Урок в 6 классе по теме "Крещение Руси"
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Учитель: Перед Вами понятия, объединенные одним смыслом, определите каким. Что объединяет эти слова: язычество, христианство, митрополит, епископы, монастыри, церковь, патриарх, ересь, церковный устав.
Учащиеся актуализируют свои знания по религии восточных славян; пытаются выделить главное отличие язычества от христианства; выясняют, что первоначально Владимир был приверженцем язычества;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_kreshchenie_rusi.docx | 23.22 КБ |
prezentaciya.pptx | 1.63 МБ |
pril1.doc | 24.5 КБ |
pril2.doc | 26 КБ |
achaiko6.mid | 9.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Крещение Руси», 6 класс
учитель истории МОУ СОШ №11 с.Золотое
Кадыкова Татьяна Александровна
Цели урока:
- Образовательные – познакомить учащихся с причинами принятия христианства по византийскому образцу, событиями крещения Руси, методами крещения.
- Развивающие - развитие творческих способностей, аналитического мышления, навыков работы с источниками и литературой, устной речи, умения аргументировать свою точку зрения
- Воспитательные - воспитание патриотизма, развитие коммуникативной культуры, умения слушать.
Оборудование: карта “Русь в IX – XII вв.”; исторические картины по теме «Крещение Руси», аудиозаписи , исторические документы ; контурные карты, мультимедийный проектор, компьютер, экран
Ход урока
Учитель: Перед Вами понятия, объединенные одним смыслом, определите каким. Что объединяет эти слова: язычество, христианство, митрополит, епископы, монастыри, церковь, патриарх, ересь, церковный устав.
Учащиеся актуализируют свои знания по религии восточных славян; пытаются выделить главное отличие язычества от христианства; выясняют, что первоначально Владимир был приверженцем язычества;
Учитель просит учащихся сформулировать тему урока: «Крещение Руси» (Презентация. Слайд 1)
Учитель: Какие религии были уже известны к этому времени? (ответы учащихся).
На карте “Русь в IX – XII вв.” покажите соседей Древнерусского государства, на контурных картах отметьте эти государства.
Какую религию исповедовали эти государства. (ответы учащихся :Волжская Болгария (ислам) ; Хазарское царство (иудаизм); Византийская империя (православие); Германская империя, Польша (католичество).
Учитель: Какую веру исповедовали жители Древней Руси до правления князя Владимира? (Ответы учащихся: язычество – многобожие) .Однако попытка превратить язычество в государственную религию, объединить различные верования и божества была неудачной. Язычество разделяло людей. Нужна была вера в одного Бога, которая бы объединяла русский народ. Перед Владимиром встал вопрос, какую религию выбрать.
Ученикам предлагается в ходе урока сформулировать и записать в тетради этапы Крещения Руси.
Учитель: Как рассказывает нам Нестор-летописец в «Повести временных лет», первоначально к Владимиру пришли послы из четырёх разных государств (показывает по карте), чтобы рассказать князю о своей вере. Владимир выслушал всех и задал вопросы. Однако сделать выбор князь не смог. О том, что было дальше, мы узнаем из исторического источника – отрывка из «Повести временных лет». («Выбор веры» - Приложение 1).
После прочтения текста учащиеся отвечают на вопросы к источнику.
- Куда и зачем отправил послов князь Владимир?
- Почему было решено принять крещение от греков? Можно ли считать, что основную роль в выборе веры сыграла красота религиозных обрядов?
- Чем руководствовался князь Владимир при выборе веры – личными или государственными соображениями?
- Как Вы думаете, почему князь Владимир сделал выбор в пользу христианства?
Несколько учеников читают одноименный раздел в учебнике.
- Вопрос к ученикам, работавшим с текстом учебника: «Что интересней и полней раскрывает суть события – исторический источник или учебник?»
Ответы учащихся.
Звучит музыкальный фрагмент из «Литургии Иоанна Златоуста» П.И. Чайковского . Учитель показывает картинки с элементами церковного убранства православного храма.(Слайд 3)
Учитель: Что же поразило бояр - послов в греческом храме?
Учащиеся делают выводы: Владимир решил принять православие, т. к.: православные храмы – красочны; вера не противоречила русским обычаям; на Руси были христиане – Ольга (бабка Владимира).
Учитель дополняет ответы учащихся на вопрос о причинах принятия крещения от греков: христианство проповедовало миролюбие, милосердие, гуманизм, равенство людей, свободу выбора, духовную самостоятельность личности. За свои поступки человек отвечал перед Богом. Христианство отличало благолепие. Идея «единое государство – единый князь – единый Бог».
Учитель коротко рассказывает о крещении Владимира в Корсуни в 988 году.(Слайд 4)
Работа учащихся с отрывком из «Повести временных лет» «Крещение киевлян»(Приложение 2) и картиной К.В. Лебедева «Крещение киевлян»
( Слайд 5).
Учащиеся отвечают на вопросы:
- Где и как крестили киевлян? Почему крещение происходит в воде?
- Объясните слова князя Владимира: «Если не придет кто завтра на реку креститься – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом»,
- Охотно ли расставались киевляне со старой верой?
Ответы учащихся.
Учитель проверяет записи в тетради: «Основные события Крещения Руси».
- Приход к князю Владимиру проповедников религий из разных стран
- Отправление Владимиром бояр-послов для выбора веры
- Крещение князя Владимира в Корсуни
- Крещение Руси
Творческое задание : выскажете свое мнение, нужно ли было крестить Русь? Если да, то как, если нет – почему? (Слайд 6)
Учитель: На основе всего услышанного давайте вместе ответим на вопрос: « В чем же значение крещения Руси?»
Ответы учащихся.
Идет работа по записям на доске. Учащиеся заносят в тетрадь основные положения ( Слайд 7).
Значение крещения Руси:
- Объединение восточнославянских племен
- Укрепление власти князя
- Создание церковной организации
- Развитие просвещения и культуры
- Смягчение нравов.
Подведение итогов.
- Что на уроке было для вас новым? Что вы узнали? Чему научились?
- Как вы оцениваете свою работу?
Домашнее задание
§ «Крещение Руси»
Используемые источники:
- Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. С древнейших времен до конца ХVI века. Учебник для 6 класса. М.: Просвещение, 2010
- Попкова И.В. Урок "Крещение Руси» – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles
- Симонова Е. В. Поурочные разработки по истории России: 6 класс. М.: Экзамен, 2006
- Серов Б. Н., Гаркуша Л. М., Лескинен М. В. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца ХVI века 6 класс. М.: ВАКО, 2003
- www.lesson-history.narod.ru
- http://ru.wikipedia.org/wiki/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Князь Владимир
Православные храмы
Крещение князя Владимира в в Корсуни в 988 году
К.В.Лебедев . Крещение киевлян.
Нужно ли было крестить Русь?
В.Васнецов. Крещение Руси Значение крещения Руси: Объединение восточнославянских племен Укрепление власти князя Создание церковной организации Развитие просвещения и культуры Смягчение нравов.
Используемые источники: http://images.yandex.ru/yandsearch http://classic-online.ru/ru/production/3113 http://ru.wikipedia.org/wiki/
Предварительный просмотр:
Приложение 1
ВЫБОР ВЕРЫ
В год 986. Пришли болгары магометанской веры, иноземцы от папы из Рима , а после них хазарские евреи, и хвалили каждый закон. Затем прислали греки к Владимиру философа. Он много говорил о жизни и смерти, о бытии всего мира. И запала Владимиру на сердце мысль креститься, и сказал он: "Подожду еще немного", желая разузнать о всех верах.
В год 987. Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: "Вот приходили ко мне болгары, говоря: "Прими закон наш". Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя. Что же вы посоветуете? что ответите?".
И сказали бояре и старцы: "Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь поистине все разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, у кого какая служба и кто как служит Богу".
И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом 10, и сказали им: "Идите сперва к болгарам, к немцам и к грекам и испытайте веру их".
Пошли русские к болгарам, к немцам и к грекам.
Когда же они вернулись в землю свою, созвал князь Владимир бояр своих и старцев, и сказал им: "Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними", - и обратился к послам: "Говорите перед дружиною".
Они же сказали: "Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, и нет в них веселья, только печаль великая. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать".
Сказали же бояре: Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей".
И спросил Владимир: "Где примем крещение?".
Они же сказали: "Где тебе любо".
Предварительный просмотр:
Приложение 2.
Крещение киевлян
После всего этого Владимир… вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы - одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками.
Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, - чтобы принял он возмездие от людей. "Велик ты, Господи, и чудны дела твои!". Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: "Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его". Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор.
Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом".
Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре". На следующий же день вышел Владимир с попами … на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол говорил, стеная: "Увы мне! Прогнан я отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками; не смогу уже царствовать более в этих странах". Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, воззрел на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу". И сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых.
В год 989. Задумал Владимир создать церковь пресвятой Богородице, и послал привести мастеров из Греческой земли. И начал ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами, и поручил ее Анастасу Корсунянину, и поставил служить в ней корсунских священников, дав ей все, что взял перед этим в Корсуни: иконы, сосуды и кресты. И сказал так:
- Даю церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока 6 класс "Князь Владимир и крещение Руси"
Цель урока: рассмотреть историю Древнерусского государства при князе Владимире, причины, процесс и итоги крещения Руси.Задачи: дать учащимся представление о Древнерусском государстве при Владимире; по...
урок истории в 10 классе "Архитектура Древней Руси"
Методическая разработка может использоваться на уроке истории России по теме "Культура Древней Руси" и на уроках МХК....
Конспект урока 10 класс история тема: "Иван 3- государь всея Руси"
Данный урок завершает решение основных проблем России XIII – XV веков.На уроке нашло применение приёмов различных технологий как проблемного обучения ( постановка и решение проблем темы урока); ...
Методическая разработка урока по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков", 6 класс, история России.
Представленная разработка рекомендуется для проведения интегрированного урока истории и литературы в 6 классе по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков".Замысел урока: урок – путешествие, «погружение ...
Конспект урока музыки в 6 классе "Колокола на Руси"
Задачи урока: познакомить с колокольными звонами как ярким явлением русской православной культуры. Путем исследования определить, какой след оставили звоны в русской классической музыке.Используется м...
СЦЕНАРИЙ ЭВРИСТИЧЕСКОГО УРОКА ПО ТЕМЕ «СВЯТОЙ ЗАЩИТНИК РУСИ – АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ». 6 КЛАСС.
Тип урока: проблемный урок-исследование.Предметная цель урока: восприятие и первичное осознаниенового материала по теме урока.Метапредметная цель урока: создание условий для формирования универсальных...
урок по МХК в 10 классе "Архитектура Киевской Руси"
Урок по МХК в 10 классе "Архитектура Киевской Руси" включает конспект и презентацию по теме....