Круглый стол по теме "Расширение гуманитарной образовательной среды"
методическая разработка по истории по теме
Совместный проект с Историческим факультетом СПбГУ (исторический класс). Событие состоялось в ноябре 2010 на базе школы №27 для учителей истории Василеостровского района. Один из вариантов работы в рамках программы "Школа-вуз". Представлены тезисные материалы семинара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пояснительная записка | 43 КБ |
план семинара | 15.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Расширение гуманитарной образовательной среды
( проект «исторический класс)
ГБОУ школа № 27 им. И.А.Бунина Василеостровского района с углублённым изучением литературы , истории и иностранных языков, заместитель директора по углублённому изучению истории Арсентьева Елена Борисовна
Совместный проект средней образовательной школы им. И.А.Бунина с изучением литературы, истории и иностранных языков Василеостровского района Санкт-Петербурга и исторического факультета Санкт-Петербургского Государственного университета является естественным продолжением творческой деятельности педагогического коллектива и администрации школы по созданию условий для полноценного развития учащихся с учётом своеобразия современной социокультурной ситуации.
При разработке совместного проекта «Развитие гуманитарной образовательной среды» были учтены закон Санкт-Петербурга о программе развития системы образования Санкт-Петербурга и программа развития образовательной системы Василеостровского района.
Войны, конфликты , кризисы стали чуть не нормой жизни общества. Рост агрессии и агрессивности людей по отношению друг к другу принимают угрожающий характер и служат негативным фоном для проведения в жизнь планов формирования открытого общества. Ценность человеческой жизни , ценность человеческой жизни ,ценность взаимоотношений людей , основанных на гуманистических позициях воспринимаются в современном обществе как ценности и смыслы прошлого общества.
Государство и общество создают систему воспитания подрастающего поколения. В неё входят государственные институты : дошкольные учреждения , дневные и вечерние школы, детские дома, школы-интернаты . С течением времени увеличивается многообразие институтов воспитания в связи с усложнением социально-экономических и культурных потребностей общества , меняется их роль и соотношение в системе и процессе воспитания.
Хотя у всех этих институтов общая задача – воспитание человека , решается она каждым по –разному , и роль их неодинакова и неравноценна.
Школа , безусловно ,является ведущей в системе воспитания , и именно на неё возложена основная ответственность за подрастающее поколение.
Таким образом , через систему институтов воспитания государство и общество , с одной стороны , стремятся обеспечить равные возможности , а с другой стороны – для реализации каждым своих потенциальных возможностей и удовлетворение и развитие своих потребностей , способностей и интересов. Сегодня институты воспитания переживают кризис – каждый в отдельности и в системе в целом. Преодоление кризиса всем нашим обществом , решение социально-экономических потребностей , которые непосредственным образом влияют на систему воспитания являются важной задачей. И речь идёт не только о финансировании.
Школа по своей сути учебное учреждение. Её эффективность как института воспитания зависит не только от содержания и методов обучения , мастерства педагогов, сколько от отношения к учению самих учащихся. Последнее определяется тем , сколь сильна мотивацию к учению , которая сегодня у учащихся отсутствует.
Снижение культурного уровня общества в целом проявляется , в частности , в достаточно низкой педагогической культуре родителей, особенно это характерно для молодых и неполных семей. Для многих городских ребят родители перестали быть источником позитивного социального опыта. Нарастает социальная дезадаптация подрастающего поколения. Современные подростки растут в состоянии социального вакуума. .В сознании многих из них доминируют образы агрессии и разрушения , нежели идеалы жизнеутверждения. что жизненное пространство подростка , его «среда обитания» должна быть дополнена пространством школы , которое наполнено содержательными и позитивными взаимоотношениями педагогическое взаимодействие в которой уважительное отношение к личности ребёнка является нормой педагогического мышления.
Это приобретает особое значение для школы , имеющей уже значительную историю.
В нашем городе не более десяти школ , которые сохранили право считать себя хранителями гимназического прошлого. Педагогический коллектив постоянно осознаёт свою связь с историей школы ⅩⅠⅩ -ⅩⅩⅠвеков.
То , что школа была создана как одна из первых в России всесословных женских гимназий. Благодаря заботам императрицы Марии Александровны на долгие годы определило её статус, уровень её педагогов , содержание и качество преподавания. Соседство с Университетом ,Академией Художеств ,Горным институтом, музеями , известными своими демократическими и гуманистическими традициями , позволило воспринимать социокультурные проблемы через призму необходимости гуманного и гуманистического разрешения ситуации состояния общества и говорить о дальнейшем пути развития в контексте идей гуманистического развития общества. Иначе говоря , в школе должна быть среда , которая бы компенсировала социокультурную депривацию воспитанников школы и обеспечила бы условия для реализации потребности полноценного развития личности учащегося.
Мы как авторы проекта убеждены в том , что образование должно быть ориентировано не только на познание мира в рамках стандарта образования, но и на развитие личности в её индивидуальности. Это должно обеспечиваться образовательным процессом , основная функция которого –создание для ребёнка единого пространства познания и индивидуального развития.
Цели проекта:
- дальнейшая развитие гуманитарной образовательной среды в условиях модернизации российского образования ;
- формировать условия , способствующие развитию стартовых возможностей учащихся ;
- разработать условия для осуществления ряда педагогических проектов ,интегрирующих ценности и цели всех участников проекта ;
-постоянно насыщать и обогащать школьную образовательную среду посредством установления творческих контактов и сотрудничества с учреждениями дополнительного образования , внешкольными учреждениями , общественными организациями , музеями , различными средствами коммуникаций.
Задачи проекта :
1. Оформление гуманитарной образовательной среды .
2. Углублённое изучение истории России и Всеобщей истории.
3. Развитие навыков и умений (компетенций) , предусмотренных государственным стандартом образования и востребованном на историческом факультете Санкт-Петербургского университета, как-то: умение анализировать источник , работать с исторической картой , вести дискуссию , формулировать и отстаивать свою точку зрения , писать и защищать творческие работы ,готовить сообщения.
4. Создание системы непрерывного обучения , предусматривающей логичный и безболезненный переход из среднего на уровень высшего образования.
5. Создание условий для тесного взаимодействия между преподавателями исторического факультета и учителями средней школы.
6. Подготовка хороших абитуриентов для исторического факультета.
7. Разработка критериев результативности и эффективности проекта.
8. Создание условий для успешной сдачи Единого государственного экзамена.
9. Создание диагностического комплекса.
10. Совершенствование комплекса учебного-методического сопровождения.
11. Обобщение и систематизация накопленного опыта.
Организация проекта :
Для реализации проекта из учащихся школы формируется 10-й («исторический класс»)
( 20-25 человек) , который функционирует в течение двух лет.
1.Основой обучения служит Программа ( учебный план) профильного гуманитарного класса.
2.Проект предусматривает проведение дополнительных занятий в объёме :
«История России» - 140 часов ( по 70 часов в 10а и 11а)
«Всеобщая история» - 140 часов ( 4 семестровых курса по 35 часов)
3. Проект стимулирует творческую работу учащихся : все ученики ежегодно пишут творческую работу на выбранную (предложенную преподавателем тему) и защищаю её в конкурсах, олимпиадах, конференциях различного уровня.
Социальная основа проекта :
На бесплатной основе ведутся дополнительные занятия , предусматривающие подготовку к сдаче выпускного экзамена по истории России в форме ЕГЭ и поступлению на исторический факультет.
Прогнозируемый результат:
1. Рост личностных достижений учащихся и повышение мотивации к учебной деятельности.
2 Увеличение возможностей для самореализации способностей учащихся.
3 Рост статуса школы в городе ,районе , микрорайоне.
4. Знакомство с культурными памятниками Санкт-Петербурга.
5. Рост духовно-нравственного воспитания в рамках школы № 27.
Предварительный просмотр:
Из опыта работы методического объединения учителей истории и обществознания ГОУ № 27
При подготовке к учащихся к ЕГЭ используется широкий спектр исторических источников , альтернативных свидетельств и оценок участников событий, отрывки из аналитических текстов современных исследователей , статистические данные , фрагменты художественных произведений помогают в проведении диспутов , дискуссий , семинарских и лабораторных занятий.
Изучение истории тем интереснее , чем оно подробнее , обстоятельнее даёт возможность представлять прошлоё. Не все даты и имена , цифры требуют обязательного и прочного запоминания , но без них невозможно воссоздать эпоху прошлых лет , атмосферу захватывающих , подчас драматических событий. Поэтому планируя результаты усвоения учебного материала можно технологически выстроить учебный процесс , комбинировать проблемные , познавательные, тестовые задания , кроссворды , системно используя их в рамках тематических разделов для организации самостоятельной познавательной деятельности. Я могу таким образом осуществлять контроль и оценку качества подготовки учащихся в различных формах : проводить текущую и итоговую проверку , зачётные уроки в виде собеседования , устного и письменного опроса.
При отборе проблемных и познавательных заданий , соответствующих «Обязательному минимуму содержания исторического образования» внимание акцентируется на наиболее важных в образовательно – воспитательном отношении процессах отечественной истории. Они способствуют формированию умений самостоятельно обобщать , делать выводы , владеть логическими приёмами , личностного осмысления исторических фактов и событий.
Эти задания можно осмыслить при проведении дискуссии , игровой ситуации на уроке , как тематику для исторического эссе.
Если познавательные и проблемные задания помогают выявить субъективные составляющие уровня исторической подготовки , то различные виды тестовых заданий ( открытых и закрытых) ориентированы прежде всего на проверку таких компонентов уровня их образованности , как знание имен , дат , названий , хронологической последовательности исторических событий. Предложенные тесты могут использоваться для фронтальной проверки уровня подготовки учащихся по темам курса , а также для осуществления самоконтроля.
В целях развития познавательного интереса к изучению истории можно использовать кроссворды , обобщающие материал отдельных тем курса. Они позволяют в необычной форме проверить знания учащимися исторических терминов , понятий , персоналий , событий.
Проверочные работы призваны дать общую картину. Усвоения учащимися тематических разделов курса , объективно выявить уровни обученности учащихся по предмету. Для этого в структуру работ обычно включаются четыре задания , нацеленные на проверку качества усвоения курса : это вопросы на узнавание, запоминание , понимание , межтематическое обобщение . Основные подходы к содержанию проверочных работ можно отразить в следующей таблице.
Уровни усвоения | № вопроса или задания | Требования к составлению вопроса ( задания) | Уровни обученности учащихся |
Узнавание | 1 | Предполагает наличие готового ответа , требует минимального времени на выполнение. | Репродуктивный |
Запоминание | 2 | Ориентирован на выявление знания исторических фактов , событий , явлений, процессов , понятий , определений . терминов , исторических персоналий. | Репродуктивный |
Понимание | 3 | Нацелен на построение учеником выводов , доказательств , анализ , обоснование собственной позиции на материале одной темы курса. | Частично-поисковый ( преобразующий) |
Межтематическое обобщение | Включает в себя материал , требующий выделение причинно-следственных связей , обоснования личной позиции на основе анализа и сравнения содержания нескольких тем курса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка мероприятия по воспитанию правовой культуры среди обучающихся "Мои права" (круглый стол)
В соответствии с Законом РФ “Об образовании”, Конституцией РФ, в настоящее время четко определено место и роль воспитывающей деятельности в области образования. Она рассматривается как приоритетное на...
Создание условий самореализации ребенка как цель и результат деятельности школьного методического объединения в условиях модернизации историко-обществоведческого образования. (Развитие гуманитарной образовательной среды школы №27 им. И.А. Бунина)
Представление методической темы Арсентьевой Е.Б., 18 ноября 2009 г. на районном обучающем семинаре для учителей истории и обществознания "Расширение гуманитарной образовательной среды школ...
Круглый стол "ПОДРОСТКОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ"
Цель: Попытаться осмыслить проблему формирования толерантности личности подростка как одного из важнейших направлений воспитательной работы образовательных учреждений.Авторами и разработ...
Круглый стол для педагогических работников образовательных учреждений по теме: «Опыт работы образовательных организаций Ярцевского района в формировании экологической культуры обучающихся».
Сегодня мы говорим об экологической культуре как показателе практического отношения человека к природе.Это и знания, и убеждения, и определенные действия, связанные с нео...
Методическая разработка круглого стола "«Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений среди учащихся».
Круглый стол на тему: «Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений среди учащихся»....
Невская Образовательная Ассамблея 2022 Обмен опытом. "Поддержка одаренных и талантливых детей. Вариативность форм работы ГБНОУ "Академия талантов" СПб" Выступление на круглом столе "Построение образовательных траекторий в дополнительном образовании"
С 24 по 27 ноября 2022 года у нас в Санкт-Петербурге прошла ежегодная Невская Образовательная АссамблеяVI Всероссийская конференция "Парадигма инновационной системы образования: будущее рож...
Круглый стол "Вопросы психологической безопасности образовательной среды"
Круглый стол "Вопросы психологической безопасности образовательной среды"...