Использование схем и таблиц на уроках истории
методическая разработка по истории по теме

 

Использование схем и таблиц

 на уроках истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_skhem_i_tablits_na_urokakh_istorii.doc624 КБ

Предварительный просмотр:

Использование схем и таблиц

 на уроках истории

Схемы и таблицы являются средствами выделения главного, они помещают информацию в замкнутое пространство. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции – анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически обобщить.

Но при некотором сходстве, таблицы и схемы имеют ярко выраженные различия.

Схемы – графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками – геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.

Таблицы – (по определению Вагина А.А.) «синтетический материал изучаемой темы», графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися. В таблицах, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений.

В методике преподавания истории выделяют следующие виды схем:

  • Логические
  • Сущностные
  • Последовательные
  • Диаграммы
  • Графики
  • Технические
  • Локальные

Таблицы подразделяют на:

  • Тематические
  • Сравнительные
  • Хронологические
  • Синхронистические

Такое внимание к таблицам и схемам вызвано тем, что они не так часто используются на уроках истории, а если используются то, чаще всего в меловом изображении, плохо различимом на доске. Использование компьютера делает возможным осуществление новых подходов к применению этого методического материала.

Причиной этому можно назвать следующие причины:

  1. Интерес учителя к схемам и таблицам сегодня не возродился в такой степени, как это было в период строго регламентированного преподавания истории на основе классового подхода и теории общественно – экономической формации.
  2. Сегодня в преподавании истории наметились новые аспекты, которые не осмыслены на теоретическом уровне. Причиной тому – отсутствие абстрактного уровня обобщения данного материала, что отчасти может быть достигнуто с помощью схем.
  3. Попытки возродить указанные средства произвольны и сводятся к желанию поместить всю историю в заданные рамки.

Появление подобных работ стало массовым и вызывает в целом отрицательное отношение учителей, которое распространяется на схемы и таблицы вообще. Использование графических, цветовых возможностей текстового редактора Word позволяет изменять это отношение в сторону самостоятельной работы по составлению схем и таблиц конкретно к проводимому уроку. В своей работе я привожу в пример некоторые из составленных учениками таблиц, в которых смысловое решение оформлено цветовой и знаковой семантикой. По моему, сочетание черных знаков на белом листе как и меловая запись на коричневом, черном линолеуме, реже зеленом пластике доски, вызывает не восприятие учебного материала  в силу низкого графического разрешения.

Новым подходом в изучении исторических личностей можно считать схемы «Неполная родословная». Работа с этими схемами позволяет выстроить последовательность правления монархов (см. приложение).

Россия при Петре I

Заполните недостающие звенья родословной таблицы династии Романовых.

Сущностные структурные схемы отражают обычно структуры, основные части, черты и суть того или иного явления. Они могут отражать названия племен, основные занятия жителей, сословия, доходы и расходы государства, национально – государственное устройство страны.

Восстание декабристов 1825г.

«Грюнвальдская битва»

При изучении политических событий и явлений можно применять схемы по расположению. Традиционно расстановку политических сил учителя истории располагают справа, слева и в центре.

Схема размещения депутатов в Национальном конвенте Франции

Расстановка политических сил

1

СИЛЫ

Левые                                                Центр                                     Правые

                                                                       

2

правые

                 левые                                 

П.В. Гора придавал большое значение еще одному виду схем - диаграммам, которые могут подчеркивать количественные и качественные стороны изучаемых событий и явлений. Он делит их на столбиковые и круговые. Для выполнения диаграмм на компьютере целесообразно применение цветовой палитры. Эти средства могут демонстрировать количественные различия однородных исторических явлений в определенный отрезок времени (Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в школе. - М.,1988.- С.96).

Иногда диаграмма является одновременно и планом. Например, если диаграмма выражает количественные показатели состава органа государственной власти, одновременно на ней графически можно показать и размещение отдельных групп депутатов в этом органе (см. схему размещения депутатов Французского конвента).

Традиционным становится применение диаграмм при изучении истории культуры и быта. Они отражают уровень образования , распространение религиозных учений и т.д.

Графики, в отличие от диаграмм, показывают цикличность исторических процессов и явлений, их этапы. К ним нужно давать задание, например,

«Опираясь на графическое изображение циклов мировой политики, постарайтесь обьяснить, почему после каждого спада международной напряженности наступал период обострения в отношениях двух сверхдержав?»

Изучение графиков также является полезной учебной деятельностью. Е.Н. Захарова в рабочей тетради «Мир в XV-XVIII веке» дает две схемы развития Великой французской революции. Ребятам предлагается задание: «Определить место якобинской диктатуры в революции и выбрать правильную схему, исходя из задач революции и мероприятий якобинцев.

Этапы Великой Французской буржуазной революции

1

                                               2 июля 1793г.   Высший этап революции

                              10 августа 1792г.        Якобинская диктатура

14 июля 1789г.                                                                                                                           27 июля 1794г.  

    2

                                                                    2 июля 1793г.   Отступление в развитии революции

                              10 августа 1792г.        Якобинская диктатура

14 июля 1789г

                                                                                                                            27 июля 1794г.           

В современном преподавании схемы целесообразно чередовать с таблицами.  

Восточные славяне в древности

                         IV в.              ð                  IV-VII вв.           ð                 VIII в.    

 

             

Общественный строй -  военная демократия, перераставшая в VIII-IX вв. в раннефеодальную монархию

                                                                  Князь

                                                                                               Дружина

                        Вече                                                 Старшая (бояре, княжие мужи)

                                                                                      Младшая (гриди, отроки)

Кроме того, во всех племенах существовали советы старейшин; при князе находились "лучшие (нарочитые) люди" и тысяцкий.

                                                       Основные занятия

                                                                                                        

                  Производящие формы                                 Присваивающие формы

         

              Пахотное

             земледелие        Скотоводство           Рыболовство                 Собирательство

                   (перелог                                                                     Охота

              и подсека)

Восточные славяне проживали оседло в поселениях или городах, располагавшихся по рекам - главным путям сообщения.

Завершаю рассмотрение вопроса составлением схем по хронологии. Раньше это были «ленты времени». В практике современного обучения истории применяются тематические ленты времени, которые выражают этапы или вехи, связанные с определенным циклом событий, например из развития науки и культуры. Полезными представляются схемы, которые фиксируют даты какого – либо крупного политического события. Это касается истории Великой Отечественной войны, Отечественной войны 1812г., первой мировой войны, второй мировой войны. Такие схемы изображают даты – события в виде лесенки.

Оригинальной является и круговая схема, фиксирующая временные рамки тех или иных событий, периодизацию истории. Например, это может быть схема с различными точками зрения по вопросу временных рамок гражданской войны в нашей стране.

Периодизация гражданской войны

Шаги к войне.

Михаил

Федорович

Романов

Мария

Ильинична

Милославская

Наталья

Кирилловна

Нарышкина

Декабристы

Правительственные войска

Якобинцы                                                                                 Жирондисты

100 человек.                                                                                165 человек.

Болото

500 человек.

за

против

Разделились на три группы и расселились по Восточной Европе: венеды (западные), склавины (южные), анты (восточные). Родовая община пре- вратилась в соседскую

(территориальную) - вервь

Жили родовыми общинами между Одером и Днепром. Объединялись в племенные союзы. С появлением пашенного земледе- лия выделились из индоевропейской

общности

На территории Вос- точной Европы было 12-15 племенных со- юзов, в т.ч.: поляне, древляне, дреговичи, вятичи, кривичи, ильменские славяне и другие ("Повесть временных лет")

1939

1939

1939

1938

1936

1936

1935

1917                                                                   1924

февраль

1917                                                     1922

октябрь

1918-1920


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схемы и таблицы к урокам для 8-9 классов

Папка содержит схемы и таблицы, которые могут быть использованы как учителем, так и учениками при изучении курса обществознания в 8-9 классах...

Использование схем и таблиц для систематизации изученного при подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку

 Предмет «русский язык» является обязательным экзаменом на государственной итоговой аттестации. Выстроить рационально процесс преподавания русского языка в выпускных классах, обобщит...

Использование таблиц на уроках истории

Приемы и методы работы с таблицами на уроках истории....

Использование схем и таблиц на уроках биологии, как один из наиболее эффективных методов усвоения знаний учащимися

Каждый учитель в процессе своей деятельности ищет наиболее приемлемые и результативные методы подачи информации. И в какой-то момент мы понимаем, что один из методов все-таки наиболее эффективен. Осно...

Использование схем и таблиц на уроках истории в 5-7 классах при формировании познавательных универсальных учебных действий.

Данная статья написана была мною для участия в межрегиональной конференции «Реализация ФГОС общего и профессионального образования: проблемы, поиски, решения» в 2017 году. Данная статья может быть пол...

Разработка заданий с использованием структурно-логических схем на разных этапах урока истории

Разбиение уроков на этапы позволяет подавать материал четко структурированным, в логической последовательности, обеспечивая при этом непрерывную координацию деятельности учащихся. Для каждого этапа ур...

Статья на тему: "Использование опорных схем, справочных таблиц на уроках математики"

Статья на тему: "Использование опорных схем, справочных таблиц на уроках математики"...