Экономика России в первой четверти XVIII века
учебно-методический материал (история, 7 класс) по теме

Лебедева Елена Васильевна

Урок истории в 7 классе по учебнику А.А.Данилова Л.Г.Косулиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_po_teme.zip35.81 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок по теме: Экономика России в первой четверти XVIII века

ТДЦ (цели и задачи урока):

-познакомиться с состоянием экономики России на рубеже XVII-XVIII веков;

-выяснить,  какие преобразования были проведены в экономике Петром I;

- определить + и – экономических реформ.

Класс:7

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый,  исследовательский

Оборудование:

1. Учебник: А.А.Данилов  Л.Г.Косулина   «История России конец XVI-XVIII в.в.» М, «Просвещение» 2009г.

2. А.А.Данилов  Л.Г.Косулина   «История России конец XVI-XVIII в. в.» Рабочая тетрадь  М, «Просвещение» 2009г.

3.Словарь

Основные понятия: протекционизм, меркантилизм, камерализм, приписные крестьяне, ремесленные цеха, валюта, подушная  подать.

План:

1.Состояние экономики России на рубеже XVII-XVIII веков.

2.Экономическая политика Петра I.

4.Итоги экономического развития.

Ход урока

  1. Организационный момент

 Деятельность учителя:

Объявляет тему урока, цели и задачи.

Вступительное слово учителя: Первая половина XVIII века в России - время невиданных изменений практически во всех сферах жизни страны. Непревзойденный реформатор земли русской, Петр Первый повернул страну «на запад». При нем Россия впервые ощутила себя периферией Европы и поставила своей целью стать равноправной европейской державой. На европейский «вызов» Петр стремился дать европейский «ответ», проведя реформы во всех областях государственной жизни, имевшие безусловно революционный характер. За первую четверть века из Московского государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ограниченными, страна превратилась в Российскую империю - одну из величайших держав мира.[4]

             Проверка  

             Изучение

  1. Состояние экономики России на рубеже XVII-XVIII веков.

Как и средневековая Европа, Россия XVII века имела не слишком презентабельный вид. Московское государство было феодальным. Его экономическую основу составляли земельная собственность феодалов и единоличная собственность крестьян на сельскохозяйственные орудия труда, скот, семена, постройки. Преобладала отработочная и натуральная формы земельной ренты. Процессы трансформации ренты в денежную форму, свидетельствующую о разложении натурального феодального хозяйства, растянулись на столетия. Крестьяне находились в личной зависимости от феодалов, которая не являлась абсолютно крепостной. Доля городского населения составляла менее 5%. Вторичное закрепощение на Руси начало усиливаться в середине XVI — первой половине XVII в. Этот период был переломным в хозяйстве страны. Это было время опричнины и тоталитарных безумств Ивана Грозного, политической смуты начала XVII в. и преодоления ее разрушительных последствий. Годы “замятии” обесценили сельскохозяйственные угодья. Опустевшая земля упала в цене, но крестьянский труд, напротив, стал более цениться. Поднялись в цене и ссуды, в которых стал нуждаться крестьянин. Эти факторы также повлияли на процесс закрепощения крестьян. Личная зависимость крестьян постепенно превращалась в потомственную. В царствование Алексея Михайловича был окончательно запрещен переход крестьян от одного землевладельца к другому, ранее осуществлявшийся на Юрьев день (в ноябре). Так сложилось “второе издание” крепостного права на Руси.

Устойчивость натурального хозяйства придавала особенность развитию общественного разделения труда в России в XVII веке, заключающуюся в его территориальном характере. В это время формируется единый всероссийский рынок с центром в Москве, связанной торговлей со всеми немногочисленными городами. Географически этот рынок растет за счет Украины и Сибири, экономически — за счет углубления разделения труда, вовлечения в оборот продуктов труда не только ремесленников, но и крестьян. Традиционно большое экономическое значение для России имело производство соли, сконцентрированное в немногих центрах. Ее транспортировка по всей территории способствовала развитию средств сообщения и являлась сферой появления крупных капиталов, например торгового дома Строгановых. [3]

Учитель добавляет: кроме того, страна покупала металл у Швеции, не было налажено производство важнейших промышленных изделий (в стране  насчитывалось  не более 30 мануфактур); не применялись новые методы хозяйствования, известные в Европе.

2. Экономическая политика Петра I.

Учитель: Все эти проблемы понимал царь еще в начале своего правления, но  последней каплей стало начало войны со Швецией (после поражения под Нарвой)

Теперь нужно выяснить важнейшие мероприятия, проведенные царем.

Задание учащимся:

Учитель:  следовательно, основными направлениями в экономике  в первой четверти XVIII века являлись:

Учитель: итак, сегодня мы познакомились с нововведениями, которые были проведены в    первой четверти XVIII века.

Подведем итог

Этап закрепления проходит в форме решения кроссворда

( приложение 2)

Учитель: Несомненно, что экономическая политика Петра I была переворотом в экономической жизни страны. Население в эпоху Петра I работало не на себя, а на государство и после длительной и тяжелой работы ушло едва ли не беднее своих отцов. Сам Петр не оставил после себя ни копейки государственного долга, не израсходовал ни одного рабочего дня у потомства, напротив завещая преемникам обильный запас средств, которыми они долго пользовались, ничего к ним не прибавляя.

 Основное противоречие в деятельности Петра I, по мнению историков, состояло в том, что он надеялся сильной рукой власти вызвать, пробудить самодеятельность народа в порабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую экономику.   [5]

Выставление оценок за урок

Домашнее задание: параграф №16(пересказ), задания 3,5с.47-48 рабочей тетради

Рефлексия

Деятельность учащихся:

домашнего задания

(Выполняют тест-приложение 1)

        новой темы

Учащиеся работают с документом,  отвечают на вопросы:

1.Что составляло экономическую основу Московского государства (земельная собственность феодалов и единоличная собственность крестьян на сельскохозяйственные орудия труда, скот, семена, постройки).

2.Какие формы земельной ренты преобладали? (преобладала отработочная и натуральная формы земельной ренты)

3.Что свидетельствовало о разложении натурального феодального хозяйства? (процесс трансформации ренты в денежную форму)

4.В какой зависимости находились крестьяне? (они находились в личной зависимости от феодалов, которая не являлась абсолютно крепостной)

5. С какими событиями связано вторичное закрепощение крестьян и падение стоимости земли?

( с опричниной и политической смутой в годы правления Ивана Грозного).

6. Какие еще факторы повлияли на закрепощение крестьян? (повышение цены крестьянского труда и ссуд, в которых нуждались крестьяне).

7.Что мешало развитию единого всероссийского рынка? (господство натурального хозяйства, его территориальный  характер).

Вывод: следовательно, необходимы реформы.

Вопрос учащимся: Назовите главную особенность  политики Петра I в области экономики (усиление государственного вмешательства в ее развитие)

 

1группа

Карточка 1:

1. По цифрам, соответствующим буквам алфавита определите понятие, с которым вы будете работать:17,18,16,20,6,12,24,10,16,15,10,9,14

(протекционизм)

2.По словарю (с.130-131 учебника) определить значение понятия и записать, как это проявлялось в промышленности и сельском хозяйстве (с.123-124)(п.3), 124- 125  (п.4)

Ответ:

Протекционизм -  экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и оказания экономической помощи предпринимателям.

Поддержка государства в сельском хозяйстве:

-применение литовской косы и граблей (при уборке зерновых происходила многократная экономия времени);

-разведение новых пород овец и лошадей;

-разведение шелковичных червей;

-расширение посевов льна и конопли;

-лесоводство для строительства кораблей и плодородия земель.

Поддержка государства в  промышленности:

- открытие мануфактур (но к ним для работы приписывались крестьяне (приписные крестьяне).

2.Группа 14,6,18,12,1,15,20,10,13,10,9,14(меркантилизм)

1.По словарю (с.130-131 учебника) определить значение понятия и  используя текст учебника (п.6)  (с.126, 128)записать,  в чем  это явление проявлялось.

Ответ:

Меркантилизм - экономическая политика, выражавшаяся в активном государственном вмешательстве в хозяйственную жизнь и проявлявшуюся в поддержке купечества, поощрении развития отечественного мануфактурного производства.

-1724 год - принятие Таможенного тарифа, который устанавливал 75%-ную пошлину на ввоз в страну даже высококачественных иностранных изделий, если они в достаточном количестве производились в России;

-пошлины на другие зарубежные товары:12-37%.

Группа 3: 12,1,14,6,18,1,13,10,14 (камерализм)

1.По словарю   определить значение понятия и  используя текст учебника (с.128)(п.7) записать в чем оно проявлялось

Ответ: Камерализм - экономическая теория и государственная политика, согласно которой единственным показателем богатства страны являются государственные доходы.

-1718-1724 гг. введение подушной подати (с каждого работающего - мужчины)

Эта реформа значительно повысила сумму собираемых налогов)

Задание:  выберите правильные ответы на основании прослушанных выступлений групп: А) усиление роли государства в экономике;

Б) ориентация экономики на нужды армии и флота;

В) поощрение частного предпринимательства;

Г) политика протекционизма;

Д) политика меркантилизма;

Е) снижение налогового бремени населения;

Ж) поддержка ремесленников;

З) расширение внутренней и внешней торговли;

И) развитие мануфактур. [2]

Учащиеся заполняют таблицу: плюсы и минусы экономики России к концу правления Петра 1

+

-

Приложение 1.

Входной контроль (тест)

1.В каком году Боярская дума была заменена на Ближнюю канцелярию (переименована в 1708 году в «консилию министров»)?

А)1688;

Б)1689;

В)1690;

Г)1699.

2.В каком году был создан Правительствующий сенат?

А)1700;

Б)1702;

В)1711;

Г)1713.

3.Какая коллегия занималась горно-заводской промышленностью?

А) Коллегия иностранных дел;

Б) Мануфактур-коллегия;

В) Тайная канцелярия;

Г) Берг- коллегия.

4.Кто являлся первым «оком государевым» с 1722 года?

А) П. И. Ягужинский;

А) И.И.Скоропадский;

В) Стефан Яворский;

Г) П. А. Толстой.

5.Отрывок какого документа здесь предоставлен:  «…1. Всем недвижимых вещей, то есть: родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом:2.Кто имеет сыновей и ему же аще хощет единому из оных дать недвижимое…тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имения,  должен отец их или мать разделити им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме онаго одного, который в недвижимых наследником будет».

А) указ о создании Правительствующего сената;

Б) указ о единонаследии;

В) введение коллегий;

Г) разделение страны на губернии.

Приложение 2.

Вопросы:

По горизонтали:

1.Экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и оказания экономической помощи предпринимателям

2.Животное, шерсть которого использовалась для производства сукна.

3.Дворянин, любимец Петра, владелец текстильных мануфактур.

4.На этот продукт  в начале 18 века была введена казенная монополия.

5.Род занятия, которому покровительствовал царь.

6.Экономическая теория и государственная политика, согласно которой единственным показателем богатства страны являются государственные доходы.

 По вертикали:

1.Крупнейший порт России конца 17 века.  

2.Знаменитые владельцы заводов на Урале.

3.Один из первых заводов, построенных на Урале.

4.Подать, введенная в 1718-1724 годах.

5.Царь, правивший с 1682 по 1725 гг.

6.Главный соперник России в Северной войне.

7.Денежная единица какой-либо страны.

8.Экономическая политика, выражавшаяся в активном государственном вмешательстве в хозяйственную жизнь и проявлявшуюся в поддержке купечества, поощрении развития отечественного мануфактурного производства.

9.Количество мануфактур, которое насчитывалось в России к концу 17 века.

 Ответы:

   По горизонтали:

         1. протекционизм

         2. овца

         3. Меншиков

         4. соль

         5. предпринимательство

         6. камерализм

   По вертикали:

          1. Архангельск

          2. Демидовы

          3. Невьянский

          4. подушная

          5. Петр

          6. Швеция

          7. валюта

          8. меркантилизм

          9. тридцать

Список использованных источников и ресурсов интернета:

1.Учебник: А.А.Данилов  Л.Г.Косулина   «История России конец XVI-XVIII вв.» М, «Просвещение» 2009г.

2. А.А.Данилов  Л.Г.Косулина   «История России конец XVI-XVIII в. в.» Рабочая тетрадь  М, «Просвещение» 2009г.

3. Березин И. Краткая история экономического развития. Учебное пособие. — М.: Русская Деловая Литература, 1999. — 288 с.

 Ссылки:

4. http://rudocs.exdat.com/docs/index-165919.html

5.http://xreferat.ru/113/5381-1-ekonomicheskaya-politika-petra-i.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторения и обобщения «Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»

Тип урока:          повторительно-обобщающий  Технологии:       технология развития критического мышления, ...

Внешняя политика России в первой четверти XVIII века

В презентации, предназначанной для 10 класса, рассказывается о Северной войне (причинах, союзниках, этапах, итогах), о Прутском и Каспийском походах .  Представлены: таблицы, иллюстративный матер...

Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века

Практическая работа учащихся с материалом учебника...

Обобщающий урок в форме учебной игры в 7 кл. "Россия в первой четверти XVIII века"

Обобщающий урок  в форме учебной игры в 7 кл. "Россия в первой  четверти XVIII века".  Предмет  "история", раздел "История России  XVI-XVIII века". Форма урока: учебная...

урок повторения и обобщения по истории в 7 классе на тему"«Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»

урок повторения и обобщения по истории в 7 классе на тему"«Россия в первой четверти XVIII века. Эпоха преобразований Петра I»Предмет:  ...

Урок истории 7 класс по теме: "Экономика России в первой четверти XVIII века".

Материал предназначен для использования в средней общеобразовательной школе для учащихся 7 класса....

Урок-практикум по истории в 7 классе «Экономика России в 1 четверти XVIII века»

Планурока:1)    ЦелиинаправленияэкономическойполитикиПетраI.2)    Петровскиемануфактуры.3)    Развитиесельскогохозяйства, ремеселиторговливIчетвертиXVIIIве...