниками? ( Возможно, дети расскажут о дневнике Тани Савичевой и о других известных им дневниках). На самом дел таких записей очень много. Поговорим сегодня о них. И увидим с вами войну «глазами детей».
2.Основная часть
2.1.Что такое дневник. Теория.
А что такое дневник? ( Варианты детей) Рассмотрим данное понятие в толковом словаре С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой.
«ДНЕВНИК, -а, м. I. Записи о каждодневных делах, текущих событиях, ведущиеся изо дня в день. Вести д. Д. экспедиции. 2. Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении. || прил. дневниковый, -ая, -ое (к 1 знач.)».[1] ( 3 слайд)
С каким понятием слова «дневник» будем работать мы с вами, исходя из толкового словаря? ( Дети отвечают, что это первое определение). Да, действительно нам подходит первое определение понятия. Если рассматривать дневник как литературный жанр, тогда подойдёт следующее определение данного понятия. «Дневник — форма повествования, ведущегося от первого лица в виде повседневных записей. Обычно такие записи не ретроспективны — они современны описываемым событиям. Наиболее определённо дневники выступают как жанровая разновидность художественной прозы и как автобиографические записи реальных лиц” Привычка к ведению дневника способна выручить человека в трудные минуты жизни, когда он остаётся один на один перед лицом горя или неразрешённого конфликта, утраты или выбора.»[2] ( 4 слайд)
Каждый из нас с вами ведёт дневниковые записи, кто-то в раннем детстве, кто-то в юношеском возрасте, а многие люди делают это и во взрослом возрасте, ведь дневник – это память. Расскажите о них? О чём чаще всего вы писали или пишите? ( Дети рассказывают о своих записях). Заметьте, что чаще всего хочется поделиться с дневником о самом сокровенном, ведь люди пишут либо о счастье, либо о горе, о котором не хочется делиться с окружающими людьми, а дневник всё выслушает и промолчит, человеку всегда нужно с кем-то делиться. Но самое важное, что помимо наших чувств и эмоции, дневник – это история. Часто люди, открыв свои детские дневники, вспоминают о том, что было раннее. Но они об этом не помнят, а, читая дневник, будто попадаешь вновь в мир прошлых эмоции и в мир истории. Предлагаю через дневниковые записи детей окунуться в мир истории военных лет.
2.2.Дневники детей как исторический источник.
В военное время дневники для всех имели особое значение, ведь они фиксировали события. В основном это тетради, иногда встречаются записные книжки. Существует «Детская книга войны», она представляет 35 дневников детей.(5 слайд) Рассмотрим некоторые из этих дневников.
Групповая работа. Дети получают разные отрывки из дневниковых записей детей.
У каждой группы на столе есть отрывки с дневниковыми записями, ваша задача - прочитать их, обсудить в паре, проанализировать и выявить исторические сведения, которые содержаться в данных отрывках. (3-5 минут)
Приступаем к работе. Каждая группа читает отрывок, рассказывает, о чём они узнали из данной записи, исторические сведения и что удивило в записях.
1.Дневник Таны Рудыковской (1 группа) (6 слайд)
Группа 1получают отрывок из дневника Тани Рудыковской (приложение) рассказывает, о данном отрывке, анализирует его. Обсуждение в классе.
Учитель. Тане было всего девять лет, когда она и её семья попала в блокаду, все мы знаем о данных событиях, начало которых было 8 сентября 1941 года, которые длились 871 день. Дети и взрослые были оккупированы, многие умерли от голода. Вот и семья Рудыковских умерла от голода, Тане прожила очень долго, она сохранила много исторических фотографий, а самое главное – это её дневник, которые показывает весь голод и страх той блокады. Думаю, что все заметили, как сменяется меню и сведения о смерти родственников. Это очень страшное время, ведь действительно голод отобрал многие жизни людей, умирали дети, взрослые, семьи. А как страшно было потерять продуктовые карточки, такая ситуация произошла и с карточкой мамы. В данном дневнике мы с вами видим исторические сведения о блокадном Ленинграде, видим глазами очевидцев. Очень важно прочитать это в детском варианте, ведь дети пишут правду и они очень откровенны в своих записях. Дневник Тани Рудыковкой яркий пример этому.
2. Дневник Тамары Лазерсон (8 слайд)
Группа 2 получает отрывок из дневника Тамары Лазерсон, (приложение) рассказывает, о данном отрывке, анализирует его. Обсуждение в классе.
Учитель. Тамара Лазерсон до 13 лет жила со своими родителями в Каунасе, но отец и мать погибли в лагерях смерти. Тамара Лзерсон рассказала страшную историю жизни в гетто. Там погибло большое количество еврейского населения. На протяжении всего времени вела дневник, она описала, как вели себя люди, и какую жизненную трудность они пережила, а страшное, что многие умели, Тамара осталась одна жива со своим братом, из их семью. (9 слайд) Люди умирали от голода и болезней, либо пулей. Умирали дети, нацисты, считали, что это «непродуктивная часть населения» и страшными методами избавлялись от них. Жили в нечеловеческих условиях. Вот об этом историческом страшном событий рассказывают нам дневники Тамары Лазерсон.
3. Дневник Владика Бердникова (10 слайд)
Группа 3 получает отрывок из дневника Владика Бердникова (приложение), рассказывает о данном отрывке, анализирует его. Обсуждение в классе.
Дневник Владика Бердникова рассказывает нам о жизни в тылу. Ведь война - это не только военные действия, в тылу тоже была жизнь и тоже нелёгкая. Его дневник сменяется записями, рисунками, раскрашенными картинками, везде он пытается агитировать, чтобы люди боролись за сою Родину. В их семье было 6 детей. Владику, будучи ребенком, пришлось идти работать на завод, чтобы заработать трудовую карточку. Владик дожил до окончания войны и даже дожил до своих внуков. Встретил победу, дождался отца.
Как мы видим с вами, дети пишут абсолютно о разных событиях и временах войны, но как они пишут об этом. Думаю, каждый из вас задумался о том, насколько им было тяжело и насколько все были близки к смерти. Дети искренне и откровенно писали о своей жизни. А обратите внимание, что многие дети писали с большой буквы такие слова как Мама, Отец и т.д. Насколько дорого им всё это было, и они ценили каждый прожитый день. Все мечтали о завершении войны. Мы должны с вами анализировать и знать такие дневники, в них отражение истории войны глазами очевидцев, глазами детей. Мы просмотрели несколько отрывков из дневников и увидели жизнь в оккупации, жизнь гетто и жизнь в тылу. Настолько они все разные, и эмоции у этих детей дают задуматься о многом. Вот поэтому мы должны гордиться и знать всех детей войны, так как ветеранов осталось очень мало, но дети войны живы и мы должны отдавать им должное. Должны помнить о них, ведь ни пережили страшное время в детском возрасте. Вы можете познакомиться с другими записями детей в «Детской книге войны».
2.3. Деятельность детей в военное время
Как мы с вами поняли из отрывков, то дети не сидели просто так. И в тылу им приходилось трудиться с раннего возраста. Во время бомбёжек они тушили бомбы, дежурили. Работали наравне со взрослыми. В одной из записей Володи от 30 июля 1943 года встречаем следующие строки: « Давно не писал. Время не позволяет. Сдал все зачёты на отлично. С 6 по 22 были в военном лагере. 8 дней убирал покос. Пришёл к начальнику отправил работать в депо»[3]. Это одна из записей, но проанализировав каждый дневник, детей, кто был в тылу, мы увидим тоже, забота о работе, голоде, нужда в хлебе и уборке картофеля. Девочки работали прачками, помогали взрослым, работали в госпитале. Оплатой была еда, которую они несли домой всем свои родственникам. Ведь цель в жизни была одна – выжить.
Предлагаю вам проанализировать отрывки детей, которые были в тылу, и выписать все виды трудовой деятельности, с которыми встретились подростки, сделайте вывод.
Имя ребёнка | Возраст | Вид деятельности |
Дети просматривают записи, заполняют таблицу, делают вывод.
3.Заключение
Проведя данную работу, давайте сделаем вывод, так какова она «война глазами детей»? (варианты детей) Это особое восприятие происходящей действительности. Дети 10 – 14 лет, оказались один на один со смертью. Кто-то оказался один в это страшное время, но, сколько сил было у них пережить потерю близких, пережить голод и всё равно пройти весь этот сложный военный путь. Вот поэтому, те, кто прошёл всё это, ни всегда хотят об этом рассказывать.
Сведения из дневников записей детей могут оказаться важнее некоторых исторических записей, мы видим в них не просто факты, а будто переживаем всё вместе с ними, читая их записи, будто проходишь рядом с этим ребёнком весь его путь. А сколько фактов истории. Можно с уверенностью сказать, что каждый дневник – это история. Все дневники можно разделить на разделы: оккупация, жизнь в тылу, гетто, партизанское движение, личная жизнь подростков и тд. То есть охватывают все стороны жизни и все военные события. Но самое важное – это душевные переживания. Ведь история не только череда фактов, но и анализ поведения, мыслей и чувств людей, что и передано в этих дневниках. Ведь восприятие мира у детей изменилось и не станет прежним. Дети замечали абсолютно всё, лучше, чем взрослые.
Призываю вас не забывать об истории своей страны. А начинается это всё с вашей любви к своей семье, интересуйтесь своей историей, помните героев своей семьи и всегда говорите о них с гордостью.
Предлагаю каждому из вас, дома (библиотека, интернет-ресурсы) просмотреть «Детскую книгу войны» и написать небольшое эссе на тему « Война глазами детей».
6.Список использованной литературы:
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- 4-е изд., дополненное.- М.: Азбуковник, 1999.- 944 с.
2.Чудакова М. О. Дневник // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.
Т. 2: Гаврилюк — Зюльфигар Ширвани. — 1964. — Стб. 707—708.
3. Детская книга войны – Дневники 1941-1945.
Интернет-ресурсы:
- Дети войны. Народная книга памяти/Под ред. В.Шервуда—http://coollib.net/b/311993
- Книга памяти [по годам]. Народная летопись Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) — http://www.patriot-izdat.ru/memory/
[1] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- 4-е изд., дополненное.- М.: Азбуковник, 1999.- 944 с.
[2] Чудакова М. О. Дневник // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978.
Т. 2: Гаврилюк — Зюльфигар Ширвани. — 1964. — Стб. 707—708.
[3] Детская книга войны – Дневники 1941-1945.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДНЕВНИК Толковый словарь: ДНЕВНИК , -а, м. I. Записи о каждодневных делах, текущих событиях, ведущиеся изо дня в день. Вести д. Д. экспедиции. 2. Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении. || прил. дневниковый, - ая , - ое (к 1 знач .).
Дневник — форма повествования, ведущегося от первого лица в виде повседневных записей. Обычно такие записи не ретроспективны — они современны описываемым событиям. Наиболее определённо дневники выступают как жанровая разновидность художественной прозы и как автобиографические записи реальных лиц” Привычка к ведению дневника способна выручить человека в трудные минуты жизни, когда он остаётся один на один перед лицом горя или неразрешённого конфликта, утраты или выбора.
ТАНЯ РУДЫКОВСКАЯ
Блокада Ленинграда 8 сентября 1941 год
ТАМАРА ЛАЗЕРСОН
1946 год. После войны от большой семьи Лазерсон остались только брат и сестра...
ВЛАДИК БЕРДНИКОВ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.
Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....
Календарно-тематическое планирование внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.
Данное тематическое планирование рассчитано на 1ч. в неделю. Содержит основные виды деятельности обучающихся....
Рабочая программа внеурочного занятия во 2 классе "Занимательная информатика" ФГОС .
«Рассмотренно»...
Внеурочное занятие в 1 классе "С детства дружбой дорожить"
Внеурочное занятие в 1 классе...
Внеурочное занятие во 2 классе "Мы поём о Родине"
Внеурочное занятие во 2 классе "Мы поём о Родине"...
Внеурочное занятие в 1 классе «Сказка о красках».
Разработка внеурочного занятия курса "Волшебная кисточка". Цель занятия: познакомить обучающихся с понятиями основных и составных цветов. В ходе занятия обучающиеся проводят учебно-экспериментальную р...
внеурочное занятие в 1 классе
Отличие внеурочного занятия от урока...