Использование схем и таблиц на уроках истории
методическая разработка по истории по теме
Использование схем и таблиц
на уроках истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_skhem_i_tablits_na_urokakh_istorii.doc | 624 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование схем и таблиц
на уроках истории
Схемы и таблицы являются средствами выделения главного, они помещают информацию в замкнутое пространство. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции – анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически обобщить.
Но при некотором сходстве, таблицы и схемы имеют ярко выраженные различия.
Схемы – графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками – геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.
Таблицы – (по определению Вагина А.А.) «синтетический материал изучаемой темы», графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися. В таблицах, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений.
В методике преподавания истории выделяют следующие виды схем:
- Логические
- Сущностные
- Последовательные
- Диаграммы
- Графики
- Технические
- Локальные
Таблицы подразделяют на:
- Тематические
- Сравнительные
- Хронологические
- Синхронистические
Такое внимание к таблицам и схемам вызвано тем, что они не так часто используются на уроках истории, а если используются то, чаще всего в меловом изображении, плохо различимом на доске. Использование компьютера делает возможным осуществление новых подходов к применению этого методического материала.
Причиной этому можно назвать следующие причины:
- Интерес учителя к схемам и таблицам сегодня не возродился в такой степени, как это было в период строго регламентированного преподавания истории на основе классового подхода и теории общественно – экономической формации.
- Сегодня в преподавании истории наметились новые аспекты, которые не осмыслены на теоретическом уровне. Причиной тому – отсутствие абстрактного уровня обобщения данного материала, что отчасти может быть достигнуто с помощью схем.
- Попытки возродить указанные средства произвольны и сводятся к желанию поместить всю историю в заданные рамки.
Появление подобных работ стало массовым и вызывает в целом отрицательное отношение учителей, которое распространяется на схемы и таблицы вообще. Использование графических, цветовых возможностей текстового редактора Word позволяет изменять это отношение в сторону самостоятельной работы по составлению схем и таблиц конкретно к проводимому уроку. В своей работе я привожу в пример некоторые из составленных учениками таблиц, в которых смысловое решение оформлено цветовой и знаковой семантикой. По моему, сочетание черных знаков на белом листе как и меловая запись на коричневом, черном линолеуме, реже зеленом пластике доски, вызывает не восприятие учебного материала в силу низкого графического разрешения.
Новым подходом в изучении исторических личностей можно считать схемы «Неполная родословная». Работа с этими схемами позволяет выстроить последовательность правления монархов (см. приложение).
Россия при Петре I
Заполните недостающие звенья родословной таблицы династии Романовых.
Сущностные структурные схемы отражают обычно структуры, основные части, черты и суть того или иного явления. Они могут отражать названия племен, основные занятия жителей, сословия, доходы и расходы государства, национально – государственное устройство страны.
Восстание декабристов 1825г.
«Грюнвальдская битва»
При изучении политических событий и явлений можно применять схемы по расположению. Традиционно расстановку политических сил учителя истории располагают справа, слева и в центре.
Схема размещения депутатов в Национальном конвенте Франции
Расстановка политических сил
1
СИЛЫ
Левые Центр Правые
2
правые
левые
П.В. Гора придавал большое значение еще одному виду схем - диаграммам, которые могут подчеркивать количественные и качественные стороны изучаемых событий и явлений. Он делит их на столбиковые и круговые. Для выполнения диаграмм на компьютере целесообразно применение цветовой палитры. Эти средства могут демонстрировать количественные различия однородных исторических явлений в определенный отрезок времени (Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в школе. - М.,1988.- С.96).
Иногда диаграмма является одновременно и планом. Например, если диаграмма выражает количественные показатели состава органа государственной власти, одновременно на ней графически можно показать и размещение отдельных групп депутатов в этом органе (см. схему размещения депутатов Французского конвента).
Традиционным становится применение диаграмм при изучении истории культуры и быта. Они отражают уровень образования , распространение религиозных учений и т.д.
Графики, в отличие от диаграмм, показывают цикличность исторических процессов и явлений, их этапы. К ним нужно давать задание, например,
«Опираясь на графическое изображение циклов мировой политики, постарайтесь обьяснить, почему после каждого спада международной напряженности наступал период обострения в отношениях двух сверхдержав?»
Изучение графиков также является полезной учебной деятельностью. Е.Н. Захарова в рабочей тетради «Мир в XV-XVIII веке» дает две схемы развития Великой французской революции. Ребятам предлагается задание: «Определить место якобинской диктатуры в революции и выбрать правильную схему, исходя из задач революции и мероприятий якобинцев.
Этапы Великой Французской буржуазной революции
1
2 июля 1793г. Высший этап революции
10 августа 1792г. Якобинская диктатура
14 июля 1789г. 27 июля 1794г.
2
2 июля 1793г. Отступление в развитии революции
10 августа 1792г. Якобинская диктатура
14 июля 1789г
27 июля 1794г.
В современном преподавании схемы целесообразно чередовать с таблицами.
IV в. ð IV-VII вв. ð VIII в.
Общественный строй - военная демократия, перераставшая в VIII-IX вв. в раннефеодальную монархию
Дружина
Вече Старшая (бояре, княжие мужи)
Младшая (гриди, отроки)
Кроме того, во всех племенах существовали советы старейшин; при князе находились "лучшие (нарочитые) люди" и тысяцкий.
Основные занятия
Производящие формы Присваивающие формы
Пахотное
земледелие Скотоводство Рыболовство Собирательство
Восточные славяне проживали оседло в поселениях или городах, располагавшихся по рекам - главным путям сообщения.
Завершаю рассмотрение вопроса составлением схем по хронологии. Раньше это были «ленты времени». В практике современного обучения истории применяются тематические ленты времени, которые выражают этапы или вехи, связанные с определенным циклом событий, например из развития науки и культуры. Полезными представляются схемы, которые фиксируют даты какого – либо крупного политического события. Это касается истории Великой Отечественной войны, Отечественной войны 1812г., первой мировой войны, второй мировой войны. Такие схемы изображают даты – события в виде лесенки.
Оригинальной является и круговая схема, фиксирующая временные рамки тех или иных событий, периодизацию истории. Например, это может быть схема с различными точками зрения по вопросу временных рамок гражданской войны в нашей стране.
Периодизация гражданской войны
Шаги к войне.
Михаил
Федорович
Романов
Мария
Ильинична
Милославская
Наталья
Кирилловна
Нарышкина
Декабристы
Правительственные войска
Якобинцы Жирондисты
100 человек. 165 человек.
Болото
500 человек.
за
против
Разделились на три группы и расселились по Восточной Европе: венеды (западные), склавины (южные), анты (восточные). Родовая община пре- вратилась в соседскую
(территориальную) - вервь
Жили родовыми общинами между Одером и Днепром. Объединялись в племенные союзы. С появлением пашенного земледе- лия выделились из индоевропейской
общности
На территории Вос- точной Европы было 12-15 племенных со- юзов, в т.ч.: поляне, древляне, дреговичи, вятичи, кривичи, ильменские славяне и другие ("Повесть временных лет")
1939
1939
1939
1938
1936
1936
1935
1917 1924
февраль
1917 1922
октябрь
1918-1920
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схемы и таблицы к урокам для 8-9 классов
Папка содержит схемы и таблицы, которые могут быть использованы как учителем, так и учениками при изучении курса обществознания в 8-9 классах...
Использование схем и таблиц для систематизации изученного при подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку
Предмет «русский язык» является обязательным экзаменом на государственной итоговой аттестации. Выстроить рационально процесс преподавания русского языка в выпускных классах, обобщит...
Использование таблиц на уроках истории
Приемы и методы работы с таблицами на уроках истории....
Использование схем и таблиц на уроках биологии, как один из наиболее эффективных методов усвоения знаний учащимися
Каждый учитель в процессе своей деятельности ищет наиболее приемлемые и результативные методы подачи информации. И в какой-то момент мы понимаем, что один из методов все-таки наиболее эффективен. Осно...
Использование схем и таблиц на уроках истории в 5-7 классах при формировании познавательных универсальных учебных действий.
Данная статья написана была мною для участия в межрегиональной конференции «Реализация ФГОС общего и профессионального образования: проблемы, поиски, решения» в 2017 году. Данная статья может быть пол...
Разработка заданий с использованием структурно-логических схем на разных этапах урока истории
Разбиение уроков на этапы позволяет подавать материал четко структурированным, в логической последовательности, обеспечивая при этом непрерывную координацию деятельности учащихся. Для каждого этапа ур...
Статья на тему: "Использование опорных схем, справочных таблиц на уроках математики"
Статья на тему: "Использование опорных схем, справочных таблиц на уроках математики"...