урок-игра
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок – игра по истории России 7 класс
« Море деятельности Петра I»
Игровой урок завершает изучение темы «Образование российской империи».
Цели урока:
- Закрепить и обобщить полученные при изучении знания, умения и навыки;
- Продолжить формирование специальных умений учащихся:
а) хронологических;
б) картографических;
в) описания исторических событий и явлений;
г) работы с понятиями.
- Способствовать развитию самостоятельности, умения преодолевать трудности, формировании интереса к истории.
Оборудование: Для оформления класса понадобится рында, корабельные часы, карта, капитанский мостик, штурвал. Для организации игры необходимы словарь морских слов, таблички с названиями команд.
Представление команд
Старые морские волки. Капитан – моряков Знай Знаевич, инспектор морских глубин – Вездепутейный Океан Океанович.
Исследователи морских глубин. Руководитель – Вопроскина Викторина Вопрошаевна.
Аквалангисты. Главный специалист – Водяной Акваланг Глубинович.
Определение целей игры
На доске указан маршрут следования корабля. Учитель предлагает обратить внимание на карту «Россия в первой четверти XVIII в.».
Вам дается уникальный шанс проверить, готовы ли вы к экспедиции в Море деятельности Петра Великого. Цель ясна – как можно лучше разобраться в преобразованиях, проведенных под его руководством, и их значении для России. Начнем наше путешествие со словаря морских терминов (работа в группах).
Морской толковый словарь для бестолковых сухопутных
Верфь – судостроительное сооружение
Зыбь - волнение на море
Курс - направление движения курса
Мачта – вертикальная деревянная стрела, на которой крепятся паруса
Рында - морской колокол
Трос - канат, веревка
Такелаж – совокупность всех снастей судна, пеньковых и металлических
тросов.
Штиль - сильная буря на море
Якорь - устройство для крепления корабля к грунту.
Сигнал рынды
На капитанский мостик выходит капитан Знай Знаевич Моряков:
Море деятельности Петра 1 привлекает многих ученых уже на протяжении трех столетий. Они до сих пор спорят о значении совершенного им. Петр – имя древнее, греческое по происхождению, в переводе на русский язык означает «камень». Это будто о Петре Великом сказано. Человек необыкновенной силы, он владел четырнадцатью ремеслами. Знал корабельное дело. Работал на токарном станке. Людей ценил не по знатности и богатству, а по талантам и заслугам. При Петре Россия стала империей. Были созданы регулярная армия и флот. Россия укрепилась на берегах Балтийского моря. Выросли мануфактурная промышленности, внутренняя и внешняя торговля.
Капитан предлагает приступить в первой исследовательской операции. Организуется работа с текстами ( в группах).
Тесты для аквалангистов
- первая четверть XVIII в. вошла в историю как:
а) Петровская эпоха;
б) Смутное время;
в) время царя Алексея Михайловича.
- Реформы Петра Великого начались в сфере:
а) просвещения;
б) военной;
в) промышленности.
- Город, основанный Петром в устье Невы, был назван:
а) Санкт-Петербургом;
б) Петроградом;
в) Петергофом.
Тесты для исследователей морских глубин
- Цели великого посольства состояли в:
а) поиске союзников в предстоящей войне с Турцией;
б) заключении мирного договора с Турцией;
в) обучении Петра I за границей.
- Главным противником России в Северной войне был:
а) шведский король;
б) украинский гетман Мазепа;
в) саксонский курфюрст АвгустII .
- В составе Северного союза вместе с Россией была:
а) Голландия;
б) Англия;
в) Дания.
Тесты для старых морских волков
1. В результате петровских преобразований в России оформилась:
а) абсолютна монархия;
б) конституционный строй;
в) сословно-представительная монархия.
2. К числу нововведений петровского времени относится:
а) созыв земского собора;
б) принятие Табеля о рангах;
в) принятие соборного уложения.
3. Значение реформ ПетраI заключалось в :
а) создании регулярной армии и флота;
б) развитии мануфактурного производства;
в) развитии науки и образования;
г) верны все ответы.
На капитанский мостик выходит инспектор морского пароходства Океан Океанович Вездепутейный:
Хочу рассказать вам о первых победах русского флота в Море деятельности Петра. В 1714г. шведская эскадра стала угрожать России запретом выхода из Финского залива. В это время русский флот из 99судов с пехотными войсками на борту под командованием адмирала Апраксина и Петра направился для высадки десанта у города Або. Вот у мыса Гангут в июле 1714 г. обе эскадры и встретились. Вспомните, кто победил в этой морской битве? Какое она имела значении?
В разговор вступает Юнга:
А мне лесов жалко! Сколько деревьев было вырублено для строительства флота, новых городов…
Океан Океанович отвечает:
Петр тоже был обеспокоен это проблемой. А 1712 г. он издал указ, запрещавший вырубку самых ценных лесов. К тому же по его повелению высаживали новые деревья. Закладывали целые рощи. Впрочем. Кажется, начинается шторм!
Сигнал рынды
Командам предлагаются задания.
- Назовите, какие события произошли в том году, который указан на лицевой стороне карточки: 1700, 1721, 1682, 1725, 1709, 1714.
- объедините карточки в пары – та, чтобы указанные на них даты обозначали взаимосвязанные между собой события.
- Зав правильный ответ, поработайте с заданиями, помещенными на обратной стороне карточек.
1700-1721:
В ходе этой войны Россия решила важную задачу: овладела выходом к Балтийскому морю. Как назывался мирный договор, подписанный по ее итогам?
1682 – 1725:
После смерти Федора Алексеевича Петр вместе с братом Иваном был провозглашен царем. Фактически. Делами заправляла их старшая сестра Софья. Какова ее судьба?
1709 – 1714:
Это важнейшие сражения северной войны. Назовите их. Охарактеризуйте их значение.
Сигнал рынды
На капитанский мостик выходит Знай Знаевич моряков:
Ветер стихает, устанавливается безветрие, штиль. Пора раскрывать тайны за семью печатями.
Командам предлагается задание.
Установите соответствие между термином и его определением:
1. Импорт А. Постоянная, профессионально
обученная, находящаяся под
единым командованием армия
2. Экспорт Б. Вывоз товаров из страны
3. Мануфактура В. Длительное путешествие за
границу с целью поиска союзников
в войне с Турцией
4. Меркантилизм Г. Ввоз товаров в страну
5. Приписные Д. Повинность, связанная с набором
крестьяне в армию
6. Рекрутские Е. Предприятия, основанные на
наборы ручном труде и разделении труда
7. Регулярная Ж. Политика поддержки отечественной
армия промышленности и торговли
8. Великое З. Крестьяне, купленные заводовла-
посольство дельцем для работы на мануфактуре
9. Абсолютная И. Форм правления, при которой вся
монархия полнота власти сосредоточена в
руках монарха.
Сигнал рынды
На капитанском мостике Викторина Вопрошаевна Вопроскина:
Вопросы для участников игры:
- Сколько лет прошло с того времени, когда Петр стал царем?
- Когда Россия была провозглашена империей?
- Какие внешнеполитические задачи удалось решить Петру?
- Что такое подушная подать? В каком году был принят указ о ее введении?
- Какие изменения произошли в системе управления? Что такое Сенат, Синод, коллегии?
- Какие особенности отличали российские мануфактуры при Петре I?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра "Своя Игра"
Урок-игра "Своя Игра", 10 классЭлемент внеурочного мероприятия, используем на уроках-викторинах....
Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс
Урок на действия с дробями....
Урок - игра "Своя игра: Нервная система и анализаторы"
Урок направлен на повторение и закрепление знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы. Органы чувств». При обучении классов, в которых биология не является профильной дисциплиной, во...
Играем всерьёз. Урок-игра "Путешествие в страну Русского языка"
Заключительный урок русского языка в 5 классе...
Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе
деловая игра, интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...
Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....
Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»
Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...