История- единое целое или арифметическая сумма цивилизаций
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс) по теме

Эссе. Подготовка к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx15.82 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Эссе      

       История- единое целое или арифметическая сумма цивилизаций

     

       Прошлое, настоящее и будущее… Связаны  ли они между собой , или существуют сами по себе? Есть ли что-то общее между народами, их культурой, государственным строем и экономикой?  Ответы на эти вопросы мы пытаемся найти в истории. А что же  такое история в целом?   На сегодняшний день на этот вопрос даётся два ответа.

      Согласно первому - история представляет собой единое целое.  Такое представление заключается  во взгляде на всемирную историю как на единый процесс поступательного , восходящего развития человечества. Такое понимание истории  предполагает существование стадий развития человечества в целом. Стадиальность –общее свойство процесса исторического развития на всех его уровнях: каждая последующая стадия вытекает из предыдущей, подготавливается  предшествующим состоянием , поэтому представляет собой его продолжение , затем отрицание и , наконец, формирование нового. Такой взгляд на историю был характерен для представителей гуманизма, историков и философов Просвещения, утопического социализма, позитивизма, классической немецкой философии, марксизма, философии истории экзистенциализма, сторонников концепций индустриального и постиндустриального общества: К.Ясперса, Ф.Броделя, К.Маркса, Гегеля и др. По мнению этих историков и философов, подход «история- единое целое» единственно верный, потому что  заключается  1.в единстве происхождения человека как вида, 2. в эволюции системы родства и семейно-брачных отношений. 3.в общности языков, 4. в сходной эволюции возникновения и  развития религиозных верований, 5.в единой логике движения мировой истории и  т.д.

      Согласно второму подходу - история понимается как простая арифметическая сумма культур, стран, этносов, континентов, цивилизаций. Родоначальником этого подхода является  российский историк  Н.Я.Данилевский. Его теория культурно-исторических типов  основана на отрицании всемирно-исторического процесса как целого и выделении в нем самостоятельных потоков — цивилизаций, создающихся ,прежде всего,  по этническому признаку, с учетом социальных, территориальных и других факторов. Культурно-исторические типы, по мнению Н.Я.Данилевского, представляют собой живые организмы, они замкнуты, равноценны друг другу, обладают целостностью, не образуют общечеловеческую цивилизацию, являются единственными субъектами, носителями исторического действия.

    Немецкий философ и историк, О. Шпенглер , выдвинул концепцию о культурах как множестве замкнутых организмов, выражающих коллективную душу народа. По его мнению, история  — ничто иное , как сосуществование, параллельное развитие культур, каждая из которых возникает, развивается и гибнет подобно биологическому организму и существует независимо одна от другой. Идея единства всемирной истории, согласно О. Шпенглеру, совершенно неприемлема.

      Теория локальных цивилизаций А.Тойнби — одна из самых известных. В ней выражается суть цивилизационного подхода к истории. Цивилизации — это носители исторического процесса, замкнутые или почти замкнутые общности. Цивилизация — область особенного , своеобразного, индивидуально- неповторимого. Любая цивилизация характеризуется, по

мнению историка, тремя факторами — культурным, политическим и экономическим — при решающем значении культурного фактора.

     Мне кажется, что более верным является первый подход, потому что  любой исторический феномен, любое историческое  событие  может быть понято  и объяснено  лишь как часть чего-то более общего  во времени и в пространстве. Все  исторические явления и процессы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, победа в битве на Куликовом поле 1380г. имела переломное  значение в борьбе Руси с  монгольским игом, а  убийство Александра II в 1881 г. привело к остановке проведения реформ и т.д. и таких примеров можно привести много.

     Именно поэтому история не может быть простой арифметической суммой событий, её составляющих; не может иметь исключительно физиологический смысл: рождение, развитие, смерть;  единство истории- это не внешний скреп, а внутренний  стержень, вокруг которого  формируется историческая реальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 6 классе на тему "Секреты успеха растений, или растительный организм как единое целое".

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 6 классе с применением ИКТ акцентирует внимание на взаимосвязь всех органов и процессов в растительном организме, подводит их к пониманию того, что ра...

Презентация "Организм, как единое целое"

Влияние факторов среды на развитие организма....

Психологический тренинг на сплочение коллектива «Связанные единой целью»

Цель тренинга - сплочение детского коллектива и повышение самооценки детей....

Презентация "Организм растения - единое целое"

Урок «Организм растения – единое целое» позволяет сформировать представление о растении как целостном организме, на основе обобщения знания о клетке, тканях и их многообразии, о взаимодействии о...

Презентация по разъяснению и пропаганде Послания Президента Казахстана Н. А. Назарбаева «Казахстанский путь -2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17 января 2014 года

Предлагаемый материал можно  применить на уроках истории Казахстана, обществознания, на  классных часах в старших классах, внеклассных мероприятиях (круглые столы, в работе информационно-про...

Классный час на тему: «КАЗАХСТАНСКИЙ ПУТЬ-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»

КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ПОСЛАНИЮ ПРЕЗЕДЕНТА КАЗАХСТАНА НАЗАРБАЕВА Н.А. ОТ 17 ЯНВАРЯ 2014 ГОДА  "КАЗАХСТАНСКИЙ ПУТЬ - 2050: ЕДИНАЯ ЦЕЛЬ, ЕДИНЫЕ ИНТЕРЕСЫ, ЕДИНОЕ БУДУЩЕЕ"....