рабочая программа по истории
рабочая программа по истории по теме
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История»,
на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2009.
Опирается на стандарт основного общего образования по истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass.doc | 467 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ТСШ №1
им.Героя России Дм.Ерофеева
с.Топчиха,Топчихинского района,Алтайского края.
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО Зам.директора по УВР Директор школы
______ _______ (Кравцова Т.В..) _______ (Чепкин С.М.)
Протокол № ___ от Приказ № ___ от
« __ » ____________ 2013 г. « __ » _____________ 2013 г. « __ » ___________ 2013 г.
Рабочая программа учебного курса
по истории России и Всеобщей истории
для 5 -9класса
на 2013-2014 учебный год
Автор-составитель;учитель истории Девивье И.С.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _________ от
« ____ » ____________ 2013 г.
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также программы курса «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений . А.А. Вигасин, И.И. Годер, И.С. Свентицкая.
Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.
Изучение древней истории основывается на цивилизационном подходе к историческому процессу, особое внимание акцентируется на тесной взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер. Основой системы понятий являются: «первобытное общество» и «цивилизация» (в двух значениях – «ступень развития» и «культурная общность»).
Рабочая программа содержит 56 тем, включая пропедевтический курс. Кроме того, отдельный урок составляет Введение. Остающиеся 12 учебных часов отводятся на повторение пройденного и контроль знаний учащихся.
При распределении учебных часов между частями курса программа исходит из приоритетного значения для современной европейской (в том числе русской) культуры наследия античного мира.
Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.
В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения истории в 5 классе:
Цели курса:
- формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;
- развитие умений по применению исторических знаний в жизни;
- приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:
Основными образовательными задачами курса являются:
- формирование исторического мышления учащихся;
- развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
- формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
- формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
- формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
- формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в древнем мире;
- формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).
В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:
- формирование правовой культуры школьников;
- формирование представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
- развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
- формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
- развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольные и самостоятельные работы.
Требования к уровню подготовки учащихся в 5-м классе
Знать/Понимать:
- Основные даты, ключевые события и понятия древнего мира с момента зарождения человечества до падения Западной Римской империи (орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство);
- Временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации
Уметь:
- Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.
- Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.
- Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.
- Оперировать историческими понятиями и датами.
- Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
- предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
- участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
На изучение истории Древнего мира в 5 классе учебным планом предусматривается 70 учебных часов – из расчета 2 часа в неделю.
Критерии оценивания:
«Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;
«Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;
«Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;
«Два» - главное содержание не раскрыто.
Уроки проводятся с применением на этапе внедрения групповых и игровых технологий. Цели технологий: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Ожидаемые результаты:
- Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.
- Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.
- Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.
- Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.
- Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.
Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальна
Содержание тем
№ п\п | Наименование разделов | Всего часов | Дата | Корректировка | Форма организации учебных занятий | Вид контроля | |
теория | практика | ||||||
1. | Пропедевтический курс | 10 | 8 | 2 | Самостоятельная работа 1, тест - 1 | ||
2. | Жизнь первобытных людей | 6 | 5 | 1 | Контрольная работа | ||
3. | Древний Восток | 16 | 11 | 4 | Тест – 3, контрольная работа - 1 | ||
4. | Древняя Греция | 17 | 14 | 3 | Тест – 2, контрольная работа – 1 | ||
5. | Древний Рим | 19 | 16 | 3 | Тест – 2, контрольная работа – 1 | ||
6. | Резерв на итоговое повторение | 2 | 2 | ||||
Итого | 70 | 58 | 12 |
Количество письменных работ
№ п\п | Название работы | Количество часов | Дата | Корректировка | Вид работы |
1. | Счет лет в истории | 1 | Самостоятельная работа | ||
2. | Переход к цивилизации | 1 | Контрольная работа | ||
3. | Первые цивилизации | 1 | Тест | ||
4. | Древний Египет | 1 | Тест | ||
5. | Западная Азия | 1 | Тест | ||
6. | Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру | 1 | Контрольная работа | ||
7. | Образование мира полисов | 1 | Тест | ||
8. | Вклад древних греков в развитие мировой культуры | 1 | Тест | ||
9. | Сравнение истории греков с историей народов Древнего Востока | 1 | Контрольная работа | ||
10. | Рост Римского государства | 1 | Тест | ||
11. | Падение республики в Риме | 1 | Тест | ||
12. | Вклад греков и римлян в мировую культуру | 1 | Контрольная работа | ||
Итого | 12 |
Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе
Количество часов
Всего 70 часов; в неделю 2 часа.
№ п\п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды контроля | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | |||||||
Пропедевтический курс (10 часов) | ||||||||
1. | Введение. | 1 | вводный | вопросы | Работать со справочным аппаратом книги | с.3-5-прочитать, в.3-письменно | ||
2. | Что изучает история | 1 | изучение нового материала | вопросы | Знать, что такое история | Материал об историческом прошлом | ||
3. | Историческая хронология | 1 | практикум | работа с календарем | Знать периоды истории «до н.э.» и «н.э.» | Работа с календарем | ||
4. | Счет лет в истории | 1 | урок счета лет | самостоятельная работа | Уметь определять век по дате, работать с линией времени | §6 с.34-38-прочитать, работа по линии времени | ||
5. | Историческая карта | 1 | изучение нового материала | вопросы | Уметь пользоваться исторической картой | Работа по карте | ||
6. | Историческая карта | 1 | комбинированный | работа по карте | Работа по карте | |||
7. | Источники исторических знаний | 1 | изучение нового материала | работа с источниками | Знать исторические источники | Анализ источников | ||
8. | Источники исторических знаний | 1 | комбинированный | работа с источниками | Уметь определять время создания исторических источников | Анализ источников | ||
9. | Вспомогательные исторические науки | 1 | изучение нового материала | вопросы | Знать науки, помогающие изучать прошлое | Работа по вопросам | ||
10. | Вспомогательные исторические науки | 1 | комбинированный | тест | Знать науки, помогающие изучать прошлое | Работа по вопросам | ||
Раздел 1. Жизнь первобытных людей и их открытия (6 часов) Глава 1. Собиратели и охотники (3 часа) | ||||||||
11. | Первые люди на земле | 1 | изучение нового материала | вопросы | Составлять рассказ по рисунку, сравнить древнейших и современных людей | §1 с.8-12-прочитать, в.7 | ||
12. | Открытия и изобретения древних охотников | 1 | комбинированный | вопросы | Называть признаки родовой общины | §2 с.13-18-прочитать, в.5 | ||
13. | Искусство и религия первобытных людей | 1 | путешествие | вопросы | Решать творческие задачи, работать с терминами | §3 с.18-23-прочитать, с.23-24-анализ документа | ||
Глава 2. У истоков цивилизации (3 часа) | ||||||||
14. | Возникновение земле-делия и скотоводства | 1 | комбинированный | работа с картой | Называть факторы, обусловившие «неолитическую революцию» | §4 с.25-30-прочитать, рисунок | ||
15. | От первобытности к цивилизации | 1 | комбинированный | вопросы | Давать самостоя-тельную оценку историческим явлениям | §5 с.30-34-прочитать | ||
16. | Повторение и проверка знаний «Переход к цивилизации» | 1 | контрольный | контрольная работа | ||||
Раздел 2. Древний Восток (16 часов) Глава 3. Цивилизации речных долин (4 часа) | ||||||||
17. | Египет – дар Нила | 1 | изучение нового материала | вопросы | Уметь читать историческую карту, пересказывать текст учебника | §7 с.40-44-прочитать, с.45-анализ документов | ||
18. | Страна двух рек | 1 | изучение нового материала | опрос | Сравнивать геогра-фическую среду Египта и Двуречья, анализировать исторический текст | §8 с.46-50-прочитать, с.50-51-анализ документов | ||
19. | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | комбинированный | опрос | Давать самостоятельную оценку законам Хаммурапи | §9 с.51-55-прочитать, в.3-5 | ||
20. | Индия и Китай в древности Повторение и проверка знаний «Первые цивилизации» | 1 | контрольный | тест | Анализировать исто-рический источник, уметь читать историческую карту | §10 с.56-60-прочитать, с.60-анализ документа | ||
Глава 4. Древний Египет (4 часа) | ||||||||
21. | Фараоны и пирамиды | 1 | комбинированный | опрос | Распознавать сущее-ственные признаки и интересы различных общественных групп | §11 с.61-65-прочитать, в.6 | ||
22. | Жизнь в Древнем Египте | 1 | комбинированный | вопросы | Использовать исто-рические источники, формулировать выводы | §12 с.66-69-прочитать, с.70-анализ документа | ||
23. | Завоевания фараонов | 1 | практикум | работа по карте | Уметь читать историческую карту, делать выводы | §13 с.70-75-прочитать, в.5, с.75-анализ документа | ||
24. | Культура Древнего Египта Повторение и проверка знаний «Древний Египет» | 1 | контрольный | тест | Уметь самостоятель-но строить рассказ на основе разных источников информации | §14 с.76-80-прочитать | ||
Глава 5. Западная Азия (4 часа) | ||||||||
25. | Финикийские мореплаватели | 1 | практикум | работа по карте | Уметь читать историческую карту, анализировать исторический текст | §15 с.81-85-прочитать, в.5 | ||
26. | Древняя Палестина | 1 | комбинированный | вопросы | Пересказывать текст учебника, находить сходства и отличия религий | §16 с.85-90-прочитать, в.5, с.90-анализ документа | ||
27. | Ассирийская военная держава | 1 | комбинированный | решение исторических задач | Уметь читать историческую карту, пересказывать текст учебника | §17 с.91-95-прочитать, в.5, с.96-анализ документа | ||
28. | Победители Ассирии Повторение и проверка знаний «Западная Азия» | 1 | контрольный | тест | Уметь читать историческую карту, оперировать датами | §18 с.96-100-прочитать, в.6 | ||
Глава 6. Великие державы Древнего Востока (4 часа) | ||||||||
29. | Образование державы Маурьев в Индии | 1 | практикум | взаимопроверка | Давать самостоя-тельную оценку явлениям | §19 с.101-106-прочитать | ||
30. | Единое государство в Китае | 1 | комбинированный | вопросы | Самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника | §20 с.107-111-прочитать | ||
31. | Великая Персидская держава | 1 | практикум | решение исторических задач | Уметь читать историческую карту, оперировать датами | §21 с.112-116-прочитать, в.6 | ||
32. | Повторение и проверка знаний «Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру» | 1 | контрольный | контрольная работа | ||||
Раздел 3. Древняя Греция (17 часов) Глава 7. Древнейшая Греция (3 часа) | ||||||||
33. | Греция и Крит в эпоху бронзы | 1 | изучение нового материала | работа по карте | Пересказывать текст учебника, уметь читать историчес-кую карту | §22 с.119-123-прочитать, в.6, с.124-анализ документа | ||
34. | Поэмы Гомера | 1 | комбинированный | работа по карте | Характеризовать события и их участ-ников на основе текста учебника | §23 с.124-129-прочитать, анализ поэм | ||
35. | Боги и герои Эллады | 1 | комбинированный | опрос | Работать с текстом учебника и его иллюстрациями | §24 с.129-133-прочитать, с.133-анализ документа | ||
Глава 8. рождение античного мира (3 часа) | ||||||||
36. | Греческие полисы и Великая колонизация | 1 | комбинированный | работа по карте | Уметь читать карту, пересказывать текст учебника | §25 с.135-138-прочитать | ||
37. | Афинский полис | 1 | комбинированный | работа по карте | Анализировать исторический источник | §26 с.139-143-прочитать, анализ законов Солона | ||
38. | Древняя Спарта Повторение и проверка знаний «Образование мира полисов» | 1 | контрольный | тест | Сопоставлять древнегреческие полисы в развитии | §27 с.144-147-прочитать | ||
Глава 9. Греко-персидские войны (2 часа) | ||||||||
39. | Герои Марафонской битвы | 1 | практикум | работа по карте | Уметь читать историческую карту | §28 с.148-152-прочитать, в.5 | ||
40. | Персидское нашествие на Грецию | 1 | практикум | работа по карте | Уметь читать историческую карту | §29 с.153-158-прочитать, с.159-анализ документа | ||
Глава 10. Могущество и упадок Афин (3 часа) | ||||||||
41. | Расцвет демократии в Афинах | 1 | практикум | решение исторических задач | Сравнивать особенности управления в Египте и Афинах, делать выводы | §30 с.160-164-прочитать, в.1 | ||
42. | Хозяйственное разви-тие Греции в 5 в. до н.э. | 1 | комбинированный | работа с терминами | Уметь читать историческую карту | §31 с.165-168-прочитать, в.3,4 | ||
43. | Пелопонесская война | 1 | практикум | работа по карте | Уметь читать историческую карту | §32 с.168-173-прочитать, в.5 | ||
Глава 11. Греческая культура (2 часа) | ||||||||
44. | Граждане, ученые и атлеты Греции | 1 | путешествие | опрос | Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя | §33 с.174-180-прочитать, в.5 | ||
45. | Архитекторы, скульп-торы, поэты Греции Повторение и проверка знаний «Вклад древних греков в развитие мировой культуры» | 1 | контрольный | тест | Пересказывать текст учебника | §34 с.181-186-прочитать, в.2 | ||
Глава 12. Македонские завоевания (4 часа) | ||||||||
46. | Возвышение Македонии | 1 | комбинированный | вопросы | Уметь читать историческую карту, делать выводы | §35 с.187-191-прочитать, в.4, с.192-анализ документа | ||
47. | Завоевания Александра Македонского | 1 | практикум | работа по карте | Уметь читать историческую карту, делать выводы | §36 с.192-197-прочитать, в.6 | ||
48. | Греческий Восток | 1 | путешествие | вопросы | Пересказывать текст учебника | §37 с.198-202-прочитать, в.4 | ||
49. | Повторение и проверка знаний «Сравнение истории греков с историей народов Древнего Востока» | 1 | контрольный | контрольная работа | ||||
Раздел 4. Древний Рим (19 часов) Глава 13. Образование Римской республики (3 часа) | ||||||||
50. | Рим под властью царей | 1 | изучение нового материала | работа по карте | Уметь читать историческую карту, делать выводы | §38 с.205-208-прочитать, в.5, с.208-анализ документа | ||
51. | Республика римских граждан | 1 | комбинированный | работа по карте | Уметь читать историческую карту, оперировать датами | §39 с.209-214-прочитать, в.4 | ||
52. | Рим во главе Италии | 1 | комбинированный | работа по карте | Уметь читать историческую карту, оперировать датами | §40 с.214-218-прочитать, в.5 | ||
Глава 14. Римские завоевания в Средиземноморье (3 часа) | ||||||||
53. | Первая война с Карфагеном | 1 | практикум | работа по карте | Уметь читать историческую карту, оперировать датами | §41 с.219-222-прочитать, в.5,6 | ||
54. | Война с Ганнибалом | 1 | практикум | работа по карте | Уметь читать историческую карту, оперировать датами | §42 с.223-228-прочитать, в.5, с.228-анализ документа | ||
55. | Рим – завоеватель Средиземноморья Повторение и проверка знаний «Рост Римского государства» | 1 | контрольный | тест | Уметь читать историческую карту, оперировать датами | §43 с.229-232-прочитать, в.6 | ||
Глава 15. Гражданские войны в Римской республике (5 часов) | ||||||||
56. | Народные трибуны – братья Гракхи | 1 | комбинированный | анализ источников | Давать самостоя-тельную оценку явлениям | §44 с.233-237-прочитать, в.5 | ||
57. | Сулла – первый военный диктатор Рима | 1 | комбинированный | опрос | Давать самостоя-тельную оценку явлениям | §45 с.237-240-прочитать, в.5 | ||
58. | Восстание Спартака | 1 | комбинированный | вопросы | Составлять рассказ, используя текст и иллюстрации | §46 с.241-246-прочитать, в.4 | ||
59. | Цезарь – повелитель Рима | 1 | комбинированный | работа по карте | Давать самостоя-тельную оценку явлениям | §47 с.247-251-прочитать, с.252-анализ документа | ||
60. | Падение республики Повторение и проверка знаний «Падение республики в Риме» | 1 | контрольный | тест | Пересказывать текст учебника, делать выводы | §48 с.253-257-прочитать, в.6 | ||
Глава 16. Расцвет и могущество Римской империи (3 часа) | ||||||||
61. | Октавиан Август | 1 | практикум | работа в группах | Давать самостоя-тельную оценку явлениям | §49 с.258-264-прочитать, в.5 | ||
62. | Цезари Рима | 1 | комбинированный | решение исторических задач | Давать самостоя-тельную оценку явлениям | §50 с.264-269-прочитать, в.5 | ||
63. | Жизнь в Римской империи | 1 | комбинированный | работа в группах | Сравнивать истори-ческие явления, делать выводы | §51-52 с.264-269-прочитать | ||
Глава 17. Закат античной цивилизации (5 часов) | ||||||||
64. | Кризис Римской империи в 3 в. | 1 | комбинированный | работа по карте | Давать самостоя-тельную оценку явлениям | §53 с.278-283-прочитать, в.7 | ||
65. | Христианство | 1 | комбинированный | вопросы | Пересказывать текст учебника, делать выводы | §54 с.283-288-прочитать, в.6 | ||
66. | Императоры Диоклетан и Константин | 1 | комбинированный | работа по карте | Сравнивать истори-ческие события, делать выводы | §55 с.289-293-прочитать, в.4 | ||
67. | Падение Западной Римской империи | 1 | комбинированный | работа по карте | Уметь читать историческую карту, оперировать датами | §56с.294-300-прочитать, в.5, с.300-анализ документа | ||
68. | Повторение и проверка знаний «Вклад греков и римлян в мировую культуру» | 1 | контрольный | контрольная работа | ||||
Повторение (2 часа) | ||||||||
69. | Повторение | 1 | путешествие | игра | ||||
70. | Итоговое повторение по курсу истории Древнего мира | 1 | контрольный |
Используемые УМК:
- А.А. Вигасин, И.И. Годер: Программа курса «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: «Русское слово», 2005.
- Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. – М.: «Просвещение», 2005
- А.А. Вигасин, И.И. Годер, История Древнего мира: Учебник для 5-го класса основной школы. – 6-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2006.
- Годер Г.И. Рабочая тетрадь. В двух частях. – М.: Просвещение, 2007.
- Атлас "История Древнего мира" с контурными картами и контрольными заданиями. 5 класс. 12-е изд., – М.: Дрофа-Дик, 2007
Электронные учебные материалы
Всеобщая история. История Древнего мира
Оформление дополнений и изменений
Утверждаю:
Директор школы:
_____________________С.М.Чепкин
____ _____________2013-2014год.
№ | ТЕМА | ДАТА ПО ПЛАНУ | ДАТА ФАКТИЧЕСКАЯ | ПРИЧИНА |
Пояснительная записка
к рабочей программе по Истории. (7 класс)
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2009. авторской программы «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной. - М.: Просвещение, 2008..
Основные цели курса:
• выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
Настоящее тематическое планирование выстроено на основе Примерной программы курса «История России с конца XVI до конца XVIII вв.». В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной средней школы. Тематическое планирование рассчитано на 38 часов. Тематическое планирование составлено в соответствии со структурой учебника. Основными образовательными задачами курса являются:
- формирование исторического мышления учащихся;
- развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
- формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
- формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
- формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии средневековых обществ мира и России, о политическом и социальном строе средневековья, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
- формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в средневековом мире;
- формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (абсолютизм, монархия, законы, нормы морали и т.д.);
- уделять внимание истории мировых религий – христианства и ислама.
В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:
- формирование правовой культуры школьников;
- формирование представлений о возникших в средневековье общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
- развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
- формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
- развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории средневекового мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольные и самостоятельные работы.
В результате изучения курса учащиеся должны: называть даты важнейших событий, социальных выступлений, военных походов и компаний; называть места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры; показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности; описывать положение и образ жизни основных сословий; составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства; соотносить общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений; называть характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития; объяснять значение основополагающих понятий курса: смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепостничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный раскол; сравнивать социально-экономическое развитие, положение сословий, результаты войн и крестьянских выступлений; излагать суждения о причинах и последствиях; приводить оценки реформ, деятельности Петра, Никона, Екатерины Великой.
В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы.
Критерии оценивания:
«Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;
«Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;
«Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;
«Два» - главное содержание не раскрыто.
Уроки проводятся с применением на этапе внедрения групповых и игровых технологий. Цели технологий: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Ожидаемые результаты:
- Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.
- Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.
- Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.
- Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.
- Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.
Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.
7класс
| Тема | Вид контроля | Форма контроля | Кол-во часов |
1 | Мир в начале Нового времени | ТК | Т | 14 |
2 | Ранние буржуазные революции | ТК | Т | 53 |
3 | Эпоха Просвещения.Время преобразований | ТК-ИК | Т | 11 |
- | НОВАЯ ИСТОРИЯ | - | - | 32 |
1 | Россия в 17 веке | ТК | Т | 13 |
2 | Россия при Петре 1 | ТК | Т | 9 |
3 | Россия в 1725-1762г | ТК-ИК | Т | 16 |
- | ИСТОРИЯ РОССИИ | - | - | 38 |
Календарно-тематическое планирование по истории в 7 классе
Количество часов
Всего 70 часов; в неделю 2 часа.
№ п/п | Дата проведения занятия | Тема урока | Основные понятия | Умения, навыки | Форма контроля | |
планируемая | проведения | |||||
1. | Вводное занятие. Что изучает новая история. | Новая история | Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий | |||
2. | Эпоха Великих географических открытий | Великие географические открытия, конкистадоры | Уметь доказывать и опровергать, чтение исторических карт. | беседа | ||
3. | Абсолютизм в Европе | Абсолютизм, сословное представительство, меркантилизм | Самостоятельная проверка получаемого результата. | Тест | ||
4. | Хозяйственная жизнь Европы в XVI-XVII вв. | Монополия, огораживание | Выписка нужных материалов из текста | Письменное задание | ||
5. | Социальная структура европейского общества Нового времени | Новое дворянство | Составление плана по тексту и его запись | Беседа | ||
6. | Повседневная жизнь в XVI-XVII вв. | Оценивать свою работу и деятельность одноклассников | Устный опрос | |||
7. | Философия гуманизма | Гуманизм, утопия | Определение причинно – следственных, межпредметных связей | Письменное задание | ||
8. | Живопись Высокого Возрождения | Возрождение | Установление межпредметных связей, выслушивать и объективно оценивать другого. | Тест | ||
9. | Зарождение европейской науки | Установление межпредметных связей, умение доказывать и опровергать | Беседа | |||
10. | Начало реформации в Европе | Реформация, лютеранская церковь | Выписка нужных материалов из текста | Тест | ||
11. | Распространение реформации. Контрреформация | Кальвинистская церковь, контрреформация, иезуиты | Составление хронологических таблиц, соотнесение года, века, тысячелетия и эры. | Исторический диктант | ||
12. | Англия в XVI веке. | англиканство | Составление плана по тексту и его запись | Письменное задание | ||
13. | Франция XVI - первой половине XVII вв. | Гугеноты, Варфоломеевская ночь | Выписка нужных материалов из текста | Устный опрос | ||
14. | Повторительно – обобщающий урок по теме: «Мир в начале нового времени» | Составление плана-схемы изученной темы | Контрольная работа | |||
15. | Нидерландская революция | Гезы, иконоборческое движение | Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий | беседа | ||
16. | Великая Английская революция | Пуритане, «кавалеры» | Составлять сложный план | Письменное задание | ||
17. | Путь к парламентской монархии в Англии | Долгий парламент | Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий | Тест на соответствие | ||
18. | Международные отношения в XVI-XVIII вв. | Организовывать деятельность в парах, уметь вести диалог | Устный опрос | |||
19. | Повторительно – обобщающий урок по теме: «Ранние буржуазные революции» | Оценивание своей работы и деятельность одноклассников | Контрольная работа | |||
20. | Век Просвещения | Просвещение, разделение властей, суверенитет | Составление характеристик деятелей Просвещения | Беседа | ||
21. | Культура эпохи Просвещения | Культура, классицизм | Установление межпредметных связей | Тест | ||
22. | Промышленный переворот в Англии | Аграрная революция, промышленный переворот | Формулировать проблемные вопросы | Устный опрос | ||
23. | Английские колонии в Северной Америке | Составление хронологических таблиц | Письменное задание | |||
24. | Война за независимость. Образование США. | Патриоты, лоялисты, конституция | Правильное применение счета лет, соотнесение года, века, тысячелетия и эры. | Беседа | ||
25. | Начало Великой французской революции | Третье сословие | Чтение исторической карты, соотнесение года, века, тысячелетия и эры. | Тест | ||
26. | Установление республики во Франции | Якобинская диктатура, Комитет общественного спасения | Уметь вести дискуссию, диалог, участие в дискуссии | дискуссия | ||
27 | Директория. Установление диктатуры | директория | Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий | Тест | ||
28 | Латинская Америка в колониальный период | Выписка нужных материалов из текста, чтение исторической карты | Устный опрос | |||
29 | Страны Востока в XVI-XVIII вв. | Составление плана по тексту и его запись | Беседа | |||
30 | Повторительно – обобщающий урок по теме: Эпоха Просвещения. Время преобразований» | Оценивание своей работы и деятельность одноклассников | Контрольная работа |
№ п/п | Дата проведения занятия | Тема урока | Основные понятия | Умения, навыки | Форма контроля | |
планируемая | проведения | |||||
1. | Вводное занятие | История, первоисточник | Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий | |||
2. | Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова | Опричнина, | Уметь доказывать и опровергать, чтение исторических карт. | беседа | ||
3. | Смута | Смута, интервенция, | Определение причинно – следственных связей | Ответы на вопросы, творческое задание | ||
4. | Окончание Смутного времени | народное ополчение, интервенция, Земский собор, самозванчество | Самостоятельная проверка получаемого результата. | Тест | ||
5. | Новые явления в экономике. | мелкотоварное хозяйство, мануфактура, промышленники, предприниматели, всероссийский рынок, промышленник, наемный труд | Составление плана по тексту и его запись | |||
6. | Основные сословия российского общества. | Феодалы, дворянство, боярство, местни-чество, барщина, оброк, белые слободы, владельческие крестья-не, черносошные крестьяне | Оценивать свою работу и деятельность одноклассников | Развернутый вопрос | ||
7. | Политическое развитие страны | Стан, волость, воевода, самодержавие, крепостничество | Определение причинно – следственных, межпредметных связей | Исторический диктант | ||
8. | Власть и церковь: церковный раскол. | Церковь, патриарх, старообрядчество, раскол, протопоп. | Установление межпредметных связей, выслушивать и объективно оценивать другого. | |||
9. | Народные движения | Установление межпредметных связей, умение доказывать и опровергать | Письменное задание | |||
10. | Внешняя политика | Выписка нужных материалов из текста | Беседа | |||
11. | Образование и культура в XVII веке | Сатира, биографии-ческая повесть, бытовой и портретный жанр, «московское барокко». | Составление хронологических таблиц, соотнесение года, века, тысячелетия и эры. | |||
12. | Сословный быт. Обычаи и нравы. | Парча, тафта, отопление избы «по- черному», изразцы. | Составление плана по тексту и его запись | Тест | ||
13. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в XVII веке» | Установление межпредметных связей, умение доказывать и опровергать | Дискуссия, тест | |||
14. | Предпосылки петровских преобразований | Реформа, регентство, модернизация, полки «иноземного строя» | Составление хронологических таблиц | Беседа | ||
15. | Петр I. Россия на рубеже веков. | Гвардия | Правильное применение счета лет, соотнесение года, века, тысячелетия и эры. | Письменное задание | ||
16. | Северная война 1700-1721 гг. | Чтение исторической карты, соотнесение года, века, тысячелетия и эры. | Тест | |||
17. | Реформы Петра I. | Коллегия, ранг, «регулярные граждане», «подлые граждане», аристократия. | Уметь вести дискуссию, диалог, участие в дискуссии | Устный опрос | ||
18. | Экономика России в первой четверти XVIII века. | Протекционизм, меркантилизм, приписные крестьяне, посессионные крестьяне, подушная подать, ремесленные цехи, валюта, ярмарка, торговый устав | Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий | |||
19. | Народные движения первой четверти XVIII века. | Казаки, старообрядцы, «прелестные грамоты», «работные люди», отходники | Выписка нужных материалов из текста, чтение исторической карты | беседа | ||
20. | Изменения в культуре и быту в первой четверти XVIII века. | Канты, гаврюра, ассамблеи, клавикорды. | Составление плана по тексту и его запись | Устный опрос | ||
21. | Изменения в культуре и быту в первой четверти XVIII века. | Канты, гаврюра, ассамблеи, клавикорды. | Составление плана по тексту и его запись | Устный опрос | ||
22. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия при Петре I» | Оценивание своей работы и деятельность одноклассников | Контрольная работа | |||
23. | Дворцовые перевороты | Фаворит, кондиции, верховники, регент, дворцовые перевороты | Составление характеристик исторических деятелей | Беседа | ||
24. | Дворцовые перевороты | Фаворит, кондиции, верховники, регент, дворцовые перевороты | Составление характеристик исторических деятелей | Беседа | ||
25. | Внутренняя политика в 1725-1762 гг. | Абсолютизм, откуп, подряд, гай дамаки. | Уметь доказывать и опровергать, чтение исторических карт. | Тест | ||
26. | Внешняя политика в 1725-1762 гг. | Жуз, коалиция | Формулировать проблемные вопросы | Устный опрос | ||
27 | Внутренняя политика Екатерины II | Каторга, монополия, секуляризация, «про-свещенный абсолю-тизм», межевание., привилегии | Организовывать деятельность в парах, уметь вести диалог | Письменное задание | ||
28 | Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева | Самоуправление, «пре-лестные грамоты», «пу-гачевщина», бурлаки | Оценивание своей работы и деятельность одноклассников | |||
29 | Экономическое развитие России во второй половине XVIII века | Крестьяне-отходники, общество, займ, ассигнации, капитал | Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий | Тест | ||
30 | Внешняя политика Екатерины II. | Нейтралитет, коалиция, суверенитет, эскадра, буферное государство | Установление межпредметных связей | Дискуссия | ||
31 | Внешняя политика Екатерины II. | Нейтралитет, коалиция, суверенитет, эскадра, буферное государство | Установление межпредметных связей | Дискуссия | ||
32 | Россия при Павле I. | «Разжалованная грамота», фаворит, опала. | Формулировать проблемные вопросы | Устный опрос | ||
33 | Наука и образование | Обсерватория, академическая экспедиция, водоход, ритор, мортира, регион | Выписка нужных материалов из текста, установление межпредметных связей. | Беседа | ||
34 | Художественная культура | Стиль, барокко, классицизм. | Составлять сложный план | Беседа | ||
35. | Художественная культура | Жанр, сентиментализм | Составлять сложный план | Беседа | ||
36. | Быт и обычаи | Колядки | Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий | Письменное задание | ||
37. | Повторительно-обобщающий урок по теме: Россия в 1725-1762 гг. | Оценивание своей работы и деятельность одноклассников | Контрольная работа | |||
38. | Итоговое занятие | Оценивание своей работы и деятельность одноклассников | Самостоятельная работа |
УМК:
- Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2007.
- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Просвещение, 2007.
- Настенные исторические карты
- Атласы по истории России с конца XVI века до конца XVIII.
В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:
- Электронный учебник: История России с древнейших времен до начала XX века.
- Энциклопедия Истории России 862-1917 гг.
- Презентации по курсу истории России с конца XVI века до конца XVIII века
- А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Новая история 1500-1800 гг. – М.: «Просвещение», 2002.
- А.Я. Юдовская. Новая история, 7 класс. Тесты. Работа с историческими текстами. Познавательные задания. – М.: «Дрофа», 2005.
- А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. Рабочая тетрадь по Новой истории 1500-1800 гг.В 2-х частях. М.: «Просвещение», 2004 г.
- Атласы по Новой истории.
- Настенные карты по Новой истории.
В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:
1. Электронный учебник: Новая история, 7 класс.
3. Презентации по курсу Новой истории.
- Уроки КиМ. «Всеобщая история. Новое время»
Оформление дополнений и изменений
Утверждаю:
Директор школы:
_____________________С.М.Чепкин
____ _____________2013-2014год.
№ | ТЕМА | ДАТА ПО ПЛАНУ | ДАТА ФАКТИЧЕСКАЯ | ПРИЧИНА |
8классс
Пояснительная записка
к рабочей программе по Истории России. XIX век (1800-1900 гг.) (8 класс)
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2009.п и авторской программы «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной. - М.: Просвещение, 2008.
Цели курса: в результате изучения курса новой истории учащиеся 8 класса должны получить следующие знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за период XIX - начала XX вв.: периодизация Нового времени; особенности ментальности человека Нового времени; преимущество эволюционного пути развития общества перед революционным; причины революций и реформы как альтернативный путь развития общества; дальнейшее развитие индустриальной революции, "оставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации; бурное экономическое развитие Европы и США, приведшее к зарождению и развитию империализма; новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам как к средству разрешения социальных противоречий; дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где личность может реализовать свои прирожденные права на «жизнь, свободу и собственность»; использование индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных империй; международные конфликты, приводившие к войнам; особенности духовной жизни европейцев, их движение к секуляризации сознания, к религиозной терпимости; важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности человека; изменения в повседневной жизни человека.
Основная функция курса - формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, противоположных точек зрения.
В процессе изучения курса всеобщей истории учащиеся должны овладеть умениями:
• определять и объяснять понятия;
• выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе;
• рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма;
• раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
• анализировать исторические явления, процессы, факты;
• обобщать и систематизировать полученную информацию;
• давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
• осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
• определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
• обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;
• участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
• определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;
- Презентации по курсу истории России с конца XVI века до конца XVIII века.
В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной школы. Тематическое планирование рассчитано на 38 часов.
Основные цели курса:
• выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
Учтены различные формы урока: изложения нового материала самим учителем, комбинированные, дискуссии решения познавательных и проблемных заданий.
В результате изучения истории ученик должен знать/ понимать:
- Основные даты и ключевые события истории России и мира с начала XIX в. до 1917 г. (годы царствований; «великих реформ»; политической и социальной истории (1825 г., 1861 г.); важнейших военных кампаний (1812 г., 1813-1814 гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг., революций 1905-1907 гг., 1917 г.).
- Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.
- Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к империи в XIX в.; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.
- Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.
- Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
- Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России в XIX - начале XX вв.; положения разных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).
- Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничестве социал-демократия, православие, национализм, революция.
- Сравнивать: развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.
- Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений XIX - начала XX вв.; отмены крепостного права; войн 1812 г., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.: присоединения к империи в XIX в. новых территорий и народов.
- Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.
- Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.8классс
№ | Тема урока | Форма контроля | Вид контроля | Кол-во часов |
1 | Становление индустриального общества | Т | ТК | 8 |
2 | Строительство Новой Европы | Т | ТК | 9 |
3 | Страны западной Европы на рубеже 19-20 веков | Т | ТК-ИК | 14 |
- | НОВАЯ ИСТОРИЯ | - | - | 32 |
1 | Россия в первой половине 19 века | Т | ТК | 18 |
2 | Россия во второй половине 19 века | Т | ТК-ИК | 20 |
- | ИСТОРИЯ РОССИИ | - | - | 38 |
Календарно-тематическое планирование по истории в 8 классе
Количество часов
Всего 70 часов; в неделю 2 часа.
№ п/п | Дата проведения занятия | Тема урока | Основные понятия | Умения, навыки | Форма контроля | |
планируемая | проведения | |||||
1. | Вводное занятие «Цивилизации Запада и Востока к началу XIX века» | Промышленная революция | Умение самостоятельно работать с предложенным материалом | Беседа | ||
2. | Индустриальная революция: достижения и проблемы | Модернизация, монополия | Умение выделять причинно-следственные связи | Беседа | ||
3. | Индустриальное общество | Урбанизация, капиталисты, средний класс | Умение работать со статистическими данными | Устный опрос | ||
4. | Наука в XIX веке | Научная революция | Умение ставить и разрешать проблемы | Тест | ||
5. | Искусство XIX века | Массовая культура | Умение анализировать исторические и литературные тексты | Беседа | ||
6. | Искусство XIX века | Массовая культура | Умение анализировать исторические и литературные тексты | Беседа | ||
7. | Идеологическая мысль XIX века | Пролетариат, рабочее движение, либерализм, консерватизм | Умение анализировать, устанавливать межпредметные связи | Индивидуальная работа по карточкам | ||
8. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Становление индустриального общества» | Умение обобщать материал | Тест | |||
9. | Консульство и образование наполеоновской империи | Умение определять и объяснять понятия | Беседа | |||
10. | Падение империи Наполеона | Умение работать с исторической картой | Тест | |||
11. | Англия в первой половине XIX века | консерватизм | Умение работать с контурными картами | Опрос | ||
12. | Франция в первой половине XIX века | реакция | Умение самостоятельно работать с предложенным материалом | Письменное задание | ||
13. | Франция в 1848-1870 гг. | реформизм | Умение работать с исторической картой | Беседа | ||
14. | Германия в первой половине XIX века | Умение анализировать исторические и литературные тексты | Тест | |||
15. | Италия в первой половине XIX века | Умение работать с документами | Устный опрос | |||
16. | Франко-прусская война. Парижская коммуна | Умение работать с исторической картой | Индивидуальная работа | |||
17. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «строительство новой Европы». | Умение обобщать материал | Творческое задание | |||
18. | Германия во второй половине XIX века | Умение ставить и разрешать проблемы | Беседа | |||
19. | Великобритания конца XIX века. | конституционализм | Умение самостоятельно работать с предложенным материалом | Тест | ||
20. | Третья республика во Франции | Умение анализировать иллюстративный материал | Письменное задание | |||
21. | Италия во второй половине XIX века | Умение работать с документами | Работа с источником | |||
22. | Формирование австро-венгерского государства. | Умение определять и объяснять понятия | Устный опрос | |||
23. | Гражданская война в США. | Гражданская война, национально-освободительное движение | Умение работать с исторической картой | Тест | ||
24. | США: империализм и вступление в мировую политику. | Умение выделять причинно-следственные связи | Беседа | |||
25. | Латинская Америка в XIX веке. | Колониализм, колониальная империя | Умение работать с исторической картой | Письменное задание | ||
26. | Страны Востока в XIX веке: Япония и Китай. | Умение работать с контурными картами | Беседа | |||
27 | Страны Востока в XIX веке: Индия и Африка. | Умение анализировать, устанавливать межпредметные связи | Опрос | |||
28 | Международные отношения в конце XIX – начале XX веков. | Национализм, политический компромисс | Умение работать с документами | Беседа | ||
29 | Повторительно-обобщающий урок по теме: Страны Западной Европы на рубеже XIX-XX вв. | Умение обобщать материал | Тест | |||
30 | Итоговое занятие. | Умение обобщать и систематизировать материал | Зачет |
История России-8кл
№ п/п | Дата проведения занятия | Тема урока | Основные понятия | Умения, навыки | Форма контроля | |
планируемая | проведения | |||||
1. | Российская империя на рубеже XVIII-XIX вв. | Многоконфессиональный, мещане | Умение анализировать и работать с документами | Беседа | ||
2. | Внутренняя политика Александра I | «капиталистые крестьяне», отходничество, разложение феодальной системы и складывание капитализма. | Умения определения и объяснения понятий | Беседа | ||
3. | Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг. | Коалиция, континентальная блокада, восточный вопрос, Тильзитский мирный договор 1807 года. | Умения анализировать, выделять главное | Устный опрос | ||
4. | Отечественная война 1812 года | Народное ополчение, партизаны, редут, батарея. фураж | Умение работать с документами | Тест | ||
5. | Отечественная война 1812 года | Народное ополчение, партизаны, редут, батарея. фураж | Умение работать с документами | Беседа | ||
6. | Внешняя политика России в 1813-1825 гг. | Умение анализировать исторические документы | Беседа | |||
7. | Политика правительства Александра I в 1815-1825 гг. | Сейм, военные поселения, аракчеевщина, возрастной и имущественный ценз, «Уставная грамота российской империи» | Умение выделять главное | Беседа | ||
8. | Движение декабристов | Декабристы, династический кризис | Умение определять и объяснять понятия | Исторический диктант | ||
9. | Николаевская Россия | «апогей самодержавия», цензура, кодификация законов | Умение работать с документами и искать ошибки в нем | Беседа | ||
10. | Экономическое развитие России в первой половине XIX века | Промышленный переворот, пролетариат, буржуазия | Умение выделять главное, сравнивать | Самостоятельная работа | ||
11. | Внешняя политика Николая I | Навигация, контрибуция | Умение работать с исторической картой | Опрос | ||
12. | Кавказская война | Горцы, имам, теократия | Умение выделять причинно-следственные связи | Беседа | ||
13. | Крымская война (1853 – 1856) | Умение работать с историческими документами | Беседа | |||
14. | Общественное движение 1830-1850-х гг. | Западники, славянофилы, социализм | Умение обобщать материал | Тест | ||
15. | Наука и образование первой половины XIX века | Гимназия | Умение анализировать, устанавливать межпредметные связи | Устный опрос | ||
16. | «Золотой век» русской культуры первой половины XIX века | Романтизм, ампир, реализм | Умение самостоятельно работать с предложенным материалом | Индивидуальная работа по карточкам | ||
17. | Перемены в быту основных сословий населения | Шорничество | Умение ставить и разрешать проблемы | Тест | ||
18. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX века» | Умение обобщать и систематизировать материал | Самостоятельная работа | |||
19. | Накануне отмены крепостного права | Политический режим, недоимки | Умение анализировать документы | Беседа | ||
20. | Отмена крепостного права | Рескрипт, уставная грамота, временно-обязанные крестьяне | Умение работать со статистическими данными | Устный опрос | ||
21. | Отмена крепостного права | Рескрипт, уставная грамота, временно-обязанные крестьяне | Умение работать со статистическими данными | Устный опрос | ||
22. | Реформы 60-70-х гг. | Городская дума, всеобщая воинская повинность | Умение анализировать иллюстративный материал | Исторический диктант | ||
23. | Социально-экономическое развитие пореформенной России | Отработочная система, капитализм | Умение анализировать документы | Игра «Домино» | ||
24. | Либеральное и консервативное общественное движение в 60-70-е гг. | Либералы, консерваторы | Умение объяснять понятия | Беседа | ||
25. | Радикальные общественные движения 1860-х – начала 70-х гг. | Революционер, народничество | Умение ставить и разрешать проблемы | Устный опрос | ||
26. | Радикальные общественные движения 1870-х – начала 80-х гг. | Умение работать с документами | Беседа | |||
27 | Кризис внутренней политики Александра II на рубеже 70-80-х гг. | Департамент, диктатура | Умение ставить и решать проблемы | Опрос | ||
28 | Внешняя политика Александра II | Умение работать с контурными картами | Тест | |||
29 | Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. | Умение рассказывать прочитанный материал | Беседа | |||
30 | Внутренняя политика Александра III | Контрреформы | Умение сравнивать и обобщать материал | Самостоятельная работа | ||
31 | Социально-экономическое развитие России в 1880-1890-е гг. | Косвенные налоги, дефицит бюджета, монополия | Умение разрешать проблемы | Устный опрос | ||
32 | Появление новых течений в общественно-политической жизни в 1880-1890-х гг. | Марксизм | Умение объяснять понятия | Беседа | ||
33 | Внешняя политика Александра III | Мобилизация, военный союз | Умение работать с исторической картой | Беседа | ||
34 | Достижения российской науки и образования во второй половине XIX века | Классические и реальные гимназии | Умение анализировать исторические и литературные тексты | Тест | ||
35 | Достижения художественной культуры России во второй половине XIX века | Умение работать в парах | Беседа | |||
36 | Быт и образ жизни в городе и деревне во второй половине XIX века | Умение ставить и разрешать проблемы | Опрос | |||
37 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия во второй половине XIX века» | Умение обобщать и систематизировать материал | Самостоятельная работа | |||
38 | Итоговое повторение по теме: «Россия в XIX веке» | Тест |
•
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнительной литературы:
- Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009;
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России. XIX век. М.: Просвещение, 2009;
- Настенные исторические карты.
- Атласы по истории России XIX века.
В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:
- Электронный учебник: История России с древнейших времен до начала XX века.
- Энциклопедия Истории России 862-1917 гг.
- А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Новая история 1800-1917 гг. – М.: «Просвещение», 2008.
- А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. Рабочая тетрадь по Новой истории 1800-1917 гг.В 2-х частях. М.: «Просвещение», 2006 г.
- К.В. Волкова. Тесты по Новой истории. 8 класс – М.: «Экзамен», 2006
- Атласы по Новой истории.
- Настенные карты по Новой истории.
В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:
1. Электронный учебник: Новая история, 8 класс.
- Презентации по курсу Новой истории
- Оформление дополнений и изменений
Утверждаю:
Директор школы:
_____________________С.М.Чепкин
____ _____________2013-2014год.
№ | ТЕМА | ДАТА ПО ПЛАНУ | ДАТА ФАКТИЧЕСКАЯ | ПРИЧИНА |
9кл.Пояснительная записка
Рабочая программа интегрированного курса отечественной и всеобщей истории истории разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории и авторских программ - Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. «Новейшая история зарубежных стран» (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. / М.: Просвещение, 2008) и Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России ХХ – начало XXI века» Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания исторического образования.
Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории – ХХ век и начало XXI столетия – «Новейшая история».
Интегративная цель изучения курса новейшей истории состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.
Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:
- усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;
- усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;
- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;
- обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.
С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает примерное распределение учебного времени: на изучение истории России 44 учебных часа, на изучение Всеобщей истории 24 часов; всего 68 часов. Из них 8 часов запланировано на проведение контрольных работ.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD-проект «История Отечества 882-1917», «История России. XX век», «Репетитор-2010 по истории Кирилла и Мефодия», видеофильмы «Крушение царизма», «Двоевластие», «В дни октября», «Цвет войны», «Обыкновенный фашизм», «Сталинградская битва».
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий XX - начало XXI века; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в XX - начале XXI века; изученные виды исторических источников.
Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
Владеть компетенциями: коммуникативной, смыслопоисковой, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной и профессионально-трудовой.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников, с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России XX - начало XXI в., а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач
Формы оценки и контроля знаний: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные таблицы, выступления на семинарах, реферативные работы и сообщения учащихся, презентации по теме.
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
«Новейшая история зарубежных стран. XX - начало XXI в» | |||
ВК-ФК | Рабочая программа. | ||
1. Тема | Введение. Новейшая история как историческая эпоха. | ТК-Т | 1 |
2. Тема | Страны Европы и США в 1900 – 1918 гг. Первая мировая война. | ТК-Т | 5 |
3. Тема | Версальско – Вашингтонская система в действии. | ТК-Т | 6 |
4. Тема | Страны Азии и Латинской Америки в первой половине XX в. | ТК-Т | 2 |
5. Тема | Вторая мировая война и её уроки. | ТК-Т | 3 |
6. Тема | Мир во второй половине XX в.: основные тенденции развития. | ТК-Т | 2 |
7. Тема | Страны и регионы мира во второй половине XX в. : единство и многообразие. | ТК-Т | 3 |
8. Тема | XX век и культура. | ТК-Т | 1 |
9. Тема | Глобализация, тенденции и проблемы современного мира. | ТК-Т | 1 |
ИТОГО | ТК-Т | 24 | |
ТК-Т | |||
№ п/п | Название раздела, темы. | ТК-Т | Рабочая программа |
1.Тема | Россия в начале XX в (1900 – 1916 гг ). | ТК-Т | 8 |
2.Тема | Россия в 1917 – 1927 гг. | ТК-Т | 8 |
3.Тема | СССР в 1928 – 1938 гг. | ТК-Т | 6 |
4.Тема | Великая Отечественная война. | ТК-Т | 6 |
5.Тема | СССР в 1945 – 1952 гг. | ТК-Т | 3 |
6.Тема | СССР в 1953 – середине 60 – х гг. | ТК-Т | 3 |
7.Тема | СССР в середине 60 – х середине 80 – х гг. | ТК-Т | 3 |
8.Тема | Перестройка в СССР. 1985 – 1991 гг. | ТК-Т | 3 |
9.Тема | Новая Россия. 1991 – 2006 гг. | ТК-Т | 4 |
Повторение. | ТК-Т | 1 | |
Родной край. | ТК-Т | 1 | |
ИТОГО | 46 |
Календарно – тематическое планирование истории в 9 классе
Количество
Всего 70 часов; в неделю 2 часа.
№ п/п | Название разделов, тем уроков | Кол . часов | Дата | Дом.з | Форма контроля | |
План | факт | |||||
1 | Введение. Новейшая история как историческая эпоха. | 1 | Стр. 5- 7 | Б | ||
2 | Мир в начале XX века – предпосылки глобальных конфликтов. | 1 | § 2 | уо | ||
3 | Российская империя на рубеже веков и её место в мире. | 1 | § 1,2 | уо | ||
4 | Внешняя политика Николая II. | 1 | § 4 | т | ||
5 | Общественно – политическое движение в начале XX в. | 1 | § 3 | уо | ||
6 | Первая Русская революция. | 1 | § 5 | уо | ||
7 | Реформы П.А. Столыпина | 1 | § 6 | с.р | ||
8 | Главные причины и суть «нового империализма». | 1 | § 1, 3 | уо | ||
9 | Июльский (1914 г.) кризис, повод и причины Первой мировой войны. | 1 | § 4 | т | ||
10 | Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой войны. | 1 | § 4 стр. 40 -50. | уо | ||
11 | Россия в Первой мировой войне. | 1 | § 9 | уо | ||
12 | Обострение внутриполитической ситуации. | 1 | § 7 | уо | ||
13 | Оформление Версальско – Вашингтонской системы послевоенного мира и её противоречия. | 1 | Стр. 51 -54. | т | ||
14 | Социальные последствия Первой мировой войны. | 1 | § 5 | уо | ||
15 | Серебряный век русской культуры. | 1 | § 8 | уо | ||
16 | От Февраля к Октябрю. | 1 | § 10 | уо | ||
17 | Становление Советской власти. | 1 | § 11 -13 | уо | ||
18 | Гражданская война. | 1 | § 14 - 15 | уо | ||
19 | Новая экономическая политика. | 1 | § 18 | т | ||
20 | Развитие политического процесса в 20- е годы. | 1 | § 19 | б | ||
21 | Внешняя политика в 1920 – е годы | 1 | § 20 | |||
22 | Развитие международных отношений в 1920 –е годы. | 1 | § 6 | б | ||
23 | Причины экономического кризиса 1929 – 1933 гг и его масштабы. | 1 | § 7 с 75 - 79 | уо | ||
24 | Тоталитарный и авторитарный режимы, главные черты и особенности. | 1 | § 7 с. 79 – 83 | т | ||
25 | Духовная жизнь | 1 | § 22 | т | ||
26 | Родной край в первой трети XX в. | 1 | сооб | т | ||
27 | Экономическое развитие. | 1 | § 23 | б | ||
28 | Политическая система. | 1 | § 25 | уо | ||
29 | Социальная система. Изменение социальной структуры общества. | 1 | § 26 | уо | ||
30 | Международное положение СССР 1930 –е гг и конец эры пацифизма. | 1 | стр 139 -140. | с.р | ||
31 | Внешняя политика. | 1 | § 27 | б | ||
32 | Духовная жизнь. | 1 | § 26 | уо | ||
33 | Провал идеи коллективной безопасности. | 1 | § 15 | уо | ||
34 | Родной край в 30- е гг. | 1 | сооб | уо | ||
35 | Географические и политические параметры понятия «Восток». | 1 | § 12 | уо | ||
36 | Культурно - цивилизационное своеобразие латиноамериканского общества. | 1 | § 13 | уо | ||
37 | Причины и характер Второй мировой войны (1939 – 1945 гг ) | 1 | § 16 | уо | ||
38 | СССР накануне войны. Советско – германские отношения. | 1 | § 28 | т | ||
39 | Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия зимой – летом 1942 г. | 1 | § 29 | уо | ||
40 | Тыл в годы войны. | 1 | § 31 | с.р | ||
41 | Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. | 1 | § 30, 32 | т | ||
42 | Завершающий период Великой Отечественной войны. | 1 | § 33, 34 | уо | ||
43 | Родной край в Великой Отечественной войне. | 1 | сообщения | б | ||
44 | Создание антигитлеровской коалиции и её роль в разгроме фашизма. | 1 | § 16 | уо | ||
45 | Послевоенное восстановление хозяйства. | 1 | § 35 | б | ||
46 | Политическое развитие страны. Идеология и культура. | 1 | § 36 ,37 | т | ||
47 | Внешняя политика. | 1 | § 38 | |||
48 | Послевоенная карта Европы и геополитическая ситуация в мире во второй половине 1940 –х гг. | 1 | § 17 стр.156 -160. | уо | ||
49 | Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсный (биополярный ). | 1 | § 17 | с.р | ||
50 | Особенности послевоенного экономического восстановления стран Западной Европы. | 1 | § 18 | уо | ||
51 | США, Великобритания, Франция, Германия во второй половине XX в. | 1 | § 18 | б | ||
52 | Восточноевропейские страны. Географические и политические параметры понятия «Восточная Европа». | 1 | Стр. 266 -268. | уо |
53 | Международные отношения в условиях биополярного мира. | 1 | § 20 | уо | ||
54 | Изменения политической системы. Экономическое и социальное развитие. | 1 | §39,40 | б | ||
55 | Развитие науки и образования. Духовная жизнь. | 1 | § 41 | с.р | ||
56 | Внешняя политика. | 1 | § 42 | уо | ||
57 | Политическое развитие. | 1 | § 43 .44 | т | ||
58 | Общественная жизнь. | 1 | § 45 | т | ||
59 | Внешняя политика. | 1 | § 46 | с.р | ||
60 | Реформа политической системы. Общественная жизнь. | 1 | § 47 | уо | ||
61 | Экономические реформы 1985 – 1991 гг. | 1 | § 48 | б | ||
62 | Внешняя политика. | 1 | § 49 ,50 | б | ||
63 | Российская экономика на пути к рынку. Политическая жизнь. | 1 | § 51 | т | ||
64 | Духовная жизнь. Национальная политика и межнациональные отношения. | 1 | § 52 .53 | т | ||
65 | Геополитическое положение и внешняя политика России. Россия на пороге XX в. | 1 | § 55 ,56 | уо | ||
66 | XX век и культура. | 1 | § 14 ,31 | б | ||
67 | Глобализация как явление современного мира её основные компоненты. | 1 | § 32 | уо | ||
68 69 70 | Итоговое повторение и обобщение. | 1 1 1 | повторение | б |
Рабочая программа для 9 класса ориентирована на использование следующих учебников:
- А.А. Данилов, Л. Г. Косулина , М.Ю.Брандт «История России XX - начало XXI в. 9 класс» / - М: Просвещение, 2009;
- О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа «Всеобщая истории. Новейшая история 9 класс»/М. «Просвещение», 2009
•дополнительных пособий для учителя:
Данилов А. А. Поурочные разработки к учебнику «История России. ХХ век» / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2007;
О.В.Арсланова, А.В. Поздеев. Поурочные разработки по истории России. (XX- начало XXI века) : 9 класс.- М.: «Вако»,2008.
С.В.Парецкоа, И.И.Варакина . Новейшая история зарубежных стран.XX-началоXXI века. 9класс: поурочные планы по учебнику О.С.Сороко-Цюпы, А.О. Сороко-Цюпы .-Волгоград: Учитель,2007
• для учащихся:
Данилов, А. А. История России. XX век - начало XXI в. 9 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2009.
Оформление дополнений и изменений
Утверждаю:
Директор школы:
_____________________С.М.Чепкин
____ _____________2013-2014год.
№ | ТЕМА | ДАТА ПО ПЛАНУ | ДАТА ФАКТИЧЕСКАЯ | ПРИЧИНА |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...