разработка урока "Греческие колонии"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МАСТЕР – КЛАСС « РОЛЬ ИКТ В РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ, РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ».
Учитель МОУ СОШ №2 Евграфова Н.А.
1.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО - ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙДЫ №1-6
2.ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ (ДИСКИ, ПРЕЗЕНТАЦИИ СВОИ И УЧАЩИХСЯ, ИНТЕРЕНЕТ).
3.ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ Я УДЕЛЯЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ МНЕ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА – ОПРОС, ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА, ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Я СЧИТАЮ, ЧТО ЭТО ОДИН ИЗ САМЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ УРОКА. ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ ЭТО НА ПРИМЕРЕ СЕГОДНЯШНЕГО УРОКА.
Урок по истории Древнего мира в 5-м классе "Основание греческих колоний"
Цели урока:
Учащиеся:
- Изучат фактический материал по теме урока, придут к пониманию причин и значения основания греческих колоний, расширят представление о понятии колония и освоят новые понятия (метрополия, Эллада, эллины).
- Продолжат формирование умения использовать текст исторического источника при ответе на вопросы темы, навыка чтения исторической карты и работы с контурной картой.
- Продолжат формирование навыка самооценки, коммуникативных навыков.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование урока:
- Текст фрагмента исторического источника на каждой парте.
- А.А. Вигасин. История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
- Презентация “Основание греческих колоний”
- Дидактические материалы .
- Лист самооценки для каждого ученика.
- Мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Ход урока
Вступительная часть
Учитель предлагает учащимся вспомнить, что такое колония, и какой народ Древнего Востока основывал свои колонии, с какой целью.
Выслушав ответы, учитель сообщает: “В VIII –VI веках до н.э., когда в Греции возникали полисы, тысячи людей уезжали за море, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Этот период называют Великой греческой колонизацией – временем, когда греки активно осваивали новые земли и основали множество колоний”.
Называется тема урока (слайд 7).
Далее учитель обращается к учащимся с вопросом: “Как вы думаете, зачем греки создали множество колоний?”
Предположения учащихся:
1) колонии нужны были для того, чтобы развивать торговлю (этот ответ основан на знаниях учащихся о финикийских колониях);
2) греки основывали свои колонии, чтобы завоевать другие народы.
Изучение нового материала
1. Причины основания греческих колоний.
Учитель предлагает учащимся проверить вышеназванные гипотезы. Пятиклассники работают с текстом I фрагмента исторического источника (Приложение1) и текстом учебника (с.144-145, п.1) и выявляют причины основания греческих колоний. Называя причины, учащиеся подтверждают ответ цитатами из источника (например, обращают внимание на “скудость почв в Аттике”, на рост населения в Афинах и Греции в целом и делают выводы о том, что земли и хлеба всем не хватало, возникала угроза голода, отмечают и другие причины, названные в тексте учебника).
Результат обсуждения этого вопроса отражается на экране (слайд 8).
2. В каких местах греки основывали свои колонии.
Данный вопрос изучается при помощи презентации (слайд 9).
Учитель демонстрирует анимированную карту и предлагает учащимся определить, в каких направлениях и где греки основывали свои колонии.
Обсудив ответы (отражаются на слайде 10), учащиеся выполняют задания на контурной карте в рабочей тетради (задание № 28, с.20-21).
Далее учитель обращает внимание учащихся на текст II фрагмента исторического источника (Приложение1) и спрашивает, как древнегреческий историк описывает греческую колонию, почему она строилась на берегу моря и укреплялась стенами (для удобства торговли и в целях защиты от внешней опасности). Визуальное представление о колонии греков дает иллюстрация учебника (с.145), которая помещена также на слайде 11. Рассмотрев ее, учащиеся отмечают, что в городе на возвышенном месте возводили храм, город тесно застроен домами и имеет гавань, куда пристают корабли.
3. Развитие торговли.
Изучение вопроса строится на основе беседы с учащимися.
Учитель сообщает, что греки-колонисты стремились наладить тесные торговые отношения с местным населением.
Далее учитель предлагает пятиклассникам подумать и ответить, что продавали и что покупали греческие купцы (результат беседы и дополнения к ответам детей отражаются на слайдах 12 - 13).
4. Греки и скифы.
Данный вопрос рассматривается либо на основе чтения текста учебника (с.146-148), либо один учащийся делает заранее подготовленное сообщение (словесная информация иллюстрируется слайдом 14).
Важно, чтобы учащиеся пришли к пониманию:
- во-первых, как строились отношения греков-колонистов с местным населением (в частности со скифами);
- во-вторых, что греки, покинув свою родину и поселившись в чужой стране, сохраняли свои обычаи, язык, веру в богов, политическое устройство.
Греческие колонии становились независимыми городами-государствами – полисами. В каждом полисе были свои законы, отряды воинов, чеканилась собственная монета. Живя в колониях, греки не порывали связи со своим родным городом и сохраняли с ним дружественные отношения. Родной город они называли метрополией, что означает “мать-город”.
5. Значение греческой колонизации.
Учитель задает вопросы: “Что дала колонизация грекам? Чему она способствовала? Колонизация разобщила или объединила греков?”
В ходе ответов учащихся учитель корректирует и дополняет их. Выводы отражаются на слайде 15 (колонизация расширила знания греков о других народах, заставила самих греков осознать себя единым народом, отличающимся от других, греки стали назвать себя эллинами, а родную страну – Элладой, в результате развития колоний успешно развиваются торговля и ремесло, растут и богатеют города).
В заключение занятия учитель интересуется, подтвердились ли предположения учащихся, сделанные в начале урока. Дети отмечают, что, прежде всего колонии нужны были для развития торговли и ремесла, поэтому грекам выгоднее было дружить с местным населением, а не воевать. Следовательно, второе предположение не подтвердилось.
Подведение итогов урока
На данном этапе:
- учащиеся закрепляют полученные знания при помощи выполнения небольшого теста с самопроверкой слайд 16-18, которые учащиеся выполняют в зависимости от уровня поготовки;
- заполняют лист самооценки (Приложение 2).
Домашнее задание: § 32, вопросы и задания к параграфу (устно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей" 5 класс ФГОС
Сформировать представление о греческой колонизации и её культурном влиянии на Северное Причерноморье. Развивать умения анализировать ситуацию ,выявлять причины и последствия переселения греков.С...
Методическая разработка урока "Основание греческих колоний"
Данный урок проводится в форме путешествия. На уроке ребятам предлагаются самые разные виды деятельности: работа с картой, контурной картой, источниками, фотографиями. Ребятам предстоит составить расс...
Разработка урока "Война североамериканских колоний за независимость"
В разработку урока по истории нового времени входит презентация и план-конспект урока....
Методическая разработка бинарного урока "Британские колонии в Новом Свете и основание американской нации"
Урок разработан для учащихся 10 класса по истории на английском языке....
Методическая разработка урока по всеобщей истории на тему " Греческие колонии на берегах Черного и Средиземного морей"
Представленная разработка урока составлена в соответствии с учетом индивидуально-возрастных особенностей учащихся 5 класса, требований ФГОС и ИКС, с использованием ИКТ. Инструменты урока применимы для...
Методическая разработка"Передача мяча над собой во встречных колоннах"
Материал для начинающих учителей...
Методическая разработка "Передача мяча перед собой во встречных колоннах"
Разработка предназначена для начинающих учителей"...