Рабочая программа по истории России 8 класс
календарно-тематическое планирование по истории (8 класс) по теме

Гатаулина Надежда Викторовна

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планиерование, содержание программы, основные знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся в 8 класса, УМК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл История России 8 класс, программа36.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 «Согласовано»                                                      «Утверждаю»

                                  Заместитель директора школы                             Директор МБОУ «СОШ №1»

                                  по УВР МБОУ «СОШ №1»        ___________________________

                                 ____________________________                          Приказ № __ от «__»____2012г.

                                 «__»_______2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Гатаулиной Надежды Викторовны

I квалификационная категория

История России XIX век

8 а, б, в

   

2012-2013 уч. год

Пояснительная записка

 Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории, авторской программы А.А.Данилова, В.А.Клоковой «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней», 2006 года, на основе обязательного минимума содержания исторического образования.

На изучение истории России XIX в рабочей программе отводится 44 часа ( 2 часа в неделю). Программа предназначена учащимся 8а,б,в классов.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «История России XIX в.»: учебник для 8-х классов общеобразовательных учреждений/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. –М.: Просвещение, 2010.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Цель: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического своей страны, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи: формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; овладение знаниями об основных этапах развития страны в XIX веке, месту и роли России во всемирно-историческом процессе; воспитание в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству.

Личностные результаты учащихся:

1)осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

2)освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

3)осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

4)понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

1) способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;

2) владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

3) способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

4) готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметные результаты:

1) овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

2) способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

3) умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

4) расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

5) готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся при изучении истории России в 8 классе.

1.Знать  хронологию, работать  с хронологией:

-указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной истории;

-соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знать исторические факты, работать с фактами:

-характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

-группировать факты по различным признакам.

3. Работать с историческими источниками:

-читать историческую карту с опорой на легенду;

-проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

-сравнивать данные разных источников, выявляя их сходство и различия.

4. Описывать:

-рассказывать об исторических событиях, их участниках;

-характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные периоды Отечественной истории;

-на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы составлять описание исторических объектов, памятников.

5.Анализировать, объяснять:

-различать факт и его описание;

-соотносить единичные исторические факты и общие явления;

-называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

-раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

-сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

-излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работать с версиями, оценками:

-приводить оценки исторических событий и личностей;

-определять и объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

Тематическое планирование

Название разделов, тем

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности

 В том числе

Примерное

количество

часов на

самостоятельную

работу

Дата

урок

творческие,

лабораторные, практические

контрольные

Российская империя в первой половине XIX в ( 21 ч)

1.1.

Российское государство на рубеже веков.

1

Характеризовать территорию и геополитическое положение Российской империи к началу XIX в (используя историческую карту). Рассказывать о политическом строе Российской империи, развитии экономики, положении отдельных слоев населения.

0,5

0,5

1.2.

Внутренняя политика Александра I

1

Называть характерные, существенные черты внутренней политики Александра Iв началеXIX в. Объяснять значение понятий Негласный комитет, министерство, принцип разделения властей, Государственный совет, либеральные проекты, вольные хлебопашцы.

0,5

0,5

1.3.

Внешняя политика Александра I

1

Характеризовать основные цели внешней политики России в началеXIX в. Объяснять причины участия России в антифранцузских коалициях.

1

1.4.

Отечественная война 1812 года

1

Рассказывать, используя историческую карту, об основных событиях войны 1812 г. Подготовить сообщение об одном из участников Отечественной войны 1812 г. Объяснять, в чем заключались последствия Отечественной войны 1812 г. для российского общества.

1

1.5.

Заграничный поход русской армии.

1

Приводить и обосновывать оценку роли России в европейской политике в первой четверти XIX в.

1

1.6.

Национальная политика Александра I

1

Раскрывать причины введения Конституции в Польше и Устава об управлении инородцами. Рассказывать об изменениях в стране, последовавших за присоединением Кавказа к России; об изменениях в жизни народов Сибири.

1

1.7.- 1.9.

Внутренняя политика после Отечественной войны 1812 года.

3

Объяснять значение терминов военные поселения, аракчеевщина. Называть либеральные и консервативные меры Александра I. Объяснять причины изменения его внутриполитического курса. Раскрывать предпосылки и цели движения декабристов. Анализировать программные документы декабристов, сравнивать их основные положения, определяя общее и различия. Составлять биографическую справку, сообщение об участнике декабристского движения, привлекая научно-популярную литературу. Излагать оценки движения декабристов. Определять и аргументировать свое отношение к ним и оценку их деятельности.

1

1

1

1.10.

Повторительно-обобщающий урок.

1

1

1.11.

Внутренняя политика Николая I.

1

Рассказывать о преобразованиях в области государственного управления, осуществленных во второй четверти XIX в. Оценивать их последствия. Объяснять смысл понятий и терминов кодификация законов, корпус жандармов. Давать характеристику Николая I.

1

1.12.

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIXв.

1

Характеризовать социально-экономическое развитие России в первой половине XIXв. Рассказывать о начале промышленного переворота, используя историческую карту. Давать оценку деятельности М.М.Сперанского, П.Д.Киселева, Е.Ф. Канкрина.

0,5

0,5

1.13.-1.14.

Общественное движение в 1830-1850-е гг.

2

Объяснить смысл понятий и терминов западники, славянофилы, теория официальной народности, утопический социализм. Характеризовать основные положения теории официальной народности. Сопоставлять взгляды западников и славянофилов на пути развития России, выявлять различия и общие черты.

1

1

1.15

Национальная политика Николая I.  

1

Рассказывать о положении народов Российской империи, национальной политике власти.

1

1.16

Кавказская война.

1

Рассказывать о положении народов Кавказа и проводимой политике на Кавказе.

1

1.17 1.18

Внешняя политика Николая I .

2

Характеризовать основные направления внешней политики России во второй четверти XIX в. Рассказывать, используя историческую карту, о военных кампаниях – войнах с Персией и Турцией, Крымской войне, характеризовать их итоги. Составлять характеристику защитников Севастополя. Показывать на карте территориальный рост Российской империи.

1

1

1.19.-

1.20

Культура России в первой половине XIX в.

2

Характеризовать достижения отечественной культуры рассматриваемого периода. Составлять описание памятников культуры первой половины XIX в., выявляя их художественные особенности и достоинства. Подготовить сообщение о представителе культуры первой половины XIX в., его творчества.

1

1

1.21

Повторительно-обобщающий урок.

1

1

итого

21

12, 5

2

2

4,5

II

Россия во второй половине XIX в.

2.1.

Крестьянская реформа 1861 года.

1

Характеризовать предпосылки отмены крепостного права. Называть основные положения Крестьянской реформы. Объяснять значение понятий редакционные комиссии, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, мировые посредники.  Высказывать о обосновывать свою оценку реформы

1

2.2.-2.3.

Либеральные реформы 60-70-х годов.

2

Называть основные положения земской, судебной, военной реформ. Объяснять значение понятий земства, городские управы, мировой суд. Приводить оценки характера и значения реформ 1860-1870-х гг., излагаемые в учебной литературе, высказывать и обосновывать свою оценку.

1

1

2.4.

Национальная политика Александра II.

1

Рассказывать о положении народов Российской империи, национальной политике власти. Выявлять особенности решения национального вопроса в различных регионах России.

1

2.5.

Социально-экономическое развитие страны.

1

Характеризовать экономическое развитие России в пореформенные десятилетия, привлекая информацию исторической карты. Раскрывать, в чем заключались изменения в социальной структуре российского общества в последней трети XIX в. Рассказывать о положении основных слоев населения пореформенной России, используя информацию учебника, исторические документы.

1

2.6.-2.7.

Общественное движение в России в последней трети XIX в.

2

Раскрывать существенные черты идеологии консерватизма, либерализма, радикального общественного движения. Давать характеристику участников народнического движения, используя материалы учебника и дополнительную литературу. Излагать оценки значения народнического движения, высказывать свое отношение к ним.

1

1

2.8.-2.9.

Внешняя политика Александра II.

2

Характеризовать основные направления внешней политики России; международную обстановку.  Рассказывать, используя историческую карту, о военных кампаниях в Средней Азии;  о специфике взаимоотношений России с Китаем и Японией; изменении территории России. Характеризовать отношение российского общества к освободительной борьбе балканских народов в 1870-е гг. Раскрывать причины начала русско-турецкой войны, рассказывать об основных этапах войны, условиях Сан-Стефанского мира. Раскрывать  значение победы России в войне.

1

1

2.10.

Внутренняя политика на рубеже 70-80-х годов.

1

Характеризовать реформаторскую деятельность Александра II. Раскрыть причины поворота к консерватизму во внутренней политике.  Объяснять, в чем заключалась эволюция народнического движения в 1870-1880-е гг.Высказывать свое отношение к убийству Александра II.

1

2.11.

Повторительно-обобщающий урок.

1

1

2.12.

Внутренняя политика Александра III.

1

Характеризовать личность Александра III; проводимую им внутреннюю политику.

1

2.13-2.14.

Перемены в экономике и социальном строе.

2

Характеризовать внутреннюю политику Александра III. Раскрывать цели, содержание и результаты экономических реформ.

1

1

2.15.

Общественное движение 80-90-х гг.

1

Раскрывать причины упадка революционного народничества. Рассказывать об изменениях, произошедших в либеральном движении, указывая их причины. Раскрывать причины быстрого распространения марксизма в России; основные идеи марксизма.

1

2.16.

Внешняя политика Александра III.

1

Характеризовать основные цели и направления внешней политики. Рассказывать о международных событиях, используя историческую карту.

1

2.17.

Религиозная и национальная политика Александра III.

1

Раскрывать значение политики русификации в Прибалтике, Польше, Кавказе.

1

2.18.

Достижения науки и образования во второй половине XIX в.

1

Рассказывать о важнейших научных открытиях русских ученых и их вкладе в развитие мировой научной мысли; изменениях в развитии просвещения населения.

0,5

0,5

2.1.-2.20

Художественная культура народов России.

2

Характеризовать достижения культуры России во второй половине XIX в. Составлять описание памятников культуры. Подготовить сообщение о творчестве известного деятеля российской культуры второй половины XIX в. Проводить поиск информации для сообщения о культуре изучаемого периода. Высказывать оценку вклада российской культуры в мировую культуру.

1

1

2.21

Новые черты в жизни города и деревни.

1

Рассказывать об условиях жизни населения России в конце XIX в.

1

2.22

Повторительно-обобщающий урок.

1

1

2.23

XIX век в истории России.

1

Систематизировать и обобщать исторический материал. Высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории XIX в., оценки ее деятелей. Характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории.

1

итого

23

15,5

1

2

4,5

Общий итог

44

28

3

4

9

Содержание.

I. Российская империя в первой половине XIX в ( 21 ч)

1.1. Российское государство на рубеже веков. Территория. Население. Социально-экономическое и политическое развитие.

1.2. Внутренняя политика Александра I. Император Александр I и его окружение. Негласный комитет. Создание министерств. Указ о вольных хлебопашцах. Меры по развитию системы образования. Проект М.М.Сперанского. Учреждение Государственного совета. Причины свертывания либеральных реформ.

1.3. Внешняя политика Александра I. Россия в системе международных отношений в началеXIX в. Основные цели и направления внешней политики. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и его последствия. Присоединение к России Финляндии.

1.4. Отечественная война 1812 года.  Планы сторон, основные этапы и сражения войны. Патриотический подъем народа. Герои войны М.И.Кутузов, П.И.Багратион, Н.Н.Раевский, Д.В.Давыдов. Причины победы России в Отечественной войне 1812 г. Влияние Отечественной войны на общественную мысль и национальное самосознание. Народная память о войне 1812 г.

1.5. Заграничный поход русской армии. Венский конгресс и Священный союз. Роль России в европейской политике. Россия и Америка.

1.6. Национальная политика  Александра I.  Конституция Царства Польского.  Органы управления Финляндии.  Отмена крепостного права в Прибалтике. Народы Кавказа. Устав об управлении инородцами.

1.7. – 1.9. Внутренняя политика после Отечественной войны 1812 года.  Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816 – 1825 гг. Либеральные и консервативные меры. Основные итоги внутренней политики Александра I. Первые тайные общества. Движение декабристов. Предпосылки возникновения и идейные основы движения. Декабристские организации: цели, участники. Южное общество; «Русская правда» П.И.Пестеля. Северное общество; Конституция Н.М.Муравьева. Выступления декабристов: события, причины поражения, итоги и значение.

1.10. Повторительно-обобщающий урок.

1.11. Внутренняя политика Николая I. Россия в годы правления Николая I. Преобразование государственного аппарата; кодификация законов.

1.12. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. Крестьянский вопрос. Реформы управления государственными крестьянами П.Д.Киселева. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина.

1.13.-1.14. Общественное движение в 1830-1850-е гг. Охранительное направление. Теория официальной народности. Оппозиционная общественная мысль. Славянофилы и западники об исторических путях России. Революционно- социалистические течения. Общество петрашевцев.

1.15. Национальная политика Николая I.  Народы России и национальная политика самодержавия в первой половине XIXв. Власть и религиозные конфессии.

1.16. Кавказская война. Причины и этапы войны. Имамат; движение Шамиля. Окончание и итоги войны.

1.17.-1.18. Внешняя политика Николая I . Европейская политика, Восточный вопрос. Крымская война: причины, участники, основные сражения. Героизм защитников Севастополя: В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин. Парижский мирный договор. Итоги и последствия войны.

1.19. – 1.20. Культура России в первой половине XIX в. Развитие науки и техники. Географические экспедиции, их участники. Образование: расширение сети школ и университетов. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Золотой век русской литературы: писатели и их произведения. Становление национальной музыкальной школы. Театр. Живопись: стили, жанры, художники. Архитектура: стили (классицизм, русский ампир), зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру.

1.21. Повторительно-обобщающий урок.

II. Россия во второй половине XIX в.( 23ч)

2.1. Крестьянская реформа 1861 года. Необходимость и предпосылки реформ. Император Александр II и его окружение. Радикалы, либералы, консерваторы: планы и проекты переустройства России. Подготовка Крестьянской реформы. Основные положения Крестьянской реформы. Значение отмены крепостного права.

2.2.-2.3.Либеральные реформы 60-70-х годов. Необходимость и предпосылки реформ. Земская, судебная, военная, городская реформы. Итоги и следствия реформ 1860-1870-х гг.

2.4. Национальная политика Александра II. Причины и последствия Польского восстания. Преобразования в Финляндии. Политика правительства на Кавказе. Национальные движения на Украине и в Белоруссии. Отношение правительства к еврейскому населению. Политика правительства в Поволжье.

2.5. Социально-экономическое развитие страны. Сельское хозяйство после отмены крепостного права. Развитие торговли и промышленности. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре общества. Положение основных слоев населения России.

2.6.-2.7. Общественное движение в России в последней трети XIX в. Консервативные, либеральные, радикальные течения в общественной мысли. Народническое движение. Идеология народничества. Теоретики революционного народничества: Бакунин, Лавров, Ткачев. Народнические организации. Народнический террор. Кризис революционного народничества. Зарождение российской социал-демократии. Начало рабочего движения.

2.8.-2.9. Внешняя политика Александра II.Особенности внешней политики, проводимой Александром II. Образование Туркестанского генерал-губернаторства. Утверждение России в Средней Азии. Дальневосточная политика России. Продажа Аляски. Балканский кризис. Причины, ход, итоги русско-турецкой войны.

2.10. Внутренняя политика на рубеже 70-80-х годов. Наступление консерваторов.  Деятельность Д.А.Толстого и П.А.Шувалова. Террористическая деятельность «Народной воли». Борьба правительства с терроризмом. Конституционный проект Лорис-Меликова. Убийство Александра II.

2.11. Повторительно-обобщающий урок.

2.12. Внутренняя политика Александра III. Начало царствования Александра III. Попытки решения крестьянского вопроса. Рабочее законодательство. Изменения в области просвещения и печати. Попытка восстановления привилегии дворянства. Причины ужесточения политического режима.

2.13.-2.14. Перемены в экономике и социальном строе.  Возрастание роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности. Экономические и финансовые реформы Бунге, Витте. Новые черты в развитии сельского хозяйства. Изменения в социальной структуре российского общества.

2.15. Общественное движение 80-90-х гг. Кризис революционного народничества. Либеральное движение. Распространение марксизма.  Деятельность консерваторов (Катков, Победоносцев).

2.16. Внешняя политика Александра III. Основные задачи внешней политики в 80-90-е гг. Ослабление российского влияния на Балканах. Русско-французские отношения. Азиатская политика.

2.17. Религиозная и национальная политика Александра III. Религиозная политика Александра III. Ужесточение политики в Прибалтике, Польше, Финляндии. Еврейский вопрос. Политика правительства в Средней Азии. Мусульманские движения.

2.18. Достижения науки и образования во второй половине XIX в. Развитие образования. Успехи русских ученых в области естественных наук.  Развитие географических знаний. Развитие гуманитарных наук.

2.19.-2.20. Художественная культура народов России. Расширение издательского дела. Литература и искусство: классицизм и реализм. Общественное звучание литературы. Расцвет театрального искусства. Живопись: академизм, реализм, передвижники. Архитектура. Достижения музыкального искусства. Место российской культуры в мировой культуре.

2.21. Новые черты в жизни города и деревни. Изменения в условиях жизни населения городов. Развитие связи и городского транспорта. Досуг горожан. Жизнь деревни.

2.22. Повторительно-обобщающий урок.

2.23. XIX век в истории России. Историческое и культурное наследие.

УМК:

1) История России. XIX в.: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.А.Данилов,Л.Г.Косулина. – 9-е изд.-М.: Дрофа, 2009.

2) Поурочные разработки к учебнику «История государства и народов России» / сост.А.А.Данилов.-М.: Просвещение, 2008.

3) Тесты по истории России. XIX в./О.И.Бородина, О.М.Михайлова.-М.: ВЛАДОС, 2000

4) Тесты по истории России: 8 класс: к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. XIX век.»/О.Н.Журавлева.-М.: Экзамен, 2007

5) Контрольно-тренировочные задания. История России. 8 класс. /авт-сост.Г.А.Борознина.-Волгоград:Учитель, 2010.

6) Тесты по истории России: 8 класс: к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России XIX»/Е.В.Симонова.-М.: Экзамен, 2011.  

7) Наглядные пособия (карты по истории России XIX в., схемы, портреты)

8) Дидактический материал (раздаточный материал)

.9) Компьютер, проектор, экран.

10) Электронная библиотека БЭ «Кирилла и Мефодия».

11) Мультимедийная энциклопедия по истории России XIX в

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК  по Всеобщей истории  Н.В.Загладина; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...