СЦЕНАРИЙ ЭВРИСТИЧЕСКОГО УРОКА ПО ТЕМЕ «СВЯТОЙ ЗАЩИТНИК РУСИ – АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ». 6 КЛАСС.
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Тип урока: проблемный урок-исследование.
Предметная цель урока: восприятие и первичное осознание
нового материала по теме урока.
Метапредметная цель урока: создание условий для формирования универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер, что обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития.
Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.
Рефлексивная деятельность учеников: самоосмысление и самоопределение.
Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: подача учебного материала с учётом зоны ближайшего и актуального развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_evristicheskogo_uroka_zashchitnik_rusi.docx | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Третьякова Ирина Николаевна учитель истории МБОУ СОШ №4 города Аксая Ростовской области.
СЦЕНАРИЙ ЭВРИСТИЧЕСКОГО УРОКА ПО ТЕМЕ «СВЯТОЙ ЗАЩИТНИК РУСИ – АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ». 6 КЛАСС.
Тип урока: проблемный урок-исследование.
Предметная цель урока: восприятие и первичное осознание
нового материала по теме урока.
Метапредметная цель урока: создание условий для формирования универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер, что обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития.
Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.
Рефлексивная деятельность учеников: самоосмысление и самоопределение.
Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: подача учебного материала с учётом зоны ближайшего и актуального развития.
Задачи урока:
- продолжить формирование навыков работы с текстовой информацией (критическое чтение источников, их сопоставительный анализ, выявление противоречий, определение причинно-следственных связей, характеристика исторического события, выявление структуры исторического события, формулирование аргументированного ответа с выводом или обобщением);
- продолжить формирование навыков преобразования информации;
- продолжить формирование навыков определения проблемы и постановки задач урока;
- развитие мотивационной, эмоциональной, волевой сферы учащихся;
- развитие коммуникативных умений на основе развития речемыслительной деятельности.
Воспитательные задачи:
- Содействовать формированию таких мировоззренческих понятий как причино-следственные связи и отношения.
- Способствовать формированию таких личностных качеств как способность принимать актуальные решения и нести за них ответственность.
- Способствовать формированию таких понятий как долг перед Родиной, патриотизм.
Социально-значимая проблема – развитие учебно-познавательной, мировоззренческой компетентностей.
Личностно-значимая проблема – какое значение имеет способность человека принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность?
Показатели планируемого результата решения задач: активные действия учащихся с объектом изучения. Максимальное использование самостоятельности в получении новых знаний.
Используемые методы: метод «вживания», метод смыслового видения, метод «если бы…».
Средства создания коммуникативной среды:
УМК А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России с древнейших времён до конца XVI века»; 6 класс; презентация к уроку, информационный лист.
ХОД УРОКА.
Актуализация темы и постановка проблемы.
На столах у учащихся информационные листы с текстами к уроку.
На экране слайд с изображением Александра Невского. Звучит запись хора Валаамского монастыря «Боже, спаси родную Русь!».
Учитель: в ночь на 14 ноября 1263 года в городе Горобце на Волге умер князь. Слуги привезли его тело к городу Владимиру. «Митрополит Кирилл, князья, бояре, весь народ, малые и великие, встречали его со свечами и кадилами. И были вопль и тоска, как никогда не бывало, и земля сотряслась. «Чадь мои, – сказал митрополит, – знайте, что зашло солнце земли Суздальской!»». Так летописец описал это событие. «Духовенство, бояре, народ, – писал историк Карамзин, – в глубокой скорби повторяли одно слово: «Погибаем!»…..несмотря на жестокий зимний холод, митрополит, князья, все жители Владимира шли ко гробу до Боголюбова; не было человека, который бы не плакал не рыдал….всякому хотелось сказать ему, как живому, чего Россия в нем лишилась».
Князя похоронили во Владимире в монастыре Рождества Богородицы. Русская православная Церковь причислила его к лику святых. Этот человек уже при жизни заслужил имя великого полководца. Его имя в 19 веке носили три русских императора и переводится оно как «Защитник».
Вопрос: как вы думаете, кто этот человек?
Учитель выслушивает ответы учеников, которые в начальной школе знакомились с личностью Александра Невского.
Учитель: в 1724 году по указания Петра I прах святого князя был перенесён в Санкт-Петербург и погребён в Александро-Невской лавре. Вопрос: что вы знаете о подвигах Александра Невского? Чем он заслужил славу и память потомков?
Ответы учеников.
Учитель: давайте обратимся и историку Карамзину и ответим на вопросы:
- Почему историк называет Русь «горестным отечеством»?
- В чём состоял подвиг Александра Невского?
- Какие качества Александра Невского позволили ему одержать победу над иноземными захватчиками?
Ученики смотрят видеофрагмент (76 серия) мультимедийного варианта «Истории государства Российского» Карамзина Н. М. «Александр Невский» и отвечают на поставленные вопросы.
Учитель: в 13 веке во время нашествия монголо-татар на Русь многие русские люди показывали чудеса мужества и героизма. Почему же именно Александр Невский так почитаем и сегодня?
Обратимся к тексту историка В. О. Ключевского. Учащиеся смотрят видеофрагмент (77 серия) мультимедийного варианта «Истории государства Российского».
Учитель: какие качества Александра Невского выделяет историк? Выделите наиболее значимые, на ваш взгляд и приведите конкретные факты, подтверждающие ваш выбор.
Ответы учащихся.
Учитель: Ещё в 1725 году в память о подвигах князя был учреждён орден Святого Александра Невского, который давался за военные и гражданские заслуги.
В 1942 г. в тяжёлые дни Великой Отечественной войны был учреждён советский орден Александра Невского, которым награждались генералы и офицеры, отличившиеся в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.
Слайды с кавалерами орденов.
Учитель: чему учат нас подвиги Александра Невского?
Ответы учеников. Дети обычно называют мужество, патриотизм.
Учитель: дайте определение понятиям «мужество» и «патриотизм».
Выслушав ответы учеников, учитель, вместе с учащимися формулирует эти понятия.
Учитель: что было бы с нашей страной, если бы не было таких людей, как Александр Невский и тех героев, которые награждены орденами его имени?
Ответы учеников.
Учитель: таким людям, как Александр Невский и всем защитникам отечества посвятил свои строки поэт:
Русь моя! Великая Держава!
Много претерпела Ты невзгод.
Но всегда служил Тебе исправно
Твой бесстрашный, преданный народ.
Нечисть не однажды покушалась
Навсегда расправиться с Тобой,
Но всегда сыны Твои являлись
И с врагом вступали в смертный бой!
О победе в этой славной битве
Не устанут песни сочинять,
Ну а князя Невского в молитвах
Просят Русь Святую охранять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЦЕНАРИЙ ЭВРИСТИЧЕСКОГО УРОКА ПО ТЕМЕ « Какого цвета Греция?» (Знакомство с географией и природными условиями Древней Греции). 5 класс
Общая характеристика урокаТип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний;Цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала;Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осм...
Презентация к уроку по теме "Древнерусская литература. Крещение Руси. Александр Невский"
Презентация к уроку содержит богатый иллюстративный материал, теоретические сведения о Древнерусской литературе, историю жизни Александра Невского. Может быть использована как дополнение к урокам лите...
Классный час на тему "Святой благоверный князь Александр Невский-опора земли Русской"
Тематика работы отражает жизнь и подвиг Святого благоверного князя Александра Невского.Рассказывает о страницах истории Отечества, о ледовом побоище 1242 года."Кто на Русь с мечом придет, т...
Система интегрированных уроков « Святой благоверный князь Александр Невский – защитник земли русской»
В рамках XXIХ Рождественских образовательных чтений по теме «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» был проведён ряд интегрированных уроков: ...
Сценарий мероприятия, посвящённого Дню памяти Святого Благоверного князя Александра Невского.
В 2020 году исполняется 800 лет со Дня рождения великого русского полководца Александра Невского. Сценарно-методические рекомендации составлены для работников образовательных учреждений в помощь при п...
Урок Мужества. День святого благоверного князя Александра Невского - войсковой праздник Кубанского казачьего войска.
История казачества – это неотъемлемая часть прошлого кубанской земли и всей страны, а также важная составляющая настоящего и будущего России. Кубанское войско стало символом мужества, беззаветной пред...
Открытый урок на тему: "Святой Благоверный князь А.Невский"
Мои публикации...