Методическая разработка урока по истории
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Тема урока "Куликовская битва"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_kulikovskaya_bitva.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

Тема урока:«Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва».
Тип урока:формирование и совершенствование знаний и умений с элементами лабораторной работы.

Образовательные технологии: ИОСО  (индивидуально-ориентированная система обучения)  ИКТ (информационно – коммуникационные технологии)
Образовательные цели:формирование представленияучащихся о значении битвы в истории Руси, подготовке и ходе сражения, роли московских князей в деле объединения Руси и борьбе против завоевателей.

Развивающие цели:

  1. Учить проводить сравнительный анализ однородных объектов
  2. Учить осуществлять целеполагание деятельности
  3. Учить развивать коммуникативные свойства речи

Воспитательные  цели:

  1. Воспитывать чувство сопричастности к судьбе родины, озабоченность её трудностями и гордость за её успехи.
  2. Развивать навыки коллективного труда

Дидактические цели: устанавливать причинно-следственные связи, работать с исторической картой, характеризовать деятельность исторической личности по памятке-алгоритму, интерпретировать факты, полученные из разных источников информации (схема, ролик, учебник),

Оборудование урока:  мультимедийный проектор, карта Куликовского сражения, карточки с заданиями, учебник: авторы А. А. Данилов, Л Г Косулина «История России . с древнейших времен до конца  XVI века» 6 класс, анимационная карта Куликовской битвы.


Понятия и термины: Маневр«Великая замятня»СтратегияТактикаПередовой полк, Сторожевой полк, Полк левой руки Слайд №2

Личность в истории:Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Пересвет, Ослябя, Челубей, Тохтамыш. Слайды №3, 4,5

Даты:   битва на р. Воже – август 1378 г, Куликовская битва – 1380 г, набег Тохтамыша – 1382 г  Слайд № 6

Этапы урока:

I.  Организационный момент

1. Актуализация знаний о причинах объединения Руси вокруг Москвы

2. Активизация мыслительной деятельности учащихся

3. Формирование мотивации, постановка цели урока.

II. Реализация

1. Изучение нового материала

2. Дальнейшее освоение разных способов работы с информацией

III Рефлексия

1. Составление целостного представления о роли Москвы, причинах и результатах Куликовской битвы

2. Постановка новой проблемы: означала ли Куликовская битва окончательное освобождение русских земель от ордынского ига? Почему

Закрепление пройденного на предыдущем уроке.

Учитель: «Здравствуйте, ребята. Из материала прошлого урока вы узнали о том, как началось объединение русских земель вокруг Москвы, познакомились с князем Иваном Калитой и его деятельностью по усилению Московского княжества. Чтобы продолжить данную тему, нам необходимо вспомнить ключевые моменты прошлого урока».

К доске вызывается первый ученик.

Задание (при щелчке мыши на карте появляются задания):

  1. показать на карте княжество, ставшее политическим центром Руси в XIII веке;
  2. рассказать о политической системе Руси в XIII веке.

Ответ учащегося:

Политическим центром Руси в XIII веке стало Владимирское княжество.

Главным на Руси в XIII веке считался великий князь владимирский, который назначался Ордой из представителей владимиро-суздальской династии. Носить титул великого князя владимирского было очень почетно, так как он поддерживал отношения с Золотой Ордой, имел право сбора дани, был судьей в спорах русских князей. Также в распоряжении владимирского князя были богатые и плодородные владимирские земли и право на княжение в Новгороде Великом.

Взаимоотношения между князьями регулировались особыми договорами. Если князья договаривались как равноправные стороны, они называли себя «братьями». Если один князь признавал другого сильнейшим, то называл его «отцом» или «братом старейшим», а себя – «братом молодшим».Слайд №2.

К доске вызывается второй ученик.

Задание:

  1. Показать на карте Московское и Тверское княжество.
  2. Рассказать как произошло возвышение Москвы при Иване Калите. Показать на карте расширение границ Московского княжества, произошедшее в XIII-XIV в.в.

Ответ учащегося:

«Иван Калита правил с 1325 по 1340 г.г. В период его правления происходит возвышение Московского княжества. Для усиления своего владения Калита стремился использовать Орду. Когда в 1327 году в Твери вспыхнуло восстание против ордынских баскаков, Иван Калита помог хану Узбеку в подавлении восстания и получил ярлык на великое владимирское княжение, а также право сбора дани для Орды со всех русских земель.

Калита старался поддерживать хорошие отношения с Золотой Ордой: исправно платил дань, щедро одаривал хана и его жен, всегда сохранял учтивость и покорность в общении в ханом.

Также Калита покупал земли в соседних княжествах, создавая московские опорные пункты в чужих землях.

При Иване Калите Московское княжество становится сильнейшим на Руси. Значительно расширяется территория Московского княжества».Слайд №8.

Вывод (делает учитель):

«Политические успехи московских князей возвысили Москву над другими княжествами. Московское княжество стало одним из самых сильных политических центров Руси. Оно превратилось также и в духовный центр русских земель».

Учитель: «Сегодня мы познакомимся с внуком Ивана Калиты – Дмитрием. Сильным и смелым князем, который продолжил славное дело своего деда по объединению русских княжеств. Также Дмитрием было нанесено первое крупное поражение Орде в битве на Куликовом поле».

Учитель: В конце урока мы должны будем ответить на вопросы:

  1. «В чем причины  победы Дмитрия над монголами на Куликовом поле?»
  2. «Каково историческое значение победы Дмитрия над монголами на Куликовом поле?»

Учитель: «А теперь давайте познакомимся с Дмитрием поближе».

Заслушивается ученик, имеющий опережающее задание подготовить сообщение о Дмитрии Донском.

Учитель:«Посмотрите на схему. Слайд №10.

Ученик рассказывает:

На престол Дмитрий вступил в 1359 г. в возрасте 9 лет. Но, несмотря на столь юный возраст, он был не по годам развитым мальчиком.

Взгляните на портрет Дмитрия, написанный художником Глазуновым. Мы видим ясное, умное лицо. Глаза, в которых застыла решимость, твердый подбородок, свидетельствующий о сильном характере. Именно таким и был Дмитрий.

В начале своего княжения Дмитрию пришлось бороться за владимирский ярлык с нижегородским князем, а затем с тверским. Силой заставил Дмитрий тверского князя Михаила отказаться от ярлыка в пользу Москвы. Михаил и Дмитрий подписали договор, по которому владимирский престол становился наследственным владением московских князей. Таким образом, судьба престола стала решаться на Руси, а не в Орде.

Учитель:«Также Дмитрий заменил деревянные стены Московского кремля белокаменными – более прочными к штурмам. Взгляните на картину Васнецова, на ней мы видим Москву в новом белокаменном одеянии».

Слайд №11

Вопрос классу:«Что можно сказать о Московском княжестве при Дмитрии? Укрепило ли оно свои позиции?»

Ответ учащихся: «Да. Дмитрию удалось сохранить ярлык на княжение владимирское, а также он укрепил Москву, обнеся ее прочными белокаменными стенами».

Учитель: «Теперь давайте рассмотрим вопрос «Русь и Орда накануне решающего столкновения»

Учитель: «В конце 50-х г.г. XIV в. в Орде начались усобицы. За 20 лет там сменилось 25 ханов. Эти события получили название великой замятии. В результате усобиц Золотая Орда распалась на 2 части: Западную и Восточную. В Западной части власть захватил хитрый военачальник Мамай. Мамай не являлся потомком Чингисхана, поэтому он должен был доказать, что достоин занимать ханский престол, укрепив пошатнувшееся влияние Орды на Русь.Слайд №12

Учитель:  Сражение на Воже:

  1. продемонстрировала возросшую мощь Руси
  2. выявило блестящие военные способности Дмитр
  3. Русь прекратила выплачивать Орде дань.Слайд №13

Вопрос классу:Как Вы думаете: как отреагировал на такое событие хан Мамай?

Ответ учащихся:«Мамай должен был взять реванш. Он не мог оставить свое поражение, не отомстив. К тому же хану было необходимо доказать, что он достоин престола Чингисхана».

Учитель: «Как готовились и какие цели ставили перед собой обе стороны, станет ясно из документа, с которым вам предстоит поработать».

Учитель раздает отрывки из документа«Сказание о Мамаевом побоище».

…«Узнав все от своих старых татар, начал Мамай поспешать, дьяволом распаляемый непрестанно, ополчаясь на христиан. И, забывшись, стал говорить своим князьям, и воеводам, и всем татарам так: «Я не хочу так поступить, как Батый, но когда приду на Русь и убью князя их, то какие города наилучшие достаточны будут для нас — тут и осядем, и Русью завладеем, тихо и беззаботно заживем», — а не знал того, проклятый, что господня рука высока.

И через несколько дней перешел он великую реку Волгу со всеми силами, и другие многие орды к великому воинству своему присоединил и сказал им: «Пойдем на Русскую землю и разбогатеем от русского золота!» Пошел же безбожный на Русь, будто лев ревущий ярясь, будто неутолимая гадюка злобой дыша. И дошел уже до устья реки Воронеж, и распустил всю силу свою, и наказал всем татарам своим так: «Пусть не пашет ни один из вас хлеба, будьте готовы на русские хлеба!»

Вопрос I варианта: Каковы цели похода Мамая на Русь? Слайд №14

Ответ учащихся: покорение Руси, возобновление выплаты дани. Учитель также просит одного из учеников зачитать отрывок из источника, подтверждающий его слова.

Вопрос II варианта: Каковы действия князя Дмитрия перед битвой? Слайд №14

Ответ учащихся: Дмитрий разослал гонцов по всей земле русской с просьбой к своим братьям прийти на помощь. Учитель также просит одного из учеников зачитать отрывок из источника, подтверждающий его слова.

Учитель:Итак, к сражению стали готовиться как князь Дмитрий, так и хан Мамай. Каким образом стороны  готовились к сражению?

Прочитайте  с. 150 учебника и охарактеризуйте соотношение сил перед битвой.

РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫ 2-3 УЧЕНИКОВ: «Мамай готовился к битве основательно, так как прекрасно понимал, что если он проиграет битву, правителем Орды ему никогда не быть, но если выиграет, власть его укрепится на долгие годы. За большую плату Мамаем была нанята генуэзская пехота, которая усилила монгольское конное войско.

Дмитрий формирует большое войско, собирая силы всех русских княжеств. Около 36 городов приняли участие в собирании рати, готовили снаряжение, ковали мечи. Так Русь готовилась к бою».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...

Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"

Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Методическая разработка урока по истории

Урок истории по теме "Бунташный век" с использованием мультимедиа...

Методическая разработка урока по истории

Урок истории "Венценосная семья Романовых. Последний акт трагедии". На уроке  учитель раскрывает перед учащимися полно и объективно картину дней царствования последнего русского императ...

Методическая разработка урока по истории древнего мира

Цель урока: познакомить учащихся с природой занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии, продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты

Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы  взаимного обучения.Имеет  целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...