Презентации к урокам
презентация к уроку по истории по теме
Государственные символы России
Личность Петра 1 в оценках современников и историков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennye_simvoly_rossii.ppt | 1.25 МБ |
petr_pervyy.ppt | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Восемнадцатый век продолжает вызывать резкие споры историков, публицистов, философов – продолжает , потому что со времени основания Петром Великим новой столицы это столетие оказалось связанным с начавшимся радикальным преобразованием русской жизни, которое не могло не вызывать ожесточенного сопротивления со стороны ревнителей старины. Преобразования Петра, его деятельность, личность, роль в судьбе России – вопросы, которые интересуют и привлекают внимание исследователей нашего времени не меньше, чем в прошлые века.
Различные, подчас диаметрально противоположные оценки вызывали и вызывают у современников и потомков как реформы, так и личные качества Петра I . Одни из его современников до небес восхваляли царя, называли его «земным богом», другие считали его «мироедом» или самозванцем (которым немцы якобы подменили подлинного царя во время его заграничного путешествия). Наконец, раскольники считали Петра антихристом. Столь же различные оценки и столь же непримиримые противоречия во взглядах на Петра мы находим и в XIX веке. Западники пели Петру восторженную хвалу, славянофилы порицали его за искажение русских самобытных начал и порчу национального характера Святой Руси. Кто же прав в своих оценках и как должна беспристрастная история оценить его и его дело?
О, мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной, Россию поднял на дыбы? А.С. Пушкин
Личность Петра Великого Царь Петр Алексеевич был высокого роста, скорее худощавый, чем полный; волосы у него были густые, короткие, темно-каштанового цвета, глаза большие, черные с длинными ресницами, рот хорошей формы, но нижняя губа немного испорчена; выражение лица прекрасное, с первого взгляда внушающее уважение. (Филиппо Балтари )
Петр I Алексеевич Первый русский император Р еформатор Государственный и военный деятель России Полководец и дипломат
Вклад в историю русского государства (реформы) Реформы в сфере экономики и социальной политики. Реформы органов власти, управления. Военные реформы. Реформы в области науки, культуры и быта. Церковная реформа
Оценка личности Петра I историками Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, П. Н. Милюков , С.Ф. Платонов
Николай Михайлович Карамзин Признавая Петра Великим, он в то же время гораздо осторожнее своих современников подошел к оценке его деятельности. Жестокая ломка старого быта и национальных традиций, предпринятая Петром, по мнению историка и писателя, далеко не всегда была оправдана. «Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр. Он велик без сомнения; но еще мог бы возвеличиться больше, когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей …»
Сергей Михайлович Соловьев «Гений Петра выказался в ясном уразумении положения своего народа, он сознал, что его обязанность - вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации». Соловьёв бережно относится к наследию Петра, высоко оценивает его личность как преобразователя. «С какой бы точки зрения мы ни изучали эпоху преобразования, мы должны прийти в изумление перед нравственными и физическими силами преобразователя, сфера деятельности которого была бы так обширна».
Василий Осипович Ключевский Историк обвинял царя в самодурстве и деспотичности. Среди множества «дел Петровых» положительную оценку Ключевского заслужило лишь одно: осторожность при заимствовании всего чужеземного. Ключевский отказывался считать Петра «беззаветным западником» и в выборочности его заимствований усматривал большую пользу для народа. «Преобразовательная увлекаемость и самоуверенное всевластие – это были две руки Петра, которые не мыли, а сжимали друг друга, парализуя энергию одна другой». Не отрицая, что Петр Великий жил мыслью о всеобщем благе, в конечном счете историк пришел к выводу, что реальные заслуги царя не столь уж значительны.
Павел Николаевич Милюков Одним из первых вызывающе усомнился в величии Петра. Милюков утверждает, что сфера влияния Петра была весьма ограниченной; реформы разрабатывались коллективно, а конечные цели преобразований осознавались царем лишь частично. Петровские реформы – непрерывная цепь просчетов и ошибок.
Сергей Фёдорович Платонов «Петр не был царем-революционером, как его иногда любили называть. Деятельность Петра не была ни переворотом политическим, ни общественным… государственное устройство осталось прежним, положение сословий не претерпело существенных изменений. Результаты, достигнутые Петром, не поставили народного хозяйства на новое основание…»
Оценка личности Петра I современниками и иностранцами
Свидетельства современников, представителей простого народа Один из первых биографов Петра I, П.Н. Крекшин : «Петр кротким нравом воскресил Россию полумертвую, воздвиже сияющую, слабую в силе, малочувственную по имени своему сотвори камени подобную (имя «Петр» означает «камень»), возведя от тьмы ко свету, от незнания к знанию, от бесчестия к славе». Крестьянин Старцев : «Какой это царь, он антихрист, а не царь, царство свое покинул и знаетца с немцами и живет все в Немецкой слободе, в среду и в пятку ест мясо». Некий крестьянин : «Государь всю свою землю выпустошил, остались только душой да телом… Государя на Москве нет. Семь лет в плену, а на царстве сидит Немчин. Вот тысячи с четыре стрельцов порубил. Есть ли б он был государь, стал ли б так свою землю пустошать».
Екатерина II Великая Эпохе Петра императрица придавала огромное значение, поскольку в известной степени она сама продолжала начатое им дело, хотя и действовала иными средствами. Именно она внушала своим подданным идею о том, что Петр I «прорубил окно в Европу», то есть открыл страну для западного влияния. Распространение на Россию этого влияния рассматривалось, как самое важное, чего удалось достичь Петру I .
Курфюрстина София Ганноверская «Надо признать, что это необыкновенная личность… Это государь одновременно и очень добрый, и очень злой, у него характер- совершенно характер его страны. Если бы он получил лучшее воспитание, это был бы превосходный человек, потому что у него много достоинства и бесконечно много природного ума».
Леопольд II (император Священной Римской империи) « Граф Северный, кроме большого ума, дарований и рассудительности, обладает талантом верно постигать идеи и предметы и быстро обнимать все их стороны и обстоятельства »
Август Фридрих Фердинанд фон Коцебу « Схвативши твердою рукою бразды правления, Петр исходил из правильной точки зрения; но найти должную меру трудно везде, всего труднее на престоле. Его благородное сердце всегда боролось с проникнувшею в его ум недоверчивостью. Это было причиною тех противоречащих действий …»
Адам Ежи Чарторыйский « Несомненно, Россия страдала под управлением такого человека, душевное равновесие которого было весьма сомнительно … Он царствовал порывами, минутными вспышками, не заботясь о последствиях своих распоряжений. »
Заключение Взглядов на Петра, его эпоху - великое множество. Пожалуй, ни одна личность в отечественной истории не вызывала столько жарких споров. В деятельности Петра невозможно выделить однозначно положительные или отрицательные стороны, ибо то, что одни считают величайшим благом, другие считают непоправимым злом. Вряд ли в настоящее время можно говорить о категорическом преобладании какого - либо взгляда.
«В руках Петра концы всех наших нитей соединяются в одном узле. Куда мы не оглянемся, везде встречаемся с этой колоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень на всё наше прошедшее и даже застит нам древнюю историю и, которая в настоящую минуту всё ещё как будто держит свою руку над нами, которой, кажется, никогда не потеряем мы из виду, как бы далеко ни ушли мы в будущее» М.Н. Погодин
Автор презентации Чугуева Н.М. учитель истории и обществознания МКОУ СОШ № 2 с УИОП п. Восточный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"
Урок – деловая игра «Работа с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...
Презентация к уроку по физкультуре по теме: Презентация к уроку по предмету: "Физическая культура" на тему: "Физические качества" для учащихся 5-9 классов
В презентации рассматриваются определение, виды и характеристика физических качеств....
Презентация к уроку алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения" Презентация к уроку "Действительные числа"
Презентация к уроку объяснения нового материала по теме "Определение квадратных уравнений" Урок 8 класс.Презентация к уроку закрепления по теме "Действительные числа" в 8 классе....
ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.
Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...
Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"
При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...
Урок русского языка + презентация по теме "Имя числительное" для 6 класса (презентация к уроку по русскому языку)
Целью данного урока является формирование умений опознаватьчислительные в речи, отличать их от омонимичных частей речи по значению, грамматическим признакам и строению; грамотно их писать, соблюдать н...