Игра-путешествие по теме "Раннее Средневековье" (6 класс)
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Баутина Екатерина Николаевна

Презентация и конспект урока "Игра-путешествие по Раннему Средневековью". Материал подготовлен на основе УМК Бойцова М.А., Шукурова Р.М. Ресурс содержит разные задания по Византийской империи, Арабскому халифату, Франкскому государству , норманнам и Англии.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок-обобщение по теме «Раннее Средневековье»

Цель урока: повторить и закрепить знания, полученные по теме «Раннее Средневековье», проконтролировать уровень усвоения учащимися исторического материала

Образовательные задачи урока: повторить и закрепить усвоенный материал по данной теме, сформировать представление о Раннем Средневековье, как о законченном этапе эпохи Средних веков

Развивающие задачи урока: способствовать развитию у учащихся следующих умений: сравнивать и обобщать (развитие средневековых стран в V – XI веках), систематизировать (средневековые завоевания).

Воспитательные: формировать у учащихся культурно-эстетического отношения к прошлому на примере раннесредневековых достижений искусства, науки и культуры, в целом.

Форма урока: урок-игра «Путешествие»

План урока

  1. Византийская империя или в гостях у ромеев
  2. Арабский халифат, или в гостях у мусульман
  3. Империя Карла Великого, или в гостях у франков
  4. Англия и Скандинавия, или в гостях у норманнов

 Организационный момент: сообщение цели, формы и плана урока

( 2 минуты)

 Начало игры

(3 минуты)

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по странам раннего Средневековья. Мы побываем в гостях у ромеев, арабов, франков и норманнов. Но не просто так. В каждой стране нас ждут увлекательные конкурсы и задания, которые вы должны будете выполнить. За правильные ответы и дополнения, которые вы будете давать по ходу нашего путешествия, вы будете получать жетончики разного достоинства: в 1,2 или 3 очка. Главное условие: принимаются ответы только с поднятой руки. Кричать с места категорически запрещено, и за каждое нарушение этого правила я имею право лишить вас одного из заработанных жетончиков.

В конце нашего путешествия мы подсчитаем ваши очки и определим победителей. Те ребята, которые наберут наибольшее количество очков (более 15) по набранным жетончикам, получат звание «самый любознательный и внимательный путешественник» и отличные оценки. Хорошие отметки получат те, кто наберет 10-15 очков. Подсчитывать очки мне будет помогать ___________.

Также в конце нашего путешествия нас ждет еще одно общее задание по всем странам. И пока вы будете его выполнять, я со своим помощником подсчитаю ваши очки и определю победителей.

Часть ребят во время нашего путешествия буде выполнять письменное задание.

Первый этап путешествия: Византийская империя, или в гостях у ромеев.

(5 минут).

Здесь вас ждет викторина:

  1. Какая часть Риской империи стала со временем называться Византийской империей? (Восточная Римская империя)
  2. Откуда возникло название «Византийская империя»? (От названия греческого городка Византий, на месте которого была построена императором Константином столица будущей империи – Константинополь в 330 году)
  3. Почему жители Византии называли себя ромеями? (Ромеи – означает по-гречески «римляне», т.е. жители Византии считали себя жителями римской империи)
  4. Какую религию исповедовали византийцы? (Христианство)
  5. Какой император и когда прекратил гонения на христиан? (Константин, в 313 г.)
  6. Что означала шкатулка с прахом, которую вручали византийскому императору при его коронации? (пусть в минуту высшей славы не забывает о ничтожности земного могущества и неотвратимой смерти)
  7. Назовите имя самого знаменитого византийского императора, благодаря которому Византия достигла своего расцвета, а также время его правления? (Юстиниан, VI век, 527-565 гг.)
  8. Назовите три самых важных дела Юстиниана. («Свод гражданского права», завоевания новых территорий, строительство храмов и др. зданий по всей Византии)
  9.  Чем украшались храмы изнутри? (мозаика, фрески, иконы, мраморные колонны)
  10. Какое знаменитое сооружение Константинополя его жители называли одним из чудес света? (Храм Святой Софии)

Второй этап путешествия: Арабский халифат, или в гостях у мусульман

(5 минут)

Здесь нам нужно отгадать кроссворд:

1

м

е

К

к

а

2

к

а

А

б

а

3

и

с

Л

а

м

4

а

л

Л

а

х

5

х

И

д

ж

р

а

6

б

а

Г

д

а

д

7

к

о

Р

а

н

8

р

а

м

А

з

а

н

9

х

а

л

и

Ф

10

д

ж

И

х

а

д

11

о

м

е

й

Я

д

ы

Если мы правильно отгадаем кроссворд, то по вертикали мы получим еще одно слово, которое означает искусство письма

  1. Один из главных городов Аравии, город, священный для мусульман.
  2. Главная святыня мусульман, в переводе означает «куб».
  3. Религия, основанная Мухаммадом, в переводе означающая «предание себя богу».
  4. Бог по-арабски.
  5. Переселение Мухаммада из Мекки в Ясриб.
  6. Столица арабского халифата, основанная Аббасидами.
  7.  Священная книга мусульман, в переводе означающая «чтение, книга».
  8. Месяц, в течение которого мусульмане должны соблюдать строгий пост.
  9. Мусульманский правитель, по-арабски «наместник» ушедшего пророка.
  10. Священная война мусульман против неверных, означающая «усилие».
  11. Арабская династия, в правление которой арабы совершили большинство своих завоеваний.

Третий этап путешествия: Империя Карла Великого, или в гостях у франков.

(10 минут)

Здесь вас встречают самые знаменитые люди Раннего Средневековья, которые повлияли на историю франкского государства. (На доске оставлены места для их имен)

1. Бонифаций

2. Хлодвиг

3. Карл Мартелл

4. Карл Великий

5. Алкуин

6. Пипин Короткий

Кто это такие и что они сделали для франков, мы сейчас с вами это вспомним. Будем вспоминать и угадывать с помощью игры. Про каждого этого человека у меня заготовлено по 3 подсказки. Если вы угадываете имя с первой подсказки, то получаете 3 очка, если с двух – 2 очка, если с 3 – 3 очка.

Также очки можно получить, рассказав еще что-то про этого человека.

Играют по 2 человека. Если вы даете неправильный вариант ответа, то выбываете из игры.

Тур 1

  1. Жестоко обращался с франками и милостиво относился к захваченным народам, особенно к римлянам.
  2. Издал единый для франков закон – «Салическая правда», принял первым христианство и заставил всех франков креститься.
  3. первый король франков (с 486 г.), основатель династии Меровингов. Проводил завоевания галлии.

Ответ: Хлодвиг (481 – 511 гг.)

Тур 2

  1. Был удачливым полководцем, разбил арабов в битве при Пуатье.
  2. Провел военную реформу.
  3. Был франкским майордомом (управляющий королевским дворцом) а его сын – Пипин Короткий стал новым королем франков.

Ответ: Карл Мартелл (720 – 741 гг.)

Тур 3

  1. Он занимался проповедованием и основанием монастырей.
  2. Его называли «Апостолом германии», т.к. он обращал в христианство языческие германские племена.
  3. Он был прислан к франкскому королю в качестве легата – полсанника Римского папы.

Ответ: Бонифаций

Тур 4

  1. Он разбил лангобардов в Италии.
  2. Заключил союз с папой римским и способствовал тому, чтобы франки приняли христианство.
  3. Вначале был майордомом, а с 751 г. стал королем (был помазан священным маслом елеем) и  основал новую династию

Ответ: Пипин Короткий (741 – 768 гг.)

Тур 5

  1. Организовал в течение жизни 53 военных завоевательных похода, а 27 возглавил сам.
  2. Занимался распространением христианства и образования в государстве франков.
  3. Попытался восстановить Римскую империю и наладил четкое управление в своем государстве, разделив его на графства и марки.

Ответ: Карл Великий (768 – 814 гг.)

Тур 6:

  1. Приехал к Карлу Великому из Йорка (Англия)
  2. Был монахом и знаменитым ученым одновременно.
  3. Создал при дворе школу ученых под названием «Академия».

Ответ: Алкуин (735 – 804 гг.)

Еще одно задание – на знание дат и событий. На доске написаны даты и события: надо за одну минуту разобраться, какое событие соответствует каждой дате, и соединить одной линией дату и событием.

751        Провозглашение Карла Великого императором

486        Верденский раздел франкской империи

800        Битва франков и арабов при Пуатье

732        Завоевание Галлии Хлодвигом. Начало правления Меровингов.

843        Помазание на царство Пипина Короткого. Начало династии Каролингов

Правильный ответ:

486 - Завоевание Галлии Хлодвигом. Начало правления Меровингов.

732 - Битва франков и арабов при Пуатье

751 - Помазание на царство Пипина Короткого. Начало династии Каролингов

800 - Провозглашение Карла Великого императором

843 - Верденский раздел франкской империи

Четвертый этап путешествия: Англия и Скандинавия, или в гостях у норманнов

(10 минут)

О норманнах мы знаем довольно много. Они были отличные мореплаватели, воины, совершили множество открытий и т.д.  Чтобы вспомнить про них как можно больше интересных фактов, мы сейчас с вами поиграем в игру аукцион. Вы работаете в парах. За 5 минут должны вспомнить и записать как можно больше слов, которые могли бы рассказать нам о норманнах и их жизни. Это могут быть понятия, названия, имена и т.д. Все ваши слова – это очки для игры на аукционе. Через 5 минут мы начинаем аукцион.

Та пара, которая наберет больше очков, получит право зачитать свои слова, и если эти слова верно подобраны, то ребята получат баллы за игру. Остальные учащиеся могут дополнять после этой пары список слов и также заработать баллы.

Окончание исторического путешествия. Подведение итогов

(10 минут)

Мы с вами повторили и обобщили знания по истории разных народов Раннего Средневековья. А теперь вы напишите небольшую самостоятельную работу.

Вопросы:

I вариант

  1. В чем вы видите сходства и различия между византийцами и франками?
  2. Что такое феод?

II вариант

  1. В чем вы видите сходства и различия между арабами и норманнами?
  2. Кто такой феодал?

III вариант

  1. В чем вы видите сходства и различия между арабами и франками?
  2. Что такое феодальная раздробленность?

Пока вы работаете, мы с моим помощником подсчитываем очки и выявляем победителей - «самых любознательных и внимательных путешественников».

(5 минут)

Выставление оценок.

Домашнее задание: написать сочинение-путешествие по любой стране Раннего Средневековья. В вашем сочинении должны быть отражены все важные исторические моменты, которые мы с вами изучили.

(5 минут)

Оформление доски:

Раннее Средневековье

1. Византийская империя или в гостях у ромеев

Викторина

2. Арабский халифат, или в гостях у мусульман

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

3. Империя Карла Великого, или в гостях у франков

Тур 1. __________

Тур 2.____________

Тур 3. ___________

Тур 4. ___________

Тур 5. ___________

Тур 6. ___________

751        Провозглашение Карла Великого императором

486        Верденский раздел франкской империи

800        Битва франков и арабов при Пуатье

732        Завоевание Галлии Хлодвигом. Начало правления Меровингов.

843        Помазание на царство Пипина Короткого. Начало династии Каролингов

4.Англия и Скандинавия, или в гостях у норманнов

Аукцион

Проверочная работа на тему «Раннее Средневековье»

Выполните тест (выберите один правильный ответ на каждый вопрос)

  1. Что называется Великим переселением народов?

А) завоевания германцев под напором гуннов

Б) походы в «Святую землю»

В) переселение европейцев в Америку

2. Когда возникла империя у франков?

а) 486 г.   б) 800 г.   в) 843 г.

3. Как называется земельное владение, за которое несли военную службу?

А) обет   б) феод   в) майордом

4. Кого называли норманнами?

А) северных германцев    б) саксов  в) бриттов

5. Какое событие стало началом истории Средних веков?

А) образование государства у франков

Б) возникновение феодализма

В) распад Римской империи

6) Где правил Карл Великий?

А) в Византии   б) в Арабском халифате   в) во Франкском государстве

7) Выберите один из признаков феодальной раздробленности:

А) знать поддерживает короля

Б) король обладает большой власть

В) феодалы не подчиняются королю

8) Почему норманны покидали свою родину?

А) отсутствие плодородных земель

Б) стремление к новым открытиям

В) поработить другие народы

9. Как называлась дорога, по которой норманны попадали из Скандинавии в Константинополь?

А) Великий путь переселения народов

Б) великая дорога

В) путь из варяг в греки?

10. Какая часть Римской империи стала называться Византией?

А) восточная   б) западная   в) южная

11. Как называется храм у мусульман?

А) церковь   б) мечеть   в) собор

12. Кого мусульмане почитают как пророка?

А) Мухаммада   б) Иисуса Христа   в) Аллаха

13. Как называлась священная книга у мусульман?

А) библия  б) Коран   в) кааба

14. Как назывались кочевые арабы?

А) бедуины   б) степняки   в) викинги

15. Вандалы создали свое государство на территории:

А) Германии   б) Африки  в) Италии

16. Вождем какого народа был король Артур?

А) бриттов   б) германцев   в) арабов

17. Кто стоял во главе христианской церкви?

А) король   б) епископ   в) папа рисский

18. Кто из правителей франков стал первым давать землю за службу?

А) Карл Мартелл   б) Пипин Короткий   в) Хлодвиг

19. К какой династии франкских королей относился Карл Великий?

А) Меровинги   б) Капетинги   в) Каролинги

20. Чем прославился император Юстиниан?

А) построил храм Святой Софии   б) разбил викингов   в) издал «Салическую Правду»

21. Какая битва произошла в 1066 г.?

А) битва при Гастингсе  б) битва при Пуатье  в) битва Карла Великого с лангобардами

22. Какой правитель получил прозвище Завоеватель?

А) Юстиниан   б) Хлодвиг   в) Вильгельм  

I вариант

В чем вы видите сходства и различия между византийцами и франками?

Что такое феод?

II вариант

В чем вы видите сходства и различия между арабами и норманнами?

Кто такой феодал?

III вариант

В чем вы видите сходства и различия между арабами и франками?

Что такое феодальная раздробленность?

1–а  2–б  3–б  4–а   5-в  6-в  7-в  8-а  9-в   10-а  11-б  12-а  13-б  14-а  15-б  16-а  17-в  18-а  19-в  20-а  21-а  22-в

Оценочный лист

Фамилия, имя учащихся

Заработанные баллы

Итог

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -игра "Путешествие в страну "Глаголию". 5 класс.

Данный урок является обобщением ранее изученного материала.Его форма позволяет учащимся легко восстановить в памяти знания о глаголе....

«Колыбель Екатеринбурга» - интеллектуально-познавательная игра - путешествие для учащихся 4-5 классов.

Интеллектуально-познавательная игра - «Колыбель Екатеринбурга» разработана для  учащихся 4-5 классов.Цель игры - развитие интереса учащихся к прошлому и настоящему родного города Екатеринбу...

Урок - игра "Путешествие в страну "Физика". 7 класс. Конспект урока с презентацией

Лебедева Ирина Геннадьевна учитель физикиГОУ СОШ №43г. Санкт-ПетербургУрок-игра« Путешествие в страну «Физика»7 класс АннотацияИгра проводится в конце учебного года и несет в себе по...

Урок-игра "Путешествие в страну Геометрия" 5 класс

Урок обобщения геометрического материала по курсу 5 класса, применение полученных теоретических сведениий по геометрии в нестандартных ситуациях, развитие познавательной активности учащихся на уроках ...

Урок-игра "Путешествие на остров Инфознайка". 2 класс

Одним из важнейших аспектов модернизации современного образования является информатизация начального образования.Преподавание информатики в начальной школе существенно отличается от преподавания...

Урок - ролевая игра "Путешествие в Лондон" в 5 классе

Урок представляет собой заочное путешествие в Лондон "туристов", которые решают ряд речевых задач реальной поездки. В увлекательной форме на деятельностной основе проходит обобщение изученного материа...

Игра-путешествие для учащихся 5-6 класса "Путешествие в Читай-город"

Это мероприятие может быть проведено как внеклассное мероприятие по литературе или как мероприятие в рамках предметной недели. Цель: пробудить интерес учащихся к чтению, вспомнить известных литературн...