Методическая разработка урока по истории
методическая разработка (история, 5 класс) по теме
"Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_istorii_drevnego_mira_v_5_klass.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по истории древнего мира в 5 классе.
Тема: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
Цели урока:
Образовательная: сформировать представление о Древнем Вавилоне как о первом государстве, в котором действует закон. Познакомить учащихся с понятием «закон» и с древнейшим сводом законов царя Хаммурапи.
Развивающая: формировать информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, обобщать материал); коммуникативные компетентности (самостоятельно составлять рассказ, делать выводы, развивать речь, внимание, память, логическое мышление, познавательные способности); умение работать в группах.
Воспитательная: воспитывать интерес к истории древних цивилизаций, способствовать формированию у учащихся навыков правовой культуры, гражданской ответственности.
План урока:
I. Организационное начало. Актуализация знаний.
1.Знакомство учащихся с темой и целями урока
2.Работа над понятием «закон».
II. Объяснение нового материала.
2.Вавилонское царство и его расцвет.
3.Личность в истории-Хаммурапи.
4. Как нашли законы царя Хаммурапи.
III. Самостоятельная работа учащихся с документом
5.Работа с текстом законов по группам:
I.Трудовое население страны и законы.
II.Преступления и наказания по законам Хаммурапи.
III.Как законы Хаммурапи регулируют отношения между людьми.
6.Ответы на вопросы. Написание синквейна.
IV. Рефлексия.
V.Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке.
VI.Домашнее задание.
Основные понятия и термины: закон.
Оборудование урока: карта «Передняя Азия в древности», карточки с текстом законов, инструкция по написанию синквейна.
Форма урока: практическая работа с источниками с элементами критического мышления.
Ход урока.
I. Организационное начало. Актуализация знаний.
Сегодня мы познакомимся с государством, которое впервые дало нам первый свод записанных законов.
-Ребята, кто из вас может объяснить, что такое закон? Что вы знаете о законах? Зачем нам эти правила поведения? Для чего они создаются? Какие правила, принятые в обществе вы еще знаете? Какие бывают законы?
Обобщаем вместе с учащимся, обращая внимание на то, что правила регулируют отношения людей в обществе. По правилам живет любая страна мира. С помощью определенных мер государство принуждает человека выполнять эти правила. Так появляется необходимость в создании законов, по которым должны жить люди в любой стране. Вместе с учащимися формулируем значение понятия закон:
Закон-это строгое непререкаемое предписание, правило, обязательное к исполнению всеми гражданами данного государства.
II. Объяснение нового материала.
2. Вавилонское царство и его расцвет.
Долгое время города Двуречья воевали за право быть главным городом. Около 1750 г. до н.э. царь Вавилона Хаммурапи по очереди покорил соседних правителей и создал империю, охватывавшую почти всю Месопотамию - от Персидского залива до Ассирии включительно (демонстрируется на карте).
-Назовите самые крупные города Вавилонии. (Ур, Урук, Ниппур, Киш) .Все они подчинились Вавилонскому царю.
Выгодное положение Вавилона давало возможность вести активную торговлю, сюда шли торговые корабли, здесь пересекались торговые пути.
3.Личность в истории-Хаммурапи.
Хаммурапи был самым знаменитым и могущественным царем Вавилона. Его послы ездили в Сирию, Финикию, Египет, царство хеттов. Как и египетский фараон, вавилонский царь обладал неограниченной властью. Он назначал правителей областей и городов, руководил войском. Однако в отличие от фараонов, вавилонский царь богом не назывался, а получал власть от богов и, управляя страной, выполнял их волю. Царь владел обширными землями, которые раздавал за государственную службу вельможам, сборщикам налогов, воинам, пастухам царских стад. По приказу Хаммурапи было вырыто много новых каналов для очистки земель от накопившейся соли, которая лишала землю плодородия. Хаммурапи был выдающимся государственным деятелем, хитрым дипломатом и мудрым законодателем.
4. Как нашли законы царя Хаммурапи.
В 1901 году французские археологи при раскопках восточнее Вавилона нашли стелу- двухметровый столб из черного базальта. (Работа с иллюстрацией в учебнике). В верхней части его лицевой стороны вырезаны две рельефные фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом Солнца Шамашем, восседающем на троне. Шамаш, покровитель правосудия вручает царю судейский жезл и кольцо. Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта клинописным текстом, и когда ученые расшифровали его, перед ними предстал свод законов царя Хаммурапи. Созданные по его приказу, законы вступили в силу уже под конец его правления.
Динамическая пауза.
Ребята выполняют ряд физических упражнений. Это позволяет снять напряжение и переключить внимание на новый вид работы.
III. Самостоятельная работа учащихся
Сегодня, изучая эти законы, мы узнаем, как жили древние вавилоняне. Рассказывают, что это были очень суровые законы, например, и за то, что сын ударил своего отца ему отрубали руку. Верите ли вы в это?
Верите ли вы, что законы, созданные Хаммурапи защищали бедняков? Поверите ли вы, что законы заставляли людей хорошо выполнять свою работу? Ответить на эти вопросы вы сможете, изучив текст законов.
5.Работа с текстом законов.
Учащиеся делятся на три группы и получают тексты с фрагментами свода законов Хаммурапи и вопросы для работы. Они должны изучить предложенные статьи законов и ответить на вопросы к ним. (Приложение 1)
I группа. Трудовое население страны и законы.
Вопросы к группе:
1.Что составляло основу хозяйства Вавилонии, судя по этим законам? (Соседские общины земледельцев)
2.Какой труд поощряли законы? (Честный, кропотливый)
3.Предположите: каким было отношение в Вавилонии к частной собственности? (Законы поощряли и защищали частную собственность)
4.Чьи интересы защищает закон? (В первую очередь интересы собственников, простых земледельцев закон защищал от разорения)
5.Предположите, почему царь был заинтересован в благополучии населения страны? (Разорившиеся граждане, обедневшие земледельцы не смогут платить в казну налоги, это приведет к упадку страны)
II группа. Преступления и наказания по законам Хаммурапи.
Вопросы группе:
1.За какие преступления наказывали в Вавилонии? (За кражу, убийство, за бездоказательное обвинение, за оскорбление, порчу имущества)
2.Как обычно наказывали людей, совершивших преступления? (Обычно преступников заставляли испытать тоже самое, что они причинили своей жертве, действовало правило «око за око ,зуб за зуб» )
3.Согласны ли вы с ответственностью судьи за изменение приговора?
4.Согласны ли вы с высшей мерой наказания за перечисленные в законах преступления?
5. Как вы думаете, помогают ли столь суровые законы в борьбе с преступностью? Почему?
III группа. Как законы Хаммурапи регулируют отношения между людьми.
1. О каких занятиях населения вы узнали, прочитав эти документы? Почему в Вавилонии люди стремились хорошо выполнить свою работу? (Среди населения были: земледельцы, лодочники, пастухи, строители, лекари. За некачественную работу ремесленники строго наказывались).
2.Как относились в Вавилонии к рабам? Какое вознаграждение полагалось вавилонянину за поимку раба? (Рабы были как слуги, им нельзя было помогать. Никто не имел права укрывать беглого раба. За поимку раба полагалась награда - две меры серебра)
3.Докажите, что законы Хаммурапи защищали права детей, приемных детей.
Докажите, что законы Хаммурапи требовали от детей уважения к своим родителям.(Законы наказывали за похищение детей, не разрешали отвергать детей от наследства, приемные дети оставались у приемных родителей, если были обучены мастерству .За оскорбление родители могли оставить детей без наследства)
4.Кого защищали законы царя Хаммурапи?
6.Ответы на вопросы. Написание синквейна.
Представители от групп предлагают ответы на поставленные вопросы. По окончании работы групп организуется обсуждение вопросов, поставленных в начале урока. Действительно ли это были очень суровые законы? Можно ли их назвать справедливыми? Почему? Кого защищали законы царя Хаммурапи? На основе сообщений группам предлагается написать краткое пятистишие - синквейн, посвятив его законам или Хаммурапи. Если дети не знакомы с технологией написания синквейна, на доске составить инструкцию (Приложение 2) Преподаватель выступает в качестве ведущего, помогает группе составить синквейн
IV. Рефлексия.
Что я узнал сегодня нового по данной теме?
Что меня более всего удивило, заинтересовало?
V. Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке. С комментариями учителя оценки выставляются в дневники учащихся.
VI. Домашнее задание. Домашнее задание: §14 в учебнике А.А.Вигасин. Подготовить развернутые ответы о жизни, обычаях и занятиях жителей вавилонского общества.
Приложение1 Вопросы первой группе:
1.Что составляло основу хозяйства Вавилонии, судя по этим законам?
2.Какой труд поощряли законы?
3.Предположите каким было отношение в Вавилонии к частной собственности?
4.Чьи интересы защищает закон? Почему царь защищает земледельцев, пострадавших от нерадивости соседа?
5.Предположите, почему царь был заинтересован в благополучии населения страны?
6.Допустим, вы собственник земли, какие статьи закона защищают ваши права на землю?
(§ 42) Если человек арендовал поле для обработки и не вырастил на поле зерна, то его следует уличить в невыполнении необходимой работы на поле, а затем он должен будет отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей.
(§ 43) Если он вовсе не обработал поле, а забросил его, то он должен отдать владельцу поля зерно в соответствии с урожаем у его соседей, а поле, которое он забросил, он должен разбить, вспахать, взборонить и затем вернуть хозяину поля.
(§ 44) Если человек арендовал на три года залежную землю для распашки, но он был нерадив и не распахал поле, то на четвертом году он должен вспахать, промотыжить и взборонить, а затем вернуть владельцу поля; кроме того, он должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур поля
(§ 47) Если пахарь, поскольку он в первый год аренды не оправдал даже своих издержек, сказал: “Поле я вновь обработаю”, то хозяин поля не должен возражать; только этот пахарь может обработать его поле, а при жатве он возьмет зерно согласно своим обязательствам.
(§ 48) Если человек имеет на себе процентный долг, а град побил поле, или половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан вернуть зерно своему заимодавцу; он может переписать свою табличку и проценты за этот год не платить.
(§ 53) Если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, что на его земле, не укрепил свою плотину, и в его плотине образовалась брешь, и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил.
(§ 54) Если он не в состоянии возместить зерно, то его самого и его имущество должны продать за серебро, а владельцы полей, зерно которых вода затопила, должны разделить это серебро между собой.
(§ 55) Если человек открыл свой арык для орошения, но был нерадив, и вода затопила поле соседей его, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей.
(§ 64) Если человек отдал садовнику свой сад для возделывания, то садовник, пока он держит сад, должен из дохода отдавать хозяину сада 2/3, а он может взять 1/3.
(§ 65) Если садовник сад не возделывал и сократил доход, то садовник должен отмерить доход от сада, как его соседи.
Вопросы второй группе
1.За какие преступления наказывали в Вавилонии?
2.Как обычно наказывали людей, совершивших преступления?
3.Согласны ли вы с ответственностью судьи за изменение приговора?
4.Согласны ли вы с высшей мерой наказания за перечисленные в законах преступления?
5. Как вы думаете, помогают ли столь суровые законы в борьбе с преступностью? Почему?
(§ 1) Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.
(§ 3) Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело – дело о жизни, то человек этот должен быть убит.
(§ 5) Если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в двенадцатикратном размере; кроме того, в собрании его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде.
(§ 6) Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит.
(§ 21) Если человек сделал пролом в дом другого человека, то перед этим проломом его следует убить.
(§ 22) Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит.
(§ 23) Если грабитель не был схвачен, то ограбленный человек может показать перед богом все свое пропавшее, а община и староста, на земле и территории которых было совершено ограбление, должны ему возместить все его пропавшее.
(§ 24) Если при этом была загублена жизнь, то община и староста должны отвесить 1 мину серебра его родичам.
(§ 25) Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришел для тушения пожара, поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, то этот человек должен быть брошен в этот огонь.
(§ 59) Если человек срубил дерево в саду человека без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины серебра.
(§ 195) Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку... (§ 196) Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз. (§ 197) Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость. (§ 200) Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб
(§ 203) Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить 1 мину серебра. (§ 206) Если человек сильно ударил человека в драке и нанес ему рану, то этот человек должен поклясться: “Неумышленно я ударил”, – и оплачивать лекаря.
Вопросы третьей группе:
1. О каких занятиях населения вы узнали, прочитав эти документы? Почему в Двуречье люди стремились хорошо выполнить свою работу?
2.Как относились в Двуречье к рабам? Какое вознаграждение полагалось Вавилонянину за поимку раба?
3.Докажите, что законы Хаммурапи защищали права детей, приемных детей. Докажите, что законы Хаммурапи требовали от детей уважения к своим родителям.
4. Кого защищали законы царя Хаммурапи?
(§ 15) Если человек вывел за городские ворота либо дворцового раба, либо дворцовую рабыню, то он должен быть убит.
(§ 16) Если человек скрыл в своем доме беглых раба или рабыню, принадлежащих дворцу или же и не вывел их на клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен.
(§ 17) Если человек поймал в степи беглого раба или рабыню и привел его к его хозяину, то хозяин раба должен дать ему два сикля серебра.
(§ 18) Если этот раб не назвал своего хозяина, то поимщик должен привести его во дворец, дело его должно быть рассмотрено, а затем его должны вернуть его хозяину.
(§ 73) Если... жилец полностью заплатил хозяину дома арендную плату за год, а хозяин дома приказал жильцу выехать до истечения его полного срока, то так как хозяин дома выселил из своего дома жильца до полного истечения его срока, серебро, которое жилец дал ему, он теряет...
(§ 14) Если человек украл малолетнего сына другого человека, то он должен быть убит.
(§ 168) Если человек захотел отвергнуть своего сына и сказал судьям: “Я отвергну своего сына”, то судьи должны рассмотреть его дело, и если сын не нанес отцу никакой обиды, за которую полагается отвергнуть от наследства, отец не может отвергнуть своего сына от наследства.
(§ 169) Если он нанес своему отцу тяжкую обиду, за которую полагается отвергнуть от наследства, то в первый раз они судьи должны отвести его намерения; если же он двукратно нанес тяжкую обиду, то отец может отвергнуть своего сына от наследства.
(§ 188) Если ремесленник взял малолетнего для воспитания и передал ему свое ремесло, то приемыш не может быть потребован обратно по иску.
(§ 189) Если он не передал ему своего ремесла, то этот воспитанник может вернуться в дом своего родного отца.
(§ 215) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и спас человека или же он вскрыл бельмо у человека бронзовым ножом и спас глаз человеку, то он может получить 10 сиклей серебра.
(§ 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил этого человека или же он вскрыл бельмо у человека бронзовым ножом и выколол глаз человеку, то ему должны отрубить кисть руки.
(§ 229) Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.
(§ 230) Если он убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя.
(§ 233) Если строитель построил человеку дом и работу свою не укрепил, и стена обрушилась, то этот строитель должен укрепить стену из собственных средств.
(§ 234) Если лодочник соорудил человеку судно, но свою работу сделал ненадежно, и это судно рассохлось в том же году или оно имело другой недостаток, то лодочник должен это судно разобрать, а из собственных средств сделать прочное и отдать судовладельцу прочное судно.
(§ 267) Если пастух был нерадив, и на скотном дворе появились чесотка , то пастух, который причинил ущерб от чесотки на скотном дворе, должен восстановить поголовье крупного рогатого скота и овец и отдать владельцу их.
Приложение 2
Синквейн по теме «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
Правила написания синквейна :
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Законы
Вавилонские, древние,
Придуманные, составленные мудрым царем,
Устанавливающие порядок в стране,
Правила.
Закон
Жестокий, но справедливый,
Разрешает, запрещает, наказывает,
Карает провинившихся сурово всегда,
Необходимость.
Хаммурапи
Знаменитый и мудрый,
Покорял, управлял, укреплял
Могучего государства достойный
Правитель.
Анализ
урока истории в 5 классе
по теме «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
Дата проведения урока: 17.10.2007г.
Учитель: Гитес Е.Н..
Класс: 5-А
I. Анализ методической структуры и содержания урока.
1. Цель и тип урока
а) правомерность постановки данной цели
Цель: формирование представления о Древнем Вавилоне как государстве, основанном на силе закона.
Сопутствующие задачи:
Образовательная – познакомить учащихся с понятием «закон», древнейшим сводом вавилонских законов, вызвать интерес к личности Хаммурапи.
Развивающая – формировать умение извлекать историческую информацию, обобщать материал, самостоятельно составлять рассказ, делать выводы. Развивать речь, внимание, память, логическое мышление, познавательные способности.
Воспитательная – воспитывать интерес к истории древних цивилизаций, приобщить учащихся к пониманию правовой культуры.
б) определение типа урока и его места в системе других уроков по данной теме
данный урок комбинированного типа представляет собой практическую работу с источниками с элементами технологии критического мышления и занимает промежуточное место в изучении темы Древний Восток.
2.Характеристика исторического материала, его методическая организация.
Для урока учителем были отобраны выдержки из свода Хаммурапи, сгруппированы и разделены по темам : I.Трудовое население страны и законы.
II.Преступления и наказания по законам Хаммурапи.
III.Как законы Хаммурапи регулируют отношения между людьми.
3. Оснащение урока.
На уроке была использована карта «Передняя Азия в древности», записи на доске, раздаточный материал с заданиями и текстом законов, инструкция для написания сенквейна..
4.Методическая структура урока.
Организационный момент
Учитель и учащиеся приветствуют друг друга и настраиваются на работу.
Актуализация знаний.
Учитель сообщает тему и цели урока, выясняет уровень представлений учащихся о том, что такое закон и для чего он необходим. Был реализован диалог учитель - ученики. Учащиеся давали развернутые ответы на вопросы учителя. Учитель, обобщив ответы учащихся, формулирует значение понятия закон. Определение понятия фиксируется в тетрадях.
Объяснение нового материала.
Учащиеся выслушивают объяснение учителя, показывают по карте города древней Вавилонии. Учитель сообщает сведения о личности Хаммурапи. Рассказ учителя о находке базальтового столба с текстом законов сопровождается просмотром рисунков в учебнике.
Самостоятельная работа учащихся
Организуя самостоятельную работу учащихся, учитель применяет элементы технологии критического мышления. На стадии вызова используется прием прогнозирования. Используя вопрос: «верите ли вы…», учитель стимулировал желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей осмысленностью и заинтересованностью отнестись к текстам законов. Учащиеся работают с текстом законов на карточках, отвечая на вопросы, составленные для каждой группы.
Подведение итогов
Выставляются оценки. Отмечаются активные ученики. Задается домашнее задание: подготовить развернутые ответы о жизни, обычаях и занятиях жителей вавилонского общества.
Заключение Учитель прощается с детьми.
5.Организация урока.
В ходе организационного момента учитель настроил учащихся на работу, объявил тему, сконцентрировал внимание на цели урока.
6.Основные виды работ на уроке:
-рассказ учителя;
-работа с картой;
-работа учащихся с текстом;
-сообщения учащихся, представители от группы отвечали на поставленные вопросы, делали выводы;
-написание краткого пятистишия.
7.Методическая характеристика заданий.
Правильность подбора статей законов согласно поставленной цели урока:
для знакомства со сводом Хаммурапи учителем были целесообразно отобраны статьи, объединенные одной тематикой. Грамотно сформулированы вопросы к ним.
Четкость целевой установки:
учитель четко нацелил детей в начале урока.
Охват учащихся выполняемыми заданиями:
учитель следил за равным вовлечением учеников в работу на уроке, поддерживая их заинтересованность.
Домашнее задание.
Содержание и объём домашнего задания:
Содержание домашнего задания было соотнесено с тематикой урока и видами деятельности на данном уроке и на предыдущих. Объём домашнего задания соответствовал возрастным характеристикам класса и уровню его подготовленности.
Домашнее задание логически вписывалось в структуру урока.
Соответствие методической структуры урока его целям и условиям обучения.
II. Организаторская, коммуникативно-обучающая и воспитывающая деятельность учителя.
1.Установление делового контакта с классом.
С первых минут урока с классом был установлен деловой контакт, в классе поддерживалась дружелюбная атмосфера.
2. Ориентировка учащихся на выполнение плана урока.
Учитель своевременно и доступно сформулировал цель и задачи урока, задал хороший темп занятия.
3.Организация групповой и индивидуальной форм работ учащихся.
На уроке имели место индивидуальные (ответы учащихся) и групповые (получение заданий по группам) формы работы.
4. Обучение учащихся приемам самостоятельной работы с тестом.
Ученики самостоятельно искали ответы на поставленные вопросы, обобщали полученную информацию, делали выводы. Учитель активно формирует информационные компетенции учеников.
5.Организация контроля над работой учащихся, выявление и исправление ошибок.
Учитель внимательно следил за ответами учащихся, если надо было, исправлял, дополнял.
6.Объективность и воспитательная направленность оценок за урок.
Учитель объективно выставил оценки наиболее активным в работе ученикам.
7.Педагогический такт учителя.
В ходе урока учитель проявлял внимание к ученикам, работа проходила в психологически спокойной и положительной атмосфере.
III. Выводы и рекомендации по результатам урока.
- Цели и задачи урока были определены корректно с учётом возраста и возможностей учащихся.
- В ходе занятия были представлены различные формы коллективной (фронтальный опрос), групповой и индивидуальной работы учащихся.
- Виды работ и методика были использованы оправданно.
- К разработке урока педагог отнёсся творчески.
- Форма урока и виды заданий соответствовали возрастным особенностям учеников.
- Благодаря подбору материала и сочетанию различных видов и форм деятельности цели были достигнуты на уроке.
- Учитель прекрасно владеет современными методиками и технологиями преподавания истории, активно использует сочетание традиционных и новых технологий.
- Речь учителя грамотна и выразительна.
- Отношения с классом доброжелательные и демократичные, педагогический контакт с классом налажен.
Зам. директора по УВР Кудашева М.Ф.
22.10.2007 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"
Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...
Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"
Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»
Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...
Методическая разработка урока по истории
Урок истории по теме "Бунташный век" с использованием мультимедиа...
Методическая разработка урока по истории
Урок истории "Венценосная семья Романовых. Последний акт трагедии". На уроке учитель раскрывает перед учащимися полно и объективно картину дней царствования последнего русского императ...
Методическая разработка урока по истории древнего мира
Цель урока: познакомить учащихся с природой занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии, продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия...
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты
Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы взаимного обучения.Имеет целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...