разработка урока "Греческие колонии"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Евграфова Надежда Анатольевна

разработка урока, приложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_grecheskie_kolonii.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС « РОЛЬ ИКТ В РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ  УЧАЩИХСЯ, РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ».

Учитель МОУ СОШ №2 Евграфова Н.А.

1.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО - ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙДЫ №1-6

2.ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ (ДИСКИ, ПРЕЗЕНТАЦИИ СВОИ И УЧАЩИХСЯ, ИНТЕРЕНЕТ).

3.ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ Я УДЕЛЯЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ МНЕ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА – ОПРОС, ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА, ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Я СЧИТАЮ, ЧТО ЭТО ОДИН ИЗ САМЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ УРОКА. ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ ЭТО НА ПРИМЕРЕ СЕГОДНЯШНЕГО УРОКА.

Урок по истории Древнего мира в 5-м классе "Основание греческих колоний"

Цели урока:

Учащиеся:

  1. Изучат фактический материал по теме урока, придут к пониманию причин и значения основания греческих колоний, расширят представление о понятии колония и освоят новые понятия (метрополия, Эллада, эллины).
  2. Продолжат формирование умения использовать текст исторического источника при ответе на вопросы темы, навыка чтения исторической карты и работы с контурной картой.
  3. Продолжат формирование навыка самооценки, коммуникативных навыков.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока: 

  1. Текст фрагмента исторического источника на каждой парте.
  2. А.А. Вигасин. История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
  3. Презентация “Основание греческих колоний”
  4. Дидактические материалы .
  5. Лист самооценки для каждого ученика.
  6. Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Ход урока

Вступительная часть

Учитель предлагает учащимся вспомнить, что такое колония, и какой народ Древнего Востока основывал свои колонии, с какой целью.

Выслушав ответы, учитель сообщает: “В VIII –VI веках до н.э., когда в Греции возникали полисы, тысячи людей уезжали за море, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Этот период называют Великой греческой колонизацией – временем, когда греки активно осваивали новые земли и основали множество колоний”.

Называется тема урока (слайд 7).

Далее учитель обращается к учащимся с вопросом: “Как вы думаете, зачем греки создали множество колоний?”

Предположения учащихся:

1) колонии нужны были для того, чтобы развивать торговлю (этот ответ основан на знаниях учащихся о финикийских колониях);

2) греки основывали свои колонии, чтобы завоевать другие народы.

Изучение нового материала

1. Причины основания греческих колоний.

Учитель предлагает учащимся проверить вышеназванные гипотезы. Пятиклассники работают с текстом I фрагмента исторического источника (Приложение1) и текстом учебника (с.144-145, п.1) и выявляют причины основания греческих колоний. Называя причины, учащиеся подтверждают ответ цитатами из источника (например, обращают внимание на “скудость почв в Аттике”, на рост населения в Афинах и Греции в целом и делают выводы о том, что земли и хлеба всем не хватало, возникала угроза голода, отмечают и другие причины, названные в тексте учебника).

Результат обсуждения этого вопроса отражается на экране (слайд 8).

2. В каких местах греки основывали свои колонии.

Данный вопрос изучается при помощи презентации (слайд 9).

Учитель демонстрирует анимированную карту и предлагает учащимся определить, в каких направлениях и где греки основывали свои колонии.

Обсудив ответы (отражаются на слайде 10), учащиеся выполняют задания на контурной карте в рабочей тетради (задание № 28, с.20-21).

Далее учитель обращает внимание учащихся на текст II фрагмента исторического источника (Приложение1) и спрашивает, как древнегреческий историк описывает греческую колонию, почему она строилась на берегу моря и укреплялась стенами (для удобства торговли и в целях защиты от внешней опасности). Визуальное представление о колонии греков дает иллюстрация учебника (с.145), которая помещена также на слайде 11. Рассмотрев ее, учащиеся отмечают, что в городе на возвышенном месте возводили храм, город тесно застроен домами и имеет гавань, куда пристают корабли.

3. Развитие торговли.

Изучение вопроса строится на основе беседы с учащимися.

Учитель сообщает, что греки-колонисты стремились наладить тесные торговые отношения с местным населением.

Далее учитель предлагает пятиклассникам подумать и ответить, что продавали и что покупали греческие купцы (результат беседы и дополнения к ответам детей отражаются на слайдах 12 - 13).

4. Греки и скифы.

Данный вопрос рассматривается либо на основе чтения текста учебника (с.146-148), либо один учащийся делает заранее подготовленное сообщение (словесная информация иллюстрируется слайдом 14).

Важно, чтобы учащиеся пришли к пониманию:

  1. во-первых, как строились отношения греков-колонистов с местным населением (в частности со скифами);
  2. во-вторых, что греки, покинув свою родину и поселившись в чужой стране, сохраняли свои обычаи, язык, веру в богов, политическое устройство.

Греческие колонии становились независимыми городами-государствами – полисами. В каждом полисе были свои законы, отряды воинов, чеканилась собственная монета. Живя в колониях, греки не порывали связи со своим родным городом и сохраняли с ним дружественные отношения. Родной город они называли метрополией, что означает “мать-город”.

5. Значение греческой колонизации.

Учитель задает вопросы: “Что дала колонизация грекам? Чему она способствовала? Колонизация разобщила или объединила греков?”

В ходе ответов учащихся учитель корректирует и дополняет их. Выводы отражаются на слайде 15 (колонизация расширила знания греков о других народах, заставила самих греков осознать себя единым народом, отличающимся от других, греки стали назвать себя эллинами, а родную страну – Элладой, в результате развития колоний успешно развиваются торговля и ремесло, растут и богатеют города).

В заключение занятия учитель интересуется, подтвердились ли предположения учащихся, сделанные в начале урока. Дети отмечают, что, прежде всего колонии нужны были для развития торговли и ремесла, поэтому грекам выгоднее было дружить с местным населением, а не воевать. Следовательно, второе предположение не подтвердилось.

Подведение итогов урока

На данном этапе:

  1. учащиеся закрепляют полученные знания при помощи выполнения небольшого теста с самопроверкой слайд 16-18, которые учащиеся выполняют в зависимости от уровня поготовки;
  2. заполняют лист самооценки (Приложение 2).

Домашнее задание: § 32, вопросы и задания к параграфу (устно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей" 5 класс ФГОС

Сформировать представление о греческой колонизации и её культурном влиянии на Северное Причерноморье. Развивать умения анализировать ситуацию ,выявлять причины и последствия переселения греков.С...

Методическая разработка урока "Основание греческих колоний"

Данный урок проводится в форме путешествия. На уроке ребятам предлагаются самые разные виды деятельности: работа с картой, контурной картой, источниками, фотографиями. Ребятам предстоит составить расс...

Разработка урока "Война североамериканских колоний за независимость"

В разработку урока по истории нового времени входит презентация и план-конспект урока....

Методическая разработка урока по всеобщей истории на тему " Греческие колонии на берегах Черного и Средиземного морей"

Представленная разработка урока составлена в соответствии с учетом индивидуально-возрастных особенностей учащихся 5 класса, требований ФГОС и ИКС, с использованием ИКТ. Инструменты урока применимы для...

Методическая разработка "Передача мяча перед собой во встречных колоннах"

Разработка предназначена для начинающих учителей"...