Разработка урока по истории древнего мира, 5 кл. Первобытка
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
урок-игра,по первобытной истории,построенный на краеведческом материале по первобытной истории Омской области
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ « Антоновская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка урока:
ОДИН ДЕНЬ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ.
(5 кл. Предмет: историко-культурное наследие народов Омского Прииртышья.)
Выполнила: ШААФ О. В.,
учитель истории ,
обществознания, ИКННОП.
Антоновка – 2003
5 кл.
Историко - культурное наследие народов Омского Прииртышья.
Тема урока: Один день в первобытном обществе.
Тип урока: совершенствование ЗУН.
Вид урока: урок-игра
Установочные положения:
- Обобщающее занятие с введением элементов нового знания;
- активизация творческого потенциала учащихся через возможность оказаться в той или иной спроектированной ситуации;
- игра вызывает сопереживание, эмоциональность, причастность к событиям, зрелищность;
- вызывает интерес к предмету ИКННОП;
- игру можно провести как внеклассное мероприятие.
ЦЕЛЬ:
В ходе анализа сюжетов (сценок) дать учащимся поразмышлять над ситуацией, объяснить свое поведение и решение.
ЭТАПЫ ИГРЫ
- Подготовительный: - распределение ролей ( жеребьевка);
- постановка заданий;
- подготовка оснащения игры.
- Основной - собственно игра.
- Завершающий - подведение итогов.
Оформление:
- Детям, по мере изучения тем раздела 1. Культура каменного века
( 12-3 тыс. до н. э.) [1] даются задания:
- нарисовать орудия труда первобытного
человека в натуральную величину;
- принести рисунки на тему : «Первобытные охотники»;
- Животный мир в древности- наскальные изображения первобытных художников.
Работы детей оцениваются и используются для оформления игры.
2) Заранее выбираются два старейшины племен. Это нужно для того, чтобы ребята могли приготовить костюмы.
Первый этап игры.
Класс делится на племена согласно жеребьевки. Рассаживаются по своим рядам. Тем, кто говорит слова по сценарию, выдаются тексты.
Перед детьми ставятся задачи и определяются цели:
- Слушать внимательно, т. к. после игры будут заданы вопросы по содержанию.
- Слушать учителя и следить за ходом игры.
- Те, кто будет стараться сыграть хорошо свою роль, выполнить задание, получат оценку.
Второй этап игры – собственно игра.
СЦЕНА № 1
Ведущий: Давным-давно люди познакомились с огнем, умели изготовлять орудия труда, охотились на диких животных. Женщины стали заниматься земледелием.
Представим себе, что мы оказались в то далекое время вблизи поселения первобытных людей. Здесь у подножия горы, в пещере, живет племя «Белый олень».Давно уже не везет на охоте мужчинам этого племени. Звери ушли из леса из-за пожара, вызванного молнией. Дети и женщины стали болеть и умирать от голода. Сородичи собрались вместе для решения важного вопроса.
СЦЕНА № 2. Старейшина сидит на стуле. На полу мелом нарисован костер. Все племя сидит у костра.
СТАРЕЙШИНА племени «Белый олень»
« Воины! Я собрал вас вместе, чтобы идти войной на племя «Дикой розы» ( далее Д.Р.). У них есть запасы еды, есть много женщин, которые могут родить воинов. Когда мужчины их племени уйдут на охоту, мы нападем на них! Пошлем воина на разведку. Согласны вы идти войной и отобрать еду и женщин у племени «Д.Р.»?
Все кричат ( учитель делает паузу, давая детям самим принять решение и , как правило , дети кричат «Да!») : « Да!».
СЦЕНА № 3.
Ведущий:
А в это время в соседнем лесу проживало племя «Дикий колосок». Им везло на охоте, они занимались земледелием. Люди считали , что им везло благодаря жертвам, которых они принесли своим богам. В очередной раз, собираясь на охоту, мужчины племени совершали обряд заколдовывания зверя.
ОБРЯД. Дети рисуют на полу мелом зверя. Вокруг зверя совершается обряд – ритуальный танец.
Ведущий:
Совершив обряд, охотники пошли на охоту.
СЦЕНА № 4.
Разведчик племени «Белый олень.» сидел в кустах и наблюдал за женщинами племени «Дикий колосок».
Женщины «Дикого колоска.» собирали урожай, срезая колосья. Другие разводили огонь и варили мясо для племени, каменными скребками чистили шкуры, рубили ветки для костра. ( дети выполняют эти действия с помощью орудий труда и рисунков мелом на полу.)
СЦЕНА № 5.
Ведущий :
Разведчик поспешил скорее назад. Надо было успеть до возвращения охотников племени «Дикий колосок. » напасть на их женщин и детей. Племя ожидало разведчика с нетерпением.
РАЗВЕДЧИК племени « Белый олень»:
« О, Старейшина, видел я запасы племени «Дикий колосок.». Все у них есть. Сейчас они пошли на охоту. Время идти!»
Старейшина «Белого оленя» :
« Надо высечь идола за наши неудачи! Пусть в другой раз думает за нас и помогает нам!»
( дети секут идола, бросив на пол, топчут его ногами)
Старейшина племени «Белый олень» :
« Вперед, возьмем все, чего у нас нет».
СЦЕНА № 6.
Женщины племени «Дикий колос» готовили еду, когда воины «Белого оленя» напали на них. Забрали все, что могли унести, остальное сожгли. ( сцена в интересах безопасности не разыгрывается ,а только озвучивается.)
СЦЕНА № 7.
Ведущий:
Охотники «Дикого колоска» выслеживали оленя. Загнав его в ловушку, связали его и несут домой. ( сцена охоты обыгрывается , «олень» бегает по классу, его ловят и несут к доске за руки и ноги; костюм оленя изготавливается заранее.) Когда охотники дошли до своей стоянки, то увидели полное разорение и отсутствие женщин и детей. Прокляли они своего бога. ( секут идола).
Сцена № 8.
Ведущий:
Старейшина племени «Дикого колоска» собрал сородичей на совет.
Старейшина « Дикого колоска» :
« Воины! Несчастье постигло нас. Я знаю, кто это мог сделать. Это племя «Белого оленя». Мы должны вернуть свое. Вперед, мстите
им ! Убивайте их!»
Ведущий: Воины принесли жертву богам, ее кровью помазали губы идолам. ( дети совершают обряд).
СЦЕНА № 9.
Ведущий:
Племя «Белого оленя» ничего не подозревая, наслаждалось удачей. Подкравшись, племя «Дикого колоска» напало на «Белого оленя» . Они вернули свое и забрали чужое. В то время по- другому было нельзя. ( сцена не обыгрывается).
ТРЕТИЙ ЭТАП: Завершение игры - опрос учащихся.
1) Назовите племя, которому везло на охоте?
- Как называлось племя, которому не везло на охоте?
- Почему племени « Б.Л.» не везло?
- Было ли известно племенам о земледелии? Какому из них? Как вы узнали об этом?
- Во что верили древние охотники?
- Была ли удачной охота на оленя? Как охотились древние охотники?
- Кому вы сочувствуете? Почему? Можно ли оправдать поступки этих племен?
- Какие занятия надежнее обеспечивают людей пищей: охота и собирательство или земледелие и скотоводство?
- Почему в охоте на мелких и быстробегающих животных копье было не надежным?
- Перед вами орудия труда и оружие первобытного человека, предположите , как его можно было изготовить?
- Назовите стоянки первобытных людей на территории Омской области.
- Ск. очагов было найдено на стоянке Черноозерье 2 ?
- Что еще использовали первобытные люди в качестве топлива?
- Ск. могил было найдено на Екатерининской стоянке?
- Чем посыпали дно могил?
- Почему большая часть могил расположена в низменности реки?
- Какими способами изготовляли керамическую посуду, найденную на этих стоянках?
- Почему ученые- археологи очень радуются, когда найдут первобытную свалку? А еще больше, когда найдут могилы? Что в них клали?
Подводится итог урока, и выставляются оценки.
Литература и источники
- Вигасин А. А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.История древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобр.учреж.. М.: Просвещение,2006.
- Гончаренко А.А. Наш край. Природа. Народы. Первобытная история. Культура: Учебное пособие для 4-6 кл.- Омск: Издательство ОмГПУ, 2001.
- Коников Б.А. Основы археологии Западной Сибири: Учебное пособие.- Омск:, 1997.
- Лукьянов А.Н. Всемирная история. История первобытных времен: Учебное пособие для общеобр. школ и гимназий.- Омск, 1993.
Приложение к уроку «Один день в первобытном обществе»
К уроку прилагается презентация, состоящая из 20 слайдов с текстом, заданиями и иллюстрациями к сценкам.
Анализ урока « Один день в первобытном обществе».
Учитель : Шааф О.В. , учитель истории , обществознания, ИКННОП.
Общие сведения об уроке: 5 декабря 2003г.; 5 кл. ; ИКННОП , для оформления урока использовались рисунки , выполненные учащимися класса в ходе изучения предыдущих тем.
Учитель в начале урока объяснил содержание игры и поставил цель перед учениками. Ребята сразу включились в игру, в классе была создана рабочая обстановка. Каждый получил свою роль и дети приступили к выполнению задания.
Урок был нацелен на закрепление полученных знаний на уроках по разделу « Культура каменного века 12-3 тыс. до н. э.». Урок соответствовал содержанию и целям, все этапы урока были выдержаны, перед каждым этапом называлась цель и ставились задачи перед учащимися. В разыгрываемых сценках нужно было сочетать коллективные , групповые , индивидуальные формы деятельности.
Во время урока дети вживались в свои роли , они знали обряды первобытных людей и им не приходилось напоминать и показывать их суть. Во время опроса по итогам игры дети использовали свой жизненный опыт и знания, полученные на уроках истории. Игра заняла 20 мин. урока, в ее процессе дети проявляли свою активность. Далее, учитель провел опрос учащихся по содержанию игры. Дети показали, что хорошо усвоили материал. Урок был построен с учетом возрастных особенностей учащихся, содержал различные формы работы учащихся: игра, рисование, ответы на вопросы.
Это способствовало развитию памяти , мышления, воображения, активности. Наличие наглядного материала помогало детям в нужный момент оказаться на охоте, совершить обряд, костюмы старейшин способствовали формированию представления об их облике .
Опрос , проведенный после игры, показал, что дети хорошо усвоили материал по истории Омского Прииртышья.
Домашнее задание было творческим , учитель объяснил детям, что они должны приготовить на следующий урок. Домашнее задание – приготовить свой собственный рассказ о дне, проведенном среди первобытных людей. Был оговорен объем сочинения.
Выводы:
Форма игры на уроке способствует развитию творчества учащихся; на уроке не было равнодушных. Дети учатся давать оценку поступкам людей.
Подготовка к игре требует хорошей организации и времени.
Цели, поставленные учителем, были реализованы.
Предложения:
- Проводить такой урок нужно в более свободном помещении, напр, в актовом зале;
- рекомендовать учителю заявить урок на конкурс методических разработок.
Руководитель ШМО начальных классов Дмитриева Т. А.
Руководитель ШМО гуманитарного цикла Гусарова И. И.
Шааф Оксана Владимировна
[1] Лыхенко С. А. , Федяев Д. М. Историко-культурное наследие народов Омского Прииртышья. Программа курса. Омск, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»
Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...
Поурочная разработка урока по истории Древнего мира (5-й класс) к учебнику под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера. "Религия древних египтян"
Учащиеся закрепляют знания о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усваивают основополагающие принципы, составляющие суть религиозных представлени...
Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"
Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...
Методические разработки урока по истории древнего мира, по системе ФГОС: "Древний Рим"
Урок разработан с учетом требований стандартов 1 и 2 поколения, содержит рекомендации по практическому воплощению методических установок для достижения заявленных целей....
Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Искусство Древнего Египта"
Методическая разработка содержит материал для проведения медийного урока по истории Древнего Египта 5 класс. В материале содержится материал, характеризующий уровень развития искусства в Древнем Египт...
Разработка урока по истории Древнего мира по теме «Боги древнего Египта» для 5 класса.
Разработка урока может использоваться в 5 классе при изучении темы «Боги древнего Египта».Ход урока сопровождается презентацией.Используется технология развивающего обучения....
Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.
Разработка урока может использоваться в 5 классе при повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется игровая технология (урок-путешест...