Использование схем и таблиц на уроках истории в 5-7 классах при формировании познавательных универсальных учебных действий.
статья по истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
схемы и таблицы на уроках истории | 51.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование схем и таблиц на уроках истории в 5-7 классах при формировании познавательных универсальных учебных действий.
Посеешь поступок - пожнешь привычку,
посеешь привычку - пожнешь характер,
посеешь характер - пожнешь судьбу».
Русская пословица
Согласно Концепции ФГОС ООО формирование универсальных учебных действий является одним из основополагающих принципов современного преподавания, в том числе и истории. Как мы знаем, универсальными учебными действиями мы называем – умение учиться. Перед нами стоит нелегкая задача - выпустить конкурентоспособного выпускника. Формирование УУД является ключевой задачей всего процесса обучения, что находит отражение в ООП каждой образовательной организации.
В данной статье я хотела бы поделиться своим опытом формирования познавательных УУД на уроках истории в 5-7 классах через использование таблиц и схем. То есть поделиться тем, как я на своих уроках добиваюсь той нелегкой задачи-формирование УУД. В составе основных видов УУД выделяют 4 блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный. Каждые из этих УУД решают свои определенные задачи. Почему я выбрала познавательный? Под познавательными УУД мы понимаем поиск и выделение необходимой информации, осмысление прочитанного, самостоятельное изучение тем с помощью создания алгоритмов, создания схем и таблиц. Методы разнообразны при формировании данного вида УУД. Я же остановилась, на самом простом из них – использовании таблиц и схем. А именно, использование таблиц и схем на уроках истории в 5-7 классах.
Все мы знаем, что наглядность в обучении одно из самых важных звеньев. Схемы и таблицы являются средствами выделения главного, они помещают информацию в замкнутое пространство. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции – анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически обобщить. Применение таблиц и схем на уроках истории помогает решать ряд задач: активизирует внимание учащихся, повышает интерес к предмету, экономит время на уроке, развивает логические суждения, т.к. ответы сопровождаются пояснениями и собственными умозаключениями учащихся. Учитывая резко-континентальный климат нашего региона (холодные зимы), данная методика позволяет нам упростить работу с учениками дистанционно. Как мы знаем, в январе-феврале из-за резкого понижения климата мы вынуждены работать дистанционно. Одним из следствий работы со схемами является то, что у учащихся появляется привычка, определенные навыки любой изучаемый материал представлять в подобном систематизированном виде, что упрощает задачу понимания, запоминания и применения.
Важно отметить, что научить детей составлять таблицы и схемы нужно с 5 класса. А то и раньше. Так, в 5 классе я при изучении первых государств, всегда использую данную таблицу.
Таблица 1
государство | Где находилось | Главные реки | Занятия жителей | Глава государства |
Древний Египет | Северо-восточная Африка | Нил | земледелие | Фараон |
При изучении темы «Соседи Римской империи» можно использовать такую таблицу
Таблица 2.
Соседи | Где находились | Основные занятия | Отношения с Римом |
Парфия | На востоке Рима | Военное дело | Император август заключил мир с Парфией,долгое время не было войн |
Германцы | На западе Рима,в течении реки Рейн | Разводили скот, сеяли лен, пшеницу и ячмень, занимались земледелием. Важное занятие – набеги на соседей- на римлян | Римляне подчинили германцев, но Арминий возглавил восстание против римлян и они обрели независимость |
Славяне (римляне их называли венеды) | На территории Восточно-Европейской равнины | Земледелие, охота, рыболовство, разводили скот | ------------------ |
Тема §50. Земельный закон братьев Гракхов
Таблица 3
Таблица «Земельный закон Тиберия Гракха»
дата | Суть закона | Последствия принятия закона |
133 г д.н.э | Ни одна семья не должна пользоваться более чем тысячью югеров государственной земли, остатки земель отобрать и без права их продажи раздать бедным гражданам | Богачи яростно сопротивлялись. Закон был принят Сенатом, но Тиберий был убит. |
Тема «Установление империи»
Таблица 4
Претендент на власть | Каким был |
Октавиан | Невысокий, хилый, умный, изворотливый |
Антоний | Могучего телосложения, грубый, прямой, недалекий |
При изучении темы «Финикийские мореплаватели» можно составить такое задание: Используя пункт параграфа «Древнейший алфавит» в виде схемы напишите плюсы и минусы первого алфавита.
Схема 1.
Алфавит
«+» «-«
Каждый значок соответствовал гласных букв не было
отдельному звуку и был буквой (22 букв)
в 6 классе таблицы и схемы немного усложняются. Как мы знаем, по истории России мы все перешли на линию учебников под редакцией А.В.Торкунова.
Так, при изучении темы «Восточные славяне и их соседи», можно использовать такую схему
Схема 2.
Занятия славян
Земледелие скотоводство охота ремесло
подсечно- переложное
огневое
Тема «Первые известия о Руси»
Таблица 5.Версии происхождения народа «русь»
Версия | Народ «русь» пришел в Новгород во главе с Рюриком. | Народ «рос» с правителем каган |
источник | «Повесть временных лет» | «Бертинские анналы» |
Таблица 6. Споры норманистов и антинорманистов»
Линии сравнения | норманнисты | Антинорманнисты |
Сторонники | Байер,Миллер,Шлецер | Ломоносов |
Роль варягов в становлении государства Русь | Варяги-рус-это норманны,без них славяне не смогли бы создать свое государство | Варяги-русь-славянский нескандинавский народ. |
Происхождение слова «русь» | От названия острова Рюген | От названия реки Рос |
При изучении деятельности первых русских князей, мы всегда используем таблицы такого вида.
Таблица 7. «Деятельность первых князей»
Князь | Годы правления | Деятельность | |
Внутри государства (внутренняя политика) | Вне государства (внешняя политика) | ||
Олег | |||
Игорь | |||
Ольга | |||
Святослав |
Думаю, что данную таблицу используют все учителя истории. Я же при изучении деятельности Владимира Святославича (Тема «Правление князя Владимира. Крещение Руси.) использую следующую таблицу. (Задание: Используя пункт параграфа «Начало правления Владимира на с.49-50,заполните следующую таблицу)
Таблица 8. «Деятельность Владимира»
Задачи правления | Решение |
Наведение порядка | Возвратил вятичей, разгромил радимичей, подчинил Полоцкое княжество |
Устранение препятствий русской торговле | Поход в Волжскую Булгарию столкновение с Польшей возврат городов Червень и Перемышль |
Оборона границ от печенегов | Возведение 4-х оборонительных рубежей из цепочки крепостей |
Удержать земли под своей властью | Принятие Христианства |
По той же аналогии при изучении темы «Русское государство при Ярославе Мудром» можно заполнить следующую таблицу.
Таблица 9. «Внешняя политика Ярослава Мудрого»
задачи | Решение |
Укрепление южных границ | 1036- окончательно разбил печенегов |
Расширение территорий и укрепление границ | 1030 г –утвердил власть на западных берегах Чудского озера, построил г.Юрьев |
Укрепление отношений с Византией и Европой | 1043г. - неудачный поход в Византию. 1046г. – мирный договор с Византией, скрепленный браком сына Ярослава и дочери визант.императора (династический брак) |
Во время морозов в 7 классах по учебнику «История России» под редакцией Данилова, Косулиной следующие задания. Задания можно упростить или усложнить по мере подготовленности класса. Думаю,подобные задания можно составить и по новым учебникам под редакцией Торкунова.
§17.Народные движения первой четверти 18 в.
Задание 1. Выпишите 6 причин народных восстаний
Задание 2. Заполните таблицу, вставляя пропуски. (образец прилагается)
Годы восстания | Название восстания | причины | Движущие силы (участники) | Руководитель восстания | Итог |
1705-1706 | Астраханское восстание | Насильственное выполнение приказа об обрезании бород и платьев | стрельцы | Яков Носов | Фельдмаршал Шереметев подавил восстание |
1707-1708 | Восстание К.А Булавина | …… | ……… | К.А.Булавин | В результате заговора знатных казаков К.А.Булавин был убит,200 казнено,но волнения продолжались до 1710 г. |
1720 | Выступление р работных людей | …….. | Работные люди-….. | Работные люди | Участники написали коллективную челобитную на имя царя |
Задание 3. Напишите значение народных выступлений (не менее 3 –х предложений)
§18-19 Изменения в культуре и быте в первой четверти 18 века.
Задание 1. Заполните таблицу по образцу
Область культуры | Краткая характеристика | ФИ деятеля | Год открытия | Открытие или произведение |
Образование | 1.В стране формируются система профессионального образования. 2.Поощрение дворянского образования:священникам запрещалось заключать брак дворянам, не имеющим свидетельства об образовании 3.Издание множества книг | М.В.Ломоносов | 1710 | Гражданская азбука |
1703 | первая печатная газета «Ведомости» | |||
Петр Первый | 1714 | Кунсткамера – первый русский музей | ||
1714 | Научная библиотека | |||
1724 | Учреждение Академии наук и художеств | |||
Наука | 1. 2. 3. | 1706 | …. | |
… | Первый госпиталь | |||
1718 | …. | |||
17.. | Первая горно-разведочная школа | |||
Крестьянин Шилов | 1703 | … | ||
Рябов | 1714 | |||
Григорий Капустин | 20-е гг.18 в | открыл… | ||
… | Издана карта Каспийского моря | |||
Яков Вилиминович Брюс | 1702 | организовал…. | ||
…… | 1707 | Составлена первая…. | ||
Л.Ф.Магницкий | 1703 г | Вышел в свет «…» | ||
…… | 1712-1725 гг | первым…. | ||
….. | 1724 | Была создана… | ||
Художественная культура | 1. 2.в __ __ появилось гравюра и портрет 3. | Архитекторы Ж.Леблон,Д.Трезини,Ф.Б.Расстрели, И.К.Коробов, М.Г.Земцов | Строительство Санкт-Петербурга: здания……. | |
А.Ф.Зубов | ||||
И.Н.Никитин | «….гетман», «…на смертном ложе2 | |||
Быт | 1.введено ношение европейской одежды 2.внедрение новых форм общения и развлечений:фейерверки,маскарады 3.распространение игры на …. 3.первые шаги по созданию …. | с января 1700 г | введено новое ….-от Рождества Христово | |
1718 г | Указ о введение ….-собрания-балы с участием женщин в домах знати | |||
1717 | Изданы правила хорошего тона «Юности …….» |
§20-21 Дворцовые перевороты
задание 1.Заполните пропуски. Эпохой дворцовых переворотов считают…………..,когда … раз припомощи оружия…….смена….на троне.
Задание 2.Сформулируйте и запишите не менее 3-х причин дворцовых переворотов, заполняя пропуски
1.Усиление роли…., дворянской по ….
2.Отсуствие законного порядка….. вело к …..дворцовых…..На престоле оказывались слабые и …люди, беспокоившиеся об удовлетворении интересов близких им лиц-….
3.Расширение и укрепление привилегий…..
Задание 3.Заполните таблицу по образцу, вставляя пропуски
правитель | Годы правления | Кем приходился Петру | Кто помог в восшествии на престол | Мероприятия (что сделал) | Фаворит |
Екатерина I | 1725-1727 гг | Жена Петра I | Сподвижники Петра- А.Д.Меншиков,канцлер Головкин,начальник Тайной канцелярии –П.А.Толстой, генерал –прокурор Сената Ягужинский | Был создан Верховный Тайный Совет, куда вошли представители как старой знати, так и «птенцы гнезда Петрова» | А.Д.Меншиков |
… | …. | Внук Петра | А.Д.Меншиков | 1.Вернул из ссылки… 2.усилились позиции… … … -Долгоруких,Голицыных, Лопухиных 3…..был отправлен в ссылку в город Березов | Иван…. |
1730-1740 | Дочь брата Петра-Ивана, племянница Петра | Верховники, князь Голицын | 1.подписала…., ограничивающие власть монарха 2.Разорвала …, Верховный Тайный совет упразднен 3.сформировала новый полк-…. | Э.Бирон | |
Иван Антонович | Сын Анны Леопольдовны, племянницы Анны Иоаннавны, внучатый племянник Петра | Бирон | 1.регентшей была объявлена…… | ||
Елизавета Петровна | ….. | Дочь Петра | гвардия | 1742 назначила преемником Петра Федоровича,внука Петра Первого, женила его на…… | Напишите имена 4-х фаворитов |
Петр III | ….. | Сын дочери Петра Первого-Анны Петровны, внук Петра Первого | Воздвигнут на престол по завещанию Елизаветы Петровны | Пренебрегал национальными и религиозными традициями. Был свергнут и арестован …июня 17..года в результате заговора. |
Таким образом, при систематическом применении таблиц, схем разного вида на уроке можно поднять на более высокий уровень мотивацию учащихся, развить творческие способности, как педагога, так ряда учащихся, формировать познавательные УУД. Применение схем и таблиц повышает плотность урока, коэффициент усвоения материала, качество успеваемости по предмету. А эффективно разработанные приемы, применяемые в системе на уроках, формируют устойчивые знания, умения и навыки обучающихся.
Используемая литература.
- История России. учебник для 6 класса общеобразовательных организация под ред.А.В.Торкунова в 2-частях,ч.1.-М.:Просвещение,2017
- История России, конец XVI – XVIII век. учебник для 7 под ред.А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, - Москва: «Просвещение», 2010
- История Древнего мира. » под ред А.А. Вигасин, Г.И. Годер ,- М.:Просвещение, 2010.
- Щербатых И. В. ФГОС, а зачем это надо? Формирование УУД на уроках истории // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 653-657.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в 5 классе.
педагогический проект...
Использование технологии проблемного диалога на уроках математики как средство формирования познавательных универсальных учебных действий.
Красноперова Л.А., учитель математики МБОУ «Гимназия №22»г. Белгорода Модернизация современного образования ставит перед общеобразовательной школой новые задачи: формирования опыта самостоятельно...
статья "ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ МЕЖЪЯЗЫКОВОЙ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ"
Изучение и преподавание второго иностранного языка имеют особенности, которые нельзя не учитывать. Важными принципами преподавания второго иностранного языка с учетом явления языковой интерференции яв...
"Использование технологии проблемного диалога на уроках математики как одного из средств формирования познавательных универсальных учебных действий".
На мой взгляд, на уроках математики достаточно остро стоит проблема развития познавательной активности учащихся, формирование у них познавательных универсальных учебных действий. Для решен...
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории
Представлена работа по формированию познавательных учебных действий на уроках истории в 5 классе в свете реализации ФГОС. по теме "Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках ...
СИСТЕМА МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ЗАДАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНИКА В КУРСЕ «АЛГЕБРЫ» 8 КЛАССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В своем стремительном развитии современное общество выдвигает новые требования к модели подрастающего поколения. Социальными запросами к выпускнику становятся не столько предметные знания, сколько уме...
- Мне нравится (1)