Рабочая программа по истории Древнего мира
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Здесь вы найдёте календарно-тематическое планирование, пояснительную записку и др. необходимые материалы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_prog_5_kl.docx | 74.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Масловопристанская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»
«Согласовано» Руководитель ММО ___________Щербинина М. А. Протокол № ___ от «___»_________2011 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ___________ Квашенко Т.А. «____»____________2011 г. | «Утверждаю» Директор МОУ«Масловопристанская СОШ» __________ Сивых Е. И. Приказ № ___ от «___»____2011 г. | Рассмотрено на заседании педагогического совета |
Рабочая программа
по истории Древнего мира
для 5-х классов.
(базовый уровень)
Учитель второй квалификационной категории
Щербинина Марина Александровна
2011 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе: Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-11кл.). М., «Просвещение», 2007 г. Курс «История Древнего мира».Авторы: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И. С.
Цели курса:
- формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;
- развитие умений по применению исторических знаний в жизни;
- приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:
Основными образовательными задачами курса являются:
- формирование исторического мышления учащихся;
- развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
- формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
- формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
- формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
- формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в древнем мире;
- формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).
В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:
- формирование правовой культуры школьников;
- формирование представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
- развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
- формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
- развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Внесенные изменения:
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт основного общего образования по истории содержит раздел пропедевтического модуля «Что изучает история», который отсутствует в программе для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001 г. Курс «История Древнего мира». С учетом этого в рабочую программу 5 класса были добавлены темы пропедевтического модуля «Что изучает история» (10 часов), которые содержатся в примерной программе основного общего образования по истории, 2004 г.
Учебно-методический комплект для обучающегося:
- Учебник Вигасин А.А. «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение», 2006 г.
- Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», 2006 г.
- Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2007 г.
- Майков А. Н. История: введение в историю: 5 класс. – М., Вентана–Граф, 2011 г.
Методическая литература:
- Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М., «Просвещение», 2003 г
- Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. М., «ВАКО», 2004 г.
Количество часов по рабочему плану: всего 70 часов; в неделю: 2 час.
Требования к уровню подготовки учащихся: Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса: • работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний; • определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой; • изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации; • анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравни вая явления и события, определяя их основные характеристики; • давать оценку отдельным явлениям культуры; • составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам зна ний (на основе простого плана); • составлять характеристику исторических деятелей; • участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся. Календарно-тематическое планирование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Введение «Что изучает история». (10 ч)
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Пред ставление о письменных источниках.
Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век», «столетие», «тысячелетие».
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (2 ч)
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (1 ч)
Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собира тельство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.
Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирате лей. Понятия «человек разумный», «родовая община».
Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (1 ч)
Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении произ водящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гон чарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледель цев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «ста рейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земле дельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».
Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представле ние о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (18 ч)
Тема 1. Древний Египет (7 ч)
Местоположение и природные условия. Земледелие как главное занятие. Оро сительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).
Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фара он», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фара онов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.
Города — Мемфис, Фивы.
Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.
Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг». Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рель еф», «скульптурный портрет», «роспись».
Особенности древнеегипетского письма. Материалы для пись ма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (мате матика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произ ведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папи рус», «свиток».
Достижения древних египтян (земледелие, основанное на оро шении; каменное строительство; скульптурный портрет; письмен ность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представле ние о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Тема 2. Западная Азия в древности (6 ч)
Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, пло дородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для пись ма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.
Города шумеров Ур и Урук.
Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «рос товщик».
Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые шко лы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказа ния о Гильгамеше.
Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побере жья Средиземного моря. Древнейший алфавит.
Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. По нятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Егип та), Моральные нормы библейских заповедей. Библейские преда ния о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царст во и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.
Начало обработки железа. Последствия использования желез ных орудий труда. Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.
Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.
Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покорен ных областей). Город Персеполь.
Тема 3. Индия и Китай в древности (4 ч)
Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяй ство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Рели гиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; ве ра в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буд дизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.
Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение наро да. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шел ковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Повторение 1 ч. Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (20 ч)
Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч)
Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жиз ни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Ми кены, Тиринф, Пилос, Афины.
Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фре ска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар). Микенское царство. Каменное строительство (Микенская кре пость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселе ние островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским цар ством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и геро ях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).
Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7ч)
Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфа вита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Воз никновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».
Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприят ные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и вино града. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.
Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение дол гового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание вы борного суда. Понятия «гражданин», «демократия».
Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два ца ря — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колони зации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с ме стным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».
Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состя заний. Понятие «атлет». Награды победителям.
Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на во енную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трех сот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сраже ние в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».
Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 ч)
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.
Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Поло жение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.
Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Пале стра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу че ловека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.
Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Тра гедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспи тательная роль театральных представлений.
Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Со вет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение пла ты за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Пе-рикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.
Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (3 ч)
Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.
Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Ма кедонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.
Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Де мосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.
Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обо жествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гав-гамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвраще ние в Вавилон. Личность Александра Македонского.
Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Ма кедонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — круп нейший торговый и культурный центр Восточного Средиземно морья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Гре ческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Повторение (1 ч)
Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление уп равления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с уп равлением в Афинах. Особенности афинской демократии.
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (19 ч)
Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)
Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. На селение Древней Италии (латины, этруски, самниты, греки). Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «вестал ка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».
Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. На шествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Вой на с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный три бун», «право вето».
Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. При нятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Орга низация войска. Понятие «легион».
Тема 2. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)
Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македо нии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «про винция».
Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник раб ства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор». Восстание рабов под предводительством Спартака.
Тема 3. Гражданские войны в Риме (4 ч)
Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный за кон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель де ла брата. Гибель Гая.
Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения вос ставших.
Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. За воевание Галлии. Гибель Красна. Захват Цезарем власти (пере ход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран»,«диктатор».
Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республи канских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».
Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».
Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч)
Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Об раз жизни германских племен. Предки славянских народов. Поня тие «варвары».
Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Се нека. Восстание в армии и гибель Нерона.
Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рас сказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей пе ред Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».
Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие коло ната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Трая-на. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.
Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».
Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.
Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.
Тема 5. Падение Западной Римской империи (3 ч)
Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Призна ние христианства. Основание Константинополя и перенесение сто лицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».
Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в про винциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийст во Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новыйзахват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.
Повторение (1ч)Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о на родовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.
Итоговое повторение (1ч) Вклад народов древности в мировую культуру.
Формы и средства контроля.
Предполагается проведение тестирования; письменные контрольные работы по итогам полугодия; письменные проверочные работы, рефераты.
Также после тем: Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим проводятся повторительно-обобщающие уроки.
После изучения курса «История Древнего мира» - проводится итоговое повторение.
Подобные формы контроля позволяют проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, уровень усвоения материала и умение пользоваться полученными знаниями, что и является основными целями данного курса.
Система оценки достижений учащихся.
Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.
Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.
Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует.
Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.
Перечень учебно-методических средств обучения.
- Учебник Вигасин А.А. «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение», 2006 г.
- Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение»,
2009 г.
- Майков А. Н. История: введение в историю: 5 класс. – М., Вентана–Граф, 2011 г.
Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2010 г.
Дополнительная литература
- Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.:учебно-метод.пособие.–М: Дрофа, 2000.–224 с.
- Камышанова З.А., Камышанов К.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре древнего мира.– Ярославль:«Академия развития», 1998.–240 с., ил. Контрольно-измерительные материалы. История России: 5 класс. В 2-х частях / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2010.
- Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира: пособие для учителя.–М: Просвещение: учеб.дит., 1996.
- Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира: пособие для учителя.–М: Просвещение, 1998.
- Арасланова О.В. История древнего мира. 5 класс: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой, Ф.А.Ммихайловского.–М.:ВАКО, 2005.–304 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...
рабочая программа курса "История Древнего мира"
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также авторской программы курса и...
Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс
ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе на 70 часов....
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...