урок Греческие Боги
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Сыпачева Наталья Александровна

Греческие Боги

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_grecheskie_bogi.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Кустышева Т.Р.

Сценарий урока истории в 5 классе по теме «Религия древних греков».

Типология урока: Урок объяснения нового материала с элементами театрализации

Цели:

1. Изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них.

2.Подвести учащихся к пониманию общей закономерности: религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы.

3. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями.

Задача для учащихся: познакомиться с мифами о древнегреческих богах.

Оборудование: карта «Древняя Греция», сигнальные кружки, стенд по теме. Плакат-памятка «Как работать в малых группах». Таблица для подведения итогов работы групп. Слова – религия, миф. Иллюстрации с изображение богов, эпизодов из мифов. Учебник А.А.Вигасина, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История древнего мира», Москва: «Просвещение».

Класс заранее разделён учителем на 3 группы, за 2 урока предложено начать поиск материала о древнегреческих богах, мифы о них, иллюстративный материал для оформления стенда по теме.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

 Тема нашего урока «Религия древних греков». Сегодня вы сами будете рассказывать новый материал, проверять его усвоение и постараетесь это сделать так, чтобы нам всем очень хотелось вас выслушать.

 Сегодня на уроке у нас присутствуют гости и мои новые помощники-ученики 6 класса. Они помогут мне оценивать ваши ответы и заносить баллы в таблицу. Работать будем в группах. В каждой группе есть капитан. Представьтесь, пожалуйста. (Дать название команды, назвать свою фамилию).

 Как работать в группе, чтобы добиться большего результата, так, чтобы каждый чувствовал себя комфортно? ( Приложение «Как работать в малых группах» )

 Каждой группе было дано задание:

  1. Подготовить сообщение об одном из богов – Зевсе, Посейдоне или Аиде.
  2. Подготовить миф об одном из этих богов и постараться обыграть его.
  3. Подготовить вопросы для команд соперников.

 Прежде, чем выслушать ваши ответы, вспомним, а что означают слова Религия и миф, ведь сегодня мы их будем использовать их в своей речи часто.

Религия-это вера человека в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение им.

 Миф (в переводе с греческого - предание)- сказание о сотворении мира и человека, о деяниях древних богов и героев и других фантастических существах.

(На доске табличка с определниями)

 III . Объяснение новогоматериала.

 1.Работа с иллюстративным материалом.

Капитаны команд выходят к доске.

Среди иллюстраций, помещённых на доске, выбрать только те, что соответствуют представляемому вами богу. Объясните ваш выбор.

2. Сообщение нового материала

I группа – рассказ о Зевсе; II группа – рассказ о Посейдоне; III группа – рассказ об Аиде.

 

3. Беседа с учащимися

 -Почему греки относились к Зевсу с особым почтением? (Климатические условия; отсутствие таких рек, как в Египте; зависимость от дождя: Зевс – бог дождя, грома и молний).

 -Почему в отличие от греков у египтян не было бога моря? (Средиземное море не играло такой большой роли)

 - Почему древние греки верили в существование бога Аида?

4. Рассказ учителя.

 После того как боги победили на небе и на земле, они окончательно поселились на горе Олимп.(карта, иллюстрация) . Зевс стал верховным богом и разделил остальную власть между другими богами.

5. Работа с иллюстрацией в учебнике «Боги и богини Греции» (стр. 133).

 Рассмотрите внимательно иллюстрацию. А теперь попробуем, не обращаясь к учебнику, соотнести имя бога с его изображением. (На доске изображения богов и их названия).

Гера- жена Зевса и церковная богиня.

Артемида—сестра Зевса, богиня охоты.

Аполлон-бог солнца, света, покровитель искусства.

Афина (дочь Зевса)- богиня мудрости, воительница.

Афродита, рождённая из пены морской,- богиня любви.

Деметра- богиня земледелия.

Дионис- бог вина и виноделия, один из любимейших богов древних греков.

Гефест- самый трудолюбивый из богов, кузнец, бог огня.

Гермес- покровитель торговли, изобретатель мер, весов и гирь.

Арес(сын Зевса и Геры) – бог войны.

6. Работа с текстом учебника (стр. 135).

 - Они (боги) жили на Олимпе, но это не означало, что они не спускались к людям, чтобы помочь им или наказать. Помочь людям решил внук богини Земли-Прометей.

 Чтение текста учебника (стр.135).

 - Что привлекает вас в Прометее?

 Люди верили богам и уважали их. «Во имя богов Олимпа!»- это была самая святая клятва у людей.

 Мы уже говорили, что боги были похожи на людей, у них тоже были слабости, страсти, чувства. Они негодовали, ревновали, завидовали и влюблялись как люди. О них сложено много мифов. Послушаем ваши выступления.

7. Театрализованные представления учащихся. Материал для выступления учащиеся подбирали заранее самостоятельно.

 I гр. - Миф о похищении Зевсом Европы. (Энциклопедия «Аванта +»)

 II гр. - Миф о споре Афины с Посейдоном (по материалам учебника, стр. 139)

 IIIгр. - Миф о похищении Аидом дочери богини земледелия Деметры Персефоны (по материалам учебника, стр.134)

 8. Игра «Перестрелка». Вопросы групп друг другу (вопросы подготовлены заранее).

IV Закрепление изученного на уроке.

 - Никто не верит теперь, что на вершине Олимпа живут боги. От веры в олимпийских богов остались только легенды и мифы. Но учёные и мы с вами изучаем мифы древних греков. Объясните, почему учёные изучают легенды и мифы? (Это исторический источник, он позволяет представить мир, в котором жили древние греки)

 - Что из услышанного сегодня могло соответствовать исторической действительности?  (города, дворцы, овладение ремёслами, войны, цари, виды занятий, строительство кораблей, мореплавание и др.)

 -Почему древние греки верили в существование олимпийских богов? (Они не могли объяснить явления природы, от которых зависела порой их жизнь)

V. Оценка работы класса.

 Каждая группа отдаёт свой голос за ту команду, чья работа на уроке понравилась ей больше всех (заполняется таблица).

 Обсудите в группе работу каждого и оцените, учтите и его активность в подготовке урока. Капитанам сдать результаты.

 Учитель даёт свою общую оценку, благодарит учащихся за работу на уроке.

 VI. Домашнее задание: п.28.вопросы1,2,4.



Всемирная история. История Беларуси

 


Древнегреческая мифология. История Древнего мира. 5 класс





Вспомните: С чем связано появление у людей религиозных верований? Как представляли богов древние египтяне? Что такое миф? 

Подобно другим народам древности, греки верили во многих богов. Не умея объяснить многие явления природы, пытаясь объяснить, как устроен мир, они слагали мифы.



Три поколения богов. Древние греки верили, что их жизнью управляют боги. Они представляли богов, как сильных, прекрасных людей, которые бессмертны и вечно молоды. По их представлениям боги, как и люди, занимались разными делами, вступали в брак, имели детей. Спускаясь на землю, они вмешивались в жизнь людей, повелевали ими.

Древнейшим божеством, которое сыграло важную роль в сотворении мира, была Гея – мать-земля. От нее произошел Уран – бог неба. Уран и Гея породили титанов – старших богов, среди которых были Крон и Рея. Крон сверг своего отца и занял место верховного бога среди титанов. От Крона и Реи произошли младшие боги: Аид, Посейдон, Гестия, Деметра, Гера и Зевс. Младшие боги во главе с Зевсом свергли Крона. Три брата – Зевс, Посейдон и Аид – разделили власть между собой. Зевс стал царствовать на небе, Посейдон – на море, Аиду досталось царство мертвых. Зевс возглавил новое поколение богов. Новые боги жили на горе Олимп, поэтому их называли Олимпийскими богами.

Зевс. Греки почитали Зевса как отца богов и людей. Он повелевал громом и молнией. Зевс дал людям законы, установил власть царей. Он охранял семью и дом, следил за соблюдением традиций и обычаев. В честь Зевса каждые четыре года проводились Олимпийские игры. Греки изображали Зевса в виде могущественного правителя. Одним из выдающихся произведений древнегреческой скульптуры является статуя Зевса Олимпийского работы Фидия. Греки считали несчастными тех, кто не видел статую Зевса в храме. Рядом с Зевсом часто изображали орла, которого считали царем птиц. Его супруга Гера покровительствовала семье.

У Зевса было много детей – богов. Наиболее почитаемыми из них были Афина – богиня мудрости и войны; Аполлон – бог солнечного света, охранявший земледельцев, путников, мореходов, покровительствовавший искусству; Артемида – богиня луны, под ее охраной находились животные и растения; Дионис – бог виноградарства и виноделия; Гефест – бог огня, покровитель кузнецов, вестник богов; Гермес – покровитель торговли и различных промыслов.

Другие боги. Одной из наиболее почитаемых у греков была богиня любви и красоты Афродита. Она представлялась также как богиня плодородия, вечной весны и жизни. По одной из версий, она родилась из пены, поэтому ее часто называют «пенорожденной».

Олицетворением победы была греческая богиня Ника. Она изображалась, как правило, с крыльями и победным венком. Победно летящей фигурой Ники греки часто украшали нос корабля.

Герои. Особо в Древней Греции почитались герои – полубоги, происходившие, по мнению греков, от браков богов и людей. Герои помогали людям во всех событиях, при болезнях и несчастьях, защищали города и жилища, оказывали помощь в битвах.

Любимейшими героями греческих сказаний были Геракл и Персей. Среди многочисленных мифов о Геракле наиболее известны сказания о его 12 подвигах, совершенных им на службе у микенского царя Еврисфея. После своей смерти Геракл был вознесен на Олимп и причислен к богам. Геракл считался олицетворением силы, мужества и отваги, победителем, освободившим людей от страданий, поборником справедливости и доброты, избавителем от бед и спасителем.

Божественные существа. Природу греки населяли божественными существами. Лесными божествами, демонами плодородия, составлявшими свиту Диониса, были сатиры. Обычно их представляли ленивыми, часто полупьяными. Они постоянно были заняты игрой, танцами. В рощах жили дриады, нимфы, в море – наяды и сирены.

Древнегреческая мифология оказала большое влияние на развитие религиозных представлений древних римлян. Сюжеты мифов древних греков использовали поэты, писатели, художники, скульпторы для создания произведений искусства

Вопросы и задания:
1. Кто из греческих богов был самым почитаемым? Почему?
2. Составьте таблицу «Древнегреческие боги»:

Боги

Явления природы




3. Сравните богов древних греков с египетскими богами. Чем они похожи, чем отличаются?
4. Как в мифах отразились занятия древних греков? Почему греки для решения всех вопросов прибегали к помощи богов?
5. Узнайте, кто из героев греческих мифов мог бы сказать о себе такие слова: Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Это я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня?
6. Почему ученые изучают легенды и мифы?

Для любознательных

Пигмалион

Афродита всегда дарила счастье тем, кто ей верно служил. Так она принесла счастье кипрскому художнику Пигмалиону. Однажды он сделал из слоновой кости статую девушки необычайной красоты. Целыми часами любовался художник своим произведением и полюбил, созданную им самим статую.

Наступили дни празднеств в честь Афродиты. Пигмалион принес богине любви жертву и прошептал:
– О, вечные боги и ты, златая Афродита! Если вы можете дать все молящему, то дайте мне жену, столь же прекрасную, как та статуя девушки, которая сделана мной самим.

Ярко вспыхнуло жертвенное пламя. Этим богиня как бы давала понять Пигмалиону, что боги услышали его мольбу.

Вернулся художник домой. Он подошел к статуе и – о, счастье, о, радость! Статуя ожила! Так дала богиня Афродита красавицу-жену Пигмалиону.

Прометей
Прометей — двоюродный брат Зевса. Поэт Эсхил создал трагедию «Прикованный Прометей» и по-новому разработал миф о нем. Сначала Прометей помог Зевсу занять трон богов. А когда Зевс захотел уничтожить весь род людей и заменить его новым, Прометей не допустил этого. Он передал людям небесный огонь, научил чтению, письму и счету, ремеслам и наукам, познакомил с металлами. Прометей смирил дикого быка и надел на него ярмо, чтобы могли пользоваться люди силой быков, обрабатывая свои поля. Он впряг коня в колесницу и сделал его послушным человеку. Он построил первый корабль и открыл людям силу лекарств. Люди выжили и стали более разумными. За это Зевс приковал Прометея к Кавказской скале. Каждый день прилетал орел клевать печень героя. Геракл убил стрелой из лука орла, терзающего грудь Прометея, разбил своей тяжелой палицей его оковы. С тех пор носит Прометей на руке железное кольцо, в которое вставлен камень от той скалы, где терпел он столько веков невыразимые муки. В Афинах и других греческих полисах Прометея почитали как бога.



Разместил: tech (18.12.2008)



 







Все для Вашей Свадьбы SPBelarus.com-дизайн сайта

Сценарий  греческие боги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока "Греческие колонии"

разработка урока, приложения...

План конспект урока "Греческая вазопись"

Данный коспект разработан по теме "Декоративно-прикладное искусство Древней Греции". В нем содержится информация о стилях росписи, сюжетах....

Тест "Греческие боги" 5 класс

Тестирование для 5 класса...

Посвящение в гимназисты "Под покровительством греческих богов"

Методическая разработка для посвящения 5х классов в гимназисты в Греческом стиле. Включает интерактивные конкурсы и подвижные игры....

история 5 класс "К Греческим богам" (итоговое обобщение)

Урок - игра в 5 классе предназначен для закрепления и обобщения материала о религии древних греков. Позволит ещё раз вспомнить ключевые понятия, крылатые выражения....

Презентация на тему: "Греческие Боги"

Познакомиться с древнегреческими богами и богинями...