Семинар по теме: "Русско-японская война"
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Рыжова Ольга Ильинична

Причины,ход ,итоги войны.Исследование документов для полного и объективного оценивания событий того времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Маленькая победоносная война» (урок-семинар  на тему «Русско-японская война»; 9-11 классы)

Война есть грех и свидетельство о грехе.

Н. Бердяев

 Форма проведения урока: лабораторно-практпическое занятие, дискуссия

   Цели: 

   -сформирование  представления учащихся о характере внешней политики мировых держав на рубеже Х1Х-ХХ вв. на Дальнем Востоке ;осмысление причин и последствий русско-японской войны и дальнейшего развития   общественной жизни страны и влиянии на революцию 1905-1907 годов на основе первичных представлений учащихся об основных событиях и процессах социально-экономического, политического и духовного развития России в 1900—1905 гг.;

  - развитие исторического и критического мышления учащихся в работе с источниками, отражающими разные точки зрения и оценки фактов; содействовать развитию навыков групповой работы, самооценки учащихся; способствовать развитию информационной культуры учащихся, знакомству их с возможностями ПК

  - ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности, актуализированные при анализе и обсуждении форм взаимодействия  власти и общества, личности и общества в России в годы  русско-японской войны, воспитывать уважение к истории ,к  примерам героизма  и мужества русских солдат .

.

Оборудование; настенная карта «Русско-японская война», атласы по истории России XX в., мультимедийная карта, выведенная на экран компьютера; раздаточный материал с историческими документами и статистическими таблицами, а также вопросами для групповой работы; компьютер и проектор; СВ «История России. XX век». Ч. 1 , мультимедийная презентация к уроку, созданная совместно учениками и учителем.

Виды познавательной деятельности учащихся:

локализация фактов на тематической карте, анализ на её основе геополитической ситуации на Дальнем Востоке в начале XX в., многоуровневый анализ источников 1—7, дискуссия.

     Предварительная подготовка: накануне проведения урока класс разбивается на четыре группы.         Первая из них получает задание: подготовить сообщение по теме «Мировые державы и Дальний Восток на  рубеже ХХ-ХХ вв.», используя § 21 и 22 в учебнике «Новая история зарубежных стран» (8 класс), сообщение представить в виде таблицы с демонстрацией мультимедийной презентации. Вторая группа готовит сообщения об основных событиях Русско-японской войны (гибель «Варяга», генерал Макаров и броненосец «Петропавловск», оборона Порт-Артура , Цусимское сражение) с мультимедийной презентацией . Третья и четвертая группы подбирают текстовый, иллюстративный материал для создания мультимедийной презентации.

   

    Пояснения

    Предлагаемый материал двухчасового урока включает в себя разнообразные виды работы:

-актуализацию полученных знаний по курсу «Новая история» за 8 класс, представление их в виде таблицы;

-обсуждение предлагаемых учителем вопросов и заданий;

-организацию групповой работы по анализу различных исторических источников (от воспоминаний до официальных документов) и статистических таблиц;

-выступление учеников с индивидуальными сообщениями;

-мини-лекцию учителя;

-подготовку мультимедийной презентации.

Этапы урока:

  1. Вступительное слово учителя, определение целей и задач урока.
  2. Выступление учеников с домашним заданием по теме: «Мировые державы и Дальний Восток  на рубеже 19-20 веков» ,представленными в таблице и  слайдах.
  3. Работа  учащихся  в группах с раздаточным материалом – историческими источниками. Россия и Япония накануне войны. Причины и характер войны.

Задача учащихся : познакомиться с документами , обсудить  представленные вопросы  и подготовиться  к  их  защите.

  1. Проверка работы  учащихся.
  2. Ученики одной из групп  представляют таблицу : «Ход   Русско-японской    войны», сопровождают показом на карте и показом  слайдов.

    Ученики выступают с подготовленными  сообщениями об  основных   событиях   войны  и показывают на карте.

  1. Работа в группах. Портсмутский мир. Итоги Русско-японской войны.
  2. Проверка работы учащихся.
  3. Подведение итогов урока
  4. Домашнее задание

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

26 января 1904 г. на Дальнем Востоке началась Русско-японская война. Эта война не принесла России победы и породила революцию 1905 г., о ней говорили как о «роковой, несчастной малой войне». С ее началом некоторые историки связывают конец династии Романовых и закат монархии в России. Русско-японская война явилась одним из первых военных конфликтов начала XX в.; она столкнула Запад и «новую Азию», рассчитывающую занять прочное место на международной арене в новом веке. Современники по-разному отнеслись к ней, да и историки по-прежнему, даже через сто лет, спорят о том, чем явилась эта война для России. Сегодня на уроке мы попробуем взглянуть на это событие глазами очевидцев и современников, используя исторические свидетельства тех времен, и разобраться в вопросах, которые и за дальностью лет являются актуальными.Посмотрите ,о чем  мы  будем  говорить сегодня. Слайд1

II. Постановка вопросов

Выступление группы учащихся (4-5 мин) с домашним заданием, представленным в таблице. Слайд2.

Мировые державы и Дальний Восток на рубеже Х1Х-ХХ вв.

Китай и Япония

Россия

Германия, Франция, Англия и США

1894-1895 гг, -Японо-китайская война. Июль 1894 г. -

Япония атаковала побережье Кореи, находящейся в вассальной зависимости от Китая. Далее последовая разгром китайских войск в Корее и Маньчжурии. Апрель 1895 г. -подписание Симо-носекского мирного договора между Японией и Кореей при участии России. Условия: Япония получила ряд прибрежных островов и территорий, Корея была объявлена ее сателлитом,. Китай выплачивал контрибуцию и предоставлял торгово-экономические привилегии стране-победительнице. Но! Япония претендовал» на получение части Маньчжурии

Определяющим направлением внешней политики во времена царствования Николая П являлась идея усиления господства России в Восточной Азии. Поэтому в конфликте между Японией и Китаем Россия взяла на себя посредническую миссию

1895 г. - Россия, Германия и Франция по итогам Японо-китайской ВОЙНЫ предъявили Японии ультиматум и направили к ее берегам флот. Япония была вынуждена отказаться от Маньчжурии

1896 г, - Россия заключает с Китаем секретный военный союз. Условия: Россия имеет право на строительство в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД)

Проводят политику «открытых дверей» -привилегии, полученные той или иной страной от подписания с Китаем договора, доступны для всех

1897 г. - мировые державы заключают договоры с Китаем об аренде: Германия - порта Циндао (на 99 лет), Англия - Гонконга, Россия - Ляодунского (Квантунского) п-ова (на 25 лет) и порта Люйшунь (Порт-Артура)

1898 г. - Китай подписывает договор о размещении в Порт-Артуре российской тихоокеанской эскадры и постройке крепости

Вопросы и задания к таблице:

     -Почему Япония смогла одержать столь быструю и уверенную победу в войне с Китаем? (Примерный ответ. Япония быстрее, чем Китай, встала на путь преобразований; в конце XIX в. в ней происходит бурный экономический подъем, главным образом благодаря реформам Мэйдзи, быстрыми темпами развивается военная промышленность, проходит  реорганизация армии.)

       -Какой характер носила политика мировых держав на Дальнем Востоке? (Примерный ответ. Безусловно, захватнический. Каждая из стран стремилась завоевать прочные позиции на тихоокеанском побережье, отбросив соперников. Мировые лидеры - Германия, Франция, Англия и США – применяли тактику сталкивания двух государств - России и Японии, предоставляя Японии огромные кредиты, что позволило ей  перевооружить армию и построить мощный военно-морской  флот, а значит, подготовиться к войне с Россией.)

   -Какие последствия для Китая имело заключение договоров с мировыми державами о передачи в аренду некоторых территорий страны?  ( Примерный  ответ. Происходит фактический  раздел Китая, и как результат вспыхивает восстание  ихэтуаней  («боксерское восстание»). Летом  1900 г. мировые   державы  под предлогом помощи  вводят  в  Китай  войска , а после подавления  выступления  налагают  на страну большую контрибуцию,  выплата  которой крайне отрицательно  сказалась  на экономике страны.)

   -Какие цели преследовало русское правительство , заключая с Китаем договор об использовании территории Маньчжурии для строительства КВЖД? ( Примерный  ответ . К середине 1890-х гг. Транссибирская железная дорога дошла до Читы, и встал вопрос: как строить дорогу дальше - по русской  территории вдоль реки Амур или по китайской. И договор  1896  г. был важен:  во-первых,  железная дорога, проложенная по территории Северной Маньчжурии , сокращала сообщение между Читой и Владивостоком почти в три раза, а во-вторых, строительство  КВЖД  давало возможность быстрой  переброски русских войск  на восток в случае войны с Японией.)

-Посмотрите на карту и ответьте на вопрос. Почему Россия  так настаивала на аренде именно Порт-Артура? (Примерный  ответ. Это   было следствием строительства  КВЖД, к тому же это была природная  морская крепость с незамерзающей  акваторией, надежный опорный пункт на случай войны  с Японией.)

III. Работа в группах. Россия и Япония накануне войны. Причины и характер войны

Работа учащихся в группах с раздаточным материалом (15-17 мин).

Задача учащихся: познакомиться с историческими документами и обсудить представленные вопросы в группе.

1-я группа: настроения в обществе накануне войны. Вопросы и задания :

-Какие две политические группировки сложились в правительстве России по отношению к Японии? Чем были продиктованы их взгляды?

-Почему  царь проигнорировал точку зрения  С.Ю. Витте, высказанную им после поездки на Дальний Восток?

-Представители   каких слоев общества поддерживали приведенные газетные высказывания? Объясните их точку зрения.

-Познакомьтесь с отрывками из воспоминаний генерала Я. Гамильтона. Какие настроения преобладали в Японии в отношении России в конце 1903 г.?

-Познакомьтесь с выдержками из донесения К.И. Вогака. На  основании   каких фактов он пришел к выводу о возможности  войны между Россией и Японией?

      «Мы сидели после завтрака в кабинете государя, курили и разговаривали о незначительных вещах. Императрица была беременна, и Никки  надеялся, что на этот раз родится мальчик. Он ни слова не говорил о положении на Дальнем Востоке и казался веселым... "В народе идут толки о близости войны", - сказал я. Государь продолжал курить. "Ты все еще намерен избегнуть войны, во что бы то ни стало?" - "Нет  никакого  основания   говорить о войне", - сухо ответил он. "Но каким способом ты надеешься предотвратить объявление войны японцами, если ты не согласишься на их требования?" - "Японцы нам войны не объявят". - "Почему?" - "Они не посмеют"».

Из воспоминаний великого князя Александра Михайловича

(начало 1904 г.)

«Поверьте мне, что нам маленькая победоносная война необходима, иначе нам внутри России будет грозить беда». «А Японию мы и шапками закидаем».

Из высказываний министра внутренних дел В.К. Плеве

(по мемуарам С.Ю. Витте)

«Россия к войне не готова...»

Из доклада С.Ю. Витте после поездки по Дальнему Востоку в 1902 г.

    «Лучше война, чем революция...»

Цитата из газеты (конец 1903 г.)

   «.. .Вечером мы пошли смотреть на японских актеров и китайских жонглеров, дававших специальное представление для военных агентов. <... > У одной старой женщины была красавица дочь Гейша. Под Гейшей подразумевалась Корея, под старой женщиной - Китай. Молодой человек, олицетворявший собой Японию, пришел сватать молодую Корею. Старая госпожа Китай, однако, запросила больше денег, чем он соглашался дать.

Поэтому она воспротивилась всякому формальному обручению, хотя девушка более чем разделяла чувства своего возлюбленного.     <... > В это время другой молодой человек, именно Россия, тоже приходит свататься, становится между господином Японией и госпожой Кореей и, надавав господину Японии тычков в шею, выбрасывает его вон из дома...»

Из воспоминаний английского военного агента при штабе японской армии генерала Я. Гамильтона (конец 1903 г.)

   «В лице Японии мы имеем соседа, заслуживающего полного с нашей стороны внимания... Японская армия уже теперь представляет собой внушительную силу, прекрасно организованную, составленную из отличных солдат, очень хорошо обученных и воспитанных, руководимых офицерами, всецело преданными своему делу, относящимися к службе с завидною любовью и рвением... Я не удивлюсь, если через 10-15 лет японская армия будет отнесена к числу первоклассных. А за этою армиею стоит нация честолюбивая, может быть, даже чересчур, готовая на все жертвы для славы Японии. Одержав победу над Китаем, у нее не будет другого стремления, как помериться силами с европейскою державой, а  таковою , по самому положению Дальнего Востока, может быть только либо Россия, либо Англия...»

Из донесения военного агента в Японии полковника К.И. Вогака

от 16 февраля 1895 г.

2-я группа: военное оснащение стран накануне войны. Вопросы и задания

-Каков был военный потенциал русской армии на Дальнем  Востоке?

-С какими трудностями могла столкнуться русская армия в начале войны?

-В чем состояли преимущества японской армии? Как можно  объяснить тот факт, что Япония была лучше подготовлена  к войне?

-В чем заключались ошибки и просчеты русского  командования при организации разведки и оценке японского вооружения?   -Почему Николай II видел в японцах только «макак»?

   «В техническом отношении армия начинала кампанию с 8 пулеметами; пополнялась полевой артиллерией вместо горной, хотя с 1900 г. можно было воочию видеть гористый характер будущего театра военных действий; не располагала точными картами, без которых часто плутали и попадали не туда, куда шли. Порт-Артур начинал кампанию с 153 снарядами для 12-дюймовых орудий, тогда как во Владивостоке таких снарядов  лежало 1037 и не было ни  одного 12-дюймового орудия... Сухопутные войска насчитывали около 100 тыс. человек, в составе военно-морского флота на Дальнем Востоке были 7 броненосцев, 4 броненосных катера, 7 легких крейсеров, 6 канонерских лодок, 2 минных крейсера, 32 миноносца». Очерки дипломатической истории Русско-японской войны.

М., 1955

   «Промышленность Страны восходящего солнца в 1898-1903 годах создала высококачественный броненосный флот (некоторые корабли были закуплены в странах Западной Европы и США). В японской армии появилась прекрасная винтовка образца 1898 года. В полевой армии численностью 190 тыс. штыков было 484 орудия. А всего в артиллерийском парке

Японии было 1032 скорострельных  орудия. Военачальники внимательно следили не только за самым современным технологическим обеспечением армии, но и за поддержанием высокого боевого духа своих солдат. Хорошо в Японии была поставлена разведка. Кроме того, полководцы этой страны отлично представляли театр предстоящих боевых операций...»

Всемирная история сражений. М., 2000

    «В то же время, как японцы имели сотни тайных и явных агентов на Дальнем Востоке, изучающих наши сухопутные и морские силы, мы доверяли сбор сведений о военных силах и средствах Японии одним офицерам Генерального штаба. К сожалению, и выбор этих офицеров не был удачен».

Из записок генерала А.Н. Куропаткина

Дополнительная информация

Численность и соотношение морских сил японской армии и русских войск на Дальнем Востоке

К 1 января 1894 г.

К 1 января 1904 г.

Россия

Офицеры- 1118

Солдаты -32 716

Офицеры - 3249

Солдаты -94586

Всего кораблей -63; общий тоннаж - 190 тыс. тонн

Япония

Офицеры - 2476

Солдаты -58446

Офицеры - 8082

Солдаты -142663

Всего кораблей - 80; общий тоннаж - 260 тыс. тонн

3-я группа: причины и характер Русско-японской войны

  • Назовите причины Русско-японской войны.
  • Сформулируйте два основных взгляда русского общества на причины войны.
  • Какие цели преследовала Россия в этой войне? Можно ли сказать, что с ее стороны война была справедливой?
  • Почему Россия не могла или не хотела удовлетворить требования, изложенные в ноте японского правительства?
  • Какой характер носила война со стороны Японии? Объясните свою точку зрения.

«Только неразумное резонерство спрашивало: к чему эта дорога? А все  вдумчивые  люди   видели в ней   великое и  чистое  русское дело...  путь к  океану - Тихому и  Великому, к равновесию центробежной силы с   центростремительной,  к  будущей  истории, которая неизбежно станет совершаться на берегах и водах Великого океана».

Из статьи Д.И. Менделеева

«Русская территориальная политика, в достижении естественности и законченности границ, началась с Рюриковых времен и до сих пор не закончена. Со времен укрепления России на Уссури и Сахалине наши границы на Тихом океане можно было считать очень близкими к завершенности, так как им недоставало только некоторого поправления по правому берегу

Амурам некоторых станций, обеспечивающих свободное сообщение Амурского края и Сахалина с океаном и морской путь из Европейской России к русским тихоокеанским прибрежьям...»

Из книги Л.А. Тихомирова «Монархическая государственность» (1904 г.)

  «Я говорил Витте, что у нашего государя грандиозные в голове планы: взять для России Маньчжурию, идти к присоединению к России Кореи. Мечтает под свою державу взять и Тибет. Хочет взять и Персию, захватить не только Босфор, но и Дарданеллы. Что мы, министры, по местным обстоятельствам задерживаем государя в осуществлении его мечтаний, но все разочаровываем; он все же думает, что он прав, что лучше нас понимает славы и пользы России».

Из дневника военного министра АН. Куропаткина от 16 (29) февраля 1903 г.

«Россия должна исключить Корею из сфер своих интересов и признать территориальную неприкосновенность Маньчжурии и Китая...»

Из японской ноты от 31 декабря 1903 г.

4-я группа: работа над  «Манифестами    Николая II и японского императора  о начале войны»

          «...За несколько месяцев до моих выпускных экзаменов разразилась Русско-японская война. Война началась с нападения японских миноносцев на русский флот, сосредоточенный в Порт-Артуре. Как ни странно, но это событие не породило той лихорадки патриотизма, какая охватила всю Россию позднее, в 1914 году, когда началась война с Германией. И хотя мобилизация войск для отправки на Дальний Восток прошла вполне гладко, тем не менее патриотические манифестации, состоявшиеся в столице и других городах, носили чисто формальный характер и не отличались особым энтузиазмом.

Зная, что Витте, а с ним и все члены кабинета министров, за исключением Плеве, выступали против войны, многие предчувствовали, что она принесёт немало бед и катастрофические последствия. Витте сделал всё, что мог, чтобы противодействовать провоенной ориентации нового царского фаворита статс-секретаря А. М. Безобразова. В конце 1901 года в Петербург с визитом прибыл крупный японский государственный деятель Хиробуми Ито в надежде урегулировать назревающий конфликт мирными средствами. Вопреки настояниям Витте, царь встретил Ито весьма холодно, и тогда он направился в Лондон для консультаций с японским послом Хаяси, который открыто ратовал за войну с Россией. Хаяси в полной мере воспользовался провалом переговоров Ито с Витте, в результате чего был подписан договор об англо-японском союзе (январь 1902 года), направленном против России. К вящему удовольствию Плеве, летом 1903 года Витте был отстранён от прямого участия в решении государственных дел, получив назначение на почётный, ничего не значащий пост. Впрочем, в самый последний момент царь неожиданно опомнился и предпринял попытку предотвратить войну...

<...> Некоторые считают, что причиной революции 1905 года явилась война с Японией и поражение в ней России. Неоправданность такого суждения, на мой взгляд, очевидна в свете тех событий, которые происходили в России после 1901 года и суть которых я изложил выше. Японская война не была причиной революции 1905 года. Она лишь изменила и исказила её развитие.»

              А. Ф. Керенский. Россия на историческом повороте. Мемуары (М., 1993).

Вопросы и задания к источнику:

Как вы думаете, почему начало Русско-японской войны «не породило той лихорадки патриотизма, какая
охватила всю Россию позднее, в 1914 году, когда началась война с Германией»?

Какие две крайние точки зрения на целесообразность войны с Японией существовали в правительственных кругах Российской империи? К какой из них ближе позиция автора мемуаров? Свой ответ подтвердите цитатами из источника.

Что нового в образ С. Ю. Витте вносят свидетельства А. Ф. Керенского?   Какова роль С. Ю. Витте в урегулировании   российско-японского   конфликта   1904—1905 гг.?

«Манифест Николая II о вступлении России в войну  с Японией «(27.01.1904 г.)

В заботах о сохранении дорогого сердцу Нашему мира Нами были приложены все усилия для упрочения спокойствия на Дальнем Востоке. В сих миролюбивых целях Мы изъявили согласие на пересмотр существовавших между обеими Империями соглашений по корейским делам. Возбуждённые по сему предмету переговоры не были, однако, приведены к окончанию, и Япония, не выждав даже получения последних ответных предложений Правительства Нашего, известила о прекращении переговоров и разрыве дипломатических сношений с Россиею.

Не предуведомив о том, что перерыв таких сношений знаменует собой открытие военных действий, японское правительство отдало приказ своим миноносцам внезапно атаковать Нашу эскадру, стоявшую на внешнем рейде крепости Порт-Артур.

По получении о сём донесения Наместника Нашего на Дальнем Востоке, Мы тотчас же повелели вооружённою силою ответить на вызов Японии.

Объявляя о таковом решении Нашем, Мы с непоколебимою верою в помощь Всевышнего и в твёрдом уповании на единодушную готовность всех верных Наших подданных встать вместе с Нами на защиту Отечества, призываем благословение Божие на доблестные Наши войска армии и флота.»

«Из манифеста японского императора» (29.01.1904 г.)

«Мы, милостью небес, император Японии, с незапамятных времён сидящий на троне, занимаемом тою же династиею, объявляем этим манифестом всем нашим верным и храбрым подданным следующее:

Мы этим объявляем войну против России, и мы повелеваем нашей армии и флоту всеми их силами производить нападения на эту империю... Отдельное существование Кореи необходимо для безопасности нашего государства.

Несмотря  на это, Россия, пренебрегая её торжественными трактатами с  Китаем и  повторенными обещаниями другим державам, всё ещё занимает Маньчжурию , укрепляет свою  власть  в этих  провинциях, решив  их окончательно присвоить, а так как взятие Маньчжурии Россиею сделало бы невозможным сохранение неприкосновенности Кореи и вдобавок принудило  бы  бросить всякую  надежду на мир на  Дальнем Востоке , мы,  ввиду этих обстоятельств , решили выяснить эти вопросы переговорами...

         Однако же Россия никогда не встречала такие предложения в примирительном духе, но своим умышленным замедлением оттягивала решение вопроса...

           Обеспечения будущего мы можем теперь только добиться призывом к оружию.»

               Вопросы и задания к источникам :

 -Когда подписан каждый из манифестов? Как эти даты соотносятся с реальным началом военных действий?
-Как вы думаете, почему манифесты императоров России и Японии подписаны в разные дни?

 -Как каждый из императоров объясняет причины войны? Совпадают ли их взгляды по этому вопросу или
противоречат друг другу?

 -Какими фактами и источниками можно подтвердить или опровергнуть версии о причинах Русско-японской
войны, изложенные в манифестах?

-Кого каждый из императоров считает виновником военного конфликта? Чья позиция в этом вопросе кажется вам более убедительной? Почему?

-Какой характер носит война для Японии и для России, с точки зрения императоров этих стран? Подтверди
те свой ответ словами из документов. Насколько адекватными реальной ситуации кажутся вам официальные заявления?

-С какой целью в канун войны императоры враждующих стран обратились к своим подданным с подобными
манифестами? На какие чувства, национальные черты характера своих народов опирался каждый император,призывая к войне?

-Правители обеих стран заявляют, что они сделали всё возможное, чтобы предотвратить вооружённый конфликт и разрешить противоречия между двумя сопредельными странами мирным способам. Подумайте, на основе каких источников и каких фактов можно подтвердить или опровергнуть эти заявления.

5-я группа: работа с таблицей «Основные события русско-японской войны»

Учащиеся заполняют таблицу по учебнику «История России. XX век», работают с картой «Русско-японская война» в учебнике (или атласе) и готовятся к   выступлению.

IV.        Проверка работы учащихся

Обсуждение выводов, к которым пришли группы.

Причины Русско-японской войны (учащиеся делают записи в тетради):Слайд 3

  • борьба между мировыми державами за влияние на Дальнем Востоке;
  • противостояние России и Японии в овладении Маньчжурией;
  • агрессивные планы определенной группы в русском правительстве, считающей, что война отвлечет народ от революции.

V.        Продолжение работы по теме урока.

Ход  Русско-японской войны

Утром 26 января 1904 г. Николай II получил телеграмму от наместника на Дальнем Востоке Евгения Ивановича Алексеева следующего содержания: «Флот пребывает в полной боевой готовности и смело отразит всякое покушение со стороны дерзкого врага». А тем временем в Порт-Артур пришел пароход с японским консулом, бросил якорь и стал торопливо собирать на борт своих подданных. Но даже это обстоятельство не насторожило русское командование, Алексеев запретил принять меры по повышению боеготовности флота.

Обстрел русских кораблей, стоявших на рейде Порт-Артура, японская армия под руководством вице-адмирала Хэйхатиро Того  начался в 23 ч 35 мин того же дня. Три мины  попали в цель. Война для русских началась.

Учащиеся делают записи в тетради.)

Основные события Русско-японской войны.Слайд4

Дата

Событие

Итог и значение

1904г., 26-27 января (8-9 февраля)*

Внезапное нападение японских кораблей на русскую эскадру в Порт-  Артуре

Начало Русско-японской войны

27 января (9 февраля)

В нейтральном корейском порту Чемульпо атакованы два русских корабля -«Варяг» и «Кореец»

Гибель русских кораблей

31 марта (13 апреля)

Поражение русского флота у  Порт- Артура. Смерть командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирала С.О. Макарова

Фактическая гибель Тихоокеанского флота (из 7 кораблей осталось 3). Отказ от активных действий на море

17 (30) июля

Начало осады Порт-Артура японцами

11-21 июля (24 августа -3 сентября)

Сражение под Ляояном. Русские войска отступают к  Мукдену

Русские не смогли воспользоваться Ситуацией, сложившейся в их пользу, в частности из-за нерешительности командующего армией А.Н. Куропаткина

20 декабря (2 января)

Порт-Артур сдан японцам

Пренебрегая мнением офицеров, солдат и матросов, генерал А.М. Стес-сель сдает крепость

1905г., 22 февраля (10 марта)

Сражение под Мукденом

Отступление и поражение русских войск. Изменение настроений в русском обществе на крайне негативное, особенно по отношению к власти

14-15 (27-28) мая

Цусимское сражение

2-я тихоокеанская эскадра под командованием адмирала ЗЛ. Рожествен-ского терпит поражение. Русский флот фактически уничтожен

* Даты указаны по старому и новому стилю.

VI. Работа в группах. Портсмутский мир . Итоги Русско-японской войны

После цусимского поражения русских на всем фронте наступило затишье. Было очевидно, что две страны устали от войны, и правительства искали возможность заключения мира. По этому поводу английская газета «Тайме» писала, что «нация, безнадежно битая в каждом сражении войны, одна армия которой капитулировала, другая обратилась в бегство, а флот погребен морем, диктовала свои условия победителю». Мир был необходим всем.

Вопросы

  1. Какие внутренние события подталкивали Россию к заключению мира? Какая связь существовала между ними?
  2. Что заставляло Японию согласиться на подписание мирного  договора?
  3. Как вы думаете, почему Россия потерпела поражение в этой войне? Могла ли она победить и при каких условиях?

27 июля 1905 г. в американском городе Портсмут при посредничестве президента США Теодора Рузвельта начались переговоры двух стран - России и Японии. Заключение мирного договора 23 августа 1905 г. завершило один из первых военных конфликтов начала XX в. Используя исторические документы, подведем итоги Русско-японской войны.

(Работа учащихся в группах с раздаточным материалом (15-17 мин).

Задача учащихся: познакомиться с историческими документами, и сделать самостоятельно на их основе как можно больше выводов об итогах и значении Русско-японской войны.)

1-я группа: отрывок из воспоминаний С.Ю. Витте, представлявшего интересы России в Портсмуте, об условиях заключения мирного договора

«...29 июня последовало мое назначение главным уполномоченным по ведению мирных переговоров с Японией, и на другой день утром я был у государя, и государь меня благодарил, что я не отказался от этого назначения, и сказал мне, что он желает искренно, чтобы переговоры пришли к мирному решению, но только он не может допустить ни хотя бы одной копейки контрибуции, ни уступки одной пяди земли.<...>

Великий князь (Николай Николаевич) мне довольно обстоятельно объяснил положение дела...: 1) наша армия не может более потерпеть такого крушения, какое она потерпела в Ляояне и Мукдене; 2) при благоприятных обстоятельствах с возможным усилением нашей армии имеется полная вероятность, что мы оттесним японцев до Квантунского полуострова и в пределы Кореи, т. е. за Ялу, что для этого, вероятно, потребуется около года времени, миллиарда рублей расхода и тысяч 200-250 раненых и убитых и 3) что дальнейших успехов без флота мы иметь не можем; 4) что в это время Япония займет Сахалин и значительную часть Приморской области. Великий князь выражал мнение, что, во всяком случае, невозможно соглашаться на отдачу Японии хотя пяди исконно русской земли. Управляющий морским министерством Бирилев мне сказал, что вопрос с флотом покончен, Япония является хозяином вод Дальнего Востока. Что же касается мирных условий, то невозможно соглашаться на какие бы то ни было унизительные условия; что касается уступок территориальных, то, по его мнению, возможно уступить часть того, что мы сами в благоприятные времена награбили».

С.Ю.Витте

2-я группа: Портсмутский мирный договор

ПОРТСМУТСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР

МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЯПОНИЕЙ, подписанный 23 августа (5 сентября) 1905 г.

(извлечение)

 Статья I

Мир и дружба-пребудут отныне между их величествами императором всероссийским и императором Японии, равно как между их государствами и обоюдными подданными.

 Статья II

Российское императорское правительство, признавая за Японией в Корее преобладающие интересы политические, военные и экономические, обязуется не вступаться и не препятствовать тем мерам руководства, покровительства и надзора, кои императорское японское правительство могло бы почесть необходимым принять в Корее...

Статья III

 Россия и Япония взаимно обязуются:

эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского
полуострова...

возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или япон
скими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории.

Российское императорское правительство объявляет, что оно не обладает в Маньчжурии земельными преимуществами либо... исключительными концессиями, могущими затронуть верховные права Китая или несовместимыми с принципом равноправности. <... >

Статья V

Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества и концессии, связанные с этой арендой или составляющие ее часть, и уступает равным образом императорскому японскому правительству все общественные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда...

Статья VI

Российское императорское правительство обязуется уступить императорскому японскому правительству без вознаграждения, с согласия китайского правительства, железную дорогу между Чан-чунь и Порт-Артуром и все ее разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привилегиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в ее пользу...

Статья VII

Россия и Япония обязуются эксплуатировать принадлежащие им в Маньчжурии железные дороги исключительно в целях коммерческих и промышленных, но никоим образом не в целях стратегических.

Установлено, что это ограничение не касается железных дорог на территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова. <...>

Статья IX

Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории. <...>

Статья XI

Россия обязуется войти с Японией в соглашение в видах предоставления японским подданным прав по рыбной ловле вдоль берегов русских владений в морях Японском, Охотском и Беринговом. <...>

После выступления группы учащиеся делают запись в тетради.

Мирный договор, подписанный в г. Портсмуте 23 августа (5 сентября) 1905 г.Слайд 5

  • Уступка Японии в вечное и полное владение Южного Сахалина, аренды Ляодунского полуострова с Порт-Артуром.
  • Признание Кореи сферой интересов Японии.
  • Предоставление Японии права вести рыболовство вдоль русских берегов в Японском, Охотском и Беринговом морях.
  • Предоставление Японии режима благоприятствования в торговле с Россией.
  • Вывод русских и японских войск из Маньчжурии.

3-я группа: статистические данные о потерях в Русско-японской войне

Всего за войну погибли 139 тыс. человек (убиты 81 тыс. человек, от болезней умерли 40 тыс. человек, остальные скончались от полученных ран).

Армия

Число убитых солдат и офицеров

Потери флота

Число раненых

Число умерших от ран

Число взятых в плен

Число раненых

 пленных

Число умерших в плену

от ран

от болезней

Русская

25331

6299

146 032

6127*

59000

16000

613

1030

Японская

47387

2000

173425

11425

* Включая офицеров и солдат, умерших от ран в плену. Источник: Война с Японией 1904-1905 гг. Санитарно-статистический очерк, 1914.

4-я группа: цитаты из высказываний современников о Русско-японской войне

    «Но если правительство, хотя в конце несчастной войны, поняло свою ошибку и в пределах своих сил и разумения ее исправляло, то второй виновник наших неудач - наше общество - так до конца и остался в этом своем ослеплении. <... > Непопулярность самого повода к войне заставила общество наше закрыть глаза на то, какая жизненная ставка разыгралась там вдалеке. Наше общество действовало во все время войны деморализующим образом на нашу армию».

А.И. Гучков (май 1908 г.)

     «Не русский народ, а русское самодержавие начало эту колониальную войну, превратившуюся в войну старого и нового буржуазного мира. Не русский народ, а самодержавие пришло к позорному поражению. Русский народ выиграл от поражения самодержавия».

В.И. Ленин

VIIПроверка работ  учащихся Обсуждение выводов, к которым пришли группы.

Итоги войны (учащиеся делают записи в тетради):Слайд 6.

  • уничтожение Балтийского и Тихоокеанского флотов;
  • большие людские потери;
  • позор от проигранных сражений;
  • крушение мечты о господстве на Дальнем Востоке;
  • потеря п-ва Сахалин
  • революция.

Учитель. Война закончилась, и потянулись по дорогам воины, изувеченные, раненные, измученные, но не провинившиеся перед Отечеством, выполнившие свой солдатский долг до конца.

В Цусимском проливе далеком,

Вдали от родимой земли,

На дне океана глубоком

Забытые есть корабли.

Там русские спят адмиралы,

И дремлют матросы вокруг,

У них прорастают кораллы

Сквозь пальцы раскинутых рук.

Когда засыпает природа

И яркая светит луна,

Герои погибшего флота

Встают, пробуждаясь от сна.<.. .>

Они вспоминают Цусиму     '

Напрасную храбрость свою,

И небо Отчизны любимой,

И гибель в неравном бою...

В.И. Лебедев –Кумач 

О войне 1904-1905 гг. сложено много песен, но строчки из песни «Плещут холодные волны» неизвестных авторов, ставшей откликом на гибель «Варяга» и «Корейца», в наибольшей степени отражают трагедию и героизм русских солдат в этой войне. Впереди их ждала Первая мировая, Гражданская, Великая Отечественная, но и там русский воин выстоял, сохранил свою честь. «Война есть грех и свидетельство о грехе», - писал Н. Бердяев, и не надо нам, живущим сегодня, об этом забывать.

VIII. Подведение итогов урока

  Обмен впечатлениями учеников и учителя о совместной работе. Оценка работы.

IX. Домашнее задание

Ученикам 9 класса. Учебник , § 5, вопросы и задания после параграфа,

творческое  задание : рабочая тетрадь к учебнику «История Отечества. XX век» Е. Е. Вяземского, О. Ю. Стреловой. (М., 2003. — С. 18).

Ученикам 11 класса: Учебник , § 5, вопросы и задания после параграфа. Ответить на вопросы:

1.На фоне предшествовавших и последующих войн Русско-японская война.Д904—1905 гг. действительно кажется «маленькой»Как вы думаете, почему в новейшей истории России  и памяти россиян она занимает особое место?

2.Как могло случиться, что после этой войны наступил   золотой   век   в   российско-японских   отношениях(1906—1916 гг.)? Такого уровня дружеских соглашений
и культурного взаимодействия сопредельные страны больше не достигали.

3.В современной исторической науке есть мнение о том, что название этой войны не совсем точное. Как вы думаете, что послужило поводом для сомнений? Какую
роль играют названия военных конфликтов для их современников и потомков?

Задания по выбору:

-собщение/ презентация «Русско-японская война в памятниках и монументах»

-сообщение /презентация «Русские кладбища в Японии»

 Литература

Айрапетов О. Русско-японская война 1904-1905 гг.: взгляд через столетие. М., 2004.

Бирюков Ю. «В Цусимском проливе далеком...»// Родина.1996, №6-7.

Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Новая история зарубежных стран: Учебник. 8 класс. М., 2009.

В.А.Шестаков, История России  XX - начало XXI века: Учебник 11 класс М.Просвещение,2012

Куропаткин А.Н. Русско-японская война 1904-1905 гг. Итоги войны. СПб'., 2002.

Новиков-ПрибойА.С Цусима. М., 1984.      -        

Отечественная история. XX век. М., 1996.

Рабочая тетрадь к учебнику «История Отечества. XX век» Е. Е. Вяземского, О. Ю. Стреловой. М., 2003.

Приложение

Материалы к мини-лекции учителя и выступлению учеников

Официально о начале войны японским правительством было объявлено только 28 января, и в первые же дни военные действия вызвали большой патриотический подъем в России. Многие офицеры, не подлежавшие мобилизации, подавали рапорты об отправлении их на театр военных действий и всерьез опасались «не успеть» на эту войну. В российской прессе был создан образ заведомо слабого врага — «азиата», «дикаря», «варвара», в то время как русский солдат представлялся этаким молодцом-удальцом. Эта беспечность вскоре дорого будет стоить русской армии, но даже после первых поражений Япония по-прежнему будет восприниматься как заведомо слабый противник.

План, разработанный накануне войны японским правительством, состоял в следующем: без объявления войны в составе двух армий организовать военные экспедиции к главным пунктам дислокации русских сил. Первым таким пунктом стал Порт-Артур, вторым - порт Чемульпо. Задача атаковать русские корабли на территории Кореи была возложена на контр-адмирала Уриу. 27 января, на второй день войны, японцы захватили г. Сеул и вышли в море близ порта Чемуяьпо поджидать русские корабли - крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». Японцы предложили русским кораблям покинуть порт до 14.00, иначе они будут атакованы. Но капитан «Варяга» Всеволод Федорович Руднев принял решение сражаться, а в случае неудачи взорвать судно.

Гибель «Варяга». В 11.20 крейсер «Варяг», а вслед за ним и лодка «Кореец» вышли в бой. На иностранных судах, стоявших здесь же на рейде в Чемульпо, выстроились матросы и офицеры, на итальянском крейсере звучал русский гимн, на французском корабле - «Марсельеза». Два обреченных на гибель корабля выходили из нейтрального рейда, им в этом легендарном бою противостояли 6 японских крейсеров и 8 миноносцев. Ю.В. Дискант в своей книге «Порт-Артур» приводит следующие подробности этого сражения: «... Уриу, заметив выходящие русские корабли... поднял сигнал: 'Предлагаю сдаться без боя". Однако Руднев отказался, и в 11.45, когда расстояние между кораблями уменьшилось, с японской стороны раздались первые выстрелы. Спустя 7 минут вступил в бой "Варяг", шедший в 180м впереди "Корейца", и именнояа него японский отряд обрушил всю силу своего огня. Через 55 минут снаряды японской артиллерии серьезно повредили "Варяг"; было выведено из строя около половины всех орудий».

Японские снаряды буквально крошили палубу крейсера, очевидец вспоминал: «Вокруг была кровь, кровь и кровь; ничего, кроме крови, оторванных кусков тела, трупов и кровавых кусков человеческого мяса», но даже раненые матросы не покидали палубу корабля. Ранен старшина Снегирев, который никому не сказал о ранении и остался в строю. Ординарец капитана корабля Чибисов, раненный в обе руки, сам перевязал раны, но не покинул командира. А «Варяг» тем временем не мог продолжать бой, и Руднев дал приказ отступать к якорному месту. К концу боя среди экипажа насчитывалось 22 убитых и 108 человек раненых. Перед русскими моряками встал непростой выбор: либо, переместив тяжелые орудия «Корейца» на «Варяг», попытаться еще раз прорваться в Порт-Артур, либо затопить корабли и сойти на берег. Осмотр крейсера показал непригодность его к бою, и Руднев принял решение взорвать его. Экипажи кораблей были переправлены на французский, английский и итальянский корабли, раненых разместили в госпитале Красного Креста. В 16.05 взорвали «Корейца». На «Варяге» открыли Кингстоны, ив 18.00 он погрузился в воду. Русские моряки с иностранных судов смотрели на тонущий крейсер, и только морской человек может понять, что было у них на душе. Уже на следующий день японское правительство заявило о том, что оба корабля были потоплены в бою вместе с командами. Русских моряков было решено выпустить из Чемульпо, предварительно взяв подписку о том, что они не будут более принимать участие в боевых действиях против Японии. Героизм русских моряков, не пожелавших сдаться врагу, уже сто лет вдохновляет воинов России на подвиги. «Врагу не сдается наш гордый "Варяг", пощады никто не желает», - поется в песне. (Первый куплет из песни может прозвучать на уроке.) Интересно отметить, что в 1905 г. японцы подняли крейсер со дна моря, отремонтировали его и включили в состав своего флота, а в 1916 г. царское правительство выкупило его у Японии.

Адмирал Макаров и броненосец «Петропавловск». После нападения японского флота на Порт-Артур, гибели «Варяга» и «Корейца» для Тихоокеанского флота России сложилась угрожающая ситуация. Общественное мнение требовало назначить командующим флотом человека популярного и энергичного. Свой выбор царь сделал в пользу Степана Осиповича Макарова, флотоводца, инженера и ученого. Вместе с ним на Дальний Восток отправился художник-баталист Василий Верещагин. 24 февраля адмирал достиг Порт-Артура. «Прибытие адмирала Макарова вселяло во всех уверенность, что наконец-то флот наш выйдет из своего упорного бездействия и проявит более активную деятельность», - записал один из участников обороны крепости. Закипела работа, и вскоре боеготовность порт-артурской эскадры резко повысилась, а 17 марта здесь состоялся парад в честь 6-летней годовщины его занятия русскими войсками. Макаров поставил задачу прорвать японскую блокаду, выйти на океанские просторы и разгромить японский флот. День 31 марта вошел в историю Русско-японской войны как самый трагический. Накануне ночью миноносец «Страшный», курсируя вдоль берегов, отбился от своих, увидел корабли, примкнул к ним, и лишь на рассвете выяснилось, что это были японцы. «Страшный» принял бой и был потоплен. На помощь ему и другим кораблям, вступившим в бой, адмирал Макаров вывел эскадру во главе с броненосцем «Петропавловск». Четко выполняя команды капитана, русская эскадра пошла на врага. И вдруг раздался взрыв. Не успели моряки понять, что произошло, как броненосец начал мгновенно тонуть. Как предполагают историки, он нарвался на мины, расставленные врагом, или был подорван минами, пущенными с подводных лодок (о чем российское правительство явно не догадывалось). Макаров, Верещагин, а также еще почти 700 человек погибли. После гибели адмирала российское командование отказалось от активных военных действий на море, война переместилась на сушу. Интересно отметить, что китайское правительство провело обследование «Петропавловска», который покоится на глубине 40 м, и пожелало поднять корабль.

Оборона Порт-Артура. Японское командование после гибели «Петропавловска» начало перебрасывать свои наземные войска в район Порт-Артура, русский флот, запертый в бухте, не мог помешать этому. Из-за отсутствия хорошо организованной разведки русские не имели никаких сведений о силах и группировках врага. Это позволило японцам беспрепятственно развернуть свою армию и вплотную подойти к крепости. В мае 1904 г. Порт-Артур оказался блокирован как со стороны моря, так и со стороны суши. Оборона крепости, продолжавшаяся семь с липшим месяцев, стала примером мужества русского солдата, героически сражавшегося против превосходящих сил противника. Надо отметить, что к началу войны оборонительные сооружения крепости не были закончены, но, несмотря на это, защитники стойко выполняли  свой долг. Четыре раза японцы предпринимали общий штурм Порт-Артура, но все атаки отбивались. Оборонявшиеся наладили массовое производство гранат, шаровых мин, успешно применяли минометы, впервые русские саперы стали пропускать ток высокого напряжения через проволочные заграждения, осуществляли вылазки в тыл врага. Особенно упорно велась борьба за гору Высокую, лишь в октябре 1904 г., потеряв многие тысячи убитыми, японцы захватили этот важный стратегический пункт. Руководил обороной крепости талантливый военачальник Р.И. Кондратенко, убитый в декабре 1904 г. снарядом. После его гибели командующим крепостью был назначен генерал Анатолий Михайлович Стессель, который принял решение капитулировать. 20 декабря 1904 у. акт о капитуляции Порт-Артура был подписан. Японцы захватили-З0 тыс. военнопленных, более 500 орудий, много винтовок, боеприпасов и продовольствия. В боях за крепость русские потеряли столько же, сколько японцы взяли в плен, японцы - 100 тыс. убитыми и ранеными. После сдачи Порт-Артура отношение к войне в русском обществе резко изменилось на негативное, царскому правительству непременно нужна была победа.

Сражение под Мукденом. В феврале 1905 г. русская армия перешла в наступление под Мукденом. По своим масштабам Мукденское сражение, длившееся без перерыва три недели на более чем 100-километровом фронте, оказалось невиданным для того времени и закончилось поражением русских войск. В нем участвовало свыше 550 тыс. человек при 2500 орудиях, в этой битве русские потеряли около 120 тыс. убитыми, ранеными и взятыми в плен. Война обескровила не только Россию, экономическое положение Японии также резко ухудшилось. Интересно отметить, что уже в 1908 г. на средства японского правительства павшим русским воинам, защитникам Порт-Артура, был сооружен памятник. А в последующие годы было принято решение о захоронении всех погибших русских солдат на кладбище в г. Нагасаки, в 1911 г. Россия взяла его на свое содержание. После революции советское правительство отказалось от всех обязательств царской России и могилы воинов-соотечественников были забыты. Вспомнили о них только после Второй мировой войны и удивились -все это время о кладбище заботились японцы.

Цусимское сражение. В то время как  осажденные в Порт-Артуре сражались за крепость, 8-месячный поход русских военных кораблей под командованием адмирала З.П. Рожественского и Н.И. Небогатова подходил к концу. Еще 2 октября 1904 г. 2-я тихоокеанская эскадра вышла в море и направилась к Ляодунскому полуострову, проделав огромный путь вокруг Европы  и Африки мимо мыса Доброй Надежды через Индийский океан. Матросы на кораблях были крайне утомлены, дисциплина упала, всем было ясно, что военное оснащение  русских кораблей уступает врагу. Но  все же 14 мая  1905 г. в Корейском проливе, неподалеку от острова Цусима началось грандиозное морское сражение.

В Цусимском проливе далеком,

Вдали от родимой земли,

На дне океана глубоком

Забытые есть корабли.

Там русские спят адмиралы,

И дремлют матросы вокруг,

У них прорастают кораллы

Сквозь пальцы раскинутых рук.

Когда засыпает природа

И яркая светит луна,

Герои погибшего флота

Встают, пробуждаясь от сна.<.. .>

Они вспоминают Цусиму     '

Напрасную храбрость свою,

И небо Отчизны любимой,

И гибель в неравном бою...

В.И. Лебедев –Кумач 

     «В истории человечества, с тех пор как стали появляться на свете военные корабли, немало было морских сражений. Но только три из них могут быть по своим грандиозным размерам и результатам сравнимы с Цусимским. Первое - так называемое Саламинское сражение.  Вторая морская битва произошла в Средние века, в 1571 г., при Лепанто, в Адриатическом море.  Третье - в 1805 г. у мыса Трафальгар.  Четвертое сражение имело место в дальневосточных водах, при острове Цусима, во время Русско-японской войны, а именно 14/27 мая 1905 г.», -рассказывает участник событий, писатель А.С. Новиков-Прибой.

  У Цусимы сражались 30 боевых русских кораблей против 121 японского корабля, имевших к тому же большую скорость и лучшие тактико-технические данные. Главной задачей, которую поставил перед флотом Рожественский, являлся прорыв во Владивосток. Войдя в пролив, русские стали перестраиваться в боевой порядок, но японские корабли тут же открыли огонь. Русские героически сражались, отстреливаясь из всех орудий, но их броненосцы один за другим были поражены и потонули. Всего в бою погибли 19 кораблей, и только трем удалось прорваться. Из 14 тыс. русских матросов и офицеров погибли более 5 тыс. Рожественский был ранен и взят в плен. Цусимская трагедия оказалась последним актом Русско-японской войны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ « Тюгеевская СОШ» У рок-семинар на тему«Маленькая победоносная война » 9-11 классы 2012г

Слайд 2

Мировые державы и Дальний Восток на рубеже Х1Х-ХХ вв. Китай и Япония Россия Германия, Франция, Англия и США 1894-1895 гг , - Японо-китайская война. Июль 1894 г. - Япония атаковала побережье Кореи, находящейся в вас­ сальной зависимости от Китая. Далее по­ следовая разгром ки­ тайских войск в Ко­ рее и Маньчжурии. Апрель 1895 г. - подписание Симо- носекского мирного договора между Япо­ нией и Кореей при участии России. Условия: Япония получила ряд при­ брежных островов и территорий, Корея была объявлена ее сателлитом,. Китай выплачивал контрибуцию и пре­доставлял торгово-экономические привилегии стране-победительнице. Но! Япония претен­ довал» на получение части Маньчжурии Определяющим на­ правлением внешней политики во времена царствования Николая П являлась идея уси­ления господства Рос­ сии в Восточной Азии. Поэтому в конфликте между Японией и Ки­таем Россия взяла на себя посредниче­скую миссию 1895 г. - Россия, Германия и Франция по итогам Японо- китайской ВОЙНЫ предъявили Японии ультиматум и на­правили к ее берегам флот. Япония была вынуждена отказаться от Маньчжурии 1896 г, - Россия за­ ключает с Китаем сек­ретный военный союз. Условия: Россия име­ ет право на строитель­ство в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) Проводят политику «открытых дверей» - привилегии, полу­ченные той или иной страной от подписания с Китаем договора, до­ступны для всех 1897 г. - мировые державы заключают до­ говоры с Китаем об аренде: Германия - пор­ та Циндао (на 99 лет), Англия - Гонконга, Россия - Ляодунского (Квантунского) п-ова (на 25 лет) и порта Люйшунь (Порт-Артура) 1898 г. - Китай под­писывает договор о размещении в Порт- Артуре российской ти­хоокеанской эскадры и постройке крепости

Слайд 3

Причины Русско-японской войны: борьба между мировыми державами за влияние на Дальнем Востоке ; Борьба Японии и России за влияние в: Северном Китае, Маньчжурии Корее агрессивные планы определенной группы в русском правительстве , считающей, что война отвлечет народ от революции.

Слайд 4

Основные события Русско-японской войны. 1904г ., 26-27 января (8-9 февраля)* Внезапное нападение японских кораблей на русскую эскадру в Порт- Артуре Начало Русско-японской войны 27 января (9 февраля) В нейтральном корейском порту Чемульпо атакованы два русских корабля -«Варяг» и « Кореец» Гибель русских кораблей 31 марта (13 апреля) Поражение русского флота у Порт- Артура. Смерть командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирала С.О. Макарова Фактическая гибель Тихоокеанского флота (из 7 кораблей осталось 3). Отказ от активных действий на море 17 (30) июля. Начало осады Порт-Артура японцами 11-21 июля (24 августа -3 сентября) Сражение под Ляояном . Русские войска отступают к Мукдену Русские не смогли воспользоваться Ситуацией, сложившейся в их пользу, в частности из-за нерешительности командующего армией А.Н. Куропаткина 20 декабря (2 января) Порт-Артур сдан японцам Пренебрегая мнением офицеров, солдат и матросов , генерал А.М. Стессель сдает крепость 1905г., 22 февраля (10 марта) Сражение под Мукденом Отступление и поражение русских войск. Изменение настроений в русском обществе на крайне негативное , особенно по отношению к власти 14-15 (27-28) мая Цусимское сражение 2-я тихоокеанская эскадра под командованием адмирала ЗЛ. Рожественского терпит поражение. Русский флот фактически уничтожен

Слайд 5

Мирный договор, подписанный в г. Портсмуте Уступка Японии в вечное и полное владение Южного Сахалина , аренды Ляодунского полуострова с Порт-Артуром. Признание Кореи сферой интересов Японии. Предоставление Японии права вести рыболовство вдоль русских берегов в Японском, Охотском и Беринговом морях. Предоставление Японии режима благоприятствования в торговле с Россией. Вывод русских и японских войск из Маньчжурии.

Слайд 6

Итоги войны уничтожение Балтийского и Тихоокеанского флотов; большие людские потери; позор от проигранных сражений; крушение мечты о господстве на Дальнем Востоке; революция.

Слайд 7

Интернет -ресурсы powerp.ru › load /history/ russko _japonskaja_vojna … Search archive2013.ru › load… russko … voyna - skachat presentacia.com › presentacia /389 libok.net › writer … shishov … russko -yaponskoy_voynyi …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме Русско-японская война

тест предназначен для проверки хронологической последовательности событий Русско-японской войны...

Урок. Тема « Русско-японская война. Как это было...»

Урок по этой теме направлен на реализацию следующих целей.- развитие у учащихся умения анализировать, делать выводы и обобщения; развитие устной и письменной речи обучающихся;-патриотическое воспитани...

урок истории в 9 классе на тему "Русско-японская война"

Данный урок способствует формированию навыка анализа исторических событий....

Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

Кроссворд по теме "Русско-японская война 1904-1905 гг."

Кроссворд по теме "Русско-японская война 1904-1905 гг."...

Урок по теме "Русско-японская война"

Конспект урока в 9 классе...

Урок в 9 классе по теме "Русско- японская война"

Конспект урока с применением модульных технологий...