Спецкурс для 5 класса "Эпоха Древней Греции"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Шкляревич Юлия Александровна

Указанный спецкурс предполагает творческое проживание характеров персонажей эпохи Древней Греции и наиболее значимых событий того времени, имеет интегрированный характер, обьединяет многие учебные предметы, такие как:

история,литература, технология, ИЗО, музыка, физическая культура.

Результатами спецкурса являются: спектакль "Битва Богов"; приобретение навыка актерского мастерства;  приобретение навыка ручного труда; "Олимпийские игры"

Скачать:


Предварительный просмотр:

БИТВА БОГОВ

спектакль для 5 класса. Разработка Шкляревич Ю.А.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА и ИСПОЛНИТЕЛИ

ЗЕВС                                        Ваня

ПОСЕЙДОН                                Денис

АПОЛЛОН                                Вася

ГЕРА                                        Даша

АФИНА                                Диана

АРЕЙ

АРТЕМИДА                                Саша

АХИЛЛЕС                                Антон
ГЕКТОР                                 Дима

ЭНЕЙ                                        Миша

На сцене гора Олимп, на которой восседают боги, под горой противостоят друг другу ахейцы и троянцы. В их рядах Ахиллес и Гектор. Звучит «Гимн Аполлону»

1 действие
ХОР

Зевс же отец повелел, да Фемида бессмертных к совету
5   Всех призывает с холмов олимпийских; она, обошед их,
Всем повелела в Кронионов дом собираться. Сошлися
Все, и Потоки, и Реки, кроме Океана седого;.
Так собиралися к Зевсу бессмертные; сам Посейдаон
Не был Фемиде преслушен: из моря предстал он с другими,

15   Сел посредине бессмертных и Зевса выспрашивал волю:

ПОСЕЙДОН
«Что, сребромолненный, паки богов на собор призываешь?
Хочешь ли что рассудить о троянах или аргивянах?
Брань между ними близка, и немедленно бой запылает»

ХОР

Слово к нему обращая, вещал громовержец Кронион:

ЗЕВС

20   «Так, Посейдаон! проник ты мою сокровенную волю,
Ради которой собрал вас: пекусь и о гибнущих смертных.
Но останусь я здесь и, воссев на вершине Олимпа,
Буду себя услаждать созерцанием. Вы же, о боги,
Ныне шествуйте все к ополченьям троян и ахеян;
25   Тем и другим поборайте, которым желаете каждый.
Если один Ахиллес на троян устремится, ни мига
В поле не выдержать им Эакидова бурного сына.


ХОР

Так он вещал — и возжег неизбежную брань меж богами.
К брани, душой несогласные, боги с небес понеслися.
Гера к ахейским судам, и за нею Паллада Афина,
Царь Посейдон многомощный, объемлющий море и землю,

К ратям троян устремился Арей, шеломом блестящий,
Феб, не стригущий власов, Артемида, гордая луком,

.

Так олимпийские боги, одних на других возбуждая,
55   Рати свели и ужасное в них распалили свирепство.

Страшно громами от неба отец и бессмертных и смертных
Грянул над ними; а долу под ними потряс Посейдаон

75 Так устремлялися боги против богов. Ахиллес же,

Гектора только бы встретить, пылал в толпы погрузиться;
Сердце его беспредельно горело Приамова сына
Кровью насытить Арея, убийством несытого воя.

2 действие

АРЕЙ и АРТЕМИДА
Но Аполлон, возжигатель народа, героя Энея

80   Против Пелида подвигнул, наполнивши мужеством душу.
Голос и образ приняв Ликаона, Приамова сына,
К сыну Анхиза предстал и вещал Аполлон дальновержец:

АПОЛЛОН
«Где же угрозы твои, Анхизид, предводитель дарданцев?
Или не ты в Илионе, с царями за чашей пируя,

86   Гордо грозился, что с сыном Пелеевым станешь на битву?»

ЭНЕЙ

«Что ты меня, Приамид, против воли моей принуждаешь
С сыном Пелеевым, гордым могучестью, боем сражаться?

Дрот из руки Ахиллесовой прямо летит и не слабнет

 Прежде, чем крови врага не напьется. Но, если бессмертный
В битве присудит нам равный конец, не легко и Энея
Он одолеет, хотя и гордится, что весь он из меди!»

АПОЛЛОН

 «Храбрый! почто ж и тебе не молиться богам вековечным,
105 Столько ж могущим! И ты, говорят, громовержца Зевеса
Дщерью Кипридой рожден, а Пелид сей —богинею низшей:
Стань на него с некрушимою медью; отнюдь не смущайся,
Встретясь с Пелидом, ни шумною речью, ни гордой угрозой!»

АРЕЙ И АРТЕМИДА

Рек —и бесстрашного духа исполнил владыку народов:
Он устремился вперед, ополченный сверкающей медью.

Но не укрылся герой от лилейнораменныя Геры,

Быстро созвавши богов, златотронная Гера вещала:\

ГЕРА

115   «Царь Посейдон и Афина Паллада, размыслите, боги,
Разумом вашим размыслите, что из деяний сих будет?
Видите ль, гордый Эней, ополченный сияющей медью,
.    Против Пелида идет:

АФИНА

 Наустил его Феб стреловержец.
Должно немедленно, боги, отсюда обратно отвлечь нам

120   Сына Анхизова: или единый из нас да предстанет
Сыну Пелея и силой исполнит, да в крепости духа
Он не скудеет и чувствует сам, что его, браноносца,
Любят сильнейшие боги; а те, что издавна доныне
Трои сынам поборают в сей брани жестокой,— бессильны!

ГЕРА

125   Все мы оставили небо, желая присутствовать сами

В брани, да он от троян ничего не претерпит сегодня;
После претерпит он всё, что ему непреклонная Участь
С первого дня, как рождался от матери, выпряла с нитью.

ПОСЕЙДОН

«Так безрассудно свирепствовать, Гера, тебя недостойно!
Я не желаю бессмертных сводить на неравную битву,

135   Нас и других здесь присутственных; мы их могуществом выше.
Лучше, когда, совокупно сошед мы с пути боевого,
Сядем на холме подзорном, а брань человекам оставим.
"Если ж Арей нападение начнет, или Феб луконосец,
Если препятствовать станут Пелееву'сыну сражаться,

140   Там же немедля и мы сопротивникам битву воздвигнем,
Битву ужасную

АФИНА        

Ратями поле наполнилось всё, засияло от меди
Воев, коней, колесниц; задрожала земля под стопами
Толп, устремлявшихся к бою; но два знаменитые мужа
Войск обоих на среду выходили, пылая сразиться,

160   Славный Эней Анхизид и Пелид Ахиллес благородный.,

ГЕРА

310   «Землю колеблющий, собственным разумом сам размышляй ты,
Должно ль избавить тебе, иль оставить троянца Энея
Пасть под рукой Ахиллеса великого, как он ни славен.
Мы, Посейдаон, богини, и я и Паллада Афина,
Тысячу крат перед всеми бессмертными клятвой клялися
315   Трои сынов никогда не спасать от грозящей напасти,
Даже когда Илион пожирающим пламенем бурным
Весь запылает, зажженный светочьми храбрых данаев».

 АФИНА

Геры услышавши речь, Посейдаон, земли колебатель,
Встал, устремился сквозь шумную битву и трескот оружий

320   К месту, где храбрый Эней и герой Ахиллес подвизались.
Быстро, как бог, разлил он ужасную тьму пред очами
Сына Пелеева; ясень пелийский, сияющий медью,
Вырвавши сам из щита у высокого духом Энея,
Тихо его положил близ Пелидовых ног, а Энея

325   Мощной рукою поднял от земли и по воздуху бросил:
Многие толпища воинов, многие толпища коней
Быстро Эней перепрянул, рукой божества устремленный.

ПОСЕЙДОН

Кто из бессмертных, Эней, тебя ослепил и подвигнул
С сыном Пелеевым бурным сражаться и меряться боем?
Он и сильнее тебя, и любезнее жителям неба.

335   С ним и вперед повстречавшися, вспять отступай перед грозным;
Или, судьбе вопреки, низойдешь ты в обитель Аида.
После, когда Ахиллес рокового предела достигнет,—
Смело геройствуй, Эней, и в рядах первоборных сражайся,
Ибо другой из ахеян с тебя не похитит корыстей».

АФИНА

340  Так Посейдон заповедав, на месте оставил Энея.

В то же мгновение бог от очей Ахиллеса рассеял

Облак чудесный: и, ясно прозрев, он кругом оглянулся,

Гневно вздохнул и вещал к своему благородному сердцу:

АХИЛЛЕС

«Боги! великое чудо моими очами я вижу:
345   Дрот предо мною лежит на земле; но не зрю человека,

Против которого бросил, которого свергнуть пылал я!

Верно, и сей Анхизид божествам олимпийским любезен!

Он, полагал я, любовию их напрасно гордится.

Пусть он скитается! Мужества в нем, чтоб со мною сразиться,
350   Больше не будет; и ныне он рад, убежавши от смерти.

Но устремимся; данаев воинственных рать возбудивши,

Противостанем врагам и других мы троян испытаем!
Днесь вы не стойте вдали от троян, аргивяне герои!
355   Муж против мужа иди и без отдыха пламенно бейся!
Трудно мне одному, и с великою силой моею,
Столько воюющих толп обойти и со всеми сражаться!
Нет, ни Арей, невзирая, что бог, ни Афина Паллада
Бездны сражений такой не могли б обойти, подвизаясь!
-
360   Сколько, однако ж, смогу я, руками, ногами и силой

Действовать буду и в рвении, льщусь, ни на миг не ослабну;
Прямо везде сквозь ряды я пройду; и никто из дарданцев
Весел не будет, который подступит к копью Ахиллеса!»

ГЕКТОР:

«Храбрые Трои сыны! не страшитеся вы Пелейона.

Сам я словами готов и противу бессмертных сразиться;

Но копьем тяжело: божества человеков сильнее.

Речи не все и Пелид приведет в исполнение, гордый;
370   Но одни совершит, а другие, не кончив, оставит.

Я на Пелида иду, хоть огню его руки подобны,

Руки подобны огню, а душа и могучесть—железу!»

АХИЛЛЕС
425   «Вот человек сей, который глубоко пронзил мое сердце!
Вот сей убийца друга любезного! Радуюсь: больше
Друг мы от друга не будем по бранному поприщу бегать!»

 «Ближе приди, да скорее дойдешь к роковому пределу!»

ГЕКТОР
«Сын Пелеев! меня, как младенца, напрасно словами
Ты устрашить ласкаешься: так же легко и свободно
Колкие речи и дерзости сам говорить я умею.
Ведаю, сколько могуч ты и сколько тебя я слабее.

435  Но у богов всемогущих лежит еще то на коленах,
Гордую душу тебе не я ли, слабейший, исторгну
Сим копием; на копье и моем остра оконечность!»

Ахиллес и Гектор скрещивают мечи, исполняют танец битвы.



Предварительный просмотр:

Календарно тематическое планирование спецкурса «Эпоха Древней Греции»

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Кол-во часов

Примерная дата проведения урока

Во что верили Древние Греки

Знакомство с образами богов-олимпийцев

Подготовка и представление доклада по одному из божеств.

1час

14.01

Образы Богов.

Художественная мастерская

Индивидуальные портреты Богов в различных техниках: акварель, карандаш, пастель

1 час

18.01

Храм – дом Бога.

Художественная мастерская.

Знакомство с канонами древнегреческих храмов.

Рисунок пастелью «Храм Геры в Афинах»

1 час

21.01

Путь на Пелопоннес

Работа с картой в тетради по эпохе

1 час

25.01

Афины. Царь Кодр и его потомок Солон.

Получение информации о жизни  афинян в период VIII-V вв. до нашей эры.

Работа в группах: работа с текстом «Законы Солона»– поиск и выделение необходимой информации

1 час

28.01

Спарта. Законы Ликурга

Получение информации о спартанском образе жизни, сформированном Ликургом.

1 час

01.02

Спарта и Афины

Работа в группах: составление сравнительной таблицы «Законы Афин – законы Спарты»

Работа с картой: спартанская закрытость, афинская колонизация

2 часа

04.02,

08.02

Спарта и Афины.

Литературная мастерская

Индивидуальные тексты, написанные со спартанской лаконичностью и афинским красноречием

1 час

12.02

Ремесла и торговля.

Ремесленная мастерская

Изготовление глиняных сосудов и предметов торговли.

6 часов

08.02,

15.02,

22.02,

01.03,

15.03,

22.03

Театр Древней Греции.

 Литературная мастерская

Знакомство и работа со стихотворным размером «гекзаметр» на примере произведений Гомера .

1 час

19.02

Театр Древней Греции.

 Творческая мастерская.

Постановка спектакля «БИТВА БОГОВ» по пьесе Гомера «Иллиада»

8 часов

(по 15 мин. на утреннем сборе во II, III триместрах)

Театр Древней Греции.

Ремесленная мастерская

Изготовление костюмов к спектаклю: туники, сандалии, плащи.

6 часов

02.04,

09.04,

16.04,

23.04,

30.04,

07.05

Олимпийские игры.

Реконструкция исторических событий

Погружение в историческую эпоху через подготовку и проведение спортивных состязаний по: бегу, прыжкам в длину, метанию диска копья, стрельбе из лука и борьбе в обстановке приближенной к исторической.

6 часов

27.03,

03.04,

10.04,

17.04,

24.04,

08.05

Итого 36 часов



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к спецкурсу

в 5 классе «Эпоха Древней Греции»

Настоящая программа в качестве примерной основывается на изучении разделов предмета «История Древнего мира» в 5 классе.

Программа имеет модульное построение и рассчитана на 36 часов, которые классный руководитель преподаватель по своему усмотрению может реализовать в форме спецкурса в любое время учебного года в 5 - б классах.

Основная форма реализации программы -спецкурс, который в своем содержании основным приоритетом декларирует деятельностный подход. В ходе реализации программы преподаватель, как предполагаемый результат (эффекты) сможет сформировать в ходе активной деятельности детей следующие универсальные учебные действия:

  • Познавательные: формирование у учащихся научной картины мира, развитие творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.
  • Регулятивные: реализация творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности. Формирование позитивной самооценки и самоуважения, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию. Развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, приятию ответственности за их результаты.
  • Коммуникативные: формирование компетенции в общении, включая ориентацию учащихся на умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения. Умение строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми людьми.

ЦЕЛЬ:

Спецкурс направлен на глубокое погружение в тему, разностороннее её представление через учебную и внеурочную деятельность, пробуждение заинтересованности учеников и формирование мотивации к самостоятельному поиску информации и получению знаний.

Указанный спецкурс предполагает творческое проживание характеров персонажей эпохи Древней Греции и наиболее значимых событий того времени, имеет интегрированный характер, объединяет многие учебные предметы, такие как:

История - углубленное изучение тем: Боги и Герои, Троянская война, Образование городов-полисов, Государственное устройство Афин и Спарты, Олимпийские игры.

Литература - Чтение художественной литературы по данной теме и ведение индивидуально читательского дневника, в режиме домашних заданий.

Технология - изготовление индивидуального глиняного сосуда по собственному эскизу. Изготовление деревянных мечей для участия в «Олимпийских играх».

ИЗО - работы на тему «Образы Богов», знакомство через рисунок с канонами греческих храмов (пропорции, ордера), роспись глиняного сосуда.

Музыка - Изучение древнегреческих песен и танцев с использованием простых музыкальных инструментов: флейта, барабан, бубен, лира.

Физическая культура - Подготовка и проведение «Олимпийских игр»: общешкольных соревнований в беге, прыжках в длину, метании диска и копья, стрельбе из лука, борьбе.

Формы деятельности учащихся в учебное время.

Групповая - работа с текстами, картами, исторические дебаты.

Индивидуальная - подготовка докладов, оформление «тетради-книги» по эпохе.

В рамках спецкурса будет проведена Творческая мастерская ( в том числе будут использованы 15-тиминутные утренние сборы ).

  1. «Ремесло и торговля» - изготовление своими руками и продажа изделий с целью собрать денег на луки, которые будут использованы в «Олимпийских играх».
  2. Постановка спектакля «Битва Богов» по произведению Гомера «Иллиада».

Предполагаемые результаты спецкурса (продукты).

  1. Спектакль «Битва Богов» - Освоение новых социальных ролей через проживание образов Героев и Богов. Приобретение навыков актёрского мастерства.
  2. Приобретение навыка ручного труда.
  3. Приобретение опыта продаж результатов своего труда. Понимание необходимости трудиться, чтобы на собранные деньги купить нужную вещь (луки для «Олимпийских игр»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции.

Одна из важнейших тем на уроках  Изо    3 четверти 5 класса   «Декор – человек, общество, время» ( по программе под руководством Б.М.Неменского )  о  понимании ...

Мероприятие. Греция. Мифы древней Греции.

Познакомит с культурой Древней Греции. Помочь оценить красоту художественных образов древнегреческих мифов. Пробудить желание познакомиться с другими мифами....

Конспект внеклассного мероприятия "Греция. Мифы древней Греции"

Познакомить воспитанниц с культурой Греции. Помочь оценить воспитанницам красоту художественных образовдревнегреческих мифов.Пробудить желание познакомиться с другими мифами....

СЦЕНАРИЙ ЭВРИСТИЧЕСКОГО УРОКА ПО ТЕМЕ « Какого цвета Греция?» (Знакомство с географией и природными условиями Древней Греции). 5 класс

Общая характеристика урокаТип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний;Цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала;Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осм...

Программа спецкурса по мировой художественной культуре. Мифы Древней Греции. 5 класс

В  данной программе  рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы античной мифологии, не утратившие актуальность и нравственную значимость для нашего времени. Особое внимание уделено и...

Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции"

Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции" На уроке проводится проверка различных орфограмм,  работа с толковым словарем, знаком...

ПРОЕКТ УРОКА «Древняя Греция». «Религия Древней Греции»

ПРОЕКТ УРОКА «Древняя Греция». Урок № 5 «Религия Древней Греции»«Современные подходы в преподавании истории и обществознания»...