Русско-японская война
план-конспект занятия по истории (9 класс) по теме
Урок по истории России в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russko-yaponskaya_voyna_9_klass.docx | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по истории России XX век в 9 классе.
Тема урока: Внешняя политика. Русско-японская война.
Задачи урока:
Обучающие: ознакомить обучающихся с положением стран на мировой арене в начале XX века; принципом блоковой стратегии; борьбой мировых держав за сферы влияния в мире; отметить основные направления внешней политики царской России; акцентировать внимание на Дальневосточном направлении; русско-японской войне. Показать причины, характер, цели, основные этапы, итоги, последствия русско-японской войны 1904-1905гг.
Развивающие: развить аналитическое мышление обучающихся, умение рассуждать, сравнивать и систематизировать свои знания. Правильно делать выводы.
Воспитывающие: воспитать уважение и интерес к истории России. Воспитать чувство патриотизма к подвигам русских воинов, гордость за деятельность простых солдат.
Цель урока: продолжить знакомство с историей России. Расширить знания обучающихся о внешней политике России в начале XX века.
Средства (оборудование): История России, XX век: Учеб. для 9кл. общеобразоват. учреждений / Данилов А.А. – М., 2000; карта «Русско-японская война 1904-1905гг», доска, мел.
План урока:
- «Великий замысел» Николая II
- Основные направления внешней политики России на рубеже XIX-XX веков
- Русско-японская война
А) Начало войны
Б) Падение Порт-Артура
В) Поражение России.
Ход урока:
- Организационный момент
- Повторение материала предыдущего урока
- Изучение новой темы
- Закрепление
- Итог урока
1 .Приветствие. Проверка по списку отсутствующих в классе.
2. Тест.
1. В начале XX века самым могущественным с экономической точки зрения был класс (сословие):
А)) буржуазия Б) пролетариат В) дворянство Г) интеллигенция
2. В начале XX века Россия по своему политическому устройству являлась:
А) президентской республикой
Б) парламентской монархией
В)) абсолютной монархией
Г) парламентской республикой
3. Главным экономическим требованием рабочего класса было:
А) повышение заработной платы
Б) право участвовать в альтернативных выборах
В) улучшить жилищные условия
Г)) ввести 8 часовой рабочий день
4. Какая страна тратила на содержание бюрократического аппарата всех больше:
А) Англия Б)) Россия В) Франция Г) Италия
5. Так называемая новая буржуазия иногда называлась:
А) Московская Б) Одесская В) Казанская Г)) Петербургская
6.Для экономики России был характерен какой путь развития:
А) постепенный Б) интенсивный В) быстрый Г)) экстенсивный
7. Меценатской и просветительской деятельностью в основном занималась:
А) новая буржуазия
Б) интеллигенция
В)) старая буржуазия
Г) дворянство
8. Интеллигенция – это люди занимающиеся преимущественно
А)) умственной деятельностью
Б) разбоем
В) торговлей
Г) поставкой оружия в армию
3.
Внешнюю политику нового императора Николая II в первые годы его царствования определяли несколько факторов.
- продолжить миролюбивый курс отца
- для продолжения индустриализации необходим мир внутренний и внешний
- внутренняя напряженность требовала сосредоточения сил внутри страны
Все это обуславливало миролюбивый характер внешней политики России. И уже летом 1898 г. всем иностранным послам был направлен текст Николая II, в котором был призыв созвать международную конференцию для обсуждения проблем всеобщего разоружения.
Этот призыв у многих иностранных правителей вызвал недоумение и подозрение. Только 2 страны дали положительный ответ. Но все таки через год в столице Голландии в Гааге была созвана международная конференция. На этой конференции было представлено 26 стран. На этой конференции, все конечно понимали, что военные конфликты между странами не предотвратить. Но на ней были предприняты первые шаги по ограничению ужасов войны: отказ от использования удушливых газов, разрывных пуль. Для разрешения международных конфликтов был создан специальный третейский Гаагский международный суд. Хотя это только часть идей, которые хотел предложить Николай 2, но именно он впервые перед мировым сообществом поставил вопрос о всеобщем разоружении.
В этот исторический период на мировую арену стали продвигаться новые капиталистические страны (Германия, США, Япония), которые стали теснить старые колониальные державы – Англию и Францию. В мире стала складываться весьма напряженная международная ситуация. Из-за противоречий Франции и Германии, Англии и Германии, России и Англии, Германии и Японии.
Россия на рубеже XIX-XX веков являлось одной из ведущих стран мира. И свою внешнюю политику она строила по следующим направлениям:
- западное. Отношения со странами Западной Европы – Англией, Францией, Германией. С конца XIX века союзником России в Европе стала Франция. С Англией у России были противоречия в Иране и Афганистане, с Германией на Балканах.
- южное. Отношения с Турцией, Ираном. Россия стремилась контролировать черноморские проливы, и усилить свое влияние в Азии.
- дальневосточное. Отношения с Китаем, Японией. Здесь политика России становиться более активной.
Россия главным направлением внешней политики в самом начале XX века выбрала именно дальневосточное. Это было связано с тем, что пользуясь затишьем в Европе Николай II хоте получить выход к незамерзающим морям Тихого океана. Главным препятствием на пути усиления России на Дальнем Востоке была Япония. Эта страна за короткий период смогла превратиться в сильную индустриальную державу, которая была не прочь усилить свое влияние за счет захвата соседних земель, в частности Кореи и Китая. Она смогла превратить Корею в своего сателлита, а Китаю навязать тяжелые условия мира. Россия при поддержке Франции и Германии смогла умерить аппетит Японии в отношении Китая, но это было временно. Сами европейские державы, пользуясь слабостью Китая стали приобретать у него в аренду важные пункты.
Россия тоже не осталась в стороне:
1896 – получила право на постройку Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) по территории Китая.
1898 – получила право на аренду Порт-Артура (25 лет)
1900 – ввела войска в Маньчжурию под предлогом охраны КВЖД.
В результате этих шагов России, Япония все больше и больше была недовольна усилением русских в этом регионе. Япония стала искать союзников и нашла их в лице Англии и США. Россия же оказалась в международной изоляции. Франция отказалась помочь, а с Германией у России были противоречия. Обе страны стали готовиться к войне. Правительство Николая XIX было не прочь начать войну, считая что быстро справиться с противником. Только Витте – министр финансов, понимал всю опасность для России этой войны.
Соотношение военно-морских флотов на Дальнем Востоке к началу русско-японской войны
Классы кораблей | Россия | Япония |
Эскадренные броненосцы | 7 | 6 |
Броненосные крейсеры | 4 | 8 |
Легкие крейсеры | 7 | 12 |
Канонерские лодки | 7 | 14 |
Эскадренные миноносцы | 25 | 28 |
Малые миноносцы | 10 | 19 |
Миноносные крейсеры | 2 | - |
Минные заградители | 2 | - |
Не только по военно-морскому флоту, но и по другим показателям Россия уступала Японии.
В ночь на 27 января 1904 г без объявления войны, внезапно японские миноносцы атаковали русскую эскадру, находящуюся на рейде Порт-Артура и вывели из строя лучшие российские корабли. Днем этого же дня 14 японских кораблей напали на 2 русских корабля – крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» в порту Чемульпо. В ходе неравного боя, русские моряки проявили удивительное мужество и стойкость. Но все же вынуждены были затопить свои корабли, что б они не достались врагу. Русский вице-адмирал командующий Тихоокеанским флотом Старк придерживался пассивной тактики и был сменен С.О. Макаровым. Он стал проводить активную политику – совершал вылазки, но трагическая гибель адмирала привела вновь к неудачам. Флагманский корабль «Петропавловск» с адмиралом на борту наскочил на мину и пошел ко дну. Новый контр-адмирал В.К.Витгефт отказался от активных действий на море и это позволило японцам высадиться на материк.
В феврале 1904г. 60-тысячная 1-я японская армия высадилась в Корее. В неравном бою русский заслон потерпел серьезное поражение, отступив к Ляояну.
В арпеле 1904г. 50-тысячная 2-я японская армия высадилась в тылу Порт-Артура, она захватила порт Дальний. Попытка с ходу овладеть Порт-Артуром провалилась. Тогда началась планомерная осада русской военно-морской базы. Японцы решили все свои основные силы направить на разгром русских сухопутных войск сосредоточенных в районе Ляояна.
Три японские армии атаковали русские войска и понеся тяжелые потери отступили. Куропаткин командующий русскими войсками приказал отступить к Мукдену. Если бы он отдал команду атаковать японцев, то победа возможно была бы на стороне русских сил.
Между тем отношение к войне в русском обществе стало меняться от поддержки, до негатива.
В октябре 1904г. из Балтийского моря на выручку Порт-Артура вышла 2-ая Тихоокеанская эскадра под командованием Рождественского. Путь эскадре предстоял через Атлантический океан, вокруг Африки к Порт-Артуру. Между тем японцы активизировали свою деятельность под Порт-Артуром. Все попытки японцев натыкались на героизм русских войск, которыми командовал комендант Порт-Артура Р.И. Кондратенко. После его гибели обороной руководить стал А.М.Стессель, который сдал крепость, несмотря на то, что возможности обороны были не исчерпаны.
Это событие произошло в конце декабря 1904 г. и японцы это событие назвали «новогодним сюрпризом» генерала Стесселя.
С падением Порт-Артура все силы японцев сосредоточились под Мукденом. Где и произошла решающая битва в которой с обоих сторон участвовало 660 т человек. Русская армия потерпела поражение.
Между тем в мае к Цусимскому проливу подошла 2-я Тихоокеанская эскадра. Здесь ее поджидал уже японский флот. Русский флот состоял из устаревших кораблей с маломощной артиллерией, в то время как японский оснащен был современными приборами и артиллерией. В завязавшемся бою сразу же обнаружилось преимущество противника. Русский флот потерпело полное поражение.
После оглушительного цусимского поражения наступило затишье. Оно было прервано летом 1905 г. высадкой на о. Сахалин двух дивизий японцев. Им противостояло добровольное ополчение, которое было разбито.
В это время необходимость заключения мира понимали и Россия и Япония. Правительство С.Ю.Витте согласилось на посредничество американского президента Т.Рузвельта в подписании мирного договора с Японией. И 23 августа 1905г. в американском городке Портсмуте был заключен мир между Россией и Японией. Благодаря таланту Витте Россия потеряла не так много.
Условия мира:
- Япония получала арендные права на Ляодунском полуострове
- Япония получала арендные права на Южно-Маньчжурскую железную дорогу
- Япония получала южный Сахалин
- Япония получала право ловить рыбу вдоль русских территорий
Причины поражения России
- экономическая и военно-техническая отсталость страны
- бездарность и ошибки ряда царских военачальников
- помощь Японии со стороны Англии и США
- нестабильность в стране в связи с начавшейся революцией
Последствия поражения:
- Общественное недовольство самодержавием
- Ослабление позиций России на дальнем Востоке
- Дестабилизация внутриполитической обстановки в России
Русско-японская война продемонстрировала слабость царского правительства в сфере внешней политики и стала фактором внутриполитического кризиса в стране.
4. Вопросы для закрепления:
- Основные направления внешней политики России на рубеже веков?
- Какие основные сражения произошли в русско-японской войне?
- Причины поражения России?
- Условия Портсмутского мира?
5. Домашнее задание
- Прочитать параграф 5 учебника
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по истории России "Русско-японская война"
Презентация к уроку по новейшей отечественной истории "Русско-японская война"...
"Кто хочет стать отличником?" - Русско-японская война 1904-1905 гг.
Материал представляет собой презентацию, выполненную в стилистике игровой программы "Кто хочет стать миллионером?". Игра проходит по схожим правилам (один из слайдов в начале поясняет соответствие отм...
Русско-японская война
В связи с введением новых ФГОС перед учителем стоит новая задача- разработать урок соответствующий новым стандартам. Сложность заключается в том, что нет никаких методических рекомендаций . Данный уро...
Аннотация к проекту «ПРОИГРАННАЯ ПОБЕДА»: АНАЛИЗ ПРИЧИН ПОРАЖЕНИЯ В РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ 1904-1905 гг.
Мтаериал подготовлен к IХ областному фестивалю презентаций учебных и педагогических проектов. Проект защищался в секции по истории "Сокровища веков". В работе проанализированы причины поражения ...
Проверочная работа 11 класс. Первая русская революция и русско-японская война
Проверочная работа служит для проверки знаний учащихся 11 классов и способствует их постепенной подготовке к ЕГЭ...
русско-японская война и начало первой русской революции
презентция составленая мною, состоит из теоретического материала переложенного в схемы, что позволяет четко формировать знаниевые компоненты и легко усваивать материал....
Статья "Неизвестный эпилог к известной войне: Вопрос монастырской колонизации Дальнего Востока после русско-японской войны"
Неизвестный эпилог к известной войне: Вопрос монастырской колонизации Дальнего Востока после русско-японской войны (оригинал статьи опубликован в сборник: Искусство, ремесло и православное ученичество...