Русско-японская война
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме
В связи с введением новых ФГОС перед учителем стоит новая задача- разработать урок соответствующий новым стандартам. Сложность заключается в том, что нет никаких методических рекомендаций . Данный урок разработан с учетом требований к новому уроку и представлен для конструктивной критики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russko-yaponskaya_voyna.docx | 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Русско-японская война 1904-1905 гг.
Класс: 9
Урок изучения нового материала.
В результате занятия учащиеся смогут:
1.
-Систематизировать материал о русско-японской войне (предметные)
-Характеризовать причины войны, планы сторон. (предметные)
2.
-Уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения (метапредметные).
-Принимать участие в обсуждении проблемных вопросов, сформулированных учителем и учениками во время урока (метапредметные).
-Высказывать свою точку зрения на влияние войны на общественную жизнь России. (предметные,личностные).
--Обсуждать итоги Портсмутского мира и его значение ( метапредметные)
3.
-Осознать роль и значение русско-японской войны в истории Российского государства и общества (предметные,личностные).
-Способствовать формированию культуры межличностного общения (метапредметные).
-Осознать необходимость усиления взаимной ответственности и заботы государства и общества во время войны (личностные).
Краткое описание идеи занятия:
-Работа с текстом учебника , презентациями и документами.
Вопросы занятия:
- Почему Япония развязала войну с Россией?
- В чём причины неудач русской армии?
- Почему война не пользовалась популярностью в русском обществе?
-Итоги и значение войны.
Проблемный вопрос:
- Почему русско-японская война не стала для России ни «маленькой», ни «победоносной»?
Оборудование: фрагмент фильма «», учебник. История России 9 класс (Мнемозина)под редакцией И.Н. Данилевского, карта «Русско-Японская война».
Этапы занятия:
- Вводная часть (мотивация):
«Чтобы остановить революцию. Нам нужна маленькая победоносная война»,- незадолго до русско-японской войны сказал министр внутренних дел В.К.Плеве. Япония оказалась подходящит противником для такой войны. Разработанный русским командованием план военной кампании предусматривал захват Токио и пленение японского императора. Однако ни одно из этих сражений в войне не было выиграно русской армией. Почему русско-японская война не стала для России ни «маленькой», ни «победоносной» ?
- Объявление учебных результатов и хода занятия:
Цель урока: познакомиться с событиями итогами, результатами русско-японской войны 1904-1905 гг. Выявить причины неудач русской армии. Проанализировать причины, по которым война не пользовалась популярностью в русском обществе.
- Новая тема:
Учитель: Будучи наследником престола, Николай II посетил Японию, где подвергся нападению японского полицейского и получил ранение в голову.
Вопрос: Мог ли этот инцидент стать причиной войны? ( НЕТ)
Учитель: Тогда давайте выясним причины войны. Проанализировав текст на стр.31, перечислите эти причины.
Ответ детей.
Учитель: - А теперь давайте выясним, как относились к войне в России. В это время в правящих кругах произошел раскол на два лагеря: сторонников войны, возглавляемых А.М. Безобразовым и В.К. Плеве; и ее противников, возглавляемых С.Ю.Витте.
Опережающее задание:
Две группы выступающих на основе анализа исторических источников и документов, озвучивают факты и мнения о взглядах политических деятелей.
- группа аргументы и факты в пользу войны, высказанные Плеве.
- группа-аргументы и факты против войны, высказанные Витте.
Вопрос классу: -Чью точку зрения вы разделяете и почему?
-Выскажите и аргументируйте свое отношение к проблеме вступления России в войну.
Ответы учеников.
Учитель. Не только правящие круги, но и русское общество начала века резко разделилось в своем отношении к войне!
Утром 27 января 1905 года большая японская эскадра блокировала в Корейском порту Чемульпо крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». После отказа сдаться эскадра начала боевые действия. Так было положено начало войне.
Ученикам было дано опережающее задание:
Ребята получили задание создать презентацию по теме «Оборона и падение Порт-Артура», «Бесславная кончина II Тихоокеанской эскадры».( просмотр и обсуждение презентаций)
Учитель: - Назовите победы русских войск ( их нет) Почему?
А чтобы ответить на этот вопрос прочитаите и проанализируйте текст на стр.33 -34.
Вопрос:- В чём причины неудач русской армии?)
- Может ли карикатура на стр.33 служить подтверждением вашей версии.( ответы учеников)
Учитель: Любая война в конце концов заканчивается.
Вопрос: -Чем закончилась эта война? ( Портсмутский мир)
- Какие потери Россия понесла в этой войне?
Учитель: прочитав и проанализировав на стр.36 отрывок из мирного договора, сделайте вывод о том, с какими результатами вышла из войны Россия.
Ответы учеников.
Учитель:
- Почему русско-японская война не стала для России ни «маленькой», ни «победоносной»?
Ответы учеников.
Итог урока:
Смысл и цели войны для населения России были непонятны и чужды. Сказалось и неблагоприятная экономическая обстановка: столетие началось годами кризиса и неурожев. Груз военных расходов оказался непосильным для страны. Необходимость реформирования государственного устройства империи была осознана большей частью российского общества.
Закрепление: ученикам предлагается составить синквейн на слово война
Война
Несправедливая , захватническая
Разрушает, убивает, отнимает
Война, не ставшая народной
Смерть.
Д/З : даются разноуровневые задания:
1 уровень. Составить хронологическую таблицу «Ход военных действий в годы Русско-Японской войны».
Дата | Событие | Значение |
2 уровень. Подготовить эссе или презентацию на тему: « Русско-Японская война в художественных произведениях начала XX века».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по истории России "Русско-японская война"
Презентация к уроку по новейшей отечественной истории "Русско-японская война"...
"Кто хочет стать отличником?" - Русско-японская война 1904-1905 гг.
Материал представляет собой презентацию, выполненную в стилистике игровой программы "Кто хочет стать миллионером?". Игра проходит по схожим правилам (один из слайдов в начале поясняет соответствие отм...
Аннотация к проекту «ПРОИГРАННАЯ ПОБЕДА»: АНАЛИЗ ПРИЧИН ПОРАЖЕНИЯ В РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ 1904-1905 гг.
Мтаериал подготовлен к IХ областному фестивалю презентаций учебных и педагогических проектов. Проект защищался в секции по истории "Сокровища веков". В работе проанализированы причины поражения ...
Проверочная работа 11 класс. Первая русская революция и русско-японская война
Проверочная работа служит для проверки знаний учащихся 11 классов и способствует их постепенной подготовке к ЕГЭ...
русско-японская война и начало первой русской революции
презентция составленая мною, состоит из теоретического материала переложенного в схемы, что позволяет четко формировать знаниевые компоненты и легко усваивать материал....
Статья "Неизвестный эпилог к известной войне: Вопрос монастырской колонизации Дальнего Востока после русско-японской войны"
Неизвестный эпилог к известной войне: Вопрос монастырской колонизации Дальнего Востока после русско-японской войны (оригинал статьи опубликован в сборник: Искусство, ремесло и православное ученичество...
Технологическая карта урока «Русско-японская война - война слабости и силы»
Предлагаемый материал рассчитан на двухчасовой урок и предусматривает разнообразные виды работы учащихся:· актуализацию полученных знаний по курсу &laq...