Конспект урока "Оборона Севастополя"
план-конспект занятия по истории (8 класс) на тему

Рыбалкина Вера Ивановна

Урок для 8 класса. Цели урока: раскрыть причины, ход, последствия Крымской войны; показать, что война дала толчок к последующей модернизации российского общества; воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах отчаянной, мужественной обороны родной земли; развивать навыки работы с документами, картой, умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_oborona_sevastopolya.doc30 КБ
Файл oborona_sevastopolya3.ppsx2.73 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ.

Цели урока:

1.раскрыть причины, ход, последствия Крымской войны; показать, что война дала толчок к последующей модернизации российского общества;

2.воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах отчаянной, мужественной обороны родной земли;

3.развивать навыки работы с документами, картой, умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

План урока:

1.Причины войны.

2.Периодизация войны.

3.Синопское сражение.

4.Оборона Севастополя

5.Защитники Севастополя

6.Уроки войны.

Оборудование: карта; портреты Николая I, В.Корнилова, П.Нахимова, материалы презентации урока.

Ход урока:

 В марте этого года исполнится 157 лет со дня окончания Крымской войны. Сегодня, вспоминая события тех далеких лет, мы не только должны дать оценку событию, но и извлечь из него уроки.

В конце урока мы должны ответить на вопрос: О КАКИХ УРОКАХ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ МЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ СЕГОДНЯ?

       На прошлом уроке мы разобрали с вами и причины, и повод, и основные события Крымской войны. Итак, вспомним:

       1.Что такое восточный вопрос, почему он обострился в середине XIX века? Назовите причины Крымской войны.

       2.Сумел ли Николай I правильно определить возможных союзников и противников России?

       3.Мог ли Николай I в вопросах внешней политики опереться на толковых министров?

       4.На какие периоды можно разделить Крымскую войну?

       5.Коротко расскажите о Синопском сражении, какое значение оно имело для дальнейших событий.

       

       После того как планы Англии и Франции нанести удары по России со всех сторон были сорваны, союзники по антирусской коалиции приняли решение перенести войну на территорию России, и высадились в Крыму.

      Сегодня на уроке мы остановимся на обороне Севастополя и узнаем о мужестве защитников города.

       Ребята, посмотрите на карту, оцените положение Севастополя, почему именно к этому городу устремился враг?

        Кто возглавил оборону Севастополя? Как укреплялся город?

        Работа с документом: прочитайте документ в учебнике(стрю100). Почему,  выссказывая несогласие с решением главнокомандуещего затопить корабли в Севастополе, В.Корнилов и П.Нахимов не только выполнили этот приказ, но и нашли слова для подчиненных показывающие правильность этого решения?

        У любой войны есть свои герои, которые делали все возможное, чтобы спасти свою страну от врага.

        Историк Е.В.Тарле сказал такие слова об адмирале П.Нахимове: «за слишком большой поглащенностью морскими интересами он забыл влюбиться и забыл жениться». Дайте характеристику Нахимову, как человеку и флотоводцу.

        Среди защитников Севастополя был знаменитый  хирург, бескорыстный человек- гуманист- Н.И.Пирогов. Слушая сообщение о нем, запишите несколько фраз: что он открыл и впервые использовал во врачебной практике.(проверка задания).

        Вся Россия гордилась тогда Севастополем. Имена героев, солдат т матросов были на устах у всей Росии. Умирая в далекой Сибири, декабрист Н.Бестужев с надеждой спрашивл: «Держится ли Севастополь?»

        Давайте послушаем небольшие сообщения о защитниках города.

         Даша Севастопольская

         Петр Кошка

         Э.И.Тотлебен

         дети Севастополя, женщины

         Вернемся к документам (стр.101), прочтите фрагмент письма Л.Н.Толстого- участника обороны.Чем вы можете объяснить тот дух русских солдат, который проявился в дни севастопольской обороны?

         Ребята, какие слова- прилагательные вы бы поставили рядом со словами  патриотизм русский? Он какой?

На прошлом уроке, выясняя причины поражения России, мы составили таблицу, две графы которой мы уже заполнили. Сегодня, на основе ранее полученных знаний, мы заполним графу «Пути преодоления отсталости России». (работа с таблицей)

Таким образом, война обнажила отсталость России, стране нужны были реформы во всех сферах жизни.

Дайте оценку Парижского мира.

Вернемся к нашему первому вопросу: О КАКИХ УРОКАХ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ МЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ СЕГОДНЯ? ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ УЧИТЫВАТЬ, ПОМЯТУЯ ОБ ЭТОЙ ВОЙНЕ?

Первый урок - это отказ от войн, как средства, решения внешнеполитических проблем.

Второй урок - умело строить внешнюю политику, не допускать стратегических просчетов.

Третий урок – идти в ногу со временем в социально- экономической политике.

Четвертый урок – нельзя играть роль великой державы без глубокой, последовательной модернизации общественного строя.

Память о героической обороне Севастополя увековечена в названиях улиц, площадей, памятниках.

Итоги урока.

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оборона Севастополя октябрь 1854 – август 1855 Рыбалкина В.И. учитель истории МБОУ «Гимназия №30»

Слайд 2

Цели стран –участниц войны Страны- участницы войны Цели, стран-участниц войны

Слайд 3

Цели стран –участниц войны Страны- участницы войны Цели, стран-участниц войны Россия распространение влияния на Ближнем Востоке (в том числе и присоединение территорий) Турция желала ослабить Россию, захватить Крым и Закавказье . Франция хотела ослабления России, распространения экономического и политического влияния на Ближнем Востоке. Англия хотела ослабления России, распространения экономического и политического влияния на Ближнем Востоке.

Слайд 4

Граф К. В. Нессельроде – министр иностранных дел, «человек без собственного лица»

Слайд 5

I этап войны: ноябрь 1853 – апрель 1854гг.

Слайд 6

4 (16) октября 1853 г. Турция объявила войну России. I - й этап войны: Россия против Турции Главные силы турок (около 40 тыс.) двинулись на Александрополь , а один из отрядов (18 тыс.) пытался через Боржомское ущелье прорваться к Тифлису , но был остановлен, а 14(26) ноября разбит под Ахалцихом 7-тыячным отрядом генерала И. М. Андронникова . 19 ноября (1 декабря) войска русского генерала Бебутова (10 тыс.) разгромили главные турецкие силы при Башкадыкларе . Русский Черноморский флот блокировал турецкие корабли в портах. 18(30) ноября 1853 г. эскадра под командованием вице-адмирала П. С. Нахимова в Синопском сражении уничтожила турецкий Черноморский флот . Это ускорило вступление в войну Англии и Франции. Вице – адмирал П. С. Нахимов 18 ноября 1853 года Синопское сражение

Слайд 7

II этап войны: апрель 1854 – февраль 1856 Россия против сил коалиции

Слайд 8

В чем значение обороны Севастополя? Можно ли ее назвать героической? О каких уроках Крымской войны мы должны помнить сегодня?

Слайд 10

Героическая оборона Севастополя октябрь 1854 – август 1855 349 дней

Слайд 13

89

Слайд 18

Причины отставания русской армии Следствия Пути преодоления отставания 1. Рекрутская система набора в армию Невозможность быстро увеличить армию в случае необходимости. Большие расходы на ее содержание. 2.Отсутствие дееспособно го генштаба Стратегические ошибки. Боязнь проявить инициативу 3. Отсутствие железных дорог. Войска рассредо точены по всей стране Много времени тратится на переброску войск, низкая маневренность войск. 4. В армии процветает показная строевая выучка Слабая боевая подготовка 5. Плохое техническое оснащение армии Необходимость вести ближний бой, что повышало уязвимость солдат 6. В армии процветали воровство, произвол Падение нравов. Ослабление армии, государства

Слайд 19

Причины отставания русской армии Следствия Пути преодоления отставания 1. Рекрутская система набора в армию Невозможность быстро увеличить армию в случае необходимости. Большие расходы на ее содержание. Отмена крепостного права. Введение всеобщей воинской повинности 2.Отсутствие дееспособно го генштаба Стратегические ошибки. Боязнь проявить инициативу Дать гражданские свободы. Ограничить абсолютизм законом 3. Отсутствие железных дорог. Войска рассредо точены по всей стране Много времени тратится на переброску войск, низкая маневренность войск. Строительство железных дорог 4. В армии процветает показная строевая выучка Слабая боевая подготовка Реформа армии, разработка новых, тактических приемов 5. Плохое техническое оснащение армии Необходимость вести ближний бой, что повышало уязвимость солдат Техническое перевооружение армии 6. В армии процветали воровство, произвол Падение нравов. Ослабление армии, государства Борьба с бюрократией

Слайд 20

Отказ от войн как средства решения внешнеполитических проблем Умело строить внешнюю политику, не допускать стратегических просчетов Идти в ногу со временем в социально – экономической политике Нельзя играть роль великой державы без глубокой, последовательной модернизации общественного строя Уроки Крымской войны:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце»

В данной разработкемпроисходит знакомство учащихся с произведением «Севастополь в декабре месяце».Главная задача на уроке: проследить, как мысль автора об ужасе войны, о её противоестественности сути ...

Литературно-музыкальная композиция , посвященная защитникам Севастополя. «Славный город-герой Севастополь!»

Предлагаемый сценарий посвящен 70-летию Победы.История города-героя Севастополя является одной из интересных и незабываемых страниц . При желании учитель может сопровождать песнями и слайдами выступле...

Конспект урока по литературе (6 класс) "Л.Н.Толстой "Севастополь в декабре месяце". Чувство, живущее в сердце солдата"

Урок построен в форме мини-проекта, значительная роль отводится индивидуальным опережающим заданиям и групповой работе....

Проект телемоста Севастополь - Пятигорск в дошкольном учреждении "Нет и в Севастополе семьи такой, где бы не памятен был свой герой"

Мероприятие с участием ветеранов ВОВг. Севастополя, просмотр песенных и танцевальных номеров детского сада №45г. Пятигорска....

Конспект урока истории 8 класс тема: “КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853 – 1856 гг. ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ”.

Конспект  урока истории 8 класс тема: “КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853 – 1856 гг. ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ”....

Разработка классного часа на тему "Путешествие по центру Севастополя" (Виртуальная экскурсия) Разработал учитель ОБЖ Антонец Елена Александровна ГБОУ "Гимназия №24" г.Севастополь

Виртуальные экскурсии – одна из наиболее современных форм проведения урока и внеурочной деятельности , поскольку не всегда удается провести с обучающимися настоящую экскурсию даже по близлежащей...