урок по МХК в 10 классе "Архитектура Киевской Руси"
план-конспект урока по мхк (10 класс) по теме
Урок по МХК в 10 классе "Архитектура Киевской Руси" включает конспект и презентацию по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
файл включает конспект урока и презентацию | 1.97 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА:«Архитектура Киевской Руси»
Цель урока: раскрыть особенности становления художественной культуры Киевской Руси на древнерусских памятниках - соборе Святой Софии в Киеве и соборе Святой Софии в Великом Новгороде.
Задачи урока: обозначить важнейшие черты древнерусского искусства,
показать теснейшую связь с языческой культурой, традициями византийской культуры, выявить основные черты древнерусского зодчества,
формировать умение учащихся ярко и образно воспринимать и оценивать произведения искусства, отбирать интересный материал из разных источников.
Оборудование: АРМ учителя; презентация по теме, изображения храмов: Святой Софии в Киеве, Новгородского Софийского собора, Десятинной церкви;
Тип урока – урок изучения новой темы
План урока:
1. Организационный момент.
2. Вызов. Определение темы урока, первое знакомство с особенностями зодчества Древней Руси. Создание проблемной ситуации: составление кластера и формулировка задачи урока.
3. Осмысление. Работа с кластером. Формулировка проблемы: причины и особенности архитектуры. В чем своеобразие древнерусского зодчества 10-12 веков?
Историческая обусловленность развития архитектуры Древней Руси, её общие и отличительные черты.
4. Рефлексия. Составление синквейна.
5.Подведение итога урока.
6. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вызов. На столах лежат тексты с отрывком из "Повести временных лет". Прочтите и определите, о каком церковном сооружении ведется речь?
В год 6497. После этого жил Владимир в христианском законе, и задумал создать церковь пресвятой Богородице, и послал привести мастеров из Греческой земли. И начал ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами, и поручил ее Анастасу Корсунянину, и поставил служить в ней корсунских священников, дав ей все, что взял перед этим в Корсуни: иконы, сосуды и кресты.
<…> В год 6504. Увидел Владимир, что церковь построена, вошел в нее и помолился Богу, говоря так: «Господи Боже! Взгляни с неба и воззри. И посети сад свой. И сверши то, что насадила десница твоя, – новых людей этих, сердце которых ты обратил к истине познать тебя, Бога истинного. Взгляни на церковь твою, которую создал я, недостойный раб твой, во имя родившей тебя матери приснодевы Богородицы. Если кто будет молиться в церкви этой, то услышь молитву его, ради молитвы пречистой Богородицы». И, помолившись Богу, сказал он так: «Даю церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов». И уставил так, написав заклятие в церкви этой, сказав: «Если кто отменит это, – да будет проклят». И дал десятую часть Анастасу Корсунянину. И устроил в тот день праздник великий боярам и старцам градским, а бедным роздал много богатства.
Слайд 1. Десятинная церковь.
Учитель: Первая церковь, заложенная в Киеве в 989г., в народе называлась Десятинной, т.к. князь Владимир сам отдавал десятую часть своих доходов на ее содержание и велел всем верующим делать то же самое. При ней была собрана богатейшая библиотека, монахи работали над составлением летописания и жития святых. Церковь простояла два века и была разрушена монголо-татарскими завоевателями.
Слайд 2. Учитель: Тема нашего занятия. «Архитектурный облик Древней Руси». Откройте свои тетради, запишите дату и тему.
Задание: составить кластер к тексту §16.1 и сформулируйте задачу урока.
3. Осмысление. Работа с кластером. Какую задачу вы поставили?
(Конкретизирую задачу: выделить особенности древнерусского зодчества, источник происходящих перемен в архитектурном облике Древней Руси).
Учитель: В каком году Русь приняла христианство? (988г. при князе Владимире)
С принятием православия на Русь пришёл и новый стиль строительства.
Какие особенности в зодчестве вы выделили?
Слайд 3. Собор Святой Софии в Киеве и Софийский храм в Великом Новгороде.
Посмотрите на храмы, что в них общего?
(тип храма-крестово-купольный, каменная постройка).
Опишите храмы, используя кластер.
Собор Святой Софии в Киеве: (пятинефный крестово-купольный храм; стены выложены красным кирпичом и серым гранитным камнем – плинфой, чередующимися с розовой цемянкой – раствором извести, песка и толченого кирпича; сочетание серого и красного цветов с розоватым оттенком придавало зданию особую нарядность;13 куполов (двенадцать куполов напоминают об апостолах (учениках Иисуса Христа), купол, находящийся в центре, символизирует самого Христа)
Храм Святой Софии новгородской: (пятинефное крестово-купольное сооружение, 5 куполов в центре: длинные проемы окон в сочетании с гладкими стенами и лопатками делают храм выше, строже, монолитнее.)
Какие отличительные особенности храмов вы можете назвать?
Какова роль храмов? (место защиты)
Назовите еще один храм Святой Софии. (храм Святой Софии в Византии) (слайд 4)
Учитель: Появление трех однотипных в своей основе Софийских соборов подчеркивало политическое и культурное единство Руси, духовную связь с Византией.
4. Рефлексия. Какое впечатление оказывают соборы на вас?
- Какие ассоциации вызывают образы храмов?
Напишите синквейн.
Чтение синквейнов.
5.Подведение итога урока. Оцените вашу работу на сегодняшнем уроке (приложение 2)
6. Домашнее задание: §16.1, описание одного их храмов по плану (приложение 3): создание ситуации: "Я - экскурсовод".
Приложение 1. Кластер по теме "Архитектурный облик Древней Руси".
Приложение 2
Лист самооценки:
1.На уроке я работал… - активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я… - доволен / не доволен
3.Урок для меня показался…- коротким / длинным
4.За урок я -не устал / устал
5.Мое настроение - стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был -понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен/не интересен
Приложение 2.
План описания храма.
1. Какое ощущение может испытывать посетитель? Принадлежность к виду архитектуры (объёмные сооружения, ландшафтная, градостроительство)
2. Как помогают эмоциональному впечатлению от произведения его масштаб, формат, горизонтальное, вертикальное или диагональное расположение частей, использование определенных архитектурных форм, распределение света в архитектурном памятнике?
3. Что видит посетитель, стоя перед фасадом?
4. Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным?
5. Какими средствами архитектор выделяет главное (тип храма, количество и форма куполов, высота собора, длина собора, ширина собора).
6. Художественные средства и приёмы создания архитектурного образа (симметрия, пропорции, светотень, цветовая моделировка, материал, который лёг в основу и т.д.)
7. Попробуйте представить, какие события могут чаще происходить в данном архитектурном сооружении?
8. Носят ли символический характер композиция произведения и ее основные элементы: купол, арка, свод, стена, башня, штиль?
9.Каково название произведения? Культурно-историческая эпоха. Век. Местонахождение архитектурного объекта.
10. Что по-вашему хотел передать людям автор произведения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока истории на тему "Культура и искусство Киевской Руси"
урок истории для 7 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Культура и искусство Киевской Руси"....
урок по истории «Феодальная раздробленность Киевской Руси»
Обобщить и систематизировать знания учащихся о развитии феодального строя, его характерных чертах. Решать проблемные задачи, работать с картой....
Открытый урок по истории. Тема урока: "От киевской Руси к Московскому государству".
Повторительно-обобщающий урок по истории на тему "От киевской Руси к Московскому государству" с применением информационных технологий....
Урок истории по теме "Культура Киевской Руси"
Первый урок из двух по теме "Культура Киевской Руси". Содержит презентацию и карточки для домашнего задания....
Урок "Культура Киевской Руси" презентация к уроку
Презентация к уроку "Культура Киевской Руси", конспект где-то рядом должен быть...
Урок. Былины - источник знаний о Киевской Руси. 7 класс.
Разработан для обучающихся с интеллектуальными нарушениями....
Презентация к уроку "Былины - источник знаний о Киевской Руси".
Составлена к уроку по учебнику Б.П. Пузанова " История России" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. 7 класс....