Рабочая программа по истории России 8 класс
календарно-тематическое планирование по истории (8 класс) по теме
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планиерование, содержание программы, основные знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся в 8 класса, УМК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
История России 8 класс, программа | 36.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора школы Директор МБОУ «СОШ №1»
по УВР МБОУ «СОШ №1» ___________________________
____________________________ Приказ № __ от «__»____2012г.
«__»_______2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Гатаулиной Надежды Викторовны
I квалификационная категория
История России XIX век
8 а, б, в
2012-2013 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории, авторской программы А.А.Данилова, В.А.Клоковой «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней», 2006 года, на основе обязательного минимума содержания исторического образования.
На изучение истории России XIX в рабочей программе отводится 44 часа ( 2 часа в неделю). Программа предназначена учащимся 8а,б,в классов.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «История России XIX в.»: учебник для 8-х классов общеобразовательных учреждений/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. –М.: Просвещение, 2010.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Цель: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического своей страны, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи: формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; овладение знаниями об основных этапах развития страны в XIX веке, месту и роли России во всемирно-историческом процессе; воспитание в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству.
Личностные результаты учащихся:
1)осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
2)освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
3)осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
4)понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
1) способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
2) владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
3) способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
4) готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметные результаты:
1) овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
2) способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
3) умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
4) расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
5) готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся при изучении истории России в 8 классе.
1.Знать хронологию, работать с хронологией:
-указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной истории;
-соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знать исторические факты, работать с фактами:
-характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
-группировать факты по различным признакам.
3. Работать с историческими источниками:
-читать историческую карту с опорой на легенду;
-проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
-сравнивать данные разных источников, выявляя их сходство и различия.
4. Описывать:
-рассказывать об исторических событиях, их участниках;
-характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные периоды Отечественной истории;
-на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы составлять описание исторических объектов, памятников.
5.Анализировать, объяснять:
-различать факт и его описание;
-соотносить единичные исторические факты и общие явления;
-называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
-раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
-сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
-излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работать с версиями, оценками:
-приводить оценки исторических событий и личностей;
-определять и объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
Тематическое планирование
№ | Название разделов, тем | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности | В том числе | Примерное количество часов на самостоятельную работу | Дата | ||
урок | творческие, лабораторные, практические | контрольные | ||||||
Российская империя в первой половине XIX в ( 21 ч) | ||||||||
1.1. | Российское государство на рубеже веков. | 1 | Характеризовать территорию и геополитическое положение Российской империи к началу XIX в (используя историческую карту). Рассказывать о политическом строе Российской империи, развитии экономики, положении отдельных слоев населения. | 0,5 | 0,5 | |||
1.2. | Внутренняя политика Александра I | 1 | Называть характерные, существенные черты внутренней политики Александра Iв началеXIX в. Объяснять значение понятий Негласный комитет, министерство, принцип разделения властей, Государственный совет, либеральные проекты, вольные хлебопашцы. | 0,5 | 0,5 | |||
1.3. | Внешняя политика Александра I | 1 | Характеризовать основные цели внешней политики России в началеXIX в. Объяснять причины участия России в антифранцузских коалициях. | 1 | ||||
1.4. | Отечественная война 1812 года | 1 | Рассказывать, используя историческую карту, об основных событиях войны 1812 г. Подготовить сообщение об одном из участников Отечественной войны 1812 г. Объяснять, в чем заключались последствия Отечественной войны 1812 г. для российского общества. | 1 | ||||
1.5. | Заграничный поход русской армии. | 1 | Приводить и обосновывать оценку роли России в европейской политике в первой четверти XIX в. | 1 | ||||
1.6. | Национальная политика Александра I | 1 | Раскрывать причины введения Конституции в Польше и Устава об управлении инородцами. Рассказывать об изменениях в стране, последовавших за присоединением Кавказа к России; об изменениях в жизни народов Сибири. | 1 | ||||
1.7.- 1.9. | Внутренняя политика после Отечественной войны 1812 года. | 3 | Объяснять значение терминов военные поселения, аракчеевщина. Называть либеральные и консервативные меры Александра I. Объяснять причины изменения его внутриполитического курса. Раскрывать предпосылки и цели движения декабристов. Анализировать программные документы декабристов, сравнивать их основные положения, определяя общее и различия. Составлять биографическую справку, сообщение об участнике декабристского движения, привлекая научно-популярную литературу. Излагать оценки движения декабристов. Определять и аргументировать свое отношение к ним и оценку их деятельности. | 1 | 1 | 1 | ||
1.10. | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | 1 | |||||
1.11. | Внутренняя политика Николая I. | 1 | Рассказывать о преобразованиях в области государственного управления, осуществленных во второй четверти XIX в. Оценивать их последствия. Объяснять смысл понятий и терминов кодификация законов, корпус жандармов. Давать характеристику Николая I. | 1 | ||||
1.12. | Социально-экономическое развитие России в первой половине XIXв. | 1 | Характеризовать социально-экономическое развитие России в первой половине XIXв. Рассказывать о начале промышленного переворота, используя историческую карту. Давать оценку деятельности М.М.Сперанского, П.Д.Киселева, Е.Ф. Канкрина. | 0,5 | 0,5 | |||
1.13.-1.14. | Общественное движение в 1830-1850-е гг. | 2 | Объяснить смысл понятий и терминов западники, славянофилы, теория официальной народности, утопический социализм. Характеризовать основные положения теории официальной народности. Сопоставлять взгляды западников и славянофилов на пути развития России, выявлять различия и общие черты. | 1 | 1 | |||
1.15 | Национальная политика Николая I. | 1 | Рассказывать о положении народов Российской империи, национальной политике власти. | 1 | ||||
1.16 | Кавказская война. | 1 | Рассказывать о положении народов Кавказа и проводимой политике на Кавказе. | 1 | ||||
1.17 1.18 | Внешняя политика Николая I . | 2 | Характеризовать основные направления внешней политики России во второй четверти XIX в. Рассказывать, используя историческую карту, о военных кампаниях – войнах с Персией и Турцией, Крымской войне, характеризовать их итоги. Составлять характеристику защитников Севастополя. Показывать на карте территориальный рост Российской империи. | 1 | 1 | |||
1.19.- 1.20 | Культура России в первой половине XIX в. | 2 | Характеризовать достижения отечественной культуры рассматриваемого периода. Составлять описание памятников культуры первой половины XIX в., выявляя их художественные особенности и достоинства. Подготовить сообщение о представителе культуры первой половины XIX в., его творчества. | 1 | 1 | |||
1.21 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | 1 | |||||
итого | 21 | 12, 5 | 2 | 2 | 4,5 | |||
II | Россия во второй половине XIX в. | |||||||
2.1. | Крестьянская реформа 1861 года. | 1 | Характеризовать предпосылки отмены крепостного права. Называть основные положения Крестьянской реформы. Объяснять значение понятий редакционные комиссии, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, мировые посредники. Высказывать о обосновывать свою оценку реформы | 1 | ||||
2.2.-2.3. | Либеральные реформы 60-70-х годов. | 2 | Называть основные положения земской, судебной, военной реформ. Объяснять значение понятий земства, городские управы, мировой суд. Приводить оценки характера и значения реформ 1860-1870-х гг., излагаемые в учебной литературе, высказывать и обосновывать свою оценку. | 1 | 1 | |||
2.4. | Национальная политика Александра II. | 1 | Рассказывать о положении народов Российской империи, национальной политике власти. Выявлять особенности решения национального вопроса в различных регионах России. | 1 | ||||
2.5. | Социально-экономическое развитие страны. | 1 | Характеризовать экономическое развитие России в пореформенные десятилетия, привлекая информацию исторической карты. Раскрывать, в чем заключались изменения в социальной структуре российского общества в последней трети XIX в. Рассказывать о положении основных слоев населения пореформенной России, используя информацию учебника, исторические документы. | 1 | ||||
2.6.-2.7. | Общественное движение в России в последней трети XIX в. | 2 | Раскрывать существенные черты идеологии консерватизма, либерализма, радикального общественного движения. Давать характеристику участников народнического движения, используя материалы учебника и дополнительную литературу. Излагать оценки значения народнического движения, высказывать свое отношение к ним. | 1 | 1 | |||
2.8.-2.9. | Внешняя политика Александра II. | 2 | Характеризовать основные направления внешней политики России; международную обстановку. Рассказывать, используя историческую карту, о военных кампаниях в Средней Азии; о специфике взаимоотношений России с Китаем и Японией; изменении территории России. Характеризовать отношение российского общества к освободительной борьбе балканских народов в 1870-е гг. Раскрывать причины начала русско-турецкой войны, рассказывать об основных этапах войны, условиях Сан-Стефанского мира. Раскрывать значение победы России в войне. | 1 | 1 | |||
2.10. | Внутренняя политика на рубеже 70-80-х годов. | 1 | Характеризовать реформаторскую деятельность Александра II. Раскрыть причины поворота к консерватизму во внутренней политике. Объяснять, в чем заключалась эволюция народнического движения в 1870-1880-е гг.Высказывать свое отношение к убийству Александра II. | 1 | ||||
2.11. | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | 1 | |||||
2.12. | Внутренняя политика Александра III. | 1 | Характеризовать личность Александра III; проводимую им внутреннюю политику. | 1 | ||||
2.13-2.14. | Перемены в экономике и социальном строе. | 2 | Характеризовать внутреннюю политику Александра III. Раскрывать цели, содержание и результаты экономических реформ. | 1 | 1 | |||
2.15. | Общественное движение 80-90-х гг. | 1 | Раскрывать причины упадка революционного народничества. Рассказывать об изменениях, произошедших в либеральном движении, указывая их причины. Раскрывать причины быстрого распространения марксизма в России; основные идеи марксизма. | 1 | ||||
2.16. | Внешняя политика Александра III. | 1 | Характеризовать основные цели и направления внешней политики. Рассказывать о международных событиях, используя историческую карту. | 1 | ||||
2.17. | Религиозная и национальная политика Александра III. | 1 | Раскрывать значение политики русификации в Прибалтике, Польше, Кавказе. | 1 | ||||
2.18. | Достижения науки и образования во второй половине XIX в. | 1 | Рассказывать о важнейших научных открытиях русских ученых и их вкладе в развитие мировой научной мысли; изменениях в развитии просвещения населения. | 0,5 | 0,5 | |||
2.1.-2.20 | Художественная культура народов России. | 2 | Характеризовать достижения культуры России во второй половине XIX в. Составлять описание памятников культуры. Подготовить сообщение о творчестве известного деятеля российской культуры второй половины XIX в. Проводить поиск информации для сообщения о культуре изучаемого периода. Высказывать оценку вклада российской культуры в мировую культуру. | 1 | 1 | |||
2.21 | Новые черты в жизни города и деревни. | 1 | Рассказывать об условиях жизни населения России в конце XIX в. | 1 | ||||
2.22 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | 1 | |||||
2.23 | XIX век в истории России. | 1 | Систематизировать и обобщать исторический материал. Высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории XIX в., оценки ее деятелей. Характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории. | 1 | ||||
итого | 23 | 15,5 | 1 | 2 | 4,5 | |||
Общий итог | 44 | 28 | 3 | 9 |
Содержание.
I. Российская империя в первой половине XIX в ( 21 ч)
1.1. Российское государство на рубеже веков. Территория. Население. Социально-экономическое и политическое развитие.
1.2. Внутренняя политика Александра I. Император Александр I и его окружение. Негласный комитет. Создание министерств. Указ о вольных хлебопашцах. Меры по развитию системы образования. Проект М.М.Сперанского. Учреждение Государственного совета. Причины свертывания либеральных реформ.
1.3. Внешняя политика Александра I. Россия в системе международных отношений в началеXIX в. Основные цели и направления внешней политики. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и его последствия. Присоединение к России Финляндии.
1.4. Отечественная война 1812 года. Планы сторон, основные этапы и сражения войны. Патриотический подъем народа. Герои войны М.И.Кутузов, П.И.Багратион, Н.Н.Раевский, Д.В.Давыдов. Причины победы России в Отечественной войне 1812 г. Влияние Отечественной войны на общественную мысль и национальное самосознание. Народная память о войне 1812 г.
1.5. Заграничный поход русской армии. Венский конгресс и Священный союз. Роль России в европейской политике. Россия и Америка.
1.6. Национальная политика Александра I. Конституция Царства Польского. Органы управления Финляндии. Отмена крепостного права в Прибалтике. Народы Кавказа. Устав об управлении инородцами.
1.7. – 1.9. Внутренняя политика после Отечественной войны 1812 года. Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816 – 1825 гг. Либеральные и консервативные меры. Основные итоги внутренней политики Александра I. Первые тайные общества. Движение декабристов. Предпосылки возникновения и идейные основы движения. Декабристские организации: цели, участники. Южное общество; «Русская правда» П.И.Пестеля. Северное общество; Конституция Н.М.Муравьева. Выступления декабристов: события, причины поражения, итоги и значение.
1.10. Повторительно-обобщающий урок.
1.11. Внутренняя политика Николая I. Россия в годы правления Николая I. Преобразование государственного аппарата; кодификация законов.
1.12. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. Крестьянский вопрос. Реформы управления государственными крестьянами П.Д.Киселева. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина.
1.13.-1.14. Общественное движение в 1830-1850-е гг. Охранительное направление. Теория официальной народности. Оппозиционная общественная мысль. Славянофилы и западники об исторических путях России. Революционно- социалистические течения. Общество петрашевцев.
1.15. Национальная политика Николая I. Народы России и национальная политика самодержавия в первой половине XIXв. Власть и религиозные конфессии.
1.16. Кавказская война. Причины и этапы войны. Имамат; движение Шамиля. Окончание и итоги войны.
1.17.-1.18. Внешняя политика Николая I . Европейская политика, Восточный вопрос. Крымская война: причины, участники, основные сражения. Героизм защитников Севастополя: В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин. Парижский мирный договор. Итоги и последствия войны.
1.19. – 1.20. Культура России в первой половине XIX в. Развитие науки и техники. Географические экспедиции, их участники. Образование: расширение сети школ и университетов. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Золотой век русской литературы: писатели и их произведения. Становление национальной музыкальной школы. Театр. Живопись: стили, жанры, художники. Архитектура: стили (классицизм, русский ампир), зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру.
1.21. Повторительно-обобщающий урок.
II. Россия во второй половине XIX в.( 23ч)
2.1. Крестьянская реформа 1861 года. Необходимость и предпосылки реформ. Император Александр II и его окружение. Радикалы, либералы, консерваторы: планы и проекты переустройства России. Подготовка Крестьянской реформы. Основные положения Крестьянской реформы. Значение отмены крепостного права.
2.2.-2.3.Либеральные реформы 60-70-х годов. Необходимость и предпосылки реформ. Земская, судебная, военная, городская реформы. Итоги и следствия реформ 1860-1870-х гг.
2.4. Национальная политика Александра II. Причины и последствия Польского восстания. Преобразования в Финляндии. Политика правительства на Кавказе. Национальные движения на Украине и в Белоруссии. Отношение правительства к еврейскому населению. Политика правительства в Поволжье.
2.5. Социально-экономическое развитие страны. Сельское хозяйство после отмены крепостного права. Развитие торговли и промышленности. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре общества. Положение основных слоев населения России.
2.6.-2.7. Общественное движение в России в последней трети XIX в. Консервативные, либеральные, радикальные течения в общественной мысли. Народническое движение. Идеология народничества. Теоретики революционного народничества: Бакунин, Лавров, Ткачев. Народнические организации. Народнический террор. Кризис революционного народничества. Зарождение российской социал-демократии. Начало рабочего движения.
2.8.-2.9. Внешняя политика Александра II.Особенности внешней политики, проводимой Александром II. Образование Туркестанского генерал-губернаторства. Утверждение России в Средней Азии. Дальневосточная политика России. Продажа Аляски. Балканский кризис. Причины, ход, итоги русско-турецкой войны.
2.10. Внутренняя политика на рубеже 70-80-х годов. Наступление консерваторов. Деятельность Д.А.Толстого и П.А.Шувалова. Террористическая деятельность «Народной воли». Борьба правительства с терроризмом. Конституционный проект Лорис-Меликова. Убийство Александра II.
2.11. Повторительно-обобщающий урок.
2.12. Внутренняя политика Александра III. Начало царствования Александра III. Попытки решения крестьянского вопроса. Рабочее законодательство. Изменения в области просвещения и печати. Попытка восстановления привилегии дворянства. Причины ужесточения политического режима.
2.13.-2.14. Перемены в экономике и социальном строе. Возрастание роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности. Экономические и финансовые реформы Бунге, Витте. Новые черты в развитии сельского хозяйства. Изменения в социальной структуре российского общества.
2.15. Общественное движение 80-90-х гг. Кризис революционного народничества. Либеральное движение. Распространение марксизма. Деятельность консерваторов (Катков, Победоносцев).
2.16. Внешняя политика Александра III. Основные задачи внешней политики в 80-90-е гг. Ослабление российского влияния на Балканах. Русско-французские отношения. Азиатская политика.
2.17. Религиозная и национальная политика Александра III. Религиозная политика Александра III. Ужесточение политики в Прибалтике, Польше, Финляндии. Еврейский вопрос. Политика правительства в Средней Азии. Мусульманские движения.
2.18. Достижения науки и образования во второй половине XIX в. Развитие образования. Успехи русских ученых в области естественных наук. Развитие географических знаний. Развитие гуманитарных наук.
2.19.-2.20. Художественная культура народов России. Расширение издательского дела. Литература и искусство: классицизм и реализм. Общественное звучание литературы. Расцвет театрального искусства. Живопись: академизм, реализм, передвижники. Архитектура. Достижения музыкального искусства. Место российской культуры в мировой культуре.
2.21. Новые черты в жизни города и деревни. Изменения в условиях жизни населения городов. Развитие связи и городского транспорта. Досуг горожан. Жизнь деревни.
2.22. Повторительно-обобщающий урок.
2.23. XIX век в истории России. Историческое и культурное наследие.
УМК:
1) История России. XIX в.: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.А.Данилов,Л.Г.Косулина. – 9-е изд.-М.: Дрофа, 2009.
2) Поурочные разработки к учебнику «История государства и народов России» / сост.А.А.Данилов.-М.: Просвещение, 2008.
3) Тесты по истории России. XIX в./О.И.Бородина, О.М.Михайлова.-М.: ВЛАДОС, 2000
4) Тесты по истории России: 8 класс: к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. XIX век.»/О.Н.Журавлева.-М.: Экзамен, 2007
5) Контрольно-тренировочные задания. История России. 8 класс. /авт-сост.Г.А.Борознина.-Волгоград:Учитель, 2010.
6) Тесты по истории России: 8 класс: к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России XIX»/Е.В.Симонова.-М.: Экзамен, 2011.
7) Наглядные пособия (карты по истории России XIX в., схемы, портреты)
8) Дидактический материал (раздаточный материал)
.9) Компьютер, проектор, экран.
10) Электронная библиотека БЭ «Кирилла и Мефодия».
11) Мультимедийная энциклопедия по истории России XIX в
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...