Урок-игра "Путешествие в страну Геометрия" 5 класс
методическая разработка по геометрии (5 класс) по теме

Урок обобщения геометрического материала по курсу 5 класса, применение полученных теоретических сведениий по геометрии в нестандартных ситуациях, развитие познавательной активности учащихся на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass.doc413.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - игра: «Путешествие в страну Геометрию»

Тема: Обобщение геометрического материала по курсу 5 класса и применение его в нестандартных ситуациях.

Цель: дидактическое назначение урока - игры:

  1. Помогает развивать познавательную активность учащихся, интерес к математике, вносят разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу на уроке, снимает утомление учащихся.
  2. Игры развивают внимание, сообразительность, чувство соревнования, коллективизма и взаимопомощи.
  3. Показать богатые возможности использования геометрического языка для описания предметов окружающего мира, научить видеть красоту геометрических форм в природе, архитектуре, окружающей среде.
  4. Проверить навыки использования угольника, транспортира, практические навыки измерения длин, площадей, углов.
  5. Применять полученные навыки вычисления площадей для более сложных фигур.

■        Применять полученные теоретические сведения в нестандартных ситуациях
Оборудование урока: модели фигур (объемные и плоские, нитки, магниты,

ножницы, линейки, набор чистых листов, спички, гвозди, молоток), экран, проектор.

План урока

I Вступительное слово учителя:

Мы закончили, ребята, большой раздел математики, посвященный начальным геометрическим понятиям, т.е наши знания по геометрии расширились, чуть-чуть они дополнятся в 6 классе, а в 7 классе математика разобьется на две самостоятельные науки: алгебра и геометрия (обратить внимание на экран)

Геометрия — наука о геометрических фигурах и их свойствах

Слово «геометрия» греческого происхождения («ге» - земля, «метрео» - мерю) и

означает землемерие.

Зародилась геометрия в Египте около 2000 млн. лет до нашей эры, ее рождение связано с рекой Нил.

(остановится на данных высказываниях)

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Урок - игра «Путешествие в страну Геометрии»

(Ребят разбить на группы, в каждой группе капитаном выбирается сильный ученик.

Работа проводится в группах, кто быстрее и правильнее)

Первое задание учитель читает сказку, детям дается задача не только очень внимательно слушать ее, но и записывать геометрические понятия, встречающиеся в тексте.

Геометрические понятия: (из текста сказки) отрезок, луч, высота, квадрат, прямоугольники, треугольников, кругов, вершина, прямая, кубами, углом, плоскости, прямоугольный параллелепипед. (Всего 13)

Ребята, это сказка настолько длинная, что нам не хватит целого урока, чтобы прочитать ее. Поэтому я скажу только одно, как и в любой сказке, конец был счастливым, Петя мужественно, упорно и настойчиво решал одну задачу за другой и вскоре оказался дома рядом с папой и мамой.

А нам по счастливой случайности попали в руки все задачи ее величества «Геометрии» и мы решили их предложить вам. Но по секрету скажу, что Петя решал задачи три дня и три ночи, поэтому  те  задачки, что вы не осилите сегодня на уроке, разрешаю решать до субботы. Это будет тоже три дня и три ночи. А теперь представим, что мы с вами путешествуем по замку, по трем ее цветным комнатам.

УДАЧИ ВАМ, РЕБЯТА!

И так перед вами зеленый конверт. С его помощью королева «Геометрии» просто проверила знания Пети Сидорова по курсу геометрии за 5 класс.

Капитаны команд достают из зеленого большого конверта зеленые пакеты, в которых даны задания детям. Дети выполняют каждый свое задание. Причем можно работать всей группе над одним заданием. После некоторого времени идет проверка. Данные вносятся в таблицу, подсчитываются баллы. За каждое задание ставится 5 баллов. Распределяются места. Таблица «Кто впереди» сделана отдельно на доске

Зеленый конверт:

Необходимо сделать необходимые измерения, вырезанных из цветного картона  фигур, моделей параллелепипеда и куба, и произвести вычисления:

№1 Найти Р фигуры. Применяя формулу (квадрат)

№2 S -? (квадрат)

№3 Р -? (прямоугольник)

№4 S-? (прямоугольник)

№5 V прямоугольного параллелепипеда

№6 V куба

№7 измерь углы треугольника. Вычисли сумму углов треугольника.

Сколько групп, столько и конвертов с данными заданиями.

А теперь конверт синий! В сказке вы услышали о том, что дворцовые окна были загадочными по форме:

а)        квадратные и прямоугольные окна золотой канвой. Разбивались на множество
разноцветных треугольников. Вот перед вами фрагменты царских окон на вершине замка.
Сосчитайте, сколько треугольников содержит эта фигура. (На доске крупным планом
вывешен рисунок окна и одновременно детям даются такие же карточки)

38 треугольников (ответы дают капитаны)

б)        А еще окна были диковинными и странными по форме (большими и
маленькими),

оказывается дворцовый мастер - стеклорез всего одним разрезом мог разделить их на две части и сложить из них квадратное окно. Попробуйте и вы ребята.

(Каждому из участников капитан дает по три «окна», с помощью разреза ножницами дети должны получить квадрат)

в) Зад. №1 Переложите две спички так, чтобы получилось семь равных квадратов. Затем удалите из новой фигуры две спички так, чтобы получилось пять квадратов (№182. №183, Дьюдени Г.Э. 520 головоломок. М., 1975.)

Зад №2 Вырежи из бумаги квадрат и четырьмя разрезами сделай из него 16 квадратов

Внимание, а теперь задачи из красного конверта!

А теперь, вспомните фрагмент сказки:  «Дорожки замка были вымощены (т.е выложены) цветными кубами. А как же ее строили мастера? Процесс этот описан в задаче № 1492 ( учебник Жохов В.И. и др5 класс стр. 298) Какова длина этой дорожки по которой Петя шел к замку?

Командам дается время на решение задачи.

  1. 6 * 12 * 12 * 15 =60 * 120 * 150 =1080000 (см3)
  2. 53=125
  3. 1080000: 125=8640 (куб)
  4. 8640 * 5=43200 см =432 (м)

По звуковому сигналу капитаны команд сдают решение.

В дверь раздается стук, дворцовый звездочет принес задачку звездную, что являлась ключом к двери замка. Вот ее то, ребята, Петя и решал три дня и три ночи, а остальные, очевидно,  решил так же как и вы очень быстро. До субботы осталось ровно три дня и три ночи. Решение этой задачи принесете в субботу. Вместо ключа от сказочного замка вас ждет большая «5» (№1494 учебник Жохов В.И и др., 5класс)

Сейчас оценим работу ребят. Существуют оценки только «4» и»5». Анализ деятельности учащегося. Подводятся итоги по таблице.

Приложение:

Вид зачетной таблицы

Задание/команды

зелёный

синий

красный

От  звездочёта

№1

№2

№3

№4

оценка

Математическая сказка

 Сон Пети Сидорова

Чудесный сон приснился пятикласснику Пети Сидорову. Ему было приятно и страшно вспомнить его. Приятно, потому что он столько увидел и узнал нового, побывав в этом сне, а страшно, потому что он прошел невероятные математические испытания.

Тот отрезок пути. Что прошел Петя во сне, я и хочу вам сегодня описать. Снится Пети страшный, темный, диковинный лес. Хоть бы луч солнца показался, подумал мальчик.... и вдруг где-то вдали что-то ярко блеснуло. Что есть духу, помчался он вперед, и что же предстало перед его глазами: огромной высоты замок. Нижние окна, которого напоминали большие цветные квадраты, золотистой конвой они были разбиты на большое количество треугольников, окна повыше были тоже большими, но по форме они напоминали - прямоугольники, окна на солнце сияли так сильно, что глазам становилось больно. Чем выше поднимал свой взгляд Петя, тем чудеснее и чудеснее были по форме дворцовые окна. А на самом верху красивым узором расположились окна- ромбы, чередуясь с окнами круглой, треугольной формы и окнами - кругами.

А вершина замка уходила золотой ниткой так высоко в небо, что казалось это бесконечная прямая дорога к солнцу.

Страшно Пети стало оттого, что за этим красивым внешним блеском что-то скрывалось таинственное, должно быть там внутри еще красивее подумал мальчик и нетерпеливо шагнул на дорожку, ведущую к замку. Она была выложена золотыми кубами и от нее иод одинаковым углом убегали вглубь дворцового сада такие же яркие тропинки. Слева у входа в зеркальной плоскости озера отражалось высокое голубое небо. Странно, подумал Петя, здесь нет даже стражи и смело открыл тяжелую дверь дворца. Как только мальчик оказался внутри, первое, что бросилось в глаза - это три огромных двери такого же яркого цвета: зеленая, синяя, красная. А сверху на него полился ласковый мелодичный голос, очень похожий на голос фей: «Здравствуй Петя Сидоров, королева «Геометрия» давно ждет тебя. Она приготовила тебе столько интересных задач, разложила их в три шкатулки и спрятала шкатулки в этих комнатах замка. Выйти ты сможешь из замка только тогда, когда решишь все задачи ее Величества»

Вот только теперь Пети стало по настоящему страшно, он вдруг ясно вспомнил, с каким нежеланием он занимался математикой и что считал ее самой тяжелой наукой. Как он не любил задачи, потому что приходилось подолгу думать, а Петя больше всего на свете любил побегать по улице, поиграть с мальчишками в лапту, погонять мяч. На душе стало так тоскливо, он вдруг резко повернулся и побежал назад к двери замка. Никто не преградил ему дорогу, он схватился за ручку, потянул изо всех сил дверь, она даже не скрипнула. От ужаса Петя присел и затих. За спиной у него раздался страшный шум. Оглянувшись, он увидел, как медленно открывается зеленая дверь, внутри комнаты все было зеленое, а посреди нее стояла зеленая шкатулка, открыв ее, он. увидел закрытый конверт и тут же услышал голос, но уже другой: «Это мои первые задачи Петя, не бойся, решай их. Впереди тебя ждут еще две шкатулки - синяя и красная. Самые трудные задачи будут в последней шкатулке, но ключом к двери замка будет задачка звездная. Тебе ее принесет мой дворцовый звездочет, и только потом, я помогу тебе мигом очутиться дома. Удачи тебе Петя Сидоров!».

Петя вдруг ясно понял, что маму и папу он увидит не скоро и от отчаянно он открыл зеленый конверт.

Звонко зазвонил будильник, Петя Сидоров проснулся в холодном поту, удивленно посмотрел вокруг и осознал, да ведь это только сон, страшный сон. Сладко потянувшись, он вдруг резко замер. Рядом на тумбочке. Которая по форме напоминала прямоугольный параллелепипед, лежало три конверта: зеленый, синий, красный, а рядом серебряная звездочка. «Что это!?» - воскликнул Петя, и дрожащей рукой взял зеленый конверт…

Литература:

  1. Дьюдени Г.Э. 200 знаменитых головоломок мира.М.,2000
  2. Дьюдени Г.Э. 520 головоломок. М., 1975.
  3. Володкович В.А. Сборник логических задач.М.,1998
  4. Жохов В.И. и другие. Математика: учебник для 6 класса общеобразовательного учреждения. -М.: Мнемозина, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Проблема демографического взрыва в развивающихся странах.10 класс. Технология "Дебаты"

В 10 классе ученикам нужно давать возможность рассуждать,  аргументировано доказывать свою точку зрения с применением их навыков исследовательской работы и с мультимедийными проектами.  Техн...

Проектная деятельность на уроках английского языка. "Диалог двух стран" 9 класс

Формирование умения представить диалог  двух стран на английском языке с опорой на визуальный материал....

Методическая разработка. Презентация на тему "Страны" 2 класс.

Презентация на тему "Страны" поможет отработать название англоговорящих стран стран и отработать ответы на вопросы "Where is he from?", "Where are they from?"  Уровень 2 класс....

контроль знаний по темам: "Богатство внутренних вод России" и "Почвы-национальное достояние страны" 8 класс

Вопросы составлены таким образом, чтобы педагог мог выявить знания учащихся по всем узловым вопросам этих двух тем как на базовом уровне, так и на усложнённом. Из числа предложенных вопросов учитель в...

Урок по теме "Конституции нашей страны" 9 класс

Разработка урока и презентация по теме "Конституция" для 9 класса (дополнительный материал к уроку)...

Календарно – тематическое планирование учебного курса «География. Материки, океаны, нрароды и страны» 7 класс

Календарно – тематическое планирование учебного курса «География. Материки, океаны, народы и страны» 7 класс к учебнику И. В. Душина и др. Планирование рассчитана на 2 часа в неделю и 68 часов в год....