Рабочая программа по истории России 7 класс
календарно-тематическое планирование (история, 7 класс) по теме

Гатаулина Надежда Викторовна

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание, личностные, метапредметные, предметные результаты, основные знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_rossii_7_klass.docx35.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 «Согласовано»                                                      «Утверждаю»

                                  Заместитель директора школы                             Директор МБОУ «СОШ №1»

                                  по УВР МБОУ «СОШ №1»        ___________________________

                                 ____________________________                          Приказ № __ от «__»____2012г.

                                 «__»_______2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Гатаулиной Надежды Викторовны

I квалификационная категория

История России конец XVI-XVIII век

7 б, в

   

2012-2013 уч. год

Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории, авторской программы А.А.Данилова, В.А.Клоковой «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней», 2006 г., на основе обязательного минимума содержания исторического образования.

Рабочая программа предназначена учащимся 7 Б, В классов и ориентирована на использование учебника: Данилов А.А. История России конца XVI-XVIII веков: учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.-8-е изд. –М.: Просвещение, 2009. По программе на изучение истории России отводится 41 час из расчета 2 часа в неделю.

       Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль в развитии личности и социализации учащихся, приобщения их к культурным традициям, достижениям российского сообщества. В процессе обучения у учащихся формируются яркие образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Основная функция курса формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.

Календарно-тематическое планирование по истории России в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

-воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека;

-освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

-овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

-формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, национальными традициями;

-применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в обществе.

Задачи курса /История России XVII-XVIII в./

-Учащиеся должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем: методам исторического анализа; выявлению предпосылок; анализу целей и результатов; объяснению преимуществ и недостатков, выявлению общего и различного; объяснению фактов; сопоставлению различных суждений; использованию внешкольных источников информации; разным способам работы с учебной книгой.

-Учащиеся должны приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре; выработать отношение к истории как к способу понимания современности; рассматривать сложные проблемы современности через призму истории; уважать права человека и демократические ценности; понимать механизмы общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; выработать собственное отношение к традициям западной и восточной культуры.

Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся при изучении истории в 7 классе.

Знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников; важнейшие достижения культуры и систему ценностей России.

Уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискуссировать; анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту; классифицировать исторические события и явления по указанному признаку; сопоставлять однотипные процессы отечественной и зарубежной истории.

Учащиеся должны овладеть следующими компетенциями:

-коммуникативной;

-смыслопоисковой,

-компетенцией личностного саморазвития;

-информационно-поисковой;

-учебно-познавательной.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Характеристика

основных видов деятельности

учащихся

В том числе на:

Примерное количество часов на

самостоятельные

работы учащихся

Дата

Уроки

Творческие,

лабораторные,

практические

Контрольные работы

Введение в предмет (1 ч)

Историческое развитие России в XVI-XVIII в.

1

Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце XVI в.

1

 

Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII вв. (4 часа)

1.1.

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.

2

Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова.

2

1.2.

Смута в Российском государстве.

2

Объяснять смысл понятий Смута, самозванец, интервенция. Раскрывать, в чем заключались причины Смуты начала  XVI в. Показывать на карте направления походов Лжедмитрия, отрядов под предводительством Болотникова; направления походов польских и шведских интервентов, движения отрядов Второго ополчения. Высказывать и обосновывать оценку действий участников освободительных ополчений.

1,5

0,5

итого

5

4,5

0, 5 ч

Тема 2. Россия в XVII в. (10 часов)

2.1.

Экономическое  развитие России в XVII в.

1

Использовать информацию исторических карт при рассмотрении экономического развития России в XVII в. Объяснять значение понятий мелкотоварное производство, мануфактура, крепостное право. Обсуждать причины и последствия новых явлений в экономике.

1

2.2.

Основные сословия российского общества.

1

Составлять таблицу «Основные сословия в России в XVII в.» и использовать ее данные для характеристики изменений в социальной структуре общества.

1

2.3.

Политическое развитие страны.

1

Объяснять смысл понятия абсолютизм. Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. и использовать их для характеристики политического устройства России. Разъяснять, в чем заключались функции отдельных представительных и административных органов в системе управления государством. Характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича.

 

1

2.4.

Власть и церковь. Церковный раскол.

1

Объяснять смысл понятий церковный раскол, старообрядцы. Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола. Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума.

1

2.5.

Народные движения.

1

Раскрывать причины народных движений. Показывать территории и характеризовать масштабы народных движений, используя историческую карту.

1

2.6.

Внешняя политика России в XVII в.

2

Показывать на карте территорию России и области, присоединенные к ней в XVII в.; ход войн и направления военных походов. Объяснять в чем заключались цели и результаты внешней политики России в XVII в.

2

2.7.

Культура России в XVII в.

2

Составлять описание памятников культуры XVII в; характеризовать их назначение, художественные достоинства. Проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятелях отечественной культуры.

0,5

1

0,5

2.8.

Повторительно-обобщающий урок.

1

1

итого

10

6,5

2

1

0,5

Тема 3. Россия в первой четверти XVIII века. ( 9 часов)

3.1.

Россия на рубеже XVII-XVIII вв.

1

Характеризовать географическое и экономическое положение России на рубеже XVII-XVIII вв., используя историческую карту. Объяснять, в чем заключались предпосылки петровских преобразований.

1

3.2.

Начало царствования Петра I.

1

Составлять характеристику Петра I.

1

3.3.

Внешняя политика Петра I.

2

Объяснять причины Северной войны. Использовать историческую карту в рассказе о событиях Северной войны. Рассказывать об основных событиях и итогах Северной войны. Объяснять цели Прутского и Каспийского походов. Давать оценку внешнеполитической деятельности Петра.

1

1

3.4.

Преобразования Петра.

2

Характеризовать важнейшие преобразования Петра и систематизировать материал , составляя таблицу «Петровские преобразования». Объяснять смысл понятий и терминов протекционизм, меркантилизм, приписные и посессионные крестьяне.  Объяснять сущность царских указов о единонаследии, подушной подати. Приводить и обосновывать оценку итогов реформаторской деятельности Петра.

1

1

3.5.

Народные движения первой четверти XVIII в.

1

Показывать на карте районы народных движений. Характеризовать причины, участников и итоги восстаний.

1

3.6.

Изменения в культуре и быте первой четверти XVIII в.

1

Характеризовать основные преобразования в области культуры и быта. Составлять описание нравов и быта Петровской эпохи.

1

3.7.

Повторительно-обобщающий урок.

1

1

итого

9

6

1

1

1

Тема 4. Россия в 1725 – 1762 гг. (5 часов)

4.1.

Дворцовые перевороты.

2

Называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников. Систематизировать материал о дворцовых переворотах в форме таблицы. Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов.

1

1

4.2.

Внутренняя политика в 1725-1762 гг.

1

Характеризовать внутреннюю политику преемников Петра I. Составлять исторический портрет Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны.

1

4.3.

Внешняя политика России в 1725-1762 гг.

1

Характеризовать внешнюю политику преемников Петра I. Рассказывать об участии России в Семилетней войне, важнейших сражениях и итогах войны.

1

4.4.

Повторительно-обобщающий урок.

1

1

итого

5

3

1

1

Тема 5. Россия в 1762-1800 гг. (12 часов)

5.1.

Екатерина Великая. Внутренняя политика Екатерины Великой.

2

Раскрывать сущность понятия просвещенный абсолютизм. Рассказывать об основных мероприятиях и особенностях политики просвещенного абсолютизма в России. Представлять характеристику Екатерины Великой и ее деятельности.  Характеризовать положение крестьян во второй половине XVIII в. Сопоставлять экономическое развитие страны, социальную политику при Петре I и Екатерине II.

1

1

5.2.

Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.

1

Показывать на карте территорию и ход восстания под предводительством Е.Пугачева. Раскрывать причины восстания и его значение. Давать характеристику личности Е.Пугачева.

1

5.3.

Экономическое развитие России 1762-1800 гг.

1

Анализировать отрывки из жалованных грамот дворянству и городам для оценки прав и привилегий дворянства и высших слоев городского населения. Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества. Рассказывать об общественной мысли в России.

1

5.4.

Внешняя политика Екатерины Великой.

2

Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики. Показывать территории, вошедшие в состав Российской империи, места сражений в Русско-турецких войнах. Высказывать суждение о том, что способствовало победам русских войск. Составлять исторические портреты Суворова и Ушакова и оценивать их деятельность.

1

1

5.5.

Россия при Павле I. Внутренняя и внешняя политика.

2

Характеризовать основные мероприятия внутренней и внешней политики Павла I. Составлять исторический портрет Павла I.

1

1

5.6.

Культура России во второй половине XVIIIв.

2

Составлять описание отдельных памятников культуры XVIIIв. Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и культуры. Систематизировать материал в форме таблицы.

1

1

5.7.

Итоговое повторение.

2

Характеризовать вклад народов России в мировую культуру. Высказывать и аргументировать оценки наиболее значительных событий и явлений, а также отдельных представителей отечественной истории. Характеризовать общие черты и особенности исторического развития России.

1

1

итого

12

6

3

1

2

Общий итог

41

26

6

4

5

Содержание курса

Вводный урок. Историческое развитие России в XVI-XVIII вв. Страна на переломе веков. Династический кризис.

Тема 1.

1.1. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Пресечение династии московских правителей. Народные выступления. Появление самозванца. Основные понятия и термины: «заповедные лета», дети боярские, крепостное право, урочные лета.

1.2. Смута в Российском государстве. Причины и суть Смуты. Царствование Лжедмитрия I. Заговор бояр. Выступление Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Вторжение войск Польши и Швеции. Семибоярщина. Первое ополчение. Второе ополчение. Земский собор 1613 г. Основные понятия и термины: Смута, народное ополчение, интервенция, самозванец, национальное самосознание, семибоярщина.

Тема 2.

2.1. Экономическое развитие России в XVII веке. Последствия Смуты. Развитие сельского хозяйства. Ремесло. Появление мануфактур. Развитие торговли. Рост городов. Основные понятия и термины: барщина, оброк, мелкое товарное производство, мануфактура, наемный труд, предприниматель, промышленник, социальная база, бобыль, всероссийский рынок, ярмарка.

2.2. Основные сословия российского общества. Дворянское сословие. Бояре. Крестьяне. Городское население. Духовенство. Казачество. Основные понятия и термины: белые слободы, владельческие крестьяне, черносошные крестьяне, подворная подать.

2.3. Политическое развитие страны. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Земские соборы. Боярская дума. Приказы. Местное управление. Соборное уложение 1649 года. Основные понятия и термины: волость, крепостничество, самодержавие, стан.

2.4. Власть и церковь. Церковный раскол. Роль церкви в период Смуты. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Реформы Никона. Усиление разногласий между церковью и светской властью. Церковный собор 1666-1667 гг. Протопоп Аввакум. Основное понятие: протопоп.

2.5. «Бунташный век». Народные движения. Причины и особенности народных выступлений. Соляной бунт. Медный бунт. Восстание Степана Разина. Выступления старообрядцев. Основные понятия и термины: народный бунт, старообрядцы.

2.6. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Воссоединение Украины с Россией. Русско-польская война 1654-1667 гг. Русско-турецкая война 1676-1681 гг. Крымские походы. Освоение Сибири. Основные понятия и термины: быдло, гетман, голытьба, реестровые казаки.

2.7. Культура России в XVII в. Образование. Выпуск печатных книг. Научные знания. Русские первопроходцы. Литература. Архитектура. Живопись. Театр. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян. Основные понятия и термины: обмирщение, парсуна, изразцы, Славяно-греко-латинская академия, жанр.

2.8. Контрольная работа № 1.

Тема 3.

3.1. Россия на рубеже XVII-XVIII вв. Усиление западного влияния на Россию. Симеон Полоцкий. Реформы Ордина-Нащокина. Преобразовательные плану Голицына. Юрий Крижанич. Основное понятие: регентство.

3.2. Начало царствования Петра I. Детство Петра. Двоецарствие. Царевна Софья. Азовские походы. Великое посольство. Основные понятия и термины: лавра, брандер.

3.3. Внешняя политика Петра Великого. Начало Северной войны. Нарвская конфузия. Реорганизация армии. Полтавская битва. Прутский поход. Морские сражения. Ништадтский мир. Основные понятия и термины: антихрист, конфузия.

3.4. Преобразования Петра. Реформа центрального управления. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Областная реформа. Реформа городского управления. Церковная реформа. Царевич Алексей. Экономическая политика Петра. Развитие сельского хозяйства. Развитие мануфактурного производства. Развитие ремесел и торговли. Денежная и налоговая реформы. Значение петровских преобразований. Основные понятия и термины: абсолютизм, аристократия, валюта, меркантилизм, подушная подать, приписные крестьяне, протекционизм.

3.5. Народные движения первой четверти XVIII в. Причины народных выступлений. Астраханское восстание. Восстание К.Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Выступления работных людей. Значение народных выступлений. Основные понятия и термины: работные люди, отходники, посессионные крестьяне.

3.6. Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в. Образование. Наука. Художественная культура. Перемены в быте. Значение культурного наследия Петровской эпохи. Основные понятия и термины: ассамблея, гравюра, кант, клавикорды.

3.7. Контрольная работа № 2.

Тема 4.

4.1. Дворцовые перевороты. Причины и сущность дворцовых переворотов. Екатерина I. Петр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Иван Антонович. Елизавета Петровна. Петр III. Основные понятия и термины: кондиции, фаворитизм.

4.2. Внутренняя политика в 1725-1762 гг. Перемены в системе центрального управления. Укрепление позиций дворянства. Политика в отношении крестьянства. Изменения в системе городского управления. Политика в отношении казачества. Политика в области мануфактурного производства. Основные понятия и термины: откуп, подряд.

4.3. Внешняя политика России в 1725-1762 гг. Основные направления внешней политики. Отношения с Речью Посполитой. Русско-турецкая война 1735-1739 гг. Русско-шведская война 1741-1743 гг. Продвижение России на Восток. Семилетняя война. Итоги внешней политики.

4.4. Контрольная работа № 3.

Тема 5.

5.1. Екатерина II. Внутренняя политика Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма». Деятельность Уложенной комиссии. «Жалованная грамота дворянству». Ужесточение внутренней политики. Основные понятия и термины: каторга, межевание, монополия, просвещенный абсолютизм, секуляризация.

5.2. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Причины войны. Программа Пугачева. Основные этапы войны. Значение крестьянской войны.

5.3. Экономическое развитие России в 1762-1800 гг. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Вольное экономическое общество. Сельское хозяйство. Промышленность. Торговля. Финансы. Итоги развития экономики.

5.4. Внешняя политика Екатерины II. Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1787-1791 гг. Греческий проект Екатерины. Участие России в разделах Речи Посполитой. Война со Швецией. Отношения с Англией. Борьба с революционной Францией. Результаты внешней политики Екатерины. Основные понятия и термины: буферное государство, коалиция, нейтралитет.

5.5. Россия при Павле I. Внешняя и внутренняя политика России в конце XVIII в. Воспитание Павла. Изменения внешнеполитического и внутреннего курса. Заговор 11 марта 1801 г.

5.6. Культура России во второй половине XVIII в. Академия наук. М.В.Ломоносов. Развитие естественных наук. Академические экспедиции. Техники и изобретатели. Система образования. Литература. Русский театр. Музыка. Живопись и скульптура. Архитектура. Основные понятия и термины: мортира, обсерватория, регион, ритор, суппорт, барокко, классицизм, сентиментализм.

5.7.Итоговая контрольная работа № 4.

Перечень учебно-методического обеспечения.

1.Настенные исторические карты по курсу.

2.Наглядные пособия (плакаты, схемы, портреты).

3.Раздаточный материал.

4. Компьютер, проектор, экран.

5.Электронная библиотека «Кирилл и Мефодий».

6.Мультимедийная энциклопедия «Войны России».

7.Мультимедийная энциклопедия «Культура России».

8.Рабочие тетради по истории России.

9.Тесты по истории России: 7 класс: к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России конец XVI-XVIII век. 7 класс»/Е.В.Симонова.-М.: «ЭКЗАМЕН», 2010.

10. Поурочные разработки по истории России: конец XVI-XVIII век. 7 класс.-М.: «ВАКО», 2006.

11. История России. 7 класс: контрольно-тренировочные задания. Проверочные тесты/авт.-сост.Т.В.Петрова. - Волгоград: «Учитель», 2010.

Литература для учащихся.

1.Валишевский К. Петр Великий.-М.: «ИКПА», 1990.

2.Виноградов В.Н. Борьба России за выход к Черному морю в XVIII-XIX вв.//Преподавание истории в школе № 4 стр.2-7, 2005.

3.Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времен до наших дней. Вопросы к олимпиаде. -М.: «ВЛАДОС», 2001.

4.Ежов В.В. Самые знаменитые заговоры и перевороты России. –М.: «ЭКСМО», 2002.

5.Коняев Н.М. Романовы. Расцвет и гибель династии. -М.: «Вече», 2006.

6.Павленко Н.И. Тайны Петровской эпохи. –М.: «Вече», 2006.

7.Шишов А.В. Тайны эпохи Екатерины II. –М. «Вече», 2006.

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК  по Всеобщей истории  Н.В.Загладина; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...