Рабочая программа по истории Древнего мира
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Конышева Елена Дмитриевна

Рабочая программа по истории для учащихся 5 класса включает в себя: пояснительную записку, основное содержание курса, учебно-тематическое планирование, образцы разноуровневых контрольных работ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_5_klass.doc610 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пояснительная записка

       Исходными документами для составления рабочей программы явились:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
  • Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012-2013 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 2080 от  24.12.2010 г.

٠ авторская программа А.А.Вигасина. История Древнего мира. Программы общеобразовательных учреждений для 5-11 классов – 5-е изд., - М.: «Просвещение», 2007.) – 5 класс, 70 часов.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.  

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия «История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» – как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества». Тем самым, изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования. С учетом этого, примерная программа исторического образования на ступени основного общего образования предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изучает история» в V классе.

Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Цели

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения  передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

         Программа рассчитана на 70  учебных часов, из расчёта 2 часа в неделю. При этом в программе предусмотрен резерв свободного времени, которое используются для организации повторения по окончании изучения разделов и глав. Также это открывает возможность для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Формы организации учебного процесса:

При определении варианта проведения занятия следует ориентироваться  на широкий   спектр форм и способов раскрытия содержания урока:

  • школьная лекция;
  • уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;
  • работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;
  • использование интерактивных ресурсов на уроке, создание презентаций;
  • объяснение учителя и беседа с учащимися;
  • самостоятельная работа школьников с учебником,  в том числе групповые задания;
  • выполнение заданий в рабочей тетради различного уровня сложности в соответствии с содержанием учебного процесса;
  • заслушивание сообщений, докладов  учащихся с последующим обсуждением.

Виды учебных занятий: урок, нетрадиционные формы уроков; лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.

Формы контроля ЗУН:

  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • контрольная работа;
  • тестирование;
  • самостоятельная работа.

Тематическое планирование (70ч; 2ч/неделю).

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Повторение

Контрольные

работы

1

Что изучает история

5

2

Жизнь первобытных людей

4

3

Древний Восток

20

1

№1

4

Древняя Греция

21

1

№2

5

Древний Рим

20

2

№3

ИТОГО:

70

4

3

Основное содержание КУРСА

Что изучает история (5ч)

       Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.

      Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство.

Раздел I.  Жизнь первобытных людей (4ч)

      Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

      Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Раздел II.  Древний Восток (20ч)

      Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

      Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

      Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

      Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.

      Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Раздел III.  Древняя Греция (21ч)

        Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

       Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

       Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.  

Раздел IV.  Древняя Рим (20ч)

      Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

      Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

      Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.

 

Требования к уровню подготовки (результаты обучения)

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Учебно-тематический план


п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Примечание

Что изучает история

5

1

Предмет истории. Источники знаний о прошлом

1

с. 6; схема – исторические источники

2

Счёт лет в истории.

1

с. 28-30;

задания №1-4 карточка

3

Символы государств. Символика России.

1

подготовить сообщения

4

История нашей страны

1

краткая справка  об имени, почему так назвали?

5

Откуда пошли наши имена

1

 подготовить сообщения

Раздел  I. Жизнь первобытных людей

4

Глава 1. Первобытные собиратели и охотники

2

6

Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей.

1

§1 и §2, с. 8 – 14;

задания №1-4 с.14

7

Возникновение искусства и религиозных верований.

1

§3, с. 14 – 17;

задания №1-4 с.17

Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

2

8

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

§4, с.20 – 23;

выучить новые термины

9

Появление неравенства и знати.

1

§5, с. 24 – 27;

задания №1-9 с.27

Раздел  II. Древний Восток

20

Глава 3. Древний Египет

8

10

Государство на берегах Нила.

1

§6, с. 33 – 35;

задания №1-4 с.35

11

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1

§7, с. 35 – 39;

задания №1-3 с.39

12

Жизнь египетского вельможи.

1

§8, с. 39 – 43;

задания №1-3 с.43

13

Военные походы фараонов.

1

§9, с. 43 – 48;

выучить новые термины

14

Религия древних египтян.

1

§10, с. 48 – 53;

задания №1-4 с.53

15

Искусство Древнего Египта.

1

§11, с. 53 – 57;

выучить новые термины

16

Письменность и знания древних египтян.

1

§12, с. 60 – 62;

задания №1-4 с.62

17

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет».

1

повторить термины и даты, характеристики правителей

Глава 4. Западная Азия в древности

7

18

Древнее Двуречье.

1

§13, с. 63 – 66;

задания №1-3 с.66; миф

19

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1

§14, с. 66 – 70;

задания №1-4 с.70

20

Финикийские мореплаватели.

1

§15, с. 70 – 73;

выучить новые термины

21

Библейские сказания.

1

§16, с. 74 – 78;

задания №1-3 с.78

22

Древнееврейское царство.

1

§17, с. 78 – 81; подготовить миф

23

Ассирийская держава.

1

§18, с. 82 – 86;

подготовить сообщения

24

Персидская держава «царя царей».

1

§19, с. 86 – 90;

задания №1-3 с.90

Глава 5. Индия и Китай в древности

5

25

Природа и люди Древней Индии.

1

§20, с. 91 – 95;

задания №1-3 с.95

26

Индийские касты.

1

§21, с. 95 – 100;

выучить новые термины

27

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1

§22, с. 100 – 104; задания №1-3 с.104, сообщения

28

Первый властелин единого Китая.

1

§23, с. 104 – 110;

задания №1-14 с.110

29

Контрольная работа №1 по разделу «Древний Восток»

1

повторить термины и даты

Раздел  III. Древняя Греция

21

Глава 6. Древнейшая Греция

4

30

Греки и критяне.

1

§24, с. 112 – 116;

задания №1-5 с.116

31

Микены и Троя.

1

§25, с. 116 – 120;

подготовить миф

32

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

1

§26 – 27, с. 120 – 129; задания в рабочей тетради

33

Религия древних греков.

1

§28, с. 129 – 133;

задания №1-4 с.133

Глава 7. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

8

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1

§29, с. 133 – 137;

заполнить таблицу

35

Зарождение демократии в Афинах.

1

§30, с. 137 – 140;

задания №1-3 с.140

36

Древняя Спарта.

1

§31, с. 140 – 144; р. тетр; задания №1-3 с.144

37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.

1

§32, с. 144 – 149; р. тетр; выучить новые термины

38

Олимпийские игры в древности.

1

§33, с. 149 – 154; р. тетр;

задания №1-4 с.154

39

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1

§34, с. 154 – 158; р. тетр; заполнить таблицу

40

Нашествие персидских войск на Элладу.

1

§35, с. 158 – 163; р. тетр; заполнить таблицу

41

Повторительно-обобщающий урок по главе «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием».

1

повторить термины и даты, характеристики правителей, тесты.

Глава 8. Возвышение Афин в 5-м веке до н.э.

5

42

В гаванях афинского порта Пирей.

1

§36, с. 164 – 167; р. тетр; подготовить сообщения

43

В городе богини Афины.

1

§37, с. 167 – 172; р. тетр; задания №1- с.172

44

В афинских школах и гимнасиях.

1

§38, с. 172 – 176; р. тетр; задания №1-4 с.176

45

В театре Диониса.

1

§39, с. 176 – 181; р. тетр; задания №1-6 с.181

46

Афинская демократия при Перикле.

1

§40, с. 181 – 186; р. тетр; задания №1-3 с.186

Глава 9. Македонские завоевания в 4-м веке до н.э.

4

47

Города Эллады подчиняются Македонии.

1

§41, с. 186 – 190; р. тетр; задания №1-4 с.190

48

Поход Александра Македонского на Восток.

1

§42, с. 190 – 195; р. тетр; выучить термины

49

В Александрии Египетской.

1

§43, с. 198 – 202;

задания №1-11 с.202

50

Контрольная работа №2 по разделу  «Древняя Греция».

1

повторить термины и даты

Раздел  IV. Древний Рим

20

Глава 10. Рим:  от его возникновения до установления господства над Италией

3

51

Древнейший Рим.

1

§44, с. 204 – 208; р. тетр; задания №1-5 с.208

52

Завоевание Римом Италии.

1

§45, с. 208 – 211; р. тетр; задания №1-4 с.211

53

Устройство Римской республики.

1

§46, с. 211 – 216; р. тетр; задания №1-3 с.216

Глава 11. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.

3

54

Вторая война Рима с Карфагеном.

1

§47, с. 216 – 220; р. тетр; заполнить таблицу

55

Установление господства Рима во всём Средиземноморье.

1

§48, с. 221 – 225; р. тетр; подготовить сообщение

56

Рабство в Древнем Риме.

1

§49, с. 225 – 229; р. тетр; задания №1-3 с.230

Глава 12. Гражданская война в Риме

5

57

Земельный закон братьев Гракхов.

1

§50, с. 230 – 234; р. тетр; подготовить сообщение

58

Восстание Спартака.

1

§51, с. 234 – 238; р. тетр; задания №1-3 с.238

59

Единовластие Цезаря.

1

§52, с. 238 – 243; р. тетр; задания №1-2 с.243

60

Установление империи.

1

§53, с. 243 – 247; р. тетр; задания №1-4 с.247

61

Повторительно-обобщающий урок по теме «Гражданские войны в Риме».

1

повторить термины и даты, характеристики правителей, тесты.

Глава 13. Римская империя в первые века нашей эры

5

62

Соседи Римской империи.

1

§54, с. 248 – 252; р. тетр; задания №1-4 с.252

63

В Риме при императоре Нероне.

1

§55, с. 253 – 256; р. тетр; выучить термины

64

Первые христиане и их учение.

1

§56, с. 256 – 261; р. тетр; задания №1-4 с.261

65

Расцвет империи во 2-м веке.

1

§57, с. 261 – 265; р. тетр; подготовить сообщения

66

«Вечный город» и его жители.

1

§58, с. 265 – 271; р. тетр; задания №1-4 с.271

Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.

4

67

Римская империя при Константине.

1

§59, с. 271 – 276; р. тетр; задания №1-4 с.274

68

Взятие Рима варварами.

1

§60, с. 276 – 281; р. тетр; задания №1-4 с.281

69

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Древний Рим».

1

повторить термины и даты, характеристики правителей, тесты.

70

Годовая контрольная работа №3 по курсу «История Древнего мира».

1

ИТОГО:

70

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Оценка устного ответа.

        Отметка «5»:

-  ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

-  материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

-  ответ самостоятельный.

        Ответ «4»:

-  ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

-  материал изложен в определенной логической последовательности,  при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

        Отметка «3»:

-  ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

        Отметка «2»:

-  при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки,  которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя,   отсутствие ответа.

2.  Оценка письменных контрольных работ.

        Отметка «5»:

-  ответ полный и правильный,  возможна несущественная ошибка.

        Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

        Отметка «3»:

-  работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

        Отметка «2»:

-  работа выполнена меньше  чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

-  работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

3. Оценка тестовых работ.

        Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;

• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

4. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

5 класс

РАЗНОУРОВНЕВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

по разделу «Древний Восток»

Задание I ученического уровня

1.Заполните пропуски в перфокарте

Термин

Определение термина

Фараон

……………………..

………………

Место, где река делится на рукава

Сфинкс

…………………….

………………….

Гроб в Древнем Египте

Писцы

…………………….

………………….

Частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород

Папирус

…………………….

………………

Небольшие островки зелени

Иероглифы

……………..

……………

Короткое копьё

Колония

…………….

…………….

Человек, дающий деньги в долг под проценты

2.Рассмотрите внимательно рисунок и ответьте на вопросы:

    Каким оружием пользовались египетские воины?

    С какой целью фараоны содержали большое войско?

    С какой целью в сражениях использовались колесницы?

Задание II ученического уровня

3.Выберите правильный ответ:

1. Древняя страна, расположенная между морем  и цепью Ливанских гор?

    а) Междуречье                б) Египет                    в) Финикия

2. Где была написана книга, от которой произошло слова «библиотека»?

    а) в Египте                       б) в Китае                   в) в Израиле

3. От кого защищала Северный Китай Великая китайская стена?

    а) от ассирийцев             б) от гуннов                в) от филистимлян

4. На чем писали в Древнем Китае?

    а) на дощечках из бамбука                     в) на глиняных табличках

    б) на пальмовых ветвях

5. Древнее государство, захватившее в VI в. до н.э. Вавилонское и Египетское царства?

    а) Лидия                          б) Персия                     в) Израиль

6. Библейский старец, спасшийся в ковчеге во время потопа?

    а) Адам                            б) Авраам                    в) Ной

7.  Что выращивали земледельцы в Древней Индии?

    а) хлопчатник и сахарный тростник                  б) чай               в) какао

8. Что изобрели в Древнем Китае?

    а) бумагу                         б) цифры                      в) шахматы

9. Предводитель персов, великий полководец древнего мира:

    а) Хаммурапи                 б) Кир                           в) Крез

10. Где протекает река Янцзы?

    а) в Китае                        б) в Индии                    в) в Междуречье

11. Кто учил в Древней Индии, что главное – личное достоинство человека, а не его происхождение?

   а) Конфуций                    б) Брахма                       в) Будда

12. Письменность в Древнем Двуречье?

   а) линейное письмо         б) иероглифы                в) клинопись

13. Что изобрели финикийцы?

    а) прозрачное стекло       б) компас                      в) бумагу

14. Столица Ассирийской державы, которую называли «логовищем львов» и «городом крови»?

    а) Ниневия                        б) Персеполь                в) Вавилон

4. Соотнесите страну  и правителей:

а) Хаммурапи                    1. Ассирия

б) Циньшихуанди              2. Персия

в) Дарий                             3. Индия

г) Ашока                            4. Китай

Ответ запишите в таблицу:

А

Б

В

Г

Задание III эвристического уровня

5. Что является общим и различным в природных условиях, жизни жителей Египта и Двуречья?

Общее

1.………………………………………………………………………………………………..

2…………………………………………………………………………………………………..

Различия

Египет

Двуречье

1.

1.

2.

2.

3.

3.

IV творческий уровень

6.Составьте с указанными словами связный текст из нескольких предложений и запишите его. В одном предложении могут использоваться несколько предложенных слов. В тексте могут быть и предложения, где не требуется использования данных слов.

Индия, касты, неравенство, Брахма, жрецы, религия.

Рекомендации по оцениванию работы: каждый ученик выполняет задания, продвигаясь от простого к сложному, каждый уровень усвоения обеспечивает определённое качество знаний.

  1. Ученический уровень – репродуктивные умения в стандартной ситуации (оценка 3 балла).
  2. Алгоритмический уровень – умение использовать знания в изменённой ситуации (оценка 4 балла).
  3. Эвристический уровень – частично-поисковый, обеспечивает осознанность и прочность умений (оценка 5 баллов).
  4. Творческий уровень – вызывает потребность в познавательной деятельности (дополнительная оценка 5 баллов).

5 класс

РАЗНОУРОВНЕВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2

по разделу «Древняя Греция»

Задание I ученического уровня

1.Заполните пропуски в перфокарте

Термин

Определение термина

Граждане

……………………..

………………

Место для спортивной борьбы и упражнений

Акрополь

…………………….

………………….

Денежный сбор за право торговли

Пифос

…………………….

………………….

Переселенцы в Афинах из других греческих городов

Стиль

…………………….

………………

Поселения за пределами государства

Эвпатриды

……………..

……………

Рабы, покорённые спартанцами греки

2.Рассмотрите внимательно рисунок и ответьте на вопросы:

    Чему обучали в афинских школах?

    Кто мог посещать школы?

Задание II ученического уровня

3.Выберите правильный ответ:

1. Где находится Греция?

а) в  южной части Балканского полуострова            б) в западной части Азии

в) в Восточной части Африки

 2. Что вывозили торговцы из Греции в колонии и другие страны?
           а) рабов;               б) оливковое масло;              в) хлеб

 3. Автор поэм «Илиада» и «Одиссея»?

            а) Гомер;               б) Гесиод;              в) Эсхил

 4. Чудовище с головой быка и телом человека, обитавшее в критском Лабиринте?

            а) Цербер;             б) Минотавр;         в) Горгона Медуза

 5. Агора, Керамик, Акрополь – это:

            а) знаменитые памятники в Афинах;

            б) это районы Афин;

            в) это памятники в Спарте

6.Вход на Акрополь шёл:

        а) через портик;

        б) колоннаду;

        в) ворота Пропилеи?

7.  Что называется полисом?

          а) город-государство в Древней Греции

          б) город в Древней Греции

          в) название органа управления городом

8. Кто в Афинском полисе платил налог за право жить в нем?

          а) рабы;             б) граждане Афин;         в) купцы-переселенцы

9. Найдите лишнее.

       Солон многое изменил в управлении Афинами:

          а) заложил основы демократии

          б) ввел новый порядок избрания судей

          в) ликвидировал должность архонта

          г) создал Народное собрание

10. Олимпийские игры проходили:

          а) раз в 4 года;             б) раз в 10 лет;         в) каждый год

11. Что произошло в 490 г. до н.э.?

          а) Марафонская битва;       б) взятие греками Трои;       в) распад державы

А.Македонского

Задание III эвристического уровня

4. Автор иллюстрированного словаря по всемирной истории предложил редактору иллюстрации, наглядно представляющие исторические понятия, но забыл дать подписи, определения и примеры употребления этих понятий.

  1. Определите, какое понятие иллюстрирует каждый ряд изображений, и дайте его определение.
  2. Приведите пример употребления данных понятий, составив предложения, включающие их.

                                                                       

1.1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                               

IV творческий уровень

5. Составьте с указанными словами связный текст из нескольких предложений и запишите его. В одном предложении могут использоваться несколько предложенных слов. В тексте могут быть и предложения, где не требуется использования данных слов.

Слова: рабство, Солон, долговой камень, архонт, демос, граждане.

Рекомендации по оцениванию работы: каждый ученик выполняет задания, продвигаясь от простого к сложному, каждый уровень усвоения обеспечивает определённое качество знаний.

I.        Ученический уровень – репродуктивные умения в стандартной ситуации (оценка 3 балла).

  1. Алгоритмический уровень – умение использовать знания в изменённой ситуации (оценка 4 балла).
  2. Эвристический уровень – частично-поисковый, обеспечивает осознанность и прочность умений (оценка 5 баллов).
  3. Творческий уровень – вызывает потребность в познавательной деятельности (дополнительная оценка 5 баллов).

5 класс

РАЗНОУРОВНЕВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3

по разделу «Древний Рим»

1.Заполните пропуски в перфокарте

Термин

Определение термина

Патриции

……………………..

………………

Жрицы богини Весты в Риме

Плебеи

…………………….

………………….

Римский воин

Народный трибун

…………………….

………………….

Земельное владение богатого человека

Республика

…………………….

………………

Специальное сооружение для гладиаторских игр

Форум

……………..

……………

Верующие в Иисуса Христа

2.Рассмотрите внимательно рисунок и ответьте на вопросы:

В чём заключалось главное отличие раба от свободного человека?

Какие обязанности были у рабов?

Задание II ученического уровня

3.Выберите правильный ответ:

1. Когда в Риме запретили долговое рабство:

А) в эпоху республики                Б) в эпоху царей                  В) в эпоху императора

2. Кто такие патриции:

А) потомки древнейших жителей Рима              Б) потомки племен этрусков

В) потомки греческих колонистов в Италии

3. Кто, согласно легенде был первым царем Рима:

А) Рем          Б) Ромул              В) Нумитор

4. Кто служил в легионах Рима в республиканскую эпоху:

А) рабы           Б) бедняки                В) земледельцы

5. Должностные лица, избиравшиеся в республиканском Риме каждый год:

А) сенаторы          Б) консулы                  В) императоры

6. Какое племя жило на берегу реки Тибр, где был основан Рим:

А) галлы        Б) этруски                В) латины

7. Высший орган власти в республиканском Риме:

А) Сенат              Б) народные трибуны                В) царь

8. Римский сенатор, заканчивающий каждую свою речь в сенате словами: «Карфаген должен быть разрушен»:

А) Катон       Б) Сципион           В) Гракх

9. Народный трибун, выступивший в защиту землевладельцев Италии:

А) Тиберий Гракх         Б) Катон             В) Сципион

10. Кто получал в республиканском Риме прозвище «император»:

А) сенаторы                  Б) полководцы             В) народные трибуны

11. С правлением, какого императора римское государство начали называть империей:

А) Октавиана Августа       Б) Цезаря              В) Нерона

12. Римский полководец, друг Цезаря, воевавший с Октавианом Августом:

А) Антоний           Б) Помпей             В) Тарквилий

13. Должность управляющего римской империей:

А) сенатор         Б) наместник               В) император

14. Мать Ромула и Рема, согласно древнеримской легенде:

А) волчица

Б) Веста

В) рея Сильвия

15. Кого римляне называли «варварами»:

А) племена не знающие латинского и греческого языков

Б) жестоких императоров

В) всех, кто проживал вне города Рима

16. Что произошло в 509г.д.н.э.:

А) в Риме установилась республика

Б) был основан Рим

В) в Риме установилась империя

17. какое зрелище римляне предпочитали всем остальным:

А) театральное представление

Б) спортивное состязание

В) гладиаторские бои

18. Как переводится с латинского языка слово «республика»:

А) власть народа

Б) общественное дело

В) власть знати

Задание III эвристического уровня

4.Реши задачку

Римский историк Светоний рассказывает, что Август в сенате председательствовал в панцире под плащом и с мечом за поясом. Вокруг его кресла стояли десять самых сильных сенаторов из числа его друзей. К нему в это время допускали сенаторов поодиночке и только после обыска. Подумайте, чем была вызвана такая осторожность? Ответ объясните.

IV творческий уровень

5. Составьте с указанными словами связный текст из нескольких предложений и запишите его. В одном предложении могут использоваться несколько предложенных слов. В тексте могут быть и предложения, где не требуется использования данных слов.

Спартак, ловушка, восстание, Везувий, Помпей, Капуя.

Рекомендации по оцениванию работы: каждый ученик выполняет задания, продвигаясь от простого к сложному, каждый уровень усвоения обеспечивает определённое качество знаний.

  1. Ученический уровень – репродуктивные умения в стандартной ситуации (оценка 3 балла).
  2. Алгоритмический уровень – умение использовать знания в изменённой ситуации (оценка 4 балла).
  3. Эвристический уровень – частично-поисковый, обеспечивает осознанность и прочность умений (оценка 5 баллов).
  4. Творческий уровень – вызывает потребность в познавательной деятельности (дополнительная оценка 5 баллов).

Учебно-методический комплект

Программа

Вигасин А.А История Древнего мира. Программы общеобразовательных учреждений для 5-11 классов – 5-е изд., - М.: «Просвещение», 2007.

Основная литература

Базовый учебник




▪  Годер Г.И.,. Вигасин А.А и др. История древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных  учреждений.– М.: Просвещение, 2011.

Инструмент по отслеживанию результатов

 работы

▪ Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 класс: учебно-методическое пособие.– М: Дрофа, 2000.

Учебно-методические пособия

для учителя

  • Северина О.А. История древнего мира. 5 класс: поурочные планы по учебнику «История древнего мира. 5 класс» Вигасина А.А. Часть 1, 2.–Волгоград: «Учитель-аст», 2003.
  • Мюррей А. Кто есть кто в мифах и легендах. перевод с англ. А.Н.Степановой.–М.:ООО «ТД изд-во Мир книги», 2006.
  •  Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира: пособие для учителя.– М: Просвещение: 1996.
  • Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира: пособие для учителя.– М: Просвещение, 1998.
  • Камышанова З.А., Камышанов К.А. 300 вопросов и ответов по   истории и культуре древнего мира.–    Ярославль: «Академия развития», 1998.
  • Арасланова О.В. История древнего мира. 5 класс: поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой, Ф.А. Михайловского.–М.:ВАКО, 2005.      

Дополнительная литература

для учащихся

  • Д. Чизхолм.  Большая историческая энциклопедия школьника. Ранние цивилизации – М.: «Росмен», 2000. – 472с.
  • Ф.С. Капица, В.А. Григорьев Справочник школьника. М.: Филологическое общество «Слово», 1996.
  • П.П. Гнедич История Искусств – Древний Египет и Древний Восток – М.: ЭКСМО, 2005.
  • Чудакова Н.В., Громов А.В. Детская энциклопедия по истории «Я познаю мир» - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.
  • Г.И. Данилов. Учебник по Мировой художественной культуре для 7-8 классов – М.: «Дрофа», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...

рабочая программа курса "История Древнего мира"

Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также авторской программы курса и...

Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс

ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира  в 5 классе на 70 часов....

Рабочая программа по истории Древнего мира

Здесь вы найдёте календарно-тематическое планирование, пояснительную записку и др. необходимые материалы...